СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

Юридические услуги и консультации в области логистики

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом

Перевозка опасных грузов авиатранспортом

 

Реклама на сайте                   

 

 

Невидимая рука

 

Бизнес в четких и прозрачных правилах сам заработает. Главное – чтобы правила были и были четкими и прозрачными и они исполнялись.

 

Любая экономика подчиняется установленным правилам. Последние годы было одно правило – правило посредника-временщика. И вот от этого правила нужно срочно отказываться в экономике. Распространенное заблуждение что свобода и "рынок" все сами сделают, увы, до добра не доводит. Невидимая рука рынка – это теоретическая модель, которая на практике привела к глубокому замедлению роста экономики.

При правильном прочтении теория Смита предполагает нечто противоположное полной политической и экономической свободе, а точнее, необходимость видимой руки государства. Она объясняет не только то, как рынки растут и падают, но и то, сколько необходимо направляющей внешней силы, чтобы поддерживать их. В конечном итоге невидимая рука – это великолепная идеализация рынка, которая показывает, насколько идея полной свободы предпринимательства на самом деле ограничена.

 

Отсутствие четких правил в экономике, помноженное на пресловутую российскую "свободу договора", фактически привело к полному искажению модели любого договора, и деградации самого понятия "Закона" как способа организации правового регулирования общественных отношений. Пресловутая "свобода договора" нужна только посредникам-мошенникам, чтобы не соблюдать правила и иметь возможность безнаказанно отмывать налоги, избегать обязательной прозрачности.

Общий дух законодательства, а точнее перекос его правоприменительной практики и судебной системы, не направлен на создание условий для увеличения реального сектора экономики, а отдает предпочтение посредническому бизнесу, создает для посредника шоколадные условия, холит и лелеет его.

Вся система госзакупок нацелена на создание благоприятных условий для посреднических схем. Проведение госкомпанией тендера на строительство или поставки товаров или услуг есть не что иное, как передача посреднику права выбора. Цепочка, при которой заказчик выбирает генподрядчика, который в свою очередь назначает подрядчика, который ищет субподрядчика, может быть бесконечной. Цепочка заточена исключительно на дележ пирога, при котором реальному строителю или поставщику товаров или услуг достаются лишь крохи. При этом махровым цветом процветает мошенничество и создание пирамид.

Тезис, что посредник способствует увеличению продаж или доступности услуг для потребителя, в эпоху интернета является крайне сомнительным. Прошлогодний падеж турагентов и субагентов-агрегаторов типа Eviterra лишний раз доказал, что кассовые разрывы и безнаказанность при пользовании деньгами реальных перевозчиков являются следствием системной ошибки, и ее последствия ложатся на перевозчика. Доходность бизнеса диспетчера в разы превышает доходность реального сектора (в 2013-м средняя доходность с вложенного капитала для перевозчика - 18%, а для посредника - 147% в год.), а возможности эпохи информационных технологий практически полностью минимизируют издержки только посредника. Сверхблагоприятные условия ведения бизнеса для агента-распространителя (билетной кассы) в современных условиях способствуют лишь образованию неограниченного и неконтролируемого со стороны государства количества посредников. Фактически рынком владеют и контролируют все финансовые потоки диспетчера-посредники. При этом с позволения государства на рынке полностью отсутствует предусмотренная законом обязательная прозрачность для посреднических схем. В сложившихся условиях капитал стремительно утекает из реального сектора экономики.

Например, в автоперевозках 10% каждому посреднику – это общеизвестный факт. Как правило, 5%-15%, но иногда жадность доходит и до 50% и более. Ничем и никак неконтролируемый рост числа подобных посредников приводит к неуправляемой конкуренции между ними, а страдают от этого именно перевозчики. Количество посредников на одну перевозку порой достигает восьми единиц, при этом каждый, откусывая всего лишь по 10% от провозной платы, совершенно не заинтересован в конечном результате. Установленная законом обязательная прозрачность для посреднических сделок полностью игнорируется как самими участниками хозяйственных взаимоотношений, так контролирующими органами, призванными следить за соблюдением законности.

Практически нулевой порог для входа в посреднический бизнес и его полная неконтролируемость плодит и размножает подобных диспетчеров в геометрической прогрессии. С периодичностью примерно раз в два-три года каждый посредник сам себе порождает конкурента, который для входа на рынок снижает ставки на перевозки. Естественно, в результате это приводит к отрицательной динамике роста тарифов на автоперевозки грузов. При этом сам по себе посреднический процент остается неизменным, а высокая конкуренция незаконного бизнеса осуществляется за счет перевозчика. В существующих условиях фактически выгоднее заниматься только посреднической деятельностью, а не оказывать реальные услуги по перевозке грузов.

Подобная ситуация с шоколадными условиями для посредничества характерна практически для любого вида бизнеса, а не только для перевозок. Перепродается все и вся. Речь именно о правоприменительной практике, а не об отдельной жадности диспетчера в автоперевозках. Как говорил сантехник из советского анекдота: "Систему менять нужно".

 

Посредничество растет на дрожжах в двух ситуациях: когда все очень плохо или когда слишком хорошо. Последние годы у нас был именно второй случай. Посредники, не вносящие вклад в реальный ВВП, не создающие национальное благосостояние, а так, трубочки в системе, перекачивающие финансовую жидкость и всасывающие солидную ее часть. Народившееся поколение посредников — это поколение жирных котов, ставших по ошибке царями зверей и королями джунглей.

Увы, вместо того чтобы заниматься перевозками, строительством, производством и пр. реальным бизнесом, львиная доля сил и энергии уходит на выдумывание и выстраивание всяческих схем и уловок. Жадность, помноженная на прыткость, в конечном итоге ведет к общим потерям.

 

Как результат, через четверть века после начала перестройки мы почти ничего не производим, у нас осталось совсем мало основного капитала, многие наши города, поселки и деревни находятся на грани цивилизованного существования. Машина денежная начала обороты сбрасывать, да еще скрипеть и хрустеть стала, добра приносит все меньше и меньше. Если еще пятнадцать лет назад любое финансовое вливание в экономику давало ощутимый прирост ВВП, то в нынешних условиях этот инструмент абсолютно не работает. Попытка сохранить и приумножить количество воды в дырявом ушате все быстрее и быстрее терпит неудачу – с каждым разом вода все сильнее размывает дыры и уходит в песок. Эмиссия денег государством и бездумное финансирование банков с космическими скоростями через посреднические структуры выводит капитал на счета мошенников, обогащая лишь горстку финансовой элиты.

 

Основные требования реального бизнеса к власти связаны не только с экономикой и рыночной конъюнктурой, производственному бизнесу нужны понятные и стабильные правила игры. Государству, которое на словах обещает поддержку реального сектора экономики, а на деле лишь создает благоприятные условия для посредников, и при этом еще и постоянно меняет и, как правило, ужесточает требования именно к реальному бизнесу, никто не верит. Наглядным примером подобного бесполезного ужесточения является прошлогодняя история с тахографами, в результате которой с каждой машины реальный перевозчик заплатил по 50 тыс. руб. и ничего не получил взамен, а посредника такие поборы никак не коснулись. Платный проезд по дорогам, т.н. двенадцатитонный оброк, тоже ляжет только на перевозчика.

Власти надо перестать лгать и пора уже отвечать за свои слова и принимаемые ею законы. Само понятие законности у нас теряет всякий смысл, так как закон выворачивается наизнанку и в пользу посредника.

 

Справедливости ради нужно отметить, что последние изменения в главе 21 НК РФ имеют положительную регулятивную функцию и создают существенные препятствия для посредника в отмывании НДСа. Однако изменение лишь налогового законодательства является полумерой и не позволяет достичь цели.

Срочно необходимы меры, направленные на исправление правоприменительной практики и на исключение непрофессионализма чиновников от судебной системы, чтобы установленная законом обязательная прозрачность для посреднических сделок не игнорировалась как самими участниками хозяйственных взаимоотношений, так контролирующими органами и ветвями власти, призванными следить за соблюдением законности.

Необходимо создать условия, чтобы капитал из посреднического "бизнеса" пошел в реальный сектор экономики.

11/02/2015

Владислав Артамонов

6PL

См. также статьи: "Проблема табуретки", "Налоговые схемы в автоперевозках грузов", "Перевозчик или посредник?", "Время выбить "табуретку" "Грузоотправитель в товарных документах", "Сколько налогов платит дальнобойщик".

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования