СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

Юридические услуги и консультации в области логистики

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом

Перевозка опасных грузов авиатранспортом

 

Реклама на сайте                   

 

 

Время выбить "табуретку"

 

Больше половины объема перевозок выполняется по серым схемам. Краткое описание проблемы табуретки

 

Существует достаточно распространенная практика, когда под прикрытием притворных договоров перевозки или ТЭД между грузовладельцем и посредником совершаются агентские договора. Посредник по факту являющийся лишь диспетчером, оказывающий только посреднические услуги по оформлению заказов на обслуживание автотранспортом (9319431 по ОК 004-93) и который не участвует в передачи имущества, игнорирует установленные законом требования об обязательной прозрачности посреднических сделок. С целью сокрытия посреднической деятельности в транспортной накладной в качестве перевозчика в "добровольно-принудительном" порядке указывается диспетчер. Диспетчер-"табуретка" декларирует, что перевозит груз собственным транспортом, который на самом деле ей не принадлежит и ей не эксплуатируется. Игнорируются очевидные свидетельства возможности реального выполнения контрагентом условий договора, выполнение работ или оказание услуг. Диспетчер путем обмана или злоупотребления доверием вводит в заблуждение грузоотправителя, либо осуществляет мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности. Подобная "общероссийская афера экспедиторов" занимает существенную долю рынка автомобильных перевозок. Осуществляется эта афера не только для того, чтобы уйти от уплаты части налогов, но и для получения посредником конкурентного преимущества перед реальным перевозчиком. С целью ухода от налогообложения под прикрытием притворной сделки применяется обилие "черных" и "серых" схем взаиморасчетов, с участием так называемых "прокладок" и "помоек". Естественно для решения вопросов, связанных с "зачетом" НДС посредник, являясь фирмой-однодневкой, налогов не платит.

Когда в основе бизнеса посредника-диспетчера лежит возможность налоговых махинаций, в частности с НДС (как при перечислении провозной платы, так и при возмещении ущерба ненадлежащим лицом), вопрос соотношения цены-качества и др. рыночные механизмы отходят на второй план, либо вообще не работают. Кроме того, ничем и никак неконтролируемый рост числа подобных посредников приводит к неуправляемой конкуренции между ними, а страдают от этого именно перевозчики. Количество посредников на одну перевозку порой доходит до восьми единиц, и при этом каждый, откусывая всего лишь по 10% от провозной платы, совершенно не заинтересован в конечном результате. Установленная законом обязательная прозрачность для посреднических сделок полностью игнорируется как самими участниками хозяйственных взаимоотношений, так контролирующими органами, призванными следить за соблюдением законности. Для восстановления системы необходимо отобрать у табуретки контроль над финансовыми потоками, вернуть ее деятельность в законное русло. Но дело даже не в том, что бюджет недополучает существенную долю налоговых поступлений, важнее то, что от подобных махинаций страдает целая социально значимая отрасль – автоперевозки грузов, которая практически на стадии полного вымирания.

Действующим законодательством предусмотрено дополнительная защита рынка перевозок грузов от недобросовестных посредников через защиту рынка страхования.

Согласно действующему законодательству наступление ответственности за имущество без его фактического приема - при наступлении предусмотренного в договоре события обязанность возместить другой стороне, причиненные вследствие этого события убытки, лежит на страховщике (ст.929 ГК РФ). На территории Российской Федерации страхование может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии (п.5 ст.4 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1, ст.938 ГК РФ).

Диспетчер, оказывающий только посреднические услуги, но принимающий на себя ответственность за непринятое им имущество на самом деле систематически ведет страховую деятельность.

Мошеннические действия диспетчера с целью получения конкурентного преимущества перед перевозчиком и как следствие необоснованного его обогащения приводят к перекосу экономических рычагов регулирующих рынок. Перевозчик, владеющий двумя-тремя транспортными средствами, а таких перевозчиков и в России и во всем мире около 80%, не может конкурировать с посредником при заключении долгосрочных договоров перевозки с грузовладельцем. Даже среднему грузоотправителю получается выгоднее работать через "табуретку".

Имея дебиторскую задолженность перед посредником в размере, кратно превышающем стоимость груза, и незаконно, под прикрытием договора ТЭД, возлагая на него ответственность за данный груз, грузовладелец, помимо самой организации перевозки фактически дополнительно и на безвозмездной основе получает от "табуретки" услуги по страхованию. Соответственно грузоотправитель не заинтересован ни в надежности самого перевозчика, ни в качественной упаковке собственного груза, а диспетчер не может отказать в выплате даже на законных основаниях, т.к. это потеряет клиента.

Пока всякие посредники под прикрытием договора ТЭД смогут безнаказанно откусывать добрую половину от ставки провозной платы, реальный перевозчик не сможет содержать в надлежащем техническом состоянии свой подвижной состав, производить его своевременное обновление. А это уже не только проблема рентабельности бизнеса автоперевозок грузов, но и вопрос безопасности всех участников дорожного движения. Указание диспетчера в транспортной накладной в качестве перевозчика приводит к фактическому отсутствию возможности у перевозчика страховать свои риски и тем самым иметь гарантию непрерывности и преемственности бизнеса.

По данным Минтранса в 60 процентах случаев грузовой транспорт находится в "сером" сегменте рынка и, как следствие, не соблюдает установленные нормы обеспечения безопасности перевозок.

 

На сегодняшний день важно установить четкие и прозрачные правила для всех. Добросовестные перевозчики и диспетчера практически единогласно заявляют, что необходимо заставить работать закон, госорганы должны выполнять свои функции контроля соблюдения законности, нужен порядок и т.д. Четкие и прозрачные правила оформления грузоперевозок, наведение порядка в правоприменительной практике приведет к существенному росту транспортной отрасли как мультипликатора. Следом начнут подниматься производство и продажи грузового автотранспорта, рынок страховых услуг, рост придорожной инфраструктуры и т.д.

Увы, вместо того чтобы заниматься перевозками и пр. реальным бизнесом, львиная доля сил и энергии уходит на выдумывание и выстраивание всяческих схем и уловок. Жадность, помноженная на прыткость, в конечном итоге ведет к общим потерям.

В Российской Федерации, в силу ее географических особенностей и особенностей территориального размещения производительных сил, автомобильный транспорт играет ключевую роль в развитии экономики.

Автоперевозки грузов являются наиболее массовым видом транспорта, и обеспечивают около 55% объема, а в большинстве регионов Российской Федерации - являются безальтернативным и единственным видом транспорта, обеспечивающим доставку продукции, сырья и товаров для отраслей экономики и населения.

В 2012 году объем перевозок грузов автомобильным транспортом по сравнению с 2011 годом увеличился на 2,9 % и составил 5,8 миллиардов тонн, или 55 % к общему объему перевозок грузов всеми видами транспорта (кроме трубопроводного) в Российской Федерации. При этом автомобильным транспортом перевезено не более 580 миллионов тонн грузов.

Рынок автотранспортной деятельности России при оказании услуг автомобильным транспортом в стоимостном выражении является одним из самых емких по сравнению с другими отраслями экономики и по экспертным оценкам составляет около 3 триллионов 150 миллиардов рублей в год.

Являясь наиболее гибким и хорошо приспособленным к изменениям рыночной конъюнктуры элементом транспортной системы, автомобильный транспорт, вместе с тем, ресурсоемкая отрасль в настоящий момент является убыточной.

Экономические проблемы отрасли имеют системные корни и прежде всего на правовом поле. Причиной деградации социально-значимой отрасли является извращенная правоприменительная практика исполнительной и судебной власти. Государство фактически самоустранилось от выполнения важнейшей государственной функции – контроля над соблюдением базовых принципов законности.

 

23/09/2014

Владислав Артамонов

6PL

Опубликовано в РГ (Спецвыпуск) N6511 от 20 октября 2014 г.

 

См. также статьи: "Проблема табуретки", Сколько налогов платит дальнобойщик, Перевозчик или посредник?, "Налоговые схемы в автоперевозках грузов" и "Грузоотправитель в товарных документах", "Невидимая рука".

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования