|
Грузоотправитель в товарных документах
В первичном учетном документе к договору купли-продажи нет существенного условия – базис поставки, а отсутствие четкого и прозрачного порядка заполнения поля "грузоотправитель" провоцирует налоговые махинации.
ФНС России решила предложить бизнес-сообществу единую форму передаточного (отгрузочного) документа. Основная идея разработки состояла в предоставлении как можно большему количеству субъектов предпринимательской деятельности возможности зафиксировать как можно большее количество фактов хозяйственной жизни в удобной единой форме. При этом служба ориентировалась на отражение в документе минимально необходимого объема информации. Но это еще не все. Принципиально новым в этой разработке является совмещение функций первичного учетного документа с функциями счета-фактуры, являющегося средством контроля деятельности налогоплательщиков со стороны государства за исчислением и уплатой НДС в бюджет. Не случайно налоговой службой поддерживался и популяризировался подход о правомерности расширения показателей счета-фактуры, не лишающего налогоплательщиков права на получение налогового вычета по НДС. Так в формате электронного счета-фактуры, зарегистрированного в Минюсте России, были заложены дополнительные информационные поля, позволяющие включать в формат любую необходимую информацию. Это готовило информационное и правовое поле для того, что бы в кратчайшие сроки после снятия с альбомов унифицированных форм первичных учетных документов грифа «обязательные для применения» можно было реально предложить единый документ с совмещенными функциями. Для целей подготовки Универсального передаточного документа (УПД) планировалось объединить ТОРГ-12 и счет-фактуру, базируясь на уже утвержденном порядке заполнения счетов-фактур. Однако при таком подходе рабочая группа столкнулась с трудностями, которые изначально были заложены отсутствием четкой регламентации оформления полей первичного документа.
См. также Письмо ФНС от 21 октября 2013 г. N ММВ-20-3/96 Об оценке налоговыми органами документов, которые одновременно содержат все обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством и для счетов-фактур, и для первичных учетных документов (Рекомендуемая форма УПД)
Порядок заполнения показателей ''Грузоотправитель'' и ''Грузополучатель'' в форме N ТОРГ-12 и в счет-фактуре нормативно-правовыми актами не установлен. Получается парадоксальная ситуация: поля в документе есть, а как их заполнять, в НПА не говориться. Содержание факта хозяйственной жизни в первичном учетном документе отражено не полностью, отсутствует существенное условие договора купли-продажи – базис поставки. Сложившийся правовой вакуум не позволяет контролирующим органам однозначно идентифицировать субъекта, несущего затраты на транспортировку, провоцирует хозяйствующих субъектов на совершение налоговых правонарушений выражающихся в дублировании принятия к вычету данных затрат, не позволяет предотвратить налоговые махинации. Фактически при таком подходе поля "грузоотправитель" и "грузополучатель" не несут никакой смысловой нагрузки. В свою очередь налоговые махинации продавца и покупателя негативно отражаются на смежной отрасли – перевозке грузов, приводят к правовой незащищенности перевозчика и провоцируют мошеннические схемы. Фактически бесконтрольность со стороны государства участников сделки купли-продажи и массовое применение последними различных схем ухода от налогов является первопричиной упадка отрасли грузоперевозок. Для отмывания НДСа используются диспетчера-посредники в обиходе именуемые "Табуретками".
Проблема табуретки Существует достаточно распространенная практика, когда под прикрытием притворных договоров перевозки или ТЭД между грузовладельцем и посредником совершаются агентские договора. Посредник по факту являющийся лишь диспетчером, оказывающий только посреднические услуги по оформлению заказов на обслуживание автотранспортом (9319431 по ОК 004-93) и который не участвует в передачи имущества, игнорирует установленные законом требования об обязательной прозрачности посреднических сделок. С целью сокрытия посреднической деятельности в транспортной накладной в качестве перевозчика в "добровольно-принудительном" порядке указывается диспетчер. Диспетчер-"табуретка" декларирует, что перевозит груз собственным транспортом, который на самом деле ей не принадлежит и ей не эксплуатируется. Игнорируются очевидные свидетельства возможности реального выполнения контрагентом условий договора, выполнение работ или оказание услуг. Диспетчер путем обмана или злоупотребления доверием вводит в заблуждение грузоотправителя, либо осуществляет мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности. Подобная "общероссийская афера экспедиторов" занимает существенную долю рынка автомобильных перевозок. Осуществляется эта афера не только для того, чтобы уйти от уплаты части налогов, но и для получения посредником конкурентного преимущества перед реальным перевозчиком. С целью ухода от налогообложения под прикрытием притворной сделки применяется обилие "черных" и "серых" схем взаиморасчетов, с участием так называемых "прокладок" и "помоек". Естественно для решения вопросов, связанных с "зачетом" НДС посредник, являясь фирмой-однодневкой, налогов не платит. Когда в основе бизнеса посредника-диспетчера лежит возможность налоговых махинаций, в частности с НДС (как при перечислении провозной платы, так и при возмещении ущерба ненадлежащим лицом), вопрос соотношения цены-качества и др. рыночные механизмы отходят на второй план, либо вообще не работают. Кроме того, ничем и никак неконтролируемый рост числа подобных посредников приводит к неуправляемой конкуренции между ними, а страдают от этого именно перевозчики. Количество посредников на одну перевозку порой доходит до восьми единиц, и при этом каждый, откусывая всего лишь по 10% от провозной платы, совершенно не заинтересован в конечном результате. Установленная законом обязательная прозрачность для посреднических сделок полностью игнорируется как самими участниками хозяйственных взаимоотношений, так контролирующими органами, призванными следить за соблюдением законности. Для восстановления системы необходимо отобрать у табуретки контроль над финансовыми потоками, вернуть ее деятельность в законное русло. Есть надежда, что внедрение УПД поможет навести порядок в применении терминов "грузоотправитель" и "грузополучатель" в товарных и транспортных документах, что в свою очередь позволит восстановить автоперевозки грузов. Но дело даже не в том, что бюджет недополучает существенную долю налоговых поступлений, важнее то, что от подобных махинаций страдает целая социально значимая отрасль – автоперевозки грузов, которая практически на стадии полного вымирания. Годовой объем рынка автоперевозок в РФ составляет примерно 3 трлн. рублей. Соответственно только двойной зачет затрат на доставку товара даже в половине случаев и только по налогу на прибыль составляет сотни миллиардов рублей, а таких случаев на практике все больше и больше. А ведь еще к этому нужно добавить схемы ухода от НДС и т.д., которые имеют место быть практически в 70% случаев. Введение УПД и четких правил заполнения его полей на законодательном уровне, в частности полей "грузоотправитель" и "грузополучатель" позволит существенно увеличить поступление налоговых платежей в бюджет, наведет порядок.
См. также статью: "Проблема табуретки"
Базис поставки Существенным условием договора купли-продажи является "базис поставки товара" (выборка, отгрузка, доставка). В зависимости от выбранного базиса затраты на транспортировку лежат либо на продавце, либо на покупателе. По-хорошему, в УПД нужно было бы добавить поле "базис поставки товара" согласно ИНКОТЕРМС 2000. Использование ИНКОТЕРМС позволяет достичь единообразного и принятого в коммерческом обороте уточнения диспозитивных правил статьи 458 ГК РФ (момент исполнения обязанности продавца передать товар) и статьи 459 ГК РФ (переход риска случайной гибели товара).
Правовой нигилизм и отсутствие четких понятий и правил, имевшие свои положительные стороны на начальном этапе накопления капитала, на сегодняшний день является серьезным тормозом в развитии отрасли автоперевозок грузов и в целом всей страны. Принципы дикого капитализма сегодня это препятствие для роста всей экономики. Правовая защищенность участников бизнеса, гарантии непрерывности и преемственности бизнеса – необходимые составляющие любого бизнеса в современных условиях. Для реализации этих основ необходимы однозначные, четкие и прозрачные правила, в частности необходим порядок заполнения всех граф разрабатываемого УПД. Первичный документ (например, ТОРГ-12), необходим не только для налогового или бухгалтерского учета. Такие функции как документальное подтверждение в юридических целях взаимоотношений хозяйствующих субъектов между собой, в условиях падающего рынка и все возрастающего количества спорных ситуаций позволяет не доводить конфликт до судебной тяжбы. Особое внимание нужно обратить на порядок заполнения показателей УПД ''Грузоотправитель'' и ''Грузополучатель''. Именно эти поля являются наиболее спорными во взаимоотношениях сторон по договору купли-продажи, и именно они не имеют четкого определения в действующих нормативных актах и вызывают массу вопросов. Форма N ТОРГ-12 утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132. При этом порядок заполнения показателей ''Грузоотправитель'' и ''Грузополучатель'' в форме N ТОРГ-12 данным Постановлением не установлен. Кроме того, в ходе административной реформы после преобразования Госкомстата России в Росстат, данная организация уже не имеет полномочий давать разъяснения по применению форм первичных учетных документов, в том числе формы N ТОРГ-12. При этом позиция контролирующих органов о заполнении показателей счета-фактуры ''Грузоотправитель'' и ''Грузополучатель'' на основании аналогичных показателей товарной накладной по форме N ТОРГ-12 поддерживалась всегда (Письмо Минфина РФ от 9 декабря 2009 г. N 03-07-15/162). При этом данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственных операций, в том числе о лицах, осуществляющих операции по отправке и приему груза, должны соответствовать фактическим обстоятельствам (Письмо ФНС от 21 января 2010 г. N 3-1-11/22@). Отсутствие четкого и однозначного положения по заполнению спорных полей обоих документов (и ТОРГ-12 и СчФ) в конечном итоге приводит к массовым фальсификациям и возможности для мошенничества. Увы, последнее время в логистической и юридической практике участились случаи, когда из-за отсутствия в НПА порядка заполнения поля ''Грузоотправитель'', и продавец и покупатель одновременно списывают затраты на доставку одного и того же товара, и тем самым необоснованно занижают налогооблагаемую базу, вводят в заблуждение третьих лиц. Таким образом, необходимо четко прописать обязательное отражение в первичных учетных документах причинно-следственную связь между договором купли-продажи и заключаемыми для их исполнения договорами перевозки. Целесообразно в первичных документах, отражающих существо хозяйственной операции – передачу ТМЦ, и в частности в УПД, утвердить на уровне НПА обязательное указание наименования организации, несущей транспортные расходы.
Грузоотправитель в перевозках и ТЭД Согласно ст.785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. По договору перевозки можно осуществлять транспортирование груза только когда саму перевозку заказывает грузоотправитель. Когда же перевозка нужна грузополучателю или иному третьему лицу, то должен быть заключен договор транспортной экспедиции. В соответствии с п.2 ст.801 ГК РФ Правила главы 41 ГК РФ распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком. Следовательно, документооборот между грузоотправителем и перевозчиком-экспедитором уже должен быть предусмотренный Приказом Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. N 23. С учетом выше изложенного, необходимо закрепить на начальном этапе на уровне рекомендаций ФНС, а в дальнейшем и на уровне НПА, следующий тезис: в показателе УПД ''Грузоотправитель'' указывается организация заключающая договор перевозки для транспортировки данного товара. Регламентировав содержание показателя УПД ''Грузоотправитель'', снижается вероятность необоснованных (повторных) расходов, существенно увеличиваются суммы налоговых поступлений. Кроме того, с введением регламентации понятия ''Грузоотправитель'' во взаимоотношения по договору купли-продажи, наводится порядок и в отрасли автоперевозок грузов.
Пример описания графы 'Грузоотправитель'' в УПД: ''Грузоотправитель'': наименование, лица – стороны договора перевозки, его местонахождение (краткое наименование страны в соответствии с классификатором стран мира, административно-территориальная единица, населенный пункт, улица, номер дома (корпуса, строения), номер помещения (комнаты, офиса)), основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, для организаций - также через знак разделителя "/" код причины постановки на учет, (при этом, если поставщиком товаров выступает обособленное подразделение организации, проставляется код причины постановки на учет, присвоенный по месту нахождения обособленного подразделения), номер и срок действия лицензии (если вид деятельности поставщика подлежит лицензированию).
Договор перевозки груза возмездный и двусторонний. Сторонами договора перевозки согласно ныне действующего законодательства РФ являются только перевозчик и грузоотправитель. Согласно п.4 ст.2 УАТиГНЭТ грузоотправитель - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной. Согласно п.5 ст.8 УАТиГНЭТ договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов - заявки грузоотправителя. Аналогичные нормы закреплены и в других уставах и кодексах соответствующего вида транспорта: "грузоотправитель (отправитель) - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе" (ст.2 УЖДТ); "В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза." (ст.25 УЖДТ); Таким образом по действующему законодательству* обязанность уплатить за перевозку груза установленную плату лежит на отправителе (ст.785 ГК РФ). Следовательно транспортные затраты для целей налогообложения может учитывать только лицо, заключающее договор перевозки, т.е. грузоотправитель. Когда же транспортировка товара нужна покупателю, то им был заключен договор транспортной экспедиции (ст.801 ГК РФ), а продавец обязан этот факт договорных отношений отразить в УПД – первичном учетном документе хозяйственной деятельности. --------------------------- *В некоторых случаях в порядке исключения обязанность оплаты перевозки по соглашению сторон может быть возложена на получателя. Например, согласно ст.30 УЖДТ Перевозчик по обращению в письменной форме грузоотправителя (отправителя), согласованному с грузополучателем (получателем), может принимать решение о внесении платы за перевозку грузов, грузобагажа и иных причитающихся перевозчику платежей грузополучателем (получателем) на железнодорожной станции назначения. Для автоперевозок грузов подобных исключений закон не предусматривает.
Общие положения о транспортно-экспедиционной деятельности Согласно п.1 ст.801 ГК РФ Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. Согласно ст.805 ГК РФ Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц Согласно п.3 ст.801 ГК РФ Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами. Согласно требованиям п.2. ст.2 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ О транспортно-экспедиционной деятельности (далее – ФЗ-ТЭД) Правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяется перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции); Согласно п.4. ст.4 ФЗ-ТЭД при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности. Согласно п.1. ст.7 ФЗ-ТЭД Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю. Согласно п.4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554 (далее – Правила ТЭД) "транспортно-экспедиционные услуги" - услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза; Согласно п.5 Правил ТЭД Экспедиторскими документами являются: поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции); экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя); Согласно п.12 Правил ТЭД Экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки. Согласно п.7 Правил ТЭД Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции. Экспедиторские документы составляются в письменной форме. Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации. (Приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. N 23 Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов). Таким образом, согласно действующему законодательству обязательным условием исполнения договора ТЭД является прием экспедитором груза, выдача экспедиторской расписки по утвержденной форме и последующее заключение экспедитором договора перевозки с перевозчиком путем личного вручения ему груза и оформления транспортной накладной, либо личное осуществление перевозки. Фактически по договору транспортной экспедиции клиент (грузоотправитель или грузополучатель) делегирует экспедитору свои полномочия и обязанности грузоотправителя во взаимоотношениях с перевозчиком. Соответственно данный факт хозяйственной жизни должен быть отражен и в первичной товаросопроводительной документации по договору купли продажи.
Примеры заполнения графы ''Грузоотправитель" В случае, когда продавец осуществляет отправку или доставку товара силами сторонней транспортной компании, в графе ''Грузоотправитель' указывается наименование продавца и его фактический адрес (обособленного подразделения, с которого производилась отгрузка). В графе УПД "Основание передачи / получения" указывается номер и дата транспортной накладной. В случае, когда продавец осуществляет отправку или доставку товара силами сторонней транспортной компании по договору фрахтования, в графе ''Грузоотправитель' указывается наименование продавца и его фактический адрес (обособленного подразделения, с которого производилась отгрузка). В графе УПД "Основание передачи / получения" указывается номер и дата заказ-наряда, транспортная накладная не оформляется. Перевозка груза осуществляется с сопровождением представителя грузовладельца (ст.18 УАТиГНЭТ). В случае, когда продавец осуществляет отправку или доставку товара через транспортно-экспедиционную компанию, указывается наименование компании оказывающей транспортно-экспедиционные услуги и фактический адрес продавца (обособленного подразделения, с которого производилась отгрузка). В графе УПД "Основание передачи / получения" указывается номер и дата экспедиторской расписки, транспортная накладная не оформляется. В случае, когда продавец осуществляет отправку или доставку товара собственными силами (собственным транспортом компании), в графе ''Грузоотправитель' указывается фраза: "доставка собственным транспортом продавца". В графе УПД "Основание передачи / получения" указывается номер и дата путевого листа, транспортная накладная не оформляется. В случае, когда осуществляется выборка товара (самовывоз) представителем покупателя в графе ''Грузоотправитель' указывается фраза: "выборка (самовывоз) покупателем" и фактический адрес (обособленного подразделения, с которого производилась отгрузка). В графе УПД "Основание передачи / получения" указывается номер и дата доверенности, транспортная накладная не оформляется. В случае, когда осуществляется передача товара без его фактического перемещения в графе ''Грузоотправитель' указывается фраза: "передача товара без транспортировки". В графе УПД "Основание передачи / получения" указывается номер и дата доверенности, транспортная накладная не оформляется. В случае, когда осуществляется выборка товара (самовывоз) представителем покупателя на транспортном средстве, привлеченном им по договору фрахтования, в графе ''Грузоотправитель' указывается фраза: "выборка (самовывоз) покупателем" и фактический адрес (обособленного подразделения, с которого производилась отгрузка). В графе УПД "Основание передачи / получения" указывается номер и дата доверенности, транспортная накладная не оформляется. Перевозка груза осуществляется с сопровождением представителя грузовладельца (ст.18 УАТиГНЭТ). В случае, когда покупателем осуществляется забор груза через транспортно-экспедиционную компанию, по распоряжению покупателя в графе ''Грузоотправитель' указывается наименование компании оказывающей транспортно-экспедиционные услуги и фактический адрес продавца (обособленного подразделения, с которого производилась отгрузка). В графе УПД "Основание передачи / получения" указывается номер и дата экспедиторской расписки, транспортная накладная не оформляется. В случае, когда продавец осуществляет отправку или доставку товара силами сторонней транспортной компании через диспетчера, в графе ''Грузоотправитель' указывается наименование продавца и его фактический адрес (обособленного подразделения, с которого производилась отгрузка). В графе УПД "Основание передачи / получения" указывается номер и дата транспортной накладной.
Международная практика и перспективы В Германии вопрос необоснованных платежей за транспортировку товара решили просто. Там запретили грузоотправителям заключать договора на перевозку груза с теми, кто не имеет лицензии, т. е. не состоит в реестре грузоперевозчиков. Уменьшение налогооблагаемой базы на сумму транспортных расходов, которые уплачены перевозчику, не зарегистрированному в реестре, считается налоговым преступлением. Это же правило планируется ввести и у нас. В РФ с 1 ноября 2014 г. уже однозначно будет реестр грузовых транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 68-ФЗ. А обязательное "лицензирование" планируется ввести в автоперевозках грузов по проекту федерального закона опубликованного Минтрансом 4.04.2013 г. Согласно данному проекту: "В подтверждение о включении в перечень организаций автомобильного транспорта общего пользования перевозчику выдается свидетельство о включении в перечень организаций грузового автомобильного транспорта общего пользования (далее именуется - свидетельство) и карточка на каждое транспортное средство (далее именуется - карточка), используемое для перевозки грузов автомобильным транспортом общего пользования." Так что регламентация порядка заполнения поля "грузоотправитель" в УПД это уже не только пожелание, но и необходимость.
Проблема в корреляции ТрН и ТОРГ-12 со СчФ Невозможность осуществления контроля на должном уровне упирается в отсутствие на законодательном уровне требования о корреляции товарных и транспортных документов. В транспортном законодательстве все прописано однозначно, и с заполнением поля "грузоотправитель" в транспортной накладной по Постановлению Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272 как раз вопросов не возникает. Согласно п.4 ст.2 УАТиГНЭТ грузоотправитель - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной. Однозначно, грузоотправитель – сторона договора перевозки. А вот в товарных документах скорее наоборот – указание грузоотправителем иного лица не является препятствием для вычета по налогу на добавленную стоимость. Согласно абз.2 п.2 ст.169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца товаров (работ, услуг, имущественных прав), не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость. Сейчас в большинстве случаев в ТОРГ-12 и СчФ в поле "грузоотправитель" данных документов стоит Продавец, в поле "грузополучатель" данных документов стоит Покупатель. Этот порядок заполнения правомерен, если бы был договор перевозки, и если обязанность перевозки лежит на продавце. Однако по факту большинство транспортировок товара осуществляется под прикрытием договора ТЭД. Появляется возможность налоговых махинаций. Продавец заплатил Экспедитору1, покупатель тоже заплатил, но Экспедитору2. Кто-то из них реально заплатил, а кто-то просто отмыл "бабло" неизвестно. У продавца и покупателя есть по экземпляру транспортной накладной, как подтверждение факта отгрузки (доставки) товара и произведенных транспортных расходов, и есть еще какие-нибудь пресловутые акты – не докопаешься. Из ТОРГ-12 и СчФ неясно, кто же по договору купли-продажи на самом деле несет расходы по транспортировке товара. Какой из этих "сЭкспедиторов" заплатил перевозчику и заплатил ли вообще – неизвестно. Отсутствие в первичном учетном документе к договору купли-продажи такого существенного условия данного договора как базис поставки и отсутствие четкой и однозначной нормы заполнения поля "грузоотправитель" не позволяет предотвратить вышеозначенные налоговые махинации. Содержание факта хозяйственной жизни отражено не полностью. Фактически при таком подходе поля "грузоотправитель" и "грузополучатель" не несут никакой смысловой нагрузки. Необходимо чтоб грузовладелец знал и отражал в первичных документах того, кто реально платит перевозчику установленную провозную плату за выполненную перевозку.
Контроль соблюдения законности Предотвращение потерь бюджета путем унификации оформления отгрузки товара, оформления грузоперевозок и порядок в отрасли связаны неразрывно. Наведение порядка в налогообложении этого сегмента приведет к существенному росту транспортной отрасли как мультипликатора. Следом начнут подниматься производство автотранспорта, рост придорожной инфраструктуры и т.д. На сегодняшний день понятие "кошмарить бизнес" уже не так актуально, гораздо важнее установить четкие и прозрачные правила для всех. Добросовестные перевозчики и диспетчера практически единогласно заявляют, что необходимо заставить работать закон, госорганы должны выполнять свои функции контроля соблюдения законности, нужен порядок и т.д. Увы, это политика, но затрагивает она не только непосредственно занятых в перевозках грузов около 5 млн. трудоспособного населения, а еще и косвенно причастных, членов семей…
Четкая и однозначная регламентация поля "грузоотправитель" в УПД позволит идентифицировать какая из сторон договора купли-продажи обоснованно несет финансовые затраты по доставке товара, а какая нет.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения налогом на прибыль организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В соответствии с п.1 ст.785 ГК РФ По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Договор перевозки груза возмездный и двусторонний. Сторонами договора перевозки согласно ныне действующего законодательства РФ являются только перевозчик и грузоотправитель. Таким образом, обязанность оплаты услуг по перевозке и соответственно принятию данных затрат в целях налогообложения лежит на грузоотправителе, как на стороне договора перевозки. Следовательно только данная сторона имеет право принимать данные затраты в целях налогообложения.
Утверждение порядка заполнения поля "грузоотправитель" в УПД позволит четко и однозначно идентифицировать одну из сторон договора купли-продажи (продавца или покупателя), как лицо являющееся стороной ответственной за заключение договора перевозки и несущей обязанность оплаты данных расходов. Однозначная квалификация финансовых обязанностей по доставке товара одной из сторон, не позволит одновременного принятия данных затрат и необоснованного снижения налогооблагаемой базы другой стороной. Указание типа и реквизитов транспортного документа в поле "сведениях о грузе и перевозке" или доверенности в поле "Основание" позволит проследить взаимосвязь и однозначно квалифицировать затраты на транспортировку как обоснованные в целях НК РФ. Таким образом, строгое соблюдение закона выгодно и государству и всему бизнес-сообществу.
8/06/2013 Владислав Артамонов 6PL
|