СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

Юридические услуги и консультации в области логистики

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом

Перевозка опасных грузов авиатранспортом

 

Реклама на сайте                   

 

 

О мигалках, сертифекалиях, платных дорогах и гражданах.

 

Если не брать в расчет Постановление Правительства РФ от 11 марта 2010 г. N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации", согласно которому впервые Воздушное пространство делится на классы A, C и G, в зависимости от условий и правил полетов, и появился разрешительный и уведомительный порядок использования воздушного пространства, то за прошедший год серьезных изменений не было ни в законодательной, ни в экономической модели государства РФия.

 

Правительство с завидным постоянством продолжает делить мигалки. По факту же количество мигалок уже более 1200, хотя должно быть 970!

А Минтранс делает деньги из воздуха. А если быть точнее, то уже и из безвоздушного пространства, вакуума, причем в прямом и в переносном смысле этого слова. ГЛОНАССа как такового еще нет, но уже сеть Приказ Минтранса РФ от 9 марта 2010 г. N 55. И с 4 мая 2010 года все перевозчики пассажиров и опасных грузов уже должны некоторую сумму на развитие космонавтики.

 

Изобилие кодексов, таможенных…

Таможня продолжает перераспределять потоки в свою пользу, и для этого затеяна огромная движуха с ТК ТС и иже с ними. Несмотря на то, что новый таможенный кодекс вступает в силу уже с 1-го июля, пока для этого ничего нет, но все будет, обещают зеленые чиновники-разработчики концепции Таможенного Союза. Чтобы как-то залатать дыры в правовом поле ФТС шлет во все концы всякие письма и клепает памятки, но это броуновское движение власть имущих и власть предержащих по поводу Кодекса ТС и вообще самого Таможенного союза привело к полному правовому нигилизму и уже сократило товаропоток почти в два раза. И хотя, правительство, в конечном счете, таки внесло в Думу новый закон «О таможенном регулировании», который должен дополнить общий для всех трех стран кодекс национальными особенностями, но до сих пор его так и не приняли. В результате Россия так и не смогла открыть с 1 июля единое таможенное пространство с Казахстаном и Белоруссией и полностью ликвидировать внутренние таможенные границы. А между тем, желание присоединиться к союзу уже высказали лидеры Таджикистана и Киргизии.

Кроме единой таможенной зоны с 1 июля будут введены и единые стандарты санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля. Это означает, что сертификаты качества, выданные в Белоруссии, будут "действовать" в России и Казахстане, и наоборот. Правда, производителям придется все-таки получать российские сертификаты, но автоматически, без дополнительных проверок.

Повод для проверок у чиновников остался, а значит и в их карманах пусто не будет, ну и число карманов тоже выросло.

 

О сертификации, сертифекалиях и т.д и т.п.

Принят Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 385-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании". Расширены полномочия Правительства РФ и федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Признание стандартов, норм и правил иностранных государств вовсе не означает, что будут признаны сертификаты, выданные в этих государствах, процедура покупки сертифекалий незыблема. Из п.1 ст.9 исчез перечень первоочередных технических регламентов, которые должны были быть приняты до 1 января 2010 года - неисполнение требований федерального законодательства Правительством РФ и депутатами ГД карается изменениями требований федерального законодательства. В соответствии с нововведениями наряду с утвержденным ранее порядком принятия (Федеральным законом или Постановлением Правительства РФ) технический регламент принимается нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Теперь за сравнительно небольшую плату федеральному органу исполнительной власти по техническому регулированию можно протащить любой даже абсолютно ненужный т.н. "технический" регламент и тем самым убить никчемных конкурентов или в очередной раз устроить передел рынка. Граждане РФии получат лишнюю возможность дополнительно оплатить из собственного кармана очередное расширение полномочий ненужных органов этой власти, а бизнес не особо приближенный к власти будет спокойно продолжать кошмариться. Сертифекалии чувствуют себя нормально.

Принято Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии. Все как и раньше - обязательной сертификации подлежит: туалетная бумага, изделия чулочно-носочные, электроэнергия и т.д. и т.п. А Приказ Минпромторга РФ от 27 апреля 2010 г. N 329 "Об утверждении перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов Республики Казахстан, являющейся государством - участником таможенного союза" с 1 июля 2010 года ввел обязательный сертификат на тапки.

Продолжаем кошмариться.

 

12 тонн, сборы-поборы есть, дорог нет

Министр без портфеля и Главный чиновник-транс вкупе с железно-придорожным советником хором в голос рыдают по безвременно почившей очень железной дороге. Уж очень им хочется уравнять конкурентные условия грузоперевозок разными видами транспорта, такими как железнодорожный и автомобильный, и тем самым реанимировать своего живого мертвеца или убить вообще все.

Кстати, Дзержинский, придя в министры путей сообщения, сделал несколько вещей:

- снизил тарифы;

- создал систему радио связи с управлениями железных дорог в стране и проводил ежедневные разборки "полетов" на селекторном совещании.

Он говорил, а его слышали все начальники дорог. Каждый факт нарушения графика движения поездов был поводом для наказания начальника дороги. На паровозах ездили, а в Уставе железных дорог был пункт – для вагона время в пути по стране не могло быть более 10 суток. Сегодня тоже есть такой пункт, но он равен 20 дням.

Короче вместо оптимизации грузовых потоков, увеличения пропускной способности, снижения коррупционной составляющей и пр. действенных мер в очередной раз предлагается ввести налог на владельцев большегрузных фур массой свыше 12 тонн и введение платных дорог. Намедни г-н Иванов напомнил холопам, что с грузовиков из стран Евросоюза Россия взимает плату за проезд, также как и в ЕС взимается плата за проезд российских грузовиков. «Мы со своих грузоперевозчиков не берем плату за перевозки внутри страны», - сказал он, подчеркнув, что при этом российское государство из-за особенностей географии несет большую нагрузку по строительству и модернизации дорожной сети.

На самом деле г-н Иванов, мягко говоря, слукавил, и большинство европейских перевозчиков согласно п.2 ст.45 ФЗ "О дорогах" не платит ничего, т.к. взимание сбора возможно только как ответная мера в случае введения иностранными государствами сборов с российских перевозчиков. Перечень иностранных государств, перевозчики которых должны уплачивать сбор за использование автомобильных дорог РФ, утвержден Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 1007. Кстати, при утверждении и этого перечня поначалу тоже было допущено игнорирование закона, и в первой редакции он включал в себя почти все страны Европы, но потом-таки подправили. Видимо многоуважаемый другими чиновниками г-н Иванов до сих пор так и не удосужился прочитать закон. Но если так будет продолжаться, то с российских перевозчиков деньги будут драть, а перевозчики иностранных государств будут ездить бесплатно. И весь этот абсурд только ради повышения конкурентоспособности железой монополии.

Когда же оне подавятся…

 

Тяжеловес Вам на плечи, перевозчики.

Введение платных дорог, весенних ограничений и прочих приблуд это вообще лебединая песня Главного транс-чиновника. В прошлом году вся эта движуха уже была признана верховным судом вне закона, но так как ответственности никто не понес, то в этом году все повторилось сызнова, порой в некоторых регионах доходя до абсурда. И, тем не менее, в копилку нормативно-противных актов по обозначенной теме добавлены очередные нововведения, среди которых красной нитью выделяется Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2009 г. N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации". Согласно указанному постановлению размер вреда в период временных ограничений в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями выделен отдельно! Но при этом до сих пор нет законодательно утвержденного самого понятия "Тяжеловес", и вообще нет правил перевозки грузов (с декабря 2008-го года валяются где-то под сукном в правительстве). Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2009 г. N 934 к Инструкции КТГ уже никакого отношения не имеет.

Согласно п.5 правил Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения предельно допустимой массы ТС и предельно допустимых осевых нагрузок ТС, установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом!!! Но правил перевозки грузов то еще нет... Из утвержденного пока есть только Раздел 3 приложения 4 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств. Но вот беда то, какая - регламент вступает в силу только с 23 сентября 2010 года, а эти Правила возмещения вреда уже со 2 декабря 2009 года вступили в силу. Да и ссылаются данные правила не на регламент, а на правила перевозки грузов, которых еще нет.

Согласно п.4 постановления с момента (2 декабря 2009 г.) вступления в силу Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2009 г. N 934, признаются утратившими силу Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. N 962 и Постановление  Правительства РФ от 14 октября 1996 г. N 1211. А, следовательно, фактически утратило силу и Положение о порядке компенсации ущерба утвержденное Минтрансом РФ 30 апреля 1997 г., которое было издано во исполнении указанных постановлений. Таким образом, пока правилами перевозки грузов автомобильным транспортом предельно допустимая масса ТС и предельно допустимые осевые нагрузки ТС законодательно установлены не будут, абсолютно законно ездим бесплатно.

Правда, получение (оформление) специального разрешения на движение транспортных средств никто не отменял. Это требование Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации". Но вот беда то какая - предельно допустимая масса ТС и предельно допустимые осевые нагрузки ТС не установлены, порядка оформления специального разрешения тоже нет.

Зато уже появился Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам (утвержден Приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 г. N 149). Но и тут не обошлось без курьезов. В соответствии с пунктом 3 данный документ вступает в силу со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ о признании утратившим силу Постановления Правительства РФ от 20.03.2006 N 144, которое действует и по сей день. В результате Приказ Росавтодора от 9 февраля 2010 г. N 9 "О введении периодов временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2010 году" издан во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20 марта 2006 г. N 144 и приказа Минтранса от 10 апреля 2007 г. N 41. Весенние ограничения были, есть и будут, все также наполняя карманы местных князьков и особо приближенных к ним.

Модернизация, то есть все осталось по-старому…

 

К распилу бабла – всегда готов!

Доблестными кнопконажимателями был принят и вступил в силу Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Закон об автомобильных дорогах уже имелся в наличии, теперь вот закон о Гос.компашке-Автодор появился, а вот дорог как не было, так и не планируется. Основная функция этого закона регламентировать взаимоотношения между чиновниками при освоении средств, полученных от использования на платной основе уже существующих дорог, а не строить дороги. Ну и... дивное "Российская Федерация не отвечает по обязательствам Государственной компании, а Государственная компания не отвечает по обязательствам Российской Федерации" характеризует этот закон как нельзя кстати. В нормальном мире чиновники строят дороги. У нас они обзаводятся мигалками. Дороги они якобы строят, но и то только затем, чтобы отмыть деньги. Сами они проедут и так, без дорог, но за наш счет.

Напомню: содержание менеджеров «Автодора» обойдется налогоплательщикам в 13,9 млрд. рублей. Управленческие расходы госкомпании уже в следующем году могут составить 838,6 млн. рублей (при штате около 400 человек), а к 2015 году возрастут до 3,9 млрд. рублей.

Далее как из рога изобилия на наши головы тут же сыплются всякие "Правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 января 2010 г. N 18.

Навязывание никому ненужных услуг от чиновника с мигалкой продолжается полным ходом.

 

А что лично ты сделал, чтобы чиновнику жилось лучше?

Налорги тоже продолжают отжигать в своем духе. Эти гярои эпистолярного жанра извергли на свет очередное  Письмо ФНС РФ от 21 августа 2009 г. N ШС-22-3/660@ "О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров" – фундаментальный труд. В нем есть даже описание и форма мультимодального коносамента FIATA, но иногда ссылается на давно утратившие силу нормативные документы, частично противоречит действующему законодательству и местами полное отсутствие понимания сути происходящих процессов. Правила транспортно-экспедиционной деятельности - Нет сведений!

О том, что налоги имеют не только фискальную составляющую, но и функцию регулятора, эти чиновники видимо забыли напрочь. А зря…

Если бы сотрудники правового управления налогового ведомства все-таки потрудились и вникли бы в таинства финансовых потоков так называемых табуреток, то и казна бы пополнилась, и ставки автоперевозчиков бы подросли, а не держались бы на уровне рентабельности. А, следовательно, не пришлось бы Главному транс-чиновнику вкупе с железно-придорожным советником проливать крокодиловы слезы. Но, увы, фискальным чиновникам нет дела до проблем своих коллег из другого ведомства, да и казна их по большому счету тоже не интересует.

А народ все молчит, значит еще что-то жует.

 

Граждане сами по себе

Несмотря и вопреки всем этим проделкам чиновников с мигалками, граждане потихонечку самостоятельно организовываются в цивилизованное общество. Все больше и больше участников процесса перевозки груза переходят в законное русло в своих договорных отношениях. Факт отсутствия законных оснований для материальной ответственности у табуретки за перевозимый груз медленно, но верно доходит до сознания грузовладельцев. Неправомерность оплаты за услуги по перевозке грузов через посредников-сэкспедиторов и угроза повторной оплаты перевозчику еще больше укрепляют уверенность отправителя в том, что во взаимоотношениях между гражданами лучше жить по закону. Многие грузоотправители уже усвоили, что подписывая транспортную накладную, они получают, не только права, но и обязанности. Перевозчики тоже наконец-то начинают осознавать, что у них есть право предъявлять претензии только реальному грузоотправителю. Да и сами посредники все больше и больше ратуют за работу по правилам. Система пусть и медленно, но восстанавливается с головы на ноги, вписывается в рамки закона. Но может еще не все потеряно и это только начало?

К сведенью, в существующих условиях на ставку действуют два вектора направленных на ее снижение – грузовладелец и табуретка. При этом полностью отсутствует вектор противовеса – ответственность табуретки за груз и за оплату перевозки. Что в конечном итоге и привело ставки на внутренние перевозки почти на грань рентабельности.

Правда есть еще один нюанс – жалкие 18% НДС, и, к сожалению, вопрос этого НыДыСа тут как раз первостепенный. Именно пресловутая возможность отмыть НДС и стала ключевым фактором в стремительном росте количества табуреток-прачечных. Пресловутая потому что уже есть примеры, когда налорги поимели грузоотправителя, но их пока недостаточно для окончательного возвращения финансовых потоков в русло закона.

А ведь есть простое средство, стимулирующие грузоотправителя направить финансовый поток в соответствии с требованиями действующего законодательства, и позволяющие облегчить налоргам проведение контролирующих мероприятий финансово-хозяйственной деятельности грузоотправителя – достаточно ставить штамп перевозчика в графе ТТН "Груз к перевозке принял". При наличии штампа перевозчика в ТТН налоргам будет достаточно просто идентифицировать перечисление денежных средств на табуретку-прачечную, а ответственность за это нарушение будет у грузоотправителя, что собственно и требовалось – вынудить грузоотправителя платить перевозчику. Как только этот финансовый поток вернется в правильное русло, ставки потихоньку начнут расти. Но для этого нужно заставить перевозчиков ставить свой штамп, а налоргов – все-таки исполнять свои обязанности.

А пока и грузовладельцы, и табуретки (у которых кстати при встречной проверке оказывается что тоже нет подтверждения транспортных затрат), висят на крючке у налоргов. А раз на крючке – то быдло бессловесное, неспособное постоять за себя, чем эти алчные чиновники-контролеры и пользуются. С одной стороны возможность отмыть НДС, с другой стороны - потенциальный риск уплатить дважды за перевозку плюс судебные издержки по полной программе, да еще полное отсутствие ответственности сэкспедитора за груз. Может с появлением правил перевозки грузов что-то кардинальное поменяется.

 

Но, увы, правил перевозки грузов до сих пор нет, как и вообще нет четких и прозрачных правил. Видимо распил бабла для них нужнее. А оне нам нужны?

 

Владислав Артамонов

Статья опубликована

Logistics&Business

"На пути к законодательному пространству"

июль 2010 г.

См. также статью О сертификации, сертифекалиях и т.д. и т.п. Продолжаем кошмарится.

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования