|
Особенности оформления ТТН и экспедиторских документов
Оформление транспортных накладных и экспедиторских документов как при смешанных перевозках различными видами транспорта, так и при перевозках несколькими транспортными средствами одного вида.
Мы продолжаем серию статей о документообороте при перевозках грузов, доставке товара конечному потребителю. В предыдущих публикациях были рассмотрены вопросы, связанные с оформлением документов при самовывозе товара со склада поставщика и доставке товаров автомобильным транспортом. Об оформлении транспортных накладных и экспедиторских документов как при смешанных перевозках различными видами транспорта, так и при перевозках несколькими транспортными средствами одного вида пойдет речь в этой статье.
Dura lex send lex С момента выхода предшествующих статей прошло два года. За этот период были утверждены правила транспортно-экспедиционной деятельности и порядок оформления и формы экспедиторских документов (начало действия документа - 25.04.2008), принят и вступил в силу Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее – УАТиГНЭТ). И, несмотря на то, что к новым нормативным документам имеется достаточно много нареканий (например, в УАТиГНЭТ нет даже ссылки на Гражданский кодекс РФ), все они укладываются в концепцию транспортного законодательства, заложенную еще в середине 90-х годов прошлого века, и все законные и подзаконные кирпичики аккуратненько складываются в гармоничное строение. Правда этот долгострой, по всей видимости, еще долго будет находиться в таком состоянии, ибо основная функция министерства транспорта, как и любого другого государственного органа, создание четких и прозрачных правил сполна отвечает требованиям русской поговорки "Обещанного три года ждут". По данным Минюста Министерство Транспорта в числе самых отстающих в сфере нормативной деятельности. Ну что ж, подождем. Подождем Правил перевозки грузов, которые согласно требованиям пункта 1 статьи 3 УАТиГНЭТ должно утвердить правительство. Подождем новую форму и порядок заполнения транспортной накладной, которые согласно требованиям пункта 2 статьи 8 УАТиГНЭТ устанавливаются этими правилами перевозок грузов. Подождем, тем более что ждать осталось не так уж и много – всего то каких-то два с небольшим года. А пока будем пользоваться, как и раньше, Общими правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР еще 30 июля 1971 г. (далее – правила 1971 года). Вероятность того, что процедура документального сопровождения автоперевозки груза претерпит какие-либо кардинальные изменения, ничтожно мала. Ну не верю, что в России в ближайшие годы будет узаконен электронный документооборот. Как говорил уважаемый одессит Жванецкий – как министру не верю. Вот, налоговое министерство до сих пор Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" не воспринимает всерьез, т.е. вообще не воспринимает, и принципиально в Налоговом кодексе РФ его не упоминает, а тут вообще электронный документооборот какой-то. Нет, в России это фантастика, ибо тогда у злобных налоргов пропадет такой замечательный инструмент для удержания налогоплательщиков на своем крючке, как "документ составлен с нарушением порядка, не по утвержденной форме". Как они тогда бедные взятки то брать будут, если им докапываться не до чего будет? Нет, это фантастика. Такое же фантастичное предположение, что в обозримом будущем в этой стране появится единый перевозочный документ на различные виды транспорта. Про то, что проекта закона о смешанных перевозках нет еще даже и в Государственной думе, говорить, наверное, излишне. Так после того, как его примут (если примут вообще), этот единый перевозочный документ придется согласовывать еще внутри самого Минтранса. А таких согласованных действий Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федерального агентства железнодорожного транспорта и Федерального агентства морского и речного транспорта история еще не знает. О том, что с этим единым перевозочным документом будут делать придорожные чиновники с полосатыми палками, даже подумать страшно. Итого, отбрасываем всякие надежды на лучшую жизнь. В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, и эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет, оправдательные первичные учетные документы штампуем пачками. Транспортную накладную (ТТН) оформляем, основываясь на правилах 1971 года, в которых водитель еще гордо именуется шофером (с ударением на первый слог), но с учетом, что данный документ применяется на территории Российской Федерации в части в части, не противоречащей главе 40 ГК РФ, УАТиГНЭТ и т.д., то есть действующему законодательству. А экспедиторскую или складскую расписку оформляем на основании утвержденного в 2008 году порядка оформления и форм экспедиторских документов. К этому добавляем, к примеру, еще Правила заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом от 2003 года и на основании всего выше перечисленного выстраиваем современный документооборот. Справедливости ради стоит отметить, что при внутренних перевозках, например авиационным или морским транспортом проблем с оформлением документов возникает значительно меньше, чем при отправке автотранспортом. В первую очередь это связано с тем, что законодательство этих видов транспорта основывается на международных нормах и практике, и порядок заполнения транспортных накладных достаточно подробно и прозрачно описан. Чего не скажешь про ТТН, где в кучу свалены уже упомянутые правила 1971 года, Инструкция от 30 ноября 1983 года N 156/354/7 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом", Постановление Госкомстата РФ от 28.11.97 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" и новый УАТиГНЭТ. Тут читаем, тут не играем, тут рыбу заворачивали…. Но все-таки, самым главным фактором, влияющим на количество ошибок или вопросов, является то, что оформлением транспортных документов во всех видах транспорта, кроме автотранспорта, занимаются специально обученные профессионалы. Если при авиа, железнодорожных и морских перевозках транспортную накладную выдает перевозчик, то на при автоперевозках эта обязанность возложена на грузоотправителя. Очевидно, что при такой каше из мутного законодательства и непрофессионализма спорные ситуации возникали, и будут возникать в дальнейшем.
Спорные ситуации Спорные ситуации возникают постоянно. И даже если груз доехал от отправителя к получателю без проблем, нет никакой гарантии, что к этой перевозке не будет вопросов у налоговых органов. А у фискальных органов достаточно много поводов придраться к оформлению товарных и транспортных документов, особенно если перевозка грузов, осуществляется двумя или более видами транспорта. Среди них такие как: должны ли совпадать грузоотправители или грузополучатели в ТТН и ТОРГ-12, могут ли в этих накладных не совпадать номера, даты и само наименование товара и груза и т.д. Все дело в том, что большинство вопросов при оформлении первичных учетных документов при перевозках и в транспортно-экспедиционной деятельности возникает из-за некомпетентных (а в некоторых случаях и преднамеренно искаженных) действий или требований налоговых органов. Отсутствие четкой и ясной ссылки в Налоговом кодексе на определение транспортно-экспедиционной деятельности в соответствии с Главой 41. "Транспортная экспедиция" Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" позволяет фискальным органам трактовать многочисленные спорные ситуации в свою пользу. Сумятицу к данной проблеме добавляют горе-консультанты и псевдо аудиторы, которые вместо отстаивания законной точки зрения идут на поводу у налоговых чиновников. Непонимание сути вопроса, выражающееся в отождествлении транспортно-экспедиционной деятельности с услугами агентирования, приводит как к путанице в порядке оформления экспедиторских документов в частности, так и их неоправданного применения применительно к конкретной ситуации вообще. Но если внимательно присмотреться, а затем правильно классифицировать в соответствии с Гражданским кодексом оказываемые услуги и выполняемую работу, то большинство вопросов отпадет само собой, а грамотная аргументация не будет излишней при возникновении споров с контролирующими органами.
Ситуация 1. Экспедитор vs. агент. Грузовладелец, обращаясь к посреднику за организацией перевозки, должен четко для себя определить, в каких случаях этот посредник в состоянии исполнить все необходимые условия по организации транспортной экспедиции, а в каких нет. В каком случае привлечение экспедитора это необходимость, а в каком случае будет излишним, и достаточно агентского договора. Если посредник при заключении договора перевозки действует в рамках агента (Гл.52 ГК РФ), то оформление транспортных документов и вся ответственность целиком и полностью ложиться на заказчика перевозки и перевозчика. Тут все ясно и прозрачно: агент нашел транспорт и получил за это вознаграждение, все остальное проблемы заказчика и его взаимоотношений с перевозчиком. Если же посредник при заключении договора перевозки действует в рамках договора транспортной экспедиции, то в соответствии с действующим законодательством экспедитор: 1. обязан принять товар; 2. обязан выдать документ экспедитора; 3. несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его к перевозке и до выдачи груза получателю.
Кроме того, у экспедитора есть еще присущие только ему особенности: - В отличие от перевозчика, который обязан возместить только стоимость утраченного груза, экспедитор обязан возместить клиенту еще и упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора (п.4 ст.7 ФЗ ТЭД); - В отличие от транспортных уставов, где обязанность документального сопровождения целиком лежит на грузоотправителе и перевозчик не обязан проверять достоверность или достаточность этих документов, при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности за полноту сопроводительных документов отвечает экспедитор. Заключение договора транспортной экспедиции также необходимо, если по условиям перевозки требуется получение разрешительных документов, согласований и т.д.; - Перевозчик принимает к перевозке груз, а не товар. В случае если договор купли-продажи заключен на условиях EXW*, заключение договора транспортной экспедиции будет необходимостью (см. статью Отпуск товара со склада поставщика (самовывоз), подводные камни); - Перевозчик по умолчанию имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (п.4 ст.790 ГК РФ), а экспедитор, только если это предусмотрено договором транспортной экспедиции (п.3 ст.3 ФЗ ТЭД); - К договору транспортной экспедиции, применяются общие правила гражданского законодательства о допустимости возложения исполнения на третье лицо (ст.313 ГК) и ответственности должника за действия третьих лиц, на которых возложено исполнение (ст.403 ГК), Но при этом ответственность с экспедитора не снимается, даже если третье лицо поименовано в договоре. Однако в отличие от ст.313 ГК РФ в ст.805 ГК РФ нет указаний о том, что обязанность личного исполнения договора экспедитором может вытекать из закона, иных правовых актов или существа обязательства. Это различие в тексте ст.313 и 805 ГК дает основания считать, что в договоре транспортной экспедиции правомочия экспедитора на привлечение третьих лиц являются более широкими, нежели в других договорах, что отвечает особенностям договора экспедиции, часто исполняемого при дальних перевозках в отдаленных географических точках; - Вознаграждение экспедитора может устанавливаться: в виде процентной ставки от общей стоимости доставки груза, в твердой денежной сумме за выполнение работ по договору, в виде разницы между суммой, выплаченной клиентом экспедитору, и суммой, оплаченной экспедитором третьим лицам при выполнении им договорных обязательств; - Транспортно-экспедиционная деятельность, как и перевозка, имеет материальное выражение, и именно поэтому положения Главы 39. "Возмездное оказание услуг" ГК РФ на транспортную экспедицию не распространяются (см. статью Документальное оформление услуги). ----------------------------------------------- * Здесь и далее: На основании Закона Российской Федерации о торгово-промышленных палатах Правление ТПП РФ постановлением от 28 июня 2001 г. N 117-13 (п. 4) объявило ИНКОТЕРМС 2000 на территории Российской Федерации торговым обычаем. Это означает повышение юридического статуса данного документа и признание за ним на основании статьи 5 и пункта 5 статьи 421 ГК РФ значения одного из регуляторов имущественных отношений сторон. Возможность применения ИНКОТЕРМС во внутренних договорах поставки следует из правила пункта 5 статьи 421 ГК РФ, согласно которому, если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон, а также из правила пункта 1 статьи 510 ГК РФ, согласно которому доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре поставки условиях. Использование ИНКОТЕРМС позволяет достичь единообразного и принятого в коммерческом обороте уточнения диспозитивных правил статьи 458 (момент исполнения обязанности продавца передать товар) и статьи 459 ГК РФ (переход риска случайной гибели товара).
В мировой практике большинство операторов по организации перевозки, в случае если перевозка осуществляется одним транспортом, работают исключительно по агентским договорам. Например, в авиаперевозках, даже если агент фактически выполняет функции экспедитора, т.е. консолидирует грузы у себя на складе для дальнейшей отправки, то и в этом случае, как правило, выдается авианакладная, и всю ответственность, в том числе и за сохранность груза, несет та авиакомпания, от лица которой этот агент принял груз (см. также статью При перевозке груза третий - лишний). В условиях российской действительности работать по агентским договорам проблематично даже в случае перевозки одним перевозчиком. В соответствии со Статьей 1008 ГК РФ в ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. К отчету агента должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных агентом за счет принципала. Непрозрачность российского бизнеса – стойкая национальная особенность, вызванная не только желанием сокрыть доходы от жадного взора фискальных органов, но и тем, что в некоторых случаях доходы экспедитора сопоставимы с его затратами, а в этом случае показывать их клиенту мягко говоря неэтично. Но даже тогда, когда доходы агента укладываются в пределы европейских норм, воспринимать их мешает совковый стереотип мышления. Платить официально за услуги в этой стране не принято, ибо в совковом сознании термин "плата за услуги" накрепко связан с взяткой должностному лицу.
Заключение договора транспортной экспедиции оправданно в случае перевозки грузов, осуществляемой двумя или более видами транспорта, в случае перевозки двумя перевозчиками одного вида транспорта, в случае перевозки с промежуточным хранением на консолидационном складе и т.д. То есть в тех случаях, когда передача груза, а следовательно и передача ответственности от одного участника перевозки (хранения) к другому происходит без непосредственного участия грузовладельца. Заключение договора транспортной экспедиции является необходимостью, в случае если договор купли-продажи заключен на условиях EXW, в этом случае экспедитор является полномочным представителем покупателя при приеме товара у продавца.
Итого: долгосрочных договоров на организацию перевозки должно быть два: договор транспортной экспедиции в тех случаях, когда это необходимо по условиям, и агентский договор во всех остальных случаях.
Ситуация 2. Как быть, если у экспедитора на месте предполагаемого приема груза нет своего представителя? Если представителя нет, то обязанности экспедитора может выполнять сам перевозчик. Между перевозчиком и экспедитором должны быть договоренности о том, что перевозчик при приеме груза выступает от имени экспедитора. Для этого необходимо снабдить перевозчика проштампованными бланками экспедиторских расписок и транспортных накладных на перевозку груза для собственных нужд в соответствии с договором транспортной экспедиции (Об особенностях заполнения ТТН в этом случае см. далее по тексту, см. также статью "ТТН или обязательство оформления транспортных документов"). Если нет возможности снабдить перевозчика проштампованными бланками экспедиторских расписок и транспортных накладных, то никак. Работайте по агентскому договору.
Ситуация 3. Как быть, если у экспедитора на месте предполагаемого приема груза нет доверенности от покупателя, а договор купли-продажи заключен на условиях EXW? В соответствии с п.2 статьи 802 ГК РФ клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей. Описание примерной формы доверенности (письмо-поручение) и порядок ее применения было в статье Отпуск товара со склада поставщика (самовывоз), подводные камни. Если такая доверенность заблаговременно выдана не была, то можно предложить клиенту внести изменения в договор купли-продажи, в котором сменить условия с EXW на FCA. В этом случае продавцу будет достаточно "экспедиторской расписки", а указание от Покупателя на уполномоченного перевозчика (экспедитора) можно отправить по факсу, если такой способ передачи документов предусмотрен в договоре купли-продажи. Если изменения в договор купли-продажи внести оперативно не представляется возможным, то в соответствии с п.4. Статьи 3 ФЗ ТЭД экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, либо отказаться от выполнения договора.
Ситуация 4. Как быть, если у экспедитора на месте предполагаемого приема груза нет своего представителя и нет договора с перевозчиком, и вообще он его ни разу не видел? Никак. Работайте по агентскому договору.
Ситуация 5. Кто является грузоотправителем? Прежде чем ответить на данный вопрос, необходимо понять, что понятие "грузоотправитель" – величина переменная, и зависит от того, на каких условиях заключен договор купли-продажи, договор перевозки или договор транспортной экспедиции, с чьего склада отгружается товар.
Ситуация 5.1. Кто является грузоотправителем, если договор купли-продажи заключен на условиях EXW? Если товар отгружается непосредственно со склада продавца* или его структурного подразделения в товарной накладной (ТОРГ-12) и счет-фактуре во всех случаях, кроме EXW , грузоотправителем будет продавец (его структурное подразделение). ----------------------------------------------------- * Вопросы, связанные с порядком документооборота при хранении на товарном складе см. в статье Очень ответственное хранение
При EXW грузоотправителем в товарной накладной (ТОРГ-12) и счет-фактуре будет указан покупатель, если он сам приехал получать товар к продавцу, либо грузоотправителем будет полномочный представитель покупателя при приеме товара у продавца, которым в большинстве случаев является экспедитор. В этом случае экспедитор должен выдать продавцу товара не экспедиторскую расписку, а доверенность на получение материальных ценностей от Экспедитора и Письмо-поручение, которое он должен заблаговременно взять у своего клиента, либо клиент может переслать его продавцу самостоятельно (см. статью Отпуск товара со склада поставщика (самовывоз), подводные камни). Нужно отметить, что в форме ТОРГ-12 строка "организация-грузоотправитель, адрес" это самая верхняя строка и в большинстве компьютерных программ, из которых печатают товарные накладные, она не имеет полей, а является частью печатной формы, либо жестко привязана к полю "Поставщик". В случае отгрузки товара из структурного подразделения необходимо добавить в ТОРГ-12 еще одно поле для его указания, либо не использовать в договорах поставки термин EXW, а применять, например термин FCA. В транспортных документах в графе "Грузоотправитель" будет указываться либо сам Покупатель, либо его полномочный представитель, но продавца в соответствии с требованиями Инкотермс 2000 это уже не должно затрагивать вообще, ибо он свои обязательства уже выполнил сполна. Экспедиторская расписка в этом случае Продавцу не выдается. По определению, данному в Правилах транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554, экспедиторская расписка подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя, а при EXW Продавец ни клиентом, ни грузоотправителем не является. Экспедиторская расписка должна быть выдана покупателю после получения экспедитором товара у продавца, как подтверждение его расходов по договору транспортной экспедиции.
Ситуация 5.2. Кто является грузоотправителем, если договор купли-продажи заключен на условиях, отличных от EXW? Если же в договоре поставки есть ссылка на термин Инкотермс из групп "F", "C" или "D", и отгрузка производится со склада продавца или его структурного подразделения, то в товарной накладной (ТОРГ-12) и счет-фактуре в графе "грузоотправитель" во всех случаях будут стоять наименование и реквизиты продавца. Продавец и Грузоотправитель будет совпадать в товарной накладной (ТОРГ-12) и счет-фактуре, в "Поручение экспедитору", в "Экспедиторской расписке", если это договор транспортной экспедиции, либо в заказе-заявке и транспортной накладной от перевозчика, если это договор перевозки. В случае заключения договора транспортной экспедиции, если вся перевозка осуществляется на одном транспортном средстве, то цепочка передачи груза выглядит так: Поставщик (продавец) – Экспедитор; Экспедитор – Перевозчик; Перевозчик – Экспедитор; Экспедитор – Получатель (покупатель). К моменту отгрузки клиент (Продавец) должен получить от экспедитора "Поручение экспедитору с отметкой о согласовании". На складе продавца экспедитор выдает Экспедиторскую расписку, в которой: - в строке 3 "Грузоотправитель" указывается полное фирменное наименование и местонахождение лица, предъявившего груз; - в строке 4 "Клиент" указывается полное фирменное наименование и местонахождение лица, заключившего договор с Экспедитором; - в строке 5 "Экспедитор" указывается полное фирменное наименование Экспедитора. Если отгрузка происходит со склада третьей стороны, то грузоотправителем в Экспедиторской расписке будет фактический грузоотправитель, то есть третья сторона. Соответственно для перевозчика грузоотправителем будет экспедитор, если он заключил договор перевозки от своего имени. Если же в соответствии с договором транспортной экспедиции договор перевозки должен быть заключен от имени клиента, то в транспортной накладной в графе "Грузоотправитель" должна стоять запись: "Экспедитор от имени и по поручению Продавца по доверенности № дата" Указанная доверенность в обязательном порядке должна прилагаться к транспортной накладной (напомним, в соответствии с п.2 статьи 802 ГК РФ клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей).
Обратите внимание, если по договору транспортной экспедиции договор перевозки заключен от имени экспедитора, то предоставлять клиенту ТТН экспедитор не обязан.
Ситуация 5.3. Кто является грузоотправителем в промежуточной перевозке, если вся перевозка осуществляется двумя или более видами транспорта (двумя или более транспортными средствами одного вида)? Если вся перевозка осуществляется несколькими транспортными средствами, то цепочка передачи груза выглядит так: Поставщик (продавец) – Экспедитор; Экспедитор – Перевозчик1; Перевозчик1 – Перевозчик2; Перевозчик2 – Перевозчик3; Перевозчик3 – Экспедитор; Экспедитор – Получатель (покупатель).
Многие вещи покажутся очевидными, если понять простое правило: грузоотправителем будет тот, кто в соответствии с договором организации перевозки фактически отправляет груз, т.е. снимает с себя непосредственное бремя ответственности и передает его следующему участнику смешанной перевозки.
Но тут есть нюансы, которые необходимо учитывать, во избежание различных недоразумений в случае потери или порчи груза, а также в случае просрочки доставки: - Согласно требованиям транспортных уставов право предъявления претензий к перевозчику имеют лица, заключившие договоры перевозки, грузополучатели, а также страховщики, выплатившие страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиками своих обязательств по перевозкам грузов (например, п.3 статьи 39 УАТиГНЭТ). - Перевозчик отвечает как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, когда эти агенты или лица действуют в рамках возложенных на них обязанностей (ст.3 КДПГ). - Всякий иск, касающийся ответственности за потерю груза, повреждение его или просрочку доставки, может быть предъявлен только первому перевозчику, последнему перевозчику либо перевозчику, выполняющему ту часть перевозки, при которой имел место факт, вызвавший потерю груза, его повреждение или просрочку доставки; иск может быть предъявлен одновременно против нескольких из этих перевозчиков (ст.36 КДПГ). В российском законодательстве эти нормы вытекают из положений Главы 25 ГК РФ
Таким образом, перевозка осуществляется несколькими перевозчиками, причем второй перевозчик и каждый из следующих перевозчиков становятся в силу принятия ими груза участниками этой перевозки. В нашем случае, если прямо следовать выше приведенному правилу, получается, что в первой транспортной накладной в графе "Грузоотправитель" будет указан Экспедитор, а в графе "Грузополучатель" должен указываться Перевозчик2, во второй транспортной накладной в графе "Грузоотправитель" будет указан Перевозчик1, а в графе "Грузополучатель" должен указываться Перевозчик3, и т.д. Другими словами вся перевозка как бы осуществляется по единому перевозочному документу, и этим документом является та самая Экспедиторская расписка, которую экспедитор выдал Поставщику (продавцу), но на каждую перевозку еще необходимо выписывать отдельную транспортную накладную. Как это не удивительно, но ключевое словосочетание тут: "как бы". Во-первых, утвержденного положения о "Едином перевозочном документе" в российском законодательстве не существует, и Экспедиторская расписка является распиской в получении груза Экспедитором и представляет собой не договор перевозки, а лишь одно из свидетельств заключения и условий этого договора. Во-вторых, в таком случае Экспедитор имеет право предъявления иска только к Перевозчику1 и к последнему перевозчику, но ни один перевозчик в здравом уме не захочет отвечать за действия и упущения другого перевозчика, особенно если этот другой перевозчик ОАО "РЖД". Для предупреждения и избежания вышеизложенных нюансов целесообразно во всех транспортных накладных указывать следующее: "грузоотправитель: Перевозчик1(2;3) от имени и по поручению Экспедитора". Данное поручение перевозчику должно быть выдано экспедитором письменно. Таким образом, перевозчик снимает с себя ответственность за действия и упущения других перевозчиков и каждый из них несет ответственность только за свою часть перевозки, а экспедитор получает право предъявления иска ко всем перевозчикам, участвующим в цепочке, а не только к первому или последнему.
Ситуация 5.4. Кто является грузополучателем? Порядок приема и выдачи груза должен быть прописан в договоре транспортной экспедиции и, как правило, помещается на обратной стороне экспедиторских документов. Грузополучатель в утвержденной форме экспедиторской расписки не поименован. Полное фирменное наименование Грузополучателя указывается только в Поручении экспедитору. Но допускается добавить еще строчку в форму Экспедиторской расписки, либо в строке 15 "Особые отметки" дополнительно указать грузополучателя. Если выдачу груза производит непосредственно экспедитор, необходимо предусмотреть поле "Отметка о получении груза" в которой грузополучатель поставит дату, свою подпись и штамп. В существующей практике, в том числе и международной, при выдаче груза на последнем участке перевозки, экспедитору присутствовать необязательно. В случае перевозки двумя или более видами транспорта (двумя или более транспортными средствами одного вида) в крайней транспортной накладной в графе "грузополучатель" указывается конечный получатель груза, а не представитель экспедитора. Подтверждением исполнения экспедитором своих обязательств служит транспортная накладная – экземпляр перевозчика, и копию которой в случае поступлении претензии он обязан предоставить экспедитору.
Ситуация 5.5. Кто является Плательщиком? В утвержденной форме ТТН есть две строки: "Плательщик" и "Заказчик (плательщик)". В Приложении N 3 к Инструкции от 30 ноября 1983 года N 156/354/7 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" сказано, что в строке "Заказчик (плательщик)" необходимо записать наименование организации, производящей оплату транспортной работы по данной ТТН (см. также статью При перевозке груза третий - лишний). В строке "Плательщик", которая находится над товарным разделом, указывается грузополучатель в случае оплаты им стоимости груза и грузоотправитель во всех остальных случаях (п.6 Статьи 15 УАТиГНЭТ). Заполнение данной графы не является строго обязательным, и если нет достоверной информации на момент отправки груза, ее лучше не заполнять. Графы, в которых нет записей, прочеркиваются.
Ситуация 6. Простые вопросы. Могут ли в ТТН и ТН не совпадать Грузоотправители? Могут ли не совпадать Грузополучатели? Как уже было сказано выше понятие Грузоотправитель и Грузополучатель это величины переменные, а прямого указания в существующих НПА на то, что они однозначно должны совпадать нет и быть не может. Совпадение или нет, зависит оттого, на каких условиях заключен договор купли-продажи, договор перевозки или договор транспортной экспедиции, с чьего склада отгружается товар, характера перевозки и т.д. Мало того, если, например договор перевозки заключен от имени экспедитора, то ни Грузоотправитель, ни Грузополучатель могут вообще вообще ТТН не увидеть, ибо если по договору транспортной экспедиции договор перевозки заключен от имени экспедитора, то предоставлять клиенту ТТН экспедитор не обязан.
Могут ли в ТТН и ТН не совпадать номера? Порядок нумерации первичных учетных документов в организации устанавливается самостоятельно и должен обеспечивать наличие не повторяющихся номеров в течение одного отчетного года (Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н). Для некоторых документов, например товарный отчет, на законодательном уровне утверждено обязательное требование сквозной нумерации (последовательной с начала и до конца года с первого номера). В некоторых организациях, в целях создания условий для применения принципа рационального документооборота и прозрачности управленческого учета, документы, сопровождающие отдельную торговую операцию (счет, ТОРГ-12, ТТН, СчФ и т.д.), идут под одним номером, но с различными буквенными префиксами, обозначающими форму документа. Это позволяет однозначно классифицировать операцию и сократить ошибки ввода-вывода, если эти документы автоматически созданы на основании предшествующего. Данный порядок определяется в правилах документооборота организации, утверждаемых в составе его учетной политики по бухгалтерскому учету и отражается в графике документооборота. Однако в зависимости от целей, поставленных перед графиком документооборота, предприятия имеют право утверждать свои правила внутреннего движения первичных документов. Таким образом, сами реквизиты товарной накладной и транспортной накладной могут не совпадать. Кроме того, при смешанных перевозках различными видами транспорта, или при перевозках несколькими транспортными средствами одного вида на каждый этап перевозки выписывается отдельная транспортная накладная. Следовательно, если во время перевозки было выписано более двух транспортных накладных, то грузополучатель, получающий только последнюю транспортную накладную, будет иметь различия между тем, что указано в графе "Транспортная накладная номер" формы ТОРГ-12 и реквизитами крайней транспортной накладной.
Могут ли в ТТН и ТН не совпадать даты? В соответствии с п.4 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным непосредственно после ее окончания. Таким образом, дата оформления транспортной накладной и товарной накладной будут совпадать только для первого перевозчика, если грузоотправителем заключен договор перевозки. Если грузоотправителем заключен договор транспортной экспедиции, то дата товарной накладной совпадет с датой выдачи экспедиторской расписки.
Может ли в ТТН и ТН не совпадать само наименование груза? В товарной накладной в графе "Наименование" указывается наименование товара с указанием отличительных признаков (сорт, артикул, размер, марка и т.д.) в соответствии с требованиями бухгалтерского учета. В транспортной накладной в графе "Наименование" указывается общее наименование вида товарно - материальных ценностей, т.е. товар суммируется по группам. В соответствии с Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 39 "Об утверждении правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом" в графе "Наименование груза" указывается в соответствии с тарифным руководством наименование груза и его коды (Гармонизированной номенклатуры грузов (ГНГ) и Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (ЕТСНГ)). При недостатке в накладной места для перечисления всех перевозимых по одной отправке грузов грузоотправитель на бланках (формат бланка должен быть аналогичен формату перевозочного документа) составляет перечень с указанием количества мест, упаковки, наименования и массы всех перевозимых грузов. Перечень составляется в четырех экземплярах, заверенных печатью, используемой при финансовых операциях, и подписью лица, уполномоченного грузоотправителем. Общее количество мест и масса грузов указываются в соответствующих графах накладной, а в графе "Наименование груза" указывается "Перечень грузов прилагается" для грузов разных наименований, относящихся к одной позиции номенклатуры грузов, "Сборная отправка, перечень грузов прилагается" для грузов разных наименований, относящихся к разным позициям номенклатуры грузов. На всех экземплярах перечня должен быть указан номер отправки и проставлен календарный штемпель перевозчика "Документальное оформление приема груза к перевозке". Экземпляры перечня прочно прикрепляются к листам накладной. Один экземпляр перечня выдается грузоотправителю с квитанцией о приеме груза. В транспортной накладной (ТТН) графы 1, 2, 4, 5, 6 и 7 раздела "Сведения о грузе" допускается оставлять не заполненными, в свободных строках указанных граф записываются названия специализированных форм, номера и даты их выписки. В этом случае к товарно - транспортной накладной должны прилагаться как неотъемлемая ее часть указанные специализированные формы (товарная накладная или другие формы), утвержденные в установленном порядке, по которым производится списание товарно - материальных ценностей у грузоотправителей и оприходование их у грузополучателей, а также ведется складской, оперативный и бухгалтерский учет. Если груз является опасным, то указание в транспортной накладной его технического наименования является обязательным. Таким образом, и в товарной накладной и в транспортной накладной совпадения обязательны только для количества груза и его стоимости.
Ситуация 7. Как оформить перевозку за наличный расчет. В соответствии с Указанием ЦБР от 20 июня 2007 г. N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальный предприниматель), между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей. Организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам. Об этом говорится в пункте 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ и в Положении об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденном постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 359. Формы бланков строгой отчетности утверждаются Минфином России и являются официальными государственными документами и распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся соответствующими видами деятельности на территории РФ. Минфин России в письме от 16.06.94 N 16-30-64 утвердил формы квитанций "Заказ-квитанция" (ОКУД 0751001) и "Квитанция разных сборов" (ОКУД 0751002) на получение оплаты за транспортные услуги (см. рис.1 и рис.2) в качестве документов строгой отчетности, которые могут использоваться при расчетах с населением (индивидуальными предпринимателями) для учета наличных денежных средств без применения ККТ. При этом формы бланков строгой отчетности, которые утверждены в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до 1 декабря 2008 года (п.2 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники"). Следовательно, организация при выполнении заказов от населения (индивидуальных предпринимателей) по грузовым перевозкам автомобильным транспортом вправе использовать указанные выше формы бланков строгой отчетности, которые выписываются в трех экземплярах. При оказании подобного рода услуг юридическим лицам организация обязана осуществлять прием наличных денег от них через ККТ либо через кредитные учреждения (посредством безналичных расчетов). Невыдача документа строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также неиспользование ККТ при наличных денежных расчетах являются основанием для привлечения налогоплательщика к административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения в установленных законом случаях ККТ в соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ.
Потребность расплачиваться за перевозки наличными, вытекает не столько из пресловутого желания уйти от излишнего налогового бремени, сколько порой вызвана острой производственной необходимостью. К сожалению, государственные чиновники категорически воспринимать этого не хотят, и однозначно запретили наличные расчеты между юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) без применения контрольно-кассовой техники (ККТ), и которая есть далеко не у всех, а содержать ее очень обременительно. Например, производственной необходимостью будет оплата платежей по перевозке. Напомним, перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (п.4 ст.790 ГК РФ). И если, например фура приходит к грузополучателю в пятницу под вечер, то до понедельника ни один участник договора перевозки законного права погасить задолженность наличными деньгами не имеет, если у перевозчика нет ККТ. В результате грузополучатель не может принять свой груз, а перевозчик вынужден простаивать. И в конечном итоге все эти излишние (большинство перевозчиков на ЕНВД, а грузовладельцу скрывать расходы и вовсе не выгодно) меры контроля со стороны государства оборачиваются дополнительными расходами и ложатся на плечи (карман) конечного потребителя. Для избежания подобной ситуации в соответствии с положениями п.4 ст.790 ГК РФ (перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы, если иное не установлено договором перевозки) в договор перевозки необходимо добавить пункт следующего содержания: "Перевозчик не имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы, если он не может обеспечить в круглосуточном режиме прием наличных денежных средств в качестве оплаты за оказываемые услуги в общеустановленном порядке с обязательным применением контрольно-кассовой техники". Есть еще один момент, на который стоит обратить внимание и экспедиторам и грузовладельцам. Если перевозка все-таки по взаимной договоренности была оплачена наличными деньгами без выдачи кассового чека, то у перевозчика на основании четвертого экземпляра ТТН имеется возможность потребовать через суд оплатить данную перевозку вторично. Изымать у перевозчика этот экземпляр ТТН тоже нельзя, так как он выполняет функцию его страховки от предъявления к нему претензий по поводу частичной или полной порчи или пропажи груза.
Утверждена письмом Министерства финансов Российской Федерации от 16.06.94 N 16-30-64
Форма N_____ _______________________________________ наименование предприятия, организации _______________________________________ Код по ОКУД 0751001 структурного подразделения _______________________________________ 1-й экз. - контрольный адрес
ЗАКАЗ - КВИТАНЦИЯ
Серия ____ N _________ ______________ 19__ г. Дата приема заказа
Дата ___________________________ время ________ выполнения заказа Заказчик _______________________________ тел. N _________________ (Ф.И.О.) Адрес погрузки __________________________________этаж____________ Адрес разгрузки _________________________________этаж____________ Расстояние подачи автомобиля ______________ Расстояние перевозки: в городе _________ за городом _______ Марка автомобиля_____________________ Государственный N _________
+---+------------+---------+----------+---------------------------------------------------+------+ ¦ N ¦Наименование¦ Цена ¦Количество¦ Стоимость, руб. ¦ ¦ ¦п/п¦ груза ¦предмета,¦ (вес) +-----------+--------+------------+----------+------+Всего ¦ ¦ ¦ (предмета) ¦ руб. ¦ ¦ погрузки ¦подъема ¦ упаковки ¦ сборки ¦других¦(руб.)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(разгрузки)¦(спуска)¦(распаковки)¦(разборки)¦ услуг¦ ¦ +---+------------+---------+----------+-----------+--------+------------+----------+------+------+ +---+------------+---------+----------+-----------+--------+------------+----------+------+------+ +---+------------+---------+----------+-----------+--------+------------+----------+------+------+ +---+------------+---------+----------+-----------+--------+------------+----------+------+------+ +---+------------+---------+----------+-----------+--------+------------+----------+------+------+ +---+------------+---------+----------+-----------+--------+------------+----------+------+------+ +---+------------+---------+----------+-----------+--------+------------+----------+------+------+ +---+------------+---------+----------+-----------+--------+------------+----------+------+------+ Плата за: подачу автомобиля ___________________________¦__________ перевозку груза _____________________________¦__________ обратный порожний пробег ____________________¦__________ простой автомобиля __________________________¦__________ использование грузчиков _____________________¦__________ комиссионный сбор ___________________________¦__________ _____________________________________________¦__________ Итого __________________________________________________ (сумма прописью) Оплатил заказчик ____________ Получил агент ______________________ (подпись) (подпись) (Ф.И.О.) Заказ - квитанция является бланком строгой отчетности
Оборотная сторона второго экз. формы N_____
Груз на доставку принял: "____" _____ _19__ г. ______ час._______ мин. Путевой лист N _______ Водитель ______________ ___________________ (Ф.И.О.) (подпись водителя) Бригадир грузчиков ______________ __________________ (Ф.И.О.) (подпись бригадира) Грузчики: 1. ______________ (Ф.И.О.) 2. ______________ (Ф.И.О.) 3. ______________ (Ф.И.О.) ------------------------------------------------------------------
ЗАПОЛНЯЕТСЯ ЗАКАЗЧИКОМ +-----------------+-----------+ ¦удовлетворительно¦неудовлетв.¦ Оценка качества выполнения заказа: +-----------------+-----------+ ¦ ненужное зачеркнуть ¦ +-----------------------------+ В случае неудовлетворительной оценки указать, к кому из работников (агенту, грузчику, водителю) имеются претензии и в чем именно они выражаются ____________________________________________ __________________________________________________________________ Время простоя автомобиля: под погрузкой ___ час. ___ мин., разгрузкой ___ час. ___ мин. Дата __________ время _______________ выполнения заказа _______________________________ (подпись заказчика) ------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------
ПЛАТА ЗА НЕ УЧТЕННЫЕ В ЗАКАЗЕ - КВИТАНЦИИ ОПЕРАЦИИ
Погрузка (разгрузка): количество мест ___; стоимость услуг _______
Дополнительный простой автомобиля: __ час __ мин.; стоимость _____
Итого ____________________________________________________________ (сумма прописью) Оплатил заказчик ___________ Получил грузчик (водитель) _________ (подпись) (подпись) ------------------------------------------------------------------ Рис.1 Заказ - квитанция ОКУД 0751001
Утверждена письмом Министерства финансов Российской Федерации от 16.06.94 N 16-30-64
Форма N_____
_______________________________________ наименование предприятия, организации, _______________________________________ Код по ОКУД 0751002 структурного подразделения, _______________________________________ 3-й экз. - заказчику адрес
КВИТАНЦИЯ РАЗНЫХ СБОРОВ
Серия _____ N ________
Ф.И.О. заказчика ______________ N телефона _______________________ Адрес ____________________________________________________________ Дата выполнения заказа ___________________________________________
-----------------------------------------+------------------------ За что получено (вид услуги) ¦ Сумма (руб.) -----------------------------------------+------------------------ -----------------------------------------+------------------------ -----------------------------------------+------------------------ -----------------------------------------+------------------------ -----------------------------------------+------------------------ _________________________________ _________________________________ (сумма прописью) "____" _______ 19__ г. Агент __________________________ (Дата приема заказа) (подпись) (Ф.И.О.)
Квитанция разных сборов является бланком строгой отчетности Рис.2 Квитанция разных сборов ОКУД 0751002
Ситуация 8. Сложные вопросы. В заключении хотелось бы проанализировать довольно часто встречающийся сложный случай для распределительных центров, куда обычно груз отправляется стандартной фурой, далее делится на части для отправки конечным покупателям. Для примера рассмотрим одного покупателя. Дано: ООО "Продавец" находится в Москве, ООО "Покупатель" в Тюмени. В договоре купли-продажи условием поставки стоит DAF(Казань) по Инкотермс 2000. Продавец заключил договор транспортной экспедиции с ООО "Экспедитор". Покупатель тоже заключил договор транспортной экспедиции с этим же Экспедитором. Экспедитор заключает договора перевозки от собственного имени. Перевозка осуществляется автотранспортом. Вопрос: Каков порядок документооборота при перевозке Москва - Тюмень?
Обратите внимание, сложность в данной ситуации представляет то, что оба договора транспортной экспедиции заключены с одним Экспедитором. Дело в том, что согласно п.3 ст.182 ГК РФ представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Он не может также совершать такие сделки в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев коммерческого представительства. А согласно п.2 ст.184 ГК РФ одновременное коммерческое представительство разных сторон в сделке допускается с согласия этих сторон и в других случаях, предусмотренных законом. При этом коммерческий представитель обязан исполнять данные ему поручения с заботливостью обычного предпринимателя. Иными словами экспедитор обязан согласовать с продавцом заключение договора ТЭД с покупателем (и наоборот). Согласно п.3 ст.184 ГК РФ коммерческое представительство осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме и содержащего указания на полномочия представителя, а при отсутствии таких указаний - также и доверенности. Согласно п.4 ст.184 ГК РФ особенности коммерческого представительства в отдельных сферах предпринимательской деятельности устанавливаются законом и иными правовыми актами. В действующем законодательстве на сегодняшний день этот вопрос не регламентирован. Основной особенностью в данном случае будет то, что при выполнении обеих договоров перевозки одним экспедитором риски потери и порчи товара при транспортировке явно не распределены и в случае отсутствия согласия обеих сторон ложатся на экспедитора, как не исполняющего законные требования. Напомним, что речь идет о внутренних перевозках, т.е. по территории одной страны. Первый необходимый документ, а точнее два документа – это письменное согласие от обеих сторон. Далее, в зависимости от того, к какому согласию придут, если придут, продавец и покупатель, как они распределят между собой риски потери или порчи, выстраивается весь документооборот. Поручения экспедитору от обоих клиентов должны быть отозваны и изменены.
Иными словами, если абсолютного согласия всех 3-х сторон нет, то лучше подобных заворотов избегать и в договоре купли продажи указать базис поставки, например, CPT (Тюмень) или FCA (Москва), а как (каким путем) везет экспедитор, отдать на его усмотрение. Вообще, все трехсторонние договора это масса проблем во всех отношениях, и без особой надобности использовать их не стоит. См. также статью При перевозке груза третий - лишний
Почему все-таки необходимо правильно заполнять транспортные накладные или пока гром не грянет… Правильно заполненные транспортные накладные это не панацея от "наезда" чиновников. Во-первых, бюрократы все равно найдут к чему докопаться, во-вторых, как уже было сказано выше, налоговые ведомства до сих пор транспортно-экспедиционную деятельность не воспринимают всерьез. Чиновник всегда прав, а если неправ, см. пункт первый. Но вот в споре хозяйствующих субъектов справные документы – большое подспорье.
Претензионная работа По определению документ - письменное свидетельство, доказательство какого-либо действия. Первичный документ - бухгалтерский документ, составленный в момент совершения хозяйственной операции, подтверждающий факт ее совершения, раскрывающий ее содержание и юридически закрепляющий факт ее совершения. Любую транспортировку (авиа/ж.д./авто/море) сопровождает транспортная накладная. Момент совершения операции в нашем случае – это загрузка автомобиля. Первая часть хоз. операции - передача ответственности за груз водителю. И не важно, чей это водитель – ваш персональный, от сторонней организации или просто наемный по ГПД с улицы. Вторая часть хоз. операции - затраты на перевозку. Груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается, за исключением груза, перевозимого транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, заключаемого в письменной форме. В данной статье договор фрахтования не рассматривается, т.к. ни утвержденных правил фрахта, ни формы заказа-наряда еще нет. Это отдельная тема, когда груз или пассажир отвечает за водителя. Транспортная накладная - перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза, свидетельствует факт получения перевозчиком груза от грузоотправителя, а также служит для доказательства произведенных транспортных расходов. Экспедиторская расписка подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя. Помимо транспортной накладной или экспедиторской расписки необходим договор. Договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов - заявки грузоотправителя (п.5 ст.8 УАТиГНЭТ). Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции и должны быть составлены в письменной форме, поручение экспедитору обязательно должно быть с отметкой о согласовании (п.7-9 Правил ТЭД), необходимые условия договора могут быть прописаны в заявке на перевозку или поручении экспедитору. Итак, если все документы оформлены и оформлены правильно, то все равно у вас нет стопроцентной гарантии. Как говорится, такую гарантию дает только страховой агент.
Страхование При оформлении договорных отношений между клиентом и компанией оказывающей транспортно-экспедиционные услуги у клиента часто возникает вопрос: страхует ли данная фирма свою ответственность? Само по себе заключение договора страхования вовсе не означает, что о грузе можно перестать заботиться. На самом деле наличие данного страхового полиса вовсе не гарантирует страховых выплат, если не были соблюдены все условия оформления транспортных документов, о которых говорится в этой статье. Наиболее характерным и уже, к сожалению массовым, будет пример отказа страховой компании в выплате по полису страхования экспедиторской ответственности при наступлении страхового случая – пропажа груза. Из-за того, что в транспортной накладной (ТТН) грузоотправителем был указан продавец, а транспортно-экспедиционная компания в ней вообще никак не была поименована, суд признал требования страховой компании об отказе в выплате правомерными, мотивируя свое решение тем, что ответственность экспедитора не наступала. Наличие полиса страхования груза, заключенного экспедиторов в пользу клиента, тоже далеко не всегда помогает. Каждый страховщик в правилах страхования указывает случаи, когда он освобождается от уплаты страхового возмещения. Во многих страховых компаниях в этих правилах прописано обязательное условие, требующее принятие груза непосредственно экспедитором. Подтверждением приема груза будет экспедиторская расписка и транспортная накладная с правильно заполненной графой "Грузоотправитель" Таким образом, если все-таки было принято положительное решение по страхованию груза, то страховать его желательно грузовладельцу самостоятельно, а не привлекать для этого третью сторону.
В следующей статье мы разберем часто встречающиеся вопросы, связанные с порядком документооборота при хранении на товарном складе и взаимодействия складского оператора, экспедиторов и транспортных организаций.
Владислав Артамонов Статья опубликована в журнале "Логистика и управление" "Документы сопровождают груз по-старинке" №10/октябрь 2008
См. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272 Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом См. Транспортную накладную в редакции постановления Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1208
|