СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

Юридические услуги и консультации в области логистики

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом

Перевозка опасных грузов авиатранспортом

 

Реклама на сайте                   

 

 

При перевозке груза третий - лишний

(Кто за это платить будет?)

 

Диспетчер отказал в оплате перевозок и сказал, что он ничего не должен. Что делать?

 

Поводом для появления данного материала послужило просто-таки массовое обращение за помощью абсолютно разных людей из разных уголков необъятной родины по одному и тому же вопросу: неплатежи, как привлечь агента-табуретку. Толи это нынешний кризис так повлиял, толи просто звезды так сложились, но во избежание полного тромбофлебита моего почтового ящика я решил разложить этот, казалось бы, элементарный вопрос по полочкам.

Суть большинства вопросов сводилась к следующему (цитата одного из многих писем): "Мы перевозчики, и у нас заключен долгосрочный договор перевозки с Диспетчером, который в рамках этого договора путем отправки заявки и получения нашего подтверждения уже длительное время заказывал у нас перевозки, а потом расплачивался с нами. Но недавно диспетчер отказал нам в оплате 2-х последних перевозок и сказал, что он нам ничего не должен. Что делать?".

 

Прежде чем ответить на этот извечный вопрос, необходимо разобраться в сути происходящего и начнем с договора.

 

Договор перевозки, организации перевозки и т.д.

Согласно требованиям п.1 Статьи 785 ГК РФ под договором перевозки принимается реальный договор, т.е. заключаемый путем вручения груза отправителем перевозчику. Договор перевозки груза возмездный и двусторонний, его сторонами являются перевозчик и отправитель. В п.2 Статьи 785 ГК РФ указано на документы, подтверждающие заключение договора перевозки: транспортная накладная. Транспортная накладная и другой соответствующий ей по назначению документ подтверждают заключение договора перевозки, т.е. вручение груза перевозчику. В обязанности перевозчика по договору перевозки груза также входит подача грузоотправителю под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом) или договором, исправных транспортных средств в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. В противном случае отправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств. Обязанностью грузоотправителя является своевременная подготовка груза к перевозке и соблюдение сроков погрузки (выгрузки) грузов в поданные перевозчиком транспортные средства.

Наряду с договором перевозки груза, когда предметом договора является доставка конкретного груза в пункт назначения и выдача его получателю, Кодекс определяет и в определенной степени регулирует договоры организации перевозок и договоры между транспортными организациями и грузовладельцами. Согласно требованиям Статьи 798 ГК РФ по договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. Условиями договора об организации перевозки являются: объемы, сроки и порядок предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки; порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки. К числу договоров об организации перевозки, широко применяемых на практике на автомобильном транспорте, относятся годовые договоры.

 

В нашем случае Договор перевозки с Диспетчером, а что везет этот диспетчер или на чем он это что-то везет? Ничего и не на чем. Он третье лицо, а третий – лишний.

 

Противоречие

Согласно Статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Но при этом согласно Статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Договор можно назвать как угодно. Можно обозвать договором на предоставление логистических услуг,  на обслуживание xxxPL провайдером и т.д., но суд будет квалифицировать этот договор не по названию, а по сути предмета договора, и применять к нему правила, установленные законом и иными правовыми актами.

По своей сути данный договор с Диспетчером можно классифицировать как агентский договор, по которому Диспетчер выступает агентом перевозчика и представляет его интересы, но параллельно этот же диспетчер представляет интересы и грузоотправителя по другому договору. И тут наступает противоречие.

Дело в том, что согласно п.3 ст.182 ГК РФ представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Он не может также совершать такие сделки в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев коммерческого представительства. А согласно п.2 ст.184 ГК РФ одновременное коммерческое представительство разных сторон в сделке допускается с согласия этих сторон и в других случаях, предусмотренных законом. При этом коммерческий представитель обязан исполнять данные ему поручения с заботливостью обычного предпринимателя. Иными словами Диспетчер обязан согласовать с грузоотправителем заключение агентского договора с перевозчиком (и наоборот).

Согласно п.3 ст.184 ГК РФ коммерческое представительство осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме и содержащего указания на полномочия представителя, а при отсутствии таких указаний - также и доверенности. Согласно п.4 ст.184 ГК РФ особенности коммерческого представительства в отдельных сферах предпринимательской деятельности устанавливаются законом и иными правовыми актами. В действующем законодательстве на сегодняшний день этот вопрос не регламентирован.

Итого необходимо письменное согласие от всех сторон, т.е. трехсторонний договор, что на самом деле неприемлемо для самого Диспетчера, ибо пропадает основной его стимул к выстраиванию подобной схемы – сокрытие истинных сумм платежей от своих принципалов.

 

Все в суд?

И так, мало того, что данный Диспетчер нарушает действующее законодательство, представляя одновременно обе стороны, он еще и спокойно уходит от ответственности. Процедуру такого ухода наглядно демонстрирует решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 января 2008 г. N А65-29489/2007.

Согласно материалам дела, между истцом (перевозчиком) и ответчиком (диспетчером) были подписаны договора-заявки, содержащие все необходимые сведенья. В подтверждение факта того, что услуги по перевозке по договорам-заявкам были исполнены, суду были представлены товарно-транспортные накладные, содержащие подписи уполномоченных лиц грузоотправителя и грузополучателя, скрепленные печатями этих юридических лиц. По мнению суда, детальный анализ представленных товарно-транспортных накладных показывает, что в них отсутствуют какие-либо указания на то, что перевозка осуществлялась именно в рамках указанных договоров-заявок. Также в них отсутствует и указание на то, что уполномоченное должностное лицо ответчика приняло оказанную истцом услугу. В отсутствии доказательств, объективно подтверждающих факт принятия оказанных услуг по перевозке уполномоченными работниками ответчика, суд пришел к выводу о недоказанности истцом наличия основанных на законе отношений истца с ответчиком в целях осуществления перевозки груза в рамках исполнения представленных истцом договоров-заявок. При таких обстоятельствах истцу в иске о взыскании долга и процентов за пользование чужими денежными средствами было отказано.

Иными словами отсутствие упоминания и подписи этого диспетчера в транспортной накладной в графе "грузоотправитель" привело к тому, что перевозчик не смог получить свои деньги за выполненную перевозку. Диспетчер совершенно законно отказался от обязательств и сослался на то, что перевозка была выполнена перевозчиком по прямому договору с грузовладельцем.

 

К сожалению, подобная ситуация, когда перевозчик берет перевозку у агента, широко распространена. Фактически заключая договор перевозки с грузоотправителем, перевозчик получает оплату от третьего лица, но при этом трехсторонний договор не заключает. Эта порочная совковая норма, по которой за оплату перевозки отвечало третье лицо, указанное в транспортном разделе (на оборотной стороне) ТТН в графе "Заказчик (плательщик)"* без заключения трехстороннего договора не действует.

------------------------------

*В утвержденной форме товарно-транспортной накладной ТТН (1-Т) в строке "Плательщик", которая находится над товарным разделом (на лицевой стороне), указывается грузополучатель в случае оплаты им стоимости груза и грузоотправитель во всех остальных случаях (п.6 Статьи 15 УАТиГНЭТ). Заполнение данной графы не является строго обязательным, и если нет достоверной информации на момент отправки груза, ее лучше не заполнять (прочерк).

 

А кто платить будет?

Согласно п.4 ст.2 УАТиГНЭТ грузоотправитель - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной, согласно п.1 ст.8 УАТиГНЭТ заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Согласно п.1 Статьи 785. ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Таким образом обязанность произвести оплату за выполненную перевозку лежит на грузоотправителе.

Если перевозку заказывал грузополучатель, то данная перевозка должна выполняться в рамках договора ТЭД. В этом случае в ТТН в графе "Грузоотправитель" должен быть указан сам Экспедитор, либо стоять фраза следующего содержания: "Экспедитор от имени и по поручению Клиента по доверенности № дата" Указанная доверенность в обязательном порядке должна прилагаться к транспортной накладной (напомним, в соответствии с п.2 статьи 802 ГК РФ клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей). ТТН должна быть подписана представителем экспедитора.

За оплату перевозки несет ответственность лицо, заключившее договор перевозки, которое указано в транспортной накладной в графе "грузоотправитель" и подписавшее ее.

А диспетчер? А диспетчер как колобок от всех ушел, в том числе и от перевозчика. Не зря в народе таких диспетчеров называют "агентами-табуретками" или "экспедитор-сэкспедитор".

 

Что делать?

Для всех, кто уже попал или попадет в такую же ситуацию, предлагаю следующий алгоритм "Что делать?":

Выставлять счет за перевозку тому, кому вы ее оказывали по закону, с кем заключали договор перевозки, т.е. грузоотправителю. Если не оплатят, то есть несколько вариантов дальнейшего развития.

1. Подавать в суд на грузоотправителя по поводу неоплаты выполненной работы. Если грузоотправитель ее уже оплатил этому агенту-табуретке, то они будут вынуждены предоставить документы, подтверждающие эту оплату. С материалами дела подаете новый иск против агента-табуретки с учетом вновь открывшихся обстоятельств, либо привлекаете этого агента-табуретку соответчиком по данному делу.

2. Если Вы добровольно получите от грузоотправителя все документы, подтверждающие его оплату, а также его заказ перевозки у агента-табуретки, то можно подать новый иск против этого диспетчера с учетом вновь открывшихся обстоятельств.

3. Если грузоотправитель не оплачивал перевозку, либо ссылается на то, что оплачивать не должен по договору купли-продажи, то независимо от этих объяснений продолжаете требовать через суд именно с него оплату за выполненную работу. Его дальнейшие разбирательства с покупателем или с этим диспетчером его личное дело.

Возражения типа "с грузоотправителем нет договорных отношений" или "они мне перевезли за спасибо" категорически не принимаются, ибо согласно п. 3 ст. 424 ГК РФ в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

И еще. Очень хорошо при обосновании в суде тех или иных сумм неоговоренных в договоре использовать так называемые "правила перевозчика" опубликованные в интернете. Делаете сайт где-нибудь на бесплатном домене третьего уровня и размещаете там основные ставки и другие тарифы, например на простой или за прием груза в мелких транспортных единицах (покоробочно). Данная норма является диспозитивной и действует, если в договоре не оговорено иное. Не забудьте в бланк счета добавить в реквизиты адрес этого сайта.

 

Кстати, пока готовил материал, звонит мне один грузовладелец и на жизнь жалуется, типа перевозчики с него денег хотят, а он все деньги уже давно перечислил подобному агенту-табуретке. Читаю его договор с этой табуреткой, а там "информационные услуги по подбору транспорта и организации перевозки"…

 

Как работать?

Так как работает весь цивилизованный мир – заключать договор перевозки через агента перевозчика и перечислять деньги напрямую перевозчику. А взаиморасчеты перевозчика и агента должны быть по агентскому договору, по которому перевозчик (принципал) будет выплачивать агентское вознаграждение агенту сам.

 

Владислав Артамонов

Статья опубликована в журнале "Логистика и управление"

№02/февраль 2009 г.

См. продолжение: статью "3pl, 4pl… – 6pl или Sexy Party Logistics"

См. также статью "Проблема табуретки"

См. также:

Сказку 3/10-01 Экспедитор-сэкспедитор

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 апреля 2009 г. N 09АП-10176/2009 и Постановление апелляционной инстанции от 25 июня 2009 г. N 09АП-10176/2009

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования