СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

Юридические услуги и консультации в области логистики

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом

Перевозка опасных грузов авиатранспортом

 

Реклама на сайте                   

 

 

Очень ответственное хранение

 

Часто встречающиеся вопросы, связанные с порядком документооборота при хранении на товарном складе и взаимодействия складского оператора, экспедиторов и транспортных организаций

 

Понятие "Ответственное хранение" равно как и "Безответственное хранение" отсутствует в российском законодательстве. Отсутствует и так называемый Договор об ответственном хранении. Правильно название договора: Договор складского хранения (хранения на товарном складе).

 

Товарные склады могут принимать от товаровладельцев различные вещи или быть специально предназначены к принятию определенного вида товаров: например, холодильники, элеваторы, овощехранилища, нефтехранилища.

Хотя главное назначение товарных складов составляет прием товаров на хранение, но вместе с тем товарные склады могут производить и ряд сопутствующих операций (тем самым, отличаясь от других видов хранения). Помимо операций, непосредственно связанных с хранением, товарные склады могут производить с товарами, помещенными на товарный склад, операции по подготовке их к продаже или транспортировке и другие операции определенные в договоре хранения.

 

Dura lex send lex

Традиционный для гражданского права институт, призванный урегулировать отношения по поводу удовлетворения одной из важнейших потребностей гражданского оборота – хранения посвящена Глава 47. Хранение Гражданского кодекса РФ Часть 2 от 26.01.1996 г. N 14-ФЗ. По сравнению с Кодексом 1964 года данная глава получила дальнейшее развитие главным образом в связи с тем, что хранение становится одним из весьма перспективных видов предпринимательской деятельности.

В отличие от других глав, относящихся к отдельным типам договоров, п. 1 ст. 886 содержит определение лишь хранения в собственном смысле. Такое хранение в элементарном виде представляет собой односторонний договор (обязанности есть только у одной из сторон - хранителя), безвозмездный (в определении ничего не говорится об оплате соответствующей услуги) и реальный (вступает в силу с момента передачи вещи). Однако в основной сфере применения хранения предпринимательстве - используется, как правило, одноименный договор, обладающий прямо противоположными классификационными признаками. Речь в данном случае идет о договоре, который является, во-первых, возмездным, во-вторых, двусторонним и, в-третьих, консенсуальным. Хранение нередко выступает элементом другого договора (купли-продажи, подряда, перевозки, комиссии и др.). Во всех подобных случаях по общему правилу руководствуются нормами, которые относятся к этим договорам, а также статьями настоящей главы, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа такого смешанного договора (данный вывод следует из п. 3 ст. 421 ГК).

Кодексом предусмотрен особый вид хранения, по которому одна сторона - хранитель обязуется принять или принимать на хранение вещи, другая поклажедатель передать или передавать их на хранение. Именно этому договору хранения – консенсуальному (от лат. consensus – согласие – сделки, для совершения которых достаточно соглашения сторон), возмездному и двустороннему - посвящена большая часть норм главы ГК о хранении. Такой договор всегда должен быть письменным, независимо от стоимости передаваемой вещи. К письменной форме сделки приравнивается не только документ (расписка, квитанция и т. п.), но также жетон, в том числе номер, и другие аналогичные способы подтверждения заключения договора при условии, если они оговорены в законе, ином правовом акте или обычны для данного вида хранения. Держатель номера или жетона предполагается лицом, которое сдало вещь на хранение или действует от его имени. По этой причине хранитель несет ответственность при выдаче имущества тому, кто предъявил номер или жетон, лишь если будет доказано наличие в действиях хранителя умысла или грубой неосторожности. Номер и жетон служат одним из возможных способов доказательства заключения договора. Соответственно гражданин, утративший номер или жетон, сохраняет право доказывать существование договора, в том числе и путем ссылки на свидетельские показания.

Договор хранения предполагает передачу вещи и ее последующий возврат. Указанный признак позволяет отличить хранение от обязательства охраны. Последнее не включает ни передачу, ни возврат вещи. Отношения по охране представляют собой обычную разновидность договора возмездного оказания услуг (глава 39 ГК РФ). Хранение имеет материальное выражение, и именно поэтому положения Главы 39. "Возмездное оказание услуг" ГК РФ на деятельность по хранению не распространяются (см. статью Документальное оформление услуги).

Параграф 2 "Хранение на товарном складе" (ст. 907-918) дает определение соответствующего договора, которое совпадает с определением хранения в "Общих положениях", отличаясь лишь тем, что в данном случае речь идет о хранении не просто "вещей", а именно "товаров". Статья 907 ГК называет товарным складом организацию, призванную осуществлять хранение в качестве предпринимательской деятельности и оказывать одновременно связанные с ним услуги. Разновидность товарного склада составляет склад общего пользования. Основной признак последнего состоит в том, что он должен оказывать услуги каждому, кто обратится.

В статье 912 приведен исчерпывающий перечень складских документов. При этом из трех возможных видов обязательной письменной формы - двойного складского свидетельства, простого складского свидетельства и складской квитанции два первых представляют собой ценные бумаги. Их использование позволяет пустить в оборот права на находящиеся на хранении товары, и в частности сделать такие товары предметом залога. При этом двойное складское свидетельство, состоящее из складского свидетельства и залогового свидетельства (варранта), облегчает залог и создает условия для движения залоговых прав на хранимые товары. Так, например, Гохран России выдает ценности в обмен на подлинное неотделенное двойное складское свидетельство Гохрана России, одновременно представленные подлинники отделенных частей двойного складского свидетельства Гохрана России либо подлинное складское свидетельство и документ (оригинал) об уплате всей суммы долга по залоговому свидетельству (п. 10.1 приказа Гохрана РФ от 16 февраля 2000 г. N 42 "Об утверждении документов по складскому хранению ценностей с выдачей двойных складских свидетельств Гохрана России").

Залоговое право при хранении перекликается также с практикой применения коносаментов как товарораспорядительных документов, и это тема для отдельной статьи, остановимся подробно на складской квитанции.

 

Документооборот. Складские документы.

Складская квитанция является документом, удостоверяющим, что простая письменная форма договора хранения соблюдена, а ее выдача означает, что товар принят товарным складом на хранение. Функцию складской квитанции выполняет Акт о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение Унифицированная форма N МХ-1, утвержденная постановлением Госкомстата России от 9.08.99 N 66, код по ОКУД 0335001.

Форма МХ-1 применяется для учета приема-передачи товарно-материальных ценностей, переданных от поклажедателей (организаций, индивидуальных предпринимателей) на хранение организации-хранителю. Документ применяется как при бытовом хранении, так и при хранении, осуществляемом с участием профессиональных хранителей. Составляется представителями организаций хранителя и поклажедателя на основании и в соответствии с договором хранения (на определенный срок и "до востребования"). Количество экземпляров акта и комплектность составленных документов определяется в каждом конкретном случае.

Материалы, принятые организацией на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете "Товарно - материальные ценности, принятые на ответственное хранение". Элементарная логика говорит о том, что при приеме товара на ответственное хранение производится приемка по факту (фактическое количество и состояние).

В соответствии со статьей 909 ГК РФ если иное не предусмотрено договором складского хранения, товарный склад при приеме товаров на хранение обязан за свой счет произвести осмотр товаров и определить их количество (число единиц или товарных мест либо меру - вес, объем) и внешнее состояние. Результаты этой приемки заносятся в Акт о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение (форма N MX-1) и заверяются подписями представителей организаций хранителя и поклажедателя. Сверка, выявление расхождений с транспортными или другими документами от сторонних организаций в обязанность хранителя не входит, а в утвержденной форме не предусмотрены поля для реквизитов документов по которым товар прибыл на склад. Прием груза от транспортников это обязанность представителя поклажедателя. Представитель поклажедателя должен быть законным и иметь полномочия, что должно быть документально подтверждено, например, удостоверением (доверенностью) или отражено в договоре.

Особое внимание следует обратить на цены, точнее на оценку, указываемую в графах 8;9 формы N MX-1. В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально - производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н, запасы, не принадлежащие данной организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении, учитываются на забалансовых счетах в оценке, предусмотренной в договоре, или в оценке, согласованной с их собственником. Оценка это не цена продажи или покупки и пр., это размер ответственности согласованный сторонами. По этим договорным ценам выставляются претензии к хранителю в случае обнаружения недостачи или порчи товара.

При отправке товара на хранение ни в коем случае нельзя использовать ТОРГ-12. Для документального подтверждения есть Форма N МХ-18 "Накладная на передачу готовой продукции в места хранения". Применяется для учета передачи готовой продукции из производства в места хранения. Составляется в двух экземплярах материально ответственным лицом структурного подразделения, сдающего готовую продукцию. Один экземпляр служит сдающему структурному подразделению (цеху, участку, бригаде) основанием для списания продукции (ценностей), а второй - принимающему складу (цеху, участку, бригаде) для оприходования продукции (ценностей). Накладная подписывается материально ответственным лицом сдатчика и получателя и сдается в бухгалтерию для учета движения продукции (ценностей).

 

Пунктом 1 ст. 802 ГК РФ установлено, что договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме.

Согласно п. 2 ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Примечание. В соответствии с п. 1 ст. 1211 ГК РФ при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору транспортной экспедиции применяется право страны, где находится место жительства или основное место деятельности экспедитора.

 

В пункте 4 статьи 4 ФЗ ТЭД, закреплены две самостоятельные обязанности экспедитора, возникающие при приеме груза:

- выдать клиенту экспедиторский документ;

- представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

Экспедиторским документом, как следует из п. 2 ст. 2 Закона ТЭД, является документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции. Соответственно, выдачу экспедитором клиенту экспедиторского документа можно представить как заключение договора транспортной экспедиции. Однако экспедитор и клиент - это стороны договора транспортной экспедиции, и до того момента, как договор заключен, стороны не могут именоваться экспедитором и клиентом.

Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Правила определения момента заключения договора установлены в ст. 433 ГК РФ:

- договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта;

- если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (ст. 224).

Следовательно, если груз принят, например по экспедиторской расписке, еще до фактического заключения договора, то считается что, такой договор заключен на общих основаниях.

 

Сдача груза на хранение перевозчиком.

Часто встречающаяся ситуация когда конечным пунктом перевозки является не склад грузополучателя, а склад с которым у грузополучателя заключен договор хранения. При этом, как правило, представитель грузополучателя на складе отсутствует. Чтобы данная операция была легитимна, необходимо соблюсти некоторые условия.

В первую очередь необходимо понимать, что перевозчик несет ответственность с момента приема груза у грузоотправителя до момента выдачи его грузополучателю. Следовательно, в транспортной накладной хранитель должен быть поименован. Если нет никаких указаний от отправителя о доставки груза не тому получателю, который указан в накладной или же от получателя, при условии что он изначально наделен таким правом либо уже получил второй экземпляр, то "третье лицо" такого права не имеет. Указания получателя могут быть внесены, например, на таможне после завершения таможенной очистки, или где-то по дороге. Указание обязательно. Без него нельзя. Без него перевозчик продолжает нести ответственность и после передачи груза на склад. Сдача груза непоименованному в транспортной накладной получателю не допускается.

Но и даже тогда когда хранитель поименован в транспортной накладной, есть несколько нюансов:

Согласно Статье 12 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) у перевозчика должна быть возможность выполнить это указание, оно не должно нарушать хода нормальной работы перевозчика и не должно наносить ущерба отправителям или получателям других грузов. Следовательно, перевозчик имеет право отказаться и потребовать присутствия представителя получателя на складе.

Если указание дает отправитель, то он должен предоставить перевозчику первый экземпляр накладной, в которую должны быть внесены новые инструкции, данные перевозчику, а также возместить перевозку расходы и ущерб, вызванные выполнением этих инструкций. Т.е. при перевозке нескольких партий груза в одном транспортном средстве, переадресовка любой из них не должна увеличивать сроки доставки других. Отказ перевозчика от выполнения инструкций лица, имеющего право распоряжаться грузом (отправителя или получателя), должен быть мотивированным и документально обоснованным.

Накладная не является товарораспорядительным документом, накладную нельзя индоссировать.

Отправитель может передать все свои права правомочного по договору лица получателю путем соответствующей оговорки в накладной. Такая оговорка в накладной, отражающая право только получателя распоряжаться грузом, соответствует транспортным условиям договоров купли-продажи, заключенным по базисам EXW и FCA (по Инкотермс 2000), когда расходы и риски по транспортировке товара лежат именно на покупателе.

Если, осуществляя свое право распоряжения грузом, получатель дает указание сдать груз другому лицу, последнее не вправе назначить других получателей. Термины «получатель» и «покупатель» редко отождествляют одно и то же лицо. Чаще всего покупает товар и заключает международный договор купли-продажи одно лицо (покупатель), а конечным потребителем такого товара является другое лицо (получатель). В таких случаях в договоре перевозки указывают покупателя, который, реализуя свое право, указанное в статье 12 Конвенции, дает указание перевозчику после выполнения таможенных формальностей сдать груз непосредственному получателю. Подобное указание должно сопровождаться окончательным расчетом за перевозку с учетом дополнительного пробега и сверхнормативного простоя транспортного средства. Конечный получатель груза обязан только принять товар, и не может давать никаких дополнительных указаний перевозчику.

Кроме того, так как у хранителя и перевозчика между собой нет договорных отношений, следовательно, необходимо предусмотреть возможность и обязанность хранителя принимать грузы, прибывающие в адрес поклажедателя, от третьих лиц. Возможность, так как не исключены случаи, при которых поклажедатель может отказаться от приема той или иной партии груза и вернуть ее грузоотправителю за его счет. А обязанность, так как не исключены случаи, при которых хранитель в принципе имеет право отказаться от приема такой партии от третьего лица. И если эта обязанность хранителя, как правило, закрепляется в договоре хранения, то возможность лучше оговаривать в каждом конкретном случае. Для этого следует прописать в договоре хранения следующую фразу: "По настоящему договору Хранитель обязуется за вознаграждение хранить товары, переданные ему Поклажедателем, либо по согласованию с поклажедателем переданные ему третьими лица, и возвратить эти товары в сохранности".

Как уже говорилось, хранитель принимает на хранение товары в оценке, предусмотренной в договоре, или в оценке, согласованной с их собственником. Именно поэтому при приеме от третьих лиц хранитель не должен ставить свою подпись и штамп в ТТН, ибо, если хранитель все же подписывает ТТН, то он тем самым выражает согласие не только с принятым количеством товара, но и с его ценой, а это взаимоотношения исключительно продавца и покупателя. Чтобы этого избежать в транспортной накладной в графе "груз принял" стоит указывать оговорку "Груз принят по акту приема-передачи товарно-материальных ценностей на хранение Дата №" или "Выдана складская расписка Дата №".

В обязанности хранителя не входит выявление расхождений между фактически принятым на хранение товаром и количеством, указанным в сопроводительных документах, а также хранитель не должен составлять какие либо акты расхождений. Хранитель всегда принимает на хранение по факту. Всяческие ТОРГ-2, ТОРГ-3 или М-7 оформляются поклажедателем (его бухгалтерией) на основании товаросопроводительных документов и акта МХ-1 (См. далее Товар – груз).

Тем не менее, в целях сохранения коммерческой тайны следует по максимуму избегать прямой передачи от третьих лиц и по возможности иметь на складе своего представителя.

 

Сопутствующие операции

Как уже было сказано товарные склады могут производить и ряд сопутствующих операций. Помимо операций, непосредственно связанных с хранением, товарные склады могут производить с товарами, помещенными на товарный склад, операции по подготовке их к продаже или транспортировке (дробление партий, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, простые операции, связанные с доукомплектовкой или приведением в рабочее состояние, тестирование) и другие операции, определенные в договоре хранения. Выполненные работы отражаются в акте, составленным по форме N MX-3, утвержденной постановлением Госкомстата России от 9.08.99 N 66, код по ОКУД 0335003. Акт о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение (форма N MX-3) Применяется для учета возврата поклажедателю товарно-материальных ценностей, принятых организацией-хранителем на хранение. Составляется в двух экземплярах материально ответственным лицом организации-хранителя по истечении срока хранения товарно-материальных ценностей при возврате их поклажедателю. Один экземпляр остается в организации-хранителе, второй - передается поклажедателю.

На оборотной стороне формы N МХ-3 есть таблица без заголовка, состоящая из 9 столбцов в которую заносятся содержание хозяйственной операции и измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении. Использовать данную форму нужно и тогда когда как таковое хранение на складе не производилось, а осуществлялась лишь складская обработка, например перегрузка из машины в машину. В этом случае в графе 2 "Вид Работы и услуги", а также в графы 4 и 6 пишется построчно: хранение – 0 дней, выгрузка – 20 тонн, погрузка – 20 тонн, переработка – 1000 коробов, и т.д. – …

Фактически форма N МХ-3 это два акта в одном: Акт о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение и акт сдачи-приемки работ. Никаких дополнительных пресловутых "актов выполненных услуг" по договору хранения составлять и подписывать ненужно.

 

Удержание

В соответствии со статьей 899 ГК РФ по истечении обусловленного срока хранения или срока, предоставленного хранителем для обратного получения вещи на основании пункта 3 статьи 889 настоящего Кодекса, поклажедатель обязан немедленно забрать переданную на хранение вещь. При неисполнении поклажедателем своей обязанности взять обратно вещь, переданную на хранение, в том числе при его уклонении от получения вещи, хранитель вправе, если иное не предусмотрено договором хранения, после письменного предупреждения поклажедателя самостоятельно продать вещь по цене, сложившейся в месте хранения, а если стоимость вещи по оценке превышает сто установленных законом минимальных размеров оплаты труда, продать ее с аукциона в порядке, предусмотренном статьями 447 - 449 настоящего Кодекса. Сумма, вырученная от продажи вещи, передается поклажедателю за вычетом сумм, причитающихся хранителю, в том числе его расходов на продажу вещи.

Таким образом, только при отказе поклажедателя взять вещь обратно, хранитель может ее продать.

Некоторые считают, что раз хранитель имеет право товар продать, то его можно и удерживать в обеспечение погашения долга, возникшего в связи с невыплатой вознаграждения. Это не правильно, ибо обратить взыскание на имущество можно только по закону или конкретному решению суда. Залог же возникает только с обоюдного согласия (договора), либо по закону и вот тогда вступает статья 360 ГК РФ. Так исторически сложилось, что в стародавние времена хранение вообще было безвозмездным, а в существующем законодательстве предприниматель, осуществляющий хранение на коммерческой основе, принимает возможность неоплаты за оказанную работу как коммерческий риск.

Это подтверждается п.1 Статьи 896, где предусмотрено, что вознаграждение за хранение должно быть уплачено хранителю по окончании хранения, а если оплата хранения предусмотрена по периодам, оно должно выплачиваться соответствующими частями по истечении каждого периода. А при просрочке уплаты вознаграждения за хранение более чем на половину периода, за который оно должно быть уплачено, хранитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать от поклажедателя немедленно забрать сданную на хранение вещь (п.2 Статьи 896). И тут тоже нет никакого удержания, только отказаться может.

У хранителя права удержания нет, и продать он может только невостребованные вещи. Соответственно противозаконно удерживая имущество, хранитель наносит имущественный вред поклажедателю, за что и должен отвечать по всей строгости закона.

 

Товар – груз.

Как уже было сказано при хранении на товарном складе идет речь о хранении не просто "вещей", а именно "товаров", а договор хранения предполагает передачу вещей переданных от поклажедателей (организаций, индивидуальных предпринимателей) на хранение организации-хранителю и их последующий возврат именно поклажедателю. Все остальные операции, такие как прием товара от поставщиков, оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика, отгрузка покупателям и т.д. в рамках договора хранения непредусмотрены. Эти функции должны быть возложены на представителя предприятия – поклажедателя. В этом случае данный полномочный представитель, находясь на складе с которым заключен договор хранения, осуществляет от лица своей организации все операции по приему ТМЦ и только после этого сдает их хранителю. Аналогично происходит и отгрузка покупателям – полномочный представитель, принимает товар с хранения и только затем осуществляет его отгрузку и оформление транспортных документов.

Представитель должен быть уполномочен составлять Акт о приемке материалов (форма N М-7), Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (форма N ТОРГ-2), Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров (форма N ТОРГ-3).

Форма N М-7 утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. N 71а. Применяется для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика; составляется также при приемке материалов, поступивших без документов; является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.

Форма N ТОРГ-2 и Форма N ТОРГ-3 утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. N 132 Применяются для оформления приемки товарно-материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения по сравнению с данными сопроводительных документов поставщика. Являются юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.

Приемка товаров получателем по количеству, качеству и комплектности товаров от организации транспорта и почтовых отправлений от организаций связи оформляется актом в соответствии с правилами, действующими на транспорте и в организациях связи. Акты о приемке товаров по количеству составляются в соответствии с фактическим наличием товаров, данными, содержащимися в транспортных, сопроводительных или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности - требованиям к качеству товаров, предусмотренными в договоре или контракте. Акты составляются по результатам приемки членами комиссии и экспертом организации, на которую возложено проведение экспертизы с участием представителей организаций поставщика и получателя или представителем организации-получателя с участием компетентного представителя незаинтересованной организации. Акты составляются отдельно по каждому поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу. Акт по форме N ТОРГ-2 составляется на отечественные товары. Акт по форме N ТОРГ-3 составляется на импортные товары. Количество составленных актов и комплектность документов определяется в каждом конкретном случае. Форма N М-7 применяется для оформления приемки ГРУЗА, а Форма N ТОРГ-2 и форма N ТОРГ-3 применяются для оформления приемки ТОВАРА. В случае наличия расхождений при приеме груза на железнодорожном транспорте составляются акты в соответствии с требованиями Приказа МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 45 "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом".

 

Но рыночные условия диктуют необходимость организации-хранителю принимать на себя дополнительные обязательства и брать несвойственные в рамках Главы 47. "Хранение" Гражданского кодекса РФ функции. В этом случае между хранителем и поклажедателем должен быть еще заключен договор транспортной экспедиции. Операции над товаром производятся в соответствии с договором хранения, а все операции, связанные с транспортом – по договору транспортной экспедиции.

Представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Не допускается совершение через представителя сделки, которая по своему характеру может быть совершена только лично, а равно других сделок, указанных в законе.

Внимание. Передача товара принятого по договору хранения на хранение по договору транспортной экспедиции без представителя поклажедателя невозможна.

 

Международная практика

В качестве информационного приложения к Рекомендации N 1 "Формуляр-образец Организации Объединенных Наций для внешнеторговых документов" Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) издан документ "Применение формуляра-образца Организации Объединенных Наций. Руководящие принципы и примеры", принятый 26-29 марта 2001 г. на 7-й сессии Центром по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (TRADE/CEFACT/2001/16)*(30).

К сектору С.1 Экспедиторские услуги и обработка грузов ("Посреднические услуги") ЕЭК ООН отнесены документы, необходимые для процедур, связанных с транспортными операциями и взаимодействием между торговыми партнерами и перевозчиками, т.е. документы, относящиеся к экспедиторским и транспортно-грузовым операциям в области международной торговли, включая операции на терминалах, на складах и в портах, а также платежи за подобные посреднические услуги. Наиболее важные документарные функции, по мнению ЕЭК ООН, могут быть разделены на следующие категории:

- инструкции заказчиков экспедиторам: инструкции экспедитору;

- расписки о получении товара: экспедиторский сертификат о получении груза; складская расписка экспедитора; доковая расписка; складская расписка/расписка депо;

- уведомляющие документы: извещение экспедитора агенту импортера; транспортное извещение экспортеру;

- полномочия и инструкции: ордер на выдачу товара; инструкция о транспортной обработке груза; пропуск на товар;

- документы административного характера: счет-фактура экспедитора; документы на портовые сборы.

 

631 Складская расписка экспедитора (FWR ФИАТА): документ, выписываемый экспедитором, выступающим в качестве управляющего складом, в котором подтверждается получение складируемого товара и указываются условия хранения товара на складе и его выдачи или содержится ссылка на эти условия. В документе содержатся подробные положения, касающиеся прав держателей документа, получивших его по передаточной надписи, передачи права собственности и т.д. (ЕЭК ООН/ФАЛ)*.

640 Ордер на выдачу товара: документ, который выдается стороной, имеющей право давать распоряжения о выдаче указанных в нем товаров поименованному грузополучателю, и который передается хранителю товаров (ЕЭК ООН/ФАЛ)*.

------------------------------

* В Добавлении "Определения и описания названий документов" даны пояснения, что в целях включения названий документов в перечень использовались следующие принципы: документы должны использоваться в текущей практике международной торговли; они должны использоваться в торговле товарами, а не в сфере услуг, и они должны относиться к отдельным партиям товаров, а не являться сводными документами, охватывающими весь груз целиком или весь груз, находящийся на транспортном средстве.

 

В Главе 47. "Хранение" Гражданского кодекса Российской Федерации аналога Ордеру на выдачу товара не предусмотрено. В соответствии с п. 1 ст. 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. Ключевое слово тут "возвратить". В договоре хранения нет обязанности заключить договор перевозки или еще каких-либо других обязанностей, в том числе нет обязанности быть грузоотправителем. Это подтверждается также и существующим документооборотом, о котором было сказано выше, и в котором предусмотрены только две стороны: поклажедатель и хранитель.

 

В случае если клиент (поклажедатель) желает возложить на хранителя дополнительные обязанности, такие как, например отправка товара своим покупателям, необходимо осуществлять хранение по договору транспортной экспедиции.

 

Хранение по договору транспортной экспедиции

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договор транспортной экспедиции, предусматривающий хранение груза имеет некоторое сходство с договором хранения, регулируемого положениями гл. 47 "Хранение" ГК РФ. Ключевой особенность в этом случае будет то, что само хранение уже будет являться дополнительной услугой (как одна из операций, осуществление которых необходимо для доставки груза), а не основной.

Согласно ст. 805 ГК РФ экспедитору предоставлено право привлекать к исполнению своих обязанностей других лиц (но только в случаях, когда из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично). Экспедитор должен заключить договор перевозки, то есть согласованная с перевозчиком заявка на перевозку груза должна быть от имени экспедитора-хранителя.

Как установлено в главе 41 ГК РФ, возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора. Ни один Хранитель в здравом уме не захочет отвечать за действия и упущения перевозчика, фактически назначенного клиентом, особенно если этот перевозчик ОАО "РЖД".

 

См. также статью 3pl, 4pl… – 6pl или Sexy Party Logistics

 

От имени клиента или от своего имени?

Договором транспортной экспедиции согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. По договору транспортной экспедиции, заключенному экспедитором с третьим лицом от своего имени, у экспедитора возникают права и обязанности, даже если клиент был назван в договоре. По договору транспортной экспедиции, заключенному с третьим лицом от имени клиента, права и обязанности возникают непосредственно у клиента.

Следовательно, для предупреждения и избежания ответственности за действия и упущения перевозчика, фактически назначенного клиентом, целесообразно в транспортных накладных указывать следующее: "грузоотправитель: Хранитель-Экспедитор от имени и по поручению Клиента, доверенность* №, дата".

------------------------------------

* Доверенность необходима экспедитору в тех случаях, когда он при выполнении своих обязанностей по договору транспортной экспедиции действует от имени клиента, в частности при заключении договоров. Согласно п. 4 ст. 4 ФЗ ТЭД при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

 

Но полностью исключить ответственность по договору транспортной экспедиции нельзя, даже если прописать это в договоре. Согласно п.2 статьи 11 ФЗ ТЭД соглашение об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных настоящим Федеральным законом, ничтожно.

 

Ответственность по договору транспортной экспедиции, дополнительные обязанности.

В большинстве случаев по завершению отгрузки произведенной в рамках договора транспортной экспедиции хранитель не интересуется самим ходом перевозки, наивно полагая, что если фактически перевозку организует поклажедатель лично, то его это уже никоим боком не касается и вся полнота ответственности с него снимается.

В пункте 2 статьи 3 ФЗ ТЭД установлена обязанность экспедитора незамедлительно уведомлять клиента о произведенных изменениях вида транспорта, маршрута перевозки груза, последовательности перевозки груза различными видами транспорта, причем все изменения должны быть выполнены исходя из интересов клиента. Невыполнение данного условия является недобросовестным выполнением условий договора (в соответствии с п.1 ст.393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства).

Согласно пункту 3 статьи 804 ГК РФ, экспедитор в случае непредставления клиентом необходимой информации вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до представления такой информации. В пункте 4 указанной статьи также установлена обязанность экспедитора в случае представления неполной информации, запросить у клиента необходимые дополнительные данные. Запрос должен быть направлен в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции. В пункте 2 статьи 804 ГК РФ говорится о том, что экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные.

Таким образом, при оказании хранителем услуг в рамках договора транспортной экспедиции на него возлагается дополнительная обязанность по сбору всех необходимых для перевозки документов, и он несет ответственность за их полноту, даже если сам договор перевозки был заключен экспедитором от имени клиента.

Иными словами, если в процессе перевозки возникли проблемы из-за отсутствия какого-нибудь необходимого сертификата или разрешения, все затраты, например по простою или возврату груза, ложатся на хранителя-экспедитора.

 

Согласно пункту 4 статьи 7 ФЗ ТЭД экспедитор обязан наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения возместить клиенту упущенную выгоду* в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.

Таким образом, в случае утери или порчи груза при оказании хранителем услуг в рамках договора транспортной экспедиции по решению суда хранитель-экспедитор будет обязан возместить еще и упущенную выгоду клиенту, чего в рамках договора хранения непредусмотрено.

 

--------------------------

* Иногда упущенную выгоду ошибочно называют выпадающими доходами. Выпадающие доходы – это реальные затраты, например при перевозке льготных категорий граждан, при реализации продукции по ценам ниже рыночных (фиксированных), например протезы для инвалидов, от предоставления гражданам льгот по оплате ЖКХ и т.д. Иными словами, это когда государство обязывает некоторые социально значимые предприятия и организации делать что-либо себе в ущерб, а потом компенсирует различными способами (должно компенсировать). В этом случае вред организации кроме государства никто не наносит. Упущенная выгода – доход или иное благо, не полученные лицом вследствие: нарушения его права неисполнением обязательства; причинения ему вреда. В гражданском праве упущенная выгода обычно представляет собой неполученную прибыль и, как правило, подлежит возмещению в качестве составной части убытков. Согласно п.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

 

В УАТиГНЭТ упущенная выгода непредусмотрена. Это одно из отличий экспедитора от перевозчика согласно действующему законодательству РФ.

 

Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. Согласно п. 6 ст. 12 ФЗ ТЭД экспедитор вправе принять для рассмотрения претензию по истечении 6 месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной.

 

Согласно п.3 ст.3 ФЗ ТЭД экспедитор вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз только в случае, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции.

В пункте 3 установлены следующие сроки удержания экспедитором находящегося в его распоряжении груза:

- либо до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов;

- либо до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества.

За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором в случаях, предусмотренных п.3 ст.3 ФЗ ТЭД, ответственность несет клиент.

Таким образом, если это оговорено в договоре, товар, принятый на хранение экспедитором по складской расписке может быть им удержан, в отличие от хранителя, у которого права удержания нет…

 

Нормативы приемки товара

Про существование нормативов проведения погрузо-разгрузочных работ знают многие, а каковы нормативы приемки товара.

При решении этого вопроса нужно учитывать, что это договорная норма.

Далее этот вопрос нужно разделить на две части – приемка от транспорта и приемка от продавца.

1. Приемка от транспорта производится по грузовым местам и исполняется по правилам соответствующего вида транспорта. Например, для автотранспорта прием груза осуществляется по нормам указанным в УАТиГНЭТ.

Согласно п.7 ст.15 УАТиГНЭТ порядок проверки массы груза и количества грузовых мест при выдаче груза грузополучателю в пункте назначения должен соответствовать порядку проверки массы груза и количества грузовых мест при приемке груза от грузоотправителя в пункте отправления. Приемка производится в момент вскрытия опломбированных и разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров, но не позднее сроков, установленных для их разгрузки, если иные сроки не установлены условиями поставки (договором).

2. Приемка от продавца осуществляется товарными единицами по правилам и в сроки указанные в договоре купли-продажи.

 

Итого: если договором не оговорено иное, то приемка продукции по количеству осуществляется в сроки, предусмотренные на проведение погрузо-разгрузочных работ.

 

Обратите внимание на еще один нюанс.

Если при приемке продукции будет обнаружена недостача, то получатель обязан приостановить дальнейшую приемку, обеспечить сохранность продукции, а также принять меры к предотвращению ее смешения с другой однородной продукцией и вызвать для участия в продолжение приемки продукции и составления двустороннего акта представителя отправителя, если договором не оговорено иное. Кто будет этим представителем, зависит от условий договора купли-продажи, договора перевозки или договора ТЭД.

Так, например, согласно п.8 ст.15 УАТиГНЭТ выдача грузов, доставленных в исправных крытых транспортных средствах, контейнерах при наличии исправных пломб грузоотправителей, осуществляется грузополучателям без проверки массы, состояния грузов, количества грузовых мест. Следовательно, для составления двустороннего акта до приезда представителя грузоотправителя данный груз необходимо будет поместить в изолированное помещение, которое должно быть опломбировано. Опломбировка этого помещения должна быть выполнена в присутствии третьих лиц.

Хорошо если до приезда представителя есть возможность оставить груз в контейнере или ТС. Но в данном случае перевозчик свои обязательства выполнил сполна, и простой ТС может быть осуществлен только с его согласия. Принуждать перевозчика к неоправданному простою, заказчик не имеет права. Ответственность за этот неоправданный простой, также как и возмещение дополнительных расходов, связанных со срывом хода нормальной работы предприятия перевозчика ложится на заказчика.

А если такой возможности у перевозчика нет? Любые дополнительные услуги, оказываемые перевозчиком, не должны наносить ущерба отправителям или получателям других грузов. На каких складах есть приспособленные помещения под отложенную приемку? Где взять этих самых третьих лиц? Если у Вас нет ответов на эти вопросы, то, возможно, следует пересмотреть условия поставки по договору купли-продажи.

 

Владислав Артамонов

Статья опубликована в журнале "Складские технологии"

№1  2009 г.

См. также статью "Особенности оформления ТТН и экспедиторских документов"

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования