|
Подборка законов и др. законных, подзаконных и незаконных актов по оптимизации налогов при эксплуатации личного автомобиля в служебных целях
СКЛАД ЗАКОНОВ ПО ЛОГИСТИКЕ ПРОДАЖ
СКЛАД ЗАКОНОВ О МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ
СКЛАД ЗАКОНОВ ОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА, ЭКСПЕДИЦИИ
И ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
СКЛАД
ЗАКОНОВ О СЕРТИФИКАЦИИ, СТАНДАРТИЗАЦИИ, ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ и т.д. и т.п.
СКЛАД ЗАКОНОВ О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В
ЛОГИСТИКЕ
СКЛАД ЗАКОНОВ ОБ
АВИАПЕРЕВОЗКАХ
СКЛАД ЗАКОНОВ О ФИТОСАНИТАРНОМ, ВЕТЕРИНАРНОМ,
КАРАНТИННОМ и пр. КОНТРОЛЕ
СКЛАД ЗАКОНОВ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ
КОНТРОЛЕ
СКЛАД
ЗАКОНОВ О СТРАХОВАНИИ В ЛОГИСТИКЕ
СКЛАД ЗАКОНОВ О ДОКУМЕНТООБОРОТЕ ПРИ ДОСТАВКЕ
ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
СКЛАД ЗАКОНОВ ОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИЧНОГО АВТОМОБИЛЯ
В СЛУЖЕБНЫХ ЦЕЛЯХ
СКЛАД ТИПОВЫХ ФОРМ
ДОКУМЕНТОВ ПО ЛОГИСТИКЕ
ЮРИДИЧЕСКИЕ
УСЛУГИ И КОНСУЛЬТАЦИИ
.
Личный транспорт не относится к основным средствам предприятия, хотя тоже
активно используется для его нужд. Существует несколько способов оформления
личного автомобиля для служебных целей. Из имеющихся вариантов, которые
нашли отражение в статьях ГК РФ и нормативных актах Правительства РФ,
целесообразно выбрать такой, который позволит преодолеть грань между личным
и служебным транспортом в сторону последнего. Интрига заключается в том,
чтобы перевести личные расходы на содержание личного автомобиля в расходы
предприятия (тем самым как бы превратив свой автомобиль в служебный) и, не
нарушая закона, уменьшить суммы налоговых отчислений в бюджет.
Практика показывает,
что чаще всего руководители предприятий довольствуются
компенсацией, утвержденной
Постановлением Правительства РФ № 92 от 8 февраля 2002
г. Уложиться в установленные законодательством нормы практически
невозможно, а затраты сверх установленных норм включаются в налогооблагаемую
базу по налогу на доходы физических лиц. К тому же, эти сверхлимитные суммы
не уменьшают облагаемую налогом прибыль.
Гораздо выгоднее воспользоваться возможностями,
предоставленными
Гражданским кодексом РФ: «Договором
безвозмездного пользования» (Договором ссуды), «Договором
аренды транспортного средства с экипажем» или «Договором
аренды транспортного средства без экипажа».
По «Договору
безвозмездного пользования»
(Договору ссуды, ст. 689 ГК РФ), руководитель передает свой автомобиль в безвозмездное
пользование фирме, которая все расходы по эксплуатации и ремонту включает в
уменьшение налогооблагаемой прибыли. Но, в соответствии с положениями гл. 25
НК РФ, - передача автомобиля по этому договору Ссудополучателю рассматривается как аренда и подлежит налогообложению. При этом налоговые органы исходят из среднерыночной стоимости такой услуги.
Преимущества «Договора
аренды транспортного средства с экипажем»
(ст. 632 ГК РФ) заключаются в том, что расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля,
в том числе на оплату топлива и других материалов (ст. 636 ГК РФ), ложатся на
арендатора, то есть предприятие. Эти расходы вместе с суммой арендной платы
уменьшают налогооблагаемую прибыль.
А вот расходы на текущий и капитальный ремонт
не уменьшают налогооблагаемую прибыль, поскольку ложатся на арендодателя, то
есть владельца автомобиля (ст. 634 ГК РФ).
Предприятию при заключении «Договора
аренды транспортного средства с экипажем»
приходится платить единый социальный налог (35,6 %) с суммы договора, так как
по этому договору арендодатель обязан оказывать услуги по управлению
и эксплуатации машины (ст. 632 ГК РФ), а эти услуги, по гражданско-правовым
договорам, облагаются ЕСН (п.1 ст. 236).
Оптимальным и наиболее рациональным для предприятия является «Договор
аренды транспортного средства без экипажа»
(ст. 642 ГК РФ). По этому договору, арендатор (предприятие) несет расходы не
только на содержание арендованного транспортного средства и его страхование,
но также связанные с эксплуатацией машины (ст. 646 ГК РФ), включая расходы на
текущий и капитальный ремонт (ст. 644 ГК РФ). В
этом случае уменьшается налогооблагаемая прибыль на сумму произведенных расходов,
и предприятие не попадает под начисление ЕСН. Любой договор аренды транспортного
средства уменьшает облагаемую налогом прибыль.
Если для наглядности
предположить, что прибыль предприятия 50000 руб., расходы на бензин
- 5000, ремонт - 3000, аренда - 4000 руб., то вы заплатите в бюджет:
- при договоре безвозмездного пользования
автотранспортным средством (50000 - 5000 - 3000) х 24% = 10080 руб.;
- при договоре аренды автотранспортного
средства с экипажем (50000 - 5000 - 4000) х 24% = 9840 руб.;
- при договоре аренды автотранспортного
средства без экипажа (50000 - 5000 - 3000 - 4000) х 24% = 9120 руб.
Так как арендная плата
является доходом арендодателя, то есть хозяина машины, то с него удерживается
налог на доходы физических лиц (13% от суммы договора). Поэтому в каждом конкретном
случае надо решать, что выгоднее: оптимизировать налоги предприятия или собственные.
Нелишне напомнить, что при заключении договоров
аренды в перечне функциональных обязанностей руководителя должен быть указан разъездной характер работы. При этом необходимо оформлять такие же первичные
документы, как и при эксплуатации служебного автотранспорта.
К тому же надо знать,
что при «Договоре
аренды транспортного средства с экипажем»
руководитель, оформляя путевой лист, должен расписываться в нем и за себя, и
за водителя, а при «Договоре
аренды транспортного средства без экипажа»
за водителя расписывается любой другой сотрудник. Если в последнем случае за
водителя распишется руководитель предприятия - хозяин автомобиля, налоговый
инспектор констатирует несоответствие первичной документации договору, что даст
ему право считать расходы, отнесенные в уменьшение налогооблагаемой прибыли,
и НДС недействительными со всеми вытекающими последствиями.
Основную сумму бюджетных
перечислений предприятия составляет НДС. И в плане его оптимизации автомобиль
может сыграть весьма привлекательную роль. Очень часто служебные автомобили
обслуживаются за наличный расчет. Заключение договоров с автозаправочной станцией
и станцией техобслуживания дает возможность предприятию уменьшить сумму, отчисляемую
в бюджет по налогу на добавленную стоимость, поскольку в этом случае бухгалтерия
принимает к учету не кассовый чек, который даже с выделенной суммы НДС не уменьшает
налогооблагаемую базу по НДС, а счет-фактуру, который является основанием для
уменьшения НДС.
Использование личного автомобиля теперь без налогов
В
письме от 29 декабря 2006 г. N 03-05-02-04/192 сотрудники Минфина, по
сути, пересмотрели свою позицию по вопросу налогообложения компенсаций за
использование личного транспорта в служебных целях (При применении следует
учитывать, что документ не носит нормативный характер и является
разъяснением по конкретному запросу). По их мнению, эти выплаты теперь не
облагаются ЕСН в полном объеме независимо от размера.
Напомним, что ранее, в
письме от 14 марта 2003 г. N 04-04-06/42, Минфин придерживался другой
позиции. Считалось, что не платить ЕСН с компенсаций за использование
личного транспорта можно лишь в пределах норм, установленных
постановлением
Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 92. Эту же точку зрения поддерживали
и налоговые органы - письмо МНС России от 2 июня 2004 г. N 04-2-06/419@.
Объясняли свою позицию чиновники так: в подпункте 2
пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ сказано, что освобождаются от ЕСН
все виды компенсационных выплат, связанных с исполнением работником своих
трудовых обязанностей, но только в пределах норм, установленных в
соответствии с законодательством Российской Федерации. Значит, все, что
больше, облагается ЕСН.
В новом
письме не отрицается предыдущая позиция. Однако добавился еще
один аргумент. В пункте 3 статьи 236 Налогового кодекса РФ сказано, что
выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения, если не
отнесены к расходам, уменьшающим налог на прибыль. А значит, компенсации за
использование личного транспорта, превышающие нормы
постановления N 92, не облагаются ЕСН, так как уплачиваются за счет
чистой прибыли.
Получается, что сумма компенсации в пределах норм не
облагается ЕСН по статье 238, а сверх этих норм - по статье 236 Налогового
кодекса РФ.
У организаций появилась реальная возможность сэкономить
на ЕСН. Однако есть мнение, что и НДФЛ с сумм компенсаций, превышающих
нормы, тоже можно не платить. Ведь
постановление Правительства РФ N 92 касается только налога на прибыль. И
к НДФЛ его применять нельзя, т.к. у каждого налога свой объект
налогообложения (п. 1 ст. 38 Налогового кодекса РФ). Каких-либо специальных
норм в отношении НДФЛ законодательством не установлено. А раз так, то
удерживать налог с компенсаций за использование личного авто в служебных
целях не нужно (п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ). Этой же позиции
придерживаются и некоторые арбитражные суды. Например, постановление ФАС
Северо-Западного округа от 23 января 2006 г. N А26-6101/2005-210.
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272
Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным
транспортом
Понятие договора и правила его заключения
Договор аренды транспортного средства без экипажа
Договор аренды транспортного средства с экипажем
Гражданский кодекс РФ Глава 36. Безвозмездное
пользование
Постановление Правительства
РФ от 8 февраля 2002 г. N 92
Письмо Минфина РФ от 14 марта 2003 г. N 04-04-06/42
Письмо Минфина РФ от 16 ноября 2006 г. N 03-03-02/275
Письмо Минфина РФ от 29 декабря 2006 г. N 03-05-02-04/192
Письмо Минфина РФ от 26 марта 2007 г. N 03-04-06-01/84
Письмо УФНС по г. Москве от 18 сентября 2007 г. N 18-11/3/088756@
Письмо Минфина РФ от 3 июня 2013 г. N 03-03-06/1/20097
Компенсации работнику за использование его автомобиля бюджетным учреждением
Подборка законов и др. законных, подзаконных и незаконных актов по
оптимизации налогов при эксплуатации личного автомобиля в служебных целях
|