|
Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта ОНТП-01-91 Часть 4
СОДЕРЖАНИЕ Параметрический ряд предприятий Режим работы подвижного состава, основного и вспомогательного оборудования (сменность работы) Расчетные нормативы периодичности и трудоемкости ТО и ТР подвижного состава, численность работающих. Основные положения организации труда, прогрессивные технологические процессы и оборудование. Нормы расчета площади производственных и складских помещений. Утилизация попутных материалов и вторичных ресурсов. Параметрический ряд предприятий. Режим работы производства (сменность работы) Производительность труда и трудоемкость ТО и ТР. Численность работающих. Нормы расчета площади производственных и складских помещений и сооружений. Нормы расхода воды, тепла, сжатого воздуха, установленной мощности токоприемника. Утилизация попутных материалов и вторичных ресурсов. 3. Грузовые автостанции и терминалы. Параметрический ряд предприятий. Режим работы производства (сменность работы) Производительность труда и численность работающих. Потребность в основных подъемно-транспортных машинах и оборудовании. Нормы расхода воды, тепла, сжатого воздуха, установленной мощности токоприемников. Уровень механизации и автоматизации производства, удельный вес рабочих, занятых ручным трудом. Приложение 2 Нормы размещения подвижного состава и оборудования. Приложение 3 Фонды времени работы автомобилей, оборудования и производственного персонала. Приложение 4 Специальные требования технологического процесса к предприятиям, зданиям, сооружениям и оборудованию. Генеральные планы предприятий. Сооружения и помещения для хранения автомобилей. Помещения и сооружения для производства ТО и ТР подвижного состава Устройства и сооружения для осмотра автомобилей. Здания и сооружения для эксплуатации газобаллонных автомобилей. Требования безопасности, санитарно-гигиенической и производственной эстетики. Приложение 5 Охрана окружающей среды от производственного шума: От загрязнений сточными водами От вредных выбросов в атмосферу. ФОНДЫ ВРЕМЕНИ РАБОТЫ АВТОМОБИЛЕЙ, ОБОРУДОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА Таблица 1 Номинальный годовой фонд времени работы оборудования
Номинальный годовой фонд времени работы автомобиля определяется расчетом, произведением числа дней работы транспорта в году на время в наряде и на коэффициент технической готовности. Эффективный годовой фонд времени работы оборудования Таблица 2
Таблица 3 Номинальный и эффективный годовые фонды времени производственного персонала
Примечания. 1. Продолжительность рабочей смены производственного персонала не должна превышать 8,2 часа. Допускается увеличение рабочей смены работающих при общей продолжительности работы не более 41 часа неделю. 2. Приведенные в таблице эффективные годовые фонды времени не распространяются на работающих в районах Крайнего Севера и других районах, приравненных к ним.
Приложение 4 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА К ПРЕДПРИЯТИЯМ, ЗДАНИЯМ, СООРУЖЕНИЯМ И ОБОРУДОВАНИЮ 1. На территории предприятия перед въездом на посты уборочных, моечных и других работ комплекса ЕО следует предусматривать площадки накопления подвижного состава вместимостью не менее 10-ти процентов пропускной способности соответствующих постов. 2. На территории промышленных филиалов АТП, ЦСП, БЦТО, ПТК, СТОА и ГАС следует предусматривать площадки для временного хранения подвижного состава, принадлежащего другим предприятиям, подразделениям предприятий и гражданам и прибывающего для производства работ ТО и ТР; вместимость указанных площадок должна устанавливаться технологической частью проекта. 3. Расстановку подвижного состава на открытой площадке, расположенной на территории предприятия, следует предусматривать в соответствии со схемами, указанными на рис. 1. Расстановка по схемам 1-4 предназначена для хранения подвижного состава без устройства подогрева автомобилей, а по схемам 5-7 - с устройством подогрева автомобилей для обеспечения запуска двигателей в холодное время года. Расстановка по схемам 1, 2 и 5 предназначена для хранения одиночных автомобилей и автобусов; по схемам 3 и 8 - для автопоездов в составе седельного тягача с полуприцепом и сочлененных автобусов; по схемам 4 и 7 - для автопоездов в составе автомобиля с одним или несколькими прицепами. Расстановку на открытой площадке легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, следует предусматривать по схемам 3 и 5 без устройства подогрева. При размещении подвижного состава на открытой площадке рекомендуется принимать угол между продольной осью автомобиля и осью внутреннего проезда: для одиночных автомобилей и автобусов - 90°; для автопоездов и сочлененных автобусов - от 60° до 45°. 4. Стационарные топливозаправочные пункты (ТЗП) и специальные площадки для размещения передвижных автозаправочных станций на шасси автомобиля или прицепа (ПАЗС) следует предусматривать на территории предприятия из условия обеспечения хранения и раздачи не менее 3-х сортов топлива для АТП грузовых автомобилей и автобусов и 2-х сортов топлива для АТП легковых автомобилей. Запас хранимого топлива принимается не менее 5 дней. Общая вместимость топливных резервуаров не должна превышать: - для стационарных ТЗП - 300 м3 - для передвижных ПАЗС - 30 м3. Количество топливораздаточных колонок в случае, не оговоренном заданием на проектирование, следует принимать из расчета: 1 колонка на 100 автобусов, 1 колонка на 150 грузовых автомобилей, 1 колонка на 200 легковых автомобилей. ПАЗС рекомендуется применять в АТП при численности автомобилей не более 200 ед. Расстояние от площадки для передвижных ПАЗС до зданий и сооружений АТП следует предусматривать в соответствии с ВСН-01-89 Минавтотранса РСФСР как для площадок с автомобилями, перевозящих ГСМ; до зданий и сооружений соседних промпредприятий - не менее 40 м. СХЕМЫ расстановки подвижного состава на открытой площадке, расположенной на территории предприятия Рис. 1 Площадки САЗП и для ПАЗС должны располагаться, как правило, в подветренной зоне ветров преобладающего направления по отношению к административно-бытовому корпусу АТП, быть благоприятными для озеленения, при этом насаждения не должны ухудшать условий видимости и проветривания. Схему движения автотранспорта на площадках ТЗП и ПАЗС следует принимать односторонней, с раздельными друг от друга подъездными дорогами. Размеры и размещение площадок для ТЗП и ПАЗС должны обеспечивать независимый от заправочных островков проезд автомобилей на стоянку и при выезде на линию. На ТЗП возможна организация маслораздаточного пункта в случае, оговоренном заданием на проектирование. 5. Требования к размещению на территории предприятия зданий и сооружений, а также к санитарно-защитной зоне следует принимать по ВСН-01-89/Минавтотранса РСФСР. Сооружения и помещения для хранения автомобилей 6. Хранение подвижного состава в АТП может осуществляться на открытой площадке, под навесом или в закрытом помещении. Способы хранения подвижного состава а автотранспортных предприятиях следует принимать, как правило, в зависимости от типа автомобилей, климатических условий и видов транспортной работы, приведенных в таблице 1. Хранение легковых автомобилей на СТОА следует предусматривать в зависимости от климатических условий: - закрытое для очень холодного климатического района (II); - под навесом для очень жаркого сухого климатического района (Б12); 6.1. Расстановку подвижного состава в помещениях стоянки следует предусматривать в соответствии со схемами, указанными на рис. 2. Схемы 1-9 предназначены для хранения одиночных автомобилей и автобусов, схемы 10 и 11-- для автопоездов и сочлененных автобусов. Количество автопоездов и сочлененных автобусов в направлении движения при расстановке по схемам 10 и 11 не должно превышать восьми. При расстановке автомобилей различных категорий допускается размещение автомобилей меньшей длины по схемам 3 и 6 в три ряда и по схемам 10 и 11 в десять рядов в направлении движения. Схемы 1, 2 и 4 предназначены для хранения автомобилей, которые постоянно должны быть готовы к выезду, и легковых автомобилей, принадлежащих гражданам. Способы хранения подвижного состава
СХЕМЫ Расстановки подвижного состава в помещениях стоянки Рис. 2 Помещения и сооружения для производства ТО и ТР подвижного состава 7. Производственно-складские помещения ТО и ТР предприятий по обслуживанию автомобилей I, II и III категорий следует размещать в одном здании. Допускается размещение в отдельном здании помещений комплекса ЕО, окрасочных, кузовных, шиномонтажных и сопутствующих им работ ТР подвижного состава. 8. Для выполнения отдельных видов или группы работ ТО и ТР подвижного состава, устанавливаемых технологической частью проекта, с учетом их противопожарной опасности и санитарных требований следует предусматривать отдельное помещение для выполнения следующих групп работ ТО и ТР подвижного состава: а) моечных, уборочных и других работ комплекса ЕО, кроме заправки автомобилей топливом; б) постовых работ ТО-1, ТО-2, общего диагностирования, разборочно-сборочных и регулировочных работ ТР; в) постовых работ углубленного диагностирования; г) агрегатных, слесарно-механических, электротехнических и радиоремонтных работ, работ по ремонту инструмента, ремонту и изготовлению технологического оборудования, приспособлений и производственного инвентаря; д) испытания двигателей; е) ремонта приборов системы питания карбюраторных и дизельных двигателей; ж) ремонта аккумуляторных батарей; з) шиномонтажных и вулканизационных работ; и) таксометрических работ; к) кузнечно-рессорных, медницко-радиаторных, сварочных, жестяницких и арматурных работ; л) деревообрабатывающих и обойных работ; м) окрасочных работ. Примечания. 1. Работы по ремонту приборов системы питания допускается производить в одном помещении категории "Д" совместно с выполнением работ, указанных в подпункте "г". 2. В предприятиях при количестве автомобилей I, II и III категории до 200 включительно и количестве автомобилей IV категории до 50 включительно, а также на СТОА с количеством постов ТО и ТР до 10-и включительно работы, указанные в подпунктах б) и г) допускается производить в одном помещении. 3. Шиномонтажные работы допускается производить в помещении постов ТО и ТР подвижного состава. 4. В предприятиях при количестве автомобилей I категории до 200 включительно посты углубленного диагностирования допускается размещать в помещении постов ТО и ТР подвижного состава. 5. Для АТП и промышленных филиалов при количестве автомобилей I категории 500 и более, II и III категории 300 и более и IV категории 100 и более, для БЦТО, ПТК, ЦСП выполнение работ, указанных в подпунктах б), г), к) и м) допускается предусматривать в отдельных помещениях без устройства противопожарных перегородок в пределах каждой группы. 6. Помещения для выполнения окрасочных работ следует предусматривать в соответствии с требованиями "Правил и норм техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии для окрасочных цехов", утвержденных Минхимнефтемашем. 7. На СТОА с количеством постов ТО и ТР до 10 включительно в помещении постов ТО и ТР допускается размещать посты для ремонта кузовов с применением сварки при условии, что указанные посты должны быть ограждены сплошными несгораемыми экранами высотой 2,5 м от пола и обеспечены централизованным газоснабжением. 8. Проемы между помещениями моечных работ комплекса ЕО и смежными с ними помещениями хранения, постов ТО и ТР подвижного состава допускается заполнять водонепроницаемыми шторами. 9. Для автомобилей, предназначенных для перевозки пищевых продуктов, следует предусматривать отдельные посты для санитарной обработки кузовов, выполняемое после наружной мойки автомобилей, их кабин, шасси и трансмиссии. Для хранения химикатов и приготовления моющих растворов, предназначенных для санитарной обработки кузовов, следует предусматривать отдельное помещение. 10. Для выполнения постовых работ ТО и ТР автомобилей, перевозящих фекальные жидкости и мусор, ядовитые материалы, инфицирующие материалы, горюче-смазочные материалы следует предусматривать для каждого типа подвижного состава отдельные помещения, отвечающие аналогичным требованиям, изложенным в ВСН-01-89 для помещений хранения указанных групп автомобилей. 11. Для выполнения моечных, уборочных и других работ комплекса ЕО при температуре наружного воздуха 0С° и выше допускается предусматривать посты, расположенные на открытой площадке или под навесом. 12. В районах со средней температурой наружного воздуха самого холодного месяца года 0°С и выше работы ТО-1, ТО-2, разборочно-сборочные работы по замене агрегатов и узлов, регулировочные, шиномонтажные, сварочные, жестяницкие и деревообрабатывающие работы ТР допускается производить на постах, расположенных под навесом из негорючих материалов. 13. В помещении для размещения сварочных, жестяницких участков, а также в помещении деревообрабатывающего участка допускается размещать посты для выполнения соответственно сварочно-жестяницких или столярных работ непосредственно на подвижном составе. Сварочные работы непосредственно на автомобиле следует производить при соблюдении Правил пожарной безопасности для предприятий автомобильного транспорта общего пользования и ГОСТ 12.3.003-86. Посты сварочных, жестяницких и арматурных работ для автомобилей IV категории с количеством постов не более 2-х допускается отделять от помещений постов ТО и ТР перегородкой из негорючих материалов высотой не менее 4-х метров для обеспечения пропуска подъемно-транспортных средств. Ацетиленовые и кислородные баллоны в количестве не более 10 шт. каждого наименования для организации сварочных постов следует размещать в соответствии с положениями ВСН-01-89/Минавтотранса РСФСР. 14. Подачу автомобилей на посты окраски и сушки следует предусматривать устройствами, исключающими заводку двигателя и образование искрения. 15. Для выполнения аккумуляторных работ следует предусматривать три помещения: - для ремонта аккумуляторных батарей; - для зарядки аккумуляторных батарей; - для хранения кислоты и приготовления электролита. На предприятиях, где не предусмотрен ремонт аккумуляторов, специальный шкаф для зарядки аккумуляторных батарей допускается размещать в помещениях категорий "Д" по пожарной опасности. 16. Для хранения запасных частей и материалов, указанных ниже в каждом подпункте, следует предусматривать отдельное помещение, выгороженное противопожарными перегородками и перекрытиями в зависимости от степени огнестойкости здания: а) двигателей, агрегатов, узлов, деталей, непожароопасных материалов, металлов, инструмента, ценного утиля (цветной металл и т.п.); б) автомобильных шин (камер и покрышек); в) смазочных материалов; г) лакокрасочных материалов; д) твердых сгораемых материалов (бумага, картон, ветошь). Хранение на АТП баллонов с ацетиленом, кислородом и азотом должно предусматриваться в отдельно стоящем одноэтажном здании не ниже II степени огнестойкости или под навесом из несгораемых материалов в общем количестве не более 80 шт. Баллоны с ацетиленом и кислородом должны храниться отдельно друг от друга в изолированных помещениях, выделенных. глухими ограждающими конструкциями с пределом огнестойкости не менее 0,75 часа. Для этих помещений следует предусматривать изолированные выходы наружу. Противопожарные разрывы от зданий и навесов с указанными баллонами до других зданий и сооружений производственного назначения следует принимать не менее 20 м, до административно-бытового назначения - не менее 25 м, до жилых и общественных зданий - не менее 100 м. Допускается пристраивать навесы с баллонами к противопожарной стене 1-го типа производственных зданий категории "В" не ниже II степени огнестойкости. Помещение для хранения автомобильных шин площадью более 50 м2 должно располагаться у наружной стоны здания с оконным проемом. 17. Хранение сменной потребности двигателей, агрегатов, узлов, деталей, материалов (за исключением ЛВЖ и ГЖ) и инструмента - допускается производить непосредственно в помещении постов ТО и ТР подвижного состава в кладовой, выгороженной перегородками из негорючих материалов без нормированного предела огнестойкости. 18. Хранение автомобильных шин допускается совместно с другими материалами исходя из условия совместности хранения при общей площади помещения до 50 м2 включительно. 19. При необходимости заправки автомобилей топливом после ремонта указанные операции следует производить на ТЗП, размещаемых на территории предприятия в соответствии с требованиями ВСН-01-89. Устройства и сооружения для осмотра автомобилей 20. Для обеспечения доступа к агрегатам, узлам и деталям, расположенным снизу подвижного состава, в процессе выполнения работ ТО и ТР преимущественно должны использоваться напольные механизированные устройства (гидравлические и электрические подъемники, передвижные стойки, опрокидыватели и т.п.). В отдельных случаях в соответствии с требования технологического процесса допускается устройство осмотровых канав. 21. Размеры осмотровых канав должны проектироваться с учетом следующих требований: длина рабочей зоны осмотровой канавы должна быть не менее габаритной длины подвижного состава; ширина осмотровой канавы должна устанавливаться, исходя из размеров колеи подвижного состава с учетом устройства наружных или внутренних реборд; глубина осмотровой канавы должна обеспечивать свободный доступ к агрегатам, узлам и деталям, расположенным снизу подвижного состава и составляет: для легковых автомобилей и автобусов особо малого класса - 1,3-1,5 м для грузовых автомобилей и автобусов - 1,1-1,2 м для внедорожных автомобилей-самосвалов - 0,5-0,7 м. На въездной части осмотровой канавы следует предусматривать рассекатель высотой 0,15-0,20 м. 22. Проездные осмотровые канавы, располагаемые параллельно друг другу, должны, как правило, объединяться тоннелями (подземными переходами), а тупиковые канаве - открытыми траншеями. Высота от пола до низа покрытия тоннеля должна составлять не менее 2 м, ширина тоннеля - не менее 1 м. Ширина траншеи принимается равной 1,2 м без размещения в оборудования и 2,0-2,2 м при размещении в ней оборудования. Для входа в осмотровые канавы следует предусматривать лестницы шириной не менее 0,7 м в количестве: для тупиковых осмотровых канав, объединенных траншеями - не менее одной на три канавы; для индивидуальных проездных осмотровых канав, объединенных тоннелями - не менее одной на четыре канавы; для проездных осмотровых канав поточных линий - не менее двух на каждые поточные линии, расположенные с противоположных сторон (расстояние до ближайшего выхода должно быть не более 25 м; для тупиковых осмотровых канав, не объединенных траншеями - по одной на каждую канаву. Входы в осмотровые канавы не должны располагаться под автомобилями и на путях движения (за исключением постов для специальной обработки подвижного состава в соответствии СНиП 2.01.57-85) и маневрирования подвижного состава и иметь ограждение перилами высотой 0,9 м. 23. На тупиковых осмотровых канавах следует предусматривать устройство упоров для колес автомобилей. Осмотровые канавы должны иметь ниши для размещения электрических светильников и розетки для включения переносных ламп напряжением 12 В. Для обеспечения подъема подвижного состава на осмотровых канавах следует предусматривать передвижные или стационарные канавные подъемники. Осмотровые канавы должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией в соответствии с требованиями ВСН-01-83 Минавтотранса РСФСР.
См. также: Распоряжение Минтранса РФ от 19 октября 2012 г. N НА-124-р Об утверждении Методических рекомендаций по технической эксплуатации газобаллонных колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации в Российской Федерации Распоряжение Минтранса РФ от 30 июля 2012 г. N НА-96-р Об утверждении методических рекомендаций по установке газобаллонного оборудования на колесные транспортные средства, находящиеся в эксплуатации в Российской Федерации
Здания и сооружения для эксплуатации газобаллонных автомобилей Проектирование стоянок для хранения, помещений и сооружений постов ТО и ТР автомобилей, работающих на СНГ и СПГ должно осуществляться с учетом ограничительных требований, указанных в действующем перечне категорий помещений и сооружений автотранспортных и авторемонтных предприятий по взрывопожарной и пожарной опасности и классов взрывоопасных и пожароопасных зон по правилам устройства электроустановок, а также в ВСН-01-89 Минавтотранса РСФСР. 25. При проектировании КПП следует предусматривать организацию проверки герметичности газовой системы питания. Автомобили с нарушением герметичности газового баллона и запорной аппаратуры должны поступать на специальный пост для осуществления слива сжиженного газа или сжатого газа в аккумулирующие баллоны. Общее количество 50-литровых баллонов для аккумулирования сжатого природного газа при выпуске его из баллонов автомобиля не должно превышать 40 шт. Навесы для поста выпуска газа и баллонов для аккумулировании газа должны быть отделены друг от друга глухой несгораемой перегородкой. Площадка для выпуска газа с аккумулирующими баллонами должна располагаться от производственных зданий и сооружений АТП на расстоянии не менее 20 м, от жилых и общественных зданий - не менее 100 м, до административно-бытового назначения не менее 25 м, от зданий и сооружений других предприятий - не менее 50 м. При соответствующем технико-экономическом обосновании и соблюдении мер по взрывопожароопасности, в порядке исключения, допускается выпуск сжатого газа в атмосферу на открытой специально оборудованной площадке. После опорожнения баллоны должны быть продуты негорючим (инертным) газом непосредственно на автомобиле. 26. Движение газобаллонных автомобилей в помещениях стоянки и постов ТО и ТР, кроме помещений малярных участков, допускается осуществлять своим ходом при работе двигателя на бензине и дизельном топливе и при условии закрытых магистральных вентилей в выработанном газе из системы питания. При работе на газе допускается проведение диагностирования мощности параметров и регулировка двигателей на малых оборотах холостого хода, а также движение автомобилей на открытых стоянках. 27. Переосвидетельствование баллонов, а также испытание (опрессовка) газовой системы питания после сборки должны осуществляться централизованно на специальных пунктах (станциях). 28. Участки ремонта приборов газовой системы питания, снятых с автомобилей, допускается размещать в помещениях участков приборов системы питания карбюраторных и дизельных двигателей. 29. Площадки открытого хранения газобаллонных автомобилей допускается оборудовать средствами подогрева и разогрева для облегчения запуска двигателей в холодное время года при условии исключения нагрева газовых баллонов, установленных на автомобилях.
Требования безопасности, санитарно-гигиенической и производственной эстетики 30. Технологический процесс ТО и ТР автомобилей должен соответствовать общим требованиям безопасности труда согласно ГОСТ 12.3.002-75Х, а также требованиям безопасности к различным группам производственных процессов: "Ремонт и техническое обслуживание автомобилей" - ГОСТ 12.3.017-79; "Работы окрасочные" - ГОСТ 12.3.005-75Х; "Работы электросварочные" - ГОСТ 12.3.003-85Х; "Термическая обработка металлов" - ГОСТ 12.3.004-75Х; "Деревообработка" - ГОСТ 12.3.007-75Х, "Оборудование производственное" - ГОСТ 12.2.003-74Х, и др. ГОСТов из системы стандартов безопасности труда охраны природы, а также нормативно-методических документов по охране атмосферного воздуха, утвержденных Госкомгидрометом. Мероприятия, обеспечивающие безопасные условия труда, специфичные для производства ТО и ремонта автомобилей, необходимо учитывать в соответствии с "Правилами по охране труда на автомобильном транспорте", утвержденными отраслевым ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог, 1979г. При проектировании участков по ремонту аккумуляторов следует учитывать "Санитарные правила организации процессов пайки мелких деталей сплавами, содержащими свинец", № 952-72. При проектировании участков, в которых применяются ультразвуковые установки, необходимо учитывать "Санитарные нормы и правила при работе на промышленных ультразвуковых установках", № 1733-77. 31. Для мойки деталей и агрегатов двигателей следует применять пожаробезопасные моечные составы. 32. Централизованную раздачу свежих и сбор отработанных моторных и трансмиссионных масел следует предусматривать в АТП при количестве автомобилей более 50 и на СТОА с числом постов 10 и более. 33. Отдельные компрессоры установленной мощностью до 14 кВт в сборе с воздухосборниками допускается устанавливать в помещениях для постов мойки автомобилей и в помещениях для постов ТО и ТР в АТП до 50 автомобилей и СТОА с числом постов до 5 включительно. 34. При хранении контейнеров на открытых площадках, площадь, занимаемая группой контейнеров, не должна превышать 300 м2. Между группами контейнеров, занимающих площадь более 300 м2, следует предусматривать противопожарные разрывы не менее 6 м, в которых установка контейнеров не допускается. Противопожарные разрывы до открытых площадок и навесов для подвижного состава, зданий и сооружений АТП и других предприятий и организаций следует принимать в соответствии с ВСН-01-89 (Минавтотранса РСФСР). 35. Отнесение основных профессий, работающих на предприятиях по обслуживанию автомобилей, к группам производственных процессов следует принимать по "Перечню профессий, работающих на предприятиях по обслуживанию автомобилей и авторемонтных предприятиях с отнесением их к группам производственных процессов", утвержденных Мннавтотрансом РСФСР, по согласованию с Минздравом СССР и отраслевым профсоюзом. 36. Нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в рабочей зоне производственных помещений, предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны следует принимать по ГОСТ 12.1.005-83 "Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны". При проектировании отопления и вентиляции следует руководствоваться СНиП 2.04.05-86. 37. Характеристику помещений предприятий по обслуживанию автомобилей по категориям работы и влаговыделениям следует принимать по табл. 2, по разряду зрительных работ - по табл. 3. Характеристика помещений предприятий по категориям работ и влаговыделениям
Примечание: Для автомобилей, принадлежащих гражданам, допускается хранение автомобилей в неотапливаемых помещениях. Разряды зрительных работ при искусственном и естественном освещении для помещений предприятии по обслуживанию автомобилей
38. Типы полов и внутреннюю отделку помещений предприятий по обслуживанию автомобилей следует принимать по табл. 4. 39. Цветовое решение интерьеров и окраску оборудования следует производить в соответствии с СН 181-70. Опознавательную окраску трубопроводов надлежит выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 14202-69. Сигнально-предупреждающую окраску элементов строительных конструкций, опасных элементов оборудования и внутризаводского транспорта следует выполнять по ГОСТ 12.4.026-76. Отличительные цвета для обозначения шин электроустановок следует принимать по Правилам устройства электроустановок (ПУЭ). Характеристика полов и внутренней отделки помещений
Примечание: Уклон полов к трапам или приемным колодцам следует принимать не менее 1%, кроме участков мойки и уборки автомобилей, где уклон должен составлять не менее 2%.
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 1. При разработке мероприятий по шумоглушению до допустимых уровней следует учитывать "Санитарные нормы допустимых уровней шума на рабочих местах", утвержденные Минздравом СССР, № 3885 и ГОСТ 12.1.003-83*В3. от загрязнений сточными водами: 2. Разработку мероприятий по охране водоемов следует производить на основе следующих нормативно-методических документов: - СНиП 2.04.03-85; ВСН-01-89 Минавтотранс РСФСР; - "Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами", утвержденных Минздравом СССР, Минвозхозом СССР, Минрыбхозом СССР от 16 мая 1974 г.; - "Правил приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов", утвержденных Минжилкомхозом СССР 2 марта 1984 г. 2.1. Для наружной мойки автомобилей, автобусов и автофургонов следует предусматривать, как правило, малосточную систему водоснабжения с использованием оборотной воды. 2.2. Для мойки внутренней поверхности автофургонов, перевозящих пищевые продукты, следует проектировать локальные системы оборотного водоснабжения с использованием при ополаскивании после моющих растворов и дезинфекции воды питьевого качества. 2.3. Ориентировочные концентрации загрязнений в сточных водах от мойки автомобилей приведены в табл. 1 и уточняются в технологической части проекта. 2.4. Не допускается предусматривать оборотную систему водоснабжения для мойки автомобилей, предназначенных для перевозки фекальных жидкостей, ядовитых или инфицируемых веществ. 2.5. Количество воды, необходимое для восполнения потерь в системе оборотного водоснабжения, должно приниматься равным 15% от количества воды, подаваемой для мойки автомобилей. Характеристика загрязнений производственных сточных вод от мойки автомобилей
Примечания. 1. Указанные в таблице концентрации взвешенных веществ приведены для условий эксплуатации автомобилей на дорогах с твердыми покрытиями. При эксплуатации автомобилей на дорогах с гравийным или щебеночным покрытием концентрации взвешенных веществ принимаются с коэффициентом 1,2, при эксплуатации автомобилей на грунтовых дорогах - с коэффициентом 1,3. 2. Меньшие значения принимаются при механизированной мойке, большие значения - при шланговой ручной мойке. 3. Для грузовых автомобилей, перевозящих нефтепродукты, концентрацию загрязнений по нефтепродуктам следует принимать 660 мг/л. 4. Концентрация взвешенных веществ в зимний период (при посыпке улиц от гололеда) принимается с коэффициентом 2,5. 2.6. Локальные системы оборотного водоснабжения следует предусматривать также для следующих производств: окраски автомобилей; мойки деталей; охлаждения технологического оборудования. 2.7. Ориентировочный состав загрязнений в производственных сточных водах (кроме мойки автомобилей) приведен в табл. 2. 2.8. Допускается использование очищенных дождевых вод для подпитки оборотных систем. Степень очистки сточных вод должна удовлетворять: - в системах оборотного водоснабжения требованиям, предъявляемым к качеству воды для производственных нужд, приведенным в табл. 2. - при сбросе сточных вод в канализацию - требованиям "Правил приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов, утвержденных Минжилкомхозом РСФСР; - при сбросе сточных вод в водоемы требованиям "Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами", утвержденными Минздравом СССР, Минводхозом СССР, Минрыбхозом СССР. 2.9. Требования к качеству свежей технической или оборотной воды, используемой на производственные нужды, приведены в табл. 3. Характеристика производственных сточных вод
Характеристика качества воды для производственных нужд
Примечание: В числителе указаны фосфаты, в знаменателе - азот аммонийных солей. от вредных выбросов в атмосферу 3. Положения данного раздела приложения 5 распространяются только на разработку проектов строительства новых, расширения и реконструкции предприятий автомобильного транспорта. Для эксплуатируемых предприятий инвентаризация выбросов загрязняющих веществ приводится на основе использования согласованных с Госкомприродой СССР (РСФСР) методик, учитывающих реальные режимы работы парка подвижного состава и его техническое состояние. Разработку мероприятий по охране атмосферного воздуха следует предусматривать на основе следующих нормативно-методических документов: СНиП 1.02.01-85; пособие к СНиП 1.02.01-85 "Охрана окружающей среды", а также других документов, утвержденных Госкомприродой и Госкомгидрометом СССР и РСФСР. 3.1. Для контроля выбросов загрязняющих веществ с отработанными газами от автомобилей, а также обеспечения мероприятий по их снижению до нормативного уровня в АТП следует предусматривать: - пункты контроля и регулировки автомобилей по токсичности, оснащенные средствами отвода газа от автомобилей средствами отбора проб газов и газоанализаторами; - оснащение газоаналитической аппаратурой и дымометрами постов ТО-2 и диагностики; - средства подогрева двигателей автомобилей в холодный период года на открытых стоянках в соответствии с приложением 5 табл. 1; - средства механизированного перемещения автомобилей на поточных линиях ЕО, ТО-1, а также постах ТО-2 и ТР в БЦТО и ПТК. 3.2. Количество загрязняющих веществ, выделяемых в атмосферу при движении автомобилей по территории предприятия, а также на открытых и в закрытых стоянках, зонах ТО и ТР следует определять по формулам (1) и (2): где: Mj - масса выброса j-го загрязняющего вещества, т; n - количество типов автомобилей (бензиновые, дизельные и т.д.) устанавливается технологической частью проекта в соответствии с таблицей 4; qij - удельный выброс j-го загрязняющего вещества одним автомобилем i-го типа с учетом возраста и технического состояния парка на рассматриваемый год, г/км (табл. 4); L - условный пробег одного автомобиля за цикл на территории предприятия с учетом времени запуска двигателя, движения по территории предприятия, работы в зонах стоянки ТО и ТР табл. 5); АЭ(ТО)i - эксплуатационное количество автомобилей на стоянках с учетом коэффициента выпуска (количество автомобилей, поступающих в зону ТО и ТР) устанавливается технологической частью проекта; КС - коэффициент, учитывающей влияние режима движения (скорости) автомобиля (табл. 6); Д - количество рабочих дней в году. -для расчета максимальных секундных выбросов где: Mj - масса выброса j-го загрязняющего вещества, г/с; n, qij, L, AЭ(ТО)i, КС - аналогичны значениям, приведенным в формуле (1); tВ(ТО) - время выпуска или возврата автомобилей (поступающих на ТО и ТР) в часах устанавливается технологической частью проекта. Формула (2) может быть использована при проведении расчетов систем общеобменной вентиляции, а также при разработке норм предельно-допустимых выбросов проектируемых предприятий. Количество аэрозолей свинца, выделяющихся при работе карбюраторных двигателей на этилированном бензине следует вычислять по формуле: МСВ=8,33´К´Р´10-7 (3) где: МСВ - масса аэрозолей свинца, выделяемых автомобилями, г/с; К - содержание тетраэтилсвинца в бензине, г/кг; Р - количество расходуемого бензина, кг/с. Значения К, Р - устанавливаются технологической частью проекта. 3.3. В многоэтажных гаражах-стоянках с выездом автомобилей через нижерасположенные этажи количество загрязняющих веществ, выделяющихся в каждом этаже, определяется по формуле (2) с учетом транзитного пробега автомобилей с вышерасположенных этажей в соответствии с технологической частью проекта. 3.4. Для снижения концентрации в рабочей зоне загрязняющих веществ, выделяемых в помещении от стационарных источников при проектировании следует предусматривать местные отсосы загрязненного воздуха, очистки его от примесей и при технической необходимости, оснащение индивидуальными устройствами для приема и отвода пыли и мелкой стружки (при обработке чугуна, пластмассы и др.), а также вредных для здоровья аэрозолей краски (при окраске автомобилей). В проектах составы и количество загрязняющих веществ от стационарных источников, выделяемых в помещениях, следует принимать, по "Руководящим указаниям определения количества отсасываемого воздуха и загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу от стационарных источников предприятий автомобильного транспорта", разработанные Гипроавтотрансом и ГПИ Сантехпроект М., 1990 г. и отраслевым методикам по определению выбросов вредных веществ в атмосферу, утвержденных Госкомприродой СССР. Удельные выбросы загрязняющих веществ от автомобилей с учетом возраста парка и его технического состояния (прогнозные данные на период до 2000г.), г/км
Примечания. 1. Значения удельных выбросов приведены для снаряженного автомобиля (без нагрузки) при среднетехнической скорости 30 км/час. 2. При оснащении автомобилей нейтрализаторами заводского изготовления удельные выбросы СО и СН могут быть снижены на 80%, NOX - на 50%. Условный пробег одного автомобиля за цикл (въезд и выезд)
Коэффициенты влияния режима движения (скорости) автомобиля и способа хранения на стоянке
Условный пробег одного автомобиля за цикл(въезд и выезд), указанный в табл. 5, является ориентировочным и подлежит уточнению в каждом конкретном случае в зависимости от площади и конфигурации помещения, количества рабочих постов и машиномест хранения, схемы расстановки подвижного состава. 4. При разработке технико-экономических обоснований и проектов строительства автотранспортных предприятий следует руководствоваться "Временном инструкцией о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду народно-хозяйственных объектов и комплексов", утвержденной Госкомприродой СССР, 1990 г.
Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта ОНТП-01-91
|