|
Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта ОНТП-01-91 Часть 2
СОДЕРЖАНИЕ Параметрический ряд предприятий Режим работы подвижного состава, основного и вспомогательного оборудования (сменность работы) Расчетные нормативы периодичности и трудоемкости ТО и ТР подвижного состава, численность работающих. Основные положения организации труда, прогрессивные технологические процессы и оборудование. Нормы расчета площади производственных и складских помещений. Утилизация попутных материалов и вторичных ресурсов. Параметрический ряд предприятий. Режим работы производства (сменность работы) Производительность труда и трудоемкость ТО и ТР. Численность работающих. Нормы расчета площади производственных и складских помещений и сооружений. Нормы расхода воды, тепла, сжатого воздуха, установленной мощности токоприемника. Утилизация попутных материалов и вторичных ресурсов. 3. Грузовые автостанции и терминалы. Параметрический ряд предприятий. Режим работы производства (сменность работы) Производительность труда и численность работающих. Потребность в основных подъемно-транспортных машинах и оборудовании. Нормы расхода воды, тепла, сжатого воздуха, установленной мощности токоприемников. Уровень механизации и автоматизации производства, удельный вес рабочих, занятых ручным трудом. Приложение 2 Нормы размещения подвижного состава и оборудования. Приложение 3 Фонды времени работы автомобилей, оборудования и производственного персонала. Генеральные планы предприятий. Сооружения и помещения для хранения автомобилей. Помещения и сооружения для производства ТО и ТР подвижного состава Устройства и сооружения для осмотра автомобилей. Здания и сооружения для эксплуатации газобаллонных автомобилей. Требования безопасности, санитарно-гигиенической и производственной эстетики. Приложение 5 Охрана окружающей среды от производственного шума: От загрязнений сточными водами От вредных выбросов в атмосферу.
Основные положения организации труда, прогрессивные технологические процессы и оборудование 1.12. Организацию технологического процесса в автотранспортных предприятиях следует осуществлять в соответствии с "Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта", с учетом требований комплексной программы научно-технического прогресса отрасли до 2000 г. 1.13. Развитие производственно-технической базы следует осуществлять, как правило, на основе схем развития отрасли с учетом широкой кооперации, централизации и специализации ТО и ТР подвижного состава на региональном уровне. При организации специализированных производств следует соблюдать принципы создания единых технологических комплексов, включенных в выполнение взаимоувязанных видов работ при производстве ТО и ТР подвижного состава. Принцип централизации, кооперации и специализации производства ТО и ТР подвижного состава на региональном уровне следует реализовывать, как правило, на базе реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий. Примерное распределение объемов работ по поддержанию подвижного состава на региональном уровне приведено в табл. 25. На рис. 1, 2, 3 приведены принципиальные схемы технологических процессов для различных типов автотранспортных предприятий и специализированных производств. 1.14. При разработке конкретных технологических решений отдельных производственных зон и участков следует руководствоваться "Типовыми проектами организации труда на производственных участках автотранспортных предприятий", разработанных "Центроргтрудавтотрансом".
Рис.1 Рис. 2 Рис. 3
1.15. Для выполнения разборочно-сборочных и регулировочных работ следует предусматривать индивидуальные универсальные неспециализированные рабочие посты, примерное соотношение которых приведено в табл. 26.
Примечания. 1. Специализированные рабочие посты следует предусматривать при их расчетном количестве 0,9 и более. 2. Приведенные процентные соотношения количества рабочих постов уточняются технологической частью проекта. 3. Для автопоездов при расчетном количество рабочих постов для шиномонтажных работ 2 и более допускается предусматривать поточные линии. 1.16. Для выполнения сварочно-жестяницких и деревообрабатывающих работ следует предусматривать индивидуальные специализированные рабочие посты, размещаемые в соответствующих производственных участках. Производство окрасочных работ в зависимости от типа подвижного состава и расчетного количества рабочих постов должно предусматриваться на специализированных индивидуальных постах или поточных линиях. При этом минимальное количество постов поточной линии, включая пост сушки подвижного состава после окраски, должно составлять не менее 2-х. Допускается выполнение подготовительных и окрасочных работ на одном рабочем посту. При расчетном количестве каждого из указанных постов менее 0,5 данные виды работ следует предусматривать по кооперации на других предприятиях или специально оговариваться заданием на проектирование. 1.17. При разработке технологической части проекта следует использовать типовые технологические процессы ТО и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта, разработанные научными организациями с применением прогрессивной технологии и оборудования. 1.18. Номенклатуру и количество оборудования следует принимать по "Табелю технологического оборудования и специализированного инструмента для АТН, БЦТО и ПАТО", разработанному НИИАТом, "Нормокомплектам технологического оборудования для зон и участков АТП различной мощности", разработанных Центроавтотехом, которые могут быть использованы также при оснащении оборудованием ПТК и ЦСП с учетом видов работ, выполненных на данном предприятии и численности работающих в максимально загруженной смене. При оснащении технологическим оборудованием ППБ следует руководствоваться основными положениями по разработке проектов пунктов для переосвидетельствования баллонов для СПГ и СНГ, разработанными НИИАТом. Примечание: Модели технологического оборудования, рекомендуемые "Табелем…", должны уточняться по номенклатурным каталогам заводов-изготовителей, а также типажом перспективных типов гаражного оборудования, намечаемого к производству заводами ПО "Росавтоспецоборудование" и др. ведомствами.
Нормы расчета площади производственных и складских помещений 1.19. Площадь помещений и сооружений (открытых площадок) для хранения подвижного состава, а также площадь помещений для постов ТО и ТР должна определяться в зависимости от расчетного количества автсмобнле-мест хранения, рабочих и вспомогательных постов ТО и ТР и мест ожидания, размеров подвижного состава и норм размещения, в зависимости от категорий автомобилей, приведенных в приложении 2. 1.20. Расчет количества рабочих постов должен производиться раздельно для каждой группы технологически совместимого подвижного состава и раздельно по видам работ ТО и ТР. 1.20.1. Минимальное количество рабочих постов по видам работ ЕОс, кроме механизированных моечных, следует производить по формуле: где: ТСГ - годовой объем ЕОс, чел. ч.; К% - процентное отношение вида работ ЕСс (см. табл.16); КР - коэффициент резервирования постов для компенсации неравномерной загрузки, табл. 27; ДРГ - число рабочих дней в году; С - число смен в течение суток, выполнение работ по ЕОс; s - продолжительность выполнения в течение смены работ по видам ЕОс, ч.; Р - численность рабочих, одновременно работающих на одном посту, чел. (табл. 28); КИСП - коэффициент использования рабочего времени поста (табл. 29). Количество механизированных моечных и сушильных постов определяется по формуле: где АС - списочное количество подвижного состава, ед., КТ - коэффициент технической готовности подвижного состава; Т - продолжительность работы (принимается равной продолжительности возвращения подвижного состава в предприятие, табл. 5); КП - коэффициент "пикового" возврата подвижного состава, (КП = 0,70); АЧ - часовая пропускная способность моечного оборудования принимается по паспортной характеристика.
1.20.2. Минимальное количество рабочих постов по ЕОт следует производить по формуле: (1.3) где: ТТГ - годовой объем работ ЕОт, чел. ч.; ТТГ=ТТ(АТО-1+АТО-2)´КТР, где: ТТ - разовая трудоемкость ЕОт, чел. ч.; АТО-1+АТО-2 - годовое количество ТО-1 и ТО-2; КТР - коэффициент, учитывающий выполнение ЕОт при ТР, связанным с заменой агрегатов (КТР=1,6); КИСП, КР, ДРГ, С, s, р - имеют те же значения, что и в формуле (1.1), но применительно к режиму выполнения ЕОт. 1.20.3. Выполнение работ ЕО (ЕОс и ЕОт) следует, как правило, предусматривать в двух зданиях (помещениях): для моечно-уборочных работ; для всех прочих работ. При реконструкции и расширении предприятия для выполнения моечно-уборочных работ ЕО, как правило, следует использовать здания механизированных моек; для выполнения прочих работ ЕОс строительство нового здания следует предусматривать только при отсутствии возможности приспособления для выполнения этих работ существующих зданий. 1.20.4. Минимальное количество постов ТО-1 и ТО-2, общего и углубленного диагностирования, разборочно-сборочных и регулировочных работ ТР, сварочно-жестяницких, деревообрабатывающих и малярных работ следует определять по формуле:
где: ТГ - годовой объем работ, чел. ч.; КР - коэффициент резервирования постов (табл. 27); ДРГ - число рабочих дней в году; С - число смен работы в сутки; σ - продолжительность смены, ч.; Р - численность одновременно работающих на одном посту, чел. (табл. 28); КИСП - коэффициент использования рабочего времени поста (табл. 29). При определении количества рабочих постов общего диагностирования следует суммировать объем контрольно-диагностических работ ТО-1 и 50% объема контрольно-диагностических работ ТР. При определении количества рабочих постов углубленного диагностирования следует суммировать объем контрольно-диагностических работ ТО-2 и 50% объема контрольно-диагностических работ ТР. При расчете количества постов ТО-1 и ТО-2 из общего объема работ следует вычитать объем контрольно-диагностических работ. 1.20.5. При суммарном расчетном количестве постов общего и углубленного диагностирования, равном и меньшем единицы, эти работы допускается проводить на одном посту с применением универсального оборудования и переносных диагностических приборов. При расчетном коэффициенте загрузки диагностических постов различного назначения, равном менее 0,75, допускается на этих постах проведение регулировочных работ. 1.20.6. Первое и второе техническое обслуживание, а также общее диагностирование, могут проводиться на поточных линиях, индивидуальных проездных или тупиковых специализированных постах. Поточный метод обслуживания и диагностирования рекомендуется при следующих условиях: для ТО-1 и общего диагностирования одиночных автомобилей при расчетном количестве рабочих постов 3 и более, автопоездов - 2 и более; для ТО-2 одиночных автомобилей при расчетном количестве рабочих постов 4 и более, автопоездов - 3 и более. Допускается на одних и тех же рабочих постах предусматривать выполнение ТО-1 и ТО-2 автомобилей или автопоездов с организацией работ в разные смены суток. При выполнении ТО-1 и ТО-2 в разные смены суток допускается выполнение смазочно-очистительных операций на общих специализированных рабочих постах. При расчетном количестве рабочих постов общего диагностирования, равным менее 0,5, допускается размещать диагностическое оборудование на поточной линии ТО-1. Углубленное диагностирование автомобилей должно проводиться на индивидуальных специализированных рабочих постах. 1.21. Количество вспомогательных постов контрольно-пропускного пункта определяется по формуле: , (1.5) где: АС - списочное количество подвижного состава, ед.; КТ - коэффициент технической готовности подвижного состава; Т - продолжительность работы (принимается равной продолжительности возвращения, подвижного состава в предприятие, табл. 5); КП - коэффициент "пикового" возврата подвижного состава, (КП=0,70); АЧ - часовая пропускная способность одного поста (табл. 30).
1.22. Число мест ожидания подвижного состава перед ТО и ТР следует принимать: для поточных линий технического обслуживания - по одному для каждой поточной линии; для индивидуальных постов технического обслуживания, диагностирования, текущего ремонта - 20% от количества рабочих постов. При наличии в предприятии закрытой стоянки подвижного состава, а также для природно-климатических районов умеренно-теплого, умеренно-теплого влажного, теплого влажного, жаркого сухого места ожидания в помещении постов ТО и ТР предусматривать не следует; для очень жаркого сухого района места ожидания следует предусматривать под навесом на территории предприятия. 1.23. Число автомобиле-мест хранения подвижного состава должно приниматься по списочному количеству подвижного состава в предприятии за вычетом рабочих постов ТО и ТР, мест ожидания перед ТО и ТР, а также автомобилей, находящихся в капитальном ремонте, в постоянных длительных командировках и автомобилей, постоянно работающих в 3-ю смену. Способы хранения подвижного состава в зависимости от климатических и эксплуатационных условий следует предусматривать в соответствии с приложением 4. 1.24. Высота помещения для хранения. подвижного состава от пола до низа выступающих строительных конструкций и до низа подвесного оборудования и коммуникаций должна быть на 0,2 м больше высоты наиболее высокого подвижного состава, но не менее 2,0 м. Высота помещения для рабочих постов ТО и ТР подвижного состава от пола до низа выступающих строительных конструкций должна определяться в зависимости от высоты обслуживаемого подвижного состава, наличия и типа подъемно-транспортного оборудования и оснащения рабочих постов или приниматься согласно приложению 2 табл. 8. 1.25. Площадь производственных помещений участковых работ должна определяться по нормам расстановки оборудования в зависимости от площади, занятой оборудованием и коэффициентов плотности расстановки оборудования, согласно приложению 2 табл. 6 и 7. Принятая общая площадь производственных помещений участковых работ не должна иметь отклонения от расчетной более чем на ±10%. Коэффициенты загрузки основного технологического оборудования должны составлять не ниже: - для моечно-уборочного, диагностического, контрольно-испытательного - 0,5 - для окрасочно-сушильного, кузнечно-прессового, сварочного, кузовного - 0,6 - для металлообрабатывающего, деревообрабатывающего, разборочно-сборочного - 0,7 1.26. Нормативы площади складских помещений АТП, эксплуатационных и производственных филиалов, БЦТО и ПТК, установлены исходя из продолжительности хранения материалов и запасных частей, приведенной в табл. 31.
Примечания. 1. Для автотранспортных предприятий, расположенных в отдаленных районах или местах нерегулярного снабжения, допускается увеличивать продолжительность хранения запасных частой и материалов, но не более чем в 2 раза. 2. При организации в регионе централизованной системы материально-технического снабжения и при наличии центральных оборотных складов, продолжительность хранения запасных частей и материалов, кроме топлива, для АТМ следует уменьшить в 2 раза. 1.26.1. Площади складских помещений и сооружений АТП определяется произведением удельных нормативов, приведенных в табл. 32, на численность подвижного состава и на корректирующие коэффициенты в зависимости: КС1 - от среднесуточного пробега подвижного состава; КС2 - от численности технологически совместимого подвижного состава; КС3 - от типа подвижного состава; КС4 - от высоты складирования; КС5 - от категорий условий эксплуатации. Результирующий коэффициент корректирования определяется как произведение отдельных коэффициентов.
Примечания. 1. Площади складских помещений и сооружений для эксплуатационных и производственных филиалов, БЦТО, ПТК и ЦСП с учетом их централизованного материально-технического обеспечения на региональном уровне следует принимать с коэффициентом 0,6 от указанных в таблице. 2. Площадь топливозаправочного пункта или площадки для размещения передвижных, топливозаправочных средств следует определять исходя из нормативного расхода топлива, продолжительности запаса и норм размещения, приведенных в ВСН-01-89 Минавтотранса РСФСР. 3. Площадь складирования дегазированных баллонов на ППБ, поступивших и прошедших переосвидетельствование, следует принимать не более 9,5 м2/100 автомобилей в год. 1.26.2. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от среднесуточного пробега приведены в табл. 33.
1.26.3. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от количества технологически совместимого подвижного состава приведена в табл. 34.
1.26.4. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от типа подвижного состава приведены в табл. 35.
1.26.5. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от высоты складирования приведены в табл. 36.
1.26.6. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от категорий условий эксплуатации приведены в табл. 37.
1.27. Уровень механизации и автоматизации производственных процессов ТО и ТР и удельный вес рабочих, занятых ручным трудом в АТП следует определять в соответствии с действующей "Методикой оценки уровня и степени механизации и автоматизации производств ТО и ТР подвижного состава автотранспортных предприятий" МУ-200-РСФСР-13-0087-87, Минавтотранс РСФСР, М.1987 г. 1.28. Уровень механизации и автоматизации производств должен быть не ниже значений: для АТП комплексных - 30-40% для эксплуатационных филиалов - 25-30% для производственных филиалов - 35-42% для БЦТО и ПТК - 40-45% для ЦСП - 45-50% 1.29 Удельный вес рабочих (кроме водителей), занятых ручным трудом в целом по АТП не должен превышать 70-60%. Примечание: Меньшие значения показателей уровня механизации и автоматизации приведены для АТП меньшей мощности.
1.30. Удельные нормы расхода воды, потребляемой и сточной, по типам автотранспортных предприятий приведены в табл. 38.
1.30.1. Суточные расходы воды предприятием определяются по удельным показателям, приведенным в табл. 38 и корректирующим коэффициентам в зависимости: КВ1 - от мощности предприятия; КВ2 - от типа подвижного состава; КВ3 - от наличия прицепного состава. 1.30.2. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от мощности предприятия, кроме предприятий для карьерных автомобилей-самосвалов, приведены в табл. 39.
1.30.3. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от типа подвижного состава приведены в табл. 40.
1.30.4. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от наличия прицепного состава приведены в табл. 41.
1.30.5. Процентное соотношение потребления воды оборотной, химической, питьевой, а также расхода сточных вод на различные производственные и хозяйственные нужды в АТП приведено в табл. 42.
Примечание: Числовые значения показателей, указанных в таблице дробью приведены в числителе - для АТП со списочным составом до 500 ед., в знаменателе - для АТП со списочным составом свыше 500 ед. 1.31. Удельные нормы установленной мощности электропотребителей и коэффициентов спроса для определения трансформаторной мощности приведены в табл. 43.
1.31.1. Нормы установленной мощности электропотребителей корректируются в зависимости: КЭ1 - от мощности предприятия; КЭ3 - от типа подвижного состава и наличия прицепов (см. табл. 40 и 41) 1.31.2 Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от мощности предприятий приведены в табл. 44.
1.32. Удельные нормы расхода тепла для различных типов предприятий приведены в табл. 45.
Примечания: Для смешанного парка автомобилей удельные показатели расхода тепла на вентиляцию следует принимать по интерполяции. 2. Для зданий в легких металлических конструкциях показатель расхода тепла на отопление следует умножить на коэффициент 0,98. 3. Для АТП легковых автомобилей и автобусов расход тепла указан при закрытом хранении. 4. Для АТП грузовых автомобилей расход тепла указан при открытом хранении автомобилей с воздухоподогревом. 5. Расход тепла при газовом подогреве приведен при использовании подогревателей типа "Малютка" с расходом газа 0,1-0,4 м3/ч. 1.32.1. Нормы расхода тепла на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение корректируются в зависимости: КТ1 - от мощности предприятия; КВ2, КВ3 - от типа подвижного состава и наличия прицепов (см. табл. 40 и 41); КТ2 - от расчетной наружной температуры воздуха. 1.32.2. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от мощности предприятия приведены в табл. 46.
1.32.3. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха приведены в табл. 47.
1.33. Удельные нормы расхода сжатого воздуха по типам автотранспортных предприятий приведены в табл. 48.
Примечание: Для всех типов предприятий (кроме ППБ) с газобаллонными автомобилями расход сжатого воздуха следует принимать с коэффициентом 1,25. 1.33.1. Нормы расхода сжатого воздуха, приведенные в табл. 48, корректируются в зависимости: КСВ1 - от мощности предприятия; КВ2, КВ3 - от типа подвижного состава и наличия прицепов (см. табл. 40 и 41). 1.33.2. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от мощности предприятия принимаются по табл. 49.
Примечание: Удельный расход сжатого воздуха учитывает все потребности, включая хранение подвижного состава и резервирование мощности (производительности) компрессорного оборудования 1.34. Нормы расхода материалов и запасных частей для выполнения транспортной работы и поддержания подвижного состава в технически исправном состоянии при определении эксплуатационных затрат следует принимать: топлива - по линейным нормам расхода, утвержденным Госпланом СССР с учетом надбавок на объем выполняемой транспортной работы, работу автомобилей с прицепами, работу подвижного состава в зимнее время, передвижение подвижного состава внутри предприятия и т.п.; масел и смазочных материалов - по временным нормам расхода для автомобильного транспорта, утвержденным Госпланом СССР (расход определяется в литрах на 100 литров общего расхода топлива без учета надбавок на продолжительность эксплуатации подвижного состава); автомобильных шин - по гарантийным нормам пробега в км с учетом общего годового пробега всех колес подвижного состава без учета запасных колес; запасных частей, материалов - (в том числе кислорода и ацетилена) и инструмента - по ведомственным нормам расхода, утвержденным в установленном порядке Министерствами и ведомствами; двигателей и агрегатов - по Положению о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, Минавтотранса РСФСР; М., 1986 г.
Утилизация попутных материалов и вторичных ресурсов 1.35. Хранение металлически отходов производства из черных металлов (выбракованные детали; узлы и агрегаты автомобилей, листовая обрезь, стружка) следует предусматривать на открытых площадках с твердым покрытием, оборудованных стеллажами, ларями, ящичной тарой в соответствии с ГОСТ 2787-86. Количество" отходов из черных металлов следует принимать в размере 60% от веса списываемого автомобиля. Хранение отходов производства из цветных металлов, а также утильных деталей, сдача которых обязательна при получении новых (аккумуляторные батареи, блоки цилиндров, головки блоков, подшипники и пр.), следует предусматривать в закрытых помещениях. Отходы цветных металлов, в т.ч. свинцовый глет, должны храниться по группам в соответствии с ГОСТ 1639-78. Хранение неметаллических отходов производства (бумага, пластические массы и пр.) следует предусматривать на открытых площадках с твердым покрытием, оборудованных соответствующей тарой. Их утилизация должна предусматриваться по согласованию с местными органами санитарного надзора Расстояние от площадок для хранения неметаллических отходов производства до зданий и сооружений АТП следует принимать не менее 15 м. 1.36. Отработавшие моторные и трансмиссионные масла автомобилей подлежат сбору, хранению и отгрузке для их последующей регенерации на специализированных предприятиях согласно "Временной инструкции по сбору ,приему, хранению, рациональному использованию и транспортировке отработанных нефтепродуктов", утвержденной Госснабом СССР. Смешение отработавших моторных и трансмиссионных масел в резервуарах и трубопроводах не допускается. Допускается установка одного насоса для отгрузки отработавших моторных и трансмиссионных масел с раздельными системами трубопроводов. Устройство для отгрузки отработавших масел должно обеспечивать возможность удобного заполнения автоцистерн и других передвижных емкостей.
Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта ОНТП-01-91
|