СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

СКЛАД ЗАКРЫТ

#вируспруденция обнулила вообще всё!

 

Реклама на сайте                   

 

 

Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта ОНТП-01-91

 Часть 2

 

СОДЕРЖАНИЕ

Временное совместное решение.

1. Автотранспортные предприятия, эксплуатационные и производственные филиалы АТП, производственно-технические комбинаты, базы технического обслуживания, централизованные специализированные производства.

Параметрический ряд предприятий

Режим работы подвижного состава, основного и вспомогательного оборудования (сменность работы)

Расчетные нормативы периодичности и трудоемкости ТО и ТР подвижного состава, численность работающих.

Основные положения организации труда, прогрессивные технологические процессы и оборудование.

Нормы расчета площади производственных и складских помещений.

Уровень механизации и автоматизации производственных процессов ТО и ТР, удельный вес рабочих, занятых ручным трудом в АТП.

Нормы расхода воды, электроэнергии, тепла, сжатого воздуха, эксплуатационных материалов, запасных частей.

Утилизация попутных материалов и вторичных ресурсов.

2. Станции технического обслуживания легковых автомобилей (СТОА) и гаражи-стоянки индивидуальных владельцев.

Параметрический ряд предприятий.

Режим работы производства (сменность работы)

Производительность труда и трудоемкость ТО и ТР. Численность работающих.

Основные положения организации ТО и ТР легковых автомобилей, принадлежащих гражданам. Прогрессивные технологические процессы и оборудование.

Нормы расчета площади производственных и складских помещений и сооружений.

Уровень механизации и автоматизации производственных процессов ТО и ТР, удельный вес рабочих, занятых ручным трудом на СТОА.

Нормы расхода воды, тепла, сжатого воздуха, установленной мощности токоприемника.

Утилизация попутных материалов и вторичных ресурсов.

3. Грузовые автостанции и терминалы.

Параметрический ряд предприятий.

Режим работы производства (сменность работы)

Производительность труда и численность работающих.

Нормы расчета площади складирования и переработки грузов, перецепки полуприцепов, постов ТО и ТР, мест хранения автопоездов.

Потребность в основных подъемно-транспортных машинах и оборудовании.

Нормы расхода воды, тепла, сжатого воздуха, установленной мощности токоприемников.

Уровень механизации и автоматизации производства, удельный вес рабочих, занятых ручным трудом.

Приложения.

Приложение 1 Перечень групп технологически совместимых автомобилей для производства технического обслуживания и текущего ремонта.

Приложение 2 Нормы размещения подвижного состава и оборудования.

Приложение 3 Фонды времени работы автомобилей, оборудования и производственного персонала.

Приложение 4 Специальные требования технологического процесса к предприятиям, зданиям, сооружениям и оборудованию.

Генеральные планы предприятий.

Сооружения и помещения для хранения автомобилей.

Помещения и сооружения для производства ТО и ТР подвижного состава

Устройства и сооружения для осмотра автомобилей.

Здания и сооружения для эксплуатации газобаллонных автомобилей.

Требования безопасности, санитарно-гигиенической и производственной эстетики.

Приложение 5 Охрана окружающей среды от производственного шума:

От загрязнений сточными водами

От вредных выбросов в атмосферу.

 

Основные положения организации труда, прогрессивные технологические процессы и оборудование

1.12. Организацию технологического процесса в автотранспортных предприятиях следует осуществлять в соответствии с "Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта", с учетом требований комплексной программы научно-технического прогресса отрасли до 2000 г.

1.13. Развитие производственно-технической базы следует осуществлять, как правило, на основе схем развития отрасли с учетом широкой кооперации, централизации и специализации ТО и ТР подвижного состава на региональном уровне. При организации специализированных производств следует соблюдать принципы создания единых технологических комплексов, включенных в выполнение взаимоувязанных видов работ при производстве ТО и ТР подвижного состава.

Принцип централизации, кооперации и специализации производства ТО и ТР подвижного состава на региональном уровне следует реализовывать, как правило, на базе реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий.

Примерное распределение объемов работ по поддержанию подвижного состава на региональном уровне приведено в табл. 25.

На рис. 1, 2, 3 приведены принципиальные схемы технологических процессов для различных типов автотранспортных предприятий и специализированных производств.

1.14. При разработке конкретных технологических решений отдельных производственных зон и участков следует руководствоваться "Типовыми проектами организации труда на производственных участках автотранспортных предприятий", разработанных "Центроргтрудавтотрансом".

Таблица 25

Виды работ

Объем работ, %

эксплуатационный филиал

производственный филиал

БЦТО, ПТК

ЦСП

ППБ

1

2

3

4

5

6

ЕО

100

-

-

-

-

ТО-1, общее диагностирование

0¸100

15-25

20-40

-

-

ТС-2, углубленное диагностирование

-

30-50

50-70

-

-

ТР:

 

 

 

 

 

регулировочные и разборочно-сборочные работы

10-20

30-50

40-50

-

-

Электротехнические работы, ремонт приборов систем питания

10-20

10-20

10-20

65

-

аккумуляторные работы

15-25

15-25

10-20

45

-

шиномонтажные работы

30-50

30-50

15-25

-

-

жестяницкие и сварочные работы

-

50-70

30-50

-

-

арматурные работы

-

70-90

10-30

-

-

слесарно-механические работы и агрегатные

-

15-25

30-50

30-50

-

деревообрабатывающие, обойные, кузнечно-рессорные, медницкие, окрасочные работы

-

50-70

30-50

-

-

Ремонт и изготовление нестандартизированного гаражного и инженерного оборудования

-

15-25

15-25

50-70

-

Периодическое освидетельствование баллонов и испытание топливных систем этих автомобилей с двигателями, работающими на СПГ и СНГ

-

-

-

-

100

 

Рис.1

Рис. 2

Рис. 3

 

1.15. Для выполнения разборочно-сборочных и регулировочных работ следует предусматривать индивидуальные универсальные неспециализированные рабочие посты, примерное соотношение которых приведено в табл. 26.

Таблица 26

Назначение рабочих постов текущего ремонта

Процентное соотношение количества рабочих постов

автомобилей

прицепов и полуприцепов

1

2

3

1. Замена двигателей

11-13

-

Замена и регулировка узлов

4-6

-

Замена агрегатов и узлов трансмиссии (коробок передач, карданных передач, передних и задних мостов и т. д.

12-16

18-20

Замена и регулировка приборов освещения, электрооборудования и системы питания (для автомобилей)

7-9

8-10

Замена узлов и деталей ходовой части

9-11

17-21

Замена и перестановка колес

8-10

15-17

Замена и регулировка узлов и деталей тормозной системы

10-12

16-18

Замена узлов и деталей рулевого управления, регулировка углов установки колес

12-14

-

Замена деталей кабины и кузова

7-9

10-12

Прочие работы, выполняемые на универсальных постах

9-11

8-10

Итого:

100

100

Примечания. 1. Специализированные рабочие посты следует предусматривать при их расчетном количестве 0,9 и более.

2. Приведенные процентные соотношения количества рабочих постов уточняются технологической частью проекта.

3. Для автопоездов при расчетном количество рабочих постов для шиномонтажных работ 2 и более допускается предусматривать поточные линии.

1.16. Для выполнения сварочно-жестяницких и деревообрабатывающих работ следует предусматривать индивидуальные специализированные рабочие посты, размещаемые в соответствующих производственных участках.

Производство окрасочных работ в зависимости от типа подвижного состава и расчетного количества рабочих постов должно предусматриваться на специализированных индивидуальных постах или поточных линиях. При этом минимальное количество постов поточной линии, включая пост сушки подвижного состава после окраски, должно составлять не менее 2-х. Допускается выполнение подготовительных и окрасочных работ на одном рабочем посту.

При расчетном количестве каждого из указанных постов менее 0,5 данные виды работ следует предусматривать по кооперации на других предприятиях или специально оговариваться заданием на проектирование.

1.17. При разработке технологической части проекта следует использовать типовые технологические процессы ТО и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта, разработанные научными организациями с применением прогрессивной технологии и оборудования.

1.18. Номенклатуру и количество оборудования следует принимать по "Табелю технологического оборудования и специализированного инструмента для АТН, БЦТО и ПАТО", разработанному НИИАТом, "Нормокомплектам технологического оборудования для зон и участков АТП различной мощности", разработанных Центроавтотехом, которые могут быть использованы также при оснащении оборудованием ПТК и ЦСП с учетом видов работ, выполненных на данном предприятии и численности работающих в максимально загруженной смене. При оснащении технологическим оборудованием ППБ следует руководствоваться основными положениями по разработке проектов пунктов для переосвидетельствования баллонов для СПГ и СНГ, разработанными НИИАТом.

Примечание: Модели технологического оборудования, рекомендуемые "Табелем…", должны уточняться по номенклатурным каталогам заводов-изготовителей, а также типажом перспективных типов гаражного оборудования, намечаемого к производству заводами ПО "Росавтоспецоборудование" и др. ведомствами.

 

Нормы расчета площади производственных и складских помещений

1.19. Площадь помещений и сооружений (открытых площадок) для хранения подвижного состава, а также площадь помещений для постов ТО и ТР должна определяться в зависимости от расчетного количества автсмобнле-мест хранения, рабочих и вспомогательных постов ТО и ТР и мест ожидания, размеров подвижного состава и норм размещения, в зависимости от категорий автомобилей, приведенных в приложении 2.

1.20. Расчет количества рабочих постов должен производиться раздельно для каждой группы технологически совместимого подвижного состава и раздельно по видам работ ТО и ТР.

1.20.1. Минимальное количество рабочих постов по видам работ ЕОс, кроме механизированных моечных, следует производить по формуле:

        (1.1)

где: ТСГ - годовой объем ЕОс, чел. ч.;

К% - процентное отношение вида работ ЕСс (см. табл.16);

КР - коэффициент резервирования постов для компенсации неравномерной загрузки, табл. 27;

ДРГ - число рабочих дней в году;

С - число смен в течение суток, выполнение работ по ЕОс;

s - продолжительность выполнения в течение смены работ по видам ЕОс, ч.;

Р - численность рабочих, одновременно работающих на одном посту, чел. (табл. 28);

КИСП - коэффициент использования рабочего времени поста (табл. 29).

Количество механизированных моечных и сушильных постов определяется по формуле:

,   (1.2)

где АС - списочное количество подвижного состава, ед.,

КТ - коэффициент технической готовности подвижного состава;

Т - продолжительность работы (принимается равной продолжительности возвращения подвижного состава в предприятие, табл. 5);

КП - коэффициент "пикового" возврата подвижного состава, (КП = 0,70);

АЧ - часовая пропускная способность моечного оборудования принимается по паспортной характеристика.

Таблица 27

Тип рабочих постов

Коэффициент резервирования постов, КР, при количестве технологически совместимого подвижного состава

до 100

св. 100 до 300

св. 300 до 500

св. 500 до 1000

св. 1000 до 2000

св. 2000

при количестве смен рабочего производства

1

2¸3

1

2¸3

1

2¸3

1

2¸3

1

2¸3

1

2¸3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

ЕО (ЕОс и ЕОт)

1,8

1,4

1,5

1,25

1,35

1,18

1,2

1,1

1,15

1,03

1,1

1,05

ТО-1, ТО-2 общего и углубленного диагностирования

1,4

1,2

1,25

1,13

1,17

1,09

1,1

1,05

1,07

1,04

1,05

1,03

ТР (регулировочные и разборочно-сборочные, окрасочные)

1,8

1,4

1,5

1,25

1,35

1,18

1,2

1,1

1,15

1,08

1,1

1,05

сварочно-жестяницкие, деревообрабатывающие

1,4

1,2

1,25

1,13

1,17

1,09

1,1

1,05

1,07

1,04

1,05

1,03

Таблица 28

Типы рабочих постов

Численность одновременно работающих на одном посту, чел.

Типы подвижного состава

Легковые автомобили

Автобусы

Грузовые автомобили

Прицепы и полуприцепы

особо малого класса

малого класса

среднего класса

большого класса

особо большого класса

особо малой грузоподъемности

малой и средней грузоподъемности

большой грузоподъемности

особо большой грузоподъемности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Посты ЕО:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

уборочных работ

2

1

2

2

2

3

1

2

2

2

1

моечных работ

1

1

1

т

1

1

1

1

1

1

1

заправочных работ

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-

контрольно-диагностических и ремонтных работ

1

1

1,5

1,5

2

2

1

1,5

1,5

2

1

Посты ТР:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

регулировочные и разборочно-сборочные

1

1

1

1,5

1,5

1,5

1

1

1,5

1,5

1

сварочно-жестяницкие

1

1

1,5

1,5

2

2

1

1,5

1,5

1,5

1

малярные

1,5

1,5

2

2

2,5

2,5

1,5

2

2

2

1

деревообрабатывающие

-

-

-

-

-

-

1

1

1

1,5

1

Таблица 29

Тип рабочих постов

Коэффициент использования рабочего времени постов, КИСП.

при числе смен работы в сутки

одна

две

три

1

2

3

4

Посты ежедневного обслуживания

 

 

 

- уборочных работ

0,98

0,97

0,96

- моечных работ

0,90

0,88

0,87

Посты первого и второго технического обслуживания

 

 

 

- на поточных линиях

0,93

0,92

0,91

- индивидуальные

0,98

0,97

0,96

Посты общей и углубленной диагностики

0,90

0,88

0,87

Посты текущего ремонта

 

 

 

- регулировочные, разборочно-сборочные (не оснащенные специальным оборудованием), сварочно-жестяницкие, шиномонтажные, деревообрабатывающие

0,98

0,97

0,96

- разборочно-сборочные (оснащенные специальным оборудованием)

0,93

0,92

0,91

- окрасочные

0,90

0,88

0,87

1.20.2. Минимальное количество рабочих постов по ЕОт следует производить по формуле:

        (1.3)

где: ТТГ - годовой объем работ ЕОт, чел. ч.;

ТТГТТО-1ТО-2)´КТР,

где: ТТ - разовая трудоемкость ЕОт, чел. ч.;

АТО-1ТО-2 - годовое количество ТО-1 и ТО-2;

КТР - коэффициент, учитывающий выполнение ЕОт при ТР, связанным с заменой агрегатов (КТР=1,6);

КИСП, КР, ДРГ, С, s, р - имеют те же значения, что и в формуле (1.1), но применительно к режиму выполнения ЕОт.

1.20.3. Выполнение работ ЕО (ЕОс и ЕОт) следует, как правило, предусматривать в двух зданиях (помещениях): для моечно-уборочных работ; для всех прочих работ. При реконструкции и расширении предприятия для выполнения моечно-уборочных работ ЕО, как правило, следует использовать здания механизированных моек; для выполнения прочих работ ЕОс строительство нового здания следует предусматривать только при отсутствии возможности приспособления для выполнения этих работ существующих зданий.

1.20.4. Минимальное количество постов ТО-1 и ТО-2, общего и углубленного диагностирования, разборочно-сборочных и регулировочных работ ТР, сварочно-жестяницких, деревообрабатывающих и малярных работ следует определять по формуле:

где: ТГ - годовой объем работ, чел. ч.;

КР - коэффициент резервирования постов (табл. 27);

ДРГ - число рабочих дней в году;

С - число смен работы в сутки;

σ - продолжительность смены, ч.;

Р - численность одновременно работающих на одном посту, чел. (табл. 28);

КИСП - коэффициент использования рабочего времени поста (табл. 29).

При определении количества рабочих постов общего диагностирования следует суммировать объем контрольно-диагностических работ ТО-1 и 50% объема контрольно-диагностических работ ТР.

При определении количества рабочих постов углубленного диагностирования следует суммировать объем контрольно-диагностических работ ТО-2 и 50% объема контрольно-диагностических работ ТР.

При расчете количества постов ТО-1 и ТО-2 из общего объема работ следует вычитать объем контрольно-диагностических работ.

1.20.5. При суммарном расчетном количестве постов общего и углубленного диагностирования, равном и меньшем единицы, эти работы допускается проводить на одном посту с применением универсального оборудования и переносных диагностических приборов.

При расчетном коэффициенте загрузки диагностических постов различного назначения, равном менее 0,75, допускается на этих постах проведение регулировочных работ.

1.20.6. Первое и второе техническое обслуживание, а также общее диагностирование, могут проводиться на поточных линиях, индивидуальных проездных или тупиковых специализированных постах.

Поточный метод обслуживания и диагностирования рекомендуется при следующих условиях:

для ТО-1 и общего диагностирования одиночных автомобилей при расчетном количестве рабочих постов 3 и более, автопоездов - 2 и более;

для ТО-2 одиночных автомобилей при расчетном количестве рабочих постов 4 и более, автопоездов - 3 и более.

Допускается на одних и тех же рабочих постах предусматривать выполнение ТО-1 и ТО-2 автомобилей или автопоездов с организацией работ в разные смены суток.

При выполнении ТО-1 и ТО-2 в разные смены суток допускается выполнение смазочно-очистительных операций на общих специализированных рабочих постах.

При расчетном количестве рабочих постов общего диагностирования, равным менее 0,5, допускается размещать диагностическое оборудование на поточной линии ТО-1.

Углубленное диагностирование автомобилей должно проводиться на индивидуальных специализированных рабочих постах.

1.21. Количество вспомогательных постов контрольно-пропускного пункта определяется по формуле:

, (1.5)

где: АС - списочное количество подвижного состава, ед.;

КТ - коэффициент технической готовности подвижного состава;

Т - продолжительность работы (принимается равной продолжительности возвращения, подвижного состава в предприятие, табл. 5);

КП - коэффициент "пикового" возврата подвижного состава, (КП=0,70);

АЧ - часовая пропускная способность одного поста (табл. 30).

Таблица 30

Тип подвижного состава

Часовая пропускная способность поста, автомобилей/ч

с бензиновыми и дизельными двигателями

газобаллонные

1

2

3

Легковые автомобили.

60

30

Автобусы

30

20

Грузовые автомобили и автопоезда

40

25

1.22. Число мест ожидания подвижного состава перед ТО и ТР следует принимать:

для поточных линий технического обслуживания - по одному для каждой поточной линии;

для индивидуальных постов технического обслуживания, диагностирования, текущего ремонта - 20% от количества рабочих постов.

При наличии в предприятии закрытой стоянки подвижного состава, а также для природно-климатических районов умеренно-теплого, умеренно-теплого влажного, теплого влажного, жаркого сухого места ожидания в помещении постов ТО и ТР предусматривать не следует; для очень жаркого сухого района места ожидания следует предусматривать под навесом на территории предприятия.

1.23. Число автомобиле-мест хранения подвижного состава должно приниматься по списочному количеству подвижного состава в предприятии за вычетом рабочих постов ТО и ТР, мест ожидания перед ТО и ТР, а также автомобилей, находящихся в капитальном ремонте, в постоянных длительных командировках и автомобилей, постоянно работающих в 3-ю смену.

Способы хранения подвижного состава в зависимости от климатических и эксплуатационных условий следует предусматривать в соответствии с приложением 4.

1.24. Высота помещения для хранения. подвижного состава от пола до низа выступающих строительных конструкций и до низа подвесного оборудования и коммуникаций должна быть на 0,2 м больше высоты наиболее высокого подвижного состава, но не менее 2,0 м.

Высота помещения для рабочих постов ТО и ТР подвижного состава от пола до низа выступающих строительных конструкций должна определяться в зависимости от высоты обслуживаемого подвижного состава, наличия и типа подъемно-транспортного оборудования и оснащения рабочих постов или приниматься согласно приложению 2 табл. 8.

1.25. Площадь производственных помещений участковых работ должна определяться по нормам расстановки оборудования в зависимости от площади, занятой оборудованием и коэффициентов плотности расстановки оборудования, согласно приложению 2 табл. 6 и 7.

Принятая общая площадь производственных помещений участковых работ не должна иметь отклонения от расчетной более чем на ±10%.

Коэффициенты загрузки основного технологического оборудования должны составлять не ниже:

- для моечно-уборочного, диагностического, контрольно-испытательного - 0,5

- для окрасочно-сушильного, кузнечно-прессового, сварочного, кузовного - 0,6

- для металлообрабатывающего, деревообрабатывающего, разборочно-сборочного - 0,7

1.26. Нормативы площади складских помещений АТП, эксплуатационных и производственных филиалов, БЦТО и ПТК, установлены исходя из продолжительности хранения материалов и запасных частей, приведенной в табл. 31.

Таблица 31

Наименование запасных частей и материалов

Продолжительность хранения, дней

АТП

эксплуатационный и производственный филиал

БЦТО, ЦСП

ПТК

1

2

3

4

5

Топливо для автомобилей

 

5

5

-

Смазочные и лакокрасочные материалы, автомобильные шины

 

15

7

7

Кислород, азот и ацетилен в баллонах

 

10

5

5

Пиломатериалы, металл и прочие эксплуатационные материалы

 

10

5

5

Двигатели и агрегаты

 

Постоянный неснижаемый запас по нормам, указанным в "Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта"

Детали и узлы

 

20

10

10

Отработавшие смазочные материалы, подлежащие регенерации

 

10

10

10

Металлолом, ценный утиль

 

15

10

10

Подлежащие списанию автомобили агрегаты, узлы

 

30

15

-

Автомобильные шины, подлежащие восстановлению и списанию

 

10

5

 

Агрегаты, узлы и детали ремонтного фонда, подлежащие капитальному ремонту, восстановлению

 

10

5

5

Инструмент

 

15

10

10

Примечания. 1. Для автотранспортных предприятий, расположенных в отдаленных районах или местах нерегулярного снабжения, допускается увеличивать продолжительность хранения запасных частой и материалов, но не более чем в 2 раза.

2. При организации в регионе централизованной системы материально-технического снабжения и при наличии центральных оборотных складов, продолжительность хранения запасных частей и материалов, кроме топлива, для АТМ следует уменьшить в 2 раза.

1.26.1. Площади складских помещений и сооружений АТП определяется произведением удельных нормативов, приведенных в табл. 32, на численность подвижного состава и на корректирующие коэффициенты в зависимости:

КС1 - от среднесуточного пробега подвижного состава;

КС2 - от численности технологически совместимого подвижного состава;

КС3 - от типа подвижного состава;

КС4 - от высоты складирования;

КС5 - от категорий условий эксплуатации.

Результирующий коэффициент корректирования определяется как произведение отдельных коэффициентов.

Таблица 32

Наименование складских помещений, сооружений

Площадь складских помещений, сооружений на 10 единиц подвижного состава, м2

для легковых автомобилей

для

автобусов

для. грузовых автомобилей

для прицепов и полуприцепов

1

2

3

4

5

Запасных частей, деталей, эксплуатационных материалов

2,0

4,4

4,0

1,0

Двигателей, агрегатов и узлов

1,5

3,0

2,5

-

Смазочных материалов с насосной

1,5

1,8

1,6

0,3

Лакокрасочных материалов

0,4

0,6

0,5

0,2

Инструмента

0,1

0,15

0,15

0,05

Кислорода, азота и ацетилена в баллонах

0,15

0,2

0,15

0,1

Пиломатериалов

-

-

0,3

0,2

Металла, металлолома, ценного утиля

0,2

0,3

0,25

0,15

Автомобильных шин новых,

отремонтированных и подлежащих восстановлению

1,6

2,6

2,4

1,2

Подлежащих списанию автомобилей, агрегатов (на открытой площадке)

4,0

7,0

6,0

2,0

Промежуточного хранения запасных частей и материалов (участок комплектации подготовки производства)

0,4

0,9

0,8

0,2

Порожних дегазированных баллонов (для газобаллонных автомобилей)

0,20

0,25

0,25

-

Примечания. 1. Площади складских помещений и сооружений для эксплуатационных и производственных филиалов, БЦТО, ПТК и ЦСП с учетом их централизованного материально-технического обеспечения на региональном уровне следует принимать с коэффициентом 0,6 от указанных в таблице.

2. Площадь топливозаправочного пункта или площадки для размещения передвижных, топливозаправочных средств следует определять исходя из нормативного расхода топлива, продолжительности запаса и норм размещения, приведенных в ВСН-01-89 Минавтотранса РСФСР.

3. Площадь складирования дегазированных баллонов на ППБ, поступивших и прошедших переосвидетельствование, следует принимать не более 9,5 м2/100 автомобилей в год.

1.26.2. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от среднесуточного пробега приведены в табл. 33.

Таблица 33

Среднесуточный пробег единицы подвижного состава, км

Коэффициент корректирования, КС1

Среднесуточный пробег единицы подвижного состава, км

Коэффициент корректирования, КС1

1

2

3

4

100

0,8

250

1,0

150

0,85

300

1,15

200

0,9

350

1,25

1.26.3. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от количества технологически совместимого подвижного состава приведена в табл. 34.

Таблица 34

Количество технологически совместимого подвижного состава, ед.

Коэффициент корректирования,

КС2

Количество технологически совместимого подвижного состава, ед.

Коэффициент корректирования,

КС2

1

2

1

2

до 50

1,4

св. 700 до 800

0,83

св. 50 до 100

1,2

св. 800 до 1000

0,80

св.100 до 150

1,15

св.1000 до 1300

0,75

св.150 до 200

1,1

св.1300 до 1600

0,73

св. 200 до 300

1,0

св.1600 до 2000

0,70

св. 300 до 400

0,95

св. 2000 до 3000

0,65

св. 400 до 500

0,90

св. 3000 до 5000

0,60

св. 500 до 600

0,8

св. 5000

0,55

св. 600 до 700

0,85

 

 

1.26.4. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от типа подвижного состава приведены в табл. 35.

Таблица 35

Тип подвижного состава

Коэффициент корректирования КС2

1

2

Легковые автомобили

 

особо малого класса

0,6

малого класса

0,7

среднего класса

1,0

Автобусы

 

особо малого класса

0,4

малого класса

0,6

среднего класса

0,8

большого класса

1,0

особо большого класса

1,4

Грузовые автомобили

 

особо малой грузоподъемности

0,5

малой грузоподъемности

0,6

средней грузоподъемности

0,8

большой грузоподъемности св. 5,0 до 6,0 т

1,0

св. 6,0 до 8,0 т

1,2

особо большой грузоподъемности

 

св. 8,0 до 10 т

1,3

св. 10,0 до 16,0 т

1,5

автомобили-самосвалы карьерные

2,2

Прицепы и полуприцепы

 

прицепы одноосные малой и средней грузоподъемности

0,9

прицепы двухосные средней и большой грузоподъемности

1,0

прицепы двухосные особо большой грузоподъемности

1,2

полуприцепы одноосные и двухосные особо большой грузоподъемности

1,1

полуприцепы многоосные особо большой грузоподъемности

1,3

прицепы и полуприцепы-тяжеловозы

1,5

1.26.5. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от высоты складирования приведены в табл. 36.

Таблица 36

Высота складирования, м

Коэффициент корректирования КС4

1

2

3,0

1,6

3,6

1,35

4,2

1,15

4,8

1,0

5,4

0,9

6,0

0,8

6,6

0,73

7,2

0,67

1.26.6. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от категорий условий эксплуатации приведены в табл. 37.

Таблица 37

Категория условий эксплуатации подвижного состава

Коэффициент корректирования КС5

1

2

I

1,0

II

1,05

II

1,1

IV

1,15

V

1,2

 

Уровень механизации и автоматизации производственных процессов ТО и ТР, удельный вес рабочих, занятых ручным трудом в АТП

1.27. Уровень механизации и автоматизации производственных процессов ТО и ТР и удельный вес рабочих, занятых ручным трудом в АТП следует определять в соответствии с действующей "Методикой оценки уровня и степени механизации и автоматизации производств ТО и ТР подвижного состава автотранспортных предприятий" МУ-200-РСФСР-13-0087-87, Минавтотранс РСФСР, М.1987 г.

1.28. Уровень механизации и автоматизации производств должен быть не ниже значений:

для АТП комплексных - 30-40%

для эксплуатационных филиалов - 25-30%

для производственных филиалов - 35-42%

для БЦТО и ПТК - 40-45%

для ЦСП - 45-50%

1.29 Удельный вес рабочих (кроме водителей), занятых ручным трудом в целом по АТП не должен превышать 70-60%.

Примечание: Меньшие значения показателей уровня механизации и автоматизации приведены для АТП меньшей мощности.

 

Нормы расхода воды, электроэнергии, тепла, сжатого воздуха, эксплуатационных материалов, запасных частей

1.30. Удельные нормы расхода воды, потребляемой и сточной, по типам автотранспортных предприятий приведены в табл. 38.

Таблица 38

Тип предприятия

Расход воды, м3/сутки

Расчетная единица

Потребляемой оборотной

свежей

сточной

технической

питьевой

бытовых потребителей

производственных потребителей

1

2

3

4

5

6

7

АТП

 

 

 

 

 

 

легковых автомобилей

один а/м

0,26

0,05

0,17

0,11

0,003

автобусов

-"-

0,30

0,09

0,37

0,22

0,025

грузовых автомобилей

-"-

1,05

0,15

0,22

0,20

0,018

карьерные автомобили-самосвалы

-"-

30,0

3,1

0,31

0,28

0,036

Эксплуатационный филиал

 

 

 

 

 

 

автобусов

один а/м

0,20

0,02

0,22

0,09

0,002

грузовых автомобилей

-"-

1,01

0,11

0,12

0,10

0,002

Производственный филиал

 

 

 

 

 

 

автобусов

-"-

0,10

0,07

0,15

0,13

0,023

грузовых автомобилей

-"-

0,04

0,04

0,10

0,10

0,016

ПТК, БЦТО

 

 

 

 

 

 

грузовых автомобилей с дизельными двигателями

один обсл. авт.

0,06

0,056

0,12

0,12

0,016

ЦСП

 

 

 

 

 

 

Ремонта двигателей и агрегатов

10 обслуж. авт.

0,40

0,04

0,10

0,08

0,015

ремонта приборов системы питания

-"-

0,10

0,01

0,02

0,02

0,004

ремонта технологического оборудования

-"-

0,20

0,02

0,05

0,04

0,007

ППБ

100 авт. в год

 

0,148

0,269

0,168

0,146

Гаражи-стоянки

 

 

 

 

 

 

легковых автомобилей

Одно автомобиле-место

0,02

0,01

0,03

0,03

 

1.30.1. Суточные расходы воды предприятием определяются по удельным показателям, приведенным в табл. 38 и корректирующим коэффициентам в зависимости:

КВ1 - от мощности предприятия;

КВ2 - от типа подвижного состава;

КВ3 - от наличия прицепного состава.

1.30.2. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от мощности предприятия, кроме предприятий для карьерных автомобилей-самосвалов, приведены в табл. 39.

Таблица 39

Мощность АТП, эксплуатационных и производственных филиалов

Коэффициент корректирования, КВ1

Потребляемой воды.

Сточной

оборотной

свежей

бытовых

производственных

от мойки автомобилей

других систем

питьевой воды

технической

1

2

3

4

5

6

7

до 50

1,0

2,2

1,4

2,0

1,4

2,0

св. 50 до 100

1,0

1,8

1,35

1,8

1,35

1,6

св. 100 до 200

1.0

1,4

1,18

1,1

1,08

1,2

св. 200 до 300

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

св. 300 до 400

1,0

0,95

0,96

0,92

0,96

0,90

св. 400 до 500

1,0

0,85

0,92

0,87

0,92

0,83

св. 500 до 600

1,0

0,80

0,89

0,82

0,89

0,79

св. 600 до 800

1,0

0,75

0,86

0,77

0,86

0,74

св. 800 до 1000

1,0

0,70

0,82

0,7

0,82

0,69

св. 1000 до 1200

1,0

0,65

0,80

0,66

0,80

0,63

св. 1200 до 1500

1,0

0,60

0,78

0,62

0,78

0,57

св. 1500 до 2000

1,0

0,55

0,74

0,55

0,74

0,45

1.30.3. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от типа подвижного состава приведены в табл. 40.

Таблица 40

Тип подвижного состава

Характеристика подвижного состава

Коэффициент корректирования КВ2

1

2

3

Легковые

автомобили

особо малого класса

0,85

малого класса

0,9

среднего класса

1,0

Автобусы

особо малого класса

0,75

малого класса

0,8

среднего класса

0,9

большого класса

1,0

особо большого класса

1,2

Грузовые

автомобили

особо малой грузоподъемности

0,8

малой грузоподъемности

0,90

средней грузоподъемности

0,95

большой грузоподъемности

 

св. 5,0 до 6,0 т.

1,0

св. 6,0 до 8,0 т

1.1

особо большой грузоподъемности

св. 8,0 до 10,0 т

1,15

св. 10,0 до 16,0 т

1,25

1.30.4. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от наличия прицепного состава приведены в табл. 41.

Таблица 41

Тип подвижного состава

Наличие прицельного состава, %

Коэффициент корректирования КВ3

1

2

3

Автомобили грузовые

0

1,0

25

1,05

50

1,1

75

1,15

100

1,2

1.30.5. Процентное соотношение потребления воды оборотной, химической, питьевой, а также расхода сточных вод на различные производственные и хозяйственные нужды в АТП приведено в табл. 42.

Таблица 42

Системы водопотребления, водоотведения

Потребление воды, расход сточных вод в АТП, %

легковых автомобилей

автобусов

грузовых автомобилей

1

2

3

4

Оборотного водоснабжения:

 

 

 

мойка автомобилей

90/82,8

60,0

96,7

мойка деталей моющими растворами

0,4/0,2

6,0

0,5

приямки гидрофильтров окрасочных участков

9,6/2,0

34,0

2,8

охлаждение оборудования

-/15

-

-

Итого:

100/100

100

100

Питьевой воды

 

 

 

хозяйственно-питьевые нужды и души

48,0

35,0

54,0

нужды буфета

7,2

16,2

7,0

лечебно-оздоровительные комплексы

18,0

12,0

2,5

производственные нужды

2,3

1,8

2,5

полив территории

24,5

35

11,0

Итого:

100

100

100

Технической воды (свежей)

 

 

 

на производственные нужды (непрерывное)

32

72

32

на производственные нужды (периодическое)

24

11

2

пополнение систем оборотного водоснабжения при ополаскивании автомобилей

36

12

66

пополнение систем оборотного водоснабжения непосредственно от сети водопровода

8

5

-

Итого:

100

100

100

Бытовых сточных вод:

 

 

 

от санитарных приборов и душевых сеток

67

50

66

от буфета

10

20

8

от ремонтно-оздоровительного комплекса

22

30

26

Итого:

100

100

100

Производственных сточных вод

 

 

 

незагрязненных

38

38

38

загрязненных механическими примесями

48

48

48

кислотосодержащих

13

13

13

от мытья полов

1

1

1

Итого:

100

100

100

Примечание: Числовые значения показателей, указанных в таблице дробью приведены в числителе - для АТП со списочным составом до 500 ед., в знаменателе - для АТП со списочным составом свыше 500 ед.

1.31. Удельные нормы установленной мощности электропотребителей и коэффициентов спроса для определения трансформаторной мощности приведены в табл. 43.

Таблица 43

Наименование предприятий, зданий

Расчетная единица

Установленная мощность, кВт

Коэффициент спроса

1

2

3

4

АТП

 

 

 

Легковых автомобилей

один автомобиль

4,0

0,45

Автобусов

-"-

7,5

0,45

Грузовых автомобилей

-"-

6,0

0,5

Эксплуатационный филиал

 

 

 

Автобусов

-"-

4,0

0,45

Грузовых автомобилей

-"-

3,2

0,5

Производственный филиал

 

 

 

Автобусов

-"-

3,0

0,45

Грузовых автомобилей

-"-

2,5

0,45

ПТК, БЦТО

 

 

 

Грузовых автомобилей с дизельными двигателями

-"-

2,0

0,5

ЦСП

 

 

 

Ремонта двигателей и агрегатов

10 обслуживаемых автомобилей

2,1

0,5

Ремонта приборов системы питания

-"-

0,3

0,5

Ремонта технологического оборудования

-"-

0,7

0,6

ППБ

10 автомобилей в год

2,5

0,86

Гаражи-стоянки

 

 

 

Легковых автомобилей

Одно автомобиле-место

0,5

0,7

Открытая стоянка с электроподогревом

 

 

 

Легковых автомобилей

Один автомобиль

0,5

0,9

Автобусов

-"-

2,0

0,8

Грузовых автомобилей

-"-

2,0

0,8

1.31.1. Нормы установленной мощности электропотребителей корректируются в зависимости:

КЭ1 - от мощности предприятия;

КЭ3 - от типа подвижного состава и наличия прицепов (см. табл. 40 и 41)

1.31.2 Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от мощности предприятий приведены в табл. 44.

Таблица 44

Мощность АТП, эксплуатационных и промышленных филиалов

Коэффициент корректирования, КЭ1

Мощность АТП, всех типов эксплуатационных и производственных филиалов

Коэффициент корректирования, КЭ1

1

2

3

4

до 50

1,4

св. 600 до 700

0,73

св. 50 до 100

1,2

св. 700 до 1000

0,70

св. 100 до 200

1,1

св. 1000 до 1500

0,65

св. 200 до 300

1,0

св. 1500 до 2000

0,63

св. 300 до 500

0,85

св. 2000

0,60

св. 500 до 600

0,75

 

 

1.32. Удельные нормы расхода тепла для различных типов предприятий приведены в табл. 45.

Таблица 45

Наименование предприятия

Расчетная единица

Расход тепла, тыс. Вт (тыс. ккал/ч)

на отопление

на вентиляцию

на горячее водоснабжение

1

2

3

4

5

АТП

 

 

 

 

Легковых автомобилей

один автомобиль

3,5

(3)

13,9

(12)

1,8

(1,5)

Автобусов с карбюраторными двигателями

-"-

4,7

(4)

37

(32)

2,3

(2)

Автобусов с дизельными двигателями

-"-

4,7

(4)

41,8

(36)

2,3

(2)

Грузовых автомобилей с карбюраторными двигателями

-"-

4,7

(4)

16,8

(14,5)

1,8

(1,5)

Грузовых автомобилей с дизельными двигателями

-"-

5,8

(5)

25,5

(22)

1,8

(1,5)

Эксплуатационный филиал

 

 

 

 

Автобусов с карбюраторными двигателями

-"-

3,5

(3)

13,5

(11,5)

1,8

(1,5)

Автобусов с дизельными двигателями

-"-

3,5

(3)

18,2

(15,5)

1,8

(1,5)

Грузовых автомобилей с карбюраторными двигателями

-"-

1,8

(1,5)

6,6

(5,7)

1,8

(1,5)

Грузовых автомобилей с дизельными двигателями

-"-

1,8

(1,5)

8,9

(7,7)

0,9

(10,8)

Производственный филиал

 

 

 

 

Автобусов с карбюраторными двигателями

один автомобиль

3,0

(2,5)

23

(19,5)

2,3

(2)

Автобусов с дизельными двигателями

-"-

3,0

(2,5)

18,0

(15,3)

2,3

(2)

Грузовых автомобилей с карбюраторными двигателями

-"-

2,5

(2,1)

12,0

(10,8)

1,8

(1,5)

Грузовых автомобилей с дизельными двигателями

-"-

2,8

(2,4)

16,0

(13,6)

1,8

(1,5)

ПТК, БЦТО

 

 

 

 

Грузовых автомобилей с дизельными двигателями

-"-

2,5

(2,1)

12,0

(10,8)

1,8

(1,5)

ЦСП

 

 

 

 

Ремонта двигателей и агрегатов

10 обслуживаемых автомобилей

0,65

(0,55)

4,0

(3,4)

0,5

(0,42)

Ремонта приборов системы питания

-"-

0,01

(0,009)

0,08

(0,07)

0,01

(0,009)

Ремонта технологического оборудования

-"-

0,02

(0,017)

1,4

(1,12)

0,02

(0,017)

ППБ

10 автомобилей в год

0,85

(0,74)

5,3

(4,6)

0,47

(0,40)

Закрытая стоянка

 

 

 

 

Для легковых автомобилей

одно автомобиле-место

0,6

(0,5)

8,1

(7,0)

0,1

(0,01)

Автобусов с карбюраторными двигателями

одно автомобиле-место

1,8

(1,5)

14,8

(12,8)

-

Автобусов с дизельными двигателями

-"-

1,8

(1,5)

46,4

(40)

-

Грузовых автомобилей с карбюраторными двигателями

-"-

1,8

(1,5)

14,8

(12,8)

-

Грузовых автомобилей с дизельными двигателями

-"-

1,8

(1,5)

46,4

(40)

-

Воздухоподогрев

 

 

 

 

Для автомобилей с карбюраторными двигателями

-"-

-

8,1

(7)

-

Для автомобилей с дизельными двигателями

-"-

-

16,2

(14)

-

Газовый подогрев

 

 

 

 

Для автомобилей с карбюраторными двигателями

-"-

2,4

(2,0)

-

-

Для автомобилей с дизельными двигателями

-"-

3,5

(3,0)

-

-

Примечания: Для смешанного парка автомобилей удельные показатели расхода тепла на вентиляцию следует принимать по интерполяции.

2. Для зданий в легких металлических конструкциях показатель расхода тепла на отопление следует умножить на коэффициент 0,98.

3. Для АТП легковых автомобилей и автобусов расход тепла указан при закрытом хранении.

4. Для АТП грузовых автомобилей расход тепла указан при открытом хранении автомобилей с воздухоподогревом.

5. Расход тепла при газовом подогреве приведен при использовании подогревателей типа "Малютка" с расходом газа 0,1-0,4 м3/ч.

1.32.1. Нормы расхода тепла на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение корректируются в зависимости:

КТ1 - от мощности предприятия;

КВ2, КВ3 - от типа подвижного состава и наличия прицепов (см. табл. 40 и 41);

КТ2 - от расчетной наружной температуры воздуха.

1.32.2. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от мощности предприятия приведены в табл. 46.

Таблица 46

Мощность АТП всех типов, эксплуатационных и промышленных филиалов

Коэффициент корректирования КТ1

 

Мощность АТП всех типов, эксплуатационных и промышленных филиалов

Коэффициент корректирования КТ1

 

1

2

3

4

до 50

2,1

св. 500 до 800

0,65

св. 50 до 100

1,7

св. 800 до 1000

0,60

св. 100 до 200

1,33

св.1000до 1200

0,55

св. 200 до 300

1,0

св.1200 до 1500

0,50

св. 300 до 500

0,8

св.1500 до 2000

0,45

св. 500 до 600

0,7

св. 2000

0,40

1.32.3. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха приведены в табл. 47.

Таблица 47

Тип предприятий и зданий

Коэффициент корректирования, КТ2

Температура наружного воздуха °С

-10

-13

-20

-25

-30

-35

-40

-45

-50

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

АТП, эксплуатационные и промышленные филиалы

0,6

0,7

0,8

0,9

1,0

1,1

1,2

1,3

1,4

Закрытая стоянка

0,4

0,55

0,7

0,85

1,0

1,15

1,3

1,4

1,5

1.33. Удельные нормы расхода сжатого воздуха по типам автотранспортных предприятий приведены в табл. 48.

Таблица 48

Наименование предприятия

Расчетная единица

Удельный расход сжатого воздуха, м3/мин

1

2

3

АТП

 

 

Легковых автомобилей

один автомобиль

0,02

Грузовых автомобилей

-"-

0,83

Автобусов

-"-

0,04

Эксплуатационный филиал

 

 

Автобусов

-"-

0,013

Грузовых автомобилей

-"-

0,01

Производственный филиал

 

 

Автобусов

-"-

0,024

Грузовых автомобилей

-"-

0,018

ПТК, БЦТО

 

 

грузовых автомобилей с дизельными двигателями

один обслуживаемый автомобиль

0,012

ЦСП

 

 

Ремонта двигателей и агрегатов

10 обслуживаемых автомобилей

0,005

Ремонта приборов системы питания

-"-

0,003

Ремонта технологического оборудования

-"-

0,006

ППБ

10 автомобилей в год

0,021

Гаражи-стоянки

 

 

легковых автомобилей

одно автомобиле-месте

0,005

Примечание: Для всех типов предприятий (кроме ППБ) с газобаллонными автомобилями расход сжатого воздуха следует принимать с коэффициентом 1,25.

1.33.1. Нормы расхода сжатого воздуха, приведенные в табл. 48, корректируются в зависимости:

КСВ1 - от мощности предприятия;

КВ2, КВ3 - от типа подвижного состава и наличия прицепов (см. табл. 40 и 41).

1.33.2. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от мощности предприятия принимаются по табл. 49.

Таблица 49

Мощность АТП, эксплуатационных и производственных филиалов

Коэффициент корректирования, КСВ1

Мощность АТП, эксплуатационных и производственных филиалов

Коэффициент корректирования, КСВ1

1

2

1

2

до 50

1,3

св. 500 до 800

0,80

св. 50 до 100

1,2

св. 800 до 1000

0,75

св. 100 до 200

1,1

св.1000до 1200

0,70

св. 200 до 300

1,0

св.1200 до 1500

0,65

св. 300 до 500

0,9

св.1500 до 2000

0,60

св. 500 до 600

0,85

св. 2000

0,55

Примечание: Удельный расход сжатого воздуха учитывает все потребности, включая хранение подвижного состава и резервирование мощности (производительности) компрессорного оборудования

1.34. Нормы расхода материалов и запасных частей для выполнения транспортной работы и поддержания подвижного состава в технически исправном состоянии при определении эксплуатационных затрат следует принимать:

топлива - по линейным нормам расхода, утвержденным Госпланом СССР с учетом надбавок на объем выполняемой транспортной работы, работу автомобилей с прицепами, работу подвижного состава в зимнее время, передвижение подвижного состава внутри предприятия и т.п.;

масел и смазочных материалов - по временным нормам расхода для автомобильного транспорта, утвержденным Госпланом СССР (расход определяется в литрах на 100 литров общего расхода топлива без учета надбавок на продолжительность эксплуатации подвижного состава);

автомобильных шин - по гарантийным нормам пробега в км с учетом общего годового пробега всех колес подвижного состава без учета запасных колес;

запасных частей, материалов - (в том числе кислорода и ацетилена) и инструмента - по ведомственным нормам расхода, утвержденным в установленном порядке Министерствами и ведомствами;

двигателей и агрегатов - по Положению о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, Минавтотранса РСФСР; М., 1986 г.

 

Утилизация попутных материалов и вторичных ресурсов

1.35. Хранение металлически отходов производства из черных металлов (выбракованные детали; узлы и агрегаты автомобилей, листовая обрезь, стружка) следует предусматривать на открытых площадках с твердым покрытием, оборудованных стеллажами, ларями, ящичной тарой в соответствии с ГОСТ 2787-86.

Количество" отходов из черных металлов следует принимать в размере 60% от веса списываемого автомобиля.

Хранение отходов производства из цветных металлов, а также утильных деталей, сдача которых обязательна при получении новых (аккумуляторные батареи, блоки цилиндров, головки блоков, подшипники и пр.), следует предусматривать в закрытых помещениях. Отходы цветных металлов, в т.ч. свинцовый глет, должны храниться по группам в соответствии с ГОСТ 1639-78.

Хранение неметаллических отходов производства (бумага, пластические массы и пр.) следует предусматривать на открытых площадках с твердым покрытием, оборудованных соответствующей тарой. Их утилизация должна предусматриваться по согласованию с местными органами санитарного надзора

Расстояние от площадок для хранения неметаллических отходов производства до зданий и сооружений АТП следует принимать не менее 15 м.

1.36. Отработавшие моторные и трансмиссионные масла автомобилей подлежат сбору, хранению и отгрузке для их последующей регенерации на специализированных предприятиях согласно "Временной инструкции по сбору ,приему, хранению, рациональному использованию и транспортировке отработанных нефтепродуктов", утвержденной Госснабом СССР.

Смешение отработавших моторных и трансмиссионных масел в резервуарах и трубопроводах не допускается.

Допускается установка одного насоса для отгрузки отработавших моторных и трансмиссионных масел с раздельными системами трубопроводов.

Устройство для отгрузки отработавших масел должно обеспечивать возможность удобного заполнения автоцистерн и других передвижных емкостей.

 

Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта ОНТП-01-91

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования