СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

СКЛАД ЗАКРЫТ

#вируспруденция обнулила вообще всё!

 

Реклама на сайте                   

 

 

Лицензия под градусом

 

Правила транспортировки спирта запутают перевозчиков и грузовладельцев

 

С 1 июля 2012 года вступают в силу отдельные положения Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции". Согласно вступающим в силу изменениям перевозки этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции подлежат лицензированию.

Казалось бы, мера абсолютно логичная – оборот, подлежащей лицензированию продукции государственной важности, должен осуществляться при помощи услуг перевозчиков, также несущих повышенную ответственность и имеющих лицензию на оказание данных услуг. Но как обычно правильная инициатива по созданию четких и прозрачных правил была исполнена с "точностью до наоборот" и привела к еще большей путанице.

 

Дело в том, что в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ с 1 июля 2012 года пункт 3 статьи 9 будет дополнен новыми абзацами, регулирующими поставки и перевозки этилового спирта, нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.

Так вступающий в силу второй абзац гласит, что перевозки осуществляются организацией, которая имеет лицензии на перевозки на основании договора перевозки, заключенного между перевозчиком и покупателем указанной продукции. Однако согласно пункту 1 статьи 785 ГК РФ договор перевозки является двусторонним и его сторонами является грузоотправитель и перевозчик. Данная норма гражданского кодекса является императивной, если транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. Но Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ ни в Гражданский кодекс, ни в транспортные уставы изменения не вносились.

Получается, что при поставке алкогольной продукции покупатель должен лично приехать к продавцу, принять у него товар и вручить груз перевозчику. При этом согласно следующему абзацу этого же пункта договор поставки, заключенный между поставщиком-продавцом и покупателем указанной продукции, должен предусматривать переход права собственности на указанную продукцию к покупателю с момента ее сдачи перевозчику. Все равно, что чесать левой ногой правое ухо, но чего не напишешь, когда речь идет об алкоголе.

Напомню авторам данного закона, что в статье 785 ГК РФ договор перевозки сформулирован как реальный двухсторонний договор, заключаемый посредством передачи имущества. В соответствии с ч. 2 ст.433 ГК РФ, если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества. Иными словами договор перевозки считается заключенным с момента передачи груза от грузоотправителя к перевозчику, и они же являются сторонами данного договора.

 

Договор перевозки, заключенный между перевозчиком и покупателем это нонсенс. Причиной такой вольной трактовки основ гражданского законодательства является, увы, еще часто встречающееся устаревшее понимание права в области автоперевозок грузов, основывающееся на утратившем силу нормативно-правовом акте времен СССР. Согласно положениям ранее действовавшего УАТ РСФСР допускалось заключении перевозчиком договора на перевозку грузов, как с грузоотправителями, так и с грузополучателями или иными лицами. Например, согласно п.36 УАТ РСФСР при заключении договора на перевозку грузов с грузополучателем, а также при принятии от него разового заказа он пользовался правами, нес обязанности и ответственность, предусмотренные УАТ РСФСР для грузоотправителя. Годовой договор мог заключаться также автотранспортным предприятием или организацией со снабженческо-сбытовой или иной организацией, не являющейся грузоотправителем или грузополучателем. В этом случае в соответствии с договором организации, не являвшейся грузоотправителями или грузополучателями, пользовались правами и несли обязанности и ответственность, предусмотренные УАТ РСФСР для грузоотправителей и грузополучателей. Но с вступлением в силу (начало действия документа – 13 мая 2008 г.) Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" данные возможности утратили всякие законные основания. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 УАТ РСФСР признан утратившим силу.

Также согласно положениям ранее действовавшего УАТ РСФСР (Раздел VIII, п.п. 124 - 125), транспортно-экспедиционное обслуживание осуществлялось автотранспортными предприятиями и организациями автомобильного транспорта общего пользования в рамках дополнительных услуг по договору перевозки, а водитель именовался шофером-экспедитором. С принятием ГК РФ, ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", УАТиГНЭТ и необходимых подзаконных актов совмещение функций ТЭД в рамках договора перевозки также утратило всякие законные основания.

 

Раньше перевозчик мог заключить договор перевозки с получателем, осуществить операции и услуги ТЭД по забору и вывозу груза. При этом именно грузополучатель нес обязанности и ответственность, предусмотренные УАТ РСФСР для грузоотправителя. Нужно учитывать, что в те времена практически все перевозки грузов должны были быть согласованы в исполкоме, а перевозчик за оказанные услуги имел право выставить инкассовое поручение на оплату своих услуг. И самое главное – в те времена фактически был один хозяйствующий субъект, и все хозяйственные операции осуществлялись в рамках этого субъекта. В связи с фундаментальными изменениями в общественном строе государства, законодательство в области перевозки и ТЭД также было кардинально изменено и согласно нормам действующего на сегодняшний день законодательства такая подмена ответственных лиц уже невозможна.

Грузоотправитель должен четко уяснить, что, вручая имущество и подписывая транспортную накладную, он становится стороной договора перевозки и несет ответственность в т.ч. и за оплату этой услуги. Перевозчик должен ясно понимать, что предъявлять претензии он может только той стороне, которая указана в договоре. Это прописные истины и они не зависят от того, какой груз будет перевозиться – картошка или алкоголь. Странно, что авторам законов они до сих пор неизвестны.

 

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной. Однако согласно статье 10.2 "антиалкогольного закона" оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, осуществляется только при наличии сопроводительного документа, удостоверяющих легальность их производства и оборота – товарно-транспортной накладной. Сама форма товарно-транспортной накладной была принята во исполнение п.47 все того же ныне утратившего силу УАТ РСФСР. Товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

Получается, что перевозка этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции согласно действующему законодательству может осуществляться либо только автомобильным транспортом, причем новая письменная форма транспортной накладной, предусмотренная УАТиГНЭТ, уже будет не соблюдена, либо сама ТТН без надлежащей подписи перевозчика другого отличного от автомобильного вида транспорта является полной профанацией. Что на самом деле чаще всего и происходит, когда поставки продукции осуществляются либо только по железной дороге, либо несколькими видами транспорта – ТТН и справка к ней не имеют никакой юридической силы и оформляются просто так, без всякого смысла.

 

Складывается ощущение, что авторы "антиалкогольного закона" и поправок к нему застряли где-то в совковых временах и оттуда пытаются установить абсурдные и совершенно невыполнимые ограничения. А мы, живущие в нынешнем времени вынуждены всю эту абракадабру оплачивать, а потом еще за свой счет и на свой страх и риск пытаться все эти немыслимые правила обойти. И зачем оно нам?

Может все-таки пора уже сделать нормальные четкие и прозрачные правила?

 

апрель 2012

Владислав Артамонов

"Российская Бизнес-газета" №844 (15)

 

См. также статьи:

Перевозки спирта по фармакопейным статьям

Лицензирование перевозок лекарственных средств

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования