|
Перевозки спирта по фармакопейным статьям
В каждом лекарстве столько пользы, сколько в нем спирта…
Изменения, внесенные Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ в законодательство об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порождают массу вопросов, например о необходимости лицензий на автомобильные перевозки спирта по фармакопейным статьям. На первый взгляд данные перевозки необходимо осуществлять только при наличии аж трех лицензий: на перевозки спирта, фармацевтической, на перевозки опасных грузов.
С опасными грузами все более-менее ясно. Автомобильные перевозки опасных грузов не являются лицензируемым видом деятельности согласно статье 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Однако согласно п.1 ст.31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Согласно нормам Приказ Минтранса РФ от 4 июля 2011 г. N 179 Опасные грузы, на которые необходимо получение специального разрешения, приведены в подпункте 1.10.5 Приложения А к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). В классификации опасных грузов нет деления на просто этиловый спирт и спирт по фармакопейным статьям, от изменения своего предназначения спирт гореть не перестает. Итого: спирт (этанол) – легковоспламеняющаяся жидкость, опасный груз, лицензия не требуется, но при перевозке цистернами свыше 3000 литров нужно специальное разрешение.
А вот с оборотом этилового спирта и спирта по фармакопейным статьям, как товара, все далеко не так однозначно. Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. В силу подпункта 47 пункта 1 статьи 12 названного Закона фармацевтическая деятельность подлежит обязательному лицензированию. Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции также установлены в Федеральном законе от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ). Абзацем седьмым пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ установлен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другой организации и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу. Согласно п.3 ст.9 Федерального закона N 171-ФЗ Перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции осуществляются организацией, которая имеет лицензии на данные перевозки. Перевозка этилового спирта без соответствующей лицензии означает, что данная продукция находится в незаконном обороте. Согласно статье 25 Федерального закона N 171-ФЗ изъятие и конфискация этилового спирта, находящегося в незаконном обороте, осуществляются в соответствии с законодательством. Конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат уничтожению.
Перевозки этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции осуществляются на основании лицензии с 1 января 2013 года. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти осуществляет выдачу лицензий на осуществление указанного вида деятельности с 1 июля 2012 года. Лицензии на перевозки этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, выданные с 1 июля 2012 года по 31 декабря 2012 года, действуют с 1 января 2013 года (пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ в ред. Федерального закона от 30.06.2012 N 98-ФЗ).
Таким образом, перевозка этилового спирта должна осуществляться только при наличии лицензии на данный вид деятельности. Постановлением Правительства РФ от 28 июня 2012 г. N 648 утверждено "Положение о лицензировании перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции автомобильным транспортом".
Согласно определениям, данным в п.1 и п.2.1 ст.2 Федерального закона N 171-ФЗ к этиловому спирту отнесены все виды спиртов независимо от их концентрации, вида сырья, из которого они производятся, и от того, по какой нормативно-технической документации они изготавливаются (по ГОСТам, ТУ, ОСТам или фармакопейным статьям). Исходя из этих определений и сказанного выше, перевозка этилового спирта по фармакопейным статьям теоретически также должна осуществляться при наличии лицензии на перевозки этилового спирта. Однако в силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением: производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков; розничной продажи спиртосодержащей продукции; закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях. Согласно пункту 16 статьи 2 названного Закона, под оборотом следует понимать закупку (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничную продажу, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона. Согласно п.3 ст.1 Федерального закона N 171-ФЗ действие настоящего Федерального закона не распространяется на: - обращение лекарственных средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением производства, оборота и (или) использования этилового спирта по фармакопейным статьям; - деятельность аптечных организаций, связанную с изготовлением и отпуском лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических лекарственных препаратов), содержащих этиловый спирт и изготавливаемых по рецептам на лекарственные препараты и в соответствии с требованиями медицинских организаций. Таким образом, оборот (в т.ч. и перевозки) этилового спирта по фармакопейным статьям подпадает под действие Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, но лицензированию в рамках законодательства об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не подлежит. Но это вовсе не означает, что перевозки этилового спирта по фармакопейным статьям можно осуществлять вообще без лицензии. Наоборот, данные перевозки можно осуществлять только в рамках лицензии, но уже на фармацевтическую деятельность.
Этиловый спирт или этиловый спирт по фармакопейным статьям Особое внимание следует обратить на момент перехода из общего определения "этиловый спирт" в разряд "этилового спирта по фармакопейным статьям". Согласно фармакопейным статьям ФС 42-3071-00 и ФС 42-3072-00 изготавливаемая по этой нормативно-технической документации продукция представляет собой соответственно: - спирт этиловый 90%, 70% и 40%, применяемый для приготовления экстрактов, настоев лекарственных трав, бальзамов, а также для централизованного обеспечения аптек и лечебных учреждений; - спирт этиловый 95%, применяемый в медицинских целях. Кроме того, в Государственном реестре лекарственных средств фармакопейные спирты также зарегистрированы как спирты этиловые, а не как спиртосодержащие растворы или препараты. Согласно п.2.1 ст.2 Федерального закона N 171-ФЗ этиловый спирт по фармакопейным статьям - этиловый спирт, который произведен путем добавления очищенной воды в закупленный ректификованный этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья. Этиловый спирт по фармакопейным статьям используется в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств. Содержание этилового спирта в этиловом спирте по фармакопейным статьям изменяется путем добавления в него очищенной воды; Нормативно-технической документацией, регламентирующей производство спиртов этиловых фармакопейных, являются вышеуказанные фармакопейные статьи, утвержденные Минздравом России, в которых содержатся требования по упаковке этих спиртов в потребительскую тару (в банки или флаконы). Таким образом, для приобретения фармакопейными спиртами готового к реализации товарного вида их упаковка (розлив, расфасовка) в потребительскую тару является обязательной и, следовательно, рассматривается как часть общего процесса их производства. Если организация осуществляет полный цикл производства: пищевое сырье – ректификованный этиловый спирт – добавление очищенной воды - этиловый спирт по фармакопейным статьям – расфасовка в потребительскую тару (флакон, канистра) в качестве лекарственного средства, то его дальнейшая перевозка осуществляется в рамках лицензии на фармацевтическую деятельность. Фармацевтические компании не могут привлекать для транспортировки этилового спирта по фармакопейным статьям сторонний транспорт по договору перевозки, если перевозчик не осуществляет фармацевтическую деятельность, и у него нет соответствующей лицензии. Передача лекарственных средств организациям, не имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, прямо противоречит положениям ст.53 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств". Фармацевтические компании должны либо перевозить лекарственные средства собственным транспортом, либо арендовать транспортное средство по договору фрахта.
О том, что любые перевозки медикаментов подлежат лицензированию как фармацевтическая деятельность, см. статью "Ты-виновен! О лицензировании перевозок лекарственных средств", (сентябрь, 2012).
Если же организация не осуществляет полный цикл производства, а лишь приобретает ректификованный этиловый спирт с целью дальнейшего изготовления этилового спирта по фармакопейным статьям (в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов), то данная автоперевозка должна осуществляться в рамках Федерального закона N 171-ФЗ. Такая перевозка осуществляется юридическими лицам (организациями) на основании лицензии на перевозки этилового спирта, выданной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 июня 2012 г. N 648 "О лицензировании перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции".* ----------------------- *Действие Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 июня 2012 г. N 648, не распространяется на перевозку автомобильным транспортом продукции, помещенной под таможенную процедуру таможенного транзита. О перемещении этилового спирта по территории Российской Федерации см. Постановление Правительства РФ от 10 января 1999 г. N 34.
Перевозить этиловый спирт собственным транспортом ни продавец, ни покупатель не может, только по договору перевозки. Согласно п.3 ст.9 Федерального закона N 171-ФЗ Поставки и перевозки этилового спирта, нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции осуществляются при условии представления уведомления. Перевозки этилового спирта осуществляются организацией (далее - перевозчик) на основании договора перевозки, заключенного между перевозчиком и покупателем указанной продукции. При этом договор поставки, заключенный между поставщиком-продавцом и покупателем указанной продукции, должен предусматривать переход права собственности на указанную продукцию к покупателю с момента ее сдачи перевозчику. Перевозки этилового спирта, осуществляемые автомобильным транспортом, допускаются только при условии оснащения таких транспортных средств специальными техническими средствами регистрации движения в автоматическом режиме. Данные технические средства должны обеспечивать передачу данных о перемещении таких транспортных средств на территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации. Требования к специальным техническим средствам регистрации и автоматическом режиме движения, которыми оснащаются транспортные средства, утверждены Приказом Росалкогольрегулирования от 7 сентября 2012 г. N 258. Согласно п.2.2 Требований к транспортным средствам, утв. приказом Росалкогольрегулирования от 7 сентября 2012 г. N 256, емкости автомобильного транспорта должны быть неразрывно соединены с шасси данного транспортного средства.
Договор перевозки спирта Особое внимание следует обратить на то, что в порядке исключения договор перевозки спирта, заключается между перевозчиком и покупателем указанной продукции. С 1.07.2012 норма Федерального закона N 171-ФЗ является специальной нормой относительно общих норм ГК РФ, регулирующих договор перевозки. Следовательно, порядок заключения договора перевозки определенный в Главе 40 "Перевозка" Гражданского кодекса к перевозке этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции не применяется. Ситуация когда в порядке исключения договор перевозки спирта заключается между покупателем и перевозчиком, а все остальные договора перевозок заключаются между отправителем и перевозчиком в настоящий момент нормативно-правовыми актами не урегулирована. Введение специальной нормы по отношению к перевозке этилового спирта привело к тому, что к данным перевозкам не применяются также и нормы уставов и правил перевозок груза, которые основаны на нормах ГК РФ.
Для справки. Общий порядок заключения договора перевозки определен в Главе "Перевозка" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), и в частности для автоперевозок в статье 8 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее – УАТиГНЭТ). Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем. Договор перевозки является реальным договором, то есть представляет собой классическую элементарную конструкцию, предусмотренную Гражданским кодексом. Согласно требованиям ГК РФ, если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, то договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества. Данное правило применяется к реальным договорам, т.е. таким, для заключения которых необходимы как согласование сторонами условий, так и передача имущества. Таким образом, заключение договора перевозки состоит как бы из трех частей: согласование ставки (прайс-листа), согласование сторонами условий (предварительный договор) и непосредственно прием груза к перевозке. Договор перевозки груза возмездный и двусторонний. Сторонами договора перевозки согласно УАТиГНЭТ являются только перевозчик и грузоотправитель. - Грузоотправитель - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной. - Перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на их получение лицу. Это исчерпывающий перечень и никаких иных возможных третьих сторон для заключения договора перевозки автомобильным транспортом в действующем законодательстве не предусмотрено. Но на перевозки спирта эти общие нормы не распространяются.
Отдельных правил автомобильных перевозок спирта на текущий момент нет, и в ближайшее время их появления не предвидится. Каким законом с 1.07.2012 регулируются договорные отношения при перевозках спирта вообще, и в частности автотранспортом, остается загадкой. А вопросов много, например, Какова и чем регламентируется ответственность перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей? Каков претензионный порядок? Может, покупатель должен сам лично приехать к продавцу и принять у него товар (спирт), а затем вручить его перевозчику и тем самым заключить договор перевозки? И т.д. Но, увы, на эти вопросы чиновники Росалкогольрегулирования ответов не дают. Похоже, что они и сами не знают…
11/2012 Владислав Артамонов "Logistics&Business" / "Логистика и бизнес" №7/ 2012
См. также статьи: Лицензирование перевозок лекарственных средств
|