|
Дорожное покрытие
Те миллиарды, которые должны были бы улучшить наши дороги, попадут в карманы теоретиков безопасности движения
Хороший царь и плохие бояре Для тех, кто не знает, я расскажу о примерной схеме управления государством – нашим государством, Российским. И о том, как она работает. Или – не работает. Например – имеем мы уже скоро 20 лет, из года в год, страшные цифры потерь на дорогах: около 200 тысяч ДТП в год. От 28 до 37 тысяч погибших. И примерно в пять раз больше покалеченных. На одного погибшего – 5 калек, такая статистика. Причем гибнет на дорогах самая работоспособная, самая моторная часть общества, в самом расцвете сил. Ну знаем мы, что в Европе автомобилей гораздо больше, а цифры убиенных ими меньше в 5–7 раз, причем они из года в год снижаются. А у нас из года в год растут. Но ни один правитель российский за 20 лет по этому поводу никогда шибко не беспокоился, поскольку Гоголь все в свое время объяснил. Правда, за полвека до появления первой самобеглой коляски… Мы где-то в самой глубине души даже гордимся своими дураками и дорогами. Но мало кто знает, что страшная эта статистика еще и занижена, еще и приглажена, замаскирована, поскольку в России погибшим считается тот, кто умер в течение семи дней после ДТП, в Европе – в течение месяца, а в США – в течение года. Будь у нас такие сроки – цифры были бы!.. Ну имеем, что имеем. Ну плетемся мы с такими цифрами в группе африканских стран. И Брежневу, и Андропову, и Черненко на эти цифры было, в общем-то, наплевать – они не председательствовали на мировых саммитах, не стремились в ВТО, не бежали «интегрироваться в мировое сообщество», не рассказывали всему миру о растущей цивилизованности России и о ее крепнущей демократии. А вот Путину – не все равно. Но с такой раковой опухолью, как 35 тысяч погибающих в год на дорогах, с таким бардаком на них ни его стране России, ни ее президенту и мечтать не стоит стать вровень с Шираком, Блэром, Бушем – это не мелочь. Смертность на дорогах – точный показатель цивилизованности и степени демократии в стране. Поскольку это цена человеческой жизни. С такими цифрами нас в цивилизованное сообщество не примут. Это называется: хочется в рай, да грехи не пускают. Наверняка президент это понимает. Понимают и его советники, его «мозговой центр». К тому же не раз цивилизованные коллеги призывали Россию навести на дорогах порядок. И вот собирает президент в ноябре прошлого года высший, по сути, орган власти – президиум Госсовета с повесткой: безопасность дорожного движения. Очень серьезно ставится на Госсовете вопрос – громадные деньги для решения этой проблемы готова высшая власть страны выделить: почти 53 миллиарда рублей! (Бюджетных – 21,63 миллиарда, остальные из бюджетов субъектов Федерации и привлеченные). Вдумайтесь только – пятьдесят три миллиарда! Два миллиарда долларов! Честно скажу: когда я эту цифру услышал, в душе президенту аплодировал – вот это называется взять быка за рога! Да с такими деньгами!.. О том, как эти деньги планируется потратить, – ниже. А сейчас – о схеме управления нашим государством. О том, как она работает. Или – не работает. Итак, перед вами: «Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 15 ноября 2005 г. 1. Учесть в проекте федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» предложения и замечания, высказанные на заседании президиума Государственного совета… Ответственные: Фрадков М.Е., Нургалиев Р.Г., Левитин И.Е., Греф Г.О. Срок – 20 декабря». Не выполнено – федеральная целевая программа с замечаниями Госсовета подписана Фрадковым и утверждена правительством два месяца спустя. Второе поручение президента: «2. Создать правительственную комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения. Ответственный: Фрадков М.Е., срок: 1 февраля 2006 г». Не выполнено – комиссия была создана с опозданием уже на 3 месяца – 23 апреля. Посидели, наговорили с жаром умных слов и разошлись. Больше комиссия не собиралась. Третье поручение президента: «3. Представить предложения по совершенствованию механизма финансирования расходов на эксплуатацию и развитие автомобильных дорог в соответствии с требованиями безопасности движения. Ответственные: Фрадков М.Е., Кудрин А.Л., Левитин И.Е., Греф Г.О., Нургалиев Р.Г. Срок – 1 апреля 2006 г.». Могли бы ответственные к первому апреля хоть что-то написать – за шутку бы сошло. Но на дворе конец июля, а нет ни механизма, ни финансирования, ни развития дорог. Не выполнено. Четвертое поручение президента: «4. Представить предложения по совершенствованию законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения… и введение Правил Европейской экономической комиссии ООН, касающихся норм безопасности транспортных средств… Ответственные: Фрадков М.Е., Нургалиев Р.Г., Левитин И.Е., Устинов В.В., Чайка Ю.Я. Срок – 1 июня 2006 г.». А-а!.. Поручения президента датированы серединой ноября прошлого года – вот откуда «ноги растут» того постановления правительства от 14 декабря о «красных американских поворотниках» и детских сиденьях, которое поставило «на уши» всю страну и тут же было отменено – пролонгировано до следующего года (ноги выросли раньше, примечание СЗ). Не выполнено. Что касается президентского требования по законодательству… Ходит в Думе который уже год и который уже по счету проект повышения штрафов. Но сама Дума нынче на каникулах. Вероятно, проект будет принят осенью, когда Дума отдохнет. Или зимой. А может, и весной… Не выполнено. Пятое поручение президента, касающееся реализации мер по профилактике детского травматизма, совершенствованию системы подготовки и допуска к рулю водителей, по совершенствованию лицензирования пассажирских перевозок, «по улучшению организации оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП, в том числе по созданию современной службы санитарной авиации» со сроком выполнения 1 июня, как раз ко Дню защиты детей, – не выполнено. Итак: хороший у нас президент, но плохие министры? Так получается? Хорошо, что хоть первое поручение, самое главное, хотя и с опозданием, но выполнено: Федеральная целевая программа борьбы с ДТП есть! Толстая, тяжеленькая книжка. Точь-в-точь по объему, как сценарии ночного и дневного дозоров, вместе взятые. Но присмотримся: в чем суть этой программы? А суть ее в том, что, потратив два миллиарда долларов, Россия через семь лет должна иметь на дорогах убитыми в год… 23 000 человек?! Так много?! И так долго ждать? Значит, на спасение лишь одного человека из 11,5 тысячи нам, налогоплательщикам, нужно потратить 4 миллиона 600 тысяч наших рублей?! Или это власть так остро осознала бесценность человеческой жизни? Но все равно – почему так дорого? А подешевле – никак нельзя? А ведь у нас была близкая цифра к этим 23 заветным тысячам – 26 600 погибших в 97-м году. И не потребовалось миллиардов долларов – просто штрафы повышенные ввели, помните? И балльная система учета нарушений была с 91-го года. И именно с этого года кривая смертей каждый год шла вниз. А в 97-м власти чего-то перепугались, отменили одним махом и штрафы, и талоны предупреждений. И кривая смертей взлетела! Закономерен вопрос: а не оплачиваем ли мы этой целевой программой не столько свою безопасность на дорогах, сколько безбедное существование огромной армии чиновников, «осваивающих» бюджетный пирог?..
Цель целевой программы – «распилить бабки»? Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах», по которой мы отныне будем жить целых семь лет, на которую уйдет почти 53 миллиарда рублей и которая уменьшит число погибших на дорогах на 11 500 человек в год, состоит из четырех частей. Первая называется: «Повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения». Эта часть состоит из 79 пунктов-способов воздействия на наше сознание с тем, чтобы убедить нас не нарушать ПДД, и предусматривает потратить на это почти 16 миллиардов рублей. Из этих 79 пунктов всего 30 содержат конкретику: «сделать», «построить», «приобрести», «оснастить», «создать видео и телепродукцию», а 49 – «провести научные исследования», «разработать методы», «провести анализ». Что же нам еще неизвестно в области безопасности дорожного движения? Из пунков 16 и 17 следует, что в течение двух лет необходимо исследовать: нужны ли тахографы водителям автобусов (2 млн руб.)? Нужны ли устройства, ограничивающие скорость грузовиков и автобусов (2 млн руб.)? Нужны ли ремни безопасности в грузовиках и международных и туристических автобусах (2 млн руб.), а также нужно ли заставлять народ использовать детские сиденья (2 млн руб.)? Тахограф – это «черный ящик» автомобиля, он регистрирует почти все параметры его движения – скорость, остановки, путь. Инспектору не надо сидеть с радаром в кустах – он вставляет свою карту в тахограф и получает распечатку всех нарушений и отклонений тут же. Тахографами давно уже пользуется весь цивилизованный мир, они обязательны для дальних перевозок не только пассажиров, но и грузов. Ремни и детские сиденья – то же самое. Если автомобиль оборудован тахографом, устройства, ограничивающие скорость автомобиля, не нужны, а нужен контроль за целостностью тахографа и за его показаниями скорости, это любой специалист бесплатно скажет. Что тут исследовать целых два года? Не лучше ли было заложить в программу не исследование, а производство отечественных тахографов и оснащение ими и ремнями безопасности всех грузовиков и автобусов дальних перевозок, а также всех маршрутных такси-убийц? На то, чтобы определить наконец, опасен ли правый руль (п. 28), выделяются два года и 10 миллионов рублей. Пройдет два года, исследователи потратят 10 миллионов, и если даже они придут к выводу – «опасен», окажется, что проблема эта в России уже не техническая, а социальная. Так как за Уральскими горами говорят: «Хочешь заиметь Дальневосточную Республику – запрети правый руль»: около 10 миллионов населения страны в той или иной степени живут праворульным бизнесом. Их разорить? А как вам нравится вот такая статья расходов 87 миллионов рублей: «25. Исследование проблем создания (проблем! – Ю.Г.) современной отечественной испытательной базы для оценки соответствия транспортных средств... установленным требованиям?». О чем здесь речь? Вторая часть целевой программы – непосредственно то, что надо делать для уменьшения смертей и увечий на дорогах. 31 пункт предусматривает потратить около 29 миллиардов рублей. В нем 23 пункта (!) – опять исследования, разработка и т.п., на которые нужно 384 миллиона. И только шесть – конкретика дела. Я перечислю их все: – строительство подземных переходов (1100 штук); – установка дорожных ограждений на опасных участках (850 км); – модернизация автоматизированной системы управления движением транспорта; – установка около 100 тысяч дорожных знаков; – искусственное освещение опасных мест (620 км); – оснащение ГАИ сотней передвижных дорожных лабораторий. Все. Первая «непонятка» здесь: почему ответственным за первые четыре пункта назначено МВД? Оно что, копать подземные переходы будет? Столбы устанавливать, знаки вешать и т.д.? Вторая «непонятка»: еще 100 тысяч знаков на наших дорогах?! Да, где-то их не хватает, особенно информационных, но почему ничего нет о расчистке дорог от непонятно почему установленных знаков? От забытых знаков, стоящих годами? А их у нас столько!.. А ведь они сводят на нет, компрометируют правильные ограничения. Третья часть целевой программы громадная: аж 120 пунктов стоимостью около 5 миллиардов рублей. Она посвящена спасению пострадавших в ДТП. Из 120 запланированных дел всего около 30 – конкретные, с капитальными затратами, остальные 90 – опять «научно-исследовательские», «аналитические», «методические». И, наконец, четвертая часть – «нормативно-правовая»: 24 пункта, около 1 300 000 расходов. Она по сути вся – «исследование проблем». Итого: из 254 пунктов программы 182 – «научно-исследовательские». То есть 71%! Общие затраты на исследования – 2,4 млрд руб. Как много, оказывается, мы и весь остальной мир не знаем о причинах гибели наших сограждан на дорогах! А когда перед самым Новым годом с 1 января красные поворотники запретили и детские сиденья заставили покупать – исследования проводились? Они в программе есть… Целевая программа по сути – исследовательская. Причем многие из планирующихся исследований давным-давно проведены за рубежом и даже у нас. Почему же так? Может, потому, что исследования нельзя потрогать, а деньги списать на них проще?.. Бюджетные деньги распределены так: МВД – 13, 5 млрд, Росавтодор – 2,15 млрд, Росздрав – 2,01 млрд, Рособразование – 1,99 млрд, МЧС – 1,9 млрд.
Выводы Избитое выражение: «Правила дорожного движения написаны кровью». И это правда. Но ПДД написаны давно и написаны кровью прошлых поколений. Программа снижения аварийности в России может писаться только свежей, алой, сегодняшней кровью, льющейся каждую минуту. Но она, к сожалению, написана фиолетовыми бухгалтерскими чернилами. Второе впечатление: наша страна – гигантский, не спеша плывущий мегасуперкорабль, у которого от поворота штурвала на капитанском мостике до поворота самого корабля проходит вечность. И это неудивительно: потратить такие деньги и обосновать эти траты – непросто. Эта программа – документ благополучного общества, не спеша плывущего к своему неизбежно светлому будущему. А в России по этому поводу надо в набат бить: пока за семь лет все исследуем, все методики придумаем, отработаем, пока истратим 53 миллиарда и 11 500 человек спасем, – за эти годы 200 тысяч похороним и миллион инвалидов получим. В программе нет главного, без чего невозможно наведение порядка на дорогах, – не предусмотрено (в XXI веке!) создание единой компьютерной системы учета ВСЕГО в ГАИ: автомобилей, водителей, нарушений. Вот на что деньги и силы не жалко. Нет и механизма оперативного принятия четких и жестких законов, без которых тоже порядок не навести, потрать хоть 100 миллиардов на воспитание сознательности населения. И те 16 000 000 000 рублей «на сознательность», и деньги львиной доли остальных «исследований» будут потрачены впустую или же «не туда», в этом нет сомнений. Десяток талантливых рекламных клипов – заставить всех героев российских фильмов пристегиваться, как это давным-давно сделал весь цивилизованный мир, – и сознательность будет. Одной десятитысячной этой суммы хватит. А снизить число погибших не так уж и трудно – повышение штрафов, возвращение балльной системы учета нарушений ПДД и 100-процентное использование ремней – только три эти меры дадут уже через 2–3 года снижение количества погибших близко к планируемым программой 23 тысячам человек. С гарантией. И тогда обо всем остальном в этой программе можно забыть. Считать, что она выполнена досрочно и блестяще. И спокойно, под фанфары победителей, наблюдать, как ее огромные деньги исчезают. Как сон, как утренний туман… Юрий ГЕЙКО, обозреватель «Новой» 31.07.2006
|