СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

Юридические услуги и консультации в области логистики

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом

Перевозка опасных грузов авиатранспортом

 

Реклама на сайте                   

 

 

FFI - необходимость или удобные гарантии

 

Об относительно новых в нашей стране, но давно признанных в большинстве транспортных держав мира документов и правоотношений. Анализ особенностей применения документов международного транспортного экспедирования, выступающих гарантом качественных профессиональных услуг экспедиторского предприятия.

 

Документы и формы FIATA (Международная федерация экспедиторских ассоциаций) выступают сравнительно новым явлением в документообороте экспедиторских фирм и их клиентов в Украине и других станах бывшего Союза, хотя во многих государствах Европы, Азии и Америки они применяются с середины 60-х годов.

Регулирование международных торговых отношений постоянно ищет и находит новые, оптимальные формы для обеспечения продуктивного взаимодействия, унификации международного документооборота, обеспечения гарантированности осуществления сделок и расчетов с зарубежными партнерами. Такое регулирование, например, осуществляется Условиями ИНКОТЕРМС, без использования которых не обходится ни одна солидная международная сделка. Эти же цели преследуют такие международные соглашения, как Генеральное соглашение по торговле и тарифам (ГАТТ), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и ряд других, к которым намеревается присоединиться Украина.

Документы и формы FIATA прочно вошли в процесс осуществления международных внешне торговых операций.

Основные функции документов FIATA заключаются в том, что они являются гарантией надежности экспедиторского предприятия и высокого качества предоставляемых им услуг; более четко регулируют процесс транспортировки грузов на всех его этапах и в целом, то есть в определенной степени дополняют договор транспортного экспедирования; служат условием осуществления ускоренных финансовых рассчетов между покупателем и продавцом, в том числе, путем использования документарного аккредитива.

 Кроме того, документы и формы FIATA являются унифицированными транспортно-экспедиторскими документами, способствующими регулированию прав, обязанностей и ответственности участников договора транспортного экспедирования в процессе перехода права собственности от продавца к покупателю при осуществлении международных грузовых перевозок.

Не пользующийся документами FIATA экспедитор использует индивидуальные формы и документы, составленные самостоятельно. Нередко документы копируются из других подобных документов в расчете на то, что те были составлены грамотно. Большое количество индивидуальных, частично неправильно оформленных документов, никак не улучшает репутацию экспедирования в целом.

К документам FIATA относятся:

- сертификат экспедитора о получении груза (FIATA Forwarders Certificate of Receipt) – FIATA FCR;

- сертификат экспедитора о транспортировке груза (FIATA Forwarders Certificate of Transport) – FIATA FCT;

- складское свидетельство (FIATA Warehouse Receipt) – FWR;

- мультимодальный транспортный коносамент (FIATA Multimodal Transport Bill of Lading) – FBL;

- необоротная мультимодальная транспортная накладная (FIATA Multimodal Transport Waybill) – FWB.

К формам FIATA относятся:

- форма экспедиторских инструкций FIATA (FIATA Forwarding Instructions) – FFI;

- декларация грузоотправителя о транспортировке опасных грузов (Shippers Declaration for the Transport of Dangerous Goods) – FIATA SDT;

- интермодальный весовой сертификат грузоотправителя (Shippers Intermodal Weight Certification) – FIATA SIC.

Для уяснения сущности документов FIATA важно различать, какие из них выданы экспедиторами как агентами, а какие - как перевозчиками по договору. Известно, что на сегодняшний день экспедиторы осуществляют свою деятельность в этих двух качествах:

Во-первых, это деятельность в качестве агента от имени клиента, когда экспедитор выступает, как посредник между клиентом и перевозчиком или в качестве лица, организовующего перевозку груза из пункта А в пункт В, согласно полученным инструкциям.

В таких случаях экспедитор выступает от имени своего клиента в контракте по перевозке и не берет на себя ответственность за действия и упущения перевозчиков. Все претензии к перевозчикам предьявляются самим клиентом экспедитора. Тем не менее экспедитор остается ответственным за тщательный выбор перевозчиков.

Во-вторых, экспедитор также может выступать в качестве перевозчика. Это означает, что он может либо перевозить товары собственным транспортом либо привлекать организацию-перевозчика, оставаясь при этом полностью ответственным за транспортировку и доставку товаров. В этом случае экспедитор юридически считается, так называемым, ”перевозчиком по договору”, ответственным за перевозку в целом.

Основным документом, определяющим отношения между экспедитором и заказчиком, является договор транспортного экспедирования. Документы FIATA оформляются на основании договора транспортного экспедирования и других, относящихся к перевозке груза документов, предоставляемых грузовладельцем. Экспедитор, выдавая документ FIATA, обязан проинструктировать своего клиента о правилах использования документа, обязанностях и ответственности сторон, наступающих в связи с его выдачей. В соответствии с нормами Соглашения о пользовании документами и формами FIATA, выдавая их, экспедитор не несет ответственность за возможные нарушения сторонами, причастными к сделке, правил использования этого документа, если сможет доказать отсутствие своей вины в этих нарушениях.

Правильно используя документы и формы FIATA, экспедитор участвует в распространении унифицированной и единой практики всемирной экспедиторской отрасли, вносит вклад в высокую репутацию документов и форм FIATA, повышает авторитет своего предприятия и создает профессиональный имидж нашей отрасли.

К наиболее используемым документам FIATA можно отнести - FCR и FBL. Из форм FIATA следует отметить форму инструкций клиента по экспедированию груза – FFI.

FIATA FFI - форма инструкций по экспедированию (разработана FIATA в 1984 году), которая служит для облегчения составления и выдачи грузовладельцем (клиентом) экспедитору полного и четкого заказа на транспортно-экспедиторские услуги.

В FIATA FFI концентрируется информация, используемая экспедитором при оформлении любых транспортно-экспедиторских операций. Например, условия купли-продажи, оплаты, страхования, характеристики груза, страна происхождения, условия документарного аккредитива, наличие инструкций по обращению с грузом (в случае перевозки опасных, негабаритных грузов), прилагаемые и требуемые дополнительно документы и др. могут не содержаться более ни в одном из транспортных документов. В случае не использования FFI экспедитору необходимо собирать всю эту информацию из большого количества других документов.

FIATA FFI заполняется и заверяется клиентом экспедитора, передается экспедитору вместе с другими документами, такими как таможенная декларация, сертификат о происхождении груза, коммерческие счета-фактуры, транспортные документы и др., и может являться основой для оформления договора транспортного экспедирования.

Заполнение формы FFI не представляет сложности, поскольку каждая графа включает лаконичную информацию.

Так, в графе "Грузоотправитель достаточно указать наименование и адрес стороны, которая на основании договора с перевозчиком отправляет, перевозит или пересылает с его помощью свой груз. Компания, которая выдает инструкции по экспедированию груза, именуется также как "отправитель" и "поставщик. В графе - "экспедитор" - указывается наименование и адрес экспедитора.

Характерным для FFI, как и для большинства документов и форм FIATA является приведенные на обратной стороне документа Генеральные условия транспортно-экспедиторской деятельности Ассоциации, выдающей своим членам бланки этого документ. По рекомендациям FIATA это способствует осведомлению клиента о возможностях и формах деятельности экспедитора, правах и обязанностях экспедитора и самого клиента. Наличие на обратной стороне официального бланка условий деятельности экспедитора также позволяет в некоторых случаях использовать их в качестве аргументов в судебном споре.

Следует подчеркнуть, что форма бланка FFI разработана в соответствии с системой кодирования ООН для торгово-коммерческой документации и имеющей своей целью создание основ для стандартизации документов, используемых в международной торговле и транспортных системах.

В большинстве граф формы проставлен четырехзначный условный номер (код). Этот код предназначен для использования в качестве идентификатора соответствующих терминов и заголовков формы, может применяться вместо полного наименования соответствующего термина и позволяет избежать возможной случайной или преднамеренной путаницы при использовании полных наименований, что очень важно в деятельности экспедитора. Применение таких условных кодов позволяет устранить возможность двузначного толкования инструкций, а также существующие языковые барьеры при обозначении различных терминов и понятий. Эти номера не имеют никакой дополнительной смысловой нагрузки за исключением тех понятий, которые они обозначают. Такие характеристики формы FIATA FFI делают возможной ее передачу с помощью EDI (электронного обмена данными) в соответствии со стандартом систем обмена электронными данными для управления, коммерции и транспорта ЕDIFACT, который разработан и рекомендуется для использования Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН и другими международными организациями.

Кроме того, получив от клиента официальные указания, конкретизирующие и детализирующие сам заказ, экспедитор себя обеспечивает от возможных будущих претензий к выполнению его обязательств по договору транспортного экспедирования. Как складывается на практике, такие договоры заключаются на общих положениях о транспортном экспедировании, а уже в заявках обговариваются детали заказа и, к сожалению, не всегда четко. К примеру, при экспорте товара, подлежащего, в порядке норм законодательства страны грузополучателя, ветеринарному контролю в пункте пропуска на территорию иностранного государства, происходят "обычные" инциденты: в заявке экспедитору указывается проведение таможенного, санитарного, ветеринарного оформления груза, но вопрос о получении сертификата клиентом "подразумевается", но ни в заявке, ни в указаниях не обговаривается. Или, скажем, при совершении операций транспортного экспедирования при складировании, ввиду специфики, груз, в следствие обветривания, был частично испорчен. При этом, о таких свойствах груза экспедитор не был предупрежден, хоть и допускал их, но на увеличение стоимости операции уполномочен не был. Таких случаев множество, все они базируются на неточном выражении интересов в документах, являющихся основанием для предоставления транспортно-экспедиторских услуг.

Учитывая вышеизложенные преимущества данной формы, экспедиторским компаниям рекомендуется обеспечить бланками FIATA FFI своих клиентов, проинструктировав их о порядке заполнения документа и использовать преимущества этой формы в своей работе.

Типовая форма FIATA FFI представляет собой важный инструмент, позволяющий повысить уровень профессиональных стандартов в экспедиторской отрасли и, кроме того, способствующий упрощению и унификации торгово-коммерческих документов, что предусмотрено рекомендациями UNCTAD (Конференцией по торговле и развитию ООН), ЕЭК ООН.

Саввин П.В.

юрисконсульт АМЭУ

Журнал "Весь транспорт" № 1-2, 2005

 

См. Приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. N 23 Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования