|
Приказ МНС РФ от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177 Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации в целях реализации положений главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 29.07.2002, N 30, ст. 3027) приказываю: 1. Утвердить Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации согласно приложению к настоящему Приказу. 2. Управлениям Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации довести данный Приказ до сведения нижестоящих налоговых органов. 3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам Н.О. Аристархову.
Министр Российской Федерации по налогам и сборам Г.И.БУКАЕВ
Письмом Минфина РФ от 16.06.2006 N 03-06-04-04/24 установлено, что Методические рекомендации не относятся к актам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, но вместе с тем, являются внутриведомственными документами, обязательными для исполнения налоговыми органами.
Утверждены Приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177
Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации
Настоящие Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 4 и главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса). Методические рекомендации предназначены для применения Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальными органами, осуществляющими контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты транспортного налога, и изданы в целях единообразного применения налоговыми органами Российской Федерации норм главы 28 части второй Кодекса.
Раздел I. Общие положения
1. Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта Российской Федерации, на территории которого он введен законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Налогоплательщики, а также конкретные элементы налогообложения такие, как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления налога, установлены непосредственно главой 28 "Транспортный налог" части второй Кодекса. Законодательные (представительные) органы власти субъекта Российской Федерации в своих законодательных актах должны определить только те элементы транспортного налога, право на определение которых им прямо предоставлено Кодексом, а также могут предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 20.10.2005 N 131-ФЗ в статью 356 НК РФ, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации не могут устанавливать форму отчетности по транспортному налогу.
Ставки транспортного налога в пределах, установленных главой 28 части второй Кодекса, порядок и сроки уплаты налога, форма отчетности по налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, при осуществлении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты транспортного налога необходимо руководствоваться Кодексом и законодательными актами субъектов Российской Федерации в части, предусмотренной Кодексом.
Раздел II. Термины
2. Частью первой Кодекса (статья 11) установлено, что термины и понятия других отраслей законодательства Российской Федерации, не определяемые непосредственно Кодексом, применяются для целей налогообложения в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства. Ниже приводятся некоторые термины и понятия, которые необходимы для осуществления контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты в бюджет транспортного налога. Необходимо отметить, что для целей налогообложения термин "транспортные средства" определен главой 28 части второй Кодекса. Транспортные средства - автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 358 Кодекса). Исходя из данного определения, транспортные средства можно подразделить на: наземные транспортные средства, к которым относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы и мотосани; воздушные транспортные средства, к которым относятся самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства; водные транспортные средства, к которым относятся теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства. Перечни воздушных и водных транспортных средств являются открытыми, и для их определения необходимо использовать термины и понятия, определенные в соответствующих отраслях законодательства. В частности, в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94 к водным и воздушным транспортным средствам относятся: суда водные (код 153510000 и 153512000), а именно: суда самоходные и несамоходные морские (коды соответственно 153511010 и 153511020); суда самоходные и несамоходные речные и озерные (коды соответственно 153511030 и 153511040); суда промысловые (код 153511050); суда спортивные, туристские и прогулочные (код 153512000); воздушные летательные аппараты (код 153531000), а именно: аппараты летательные воздушные без механической тяги (аэростаты, дирижабли, шары воздушные, планеры, дельтапланы и прочие) (код 153531010); самолеты и вертолеты (код 35031020). Судно - самоходное или несамоходое плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода (статья 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации); самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания (пункт 1 статьи 7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации). Судно смешанного (река - море) плавания - судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям (статья 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации). Рыбопромысловое судно - обслуживающее рыбопромысловый комплекс судно, используемое для промысла водных биологических ресурсов, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения (пункт 2 статьи 7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации). Вместимость судна - валовая вместимость, определяемая в соответствии с правилами обмера судов, содержащимися в Приложении 1 к Международной конвенции по обмеру судов 1969 года (статья 10 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации). Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли и воды (статья 32 Воздушного кодекса Российской Федерации). Гражданская авиация - авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики (статья 21 Воздушного кодекса Российской Федерации). Гражданское воздушное судно - воздушное судно, используемое в гражданской авиации и имеющее соответствующий сертификат (аттестат) летной годности (Приказ Минтранса России от 12.10.95 N ДВ-110). Авиация общего назначения - гражданская авиация, используемая на безвозмездной основе (статья 21 Воздушного кодекса Российской Федерации). Воздушное судно авиации общего назначения - летательный аппарат, предназначенный для выполнения спортивных полетов, обучения пилотов-спортсменов, пилотов-любителей, сверхлегкий летательный аппарат, воздушный шар, восстановленное воздушное судно старого образца (исторический экземпляр), построенное в единичном экземпляре по самостоятельному проекту, а также любой другой летательный аппарат, находящийся во владении, пользовании или распоряжении субъекта авиации общего назначения, используемый им в некоммерческих целях и не связанный с выполнением авиационных работ (Приказ Минтранса России от 10.04.96 N ДВ-44). Сверхлегкое воздушное судно - сверхлегкий летательный аппарат класса параплан, дельтаплан, мотодельтаплан, мотопараплан, дельталет, микросамолет, автожир со взлетной массой менее 450 кг в сухопутном варианте (менее 495 кг - в гидроварианте или амфибии) и минимальной скоростью полета, не превышающей 65 км/час (Приказ Минтранса России от 10.04.96 N ДВ-44). Перевозчик водной перевозки - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить груз, пассажира или его багаж из пункта отправления в пункт назначения (статья 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации); лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с отправителем или фрахтователем или от имени которого заключен такой договор (статья 115 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации). Перевозчик воздушной перевозки - эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки и пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки (статья 100 Воздушного кодекса Российской Федерации). Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта (статья 61 Воздушного кодекса Российской Федерации). Сельскохозяйственный товаропроизводитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции (статья 1 Федерального закона от 08.12.95 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"). Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации и создаваемых на военное время специальных формированиях (статья 2 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"). Передача вещи - вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки (статья 224 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Раздел III. Налогоплательщики (статья 357 Кодекса)
3. В соответствии с частью первой статьи 357 Кодекса налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица (организации и физические лица), на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса. Признание физических и юридических лиц в соответствии с частью первой статьи 357 Кодекса налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших в порядке, предусмотренном статьей 362 Кодекса, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств. 4. Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России предусмотрено, что транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных этими Правилами, регистрируются только за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными:
Приказ МВД России, ГТК России и Госстандарта России от 30.06.97 N 399/388/195 утратил силу в связи с изданием Приказа МВД РФ N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005, которым утверждено новое Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств.
в паспорте транспортного средства, предусмотренном Положением о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденным Приказом МВД России, ГТК России и Госстандарта России от 30.06.97 N 399/388/195 (зарегистрировано в Минюсте России 10 июля 1997 г., N 1349); в справке - счете или заключенном в установленном порядке договоре или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортное средство (пункт 12 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59, зарегистрированным Минюстом России 07.03.2003, N 4251). Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) предусмотрено, что машины регистрируются за юридическими и физическими лицами, указанными: в документе, подтверждающем право собственности; в паспорте самоходной машины и других видов техники (пункт 2.1 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, утвержденных Минсельхозпродом России от 16.01.95, зарегистрированы Минюстом России 27.01.95, N 785). Транспортные средства, зарегистрированные в других странах и временно находящиеся на территории Российской Федерации сроком до шести месяцев, регистрируются на владельцев указанных транспортных средств (пункт 3.2 Временных правил регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до шести месяцев, утвержденных Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 02.03.95 N 137, зарегистрированных в Минюсте России 18 апреля 1995 г., N 836). Таким образом, в отношении наземных транспортных средств указанные выше лица будут являться налогоплательщиками транспортного налога. 5. Государственной регистрации в отношении водных судов подлежат право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (статья 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и статья 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации). Таким образом, в отношении судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге, налогоплательщиком транспортного налога является собственник судна или лицо, владеющее судном на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (в отношении транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности). В отношении судна, зарегистрированного в бербоут-чартерном реестре (реестре арендованных иностранных судов) - фрахтователь судна. 6. Государственная регистрация гражданских воздушных судов Российской Федерации является документальным подтверждением распространения юрисдикции Российской Федерации на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязательствами собственника, эксплуатанта и государства. При этом определено, что воздушные суда подлежат государственной регистрации на эксплуатанта (лицо, представляющее документы для занесения воздушного судна в Государственный реестр гражданских судов Российской Федерации) (пункты 2.2, 7.1 и 7.2 Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 12.10.95 N ДВ-110). Таким образом, в отношении воздушных судов именно эксплуатанты будут являться налогоплательщиками транспортного налога. 7. Частью второй статьи 357 Кодекса установлены особенности по определению налогоплательщика по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими третьим лицам на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ. Статья 357 Кодекса устанавливает три условия, при соблюдении которых налогоплательщиком может быть признано лицо, указанное в доверенности: 1) необходимо, чтобы транспортное средство было приобретено до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ; 2) необходимо, чтобы транспортное средство было передано другому лицу до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ; 3) необходимо, чтобы на основании доверенности были переданы права на владение и распоряжение транспортным средством. Признание лица, указанного в доверенности, налогоплательщиком производится только при соблюдении названных условий на основании уведомления, предусмотренного статьей 357 Кодекса, представленного в налоговый орган лицом, на которое зарегистрировано транспортное средство. В уведомлении должны содержаться сведения, идентифицирующие 1) лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство и которое представляет уведомление; 2) транспортное средство; 3) лицо, которому транспортное средство передано на основании доверенности; 4) доверенность и переданные по ней права в отношении транспортных средств; 5) нотариуса (в случае нотариального заверения доверенности). Кроме того, уведомление должно содержать данные о приобретении транспортного средства (в том числе о дате приобретения) и передаче транспортного средства (в том числе о дате передачи). 8. Документами, подтверждающими приобретение транспортных средств, могут являться: договор купли-продажи и документы, подтверждающие оплату; справка-счет; документы, выдаваемые органами, осуществляющими государственную регистрацию (при государственной регистрации транспортных средств на собственника транспортных средств). Документами, подтверждающими передачу транспортных средств, могут являться: расписка в получении транспортных средств; документ, выдаваемый перевозчиками при отправке транспортных средств получателю. Документами, подтверждающими передачу на основании доверенности прав на владение и распоряжение транспортным средством, могут являться: доверенность на право, в том числе владения и распоряжения; копия доверенности, заверенная нотариусом. 9. Документы, подтверждающие факт приобретения транспортных средств, факт передачи транспортных средств и наличие доверенности, могут быть предоставлены в налоговый орган лицом, на которое зарегистрированы транспортные средства, вместе с уведомлением, предусмотренным ст. 357 Кодекса. 10. В соответствии с частью второй статьи 357 Кодекса уведомление о передаче на основании доверенности транспортного средства представляется лицом, на которое зарегистрировано указанное транспортное средство, в налоговый орган по месту своего жительства. В случае если налоговый орган, в котором физическое лицо состоит на учете по месту своего жительства, отличен от налогового органа, в котором это физическое лицо состоит на учете по месту нахождения указанного выше транспортного средства, то налоговый орган, в котором физическое лицо состоит на учете по месту своего жительства, полученное уведомление и все приложенные документы направляет в налоговый орган, в котором физическое лицо состоит на налоговом учете по месту нахождения транспортных средств, в установленном порядке (Приказ МНС России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309, зарегистрированный Минюстом России 22.12.1998 N 1664). Налоговый орган, в котором физическое лицо состоит на учете по месту нахождения транспортных средств, извещает физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, и физическое лицо, которому на основании доверенности передано транспортное средство, о поступлении указанного уведомления и проводит работу по подтверждению условий, установленных статьей 357 Кодекса, при соблюдении которых налогоплательщиком может быть признано лицо, указанное в доверенности. Налоговые органы на основании статьи 31 Кодекса вправе затребовать как у лица, на которое зарегистрировано транспортное средство, так и у лица, которому транспортное средство передано на основании доверенности, документы, подтверждающие соблюдение условий, предусмотренных частью второй ст. 357 Кодекса. При подтверждении указанных условий налоговый орган по месту нахождения транспортного средства извещает лицо, на которое оно зарегистрировано, и лицо, которому это транспортное средство передано на основании доверенности, о признании второго лица налогоплательщиком транспортного налога по данному транспортному средству по форме, приведенной в Приложении N 1 к настоящим рекомендациям. При этом указанный налоговый орган открывает карточку лицевого счета по транспортному налогу на лицо, которому транспортное средство передано по доверенности. В случае если налоговый орган не может подтвердить соблюдение условий, установленных статьей 357 Кодекса, при соблюдении которых налогоплательщиком транспортного налога может быть признано лицо, указанное в доверенности, то налоговый орган по месту нахождения транспортных средств извещает лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, о невозможности признания налогоплательщиком транспортного налога лицо, указанное в доверенности, с указанием оснований невозможности применения части второй статьи 357 Кодекса, в данном случае, по форме, приведенной в Приложении N 1 к настоящим рекомендациям.
Раздел IV. Объект налогообложения (статья 358 Кодекса)
11. Объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. 12. В перечень наземных транспортных средств для целей налогообложения не вошли, в частности, троллейбусы, железнодорожные и трамвайные локомотивы, рельсовый подвижной состав, прицепы и полуприцепы и другие несамоходные средства транспорта. Кроме того, необходимо иметь в виду, что в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94 автомобили и прицепы автомобильные и тракторные, вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей (передвижные электростанции, передвижные трансформаторные установки, передвижные мастерские, вагоны-лаборатории, передвижные диагностические установки, вагоны-дома, передвижные кухни, столовые, магазины, душевые, клубы, конторы и т.п.), считаются передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами, и рассматриваются (если их можно признать аналогами соответствующих стационарных предприятий) как здания и оборудование. 13. Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации". Правила регистрации автомототранспортных средств в Государственной инспекции безопасности дорожного движения утверждены Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59 (зарегистрирован в Минюсте России 07.03.2003, N 4251). Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) утверждены Минсельхозпродом России от 16.01.95 (зарегистрированы в Минюсте России 27.01.95, N 785). Временные правила регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев, утверждены Приказом ГТК России от 02.03.95 N 137 (зарегистрирован в Минюсте России 18 апреля 1995 г., N 836). Из указанных выше документов следует, что автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания не более 50 куб. см не подлежат государственной регистрации на территории Российской Федерации. Следовательно, названные транспортные средства не относятся к объектам налогообложения по транспортному налогу. Кроме того, необходимо иметь в виду, что главой 28 Кодекса в отношении наземных транспортных средств предусмотрено отнесение к объектам налогообложения только самоходных транспортных средств, в том числе машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу. 14. Государственная регистрация водных транспортных средств осуществляется в соответствии и в порядке, установленном статьей 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и статьей 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации. При этом суда подлежат государственной регистрации в: Государственном судовом реестре Российской Федерации; судовой книге; бербоут-чартерном реестре; реестре арендованных иностранных судов. Военные корабли, пограничные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемые ими только для правительственной службы в некоммерческих целях, не подлежат государственной регистрации в указанных реестрах. Следовательно, названные транспортные средства не относятся к объектам налогообложения по транспортному налогу. В Государственном судовом реестре и судовых книгах не регистрируются шлюпки и иные плавучие средства, являющиеся принадлежностями судна (пункт 5 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации). Поэтому указанные шлюпки и плавсредства не относятся к объектам налогообложения по транспортному налогу. Правила государственной регистрации судов утверждены Приказом Минтранса России от 26.09.2001 N 144 (зарегистрирован в Минюсте России 13 ноября 2001 г., N 3029). Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах утверждены Приказом Минтранса России от 29.11.2000 N 145 (зарегистрирован в Минюсте России 31 января 2001 г., N 2556). Правила регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах утверждены Приказом Госкомрыболовства России от 31.01.2001 N 30 (зарегистрирован в Минюсте России 21 мая 2001 г., N 2717). 15. Государственная регистрация воздушных судов осуществляется в соответствии и в порядке, установленном статьей 33 Воздушного кодекса Российской Федерации. При этом гражданские воздушные суда подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации. Государственные воздушные суда подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Минобороны России. Экспериментальные воздушные суда подлежат государственному учету в уполномоченных органах в области оборонной промышленности (статья 33 Воздушного кодекса Российской Федерации). К экспериментальным воздушным судам относятся суда, используемые для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной техники. Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации утверждены Приказом Минтранса России от 12.10.95 N ДВ-110. Правила государственной регистрации воздушных судов авиации общего назначения Российской Федерации (дополнение к Правилам государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации) утверждены Приказом Минтранса России от 10.04.96 N ДВ-44. Реестр воздушных судов авиации общего назначения является частью Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации (пункт 1.4 Правил государственной регистрации воздушных судов авиации общего назначения Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России N ДВ-44). Парапланы, дельтапланы и другие безмоторные сверхлегкие летательные аппараты подлежат учету в ОФСЛА России (п. 1.1 Правил государственной регистрации воздушных судов авиации общего назначения Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России N ДВ-44). На гражданское воздушно судно, занесенное в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации, выдается Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна Российской Федерации (пункт 1.8 Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России N ДВ-110). На воздушное судно авиации общего назначения, занесенное в Реестр воздушных судов авиации общего назначения Российской Федерации, выдается Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна (пункт 1.6 Правил государственной регистрации воздушных судов авиации общего назначения Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России N ДВ-44). При регистрации гражданского воздушного судна ему присваивается государственный и регистрационный опознавательные знаки (пункты 1.4, 8.3.1 Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России N ДВ-110). Регистрационные знаки воздушных судов авиации общего назначения могут отличаться от знаков гражданских воздушных судов количеством цифр либо наличием в регистрационном знаке буквенных символов (пункт 1.3 Правил государственной регистрации воздушных судов авиации общего назначения Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России N ДВ-44). 16. При определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться: - Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359; - Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII. 17. В пункте 2 статьи 358 Кодекса указаны транспортные средства, не являющиеся объектом налогообложения по транспортному налогу. При этом необходимо учитывать следующее. 17.1. В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" право на обеспечение автотранспортным средством имеют инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания. Для непризнания автомобиля легкового объектом налогообложения по транспортному налогу налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, подтверждающие получение (приобретение) указанного автомобиля легкового через органы социальной защиты населения. Порядок продажи инвалидам легковых автомобилей с зачетом стоимости автомобилей "Запорожец" или мотоколяски и их реализации разъяснен письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 23.04.93 N 1-707-18/28 (зарегистрировано в Минюсте России 26.05.93, N 259). 17.2. Подтверждением, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, являются: 1) положения учредительных документов (учредительный договор, устав, положение и др. документы), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации; 2) наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок. Кроме того, подтверждением, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, могут также являться: получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок; систематическое выполнение пассажирских и (или) грузовых перевозок в течение навигации (для водных транспортных средств); наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов. При этом под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации. Перевозка пассажиров, их багажа, грузов, почтовых отправлений, а также соответствующие договора перевозки регламентируются: главами XIII и XIV Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации; главами VIII и IX Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации; главой XV Воздушного кодекса Российской Федерации. К деятельности по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок не относится, в частности, деятельность ресторанов и баров на борту судов, транспортная обработка грузов, хранение и прочая вспомогательная и дополнительная деятельность (лоцманская проверка, постановка судов в док, спасение судов, предоставление маневровых услуг, деятельность терминалов, деятельность туристических агентств и т.д.), деятельность по обеспечению лесосплава. К указанной деятельности, в частности, относится и деятельность, связанная с перевозкой по договору фрахтования судна на время с экипажем (тайм-чартер). 17.3. Тракторы, самоходные комбайны всех марок и специальные автомашины не признаются объектом налогообложения по подпункту 5 пункта 2 статьи 358 Кодекса при условии, что они зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей. При этом долю произведенной сельхозпродукции в общем объеме производимой продукции можно определить по результатам деятельности за налоговый период. Стоимость произведенной в течение налогового периода продукции определяется исходя из цен реализации указанной продукции, сложившихся у сельхозпроизводителя в течение налогового периода. Учет произведенной сельхозпродукции ведется по унифицированным формам первичной учетной документации, утвержденным Госкомстатом России и согласованным с Минфином России и Минэкономики России Постановлением от 29.09.97 N 68 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья". Налогоплательщик в целях подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя предоставляет в налоговый орган расчет стоимости произведенной продукции с выделением произведенной сельскохозяйственной продукции. При определении указанной доли ни в объеме произведенной сельскохозяйственной продукции, ни в общем объеме произведенной продукции не учитываются покупные товары. При непризнании лица сельскохозяйственным товаропроизводителем по истечении налогового периода транспортный налог исчисляется и уплачивается в общеустановленном порядке. В случае несвоевременной уплаты налога начисляются пени на общих основаниях. 17.4. Документы, подтверждающие факт угона (кражи) транспортного средства, выдаются органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств. Налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства. 17.5. В соответствии со статьей 34 Воздушного кодекса Российской Федерации на воздушные суда, предназначенные для медико-санитарной службы, должно быть нанесено изображение красного креста или изображение красного полумесяца в соответствии с ГОСТ 18715-74. 17.6. В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 Кодекса не признаются объектом налогообложения транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. При определении федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, следует руководствоваться федеральными законами, в которых в отношении федеральных органов исполнительной власти предусмотрена военная служба, а также положениями об этих органах.
Раздел V. Налоговая база (статья 359 Кодекса)
18. В соответствии со статьей 359 Кодекса налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности - лошадиных силах. Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах. 19. В случае если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент - 1 кВт = 1,35962 л.с.) ("Физические величины: Справочник" А.П. Бабичев, Н.А. Бабушкина, А.М. Братковский и др.; под ред. И.С. Григорьева, Е.З. Мейлихова. - М.; Энергоатомиздат, 1991. - 1232 с. - ISBN 5-283-04013-5). При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой. Например, водное транспортное средство (катер) имеет мощность двигателя в метрических единицах мощности 155,0 кВт, мощность двигателя в лошадиных силах составит 210,74 л.с. (155 х 1,35962). 20. По водным транспортным средствам при определении налоговой базы учитывается мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным транспортным средством. 21. В отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, налоговая база определяется как валовая вместимость в регистровых тоннах. Валовая вместимость определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах. 22. В случае расхождения сведений, предоставленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство. При отсутствии данных о мощности двигателя (валовой вместимости) в технической документации на транспортное средство для определения мощности двигателя (валовой вместимости) к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, предоставленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со статьей 95 части первой Кодекса. 23. В отношении иных водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигатели или в отношении которых не определяется валовая вместимость, налоговая база определяется как единица транспортного средства. Например, к водным транспортным средствам, на которые установлен налог к единице транспортного средства, относятся, в частности, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения.
Раздел VI. Налоговый период (статья 360 Кодекса)
24. Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
Раздел VII. Налоговые ставки (статья 361 Кодекса)
25. Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При этом субъекты Российской Федерации вправе проводить собственную дифференциацию налоговых ставок в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости, категории транспортных средств, а также года выпуска транспортных средств (срока полезного использования - срока эксплуатации). 26. Налоговые ставки могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:
+----------------------------------------------------------+------------------+-------------------+
¦ Наименование объекта налогообложения ¦Минимальный предел¦
Максимальный ¦
¦Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой¦
¦ ¦ ¦до
100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно ¦ 1,0 ¦
25,0 ¦
¦свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт)¦ 1,4
¦ 35,0 ¦
¦свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт)¦ 2,0
¦ 50,0 ¦
¦свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт)¦ 3,0
¦ 75,0 ¦
¦свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) ¦ 6,0
¦ 150,0 ¦
¦Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой¦
¦ ¦ ¦до
20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно ¦ 0,4
¦ 10,0 ¦
¦свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт)¦ 0,8
¦ 20,0 ¦
¦свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) ¦ 2,0
¦ 50,0 ¦
¦Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) ¦
¦ ¦ ¦до
200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно ¦ 2,0
¦ 50,0 ¦
¦свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) ¦ 4,0
¦ 100,0 ¦
¦Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой¦
¦ ¦ ¦до
100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно ¦ 1,0
¦ 25,0 ¦
¦свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт)¦ 1,6
¦ 40,0 ¦
¦свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт)¦ 2,0
¦ 50,0 ¦
¦свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт)¦ 2,6
¦ 65,0 ¦
¦свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) ¦ 3,4
¦ 85,0 ¦
¦Другие самоходные транспортные средства, машины и¦ 1,0
¦ 25,0 ¦
¦Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой¦
¦ ¦ ¦до
50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно ¦ 1,0
¦ 25,0 ¦
¦свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) ¦ 2,0
¦ 50,0 ¦
¦Катера. Моторные лодки и другие водные транспортные¦
¦ ¦ ¦до
100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно ¦ 2,0
¦ 50,0 ¦
¦свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) ¦ 4,0
¦ 100,0 ¦ ¦Яхты
и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя¦
¦ ¦ ¦до
100 (до 73,55 кВт) включительно ¦ 4,0 ¦
100,0 ¦
¦свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) ¦ 8,0
¦ 200,0 ¦
¦Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой¦
¦ ¦ ¦до
100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно ¦ 5,0 ¦
125,0 ¦
¦свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) ¦ 10,0
¦ 250,0 ¦
¦Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется¦ 4,0
¦ 100,0 ¦
¦Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие¦ 5,0
¦ 125,0 ¦
¦Другие водные и воздушные транспортные средства, не¦ 40,0
¦ 1000,0 ¦
В случае установления в законе субъекта Российской Федерации налоговой ставки в размерах, превышающих указанные пределы или меньших указанных пределов, применяется налоговая ставка в размере, предельно допустимом Кодексом. 27. При установлении налоговых ставок в зависимости от года выпуска транспортных средств (срока полезного использования) необходимо иметь в виду, что количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах начиная с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
Раздел VIII. Порядок исчисления налога (статья 362 Кодекса)
28. С учетом положений статей 52 и 54 части первой Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате за налоговой период, исчисляется по итогам каждого налогового периода на основании документально подтвержденных данных о транспортных средствах, подлежащих налогообложению. 29. Исчисление транспортного налога производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в налоговом периоде.
Пример 1. Легковой автомобиль был зарегистрирован в органах Госавтоинспекции 25 января 2004 года, а снят с регистрации в связи с его продажей 8 декабря 2004 года. В этом случае сумма налога будет исчисляться с учетом коэффициента, равного 1, так как месяц регистрации, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц.
Пример 2. Транспортное средство зарегистрировано в органах, осуществляющих государственную регистрацию, в январе 2003 года и снято с регистрации в феврале 2004 года. В этом случае транспортный налог за 2003 год будет исчислен с учетом коэффициента, равного 1, а за 2004 год - с учетом коэффициента, равного 2/12.
Пример 3. Физическое лицо зарегистрировало автомобиль в органах Госавтоинспекции 15 мая 2005 года и сняло его с учета в органах Госавтоинспекции 29 мая 2005 года в связи с реализацией. Расчет налога в данном случае будет произведен налоговым органом с учетом коэффициента, равного 1/12, так как в случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц. В аналогичном порядке производится исчисление транспортного налога налогоплательщиками, определяемыми в соответствии со второй частью статьи 357 Кодекса. При этом учитывается количество месяцев, в течение которых транспортное средство находилось во владении налогоплательщика в налоговом периоде. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие возврат транспортных средств лицу, на которое зарегистрировано транспортное средство.
30. Исчисление транспортного налога по транспортным средствам, украденным (возвращенным) в течение налогового периода, производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство находилось во владении налогоплательщика, определяемого в порядке, аналогичном порядку, указанному в пункте 29 настоящих Методических рекомендаций. 31. Исчисление транспортного налога по транспортным средствам, на которых в течение налогового периода заменялся двигатель и (или) изменялась его мощность, производится с учетом указанных изменений и месяца такого изменения.
Пример. Транспортное средство имеет мощность двигателя 150 лошадиных сил. 5 мая 2004 года налогоплательщиком заменен и зарегистрирован двигатель. Мощность двигателя транспортного средства составила 180 лошадиных сил. Законом субъекта Российской Федерации установлена ставка транспортного налога для данной категории транспортного средства 50 рублей за 1 лошадиную силу. Сумма транспортного налога за 2004 год в этом случае составит 8500 рублей = ((150 x 4 ) + (180 x 8) : 12) x 50.
32. Транспортный налог исчисляется отдельно по каждому автотранспортному средству, признававшемуся объектом налогообложения в соответствующем налоговом периоде. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, определяется по всем транспортным средствам, имеющим место нахождения на территории данного субъекта Российской Федерации. Юридические лица самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащую уплате в бюджет. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. В случае если за физическим лицом зарегистрировано несколько транспортных средств и налог по ним исчисляется одним налоговым органом, то такому налогоплательщику может быть выписано одно налоговое уведомление, в котором отражены все транспортные средства, подлежащие налогообложению. 33. Физические лица, отнесенные законом субъекта Российской Федерации о транспортном налоге к льготной категории, представляют в налоговые органы документы, подтверждающие их право на льготу по данному налогу.
Раздел IX. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств
34. Государственную регистрацию наземных транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют:
+-----------------------------------+-----------------------------------+ ¦
Виды транспортных средств ¦ Органы, осуществляющие ¦
¦ 1 ¦ 2 ¦
¦Автомобили легковые: ¦Подразделения Госавтоинспекции¦
¦Самоходные транспортные средства: ¦Органы государственного надзора за¦
¦Транспортные средства,¦Таможенные органы Российской¦
35. Государственную регистрацию водных транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют:
+-----------------------------------------------------------------------+ ¦
Государственная служба речного транспорта Министерства транспорта ¦ ¦
Вид транспортного средства ¦ Орган, осуществляющий ¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ ¦-
самоходные суда внутреннего¦ГРСИ по Московскому бассейну ¦
+-----------------------------------------------------------------------+ ¦
Государственная служба морского транспорта Министерства транспорта ¦ ¦
Вид транспортного средства ¦ Орган, осуществляющий ¦
¦ 1 ¦ 2 ¦
¦- суда смешанного¦Морские администрации портов - МАП¦
+-----------------------------------------------------------------------+
¦ Управление мореплавания Госкомрыболовства России ¦ ¦
Вид транспортного средства ¦ Орган, осуществляющий ¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ ¦Суда
рыбопромыслового флота ¦Морские администрации рыбных портов¦
Государственная инспекция по маломерным судам Российской Федерации, находившаяся в ведении МПР РФ, передана в ведение МЧС РФ (Постановление Правительства РФ от 06.02.2004 N 47).
+-----------------------------------------------------------------------+ ¦
Государственная инспекция по маломерным судам Министерства природных ¦ ¦
Вид транспортного средства ¦ Орган, осуществляющий ¦
¦ 1 ¦ 2 ¦
¦Моторные лодки, парусные суда,¦Территориальные органы¦
+-----------------------------------------------------------------------+ ¦
Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и ¦ ¦
Вид транспортного средства ¦ Орган, осуществляющий ¦
¦ 1 ¦ 2 ¦
¦Спортивные и прогулочные парусные¦Госкомспорт России ¦
36. Государственную регистрацию воздушных транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют:
+-----------------------------------------------------------------------+ ¦
Государственная служба гражданской авиации Министерства транспорта ¦ ¦
Вид транспортного средства ¦ Орган, осуществляющий ¦
¦ 1 ¦ 2 ¦
¦Гражданские воздушные суда, в том¦Управление государственного надзора¦
37. Поскольку автомобильные службы Вооруженных Сил Российской Федерации, пограничных войск, внутренних войск, войск правительственной связи, обеспечивающих связь с органами военного управления, железнодорожных войск Российской Федерации, войск гражданской обороны, а также автомобильные службы иных министерств и ведомств, имеющие воинские формирования, осуществляют государственную регистрацию транспортных средств, не признаваемых в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 Кодекса объектом налогообложения, то указанные автомобильные службы не представляют в налоговые органы сведения о зарегистрированных ими транспортных средствах. По государственным воздушным судам, подлежащим государственной регистрации в порядке, установленном специально уполномоченным органом в области обороны по согласованию со специально уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации, сведения в налоговые органы не представляются, поскольку указанные государственные воздушные суда не признаются в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 Кодекса объектом налогообложения по транспортному налогу. 38. В случае поступления от физического лица (организации) заявления о том, что на него (нее) не зарегистрировано транспортное средство, указанное в налоговом уведомлении (требовании), налоговый орган должен провести работу по уточнению сведений по конкретному транспортному средству. В этом случае налоговый орган, осуществляющий контроль за полнотой и своевременностью уплаты в бюджет транспортного налога, должен направить в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию транспортных средств, мотивированный запрос об уточнении сведений: 1) о конкретном транспортном средстве; лицах, на которые оно было зарегистрировано; датах регистрации и снятия с регистрации; 2) о всех транспортных средствах, зарегистрированных на конкретное физическое лицо (организацию). Налоговый орган должен взять на контроль вопрос уточнения указанных выше сведений и своевременность их предоставления в налоговый орган. При получении уточненных сведений налоговый орган обязан внести необходимые изменения в базу данных, а также известить физическое лицо о выявленных (невыявленных) расхождениях и принятом решении. 39. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, сообщают сведения о транспортных средствах в налоговый орган по месту своего нахождения (далее - ИМНС по месту нахождения органа регистрации), определяемый управлением МНС России по субъекту Российской Федерации (далее - УМНС России по субъекту РФ). УМНС России по субъекту Российской Федерации может самостоятельно принимать от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, сведения о транспортных средствах. ИМНС по месту нахождения органа регистрации (УМНС России по субъекту РФ) осуществляют обработку и направление поступивших документов в следующий налоговый орган: в котором собственник или фрахтователь судна состоит на учете по месту своего нахождения (жительства) - по водным транспортным средствам, зарегистрированным в бербоут-чартерном реестре; в котором эксплуатант состоит на учете по месту своего нахождения (жительства) - по всем воздушным транспортным средствам; в котором лицо состоит на учете по месту нахождения транспортного средства - по остальным не указанным выше транспортным средствам. 40. Контроль за полнотой и своевременностью уплаты в бюджет транспортного налога и ведение карточки лицевого счета осуществляет налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения транспортных средств в соответствии с пунктом 5 статьи 83 Кодекса. В отношении водных транспортных средств, зарегистрированных в бербоут-чартерном реестре, контроль за полнотой и своевременностью уплаты транспортного налога в бюджет и ведение карточек лицевого счета осуществляет налоговый орган, в котором налогоплательщик (собственник или фрахтователь) состоит на учете по месту своего нахождения (жительства). В отношении воздушных транспортных средств контроль за полнотой и своевременностью уплаты транспортного налога в бюджет и ведение карточек лицевого счета осуществляет налоговый орган, в котором налогоплательщик (эксплуатант) состоит на учете по месту своего нахождения (жительства). В отношении транспортных средств, по которым налогоплательщиком признается лицо, указанное в доверенности, контроль за полнотой и своевременностью уплаты транспортного налога в бюджет и ведение карточек лицевого счета осуществляет налоговый орган, в котором лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, состоит на учете по месту нахождения транспортного средства в соответствии с пунктом 5 статьи 83 Кодекса. В случае, если транспортные средства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация и получен соответствующий документ о государственной регистрации, поставлены на временный учет в других органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, уплата налога по месту их временного нахождения не производится.
Раздел X. Порядок и сроки уплаты (статья 363 Кодекса)
41. Уплата налога производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации по месту нахождения транспортных средств. Исчисленная сумма транспортного налога подлежит зачислению в бюджет указанного субъекта Российской Федерации. 42. Сумма налога, исчисленная исходя из налоговой базы (определяемой по окончании налогового периода), налоговой ставки (установленной законом субъекта Российской Федерации), а также особенностей исчисления транспортного налога и налоговых льгот (установленных законом субъекта Российской Федерации), подлежит уплате в бюджет субъекта Российской Федерации в сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации. Поскольку окончательная сумма налога исчисляется по окончании налогового периода (количество полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, можно определить только по истечении налогового периода), сроки уплаты налога, установленные законами субъектов Российской Федерации, применяются как сроки уплаты окончательной суммы налога в году, следующем за истекшим налоговым периодом. 43. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлен порядок уплаты налога, предусматривающий уплату в течение налогового периода платежей по налогу. В этом случае законом субъекта Российской Федерации должны быть определены сроки уплаты платежей и порядок исчисления этих текущих платежей.
Раздел XI. Налоговое уведомление и налоговая декларация
44. В налоговом уведомлении, вручаемом физическому лицу в срок не позднее 1 июня года налогового периода, указывается: сумма налога, исчисленная исходя из данных о транспортных средствах, зарегистрированных по состоянию на 1 января текущего налогового периода. Указанная сумма рассчитывается без учета коэффициента, установленного пунктом 3 статьи 362 Кодекса; срок уплаты, определяемый исходя из норм закона субъекта Российской Федерации, даты направления налогового уведомления. 45. В случае если законом субъекта Российской Федерации предусмотрена уплата в течение налогового периода платежей по налогу, то в налоговом уведомлении, вручаемом физическому лицу в срок не позднее 1 июня года налогового периода, указываются: суммы платежей по налогу, исчисленные исходя из данных о транспортных средствах, зарегистрированных по состоянию на 1 января текущего налогового периода; сроки уплаты платежей по налогу, определяемые исходя из норм закона субъекта Российской Федерации и даты направления налогового уведомления. 46. По окончании налогового периода физическому лицу вручается новое налоговое уведомление с указанием окончательной суммы налога, подлежащей уплате по истечении налогового периода. Указанная сумма рассчитывается в порядке, установленном Кодексом и законом субъекта Российской Федерации (с учетом, в том числе, коэффициента, установленного пунктом 3 статьи 362 Кодекса, и налоговых льгот, установленных законом субъекта Российской Федерации). Кроме того, указывается сумма налога, уплаченная в течение налогового периода, сумма налога, подлежащая доплате в бюджет, и срок уплаты налога. Положения настоящего пункта применяются в случае, если сумма налога, подлежащая доплате по истечении налогового периода, больше нуля. 47. В соответствии со статьей 356 Кодекса, вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации вправе определить форму отчетности по налогу.
Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ статья 80 НК РФ изложена в новой редакции, пунктом 7 которой установлено, что формы налоговых деклараций (расчетов) и порядок их заполнения утверждаются Минфином РФ.
В случае, если форма налоговой декларации не утверждена законом субъекта Российской Федерации о налоге, то налогоплательщик - юридическое лицо обязано представить в налоговый орган по месту уплаты налога налоговую декларацию по форме, утвержденной МНС России в соответствии с пунктом 3 статьи 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Приложение N 1
НАЛОГОВОЕ ИЗВЕЩЕНИЕ ПО ТРАНСПОРТНОМУ НАЛОГУ
от "__" ___________ 200_ г. N ____
Налоговый орган __________________________________________________
Гражданину (гражданке) ___________________________________________ (фамилия, имя отчество) проживающему(щей) по адресу: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
В соответствии со статьей 357 части второй Налогового кодекса Российской Федерации Вы __________________________________________ (являетесь, не являетесь, ненужное зачеркнуть) налогоплательщиком по транспортному налогу за 200_ год по следующим основаниям: ____________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Исполнитель _____________________ Контактный телефон: ____________ (ФИО)
М.П. Руководитель налогового органа ____________________ (подпись, дата)
Адрес налогового органа: _________________________________________
Время работы: ____________________________________________________
Приказ МНС РФ от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177 Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации
|