|
Постановление Минтруда РФ от 17 октября 2000 г. N 76 Об утверждении Межотраслевых норм времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы
Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить Межотраслевые нормы времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы, разработанные Центральным бюро нормативов по труду Минтруда России при участии научных и нормативно-исследовательских организаций отраслей экономики. 2. Установить, что утвержденные настоящим постановлением Межотраслевые нормы времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы рекомендуются для нормирования труда рабочих, занятых на погрузочно-разгрузочных и складских работах, установления нормированных заданий, планирования численности рабочих в организациях отраслей экономики независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм. 3. Центральному бюро нормативов по труду Минтруда России обеспечить издание необходимого количества указанных Межотраслевых норм времени в соответствии с заявками организаций.
Министр труда и социального развития Российской Федерации А.Починок
Содержание 3. Механизированные погрузочно-разгрузочные работы 3.1. Тарно-упаковочные и штучные грузы 3.2. Мясные грузы без упаковки 3.4. Металлы и металлические изделия 4.1. Тарно-упаковочные и штучные грузы 4.2. Мясные грузы без упаковки 4.5. Металлы и металлические изделия 5.1. Тарно-упаковочные и штучные грузы 5.2. Мясные грузы без упаковки 5.4. Металлы и металлические изделия Приложение 1. Приведение уклонов при переноске грузов вручную Приложение 3. Перечень грузов, при работе с которыми может применяться повышенная оплата труда Приложение 5. Перечень районов (областей) по температурным зонам
Утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2000 г. N 76
Межотраслевые нормы времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы
Нормы времени разработаны Центральным бюро нормативов по труду Министерства труда и социального развития Российской Федерации при участии научных и нормативно - исследовательских организаций различных отраслей экономики. Межотраслевые нормы содержат нормы времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы, выполняемые механизированным способом, а также вручную без применения или с применением простейших приспособлений, на следующие категории грузов: тарно - упаковочные и штучные, мясные, хлебобулочные изделия, тяжеловесные грузы, металлы и металлические изделия, лесоматериалы, огнеупорные грузы, навалочные, зерновые и др. Нормы времени дифференцированы в зависимости от способов и средств выполнения погрузочно - разгрузочных работ, массы одного места груза, расстояния перемещения груза, высоты подъема груза, вида упаковки, численности состава исполнителей и других факторов. Нормы времени предназначены для нормирования труда рабочих, выполняющих погрузочно - разгрузочные и складские работы, для установления нормированных заданий, комплексных норм при бригадной форме организации труда, а также планирования численности рабочих.
1.1. Межотраслевые нормы времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы рекомендуются для применения в организациях различных отраслей экономики независимо от их организационно - правовых форм, ведомственной принадлежности и форм собственности. 1.2. Нормы настоящего сборника предназначены для нормирования труда рабочих, выполняющих погрузочно - разгрузочные работы, для установления нормированных заданий, комплексных норм при бригадной форме организации труда, а также планирования численности рабочих. 1.3. В основу разработки норм положены: "Единые нормы выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно - разгрузочные работы", изд. 1987 г.; Изменения и дополнения к Единым нормам выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно - разгрузочные работы, утвержденные Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 июля 1990 г. N 289/12-13; фотохронометражные наблюдения; технические характеристики погрузочно - разгрузочных машин и механизмов, подвижного состава; результаты анализа организации труда и мероприятия по ее совершенствованию; технические расчеты. 1.4. В сборнике предусмотрены нормы на группы грузов следующих категорий: Тарно - упаковочные и штучные грузы: грузы в мешках, кулях, пакетах, к которым относятся различные грузы (в мешках или пакетах джутовых, льняных, бумажных (одно- и трехслойных), полиэтиленовых и др.), грузы в кипах, грузы в ящиках (в деревянных, металлических, фанерных, пластмассовых, картонных), в коробках (коробах), решетках, сетках, связках, а также грузы без упаковки (в том числе штучные грузы - толь, рубероид, шифер, битум, кирпич, паркет, клепка, дощечки, планки в пачках и связках) массой одного места до 250 кг, за исключением металлов и лесоматериалов; катно - бочковые грузы (в металлических, деревянных и фанерных бочках, барабанах, бухтах, рулонах (бумага), на катушках) массой одного места до 500 кг. Мясные грузы: мясо мороженое, охлажденное в тушах, полутушах и четвертинах. Хлебобулочные изделия: хлеб печеный всякий, булочные и мелкоштучные изделия, уложенные в специальные лотки. Тяжеловесные грузы: грузы в упаковке и без упаковки (в том числе машины, контейнеры, железобетонные изделия и др.) массой одного места более 250 кг, за исключением металлов и лесоматериалов; катно - бочковые грузы (в металлических, деревянных и фанерных бочках, барабанах, бухтах, рулонах (бумага), на катушках) массой одного места более 500 кг. Металлы и металлические изделия: металлы всякие (в том числе металлолом) и металлические изделия, перевозимые без упаковки и в металлической упаковке (тонколистовой металл в пачках и др.), независимо от массы одного места, за исключением тяжеловесных станин, машин и станков, относящихся к тяжеловесным грузам. Лесоматериалы: лесоматериалы круглые всех пород любого диаметра, шпалы, брусья, дрова, рудничная стойка, пропсы, балансы, пиломатериалы всех размеров, изделия из дерева - детали домов, фанера, паркет, клепка, планки, дощечка россыпью. Огнеупорные грузы: все виды изделий из огнеупорных материалов - шамотные, динасовые, магнезитовые, хромомагнезитовые, высокоглинистые и другие, предназначенные для кладки металлургических и нагревательных печей. Зерновые грузы россыпью: тяжеловесное зерно - рожь, пшеница, просо, кукуруза в зерне, горох, бобы, вика, фасоль, соя, чечевица, нут, чина, лен, горчица, рапс, рыжик, кунжут; легковесное зерно - гречиха, овес, ячмень, рис необрушенный, клещевина; подсолнечное и хлопковое семя, отходы, отруби, комбикорм, шрот; кукуруза в початках. Овощные грузы россыпью: картофель, свекла, морковь, лук репчатый, капуста кочанная, репа, редька, арбузы, дыни, тыква и т.п. Навалочные грузы: различные сыпучие материалы, перевозимые без упаковки (навалом, насыпью), - уголь, песок, гравий, галька, кокс, руда и др. 1.5. Нормы времени предусматривают следующие варианты погрузочно - разгрузочных работ: железнодорожный подвижной состав - склад, склад - железнодорожный подвижной состав; железнодорожный подвижной состав - автотранспорт, автотранспорт - железнодорожный подвижной состав, железнодорожный подвижной состав - железнодорожный подвижной состав, автотранспорт - склад, склад - автотранспорт. К складским операциям относятся: перемещение, перекладка, взвешивание, а также прочие операции с грузом, не связанные с погрузкой или выгрузкой из подвижного состава и выполняемые в складских помещениях и на территории грузового двора, станции, хлебоприемного пункта, в холодильниках и т.п. 1.6. Нормы времени (Нвр) на погрузку, выгрузку и перемещение грузов установлены на тонну с учетом массы тары (упаковки), за исключением отдельных грузов, единицы измерения которых указаны в таблицах сборника. 1.7. Нормы времени установлены для механизаторов в часах; для грузчиков, стропальщиков, насыпщиков цемента - в человеко - часах на единицу измерения (т; шт.; куб. м и т.п.). 1.8. Нормами учтено время на подготовительно - заключительные работы, обслуживание рабочего места, технологические перерывы, предусмотренные технологией погрузки - выгрузки грузов, отдых и личные надобности. Нормами предусмотрены и отдельно не оплачиваются: подкатка и откатка груженого и порожнего железнодорожного подвижного состава по фронту погрузки (выгрузки, сортировки), перегрузки на расстояние до 15 м с расцепкой вагонов; подъезд (отъезд) автотранспорта к месту погрузки (выгрузки) груза; накладка и снятие закруток с дверей вагона, контейнера; открывание и закрывание дверей вагонов, контейнеров, люков вагонов и полувагонов, бортов железнодорожных платформ и автотранспорта, дверей камер холодильников; крепление (без заготовки крепления) и раскрепление грузов на железнодорожном подвижном составе и автотранспорте, бортов железнодорожных платформ и автотранспорта; дополнительное крепление люков, крытых вагонов при перевозке грузов, кроме навалочных; подбивка клиньев и установка готовых стоек в гнездах и скобах подвижного состава; укладка прокладок между рядами груза, снятие и уборка их после выгрузки в места хранения; очистка подвижного состава (за исключением очистки после перевозки грузов, требующих дополнительной обработки и промывки подвижного состава); установка (снятие) реек, решеток и стеллажей; установка (снятие) и крепление хлебных щитов и других дверных заграждений с перемещением их при погрузке (выгрузке) на расстояние до 50 м с укладкой в штабель; подноска (подвозка) инструмента, инвентаря и простейших приспособлений (тележек, тачек, мостиков, лестниц, аншпугов, слег, стеллажей и т.п.), реквизита (стоек, подкладок, прокладок и т.п.) к месту работы и относка (отвозка) их после работы к месту хранения на расстояние до 50 м; подноска (подвозка) брезента к месту укрытия грузов (к бунтам), местам погрузки (выгрузки) на подвижной состав и т.п. и относка (отвозка) его к месту хранения на расстояние до 50 м; укрытие и раскрытие грузов брезентом на подвижном составе, подноска и подстилка брезента при погрузке (выгрузке) зерна и других грузов, а также его свертывание и относка; подноска (подвозка) порожних поддонов к месту погрузки (выгрузки) в пределах фронта работы в процессе выполнения погрузочно - разгрузочных работ, очистка снега с контейнеров перед погрузкой груза; сепарирование грузов - отделение одной партии груза от другой на складе и в подвижном составе; экипировка погрузочно - разгрузочных машин (снабжение водой, смазочными материалами, топливом и т.п.); смена грузозахватных приспособлений на механизмах (кроме грейферов); смена спецодежды, респираторов и т.п., обработка лица и рук защитной пастой при выполнении работ с грузами, контакт с которыми может неблагоприятно воздействовать на организм человека; передвижка и установка транспортеров, самоподавателей, вагонопогрузчиков, вагоноразгрузчиков и других несамоходных погрузочно - разгрузочных машин в пределах одного склада или рабочей зоны на расстояние до 10 м; кантовка катно - бочковых грузов, установка на упоры и крепление на месте складирования; взвешивание мяса в процессе погрузки (и выгрузки) на врезных и подвесных весах; передвижка товарных весов в пределах отделения или секции склада при взвешивании грузов; перемещение грузов внутри железнодорожного вагона или автомобиля, разравнивание навалочных, зерновых грузов россыпью в подвижном составе; подкатка вручную прицепных тележек к аккумуляторным тележкам на расстояние до 5 м; установка автокранов на аутригеры; уборка своего рабочего места после окончания работы; очистка габарита пути при разгрузке навалочных грузов; укладка тарно - штучных грузов на высоту не выше 1,6 м. 1.9. Нормами времени на выгрузку грузов из полувагонов с повышенных путей и эстакад не учтены работы по закрыванию люков после выгрузки грузов. На закрывание каждого люка полувагона устанавливается норма времени 0,025 чел.-ч. 1.10. При погрузке (выгрузке) грузов в полиэтиленовых мешках нормы времени увеличиваются на 10%. 1.11. Нормы времени рассчитаны на перемещение грузов с применением простейших приспособлений или вручную по горизонтали на расстояние до: тарно - упаковочных и штучных грузов - 20 м; мяса на тележках и по подвесным путям - 50 м; тяжеловесных грузов - 10 м; металлов и металлических изделий - 10 м; лесоматериалов: при погрузке (выгрузке) подвижного состава - 10 м; при складской переработке - 10 м; огнеупорных грузов - 20 м; зерновых грузов россыпью с набором (высыпкой) в тару - 20 м; навалочных грузов на тележках (тачках) - 20 м; всех грузов к кранам и от них - 10 м; всех грузов к погрузчикам и от них - 5 м; перемещение к транспортерам, скребковым самоподавателям и от них: зерновых грузов россыпью - 3 м; всех остальных грузов - 5 м. 1.12. Нормы времени рассчитаны на следующие средние расстояния перемещения погрузочно - разгрузочных машин по фронту работы: бесконсольных козловых электрокранов при погрузке (выгрузке) - до 30 м, при сортировке и перегрузке на складах и железнодорожных путях - до 40 м; двухконсольных козловых, мостовых, башенных электрокранов и кранов на железнодорожном ходу (паровых и с ДВС) при погрузке (выгрузке) - до 50 м, при сортировке и перегрузке на складах и железнодорожных путях - до 60 м; погрузчиков и аккумуляторных тележек - до 50 м. Примечание. При перемещении погрузчиков и аккумуляторных тележек на среднее расстояние большее, чем предусмотрено в п. 1.12, соответственно увеличивается количество механизмов. В этом случае норма времени на механизатора увеличивается соответственно количеству механизмов, а норма времени на бригаду и норма времени на грузчика остаются без изменения. При перемещении кранов всех типов (кроме автокранов) по фронту работы на среднее расстояние большее, чем предусмотрено в п. 1.12, устанавливается дополнительное время на это расстояние в зависимости от скорости передвижения крана, предусмотренной техническим паспортом. 1.13. При погрузке (выгрузке) грузов вручную, с применением простейших приспособлений, при перекатывании катно - бочковых грузов нормами предусмотрено перемещение грузов по горизонтальному пути. При перемещении грузов по наклонному пути его следует привести к горизонтальному в соответствии с Приложениями 1 и 2. 1.14. Расстояния по перемещению грузов, указанные в сборнике, приняты от дверей вагонов или бортов железнодорожного подвижного состава и автотранспорта до середины места укладки или взятия груза на складе, в камере холодильника. 1.15. Приведенные в сборнике пределы числовых показателей (расстояния перемещения груза и погрузочно - разгрузочных машин, высота укладки, масса груза и др.), в которых указано "до", следует понимать "включительно", кроме случаев, оговоренных особо. 1.16. При разнице уровней полов склада и железнодорожного подвижного состава или автотранспорта до 50 см считается, что полы находятся на одном уровне, а при большей разнице пол склада считается на уровне головки рельсов. В этом случае погрузка (выгрузка) грузов вручную относится к работам с подъемом или со спуском и предусмотрена в соответствующих разделах сборника. 1.17. Нормы времени рассчитаны на выполнение погрузочно - разгрузочных работ в пределах одной рабочей зоны, на нормальное состояние груза, рациональную организацию труда рабочих с необходимыми средствами механизации и погрузочно - разгрузочными приспособлениями с учетом требований правил техники безопасности. В тех случаях, когда по условиям производства рабочие в течение смены вынуждены переходить из одной рабочей зоны в другую, находящуюся на расстоянии более 200 м, устанавливается норма времени на дополнительные переходы из расчета 0,2 ч на 1 км для каждого рабочего. 1.18. На работы, не учтенные в сборнике, к нормам времени следует применять поправочные коэффициенты (табл. 1).
Таблица 1
+---+----------------------------------------------+-------------+ ¦ N ¦ Наименование и условия выполнения работ ¦ Поправочный ¦ ¦п/п¦ ¦ коэффициент ¦ ¦ ¦ ¦ к нормам ¦ ¦ ¦ ¦ времени ¦ +---+----------------------------------------------+-------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ +---+----------------------------------------------+-------------+ ¦1. ¦При перегрузке груза из железнодорожного под- ¦ ¦ ¦ ¦вижного состава в железнодорожный подвижной ¦ ¦ ¦ ¦состав (независимо от ширины колеи), выполняе-¦ ¦ ¦ ¦мой с применением простейших приспособлений ¦ ¦ ¦ ¦или вручную: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦с железнодорожной платформы на железнодорожную¦ 1,20 ¦ ¦ ¦платформу применяется норма времени на погруз-¦ ¦ ¦ ¦ку на платформу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦из крытого вагона в крытый вагон применяется ¦ 1,20 ¦ ¦ ¦норма времени на погрузку в крытый вагон ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦из полувагона в полувагон применяется норма ¦ 1,60 ¦ ¦ ¦времени на погрузку в полувагон ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦с платформы в полувагон применяется норма ¦ 1,60 ¦ ¦ ¦времени на погрузку в полувагон ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦из крытого вагона в полувагон применяется ¦ 1,60 ¦ ¦ ¦норма времени на погрузку в полувагон ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦из полувагона на платформу применяется норма ¦ 1,60 ¦ ¦ ¦времени на выгрузку из полувагона ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦из полувагона в крытый вагон применяется ¦ 1,60 ¦ ¦ ¦норма времени на выгрузку из полувагона ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2. ¦При перегрузке грузов погрузочно - разгрузоч- ¦ 1,20 ¦ ¦ ¦ными машинами применяется норма времени на ¦ ¦ ¦ ¦погрузку в подвижной состав ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3. ¦При перегрузке грузов по прямому варианту ра- ¦ ¦ ¦ ¦бот "железнодорожный подвижной состав - автот-¦ ¦ ¦ ¦ранспорт" или "автотранспорт - железнодорожный¦ ¦ ¦ ¦подвижной состав" применяется норма времени на¦ ¦ ¦ ¦погрузку (выгрузку) железнодорожного подвижно-¦ ¦ ¦ ¦го состава: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦при механизированной и ручной перегрузке ¦ 1,10 ¦ ¦ ¦всех грузов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦при ручной перегрузке навалочных грузов ¦ 1,20 ¦ +---+----------------------------------------------+-------------+ ¦ Примечание. При перегрузке грузов с предварительной выгрузкой¦ ¦из подвижного состава с последующей погрузкой в подвижной состав¦ ¦применяется отдельно норма на выгрузку и отдельно на погрузку. ¦ +---+----------------------------------------------+-------------+ ¦4. ¦При погрузке (выгрузке) химически вредных тар-¦ 1,10 ¦ ¦ ¦но - упаковочных грузов без герметической упа-¦ ¦ ¦ ¦ковки согласно Приложению 3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦5. ¦При погрузке (выгрузке) грузов (кроме мяса) в ¦ 1,10 ¦ ¦ ¦автомобили с кузовом - фургоном применяется ¦ ¦ ¦ ¦норма времени, установленная на погрузку (выг-¦ ¦ ¦ ¦рузку) в автомобили с бортовой платформой ¦ ¦ +---+----------------------------------------------+-------------+ ¦ Примечание. Коэффициент 1,10 не распространяется на грузовые¦ ¦автомобили, оборудованные съемным или убирающимся верхом. ¦ +---+----------------------------------------------+-------------+ ¦6. ¦При погрузке (выгрузке) грузов (кроме мяса) в ¦ 1,10 ¦ ¦ ¦изотермические вагоны с различными системами ¦ ¦ ¦ ¦охлаждения и в автомобили с кузовом - фурго- ¦ ¦ ¦ ¦ном - рефрижератором грузоподъемностью более 8¦ ¦ ¦ ¦т применяются нормы времени соответствующего ¦ ¦ ¦ ¦варианта работ на погрузку (выгрузку) в крытые¦ ¦ ¦ ¦железнодорожные вагоны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦7. ¦При выполнении погрузочно - разгрузочных и ¦ 1,08 ¦ ¦ ¦складских работ с тарно - упаковочными и штуч-¦ ¦ ¦ ¦ными грузами внутри камер холодильников приме-¦ ¦ ¦ ¦няются нормы времени соответствующих вариан- ¦ ¦ ¦ ¦тов, так как при расчете норм на указанные ра-¦ ¦ ¦ ¦боты и грузы времени на обогрев не предусмат- ¦ ¦ ¦ ¦ривалось ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦8. ¦При погрузке - выгрузке груза в железнодорож- ¦ 1,10 ¦ ¦ ¦ные крытые вагоны объемом более 106 куб. м с ¦ ¦ ¦ ¦использованием полной грузовместимости вагона ¦ ¦ ¦ ¦(при укладке - снятии груза на высоту более ¦ ¦ ¦ ¦2,4 м) применяются нормы времени соответствую-¦ ¦ ¦ ¦щих вариантов работ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦9. ¦При определении нормы времени на работы по ¦ 0,40 ¦ ¦ ¦проверке оставшегося в железнодорожном подвиж-¦ ¦ ¦ ¦ном составе "ядра" тяжеловесных грузов и кон- ¦ ¦ ¦ ¦тейнеров применяется норма времени на погрузку¦ ¦ ¦ ¦(выгрузку) ¦ ¦ ¦ ¦при перестановке груза на складской площадке ¦ 0,65 ¦ ¦ ¦(в том числе развертывание контейнеров) ¦ ¦ +---+----------------------------------------------+-------------+ ¦ Примечание. Под термином "ядро" понимается основной груз,¦ ¦остающийся в железнодорожном вагоне после частичной выгрузки¦ ¦груза на промежуточных пунктах следования железнодорожного¦ ¦вагона. ¦ +---+----------------------------------------------+-------------+ ¦10.¦При механизированной или ручной погрузке (выг-¦ 1,10 ¦ ¦ ¦рузке) катно - бочковых грузов, не подлежащих ¦ ¦ ¦ ¦перекатыванию, применяется норма времени, ус- ¦ ¦ ¦ ¦тановленная для грузов в ящиках соответствую- ¦ ¦ ¦ ¦щей категории по массе и данной технологичес- ¦ ¦ ¦ ¦кой схеме ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦11.¦При взвешивании грузов (кроме зерновых грузов ¦ ¦ ¦ ¦россыпью и мясных) в процессе погрузки - выг- ¦ ¦ ¦ ¦рузки применяются нормы времени соответствую- ¦ ¦ ¦ ¦щих вариантов работ: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦при укладке груза на весы и снятии с весов, ¦ 1,50 ¦ ¦ ¦а катно - бочковых грузов - с установкой на ¦ ¦ ¦ ¦уторы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦при установке тележек и тачек с грузом и ¦ 1,20 ¦ ¦ ¦без груза на весы и снятии с весов, а катно - ¦ ¦ ¦ ¦бочковых грузов - без установки на уторы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦при установке на весы и снятии с весов груза ¦ 1,10 ¦ ¦ ¦или поддонов - площадок с грузом и без груза ¦ ¦ ¦ ¦погрузчиком, аккумуляторной тележки с грузом ¦ ¦ +---+----------------------------------------------+-------------+ ¦ Примечание. В нормах на взвешивание груза, уложенного на¦ ¦поддон - площадку, тележку, учтено взвешивание порожних поддонов¦ ¦- площадок или тележек. ¦ +---+----------------------------------------------+-------------+ ¦12.¦При погрузке (выгрузке) яиц, упакованных в ко-¦ 1,15 ¦ ¦ ¦робки массой одного места до 30 кг, при- ¦ ¦ ¦ ¦меняются нормы времени, указанные в разд. ¦ ¦ ¦ ¦3.1.1, табл. 10, п. 66, 69; разд. 4.1.1, табл.¦ ¦ ¦ ¦56, п. 16 ¦ ¦ +---+----------------------------------------------+-------------+
Нормы времени на дополнительные работы, не учтенные нормами
1.19. При взвешивании зерновых грузов россыпью:
Таблица 2
+----------------------------------------------------------------+ ¦ Нормы времени на 1 т, чел.-ч ¦ +---+----------------------------+-------+-------+-------+-------+ ¦ N ¦ Наименование работ ¦Тяжело-¦Легко- ¦Подсол-¦Кукуру-¦ ¦п/п¦ ¦весное ¦весное ¦нечное ¦за в ¦ ¦ ¦ ¦зерно ¦зерно ¦и хлоп-¦почат- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ковое ¦ках ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦семя, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отходы,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отруби,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦комби- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦корм ¦ ¦ +---+----------------------------+-------+-------+-------+-------+ ¦1. ¦Взвешивание на спаренных ¦ 0,12 ¦ 0,16 ¦ 0,19 ¦ 0,23 ¦ ¦ ¦бункерных весах при подаче ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦транспортерами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2. ¦Взвешивание на спаренных ¦ 0,08 ¦ 0,11 ¦ 0,14 ¦ 0,17 ¦ ¦ ¦бункерных весах при подаче ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦скребковыми самоподавателя- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ми, а также при выгрузке ва-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦гоноразгрузчиком и механи- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ческой лопатой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3. ¦Взвешивание на одинарных ¦ 0,24 ¦ 0,32 ¦ 0,42 ¦ 0,48 ¦ ¦ ¦бункерных весах при подаче ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦транспортерами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦4. ¦Взвешивание на одинарных ¦ 0,17 ¦ 0,24 ¦ 0,28 ¦ 0,34 ¦ ¦ ¦бункерных весах при подаче ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦скребковыми самоподавателя- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ми, а также при выгрузке ва-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦гоноразгрузчиком и механи- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ческой лопатой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+----------------------------+-------+-------+-------+-------+
1.20. Нормы времени на установку тележек, поддонов - площадок или укладку вручную грузов на лифт:
Таблица 3
+---+--------------------------------------+---------------------+ ¦ N ¦ Наименование работы ¦Нормы времени на 1 т,¦ ¦п/п¦ ¦ чел.-ч ¦ +---+--------------------------------------+---------------------+ ¦1. ¦Установка электротележек или поддонов ¦ 0,05 ¦ ¦ ¦- площадок с грузом и возвращение без ¦ ¦ ¦ ¦груза ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2. ¦Установка ручной тележки с грузом и ¦ 0,08 ¦ ¦ ¦возвращение тележки без груза ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3. ¦Укладка груза на лифт и снятие с ¦ 0,25 ¦ ¦ ¦лифта вручную ¦ ¦ +---+--------------------------------------+---------------------+
Примечание. При погрузке (выгрузке) грузов погрузчиками в многоэтажных складах (холодильниках) с транспортировкой на лифтах количество погрузчиков увеличивается вдвое, при этом норма времени, установленная на одну машину, изменению не подлежит.
1.21. Нормы времени на перемещение грузов, кроме хлебобулочных изделий, на расстояние более предусмотренного нормами:
Таблица 4
+---+-----------------------------+------------------------------+ ¦ N ¦ Наименование работы ¦ Нормы времени на 1 т, чел.-ч ¦ ¦п/п¦ +------------------------------+ ¦ ¦ ¦ масса одного места груза, кг ¦ ¦ ¦ +-------+---------+------------+ ¦ ¦ ¦ до 30 ¦ 31 - 50 ¦ более 50 ¦ +---+-----------------------------+-------+---------+------------+ ¦1. ¦Перемещение груза вручную: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦к транспортерам или погрузчи-¦ 0,15 ¦ 0,10 ¦ 0,07 ¦ ¦ ¦кам или от них на расстояние ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦более 5 м и к кранам всех ти-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пов и от них на расстояние ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦более 10 м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тарно - упаковочных и штучных¦ 0,15 ¦ 0,10 ¦ 0,07 ¦ ¦ ¦грузов, огнеупорных грузов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лесоматериалов при складской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦переработке, зерновых и овощ-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ных грузов с набором (высып- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кой) в тару на расстояние бо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лее 20 м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тяжеловесных грузов, металлов¦ 0,15 ¦ 0,10 ¦ 0,07 ¦ ¦ ¦и металлических изделий, ле- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦соматериалов при погрузке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(выгрузке) в подвижном соста-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ве на расстояние более 10 м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2. ¦Перемещение груза на тачках ¦ 0,08 ¦ 0,05 ¦ 0,03 ¦ ¦ ¦или тележках на расстояние ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦более чем указано в п. 1, а ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦также перемещение мяса по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦подвесным путям на расстояние¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦более 50 м ¦ ¦ ¦ ¦ +---+-----------------------------+-------+---------+------------+
Примечания. 1. При перемещении грузов на ручных тележках в камерах холодильников на расстояние более предусмотренного нормами на каждые последующие 10 м к норме времени добавляется 0,05 чел.-ч на 1 т независимо от массы места. 2. Дополнительное время дается на каждые последующие полные и неполные 10 м расстояния перемещения груза.
Пример. Груз в мешках массой 50 кг подносят к транспортеру на расстояние 9 м, т.е. на 4 м более расстояния, предусмотренного нормой. Расстояние 4 м округляется до 10 м, и к норме времени на перемещение 1 т груза добавляется 0,10 чел.-ч. 1.22. Нормы времени на укладку (съемку) грузов в штабель вручную или с применением простейших приспособлений на высоту свыше предусмотренной нормами:
Таблица 5
+---+--------------------------------------+---------------------+ ¦ N ¦ Наименование работы ¦Нормы времени на 1 т,¦ ¦п/п¦ ¦ чел.-ч ¦ +---+--------------------------------------+---------------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ +---+--------------------------------------+---------------------+ ¦1. ¦Укладка грузов в штабель: ¦ ¦ ¦ ¦навалочных грузов при выгрузке, когда ¦ 0,15 ¦ ¦ ¦пол склада находится на одном уровне с¦ ¦ ¦ ¦полом подвижного состава, на высоту ¦ ¦ ¦ ¦более 1 м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рельсов, балок, труб, болванок, метал-¦ 0,15 ¦ ¦ ¦ла тонколистового и толстолистового, ¦ ¦ ¦ ¦чушек на высоту более 1,25 м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦всех остальных металлов, металлических¦ 0,15 ¦ ¦ ¦и железобетонных изделий, при выгрузке¦ ¦ ¦ ¦из подвижного состава лесоматериалов и¦ ¦ ¦ ¦изделий из них на высоту более 1,5 м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тарно - упаковочных и штучных грузов ¦ 0,15 ¦ ¦ ¦(кроме катно - бочковых), а также ле- ¦ ¦ ¦ ¦соматериалов и изделий из них при ¦ ¦ ¦ ¦складской переработке (перекладке, ¦ ¦ ¦ ¦сортировке и т.п.), кирпича, стеновых ¦ ¦ ¦ ¦материалов, навалочных грузов при выг-¦ ¦ ¦ ¦рузке, когда пол склада находится на ¦ ¦ ¦ ¦уровне головки рельса, зерновых и ¦ ¦ ¦ ¦овощных грузов при высыпке из тары на ¦ ¦ ¦ ¦высоту более 1,6 м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦катно - бочковых грузов и мяса мороже-¦ 0,25 ¦ ¦ ¦ного на высоту более 1,6 м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2. ¦Снятие грузов (кроме катно - бочковых ¦ 0,07 ¦ ¦ ¦и мяса мороженого) со штабеля высотой ¦ ¦ ¦ ¦более чем указано в п. 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3. ¦Снятие катно - бочковых грузов и мяса ¦ 0,15 ¦ ¦ ¦мороженого с высоты более чем 1,6 м ¦ ¦ +---+--------------------------------------+---------------------+
Примечания. 1. При установлении дополнительного времени на укладку (снятие) груза в штабель следует принимать фактическую высоту, на которую укладывается груз, а не высоту, полученную после укладки груза. 2. Неполный метр высоты укладки приравнивается к полному метру. 3. На укладку (снятие) груза в штабель в подвижном составе указанное в таблице дополнительное время не распространяется.
Пример 1. При укладке ящиков высотой 0,3 м в штабель в 6 ярусов общая высота составит 0,3 x 6 = 1,8 м. В этом случае укладка шестого яруса производится на высоту 0,3 x 5 = 1,5 м, а следовательно, дополнительное время на укладку или снятие шестого яруса не устанавливается. При укладке этих же ящиков в штабель в 7 ярусов общая высота составит 0,3 x 7 = 2,1 м. В этом случае укладка седьмого яруса производится на высоту 1,8 м и за груз, уложенный в седьмом ярусе, устанавливается дополнительное время 0,15 чел.-ч на 1 т. Пример 2. На складе произведена укладка муки массой 70 т на высоту 1,4 м и более предусмотренной нормами, в том числе 50 т на высоту 1,0 м и 20 т - на высоту 0,4 м. Дополнительное время на укладку груза на высоту более предусмотренной нормами составит:
от 1,6 до 2,6 м - 0,15 чел.-ч x 70 = 10,5 чел.-ч от 2,6 до 3 м - 0,15 чел.-ч x 20 = 3,0 чел.-ч ------------------------------------------------ Итого: 13,5 чел.-ч.
1.23. Нормы времени на взвешивание груза вне процесса погрузки - выгрузки:
Таблица 6
+------------------------------------------+---------------------+ ¦ Наименование работы ¦Нормы времени на 1 т,¦ ¦ ¦ чел.-ч ¦ +------------------------------------------+---------------------+ ¦Взвешивание грузов с укладкой на весы и ¦ ¦ ¦снятием с весов вручную: ¦ ¦ ¦катно - бочковых ¦ 0,26 ¦ ¦остальных грузов ¦ 0,18 ¦ +------------------------------------------+---------------------+
1.24. Нормы времени при работе в камерах холодильников:
Таблица 7
+----+-------------------------------------+---------------------+ ¦ N ¦ Наименование работы ¦Нормы времени на 1 т ¦ ¦п/п ¦ ¦ груза, чел.-ч ¦ +----+-------------------------------------+---------------------+ ¦1. ¦Сортировка мяса по клеймам в процессе¦ ¦ ¦ ¦и вне процесса погрузочно - ¦ ¦ ¦ ¦разгрузочных работ, масса груза: ¦ ¦ ¦ ¦до 30 кг ¦ 0,15 ¦ ¦ ¦более 30 кг ¦ 0,12 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2. ¦Сортировка мяса на подвесных путях ¦ ¦ ¦ ¦при приеме в камеры замораживания, ¦ ¦ ¦ ¦масса груза: ¦ ¦ ¦ ¦до 30 кг ¦ 0,10 ¦ ¦ ¦более 30 кг ¦ 0,08 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3. ¦Взвешивание груза (с укладкой на весы¦ ¦ ¦ ¦и снятием с весов вручную) вне ¦ ¦ ¦ ¦процесса погрузки - выгрузки, масса ¦ ¦ ¦ ¦груза: ¦ ¦ ¦ ¦до 30 кг ¦ 0,32 ¦ ¦ ¦более 30 кг ¦ 0,26 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Взвешивание рыбы мороженой осетровых ¦ 1,12 ¦ ¦ ¦пород по массе брутто и нетто (с ¦ ¦ ¦ ¦выемкой из кипы и всеми ¦ ¦ ¦ ¦вспомогательными работами) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦4. ¦Выкатывание и вкатывание подвешенного¦ 0,24 ¦ ¦ ¦на крючьях мяса на подвесные пути ¦ ¦ ¦ ¦грузоподъемника (лифта) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦5. ¦Вскрытие ящиков и перетаривание ¦ 0,30 ¦ ¦ ¦колбасных изделий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦6. ¦Вскрытие ящиков и проверка в них ¦ 0,15 ¦ ¦ ¦наличия битой птицы ¦ ¦ +----+-------------------------------------+---------------------+
1.25. Нормы времени на укрытие груза брезентом, уложенного в бунты на открытых и закрытых складских площадках:
Таблица 8
+---+--------------------+---------------------------------------+ ¦ N ¦ Наименование работ ¦ Нормы времени на один брезент, чел.-ч ¦ ¦п/п¦ +---------------------------------------+ ¦ ¦ ¦ площадь брезента, кв. м ¦ ¦ ¦ +-------------------+-------------------+ ¦ ¦ ¦ до 60 ¦ более 60 ¦ ¦ ¦ +-------+-----------+--------+----------+ ¦ ¦ ¦вручную¦ с помощью ¦вручную ¦с помощью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ крана или ¦ ¦крана или ¦ ¦ ¦ ¦ ¦погрузчика ¦ ¦погрузчика¦ +---+--------------------+-------+-----------+--------+----------+ ¦1. ¦Укрытие груза ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦брезентом: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦с креплением ¦ 1,6 ¦ 1,28 ¦ 2,4 ¦ 1,92 ¦ ¦ ¦без крепления ¦ 0,8 ¦ 0,64 ¦ 1,2 ¦ 0,96 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2. ¦Снятие и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦свертывание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦брезента: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦с раскреплением ¦ 0,6 ¦ 0,48 ¦ 0,9 ¦ 0,72 ¦ ¦ ¦без раскрепления ¦ 0,3 ¦ 0,24 ¦ 0,45 ¦ 0,36 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3. ¦Расстилка брезента ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦под груз ¦ 0,2 ¦ 0,16 ¦ 0,3 ¦ 0,24 ¦ +---+--------------------+-------+-----------+--------+----------+
1.26. Нормы времени на подкатку, откатку подвижного состава и механизмов, подноску инструмента, инвентаря на расстояние более предусмотренного нормами:
Таблица 9
+---+---------------------------------------------+--------------+ ¦ N ¦ Наименование работы ¦Нормы времени,¦ ¦п/п¦ ¦ чел.-ч ¦ +---+---------------------------------------------+--------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ +---+---------------------------------------------+--------------+ ¦1. ¦Подкатка (откатка) вагона, полувагона, плат- ¦ ¦ ¦ ¦формы (независимо от осности и грузоподъем- ¦ ¦ ¦ ¦ности) вручную в процессе погрузки, выгрузки,¦ ¦ ¦ ¦сортировки, перегрузки по фронту работы на ¦ ¦ ¦ ¦расстояние более 15 м, предусмотренных нор- ¦ ¦ ¦ ¦мами, на каждые последующие (полные и непол- ¦ ¦ ¦ ¦ные) 10 м: ¦ ¦ ¦ ¦с грузом ¦ 0,20 ¦ ¦ ¦без груза ¦ 0,10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2. ¦Подноска (подвозка) инструмента, инвентаря, ¦ 0,25 ¦ ¦ ¦простейших приспособлений, реквизита, хлебных¦ ¦ ¦ ¦щитов и дверных заграждений к месту работы и ¦ ¦ ¦ ¦обратно в места хранения на расстояние более ¦ ¦ ¦ ¦50 м, предусмотренных нормами на одну поднос-¦ ¦ ¦ ¦ку (подвозку) полного комплекта, на каждые ¦ ¦ ¦ ¦последующие (полные и неполные) 50 м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3. ¦Передвижка транспортеров на расстояние более ¦ 0,15 ¦ ¦ ¦10 м, предусмотренных нормами на один транс- ¦ ¦ ¦ ¦портер, на каждые последующие (полные и не- ¦ ¦ ¦ ¦полные) 10 м ¦ ¦ +---+---------------------------------------------+--------------+
1.27. Грузы в корзинах приравниваются к грузам в ящиках соответствующей массы. 1.28. При погрузке, выгрузке и перегрузке на любой подвижной состав груза, требующего специальных устройств для его крепления (длинномерные грузы на сцеп, негабаритные и особо громоздкие грузы - котлы, мостовые фермы и др.), устанавливаются местные нормы времени. 1.29. Для случаев, когда при однородном грузе и однородной таре масса отдельных мест неодинакова, применяются нормы времени из расчета средней массы места. Средняя масса места определяется путем деления общей массы груза партии на количество мест груза. 1.30. При выгрузке из железнодорожного подвижного состава грузы складируются не ближе 2 м от наружной грани головки крайнего рельса при высоте груза до 1,2 м и не ближе 2,5 м - при большей высоте груза. 1.31. При выгрузке слежавшихся, смерзшихся и окаменелых грузов, составляющих до 50% общего количества (объема) груза: на площадку, расположенную на уровне головки рельса или на одном уровне с полом железнодорожного подвижного состава, норма времени соответствующего варианта работ применяется с коэффициентом пропорционально проценту слежалости, смерзлости, окаменелости груза, т.е. 1,1; 1,2; 1,3; 1,4; 1,5; на повышенных путях, эстакадах, в бункера и в траншеи на рыхление, киркование или отогрев груза устанавливается дополнительное время в том же размере, что и при выгрузке указанных грузов на площадку, расположенную на уровне головки рельса или на одном уровне с полом железнодорожного подвижного состава, для соответствующего варианта работы. При слежалости, смерзлости, окаменелости грузов более 50% общего количества (объема) на рыхление, киркование или отогрев груза устанавливается местная разовая норма. Примечание. Процент слежалости, смерзлости, окаменелости в каждом отдельном случае устанавливается комиссией (в составе представителей работодателя, профсоюзного комитета, иного уполномоченного работниками представительного органа) и оформляется актом.
1.32. При выполнении погрузочно - разгрузочных работ в зимнее время на открытом воздухе и в неотапливаемом помещении норма времени применяется с коэффициентом по температурным зонам согласно Приложению 4. 1.33. Поправочные коэффициенты, указанные в Приложении 4, не распространяются на складские работы, выполняемые в охлаждаемых камерах холодильников. 1.34. При одновременном применении к норме времени нескольких поправочных коэффициентов (кроме указанных в Приложении 4), предусмотренных в общей части и в соответствующих разделах сборника, окончательная норма времени для конкретного варианта работы определяется умножением основной нормы времени (без учета дополнительного времени) на произведение применяемых поправочных коэффициентов. Коэффициенты к нормам времени при выполнении работ в зимнее время (Приложение 4) применяются к общему нормированному времени с учетом поправочных коэффициентов и дополнительного времени, предусмотренных для соответствующих условий выполнения работ. 1.35. Перечень грузов, при работе с которыми может применяться повышенная оплата труда, приведен в Приложении 3. 1.36. При переводе тонн в кубические метры для круглых лесоматериалов следует относить: сосну, кедр, осину, липу, ольху - к группе хвойных и мягколиственных пород; дуб, бук, граб, вяз, ясень, лиственницу, клен, березу и ильм - к группе твердолиственных пород; лесоматериал круглый длиной до 2,0 м - к коротью; лесоматериал круглый более 6,5 м - к длинномерам. 1.37. В разделе "Лесоматериалы" нормы времени установлены в двух единицах измерения: в чел.-ч на тонну и в чел.-ч на кубический метр. При нормировании погрузочно - разгрузочных работ предприятия и организации должны пользоваться нормами в тех измерениях, в которых ведется учет перевозимых лесоматериалов. 1.38. Нормы времени на погрузку (выгрузку) лесоматериалов рассчитаны исходя из массы одного кубического метра: лесоматериал круглый всех пород и размеров, тонкомерный лес толщиной до 13 см, подтоварник, дрова, рудстойка, балансы, пропсы - 900 кг; пиломатериал, клепка, планки и дощечки россыпью, ящичная тара в пучках и контейнерах, дощечка тарная - 600 кг; шпалы, брусья, фанера россыпью и в пачках, обапол, горбыль - 760 кг, щепа - 820 кг. 1.39. В наименованиях таблиц применяются термины: "погрузка или выгрузка" и "погрузка - выгрузка", которые означают, что в первом случае нормы на погрузку и выгрузку грузов из подвижного состава установлены одинаковые, а во втором случае - различные. 1.40. Наименования профессий рабочих в настоящем сборнике указаны в соответствии с выпусками Единого тарифно - квалификационного справочника работ и профессий рабочих. 1.41. На погрузочно - разгрузочные работы, не предусмотренные настоящим сборником, могут устанавливаться аналитическим методом местные нормы времени. При разработке этих норм следует руководствоваться положениями, изложенными в общей части настоящего сборника, в его соответствующих разделах и приложениях.
Межотраслевые нормы времени установлены при определенной численности исполнителей, позволяющих обеспечить выполнение соответствующего технологического процесса, и учитывают: рациональную организацию рабочих мест в зонах погрузочно - разгрузочных работ; применение погрузочно - разгрузочных средств механизации и приспособлений; особенности грузов, вид упаковки, массу одного места и технологические схемы погрузки - разгрузки грузов; подготовку железнодорожного подвижного состава и автотранспорта под погрузку грузов. Рабочие бригады осуществляют широкое совмещение профессий, применение рациональных методов и приемов труда, выполняя весь комплекс операций технологического процесса. В зависимости от рода грузов и технологических схем производства погрузочно - разгрузочных работ в соответствующих параграфах настоящего сборника указаны содержание работ, типы машин, механизмов и состав бригад. Ниже приводятся схемы и примеры рациональной организации труда по отдельным наиболее распространенным видам погрузочно - разгрузочных работ.
Погрузка, выгрузка и складская перегрузка тарно - упаковочных и штучных грузов с применением погрузчиков
Погрузка или выгрузка тарно - упаковочных и штучных грузов с применением погрузчиков осуществляется бригадой в составе одного водителя и четырех грузчиков. Рационально, если отдельные грузчики имеют права водителя, что позволяет им при необходимости работать на погрузчиках. Бригада такого состава обслуживает секции склада, где осуществляются выгрузка груза из вагонов и погрузка его на автотранспорт или выгрузка груза из автотранспорта и погрузка в вагон. Для лучшего использования площади складов и обеспечения нормальных условий работы погрузчиков бригадир перед началом смены совместно с производителем работ планирует рациональное размещение в складе поддонов с грузом и определяет порядок складирования груза в штабеля. Схема работы электропогрузчика и трудового процесса работы бригады, производящей выгрузку груза из вагона в автотранспорт, показана на рис. 1 <*>.
Рис. 1. Схема работы погрузчика и бригады
Погрузка и выгрузка контейнеров с применением козлового крана
Рабочий цикл козлового электрокрана при разгрузке контейнеров с платформы и установке их на площадку состоит из элементов, показанных на графике (рис. 2).
+-------------+-------------------------------------------------------------------------------+ ¦Наименование ¦ Время в секундах ¦ ¦ операций ¦ ¦ ¦ ¦ 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 ¦ +-------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+ ¦ ¦9,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Застропка ¦==¬¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------9,5+++17,9+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+ ¦Подъем ¦ ¦++----+---+¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦контейнеров ¦ L=+====+==¬¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------+----+15,9+--+++15,0+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+ ¦Перемещение ¦ ¦ ¦ ¦++----+-+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тельфера ¦ ¦ ¦ L=+==¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------+----+----+---4,9-+-+-+-25,4--+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+ ¦Перемещение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--+----+--+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦крана ¦ ¦ ¦ ¦ L=+====+=¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------+----+----+----+----+25,4+-+--+--+-+20,4+----+----+----+----+----+----+----+----+ ¦Опускание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-+----+---+¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦контейнера ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L==+====+¬ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------+----+----+----+----+----+----+15,9++---+---+7,2--+----+----+----+----+----+----+ ¦Отстропка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦5,0¦ ++--+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦L=¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------+----+----+----+----+----+----+----+--+-+----+--+9,6---+----+----+----+----+----+ ¦Подъем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3,0 ¦ +-+---+¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦стропов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L=¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------+----+----+----+----+----+----+----+----¦2,0-+----+---++17,0+----+----+----+----+ ¦Перемещение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦=¬ ¦ ¦ ++----+-+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тельфера ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------+----+----+----+----+----+----+----+----+-+--+----+----+----+-+--+23,4+----+----+ ¦Перемещение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦23,4¦ ¦ ¦ +--+----+---+¦ ¦ ¦крана ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L==+====+=¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ +-------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-+-9,0---+----+----+---+8,6--+ ¦Опускание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L==+=¬ ¦ ¦ ¦ ++--+ ¦ ¦стропов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-+--+----+----+----+--+-+ ¦ 154 сек ¦ ¦ ¦<-------------------------------------------------------+------------------->¦ ¦ 114 сек ¦ ¦<------------------------------------------------------>¦
------- без совмещения операций; ======= с учетом совмещения.
Рис. 2. График рабочего цикла козлового электрокрана при разгрузке контейнеров с платформы
При работе по указанному графику предусматривается совмещение следующих операций: подъем контейнера с перемещением тельфера, перемещение тельфера с перемещением крана, перемещение крана с опусканием контейнера, подъем стропов с перемещением тельфера и перемещение крана с опусканием стропов. Работа по погрузке и выгрузке контейнеров организуется так, чтобы возможно большее количество контейнеров перегружалось по вариантам "вагон - автомобиль" и "автомобиль - вагон". В начале смены для обеспечения фронта работ с каждой платформы на площадку производится выгрузка по два - три преимущественно транзитных контейнера, тем самым на платформах освобождается место для погрузки контейнеров, доставляемых автомобильным транспортом. Погрузку контейнеров на платформы и в автомобильный транспорт производят в следующем порядке: снимаемый с автотранспорта контейнер ставят на платформу, другой контейнер с платформы ставят на площадку, а контейнер с площадки переставляют на автотранспорт (рис. 3) <*>.
Рис. 3. Схема работы козлового электрокрана
Такая технология работы обеспечивает широкое совмещение операций по погрузке и выгрузке контейнеров и исключает передвижение тельфера без груза.
Постановление Минтруда РФ от 17 октября 2000 г. N 76 Об утверждении Межотраслевых норм времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы
|