|
ГОСТ 9238-2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ГАБАРИТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И ПРИБЛИЖЕНИЯ СТРОЕНИЙ
Construction and rolling stock clearance diagrams
ГОСТ 9238-2013
МКС 03.220.30
Дата введения 1 июля 2014 года
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены".
Сведения о стандарте
1. Разработан Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ОАО "ВНИИЖТ"). 2. Внесен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). 3. Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (Протокол от 14 ноября 2013 г. N 44). За принятие проголосовали:
4. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1608-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 9238-2013 введен в действие непосредственно в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2014 г. 5. Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" и "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта". 6. Взамен ГОСТ 9238-83.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
См. Приложения А-И к ГОСТ 9238-2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает исходные очертания габаритов железнодорожного подвижного состава и приближения строений железнодорожных путей общего и необщего пользования (ширина колеи 1520 и 1435 мм), а также методы расчета по определению допустимых строительных размеров для габаритов железнодорожного подвижного состава. Габариты, указанные в настоящем стандарте, предназначены для железнодорожного подвижного состава, скорость движения которого не должна превышать 250 км/ч, и инфраструктуры железнодорожного транспорта, обеспечивающей эксплуатацию данного подвижного состава. Настоящий стандарт применяют при: - проектировании, изготовлении, модернизации, ремонте и эксплуатации железнодорожного подвижного состава всех видов, предназначенного к обращению по железнодорожным путям колеи 1520 (1524) мм; - проектировании и строительстве новых железных дорог, железнодорожных подъездных путей, сооружений и устройств на них; - реконструкции железных дорог (в том числе постройке дополнительных главных путей и электрификации), железнодорожных подъездных путей общего и необщего пользования, сооружений и устройств на них; - эксплуатации путей, сооружений и устройств железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, построенных (или реконструированных) с соблюдением требований настоящего стандарта. Правила эксплуатации железных дорог, сооружений и устройств на них, построенных до введения в действие настоящего стандарта, применения при этом отдельных норм габаритов приближения строений, а также порядок приведения этих сооружений и устройств к требованиям настоящего стандарта устанавливаются владельцами железных дорог и железнодорожных подъездных путей общего и необщего пользования. Для подъездных путей промышленных и транспортных предприятий, где по условиям технологического процесса не могут быть выполнены требования настоящего стандарта и обращение по которым подвижного состава общей сети железных дорог не предусматривается или предусматривается обращение только отдельных его типов, разрешается устанавливать специальные габариты приближения строений и подвижного состава по стандартам предприятий, разрабатываемым и утверждаемым в установленном порядке. Владельцы железных дорог и железнодорожных подъездных путей общего и необщего пользования, на которых имеются негабаритные места, обязаны установить условия пропуска по ним подвижного состава, построенного в соответствии с настоящим стандартом, обеспечивающие безопасность движения и персонала.
2. Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями: 2.1. габарит железнодорожного подвижного состава (габарит подвижного состава): Поперечное, перпендикулярное оси пути очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном состоянии железнодорожный подвижной состав, в том числе имеющий максимально нормируемые износы. Примечание. Габарит железнодорожного подвижного состава является исходным очертанием, по которому рассчитываются допускаемые строительные размеры железнодорожного подвижного состава (производится вписывание в габарит). В зависимости от метода указанного расчета габариты подвижного состава подразделяются на статические и кинематические.
2.2. габарит приближения строений: Предельное поперечное перпендикулярное оси железнодорожного пути очертание, внутрь которого помимо железнодорожного подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около железнодорожного пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначаемых для непосредственного взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и другие), при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с соответствующими частями железнодорожного подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами железнодорожного подвижного состава. 2.3. контрольное очертание приближения строений: Внутреннее очертание эксплуатируемых сооружений и устройств, не соответствующих габаритам приближения строений, установленных настоящим стандартом, минимально необходимое для безопасного пропуска подвижного состава конкретного габарита или негабаритного груза. 2.4. внутреннее очертание сооружений и устройств: Свободное пространство, ограниченное относительно оси железнодорожного пути на уровне головок рельсов конструктивными элементами сооружения или устройства с одной или нескольких сторон - справа, слева и/или сверху над уровнем головок рельсов (опоры, мачты, столбы, мосты, тоннели и др.). 2.5. строительное очертание железнодорожного подвижного состава: Поперечное, перпендикулярное оси пути очертание, получаемое уменьшением габарита железнодорожного подвижного состава по установленному для данного габарита методу, и которым определяются допускаемые строительные размеры, соответствие которым должно проверяться при испытаниях габаритов железнодорожного подвижного состава. Примечание. Методы расчетов указанного уменьшения приведены в разделе 6 настоящего стандарта. Примеры расчетов строительного очертания издаются отдельно в стандарте организации.
2.6. проектное очертание железнодорожного подвижного состава: Поперечное, перпендикулярное оси пути очертание, имеющее размеры, уменьшенные по сравнению с размерами строительного очертания на величину допусков, внутри которого должны находиться все расположенные в рассматриваемом сечении элементы конструкций проектируемого и модернизируемого железнодорожного подвижного состава, имеющие номинальные размеры. 2.7. база железнодорожного подвижного состава l, м: Расстояние между направляющими сечениями железнодорожного подвижного состава. 2.8. ограничения размеров железнодорожного подвижного состава: Поперечные и вертикальные смещения железнодорожного подвижного состава, которые в соответствии с применяемой на сети железных дорог системой габаритов железнодорожного подвижного состава и приближения строений должны быть учтены в пространстве между габаритом железнодорожного подвижного состава и строительным очертанием вписываемой в него единицы железнодорожного подвижного состава. Примечания 1. На величину этих смещений (ограничений) подлежит уменьшение исходных очертаний габаритов железнодорожного подвижного состава. 2. В
качестве горизонтальных ограничений 3. Величина горизонтальных ограничений зависит также от места расположения данных частей железнодорожного подвижного состава относительно его направляющих сечений, которые подразделяют на три вида: -
ограничение для частей железнодорожного подвижного состава -
внутреннее ограничение для частей железнодорожного подвижного состава -
наружное ограничение для частей железнодорожного подвижного состава
2.9.
вертикальное ограничение 2.10. направляющее сечение железнодорожного подвижного состава: Поперечное сечение, в котором при нахождении железнодорожного подвижного состава в кривой геометрический вынос равен нулю. Примечание. Направляющими сечениями железнодорожного подвижного состава являются: у двухосного железнодорожного подвижного состава - сечения по оси колесных пар, у четырех-, шести- и восьмиосного - сечения по оси пятников кузова, у многоосных транспортеров - сечения по оси шкворней главных (несущих) балок. У четырехосных бесшкворневых вагонов направляющее сечение проходит через сечение, где геометрический вынос равен нулю.
2.11. геометрический вынос железнодорожного подвижного состава: Отклонение относительно оси пути в кривой частей подвижного состава, определяемое расположением его продольной оси по хорде, проходящей через направляющие сечения. Примечание. Геометрический вынос, измеренный в пределах хорды между направляющими сечениями, называется внутренним, а за ее пределами - наружным.
2.12. расчетный вагон: Условный вагон, имеющий расстояние между направляющими сечениями 17 м и длину кузова 24 м. Примечание. Расстояние 17 м и длина 24 м позволяют определить геометрические выносы для учета их в уширениях габарита приближения строений и в ограничениях ширины подвижного состава.
2.13. критические точки: Наиболее удаленные от оси пути и от уровня головок рельсов точки выступающих узлов и деталей железнодорожного подвижного состава. Примечание. При этом в нижней области подлежат учету части, наиболее приближенные к головкам рельсов. Критические точки характеризуют области наиболее полного использования габарита железнодорожного подвижного состава, и исследование совокупности этих точек обеспечивает проверку соответствия габариту железнодорожного подвижного состава в целом. Критические точки характеризуются положением не только относительно рельсов, но и относительно направляющего сечения опытного объекта.
2.14. межгабаритное пространство: Пространство, предназначенное для реализации группы статических и динамических смещений, определяемой характеристикой смежных очертаний. Примечания 1. Пространство между габаритом приближения строений и габаритом железнодорожного подвижного состава (а для двухпутных линий также между габаритами смежных железнодорожных подвижных составов) установлено для перемещений железнодорожного подвижного состава и погруженных на нем грузов, которые вызваны возможными отклонениями в состоянии отдельных элементов железнодорожного пути, допускаемыми нормами их содержания, а также вертикальными колебаниями и боковыми наклонениями железнодорожного подвижного состава на рессорах. Это пространство в необходимых случаях устанавливают с учетом обеспечения безопасности нахождения в нем обслуживающего персонала. 2. Пространство между габаритом железнодорожного подвижного состава и его строительным очертанием установлено для: - горизонтальных перемещений железнодорожного подвижного состава, возникающих вследствие конструктивных зазоров в элементах ходовых частей при допускаемых в эксплуатации максимальных износах с учетом извилистого движения в колее; - вертикальных перемещений, возникающих вследствие максимально нормируемых износов ходовых частей и статического прогиба рессор под действием расчетной нагрузки. 3. Пространство между строительным и проектным очертаниями железнодорожного подвижного состава установлено для компенсации плюсовых допусков при изготовлении и ремонте железнодорожного подвижного состава.
2.15. статический габарит железнодорожного подвижного состава: Габарит, для которого устанавливают метод расчета строительных размеров проектируемого железнодорожного подвижного состава с учетом возможных поперечных горизонтальных смещений данной части железнодорожного подвижного состава относительно оси пути вследствие наибольших допускаемых разбегов (зазоров) и износов деталей ходовых частей. 2.16. кинематический габарит железнодорожного подвижного состава: Габарит, для которого устанавливают метод расчета строительных размеров проектируемого железнодорожного подвижного состава с учетом всех возможных поперечных горизонтальных смещений данной части железнодорожного подвижного состава, установленных для статического габарита и, кроме того, возникающих вследствие наклона кузова на рессорах под воздействием центробежной силы и горизонтальной составляющей силы тяжести в кривых с возвышением наружного рельса. 2.17. международное сообщение: Перевозки пассажиров и грузов с участием железных дорог двух или более государств. 2.18.
перспективный подвижной состав увеличенного габарита: Пассажирский и грузовой
подвижной состав, который будет создаваться в габаритах 2.19. технологическая негабаритность: Несоответствие установленным нормам габаритов объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, предназначенных для взаимодействия с железнодорожным подвижным составом (устройства по техническому обслуживанию, экипировке и ремонту железнодорожного подвижного состава, сливно-наливные и другие технологические устройства) в рабочем положении, и соответствующие нормам габаритов в нерабочем положении.
3. Обозначения габаритов
3.1. Обозначения габаритов подвижного состава и сфера их применения Для габаритов подвижного состава установлены следующие обозначения: T -
статический габарит для подвижного состава, допускаемого в обращение по
железнодорожным путям общего и необщего пользования шириной колеи 1520 мм на
электрифицированных железных дорогах и других участках, сооружения и устройства
на которых отвечают требованиям габаритов приближения строений C и
1-T - статический габарит для железнодорожного подвижного состава, допускаемого в обращение по всем железнодорожным путям общего и необщего пользования, внешним и внутренним путям промышленных и транспортных предприятий железных дорог государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ), а также Грузии и Латвии, Литвы, Эстонии; ГЦ (GC) - кинематический габарит для железнодорожного подвижного состава, установленный в качестве исходного для достижения совместимости габаритов в рамках трансъевропейской высокоскоростной железнодорожной системы. Примечание. Габарит ГЦ (GC) применяют в международном сообщении на маршрутах согласно Приложению А (см. А.2).
1-BM - статический габарит для железнодорожного подвижного состава, допускаемого в обращение как по железнодорожным путям шириной колеи 1520 (1524) мм, так и шириной колеи 1435 мм, используемых для международных сообщений в соответствии с Приложением А (см. А.1); 0-BM - статический габарит для железнодорожного подвижного состава, допускаемого в обращение как по железным дорогам колеи 1520 (1524) мм, так и по линиям железных дорог - членов Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) и Международного Союза железных дорог (МСЖД) колеи 1435 мм, с ограничениями только на отдельных участках согласно Приложению А (см. А.1); 02-BM - статический габарит для железнодорожного подвижного состава, допускаемого в обращение как по всей сети железных дорог колеи 1520 (1524) мм, так и по железным дорогам - членам ОСЖД колеи 1435 мм, за исключением отдельных участков согласно Приложению А (см. А.3);
3.2. Обозначения габаритов приближения строений Габариты приближения строений имеют следующие обозначения: C - для сооружений и устройств, размещаемых вблизи железнодорожных путей общего пользования со скоростями движения до 200 км/ч включ. и внешних подъездных путей общего и необщего пользования от станции примыкания до территорий предприятий.
1-CM - габарит приближения строений железных дорог колеи 1435 мм. Допускается применение этого габарита и на участках железных дорог колеи 1520 мм пограничных пунктов, на которых применение габарита приближения строений C экономически затруднено, а габарит 1-CM обеспечивает безопасный пропуск эксплуатируемого на этом участке подвижного состава. Описание данного габарита указано в Приложении Б.
4. Габариты подвижного состава
4.1. Общие требования Каждый габарит подвижного состава состоит из двух частей: верхней и нижней. Поперечные размеры каждой из этих частей определены размерами внутренних очертаний соответствующих сооружений на рассматриваемой высоте, а также расстоянием между осями путей на перегонах. Размеры нижнего очертания зависят от габаритов пассажирских платформ, маневровых устройств, а также от условий безопасного прохода через сортировочные горки. 4.2. Верхнее и нижнее очертания габаритов подвижного состава, эксплуатируемого в пределах железных дорог колеи 1520 мм 4.2.1.
Верхние очертания габаритов подвижного состава T,
Рисунок 1. Статический габарит T
Рисунок 2. Статический габарит
Рисунок 3. Статический габарит
Примечание. Очертание габарита по линиям 5-6-7 распространяется на подвижной состав, создаваемый после вступления в действие настоящего стандарта. При этом ширина подвижного состава в пределах точек 6 - 7 должна быть не более 3250 мм.
Рисунок 4. Статический габарит 1-T
4.2.2.
Нижние очертания габаритов подвижного состава T,
Рисунок 5. Нижнее очертание габаритов для подвижного состава, не проходящего через сортировочные горки, оборудованные вагонными замедлителями
Примечание. Указанные обозначения линий использованы также на рисунках 6 - 8.
Рисунок 6. Нижнее очертание габаритов для подвижного состава, проходящего по сортировочным горкам, оборудованным вагонными замедлителями при нерабочем (отторможенном) их положении
Примечание. Возможность применения линий 14-16'-19'-21-22 должна быть определена техническим заданием на проектируемый подвижной состав.
Рисунок 7. Нижнее очертание габаритов для подвижного состава, проходящего по сортировочным горкам, оборудованным вагонными замедлителями при любом их положении
Примечание. Возможность применения линий 24-25-26 должна быть определена техническим заданием на проектируемый подвижной состав.
Рисунок 8. Нижнее очертание габаритов для подвижного состава, проходящего по сортировочным горкам, оборудованным вагонными замедлителями при любом их положении, и по пути, оборудованному устройством для надвига вагонов
Высоту точек 10 и 11, приведенных на рисунках 5 - 8, допускается уменьшить на 60 мм (и принять таким образом на одном уровне с точкой 12) для железнодорожного подвижного состава габарита T, предназначенного к эксплуатации на линиях, где высота низких платформ и других расположенных в этих местах устройств понижена до 200 мм. Горизонтальное расстояние от оси пути до точек 11-12-13 на рисунках 5 - 8 допускается принимать равным 1700 мм для железнодорожного подвижного состава габаритов T и 1-T, предназначенного к эксплуатации на линиях, сооружения и устройства которых приведены в нижней части в полное соответствие с габаритом приближения строений C для железнодорожных станций. Углубление по линиям 24-25-26, показанное на рисунке 7, и по линиям 22-23-24 при применении рисунка 8 допускается только для тормозных устройств. 4.3. Верхние и нижние очертания габаритов подвижного состава, допускаемого к обращению по железнодорожным путям колеи 1520 (1524) мм и колеи 1435 мм европейских и азиатских стран 4.3.1.
Верхние очертания габаритов подвижного состава ГЦ (GC),
Рисунок 9. Габарит подвижного состава ГЦ (GC)
и гармонизированный с ним габарит
Размеры дробью: в числителе - для железнодорожного подвижного состава, предназначенного для международных сообщений; в знаменателе - только для железных дорог колеи 1520 мм;
Рисунок 10. Статический габарит 1-BM
Размеры дробью: в числителе - для железнодорожного подвижного состава, предназначенного для международных сообщений; в знаменателе - только для железных дорог колеи 1520 мм;
Рисунок 11. Статический габарит 0-BM
Рисунок 12. Статический габарит 02-BM
Рисунок 13. Статический габарит
Рисунок 14. Кинематический габарит
4.3.2. Нижние очертания габаритов подвижного состава 1-BM, 0-BM и 02-BM для подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм, а также железных дорог - членов ОСЖД колеи 1435 мм, который может проходить сортировочные горки, оборудованные вагонными замедлителями на условиях, приведенных в названиях к рисункам 15 - 19.
Размеры дробью: в числителе - для железнодорожного подвижного состава, предназначенного для международных сообщений; в знаменателе - только для железных дорог колеи 1520 мм. Размеры в скобках относятся к железным дорогам колеи 1435 мм.
Рисунок 15. Нижнее очертание габаритов для подвижного состава, не проходящего сортировочные горки, оборудованные вагонными замедлителями
Примечание. Указанные обозначения линий использованы также на рисунках 16 - 21. Точка 11 в нижнем очертании габарита 02-BM на рисунках 15 - 19 стыкуется с верхним очертанием, приведенным на рисунке 12, в точке 8.
Размеры в скобках относятся к железным дорогам колеи 1435 мм.
Рисунок 16. Нижнее очертание габаритов для подвижного состава, проходящего по сортировочным горкам, оборудованным вагонными замедлителями при нерабочем (отторможенном) их положении (включая пути сортировочных горок железных дорог государств - участников СНГ)
Размеры в скобках относятся к железным дорогам колеи 1435 мм.
Рисунок 17. Нижнее очертание габаритов для подвижного состава, проходящего по сортировочным горкам, оборудованным вагонными замедлителями при любом их положении (включая пути сортировочных горок железных дорог государств - участников СНГ)
Размеры дробью: в числителе - для железнодорожного подвижного состава, предназначенного для международных сообщений; в знаменателе - только для железных дорог колеи 1520 мм. Размеры в скобках относятся к железным дорогам колеи 1435 мм.
Рисунок 18. Нижнее очертание габаритов для подвижного состава, проходящего по сортировочным горкам, оборудованным вагонными замедлителями при любом их положении, включая пути сортировочных горок
Размеры дробью: в числителе - для железнодорожного подвижного состава, предназначенного для международных сообщений; в знаменателе - только для железных дорог колеи 1520 мм. Размеры в скобках относятся к железным дорогам колеи 1435 мм.
Рисунок 19. Нижнее очертание габаритов для подвижного состава, проходящего по сортировочным горкам, оборудованным вагонными замедлителями при любом их положении, и по пути, оборудованному устройством для надвига вагонов
4.3.3.
Нижнее очертание габарита подвижного состава
Размеры в скобках относятся к железным дорогам колеи 1435 мм.
Рисунок 20. Нижнее очертание габарита для подвижного состава, не проходящего сортировочные горки, оборудованные вагонными замедлителями
Размеры в скобках относятся к железным дорогам колеи 1435 мм. Вертикальные размеры нижнего очертания габарита указаны для обрессоренных частей кузова и тележки. Для необрессоренных частей их уменьшают на 15 мм.
Рисунок 21. Нижнее очертание габарита для подвижного состава, проходящего по сортировочным горкам, оборудованным вагонными замедлителями при любом их положении
4.3.4.
Нижнее очертание кинематических габаритов подвижного состава
Поясняющие данные к рисунку 22: - a - пространство для деталей, удаленных от колес; - b - пространство для деталей вблизи колес; - c - пространство контактных щеток типа "крокодил"; - d - пространство для колес и деталей, которые могут соприкасаться с рельсами; - e - пространство, которое может заниматься только гребнями колес; - l - ширина колеи; - (1) - предельная линия расположения деталей за колесными парами (рельсоочиститель, песочница и др.), которая обеспечивает прохождение деталей над петардами. Эту линию не распространяют на детали, которые расположены между осями колес; - (2) - максимальная толщина гребней бандажей при наличии контррельсов; - (3) - фактическое граничное положение наружных торцовых поверхностей колес и связанных с ними деталей; - (4) - ограничение на расстояние от оси пути; если подвижной состав находится в кривой радиусом 250 м (наименьший радиус для монтажа "крокодилов") и шириной колеи 1465 мм, ни одна часть, за исключением щеток "крокодила", которая может опускаться до 100 мм, не должна приближаться к оси пути на расстояние менее 125 мм; - (5) - фактическое предельное положение внутренней торцовой поверхности колес, если колесная пара прилегает к противоположному рельсу.
Рисунок 22. Нижнее очертание габаритов для подвижного состава, не проходящего через сортировочные горки, оборудованные вагонными замедлителями и другими устройствами в рабочем положении
Поясняющие данные к рисунку 23: - a - пространство для деталей, удаленных от колес; - b - пространство для деталей вблизи колес; - c - пространство для выброса унифицированных тормозных башмаков; - d - пространство для колес и деталей, которые могут соприкасаться с рельсами; - e - пространство, которое может заниматься только гребнями колес; - f - пространство для замедлителей в отпущенном положении; - (1) - предельная линия расположения деталей за колесными парами (рельсоочиститель, песочница и др.), которая обеспечивает прохождение деталей над петардами; - (2) - максимальная толщина гребней бандажей при наличии контррельсов; - (3) - фактическое граничное положение наружных торцовых поверхностей колес и связанных с ними деталей; - (4) - этот размер является также максимальной высотой унифицированного тормозного башмака, применяемого для закрепления или торможения подвижного состава; - (5) - в это пространство не должна попадать ни одна часть подвижного состава; - (6) - фактическое предельное положение внутренней торцовой поверхности колес, если колесная пара прилегает к противоположному рельсу; - (7) - учитываются геометрические выносы формул (6.40) и (6.41) при применении сортировочных устройств в кривых.
Рисунок 23. Нижнее очертание габаритов для подвижного состава, проходящего по сортировочным горкам, оборудованным вагонными замедлителями и другими устройствами в рабочем положении
4.4. Расчет допустимых строительных размеров железнодорожного подвижного состава 4.4.1. Расчет допустимых строительных размеров железнодорожного подвижного состава, вписываемого в заданный габарит, выполняют: - по методу расчета, приведенному в 6.1, - при вписывании в статический габарит подвижного состава; - в
соответствии с методом расчета, приведенным в 6.2, - при вписывании в
кинематические габариты 4.4.2. Расчеты строительных размеров по любому из указанных в 4.4.1 методов представляют в комплекте общей конструкторской документации при ее согласовании и представлении опытных образцов железнодорожного подвижного состава на испытания. Для подтверждения соответствия железнодорожного подвижного состава заданному габариту (Приложение И) проводят измерение фактических габаритных размеров железнодорожного подвижного состава и их сравнение с полученными расчетом строительными размерами. При серийном выпуске железнодорожного подвижного состава допускается применение габаритной рамки, размеры которой согласованы с организацией, аккредитованной национальным органом по аккредитации на проведение таких работ. При проведении сертификационных испытаний проверку габаритов подвижного состава проводят только измерительным способом.
5. Габариты приближения строений
5.1. Верхние очертания габаритов приближения строений 5.1.1.
Верхние очертания габаритов приближения строений C,
Ширину
желоба
Рисунок 24. Габарит C
Примечание. На рисунках 24, 25 и 26 обозначены:
Ширину
желоба
Рисунок 25. Габарит
Ширину
желоба Размер в скобках (3300 мм) - только для вновь устанавливаемых опор контактной сети.
Рисунок 26. Габарит
5.1.2.
Очертания габаритов C и - для высоких и низких пассажирских и грузовых платформ; - для промежуточных опор путепроводов, пешеходных мостов, опор контактной сети, мачт, столбов, стеллажей, малых служебно-технических зданий (постов) и других объектов на отдельных, специально выделенных для этих целей уширенных станционных междупутьях; - для установки мачтовых и карликовых светофоров, опор устройств двухсторонней парковой связи; - для электроприводов и других механизмов стрелочных переводов, путевых ящиков, кабельных муфт, дроссель-трансформаторов и других устройств СЦБ и пневмообдувки, расположенных в пределах стрелочных переводов. При этом мачтовые светофоры, указанные опоры и здания постов должны устанавливаться на расстоянии 2450 мм от оси соседних путей, а карликовые светофоры - на расстоянии не менее 1920 мм при высоте не более 1100 мм. 5.1.3.
Размеры габаритов приближения строений, очертания которых показаны на рисунках
24 - 26 сплошными линиями и на рисунке 25 линией Расстояния от оси путей, расположенных на территории промышленных и транспортных предприятий, по которым не осуществляют пропуск негабаритных грузов, до сооружений и устройств, находящихся в местах прохода обслуживающего персонала, допускают устанавливать исходя из учета в пространстве между этими сооружениями и устройствами и обращающимся железнодорожным подвижным составом зоны шириной не менее 850 мм. 5.1.4. На
междупутьях перегонов, а также железнодорожных станциях в пределах полезной
длины путей для обеспечения условий механизации работ по текущему содержанию и
ремонту пути (балластировке, очистке щебня, уборке снега и других работ) не
должно быть расположено ни одно сооружение или устройство, кроме допускаемых
линией В
случаях, когда на железнодорожных станциях с большим путевым развитием
выполнение этого требования невозможно и возникает необходимость расположения на
междупутьях отдельных, не отвечающих этому требованию устройств (опор, мачт,
столбов, стеллажей, напольных устройств СЦБ и др.), они должны быть
сконцентрированы на специальных ограниченных по числу междупутьях с тем, чтобы
обеспечивалась возможность механизации работ по текущему ремонту и содержанию
остальных путей железнодорожной станции. Расстояния от таких устройств до оси
каждого из смежных путей должны соответствовать размерам очертаний габаритов
приближения строений C и 5.1.5. На железнодорожных путях, по которым возможен пропуск негабаритных грузов, не должно быть ни одного сооружения или устройства, не отвечающего на высоте более 1100 мм от уровня верха головок рельсов основному очертанию габарита приближения строений, показанному сплошными линиями. 5.1.6.
Пассажирские платформы должны размещаться в зоне нижнего выступа габаритов C и - для высоких платформ: высоту - 1100 мм от уровня верха головок рельсов, расстояние от оси пути до края платформы - 1920 мм; - для низких платформ: высоту - 200 мм от уровня верха головок рельсов, расстояние от оси пути до края платформы - 1745 мм; - для средних платформ: высоту - 550 мм от уровня верха головок рельсов, расстояние от оси пути до края платформы 1920 мм <1>. -------------------------------- <1> Решение о применении средней платформы принимает владелец инфраструктуры.
В процессе эксплуатации для платформ разрешаются следующие допуски: - на высоту - до 20 мм в сторону увеличения и 50 мм в сторону уменьшения; - на расстояние от оси пути - до 25 мм в сторону уменьшения и до 30 мм в сторону увеличения. 5.1.7. В целях улучшения условий посадки и высадки пассажиров высоту пассажирских платформ допускается принимать более 1100 мм, но не более 1300 мм от уровня верха головок рельсов при расстоянии от оси пути 1920 мм в следующих случаях: - для платформ, расположенных у приемо-отправочных или главных путей на раздельных пунктах, на участках с интенсивным движением пригородных поездов, где главный или один приемо-отправочный путь на однопутных линиях, а на двухпутных и многопутных линиях - главный или один приемо-отправочный путь в каждом направлении обеспечивают пропуск негабаритных грузов, т.е. все сооружения и устройства отвечают требованиям очертания габарита C по сплошной линии для перегонов; - для платформ, расположенных на главных и станционных путях, многопутных линий у путей, специализированных только под пассажирское движение, или на участках смешанного движения, где исключены перевозки негабаритных грузов; - для платформ, расположенных у тупиковых путей станции, если на этих путях не предусмотрен прием и отправление поездов с негабаритными грузами; в этом случае также допускается уменьшение расстояния до оси пути, но не менее чем 1875 мм. Высота пассажирских платформ, у которых предусматривается остановка, кроме пригородных электропоездов, также поездов дальнего следования, с целью обеспечения погрузочно-выгрузочных операций с почтово-багажными вагонами, должна быть не более 1200 мм. 5.1.8. Грузовые платформы во всех случаях, кроме указанных ниже, должны иметь высоту 1100 мм от уровня верха головок рельсов и расстояние от оси пути до края платформы - 1920 м. В целях улучшения погрузки и выгрузки грузов для всех грузовых платформ, расположенных у путей, где не производится погрузка, выгрузка и пропуск негабаритных грузов, а также пропуск вагонов пригородных электропоездов, построенных по габариту T, допускается принимать высоту 1200 мм, а расстояние от оси пути до края платформы 1800 мм. Вместо высоты 1200 мм допускается применять высоту грузовых платформ 1300 мм в случаях, когда это необходимо для обеспечения эффективных способов погрузки и выгрузки из соответствующего подвижного состава. Торцовые грузовые платформы специального назначения допускается проектировать высотой 1300 мм. Если на пути загрузки или разгрузки специализированных составов исключено попадание всех других видов подвижного состава, то высоту и расстояние от оси пути до края расположенных у этих путей грузовых платформ допускается устанавливать исходя из обеспечения наиболее эффективных способов загрузки или разгрузки соответствующих специализированных составов. 5.1.9. При новом строительстве, реконструкции (усилении) и эксплуатации на расстоянии от оси пути 3100 мм и пределах высоты до 3200 мм, считая от уровня верха головок рельсов, должны размещаться все сооружения и устройства (кроме пролетных строений мостов, конструктивных элементов тоннелей, галерей и платформ), располагаемые с внешней стороны: - крайних путей перегонов и станций железных дорог общей сети; - подъездных путей от станции примыкания до территории промышленных и транспортных предприятий; - отдельно лежащих путей станций общей сети железных дорог и внешних подъездных путей; - крайних путей перегонов и станций, находящихся между территориями смежных промышленных и транспортных предприятий; - крайних путей, соединяющих станции на территории промышленных и транспортных предприятий. На объекты, располагаемые на междупутьях, норма 3100 мм не распространяется. Требования к таким объектам следует принимать согласно 5.1.2 - 5.1.4. 5.1.10.
Расстояние 3100 мм от оси пути до линии приближения существующих зданий,
сооружений и устройств ( -------------------------------- <2> Под трудными условиями в настоящем стандарте следует понимать сложные топографические, геологические, планировочные и другие местные условия, когда применение основных габаритных размеров связано со значительным увеличением объема и стоимости строительно-монтажных работ, с необходимостью переустройства существующего земляного полотна, станционных путей, инженерных сооружений, со сносом строений.
При соответствующем обосновании и при условии соблюдения требований безопасности персонала железных дорог, работников промышленных и транспортных предприятий, пассажиров (их проход вдоль пути не требуется или предусмотрен и оборудован обход) допускается применять расстояние менее 3100 мм, но не менее 2450 мм также в следующих случаях: - для вновь строящихся грузовых складов, служебно-технических зданий, устройств экипировки локомотивов и других сооружений, располагаемых у главных и приемо-отправочных путей (если они не крайние) станций; - при реконструкции (усилении) станций - для существующих зданий, опор путепроводов, пешеходных мостов и других капитальных сооружений, расположенных с внешней стороны крайних и указанных в 5.1.6 отдельно лежащих путей, если применение нормы 3100 мм не осуществимо без коренного переустройства соответствующего сооружения (устройства), не требуемого его состоянием; - в виде исключения - для существующих зданий и заборов, расположенных у любых путей. 5.1.11. Вновь вводимые здания, имеющие выходы в сторону пути, должны проектироваться и строиться на расстоянии от оси пути 6000 мм. Для существующих зданий, у которых это требование не соблюдается, должны быть предусмотрены необходимые ограждения выходов из зданий со стороны пути. Расстояние до этих ограждений принимается в соответствии с нормами, указанными в пунктах 5.1.9 и 5.1.10. Минимально допустимое расстояние до ограждения - 1920 мм от оси пути при высоте не более 1100 мм. 5.1.12. Опоры контактной сети в выемках должны устанавливаться вне пределов кюветов. В особо сильно снегозаносимых выемках (кроме скальных) и на выходах из них (в пределах 100 м) расстояние от оси пути до внутреннего края опор должно быть не менее 5700 мм. Горизонтальное расстояние 5700 мм, установленное для прямых, увеличивается в кривых только в особо сильно снегозаносимых выемках. 5.1.13.
По разрешению владельца инфраструктуры допускается для габарита -
размещать ограничиваемые линией -
уменьшать расстояние (2350 мм) от оси пути до линии 5.1.14.
Расстояние 2000 мм габарита 5.1.15.
При установке технологических устройств на междупутьях путей промышленных и
транспортных предприятий, по которым не осуществляют пропуск негабаритных
грузов, расстояния до частей этих устройств от оси каждого смежного пути
допускают принимать в соответствии с линией 5.1.16. В пределах всего горба сортировочной горки на расстоянии до 1920 мм от оси пути не должно быть никаких сооружений и устройств, возвышающихся над уровнем верха головок рельсов. 5.1.17.
Верхнее очертание габарита 5.1.18. Установленные настоящим стандартом вертикальные размеры габаритов приближения строений должны быть соблюдены в течение всего периода эксплуатации каждого сооружения и устройства. Поэтому строительные размеры сооружений и устройств по высоте назначают с учетом возможного изменения уровня головок рельсов: понижения - вследствие износа рельсов, повышения - вследствие укладки более высоких типов рельсов, перехода на щебеночный балласт. Расчетный резерв на возможное в перспективе повышение уровня головок рельсов вследствие работ по усилению верхнего строения пути, укладке щебеночного балласта и др. рекомендуется принимать равным (400 - 500) мм. 5.2. Нижние очертания габаритов приближения строений 5.2.1. Нижнее очертание габаритов приближения строений для двойных перекрестных стрелочных переводов должно соответствовать указанному на рисунке 27.
Рисунок 27. Нижнее очертание габаритов C и
перекрестных стрелочных переводов, планок контроля нижнего габарита, устройств контроля схода подвижного состава
Примечание. Приведенное очертание устанавливает допускаемые нормы возвышения над уровнем верха головок рельсов и удаления от оси пути частей тупых крестовин и не является каким-либо конкретным сечением стрелочного перевода.
5.2.2.
Нижние очертания габаритов приближения строений C и
Рисунок 28. Нижнее очертание, за пределы которого не должна выступать ни одна из частей вагонного замедлителя при любом его положении, включая рабочее (заторможенное)
Рисунок 29. Нижнее очертание, за пределы которого не должна выступать ни одна из частей вагонного замедлителя при его нерабочем (отторможенном) положении
5.2.3.
Нижнее очертание габарита приближения строений
Рисунок 30. Нижнее очертание для подвагонных толкателей и устройств надвига вагонов
5.3. Расстояния между осями путей 5.3.1. Расстояние между осями главных путей на перегонах двухпутных линий, а также между третьим и четвертым путем или любой парой путей после уширенного в соответствии с требованиями 5.3.2 междупутья для прямых участков пути и кривых радиусом более 4000 м должно быть не менее 4100 мм. 5.3.2. На трех-, четырех- и других многопутных линиях на перегонах расстояние между осями второго и третьего пути, а также любое внешнее междупутье по отношению к паре путей с междупутьем 4100 мм, должно быть не менее 10000 мм - при скорости движения по любому из смежных путей свыше 140 км/ч, не менее 8000 мм - при скорости движения не выше 140 км/ч, а в трудных условиях - не менее 6000 мм с соответствующим снижением скорости до 90 км/ч и менее. При реконструкции существующих линий под скоростное движение пассажирских поездов и невозможности выполнения указанных выше нормативов проектирования реконструкцию следует проводить по специальным техническим условиям. 5.3.3. Расстояния между осями смежных путей вновь строящихся и реконструируемых железнодорожных станций принимают с учетом требований, приведенных в Приложении Д. 5.4. Размеры габаритов приближения строений в кривых 5.4.1. Размеры габаритов приближения строений и расстояние между осями путей 4100 мм даны для прямых участков пути и кривых радиусом более 4000 м. Для кривых участков пути радиусом 4000 м и менее размеры габаритов приближения строений и расстояние между осями путей 4100 мм должны быть увеличены из условия прохода двухосного вагона (принятого за расчетный) длиной 24 м с направляющей базой 17 м при тех же расчетных зазорах безопасности, что и на прямых участках пути, с учетом максимально возможных скоростей движения железнодорожного подвижного состава на перспективу. Нормы увеличения габаритов приближения строений, контрольных очертаний и расстояний между осями путей в кривых участках пути устанавливают в соответствии с Приложением Е. 5.4.2. Размеры габарита приближения строений для кривых участков пути следует считать: - горизонтальные - от вертикальной линии, проходящей внутри колеи на расстоянии 760 (762) мм от рабочей грани головки ближайшего к сооружению или устройству рельса; - вертикальные - от уровня верха головки внутреннего рельса. 5.5. Зона безопасности пассажиров и обслуживающего персонала 5.5.1. Высокие и низкие пассажирские платформы, расположенные на раздельных пунктах, где производят безостановочный пропуск высокоскоростных поездов, должны иметь защитное ограждение пассажиров от воздушного удара. Ограждение следует устанавливать на расстоянии не менее 2,0 м от края высокой платформы и 2,3 м - низкой платформы. Конструкция ограждения должна иметь проходы для посадки и высадки пассажиров. 5.5.2. При введении на эксплуатируемых линиях высокоскоростного движения и на вновь построенных высокоскоростных магистралях следует устанавливать безопасную зону для обслуживающего персонала и пассажиров, находящихся на обочине железнодорожного пути на расстоянии не менее 5 м от оси пути. 5.6. Контроль габаритов, учет и устранение негабаритных мест 5.6.1. Общие положения Контроль за соблюдением габаритов приближения строений, сооружений, устройств и путей владелец инфраструктуры возлагает на специализированные в области габаритов подразделения, компетенция и порядок действий которых определяется инструкцией владельца инфраструктуры железных дорог общего пользования. 5.6.1.1. Габариты сооружений и устройств, а также расстояния между осями путей должны проверять: - в процессе строительства, реконструкции, ремонтов - при приемке в эксплуатацию вновь построенных, реконструированных и капитально отремонтированных сооружений, устройств и путей; - в процессе эксплуатации сооружений устройств и путей - порядком и в сроки, установленные соответствующими инструкциями владельцев инфраструктуры, но не реже двух раз в год; - не реже одного раза в 10 лет - в ходе сплошной проверки всех сооружений и устройств, тоннели - не реже одного раза в 5 лет. На электрифицированных линиях проверки выполняются совместно с работниками участков (дистанций) энергоснабжения. 5.6.1.2. Нарушение габаритов, при которых не обеспечивается безопасный пропуск с нормальными скоростями подвижного состава и грузов, должны устраняться по их обнаружению. Выявление таких нарушений и отчет о мероприятиях по их устранению должны фиксироваться порядком, установленным владельцем инфраструктуры. 5.6.2. Производство габаритных промеров 5.6.2.1. Натурные обмеры сооружений, устройств и расстояний между осями путей должны проводиться с целью определения фактических габаритов сооружений, устройств и расстояний между осями путей и их соответствия установленным нормам. 5.6.2.2. Съемка внутренних очертаний сооружений и устройств и измерения расстояний между осями путей и от оси пути до опор, мачт, столбов и других подобных устройств железных дорог колеи 1520 мм должна производиться в сечениях, перпендикулярных к оси пути, методом прямоугольных координат или полярным методом. Вертикальную координату каждой переломной точки внутреннего очертания следует измерять: в прямых - от уровня головок рельсов; в кривых - от уровня верха головки внутреннего рельса. Горизонтальные расстояния до параллельных точек измеряются: в прямых - от оси пути; в кривых - от вертикальной линии внутри колеи, отстоящей от внутренней грани ближайшего рельса на расстоянии 760 (762) мм. При съемке полярным методом за полюс принимается точка пересечения оси ближайшего к сооружению пути с горизонтальной прямой на уровне верха головок рельсов (в кривой - верха головки внутреннего рельса). 5.6.2.3. Съемка внутреннего очертания сооружений и устройств должна производиться по точкам перелома линии внутреннего очертания. Для тоннелей или других объектов, имеющих криволинейное очертание, переломные точки должны выбираться с таким расчетом, чтобы расстояние между двумя соседними точками не превышало 400 мм, что обеспечивает необходимую точность в связи с заменой криволинейных отрезков прямолинейными. 5.6.2.4. Съемку габаритов сооружений и устройств различных видов и измерение расстояний между осями путей необходимо производить в следующих сечениях: 5.6.2.4.1. На мостах с ездой понизу, имеющих фермы пролетных строений с непараллельными поясами в сечениях по портальным рамам. Если фермы с параллельными поясами, съемку следует производить в сечениях портальных рам и в одном из сечений по поперечным связям в каждом пролетном строении, а также дополнительно в тех сечениях поперечных связей, в которых после усиления или реконструкции пролетных строений изменились внутренние очертания. На мостах с ездой посередине - в местах видимых стеснений, а при их отсутствии в 2 - 3 сечениях по длине моста, но не менее чем в одном сечении каждого пролетного строения. На мостах с ездой поверху - допускается ограничиться 2 - 3 промерами от оси пути до перил в одну и другую стороны и в видимых стесненных сечениях, если они имеются. 5.6.2.4.2. В тоннелях и галереях - в сечениях не реже чем через 100 мм, по кольцам, и в местах видимых стеснений. 5.6.2.4.3. Под пролетными строениями путепроводов, пешеходных мостов и акведуками - в сечениях, соответствующих наивысшему уровню головки рельса под сооружением и в наиболее стесненных опорами и пролетными строениями местах. При протяжении этих сооружений вдоль оси пути не более 10 м можно ограничиться снятием размеров одного наиболее стесненного сечения. Проверку сечения в указанных местах следует производить перпендикулярно к оси пути или к ближайшим от опор осям путей, уложенным под этими сооружениями. 5.6.2.4.4. Промеры расстояний от оси пути до платформ, подпорных стенок, зданий, пакгаузов, заборов и других подобных объектов в прямых участках пути следует производить в видимых стесненных сечениях, а если последние трудно выделить, то в начале, середине и конце сооружения (на платформах - у каждой опоры). Если эти сооружения расположены в кривых участках пути, проверяемые сечения следует принимать через 20 м и в местах видимых стеснений (на платформах - у каждой опоры). 5.6.2.4.5. Расстояния от оси пути до края опор, мачт, столбов и других подобных устройств должны измеряться на уровне головок рельсов - если выше нет выступающих за этот край в сторону пути частей; при наличии таких частей следует снимать размеры поперечного сечения по ним. 5.6.2.4.6. Расстояния между осями главных путей на перегонах и станциях следует измерять у каждого километрового столба и пикетного столбика (в кривых - через 50 м), в начале остряков стрелок и в местах видимых сужений междупутий. Расстояния между осями путей на станциях (кроме главных) следует измерять через 50 - 100 м и в местах видимых сужений междупутий. В двухпутных тоннелях, на мостах и других сооружениях расстояния между осями путей должны быть измерены в местах видимых сужений междупутий и в сечениях, где выявлены негабаритности внутренних очертаний этих сооружений. 5.6.2.5. При проверке габаритов приближения строений съемка внутренних очертаний сооружений и устройств, промеры междупутных расстояний, а также промеры до других сооружений и устройств производятся обычными измерительными инструментами и приспособлениями (метры, рулетки, мерные ленты, рейки, отвесы, шесты, уровни) или специальными инструментами и приборами (шаблоны, транспортир, оптический габаритомер, теодолиты, тахеометры). 5.6.2.6. При измерении габаритов приближения строений или габаритов подвижного состава суммарная погрешность измерения должна быть не более 10 мм. 5.6.3. Негабаритные сооружения, устройства и расстояния между осями путей и их учет 5.6.3.1.
Сооружения и устройства железных дорог, нарушающие сплошные очертания габаритов
приближения строений C, 5.6.2.2. Негабаритные сооружения и устройства, влияющие на безопасность работы железнодорожного персонала, должны быть ограждены с обеих сторон постоянными предупредительными знаками "Осторожно! Негабаритное место". 5.6.2.2.1. Расположение этих знаков в зоне железнодорожных путей должно исключать возможность их восприятия в качестве сигналов, относящихся к движению поездов и маневровой работе, а также не ухудшать видимость сигнальных приборов, указателей и знаков. Знаки не должны мешать также движению людей, транспорта, перемещению грузов и т.д. Изображение на знаке в зависимости от его назначения и места установки может быть нанесено с одной или с обеих сторон. 5.6.2.2.2. Размеры каждого знака следует определять в зависимости от максимального расстояния, с которого он четко виден. 5.6.2.3. Негабаритные объекты подлежат учету и последующему переустройству. Локально негабаритные объекты учитывают отдельно и приводят к нормам при реконструкции данной линии, а также при необходимости их переноса для пропуска сверхнегабаритных грузов. Порядок и формы учета негабаритных объектов определяются владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего пользования.
6. Методы расчетов строительных очертаний при вписывании проектируемого железнодорожного подвижного состава в заданные габариты <3>
-------------------------------- <3> Расчет ограничений при вписывании в габарит 1-T электровозов ВЛ80С, ВЛ85, ВЛ65 и ЭП1, ЭП20 допускается вести с учетом ведомственных изменений и дополнений по расчетным формулам ограничений.
6.1.
Метод расчета горизонтальных ограничений для статических габаритов (T, 6.1.1. Вертикальные размеры габарита подвижного состава поверху являются одновременно и максимальными строительными размерами для проектируемого железнодорожного подвижного состава по высоте в ненагруженном состоянии. Наименьшие допускаемые вертикальные строительные размеры проектируемого железнодорожного подвижного состава понизу получают путем увеличения соответствующих вертикальных размеров габарита подвижного состава на величину возможного в эксплуатации статического параллельного понижения железнодорожного подвижного состава вследствие максимального нормируемого износа ходовых частей, а для обрессоренных деталей и вследствие равномерной осадки рессор и их прогиба от расчетной нагрузки (без учета динамических колебаний). Для железнодорожного подвижного состава, в процессе эксплуатации которого возможна замена колесных пар одного диаметра на колесные пары другого диаметра, вертикальные размеры определяют: - поверху - при новых колесах (наибольший диаметр); - понизу - при изношенных колесах (наименьший диаметр) и подшипниках скольжения. 6.1.2. Максимальные допускаемые горизонтальные строительные размеры железнодорожного подвижного состава получают путем уменьшения поперечных размеров соответствующего габарита подвижного состава с каждой стороны на величины необходимых ограничений (поперечных смещений железнодорожного подвижного состава при вписывании в кривую расчетного радиуса с учетом наибольших допускаемых разбегов и износов деталей его ходовых частей), мм, определяемых по формулам: -
ограничение
-
внутреннее ограничение
-
наружное ограничение
где l - расстояние между направляющими сечениями железнодорожного подвижного состава (база железнодорожного подвижного состава), м; n - расстояние от рассматриваемого поперечного сечения железнодорожного подвижного состава до его ближайшего направляющего сечения, м; S - максимальная ширина колеи в кривой расчетного радиуса, мм; d - минимальное расстояние между наружными гранями предельно изношенных гребней бандажей, измеренное на расстоянии 10 мм ниже поверхности катания колес, мм; q - наибольшее возможное поперечное перемещение в направляющем сечении в одну сторону из центрального положения рамы тележки относительно колесной пары вследствие зазоров при максимальных износах и деформациях упругих элементов в буксовом узле и узле сочленения рамы тележки с буксой, мм; w - наибольшее возможное поперечное перемещение в направляющем сечении в одну сторону из центрального положения кузова относительно рамы тележки вследствие зазоров при максимальных износах и упругих колебаниях в узле сочленения кузова и рамы тележки, мм; k -
величина, на которую допускается выход железнодорожного подвижного состава,
проектируемого по габаритам 0-BM, 02-BM,
Примечание. При проектировании подвижного состава с применением серийных ходовых частей числовые значения указанных выше поперечных смещений допускается принимать согласно таблице Ж.8.
Максимально допускаемая ширина железнодорожного подвижного состава 2B, мм, на некоторой высоте H над уровнем верха головки рельса в рассматриваемом сечении определяется по формуле
где E - одно
из указанных в 6.1.2 ограничений 6.1.3.
Если при проектировании железнодорожного подвижного состава по габаритам T,
где
Остальные значения буквенных обозначений те же, что в формулах (6.1) - (6.3). При
расчетах ограничений 6.1.4.
Значения коэффициентов k,
Таблица 6.1
Значения коэффициентов k,
6.1.5.
Входящие в формулы (6.2) и (6.3) дополнительные ограничения Числовые
значения - для
габаритов T,
- для
габаритов 0-BM, 02-BM,
В таблице 6.1 и формулах (6.7) - (6.10) за базу тележки железнодорожного подвижного состава p принимают: - у трехосных тележек - расстояние между крайними осями; - у железнодорожного подвижного состава с сочлененными тележками
где
При
различных величинах базы тележек у одного и того же железнодорожного подвижного
состава в расчет принимают для определения значений 6.1.6. При проектировании железнодорожного подвижного состава, проходящего через сортировочные горки, размеры его должны быть дополнительно проверены, исходя из условия пропуска через сортировочные горки при минимальном радиусе вертикальной кривой горба горки 250 м. 6.1.7. Методику проведения расчетов по определению строительных размеров железнодорожного подвижного состава принимают в соответствии с формулами 6.1.2. 6.1.8. Проектное очертание железнодорожного подвижного состава понизу следует определять путем увеличения, а поверху и в горизонтальном направлении - путем уменьшения размеров его строительного очертания на величину плюсовых допусков соответствующих частей и составных частей железнодорожного подвижного состава при его изготовлении и ремонте. 6.2.
Метод расчета горизонтальных ограничений для кинематических габаритов 6.2.1. Обозначения, используемые в расчетах по кинематическому габариту, приведены в таблице 6.2.
Таблица 6.2
Обозначения, используемые в расчетах
6.2.2. Расчет ограничений для кузова пассажирских вагонов, у которых смещение w не зависит от кривизны пути или изменяется линейно, производят по формулам, приведенным ниже: - расчет
внутренних горизонтальных ограничений в случае, если
то расчет производят для условий установки в прямой по формуле
в случае, если
то расчет производят для условий установки в кривой по формуле
где
- расчет
внешних ограничений в случае, если
то расчет производят для условий установки в прямой по формуле
в случае, если
то расчет производят для условий установки в кривой по формуле
где
-------------------------------- <*> Для частей, расположенных на высоте не менее 400 мм от уровня верха головок рельсов, а также для тех деталей железнодорожного подвижного состава, которые располагаются выше 400 мм, но с учетом значений износа и вертикальных выносов, указанных в 6.4, могут опускаться на высоту, меньшую чем 400 мм. <**> Для частей, расположенных на высоте более 400 мм от уровня верха головок рельсов, кроме деталей, обозначенных (*).
6.2.3. Расчет ограничений для пассажирских вагонов, у которых смещение w зависит от кривизны пути или изменяется нелинейно, производят по формулам, приведенным ниже. Для прямых участков пути ограничения следует рассчитывать по формулам (6.1) и (6.4). Для кривых должно быть определено максимальное ограничение путем сравнения ограничений для кривых различных радиусов. Если
Если 250
> R >= 150, то расчет внутренних ограничений
Если
Если 250
> R >= 150, то расчет внешних ограничений
-------------------------------- <*> Для частей, расположенных на высоте не менее 400 мм от уровня верха головок рельсов, а также для тех деталей железнодорожного подвижного состава, которые располагаются выше 400 мм, но с учетом значений износа и вертикальных выносов, указанных в 6.4, могут опускаться на высоту, меньшую чем 400 мм. <**> Для частей, расположенных на высоте более 400 мм от уровня верха головок рельсов, кроме деталей, обозначенных (*).
6.2.4. Расчет ограничений для тележек и связанных с ними частей, у которых w = 0, производят по формулам, приведенным ниже. Для частей, расположенных на высоте менее 1,17 м от головок рельсов, член z может быть уменьшен в формулах (6.22) - (6.31) на 0,005 м, если (z - 0,005) > 0, и принимается равным нулю, если (z - 0,005) <= 0.
6.2.5. Расчет ограничений для тележечных грузовых вагонов, зазоры в ходовых частях которых считаются постоянными, исключая сами тележки и связанные с ними детали, производят по формулам, приведенным ниже: - расчет
внутренних ограничений в случае, если
то расчет производят из условия установки вагона в прямой по формуле
в случае, если
то расчет производят из условия установки вагона в кривой по формуле
где
- расчет
внешних ограничений в случае, если
то расчет производят из условия установки вагона в прямой по формуле
в случае, если
то расчет производят из условия установки вагона в кривой по формуле
где
-------------------------------- <*> Для частей, расположенных на высоте не менее 400 мм от уровня верха головок рельсов, а также для тех деталей железнодорожного подвижного состава, которые располагаются выше 400 мм, но с учетом значений износа и вертикальных выносов, указанных в 6.4, могут опускаться на высоту, меньшую чем 400 мм. <**> Для частей, расположенных на высоте более 400 мм от уровня верха головок рельсов, кроме деталей, обозначенных (*).
6.3. Кинематический метод расчета ограничений для пассажирского и грузового железнодорожного подвижного состава, адаптированный для статических габаритов 6.3.1. Расчет ограничений для поперечных сечений по шкворням тележек - направляющие сечения (n = 0) производят по формуле
6.3.2.
Для внутренних сечений, расположенных между шкворнями тележек
6.3.3.
Для наружных сечений, расположенных снаружи шкворней тележек
В случае если:
6.3.4. Ограничения для тележек рассчитывают по формулам (6.22) и (6.23). 6.4. Метод расчета вертикальных ограничений Минимальную высоту нижних частей вагонов определяют с учетом вертикальных перемещений, обусловленных износами и прогибом рессор, на которые увеличиваются вертикальные размеры соответствующего нижнего очертания кинематических габаритов, приведены на рисунках 22 и 23.
Расстояние, обозначенное на рисунке 23
При определении минимальной высоты деталей вблизи выступа габарита на высоте 1170 мм (см. рисунок 14) и всех деталей ниже следует учитывать факторы понижений, указанные в таблицах 6.3 - 6.6.
Таблица 6.3
Понижения, не зависящие от состояния нагрузки и рессорного подвешивания
Таблица 6.4
Деформация и прогибы деталей, зависящие от состояния нагрузки и рессорного подвешивания
Таблица 6.5
Виды рессорного подвешивания
Таблица 6.6
Равномерный и одновременный прогиб всех рессор (относится к зонам A, B, C и D)
6.5. Метод расчета ограничений для высокоскоростного железнодорожного подвижного состава с устройством наклона кузова Расчет ограничений ведут по формулам 6.2 с учетом в них дополнительного члена. Устройство наклона кузова предназначено для компенсации центробежного ускорения при движении в кривых.
Железнодорожный подвижной состав с устройством наклона кузова может иметь в
кривых более высокую скорость движения, а непогашенное поперечное ускорение
может возрастать до При отказе устройства железнодорожный подвижной состав должен обеспечивать уровень ускорений не более, чем у обычного железнодорожного подвижного состава.
Возникающая разность перемещений Z, м, подлежит дополнительному учету в формулах
ограничений для
ограничений
для
ограничений
где S - коэффициент квазистатического наклона, зависящий от гибкости рессорного подвешивания;
g - ускорение земного тяготения, м/с2;
h - высота от головок рельсов до рассматриваемой точки габарита, м;
0,4 - расчетный коэффициент наклона; l - расстояние между кругами катания колес по рельсам, при колее 1435 мм равно 1,5 м, при колее 1520 мм - 1,58 м. При пассивном устройстве наклона кузова принудительный наклон кузова внутрь кривой происходит пропорционально недостатку возвышения. При
пассивном устройстве наклона кузова формулы ограничений включают величину на
высоте
на
высоте
6.6. Метод контроля вписывания проектируемого железнодорожного подвижного состава в заданные габариты 6.6.1. Контроль вписывания железнодорожного подвижного состава в габарит осуществляют проверкой соответствия опытного образца строительному очертанию, рассчитанному в соответствии с разделом 6. Проверка должна включать экспертизу расчетов строительного очертания, обмер опытного образца по критическим точкам и сопоставление полученных размеров со строительным очертанием. 6.6.2. На стадии разработки конструкторской документации выполняют графическую проверку, которую следует осуществлять посредством совмещения на одном отдельном чертеже проектного очертания железнодорожного подвижного состава и внешнего контура соответствующих его частей (кузова, тележки, укрепленных на ней деталей). Для каждой выступающей точки, вписываемой в габарит части железнодорожного подвижного состава, должны быть указаны координаты: - горизонтальная - от продольной вертикальной серединной плоскости железнодорожного подвижного состава; - вертикальная - от уровня верха головок рельсов. Кроме того, должны быть выполнены схемы расположения надкузовного и подкузовного оборудования, на которых следует указать расстояния от проверяемых сечений рассматриваемой части железнодорожного подвижного состава до направляющих сечений. 6.6.3. Экспертизу расчетов строительного очертания проводит организация, аккредитованная национальным органом по аккредитации на проведение таких работ. При серийном выпуске подвижного состава и применении габаритной рамки расчет габаритной рамки должен быть согласован с организацией, аккредитованной национальным органом по аккредитации на проведение таких работ. 6.6.4. Метод проверки соответствия габаритных размеров строительному очертанию путем обмера опытного объекта (измерительный метод) приведен в Приложении И.
См. Приложения А-И к ГОСТ 9238-2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений
ГОСТ 9238-2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений
|