|
ГОСТ 26319-84 Грузы опасные. Упаковка
ГОСТ 26319-84 ГРУЗЫ ОПАСНЫЕ Упаковка Dangerous cargo Package
УДК 656 073 436 004 3 006.364 Группа Д08 ОКСТУ 0079 Дата введения 01.01.86
1. Настоящий стандарт устанавливает упаковку опасных грузов, предъявляемых к перевозке транспортом любого вида, массой нетто грузового места не более 400 кг и вместимостью не более 450 дм3 и устанавливает общие требования к транспортной таре и упаковке, а также их виды, типы, основные параметры и виды испытаний Стандарт должен применяться при разработке нормативно-технической документации на транспортную тару и упаковку конкретных видов опасных грузов, а также правил перевозки опасных грузов на соответствующем виде транспорта 2. Стандарт не распространяется на упаковку опасных грузов классов 2, 7 и подкласса 6 2 3. Стандарт полностью соответствует требованиям Рекомендаций, подготовленных Комитетом экспертов Организации Объединенных Наций, и международных правил перевозки опасных грузов 1-3 (Измененная редакция, Изм. № 1). 4 Термины, применяемые в настоящем стандарте, и пояснения к ним приведены в справочном приложении 1 5. Упаковка опасных грузов должна соответствовать нормативно-технической документации на продукцию, на конкретные виды (типы) тары и упаковки, а также требованиям настоящего стандарта 6. Для опасных грузов должна применяться транспортная тара, указанная в табл. 1
Таблица 1 Вид, тип, исполнение и обозначение транспортной тары
7. Масса нетто и вместимость транспортной тары для опасных грузов не должны превышать указанных в табл. 2.
Таблица 2
5-7. (Измененная редакция, Изм. № 1) 7а. Транспортная тара (упаковка) каждого вида, типа и исполнения по показателям прочности, устанавливаемым в результате испытаний, разделяются на три вида упаковки (см. приложение 1а). (Введен дополнительно, Изм. № 1). 8. Допускаемое количество конкретного опасного груза в таре или упаковке или масса брутто должны соответствовать правилам перевозки опасных грузов, действующим на каждом виде транспорта. 9, 10 (Исключены, Изм. № 1) 11. Воздушные пробки и другие устройства для сброса внутреннего давления допускается устанавливать при условии, что количество выделяющихся паров или газов неопасно. Тара с устройствами для сброса внутреннего давления не допускается для транспортирования воздушным транспортом. Герметичная тара, включая укупорочные средства, предназначенная для перевозки жидких опасных грузов воздушным транспортом, должна выдерживать без утечки снижение наружного давления до 68 кПа. 12. Возвратную тару перед наливом жидкости подвергают испытанию на герметичность в соответствии с п. 36 настоящего стандарта. 13. Транспортную тару применяют для опасных жидкостей при соблюдении одного из следующих условий:
где Рр - рабочее давление в таре при 55 °С, т. е. суммарное давление паров жидкости, воздуха и других неконденсирующихся газов в таре с учетом коэффициента наполнения п. 14 минус 100 кПа; Ри - испытательное гидравлическое давление, кПа; Р50, Р55-давление насыщенных паров жидкости, кПа, при 50 и 55 °С соответственно. 14. При наливе в таре оставляют незаполненное пространство ' (недолив) из расчета, чтобы жидкость не заполняла весь внутренний объем тары при температуре 55 °С. Объем жидкости вычисляют по формуле Vж=KиVт, где Vж - объем жидкости при наливе, дм3; Vт - вместимость тары, дм3; Kи - коэффициент наполнения тары вычисляют по формуле
где a - температурный коэффициент объемного расширения; tн - температура жидкости при наливе, °С; z - величина, выбираемая в зависимости от температурного коэффициента объемного расширения, приведена в табл. 4, Таблица 4*
* Таблица 3 (Исключена, Изм. № 1). 15. Материалы, из которых изготовлена тара, упаковка и укупорочные средства, должны быть инертными по отношению к упаковываемому продукту или иметь инертное покрытие или/прокладку (вкладыш). 16. Полимерная тара должна быть изготовлена из материалов, устойчивых к старению, вызываемому воздействием упаковываемого продукта или ультрафиолетового излучения, и должна обеспечивать сохранность груза при транспортировании и хранении. 17. Швы корпуса стальных барабанов, бочек и канистр (1А1, ЗА1, ЗА2) вместимостью более 40 дм3, предназначенных для жидкостей, должны быть сварными. Швы корпуса барабанов, бочек и канистр (1А1, 1А2, ЗА1, ЗА2), предназначенных для твердых грузов, а также для жидкостей, вместимостью менее 40 дй3 должны быть механически закатаны или сварены. (Измененная редакция, Изм. № 1). 18. Алюминиевые барабаны и бочки (1В1 и 1В2) должны изготовляться со сварными швами. Швы; соединяющие донья с корпусом, должны быть защищены обручем. Фланцы должны быть приварены. 19. Металлические барабаны и бочки (1А1, 1А2, 1В1, 1В2) вместимостью более 60 дм3 должны иметь не менее двух гофров катания или двух обручей, прочно соединенных с корпусом. Точечная сварка в этом случае не допускается. 20. Фанера, применяемая для изготовления барабанов и бочек, должна быть склеена водостойким клеем. 20а. Крышка фанерного барабана (1D) должна быть выложена с внутренней стороны бумагой или другим материалом для предотвращения просыпания продукта. Бумага (материал) должна быть прикреплена к крышке и выступать за ее края по всему периметру. 20б. Металлические ящики (4А2, 4В2) должны быть выложены с внутренней стороны картоном или войлочными прокладками. В ящиках с двойным швом не допускается попадание вещества в полость шва. 20а; 206. (Введены дополнительно, Изм. № 1). 21. Каждая стенка ящика (4С2), дно и крышка, должны быть изготовлены из цельной доски или щитов, собранных при помощи кромочных соединений типов К-1 -К-6 по ГОСТ 9330-76 на клею или с применением рифленых металлических накладок (скрепок). 22. Картонные ящики (4 G) изготовляют из картона, влагопрочность наружной поверхности которого должна быть такой, чтобы при испытании на водопроницаемость по ГОСТ 25439-82 в течение 30 мин масса поглощенной воды не превышала 155 г/м2. 21; 22. (Измененная редакция, Изм. № 1). 23. Пенопластовые ящики (4Н1) должны состоять из двух частей, изготовленных из формованного пенопласта: нижней части, имеющей Специальные полости, соответствующие форме помещаемой и них тары, и верхней части, закрывающей нижнюю и плотно с нею скрепляемой тканевой или ламинированной бумажной лентой. Крышка или пробка, уложенной в ящик тары, не должна соприкасаться с верхней частью ящика. 24. На внутреннюю поверхность мешков (5Н2 и 5L4) при их изготовлении наклеивают бумагу или полиэтиленовую пленку или применяют один или более вкладышей из бумаги или полимерного материала. 25. На внутреннюю поверхность мешков (5НЗ и 5L3) при их изготовлении наносит покрытия из полимерного материала или применяют внутренние вкладыши из влагопрочной бумаги (парафинированной, битумированной или ламинированной полиэтиленом) или из полимерной пленки. 26. Количество слоев в бумажных мешках должно быть не менее трех. Наружный слой бумажного мешка (5М2) должен быть влагопрочным. В четырехслойных и более мешках (5М2) влагопрочным допускается второй слой после наружного. Внутренний слой мешка для упаковывания гигроскопичной продукции или для продукции во влажном состоянии должен быть влагопрочным. 27. В комбинированной таре (6НА1-6НН2) внутренний сосуд из полимерных материалов должен отвечать требованиям п. 16 и должен быть плотно встроен или вставлен в наружную тару. 24-27. (Измененная редакция, Изм. № 1). 28. Внутренние сосуды из стекла, фарфора или керамики комбинированной тары (6РА1-6РН2) должны быть плотно укупорены и помещены в ящики, обрешетки, корзины или барабаны с заполнением промежутков инертным прокладочным и (или) поглощающим материалом так, чтобы сосуд не перемещался в наружной таре во время транспортирования. Наружная тара должна полностью закрывать внутренний сосуд и защищать его от механических повреждений. Допускается применять съемные крышки или колпачки. 29; 30 (Исключены, Изм. № 1). 31. Испытания образцов транспортной тары (упаковки) каждого проектного типа для конкретных видов продукции должны проводиться в соответствии с табл. 5. 31а. Серийные образцы тары и упаковки испытывают в соответствии е требованиями нормативно-технической документации. Таблица 5
* Проводят испытания тары, предназначенной для жидкостей, твердых -веществ подкласса 4.3, а также твердых веществ, перевозимых в герметичной таре. ** Проводят испытания тары, предназначенной только для жидкостей. *** Проводят испытания внутренней тары, предназначенной для жидкостей, транспортируемых воздушным транспортом. Примечания: 1. Знак “+” означает, что испытания проводят: “знак “-”-не проводят. 2. Нормы показателей качества тары (упаковки) устанавливают в соответствии с группой упаковки, для которой образец проектного типа выдержал испытание. 3. Испытания комбинированной упаковки могут не проводить при соблюдении следующих условий: в наружной таре объединены различные типы внутренней тары, прошедшие испытания в той же наружной таре; в наружной таре размещено меньшее (по сравнению с первоначально испытанным) количество внутренней тары с применением прокладочного материала, предотвращающего ее смещение; в наружной таре размещена внутренняя тара равного или меньшего размера по сравнению с первоначально испытанной при условии, что: внутренняя тара имеет такую же конструкцию и форму; материал внутренней тары обладает равной или большей прочностью при ударах и штабелировании; внутренняя тара имеет отверстия равного или меньшего размера, а их укупорка (крышка, пробка) имеет одинаковую конструкцию; для заполнения пустот и предотвращения смешения внутренней тары применяют достаточное количество прокладочного материала. (Измененная редакция, Изм, № 1). 31б. Кроме испытаний образцов тары, указанных в пп. 31 и 31а, испытанию на герметичность подвергают каждую единицу транспортной тары, предназначенной для жидкостей. Это испытание проводят после изготовления или реставрации тары. 31а; 316. (Введены дополнительно, Изм. № 1). 32. Испытаниям на удар при свободном падении и штабелировании подвергают транспортную тару (упаковку), заполненную продукцией, для которой она предназначена. Допускается заполнять тару (упаковку) габаритно-массовым эквивалентом, имеющим физические свойства, аналогичные свойствам упаковываемого продукта. Тару (упаковку) для жидкостей допускается заполнять водой или водой с антифризом. (Измененная редакция, Изм. № 1). 33. Для испытания на свободное падение и на штабелирование тару заполняют: жидкостью на 98 %, твердым продуктом на 95 % от полной вместимости тары. Деревянные заливные бочки заполняют водой не менее чем за 24 ч до испытания. 33а. Картонную и бумажную транспортную тару перед испытаниями выдерживают не менее 24 ч в атмосфере с относительной ' влажностью (50±5) % и температурой-(23±2) °С; или относительной влажностью - (65±5) % и температурой (20±2) °С или (27±2) °С. (Введен дополнительно, Изм. № 1). 34. Температура тары из полимерных материалов, (кроме ящиков из полистирола и мешков), и содержащегося в ней продукта при испытании на свободное падение должна соответствовать указанной в нормативно-технической документации на конкретные виды тары или упаковываемого продукта. Если в нормативно-технической документации нет других указаний, то температуру принимают равной минус 18 °С. 35. Испытание на удар при свободном падении проводят по ГОСТ 18425-73. Циклы испытания приведены в табл. 6. Высота сбрасывания при свободном падении, м, тары, предназначенной для жидкостей с плотностью р более 1,2 г/см3, при замене жидкости водой (или водой с добавлением антифриза) должна быть не менее: 1,5-р - для упаковки группы I; 1,0-р - для упаковки группы II; 0,67-р -для упаковки группы III. Таблица б
Высота сбрасывания при испытании на удар при свободном падении тары, предназначенной для твердых веществ или жидкостей с плотностью ( р ) не более 1,2 г/см3, а также при замене жидкостей водой должна быть не менее: 1,8м-для упаковки группы I; 1,2 м -для упаковки группы II; 0,8 м -для упаковки группы III. 36. Испытания транспортной тары на герметичность проводят сжатым воздухом (газом) при избыточном давлении, не менее: 30 кПа -для упаковки группы I; 20 кПа -для упаковки группы II и III. В случае, если испытание проводят при погружении образца тары в жидкость, то давление воздуха (газа) должно быть увеличено на величину гидростатического давления жидкости в нижней части погружаемого образца. Внутренняя тара комбинированной тары может подвергаться испытанию без наружной, если это не влияет на результаты испытания. Испытанию подвергают три образца проектного типа тары каждого изготовителя (п. 316). 37. Испытания тары (упаковки) на гидравлическое давление проводят в соответствии с требованиями нормативно-технической документации на конкретные виды тары (упаковки). Избыточное испытательное давление (P„) должно быть не менее рассчитанного по одной из формул (обозначения см. в п. 13):.. .' Ри =1,75 Р50-100; Ри-1,5 Р55-100. Независимо от результатов расчета по указанным формулам испытательное давление должно быть не менее: 250 кПа -для упаковки группы I; 100 кПа -для упаковки группы II или III. Испытанию подвергают три образца проектного типа тары каждого изготовителя. 38. Испытание на штабелирование проводят по ГОСТ 25014-81. Испытание на штабелирование полимерной тары проводят в течение 28 сут при температуре 40 °С. Высота штабелирования упаковки должна быть не менее 3 м. Испытанию подвергают по три образца каждого проектного типа тары. 39. Результаты испытания образцов тары (упаковки) оформляют протоколом, на основании которого при положительных результатах испытаний выдают свидетельство (сертификат) о соответствии тары (упаковки) требованиям настоящего стандарта с указанием: наименования организации, производившей испытания тары (упаковки) и выдавшей свидетельство; наименования предприятия-изготовителя тары; вида, типа и исполнения тары; маркировка тары (упаковки) в соответствии с приложением 2; группы упаковки; назначения упаковки (для твердых или жидких веществ, максимальная плотность вещества); высоты штабелирования; испытательного гидравлического давления; способна ли тара, предназначенная для твердых веществ, имеющих температуру плавления менее 50 °С, удерживать их в расплавленном состоянии; регистрационного номера свидетельства; даты выдачи свидетельства и срок его действия (не более 3-х лет) Копия свидетельства направляется предприятию-изготовителю тары (упаковки). 35-39. (Измененная редакция, Изм. № 1). 40. Каждая единица тары (упаковки), предназначенная для опасных грузов (кроме грузов классов 2, 7 и подкласса 6.2), имеющих свидетельства (п. За), маркируется предприятием-изготовителем в соответствии с приложением 2. Маркировка должна быть четкой, несмываемой. Многооборотную отремонтированную тару маркируют в соответствии с пп. 1-5 приложения 2, таким способом, чтобы маркировка сохранялась в процессе реставрации. (Введен дополнительно, Изм. № 1). Справочное ПОЯСНЕНИЯ К ТЕРМИНАМ, ПРИМЕНЯЕМЫМ В СТАНДАРТЕ
(Измененная редакция, Изм. № 1). ПРИЛОЖЕНИЕ 1a Обязательное ГРУППА УПАКОВКИ ДЛЯ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ 1. Группу упаковки опасного груза устанавливают, за исключением случаев, указанных в пп. 2-5 настоящего приложения, в соответствии со степенью опасности: группа упаковки I - с высокой степенью опасности; группа упаковки II - со средней ” ” группа упаковки III - с низкой ” ” 2. Для грузов класса I и подкласса 52 устанавливают группу упаковки II, если иное не предусмотрено технической документацией на конкретный опасный груз. 3. Для вязких легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ), растворов твердых веществ в ЛВЖ (лаки, краски и т.п. ) с температурой вспышки менее 33 °С устанавливают группу упаковки III при соблюдении условий, изложенных в пп. 3.1-3.4. 3.1. При испытании на отслоение в течение 24 ч должно отслаиваться не более 3% чистого растворителя (раствора). Опыт проводят при 23°С, используя градуированный мерный цилиндр вместимостью 0,1 дм3, общей высотой 2,5 дм и с внутренним диаметром 0,3 дм. Жидкость размешивают до получения однородной консистенции и заливают до отметки 0,1 дм3. Цилиндр, закрытый пробкой, оставляют в состоянии покоя на 24 ч. Через 24 ч определяют высоту слоя отделившегося растворителя (раствора) и вычисляют долю этого слоя от общей высоты образца в процентах. 3.2. Смесь должна содержать не более 5 % вещества подкласса 6.1 или класса 8 с высокой и средней степенью опасности либо не более 5 % вещества класса 3 высокой степени опасности, характеризующихся также видом опасности подкласса 6.1 или класса 8. 3.3. Время истечения ЛВЖ через отверстие и температура вспышки должны соответствовать значениям, приведенным в табл. 7. Таблица 7
Время истечения ЛВЖ при испытании вязкости определяют в соответствии с ГОСТ 8420-74. Температура вспышки - в соответствии с ГОСТ 112.1.044-89. 3.4. Вместимость тары не должна превышать 30 дм3. 4. Для увлажненных взрывчатых грузов подкласса 4.1 устанавливают группу упаковки 1. 5. Для саморазлагающихся грузов подкласса 4.1, отнесенных к категории 415-418 по ГОСТ 19433-88, устанавливают группу упаковки II. (Введено дополнительно, Изм. № 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Обязательное МАРКИРОВКА ТРАНСПОРТНОЙ ТАРЫ ИЛИ УПАКОВКИ Маркировка о соответствии транспортной тары или упаковки требованиям настоящего стандарта содержит: 1) Символ Организации Объединенных Наций:
Не допускается применять указанный символ для других целей. При маркировании металлической тары штампом допускается окружность не наносить. 2) обозначение типа "тары в соответствии с табл. 1 настоящего стандарта. 3) латинские буквы, обозначающие группу упаковки, которой соответствует тара или упаковка: Х-для упаковки групп I, II, III; Y- ” ” ” II, III; Z - только для упаковки группы III. 4) на транспортной таре, предназначенной: для жидких опасных грузов - значение плотности (если она более 1,2 г/см3, с точностью до 0,1) и гидравлического давления, кПа, с точностью до 10 кПа, на которые испытана тара; для твердых веществ и на комбинированной упаковке: значение максимальной массы брутто, кг, и букву S. 5) У год изготовления тары (две последние цифры). На таре типов 1Н и ЗН следует указывать месяц изготовления, который наносят, на тару в другом месте по отношению к остальной маркировке. Рекомендуемый способ нанесения.
6) Сокращенное Название государства, разрешившего Нанесение маркировки, для СССР - SU. 7) обозначение настоящего стандарта. 8) наименование изготовителя; 9) реставрированная тара (упаковка) в дополнение к маркировке, указанной в перечислениях 1-8, должна содержать сокращенное наименование государства, на территории которого проводилась реставрация; наименование реставратора (сокращенное или кодовое), если реставрация Проведена предприятием, не являвшимся изготовителем тары; год реставрации тары (две последние цифры); буква R, если тара подвергалась реставрации; буква L, если тара подвергалась испытанию на герметичность. Примеры маркировки: а) Бочка стальная, упаковка группы II, для жидкости с плотностью 1,4 г/см3, испытанная на давление 150 кПа, год изготовления 1986
1A1\Y\1,4\150\86 SU GOST 26319/ABC б) Барабан стальной со съемным верхним дном, упаковка группы II, максимальная масса брутто 150 кг, год изготовления 1986.
1A2\Y\150\S\86 SU GOST 26319/ABC в) Комбинированная упаковка: бутылки стеклянные в дощатом ящике, упаковка группы III, максимальная масса брутто 50 кг, год изготовления 1986:
4C1\Z\50\S\86 SU GOST 263191ABC г) Реставрированная предприятием-изготовителем тара, предназначенная для жидкостей и прошедшая испытание На герметичность, год реставрации 1990.
д) Реставрированная предприятием-изготовителем тара, предназначенная для твердых веществ:
1A2\Y\150/S\86 SU GOST 26319\АВС\90 R е) Реставрированная предприятием (СВА), не являющимся изготовителем (АВС) тара:
1Al/Y/1,4/150/86 SU GOST 26319/ABC SU/CBA/90 RL (Измененная редакция, Изм. № 1).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ 1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством морского флота СССР РАЗРАБОТЧИКИ Л. П. Андронов, канд. техн. наук; Б. В. Комарницкий, канд. техн. наук; В. Б. Никонорова 2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31.10.84 № 3812 3. ВЗАМЕН ГОСТ 10.74-74 4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
5. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта от 30.03.92 № 319 6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (декабрь 1993 г.) с Изменением № 1, утвержденным в марте 1992 г. (ИУС 6-92)
ГОСТ 26319-84 Грузы опасные. Упаковка Dangerous cargo. Package
|