СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

Юридические услуги и консультации в области логистики

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом

Перевозка опасных грузов авиатранспортом

 

Реклама на сайте                   

 

 

ВЭД для чайников

 

Существует множество вариантов оформления импорта (ввоза) товаров на территорию Российской Федерации. Вариантов абсолютно легальных и не очень, логистическим сообществом придумано предостаточно. О данных бело-серо-черных вариантах и пойдет речь в этой статье.

 

Внешнеэкономическая деятельность практически любого предприятия в России это неизбежность и реалии сегодняшнего дня. Так или иначе, из-за импортозависимости экономики страны практически перед каждой коммерческой организацией рано или поздно встает проблема выбора модели ведения импортных операций и взаимоотношений с таможенными органами. Постоянное изменение правил игры, законов и понятий приводят к тому, что мелкий и средний предприниматель фактически не успевает за ними, ибо все эти изменения направлены исключительно на усложнения таможенного оформления с целью прибрать финансовые потоки к рукам околотаможенных структур.

 

Из основных моделей внешнеэкономической деятельности и взаимоотношений с таможенными органами можно выделить несколько наиболее распространенных:

- "в лоб";

- "за печатью брокера";

- "за печатью декларанта";

- "под контракт брокера" с различной цветовой гаммой.

 

Первая, но, увы, не основная модель – белая "в лоб", описанная в ТК РФ (а теперь еще и в ТК ТС). Это когда участник ВЭД "сам с усам", т.е. сам готовит декларацию, сам ее подает, и все остальное сопровождение на таможне тоже делает сам. В реальности практически не используется, за исключением особо крупных предприятий, имеющих возможность содержать целый штат брокеров (как правило, бывших сотрудников таможни) в отделе таможенного оформления или могущих влиять на таможенных чиновников через верхушки власти. Сами контролирующие чиновники при этом остаются как бы ни у дел, карман их не наполняется, и противостоят они этому "беспределу" любыми доступными им способами. А способов законодательство им предоставило в достаточном количестве. Такие крупные организации и их штат квалифицированных сотрудников в рекомендациях для чайников не нуждаются, а посему подробно останавливаться на этой белой модели "в лоб" не будем.

 

Далее следует довольно распространенная тоже белая модель, когда участник ВЭД привлекает себе в помощь по договору об оказании услуг стороннего декларанта или брокера, для подготовки таможенной декларации и остального комплекта документов*, необходимых для совершения таможенной очистки импорта или экспорта и ее сопровождении. Данную модель также следует разделить на две параллели.

----------------------------

*Приказ ФТС от 25 апреля 2007 г. N 536 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом"

 

Первая часть – подача декларации в таможенный орган "за печатью брокера". К сожалению, деклараций "за печатью брокера" подается все меньше и меньше и обусловлено это как всеобщей тенденцией в государстве российском направленной на нивелирование ответственности посредника, так и действиями самого государства направленными на ужесточение условий бизнеса для лиц, не являющихся особо приближенными к верхушке таможенной власти. Такими барьерами в первую очередь являются обязательное наличие у брокера лицензии (организация-брокер должна быть включена в реестр* таможенных брокеров) и наличие собственного обеспечения в 50.000.000 руб., или банковской гарантии уполномоченного в ФТС банка на эту сумму. Теоретически возможна замена банковской гарантии на гарантию страховой организации, и тоже уполномоченной ФТС, но на практике этого нет, как нет (за очень редким исключением) и брокеров с собственным обеспечением. Следовательно, стоимость банковской гарантии впоследствии закладывается в цену услуг брокера, которая включает в себя непосредственно вознаграждение самого брокера и гонорар местного таможенника за беспрепятственное оформление. В конечном итоге общая сумма может достигать не одну тысячу долларов за одну ГТД и зависит от декларируемого товара, конъюнктуры, действующих профилей рисков или форс-мажорных обстоятельств в лице высших эшелонов власти.

----------------------------

*Приказ ФТС от 10 октября 2007 г. N 1257 "Об утверждении административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции ведения реестра таможенных брокеров (представителей)"

 

Вторая часть – подача декларации в таможенный орган "за печатью декларанта". Это наиболее распространенный вариант, но, увы, только для продвинутых пользователей. Как правило, в данном случае брокер становится уже так называемым брокером, то есть консультантом, который фактически не несет никакой ответственности. В его функции входит только формальное заполнение (набить) таможенной декларации на которую потом сам участник ВЭД ставит свою печать и подпись и которую он обязан перед этим проверить. А вот с проверкой как раз и заключаются сложности для дилетантов. Ибо все процедура настолько усложнена и запутана, что порой элементарная ошибка в одной цифре кода товарной номенклатуры (ТН ВЭД ТС), или элементарная опечатка в количестве или весе товара может повлечь серьезные последствия для самого декларанта, вплоть до административной ответственности за недостоверное декларирование, предусмотренное статьей 16.1 КоАП РФ. При этом сам так называемый консультант по таможенным вопросам остается с точки зрения закона не причем, а декларант должен еще и оплатить ему за оказанные услуги. Известны случаи, когда консультанты намеренно подставляют своих клиентов, так как их к этому вынуждают сотрудники таможенного поста, на котором в данный момент имеется "задолженность по отчетности" за раскрываемость подобных административных преступлений. Известны случаи, когда консультанты намеренно подставляют своих клиентов, с целью вымогательства за закрытие дела об административном правонарушении. Справедливости ради нужно отметить, что такие случаи единичны, но и сбрасывать со счетов их тоже не следует, и к выбору консультанта нужно подходить обстоятельно.

И в первой и во второй части данной "белой" модели импортер (экспортер) является полноправным участником внешнеэкономической деятельности с присущей данной области ответственностью перед контролирующими органами, в том числе и перед органами валютного контроля.

 

Особое внимание следует уделить модели "под контракт брокера" с различными цветовыми оттенками. Особое внимание, так как это наиболее распространенная схема для малых и средних предприятий в сложившейся действительности, но при этом в данной непрозрачной модели взаимоотношений есть большое количество подводных камней. Общим тут является то, что импортер фактически не является таковым и вообще он не участник ВЭД. Свои торговые взаимоотношения с иностранным поставщиком товаров (сырья, комплектующих, готовой продукции) он фактически передает на полный аутсорсинг некоему посреднику. По сложившейся традиции такого посредника называют "экспедитором", хотя с точки зрения закона он таковым не является. Этот посредник-экспедитор, как правило, выполняет все функции по оплате товара, его доставке на территорию Российской Федерации, таможенной очистке для внутреннего потребления, вводом этого товара в оборот на территории РФ и доставке на указанный склад. При более подробном рассмотрении схема выглядит следующим образом:

Российская организация ООО "Некое", заинтересованная в приобретении иностранного товара находит поставщика и заключает с ним предварительные договоренности о сроках, количестве, качестве и цене поставки. Затем ООО "Некое" с "Экспедитором" в лице ООО "Помойка" заключает договор купли-продажи, но уже по цене, которая включает в себя цену иностранного поставщика, стоимость доставки, сумму таможенных платежей, цену таможенного оформления и вознаграждение за услуги самого "экспедитора". В этот момент к сделке подключается "экспедитор", который через ООО "Своя фирма", зарегистрированной где-нибудь в офшорах, приобретает у названного поставщика на указанных условиях нужный товар. С этой фирмой у "экспедитора" уже имеется рамочный внешнеторговый контракт, как правило, работающий уже не первый год, и в который путем дополнительного соглашения вносится нужная клиенту номенклатура. На этом этапе происходит окраска поставки в нужные оттенки от белого до черного. Так, например если добавить еще одну фирму прокладку на территории, например ЕС, то можно поменять инвойсную стоимость и тем самым снизить размер таможенных платежей. Если в документах заменить наименование и код товара ТН ВЭД ТС, например, с компьютерных комплектующих на зеленый горошек, то поставка будет уже почти черного цвета. Но и это еще не предел, так как в принципе возможна фиктивная пропажа товара уже на территории РФ и таким образом данный товар вообще не будет фигурировать в таможенной статистике и таможенных платежей не будет, следовательно, чистая контрабанда. И все эти раскраски происходят без ведома клиента. Российская организация ООО "Некое" получает свой товар на территории РФ от ООО "Помойка" по стандартному комплекту документов (ТОРГ-12 и счет-фактура) к которому иногда добавляют копию ГТД, которая частенько не имеет оригинала.

Справедливости ради стоит отметить, что хотя официальное понятие транспортно-экспедиционная деятельность насчитывает всего несколько десятков лет, но подобная схема существует уже не одно столетие. Красочно и поэтично она была описана еще в Венецианском купце* в середине XVI в., вот только прокладок и помоек там не было и не могло быть.

----------------------------

*«Венецианский купец» (англ. The Merchant of Venice, Уильям Шекспир. ~1596 г.)

 

Казалось бы, какая разница законопослушному хозяйствующему субъекту, каким образом, или какими путями приходит к нему товар, какого цвета была растаможка? На самом деле это ключевой вопрос ответственности экспедитора перед клиентом. В позапрошлом веке крупная американская фирма-экспедитор Данзас* использовала схему с договором купли-продажи, как важное конкурентное преимущество – демонстрация своей реальной ответственности за груз для завоевания европейского рынка. По условию договора с Данзас, если груз по каким-либо причинам был утрачен или получал повреждения в пути, то клиенту нужно было только лишь сделать повторное подтверждение своего заказа, либо отказаться. Причем и в том и в другом случае ему полагалась еще небольшая компенсация за задержку и причиненные неудобства. Никаких рисков по доставке американских товаров в Европу у клиентов этого экспедитора не было. Для сравнения обычная доставка товара морским перевозчиком в те времена осуществлялась на условиях простого товарищества, и морской перевозчик фактически не нес ответственности за груз в случае его порчи или утраты. А распределение убытков по общей аварии (диспаша**) до сих пор производится на всех участников перевозки.

----------------------------

*Данзас (Danzas) США

**ДИСПАША (фр. dispache, от лат. dispacciare освободить, выправить).

 

С тех давних пор прошло более ста лет, и работа российского экспедитора приобрела национальные особенности страны неблагоприятной для бизнеса. Созданные российскими чиновниками таможенные законы и правила позволяют лицам особо приближенным к таможенным структурам ловить рыбку в мутной воде. Теоретически все условия договора купли-продажи достаточно четко и прозрачно прописаны в законе*, но эти самые национальные особенности делают его абсолютно неработоспособным.

----------------------------

*Гражданский кодекс РФ часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ Раздел IV. Отдельные виды обязательств. Глава 30. Купля-продажа

 

Какие же риски поджидают неопытного или наивного "импортера" при использовании схемы "ввоз под контракт брокера"?

Первое и самое важное, что стоит отметить, это то что ООО "Некое" может не получить свой товар и потерять свою частичную предоплату, а без предоплаты никто сейчас не работает и как правило она составляет от 10% до 50%. Как уже говорилось ООО "Некое" по договору должно получить свой товар на территории РФ от ООО "Помойка", а если не получит? На то она и помойка что ее нет ни для налоргов, ни для кредиторов. Но и обойтись без нее тоже проблематично, ибо на нее вешается те самые неуплаченные налоги от разницы в цене после таможенного оформления (ввода в оборот на территории РФ) и цене в договоре купли-продажи, заключенным ООО "Некое". Но предположим, товар все-таки полностью оплачен и благополучно получен.

Далее следует уточнить, какого цвета была растаможка. Спрашивать про это напрямую у экспедитора бесполезно, но проверить не сложно, достаточно просто пробить номер ГТД указанный в счет-фактуре от ООО "Помойка". Сделать это может любой специалист по таможенным вопросам. И опять предположим, что код ТН ВЭД ТС не сильно отличается от реального, или заявленная в ГТД стоимость элитного товара, не такая как у ширпотреба. Как-нибудь и это пережить можно, авось пронесет и проверки* не будет.

----------------------------

*Приказ ФТС от 25 августа 2009 г. N 1560 "Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств"

 

Следующим пунктом идет сертификация ввозимого товара. ООО "Некое" должно получить копию сертификата, заверенную ООО "Помойка", если товар содержится в едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, или в перечне** продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов. Вероятность того что это будет копия реального сертификата 50/50, либо будет, либо не будет, причем второе более вероятно. Останавливаться подробно на теме сертификации не позволяет формат статьи, можно только сказать, что сертифекалии чувствуют себя нормально. Однако стоит напомнить, что согласно п.2 ст.19.19*** реализация продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

----------------------------

*Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии". Обязательной сертификации подлежит: туалетная бумага, изделия чулочно-носочные, электроэнергия и т.д. и т.п.

**Их много, для каждого регламента свой перечень, а по некоторым позициям дважды. Например, Приказ Минпромторга РФ от 27 апреля 2010 г. N 329 "Об утверждении перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов Республики Казахстан, являющейся государством - участником таможенного союза" согласно которому с 1 июля 2010 г. подтверждению соответствия подлежат домашние тапочки, одежда, фрукты, овощи и т.д.

***Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

 

И последний крупный камешек, на который стоит обратить особое внимание, это то, что у нашего ООО "Некое" фактически нет возможности предъявить претензию по качеству товара иностранному поставщику. Нет по самой простой причине – отсутствие каких-либо правоотношений, ибо внешнеэкономический контракт* и сама поставка осуществлялась через ООО "Своя фирма" и право предъявлять претензии продавцу есть только у этого общества.

----------------------------

* Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров (CISG) (Вена, 1980 г.)

 

Конечно, можно сказать, что все так живут, и в государстве РФия выживает только тот, кто может спрятать свой бизнес от этого государства, но не пора ли спросить с этого государства – доколе?

 

Владислав Артамонов

Статья опубликована на

Информационный портал о грузоперевозках cargo.ru

01.07.2010 г.

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования