СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

СКЛАД ЗАКРЫТ

#вируспруденция обнулила вообще всё!

 

Реклама на сайте                   

 

 

Комментарии о транспортно-экспедиционной деятельности.

 

Выстраивание в логической последовательности договорно-правовых отношений между участниками транспортного процесса в ходе организации и осуществления доставки груза называется договорной логистикой.

Договор транспортной экспедиции или договор экспедирования (спор лингвистов, какой корень в определение термина заложить - латинский или немецкий, еще не завершен) занимает свое определенное, но не первостепенное место в логистической цепи правовых норм, определяющих право распоряжения грузом на пути его продвижения от продавца к покупателю или от поставщика к заказчику (во внутрипроизводственном грузообороте). По этой причине во многих странах экспедиторское законодательство еще формируется.

В товарно-денежных отношениях потребность в приобретении на рынке сервиса транспортных услуг возникает только после заключения между продавцом и покупателем договора купли-продажи товара.

Базисные условия поставки в таком договоре устанавливают, какая из сторон договора, т.е. продавец или покупатель или они оба в последовательности организуют доставку товара от отправителя к получателю. В транспортных условиях договора купли-продажи указываются виды транспорта и транспортных средств, содержится перечень транспортных услуг, которые стороны обязуются приобрести согласно заключаемым договорам перевозки, а некоторые из таких услуг на основе обоюдной ответственности за их цены и издержки оформить договорами об организации перевозок, договорами транспортной экспедиции и заключением хозяйственных сделок. (Например, для оформления передачи груза отправителем перевозчику, для сдачи груза получателю, по обработке груза на терминалах, хранения на складе заключаются договоры с терминалами, со стивидорными и тальманскими фирмами и др.).

Перечень транспортных услуг огромен. Каждая из них имеет свою потребительную стоимость, характеризующуюся ее особым назначением в процессе перемещения товаров, осуществляемого транспортом как отраслью экономики.

Транспортная услуга обладает меновой стоимостью, т.е. способностью обмениваться на другие товары (бартер) и на деньги.

Цена транспортной услуги, соответственно, выступает в виде:

- провозной платы, ставки фрахта, сбора за услугу транспорта необщего пользования (автомобильного, трампового судоходства, чартерного воздушного);

- тарифа на услугу транспорта общего пользования (содержащегося в прейскуранте, тарифном справочнике и др.) - железнодорожного перевозчика, линейного судоходства, регулярной авиации на основе публичного договора перевозки.

Цена транспортной услуги в зависимости от вида рынка, на котором она реализуется, может быть внутренней и международной (статьей "невидимого" экспорта или импорта). Цена услуги увеличивает стоимость товара, существовавшую до его перемещения. Таким образом, чем больше величина цены транспортной услуги, тем выше продажная цена товара.

Условие договоров на транспортные услуги, в отличие от условий договоров купли-продажи товаров, весьма регламентированы и не только нормами национального гражданского законодательства, но и нормами отраслевых Уставов и Кодексов, требованиями международных транспортных конвенций, в которых участвует государство, а также правилами перевозок и хранения грузов, утверждаемых транспортными ведомствами. Такая регламентация договорно-правовой базы на услуги отодвигает на второй план фактор имущественной принадлежности хозяйственных предприятий - производителей транспортных услуг. (В России инфраструктура железных дорог принадлежит государству, в США - находится в частной собственности. Более того, ряд американских дорог - имущество канадских железных дорог. Однако степень государственного контроля за деятельностью железнодорожного транспорта в США ни в коей мере не уступает российской). Сфера пользования государственной и частной собственностью на транспорте определена отраслевыми Уставами и Кодексами.

Транспортные услуги разделяются по сферам их реализации:

- на осуществление процесса физико-географического линейного перемещения транспортного средства с грузом и пассажирами;

- на осуществление процесса точечного стояния транспортного средства с грузом и пассажирами:

- на техническое обслуживание средств тяги и транспортных средств, включая связь и сигнализацию;

- на транспортно-экспедиционное обслуживание перевозимого груза;

- на социальное обслуживание пассажиров и работников транспорта.

На рынке транспортных услуг в каждой отрасли транспорта и в любой стране действуют несколько субъектов права:

- фактический или действительный перевозчик данной отрасли транспорта - любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку груза своим или арендованным транспортным средством;

- договорный перевозчик - любое физическое или юридическое лицо, возложившее на себя обязательство перевозчика, согласно договору перевозки;

- владелец инфраструктуры транспорта - любое юридическое или физическое лицо, имеющее на праве собственности или на иных законных основаниях такую инфраструктуру и предоставляющее услуги по ее использованию на основании любого вида хозяйственного договора, но не договора перевозки;

- приобретатели транспортных услуг:

транспортно-технического обслуживания и средств связи, средств тяги, подвижного состава, судов, самолетов и других транспортных средств; услуг пассажирского движенческого и социального обслуживания;

транспортно-экспедиционного обслуживания (отправителей и получателей грузов, перевозимых согласно договорам перевозки грузов, а также грузов договорных перевозчиков, перевозимых на основе условий соглашений фактических и договорных перевозчиков о прямых или о смешанных сообщениях);

услуг, связанных с производственной кооперацией инфраструктур и перевозчиков транспорта общего пользования и промышленного транспорта.

 

Производственные и хозяйственные мощности, объекты социального сервиса, обеспечивающие техническое, транспортно-экспедиционное и социальное обслуживание в основном сосредоточены на терминалах.

Наиболее частое определение термина "терминал" - это транспортное предприятие, на территории которого заканчивается одна транспортная сеть и начинается другая, выполняется цикл технологических операций по передаче груза из одного транспортного средства в другое, а также комплекс услуг экспедиционного сервиса и требований к грузу коммерческого и административного характера (таможенная очистка, санитарно-карантинный контроль, страхование и др).

К терминалам примыкают отрасли транспортного обслуживания (сервиса) общего пользования: бункеровочные базы, строительство и ремонт транспортных средств, буксировка, снабженческо-гостиничный сервис, аренда и ремонт контейнеров и др.

Реализация транспортных услуг производится в зависимости от их вида и назначения на локальном, региональном, национальном внутреннем и международном транспортном рынках. На каждом из них фактическому или действительному перевозчику оказывает, как правило, содействие в заключении хозяйственных сделок с владельцами инфраструктуры посредник - транспортный агент, а в оформлении договоров с грузоотправителями об организации перевозок, договоров фрахтования трампового и бронирования линейного тоннажа: фрахтовые брокеры (freight brokers), канвассеры, линейные букировочные агенты, аквизиторы, грузовые агенты ИАТА на воздушном транспорте.

Свои правоотношения перевозчики - принципалы и транспортные агенты строят на основе заключенных между ними агентских договоров в соответствии с нормами Гражданского права (Гл.52 ГК РФ), рекомендациями и проформами договоров агентирования "Федерации национальных ассоциаций судовых брокеров и агентов" (ФОНАСБА), агентского договора ИАТА. Кодекс торгового мореплавания (КТМ) РФ содержит правовые основы морского агентирования (Гл.XIII) и договора морского посредничества (Гл. XIV).

 

Федеральный закон "О транспортно-экспедиционной деятельности"

 

С начала XIX века грузоотправители и грузополучатели начали пользоваться на транспортных рынках услугами капиталистических предприятий по вопросам организации и выполнения перевозок. Так, в 1816 г. одна из таких фирм - Данзас (в настоящее время крупнейший в мире экспедитор) предложила без участия отправителя доставлять посылки и мелкий багаж получателям в "сборных дилижансах" , которые регулярно следовали между городами Австрии, Германии, Швейцарии. С появлением через короткое время железных дорог экспедиторы (в Англии - forwarders, в Германии - Spediteuren) стали осуществлять более дешевую, чем у железной дороги, доставку мелких партий грузов в своих экспедиторских сборных вагонах, используя разницу в размерах ставок железнодорожных тарифов на перевозку грузов повагонными и мелкими партиями.

Для правового регулирования такого посредничества в гражданском законодательстве были предусмотрены правовые нормы, регламентирующие любое коммерческое посредничество, включая экспедиторское. Социально-политическая направленность этого законодательства была очевидной. В большинстве развитых капиталистических стран оно защищало интересы не мелких посредников - экспедиторов и агентов, а транспортных монополий. Это выражалось, в частности, в ограничении совмещения транспортного агентирования с экспедированием, в ущемлении прав экспедиторов в качестве договорных перевозчиков по отношению к фактическим и др.

Ситуация изменилась на рубеже 1950-1960 гг. прошлого века в ходе начавшегося научно-технического прогресса на транспорте и прошедшего к настоящему времени несколько этапов. Контейнеризация, трейлеризация грузов, специализация транспортных средств привели к тому, что на транспортном рынке произошло сращивание предложения услуг агентского, экспедиторского и складского предпринимательства, к появлению на рынке транснациональных экспедиторских корпораций (по данным на 2000 г. имели годовой оборот фрахта более 1 млрд. евро 63 экспедиторские компании). В настоящее время экспедиторам принадлежит значительный перевозочный потенциал автомобильного транспорта для междугородних и международных перевозок, складское хозяйство и главенствующая роль в операторстве смешанных (мультимодальных и интермодальных) перевозок.

Международного транспортно-экспедиторского законодательства нет, но активно формируется правовое поле такого законодательства на национальном уровне. В этом процессе принимает активное участие Международная федерация экспедиторских ассоциаций - ФИАТА. На своем конгрессе в 1997г. она обратилась ко всем своим членам - национальным ассоциациям с рекомендацией о необходимости совершенствования, где оно существует, и создания национального экспедиторского законодательства, а в 1998 г. направила им макет проекта такого закона- "Modelle FIATA" (Типовые экспедиторские правила, принятые ФИАТА. М. - РАМЭ, 1998).

 

Договор транспортной экспедиции (договор экспедирования)

В принципе, законодательство о транспортно-экспедиционной деятельности в России основывается на положениях Главы 41 Гражданского кодекса РФ "Транспортная экспедиция".

В соответствии с п.3, ст.801 Гл.41, условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами. Таким образом, уже в 1995 г., когда был принят Гражданский кодекс, было также установлено, что в России на основании и в развитие Кодекса должно быть создано специальное законодательство, которое бы развивало сформулированные в нем основы транспортного экспедирования в стране (договор транспортной экспедиции; его форма; ответственность экспедитора по этому договору; предоставление экспедитору необходимых ему документов и информации; исполнение обязанностей экспедитора третьим лицом; возможность одностороннего отказа от исполнения договора).

Прошедшие восемь лет ознаменовались дальнейшим становлением экспедиторского предпринимательства в стране, отмеченным созданием в 2001 г. наряду с региональными единой Ассоциации экспедиторов Российской Федерации (АЭР).

Интеграция мирового транспортного рынка требует установления общих правил работы российских экспедиторов при организации перевозок грузов, как по территории Российской Федерации, так и в международном сообщении.

11 июня 2003 г. Государственная дума приняла, а Президент Российской Федерации 30 июня 2003 г. подписал Федеральный закон "О транспортно-экспедиционной деятельности".

Федеральный закон определяет порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности - порядок оказания услуг по организации перевозок груза любыми видами транспорта и оформлению перевозочных, таможенных и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее экспедиционные услуги). Положение Закона не распространяется на транспортно-экспедиционную деятельность, осуществляемую в области почтовой связи. Закон впервые определяет экспедитора как организатора перевозки грузов, что является значительным шагом вперед в правовом положении экспедитора как важного звена в продвижении груза (товара) от производителя к потребителю.

В бывшем СССР такое положение экспедитора существовало только в системе внешнеторговых отношений. Во внутренних перевозках экспедиторы находились в ведении транспортных ведомств, т.е. в прямой зависимости от вида транспорта, с которым они были связаны. Зачастую Госплану приходилось предусматривать принудительное задание по организации перевозок в прогрессивных смешанных сообщениях.

С принятием закона экспедитор получил право организовывать перевозки всеми видами транспорта и транспортно-экспедиционное обслуживание, в первую очередь, грузовладельца и защиту его интересов.

Ст.2 Закона ввела в систему правоотношений экспедитора и грузовладельца понятие "Правила транспортно-экспедиционной деятельности" (ТЭД). Они утверждаются Правительством Российской Федерации. Сам этот факт обеспечивает повышение качества экспедиционных услуг, снижение издержек при перевозках грузов, поскольку четко регулирует отношения между экспедитором и грузовладельцем.

Закон определяет правовое регулирование транспортно-экспедиционной деятельности. Отношения между экспедитором и клиентом (грузоотправителем, грузополучателем) регулируются Гражданским кодексом РФ, самим Законом и Правилами, другими федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации, иными нормативными актами РФ, издаваемыми в соответствии с ними. Отношения экспедитора с перевозчиками на различных видах транспорта регулируются Гражданским Кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами.

 

См.  Правила транспортно-экспедиционной деятельности утвержденные постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554.

 

Поскольку международного законодательства в области транспортно-экспедиционной деятельности еще нет, необходимо учитывать, что если международным договором Российской Федерации в области транспортно-экспедиционной деятельности установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом, то применяются правила международного договора. Этот приоритет выражен в ст. 7.1. ГК РФ: "если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора". Это положение учитывается при организации перевозок грузов в международных сообщениях морским и автомобильным транспортом, когда отдается приоритет Гаагско-Висбийским правилам 1968 г., Конвенции КДПГ/ЦМР 1956 г., Варшавской Конвенции 1929 г., по отношению к обязательствам по договору перевозки, согласно нормам Гл.40 ГК РФ "Перевозка".

Гражданский кодекс (Гл. 41 ГК РФ) содержит определение "договора транспортной экспедиции": по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором транспортной экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

 

Правила транспортно-экспедиционной деятельности

Правила устанавливают:

- перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договоров транспортной экспедиции);

- порядок оказания транспортно-экспедиционных услуг;

- требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг.

Правила применяют следующие понятия:

- "Транспортно-экспедиционная деятельность" - предпринимательская деятельность по организации доставки грузов любыми видами транспорта.

- "Транспортно-экспедиционные услуги" - возмездные услуги, связанные с организацией доставки груза любыми видами транспорта на основании договора транспортной экспедиции.

К транспортно-экспедиционным услугам могут относиться:

- составление экономических обоснований транспортно-технологических схем и маршрутов в соответствии с поручениями клиента;

- фрахтование автомобилей, вагонов, морских, речных, воздушных судов и других транспортных средств;

- заключение договоров, связанных с доставкой грузов:

- производство и контроль за экспедиторской (отправительской) маркировкой грузов и пломбированием перевозочных средств, включая контейнеры, а также хладокамер, бункеров и других помещений хранения;

- отслеживание хода и/или выполнения погрузочно-разгрузочных, перегрузочных, перевалочных, складских и упаковочных работ без вмешательства в оперативную деятельность производителя указанных работ, соблюдения сроков и условий хранения, накопления и выдачи грузов;

- складирование грузов, переданных экспедитору клиентом на хранение;

- оформление товарно-транспортных и других сопроводительных документов на всех этапах реализации транспортно-технологических схем и маршрутов доставки грузов в соответствии с установленными требованиями;

- участие в оформлении документов, связанных со страхованием грузов, коммерческих и других актов в соответствии с установленными формами в случаях прибытия грузов и перевозочных средств с недостачей, порчей или повреждением;

- расчет и оплата провозных и иных платежей и сборов;

- информирование грузовладельцев о движении грузов;

- ведение необходимой коммерческой документации;

- производство в установленном порядке переадресовки грузов;

- организация реализации невостребованных грузов;

- розыск грузов и транспортных средств;

- организация таможенного оформления экспортно-импортных и транзитных грузов и получения санитарных паспортов на подвижной состав;

- получение специальных разрешений на перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования Российской Федерации в международном сообщении.

Экспедитор может оказывать также иные услуги, связанные с организацией доставки грузов и обусловленные договором транспортной экспедиции.

Соответственно вводятся понятия: "экспедитор" - любое российское или иностранное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, организующее доставку грузов; "клиент" - любое российское или иностранное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции; "доставка" - комплекс услуг по обеспечению транспортировки груза от отправителя до получателя, который включает в себя выполнение экспедитором возмездных услуг, обеспечивающих отправление, перевозку и получение груза, в т.ч. выполнение обязанностей клиента, установленных на соответствующем виде транспорта. Кроме того, экспедитор может оформлять товаросопроводительные, перевозочные, таможенные и иные документы, необходимые для осуществления доставки груза.

Термину "клиент" соответствует его английский эквивалент в договоре транспортной экспедиции - "customer".

Гл. 41 ГК РФ распространяет правовые нормы договора транспортной экспедиции на отношения между перевозчиком и грузоотправителем или грузополучателем, когда в силу договора перевозки перевозчик принимает на себя обязательство по представлению грузоотправителю (грузополучателю) экспедиторских услуг, связанных с перевозкой груза.

Соответствующий владелец инфраструктуры на основе своего хозяйственного договора с перевозчиком будет осуществлять такие услуги на практике, которые по договору перевозки перевозчик обязан предоставлять грузоотправителям (грузополучателям). Указанная в Гл. 41 ГК РФ оговорка требует предусматривать в хозяйственных договорах между владельцами инфраструктуры и перевозчиками (например, грузового двора с железной дорогой, морского или речного порта с судовладельцем) нормы договора транспортной экспедиции. Так, в договорах на терминальное обслуживание участвуют два самостоятельных хозяйственных субъекта - ОАО "РЖД" и ее дочерняя фирма ЗАО "Грузовой двор железнодорожной станции" или АО "Морской порт" и АО "Линейная судоходная компания" , но взаимодействовать друг с другом эти субъекты при производстве грузовых операций будут как "перевозчик" и "экспедитор" грузоотправителя, грузополучателя, оператора смешанного сообщения.

Существенным содержанием договора транспортной экспедиции, может быть то, что экспедитор согласен выполнить или организовать выполнение поручения "за свой счет" , хотя ни Закон, ни Правила этого не предусматривают. Дело в том, что современный экспедитор, организуя "доставку груза" по варианту "от двери до двери" в качестве логистического оператора (logistic provider) и привлекая к финансированию операций коммерческие банки (экспедитор "Дойче Пост/Данзас" приобрел для этого "Дойчепостбанк"), оплачивает при приеме груза продавцу цену экспортного товара EXW (франко-завод) и взыскивает с покупателя-импортера цену DDU или DDP (доставка без уплаты или с уплатой таможенной пошлины). За счет разницы цен экспедитор покрывает все издержки по доставке товара, расходы транспортной экспедиции и формирует свой доход. Понятно, что такая оговорка "за свой счет" никак не связана с "бесплатной услугой". Правила на этот счет указывают, что экспедитор, если иное не предусмотрено договором транспортной экспедиции, в соответствии с данным договором производит все расчеты за перевозку грузов с перевозчиками. При этом экспедитор может производить расчеты, как от имени клиента, так и от своего имени, впоследствии относя эти расходы на клиента.

Правила определяют термин "груз" как любое имущество, в отношении которого экспедитор осуществляет организацию доставки в соответствии с договором транспортной экспедиции. С учетом применения контейнерно-трейлерных перевозочных технологий и условий перевозочной документации КДПГ, ФИАТА, БИМКО и ИАТА (коносаментов и накладных) термин "груз" - это не только "любое имущество и собственность, включая живых животных" , но также "контейнеры, поддоны и другие подобные предметы перевозки или упаковки, если только они не предоставлены экспедитором или перевозчиком". В особые категории выделяются "ценности, ценные вещи, драгоценности". Это не только "золотые и серебряные слитки, произведения искусства" и др., но и "товарораспорядительные (оборотные) документы и другая подобная собственность и имущество". Требования, связанные с возможностью нанесения транспортом экологического ущерба окружающей среде, потребовали специального выделения из общей грузовой массы категории "опасных грузов".

Согласно общим оценкам, в настоящее время экспедиторами выполняется около 80% отправок грузов и более 50% всего объема операторских операций по доставке грузов в смешанных сообщениях. В оставшихся за пределами "экспедиторского транспортного рынка" , операциях экспедиторы, тем не менее, участвуют. Какие-то поручения передаются на исполнение экспедиторам транспортными структурами компаний, добывающих, производящих и реализующих сырье и топливо. Производители и продавцы готовых изделий массового спроса (например, телевизоров) поручают экспедиторам комплектацию контейнерных отправок и доставку мелких (парцелльных) посылок индивидуальным заказчикам.

В Правилах дается толкование терминов:

- "доставка груза от двери до двери" - условие экспедирования груза, при котором экспедитор принимает груз у грузоотправителя с обязательством передать его грузополучателю под расписку в пункте, указанном клиентом;

- "смешанная (мультимодальная) перевозка - перевозка грузов двумя или более видами транспорта;

- "оператор смешанной мультимодальной перевозки" - экспедитор, осуществляющий организацию доставки груза двумя или более видами транспорта.

Соответственно "транспортно-экспедиционной деятельностью" является предпринимательская деятельность по организации доставки грузов любыми видами транспорта.

Экспедитор работает за согласованное вознаграждению. В противоположность агентскому законодательству экспедиторское не регламентирует в Гражданском кодексе вопросы финансирования экспедитора и выплаты вознаграждения. Правила определяют вознаграждение экспедитора суммой денежных средств, полученных экспедитором за выполнение работ по договору транспортной экспедиции, которая может устанавливаться:

- в виде процентной ставки от общей стоимости доставки груза;

- в твердой денежной сумме за выполнение работ по договору;

- в виде разницы между суммой, выплаченной клиентом экспедитору, и суммой, оплаченной экспедитором третьим лицам при выполнении им договорных обязательств.

Гражданским законодательством (ст.803 ГК РФ) установлено, что договор транспортной экспедиции заключается в письменном виде. Это означает, что он может быть заключен не только путем составления единого документа, подписанного сторонами, но и путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (СТ.434 ГК РФ).

Договор транспортной экспедиции может предусматривать выполнение или организацию выполнения экспедиционных услуг, связанных с систематическими перевозками грузов. Такой договор заключается на длительный срок и может рассматриваться как договор об организации перевозок. Согласно ст.798 ГК РФ, такой договор не содержит санкций за его неисполнение.

Для правильного и полного объема информации, необходимой для выполнения экспедиторского поручения, в т.ч. информации об юридических сторонах, участвующих в операции; о грузе; его страховании; условиях продажи и платежа за товар и др., ФИАТА в 1984 г создала проформу - "Поручение экспедитору - FIATA Forwarding Instructions FFI".

Поручение экспедитору (заявка клиента) является документом, выдаваемым клиентом экспедитору на организацию доставки груза. Поручение экспедитору выдается как в рамках заключенного договора транспортной экспедиции, так и может быть разовым.

Бланк поручения экспедитору предоставляется экспедитором клиенту, который заполняет его и выдает экспедитору. Поручение экспедитору должно содержать следующие основные параметры и условия перевозки груза:

- наименование клиента, его юридический адрес, банковские реквизиты;

- наименование грузоотправителя, его адрес, адрес погрузки груза, контактные телефоны;

- наименование грузополучателя, его адрес, адрес выгрузки груза, контактные телефоны грузополучателя;

- наименование груза, количество мест, вес груза, объем груза, особые свойства груза (для опасных, скоропортящихся и других грузов, требующих особых условий перевозок);

- вид транспорта для перевозки груза;

- перечень прилагаемых к поручению документов.

В случае, если поручение экспедитору выдается клиентом в рамках подписанного между клиентом и экспедитором договора и наличия согласованных ставок, экспедитор принимает такое поручение к исполнению немедленно после получения документа. При этом бланк "Поручение экспедитору" является неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.

Если поручение выдается клиентом в качестве отдельного задания, то необходимо подтверждение экспедитора на исполнение такого поручения. Подтвержденное экспедитором поручение рассматривается как заключенный договор транспортной экспедиции. При этом условия договора могут быть изложены на обратной стороне бланка "Поручение экспедитору". Экспедиторское поручение, а также изменения и дополнения к нему выдаются в письменной форме.

Выданное экспедитору поручение должно содержать все данные, необходимые для надлежащего его выполнения. За возможные убытки, вызванные предоставлением неправильных или неполных данных, экспедитор ответственность не несет.

К Поручению экспедитора может прилагаться Весовое свидетельство отправителя для подтверждения веса, предъявляемого к экспедированию груза с тем, чтобы экспедитор при организации доставки груза любым видом транспорта мог точно указать перевозчику вес груза, не допуская перегруза транспортного средства. В 1998 г. ФИАТА разработала бланк Интермодального весового свидетельства отправителя о весе груза, перевозимого в контейнере в смешанном сообщении - Shippers Intermodal Weight Certification - FIATA SIC. Введение такого сертификата, прилагаемого к поручению, вызвано принятием в США в 1997 г. закона, по которому все контейнеры, прибывающие или отгружаемые из портов США, должны иметь весовой сертификат отправителя, если вес контейнера брутто превышает 29000 фунтов (13,154 кг).

При перевозке опасного груза к поручению на бланке FFI требуется прилагать оформленную на бланке ФИАТА Декларацию отправителя о перевозке опасных грузов - FIATA SDT. Декларация отправителя о перевозке опасных грузов заполняется и подписывается отправителем, после чего передается экспедитору. Такая декларация должна содержать необходимые сведения о грузе для организации его перевозки в соответствии с правилами перевозки опасных грузов, действующими на видах транспорта.

Правила содержат перечень и описание экспедиторских документов международного образца. По существу это документы, разработанные Международной федерацией экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) и представляют собой их русскоязычный аналог: складская расписка, экспедиторская расписка, экспедиторский сертификат перевозки, мультимодальный транспортный коносамент экспедитора, мультимодальная транспортная накладная экспедитора. Введено понятие "иных документов" , подтверждающих оказание услуг, связанных с организацией доставки груза и действующих на различных видах транспорта (кроме экспедиторских документов, используемых при международных перевозках). Формы указанных документов и порядок их заполнения определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Документы обеспечивают защиту экспедитора перед налоговыми и таможенными органами, поскольку оформленный документ выражает собой не только заключение договора транспортной экспедиции, но и его выполнение.

При организации доставки грузов в международном сообщении сторонами договора транспортной экспедиции могут использоваться экспедиторские документы и правила их применения, разработанные ФИАТА.

Таможенные органы могут проставлять свои отметки о прохождении товаром таможенной границы на экспедиторском документе. У грузовладельца или перевозчика отпадет необходимость получения других документов при оформлении освобождения экспортного товара от налога на добавленную стоимость.

На оборотной стороне экспедиторских документов (кроме мультимодальных коносамента и накладной) впечатывается выписка из Правил, что трансформирует документ в договор транспортной экспедиции после подписания сторонами. Факт подписи сторонами документа подтверждает согласие сторон с условиями, изложенными на обороте документа в качестве унифицированного договора транспортной экспедиции.

 

К. И. Плужников, кандидат экономических наук, профессор МГАВТ;

Ю.А. Чунтомова, старший преподаватель МГАВТ

Бюллетень транспортной информации

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования