СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

Юридические услуги и консультации в области логистики

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом

Перевозка опасных грузов авиатранспортом

 

Реклама на сайте                   

 

 

Система против хаоса. Табуретка vs Закон

 

Для восстановления системы необходимо отобрать у табуретки контроль над финансовыми потоками, вернуть ее деятельность в законное русло. И сделать это должно государство. Сбор налогов это функция не только фискальная, но в первую очередь регулирующая.

 

Можно работать по четким и прозрачным правилам, или можно продолжать ловить рыбку в мутной воде. Но если ничего не менять, то какое-то время перевозчики еще будут трепыхаться, а затем начнут вымирать в массовом порядке. Следом за ними уйдут в небытие и сами табуретки. Но так как свято место пусто не бывает и перевозка грузов это социальная необходимость на рынок придет, очередной монстр, некий псевдо государственный Росавтотранс. Но там, куда приходят эти жуткие монстры, назвать это рынком язык не поворачивается. Мы это уже проходили на железной дороге, увы.

Ситуацию с применением норм и требований действующего законодательства при выполнении перевозок грузов автомобильным транспортом можно охарактеризовать одним словом – хаос. Правовая неграмотность участников рынка, помноженная на обилие "черных" и "серых" схем взаиморасчетов, почти не оставляет возможности урегулирования в пределах правового поля постоянно возникающих конфликтов между грузовладельцами, экспедиторами, перевозчиками. Причина конфликтов, как правило – в незнании либо в непонимании сути договорных отношений, возникающих в ходе осуществления процесса перевозки грузов. Хотя именно приведение договорных отношений в соответствие с законом – самый простой и эффективных способ избавить автоперевозчика от серьезных финансовых рисков, а заказчиков перевозки – от рисков материальных.

 

Табуретка (недобросовестные посредники-диспетчера, гордо именующие себя экспедиторами, в народе зовутся табуретками) зиждется на трех ножках:

- возможность отмывать НДС;

- пропуск финансовых потоков через себя;

- отсутствие ответственности за качество оказываемой услуги (в т.ч. за груз).

 

Первое и главное для нормальной работы – четко и однозначно понять, каким образом распределяется ответственность, например, за своевременные платежи, или за сохранность груза между всеми участниками цепочки "грузоотправитель–экспедитор–перевозчик–грузополучатель". "Распределение ответственности" – это основной тезис при оформлении договорных отношений. Причем выходит он далеко за рамки документооборота. Выстраивание отношений между заказчиком перевозки, экспедитором, агентом, автоперевозчиком в соответствие с требованиями законодательства (и с учетом грядущих изменений – новых Правил перевозок грузов автомобильным транспортом*) имеет прямое отношение к рентабельности автоперевозок. Устранение лишних посредников в лице так называемых "табуреток", прозрачные условия формирования стоимости перевозки – это живые деньги. Деньги, недополученные автоперевозчиком, вынужденным сегодня работать по условиям, навязанным недобросовестными "экспедиторами". Это что касается автоперевозчиков.

-------------------------------

* Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" (далее – Правила перевозок грузов)

 

Для грузоотправителей ситуация с оформлением договорных отношений в части автоперевозок еще серьезнее. "Нелегитимные" договоры, заключенные не с перевозчиком, а с посредником-диспетчером, сулят грузоотправителям большие неприятности, например, с налоговой инспекцией при учете и списании транспортных расходов. Здесь же – вопросы, связанные с "зачетом" НДС. И – прямая ответственность грузовладельца за платежи, не дошедшие до автоперевозчика через счета "диспо-табуреток"...

В этой мутной воде табуретка перетащила на себя финансовые потоки и стала их контролировать.

Максимальная величина ставки на автоперевозки ограничивается только ставками другого (Ж/Д, авиа и т.д.) вида транспорта. При правильной схеме работы агент перевозчика заинтересован в максимально возможном увеличении ставки, так как его агентское вознаграждение напрямую (~10%) зависит от размера этой ставки. При существующей системе табуретка, имея фактически полный и непрозрачный контроль над финансовыми потоками и не неся фактически никакой ответственности за качество оказываемой услуги, абсолютно не заинтересована в увеличении размера вознаграждения выплачиваемого перевозчику. Иными словами табуретка с клиента дерет по максимуму, а перевозчику достается минимум. И возможно это благодаря двум составляющим: контроль над финансовыми потоками и отсутствием ответственности за оказанные услуги. А когда во взаимоотношениях полная безответственность, то поведенческая политика становится паразитической.

Во всем цивилизованном мире для соединения между собой перевозчиков и грузовладельцев активно используются услуги транспортных агентов, но только в нашей стране, даже если перевозчик сам договорился непосредственно с грузоотправителем, он все равно вынужден работать через так называемого экспедитора. И причина тут лежит на поверхности – НДС, налог, душащий весь производственный сектор экономики страны. И даже не столько сам налог, сколько порядок его взимания, учета и отчетности. Вопрос, как может перевозчик, перешедший на упрощенную систему налогообложения, снизить стоимость своих услуг на сумму НДС, если он уже этот НДС заплатил, так и остался до сих пор без ответа. Иными словами, заплатить – заплати, а потом вычитай из своей прибыли? Высшие и не очень чиновники, оправдывая свое очередное законотворчество, предлагали различные варианты использования этого нововведения – от экономии на бухгалтере до объединения перевозчиков, но практика показала, что дитя было не только мертворожденным, но и принесло в этот мир злобный вирус искривления самой системы. А вопрос НДСа явился катализатором того, что финансовые потоки перешли под контроль диспетчеров, их нужно вернуть в законное русло.

 

Общие положения о договоре перевозки

Порядок заключения договора перевозки определен в Главе "Перевозка" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), и в частности для автоперевозок в статье 8 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее – УАТиГНЭТ). Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем. Договор перевозки является реальным договором, то есть представляет собой классическую элементарную конструкцию, предусмотренную Гражданским кодексом. Согласно требованиям ГК РФ, если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, то договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества. Данное правило применяется к реальным договорам, т.е. таким, для заключения которых необходимы как согласование сторонами условий, так и передача имущества. Таким образом, заключение договора перевозки состоит как бы из трех частей: согласование ставки (прайс-листа), согласование сторонами условий (предварительный договор) и непосредственно прием груза к перевозке. Договор перевозки груза возмездный и двусторонний. Сторонами договора перевозки согласно ныне действующего законодательства РФ являются только перевозчик и грузоотправитель.

- Грузоотправитель - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.

- Перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на их получение лицу.

Это исчерпывающий перечень и никаких иных возможных третьих сторон в действующем законодательстве для заключения договора перевозки автомобильным транспортом не предусмотрено. Аналогичные нормы в действующем законодательстве применяются к ответственности участников договора перевозки, согласно требованиям ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон, а договор перевозки исключительно двухсторонний.

 

Согласно ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

По договору перевозки можно осуществлять транспортирование груза только когда саму перевозку заказывает грузоотправитель. Когда же перевозка нужна грузополучателю или иному третьему лицу, то должен быть заключен договор транспортной экспедиции. В соответствии с требованиями ГК РФ правила главы "Транспортная экспедиция" ГК РФ распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком. Следовательно, документооборот между грузоотправителем и перевозчиком-экспедитором уже должен быть оформлен по утвержденной форме*, предусмотренной правилами** транспортно-экспедиционной деятельности.

-------------------------------

* Приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. N 23 "Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов"

** Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554 Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности (далее – Правила ТЭД).

 

Условия договоров перевозки груза и фрахтования транспортного средства для перевозки грузов должны соответствовать установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности движения, охраны труда на автомобильном транспорте и режиму труда и отдыха водителей транспортных средств.

Перевозка груза без документов это нарушение п.2.1.1 ПДД, согласно которому водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им, для проверки документы на перевозимый груз. Требованиями пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, и эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Аналогичная обязанность имеется и в УАТиГНЭТ – груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается. Правда есть исключения, среди которых перевозка груза, осуществляемая с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляются транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, заключаемого в письменной форме. Договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки груза. Реквизиты, форма и порядок заполнения заказа-наряда установлены правилами перевозок грузов. При приеме груза для перевозки водитель транспортного средства предъявляет грузоотправителю документ, удостоверяющий личность, и путевой лист. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем, следовательно, ответственность за точность и правильность заполнения ТН возлагается на лицо ее составляющее. Таким образом, по смыслу действующего законодательства, подтверждением оказания услуг, выполнение работ являются первичная бухгалтерская документация (транспортные накладные, путевые листы). Заказ-заявка в этот перечень не входит, так как не влечет за собой хозяйственной операции.

По своей сути заказ (заявка) это предварительный договор, по которому стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором. Иными словами, куда и когда какая-то машина должна быть подана, какой там должен быть груз и т.д. И если этот предварительный договор не исполнен должным образом на условиях оговоренных в заявке, то та или другая сторона может воспользоваться своим правом на предъявление претензий. Непредоставление транспортного средства, непредъявление для перевозки груза, отказ от пользования транспортным средством означает, что сторона уклоняется от заключения основного договора. Обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор. Таким образом, как только подписана Транспортная накладная (основной договор), заявка на перевозку груза от иного лица или с иными условиями фактически теряет свой смысл и к данной перевозке отношения не имеет. И даже если в заявке и были указаны отличные условия, например другой пункт назначения или другой груз, то подписание ТН обеими сторонами означает согласие с этими изменениями, т.е. заключение нового договора.

Если сравнить суть и формы заявки на перевозку груза и поручение экспедитору, то прослеживаются существенные отличия. Поручение экспедитору, как и другие экспедиторские документы, являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции. Для поручения экспедитору предусмотрена обязательная письменная форма отдельного документа, а вот Заказ (заявка) на перевозку груза по новым правилам всего лишь отдельные графы самой транспортной накладной и самостоятельным документом не является, заявка и ТН это один документ, что полностью согласуется п.2 ст.429 ГК РФ. Обусловлено это тем, что транспортная накладная подписывается теми же сторонами, кто непосредственно заключает договор на перевозку груза (грузоотправитель и перевозчик), и в ней обязательно указываются все необходимые условия договора в т.ч. стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы. А экспедиторская расписка лишь подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя, не обязательно являющегося стороной договора. Ну и, кроме того, в экспедиторской расписке не содержится необходимых сведений по всем существенным условиям договора, например, в ней нет цены, по которой оплачивается исполнение договора.

Итого обязательным письменным подтверждением договора перевозки является Транспортная накладная, а неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции является весь комплект Экспедиторских документов.

Согласно нормам ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. В случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность. В соответствии требованиями Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

 

Общие положения о транспортно-экспедиционной деятельности

Гражданским кодексом РФ установлено, что Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Согласно требованиям Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяется перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции). Этим же законом установлено, что при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю.

Согласно Правилам ТЭД термин "транспортно-экспедиционные услуги" трактуется как услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза.

Правила ТЭД дают также определения обязательных экспедиторских документов:

"поручение экспедитору" – определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции;

"экспедиторская расписка" – подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя.

Экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки. Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции. Экспедиторские документы составляются в письменной форме. Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации (см. Приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. N 23 "Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов").

 

Таким образом, согласно действующему законодательству обязательным условием исполнения договора ТЭД является прием экспедитором груза, выдача экспедиторской расписки по утвержденной форме и последующее заключение экспедитором договора перевозки с перевозчиком путем личного вручения ему груза и оформления транспортной накладной, либо личное осуществление перевозки.

 

Текущее положение дел

Сами по себе автомобильные перевозки не являются сверхдоходными. Это специфический бизнес с высокой затратной частью, и разорвав цепочку зачета НДС, государство поставило перевозчиков-одиночек, которые составляют большинство в этом бизнесе, в неловкое положение. Введя "упрощенку" этот теперь уже не косвенный налог лег непосильным бременем на малый бизнес. Но самое главное, что система "без НДС" была введена не для всех перевозчиков, а только для тех, у кого было меньше 20 автомобилей, тем самым, внося еще большую путаницу. Ставка за точно такую же выполненную работу у перевозчика, который находится на общей системе налогообложения, получается для грузоотправителя на 18% дешевле, чем у перевозчика на ЕНВД. А ведь он его уже заплатил, когда приобретал транспортное средство (средство производства), топливо и другие расходные материалы и т.д. Вопрос, как может перевозчик, перешедший на упрощенную систему налогообложения, снизить стоимость своих услуг на сумму НДС, если он уже этот НДС заплатил, висит как нельзя остро.

 

С целью ухода от налогообложения под прикрытием мнимой сделки выстраивается следующая схема:

- клиент (грузовладелец) заключает договор ТЭД с экспедитором, с НДС;

- экспедитор по договору ТЭД (ст.805 ГК РФ) привлекает третье лицо экспедитора-прокладку, с НДС;

- экспедитор-прокладка по договору ТЭД привлекает экспедитора-помойку, с НДС;

- экспедитор-помойка якобы заключает договор перевозки с перевозчиком, без НДС.

Естественно экспедитор-помойка, являясь фирмой-однодневкой, налогов не платит.

 

Учитывая, что в большинстве случаев оплата за перевозку груза происходит через некоторое время после перевозки, на момент заказа перевозки просто не может быть доподлинно известно, через какую именно фирму экспедитора-помойку (однодневку) будут пропущены денежные средства. Кроме того, экспедитор который имеет договор с клиентом (грузовладельцем) на отгрузке не присутствует и прием груза у клиента им не осуществляется. Таким образом, в большинстве случаев к началу перевозки договорных отношений между перевозчиком и "экспедитором" не существует, а в транспортной накладной в графе грузоотправитель указывается сам клиент (грузовладелец).

 

Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Но при этом согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Применительно к договору перевозки груза обязательные для сторон правила закреплены в Главе 40. "Перевозка" Гражданского кодекса РФ и в Федеральном законе от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Применительно к договору транспортной экспедиции обязательные для сторон правила закреплены Главе 41. "Транспортная экспедиция" Гражданского кодекса РФ, Федеральном законе от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" и Правилах транспортно-экспедиционной деятельности утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554.

Следует также отметить, что согласно положениям ранее действовавшего УАТ РСФСР допускалось заключении перевозчиком договора на перевозку грузов, как с грузоотправителями, так и с грузополучателями или иными лицами. Например, согласно п.36 УАТ РСФСР при заключении договора на перевозку грузов с грузополучателем, а также при принятии от него разового заказа он пользовался правами, нес обязанности и ответственность, предусмотренные УАТ РСФСР для грузоотправителя. Годовой договор мог заключаться также автотранспортным предприятием или организацией со снабженческо-сбытовой или иной организацией, не являющейся грузоотправителем или грузополучателем. В этом случае в соответствии с договором организации, не являвшейся грузоотправителями или грузополучателями, пользовались правами и несли обязанности и ответственность, предусмотренные УАТ РСФСР для грузоотправителей и грузополучателей. Но с вступлением в силу (начало действия документа – 13 мая 2008 г.) Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" данные возможности утратили законные основания, а сам УАТ РСФСР признан утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112.

 

Таким образом, сложившиеся взаимоотношения клиента (грузовладельца) и экспедитора стоит классифицировать как мнимые сделки с целью ухода от налогов. Согласно ст.169 ГК РФ Сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна. При наличии умысла у обеих сторон такой сделки - в случае исполнения сделки обеими сторонами - в доход Российской Федерации взыскивается все полученное ими по сделке.

Государственные контролирующие и фискальные органы просто обязаны обеспечить соблюдение действующего законодательства.

 

Для восстановления системы необходимо отобрать у табуретки контроль над финансовыми потоками, вернуть ее деятельность в законное русло. И сделать это может и должно государство, его контролирующие налоговые органы, которые, по всей видимости, забыли, что сбор налогов это функция не только фискальная, но в первую очередь регулирующая.

Владислав Артамонов

май 2011 г.

См. также статью "Проблема табуретки"

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования