|
Америка открывает небо
Европейским авиакомпаниям позволят летать в США из любого аэропорта Переговоры между США и ЕС о применении принципа "открытого неба" на рынке авиаперевозок переходят в завершающую стадию. Не исключено, что соглашение, позволяющее самолетам европейских авиакомпаний летать в США из любого места на территории ЕС, а не только из той страны, где зарегистрирован перевозчик, появится к концу нынешнего года. О либерализации правил полетов между США и ЕС речь же зашла только пять лет назад. США и восемь стран ЕС даже успели заключить на этот счет между собой отдельные межправительственные соглашения. Но два года назад Европейский суд признал эти договоренности незаконными и постановил, что они должны быть заменены одним соглашением, подписанным от лица всех 25 стран - членов ЕС. Переговоры, продолжавшиеся все это время, были непростыми. Осложнялись они прежде всего выдвигаемыми с обеих сторон требованиями. Комиссариат ЕС по вопросам транспорта настаивал, чтобы вместе с открытием воздушного пространства авиаперевозчики Европы и США могли без ограничений входить в акционерные капиталы друг друга. К примеру, сейчас иностранному инвестору нельзя купить больше 49% акций европейской авиакомпании. В Америке аналогичный запрет установлен на уровне 25%. Против выступал ряд американских политиков, считающих, что это негативно отразится на национальных интересах. Другой довод европейцев о том, что соглашение об "открытом небе", автоматически должно дать право авиакомпаниям ЕС осуществлять пассажирские перевозки внутри Америки, отвергала Ассоциация пилотов США. Поиском компромиссного решения чиновники занимались всю прошедшую неделю на двухсторонней встрече в Брюсселе. "Делегациям удалось достичь существенного прогресса по ключевым элементам соглашения", - говорится в совместном заявлении сторон. И хотя Джон Байерли, заместитель помощника министра по делам транспорта США, по-прежнему настаивает на том, чтобы европейские лайнеры не могли совершать перелеты внутри США, чиновник замечает, что "любая из сторон может сформулировать вопросы, которые будут обсуждаться в дальнейшем". Следующий раунд переговоров намечен на 14 ноября. И если они пройдут успешно, то проект соглашения между США и Евросоюзом будет направлен на одобрение министров транспорта ЕС уже к 1 декабря. Поэтому не исключено, что до конца года договор об "открытом небе" появится на свет. Европейские эксперты уверены в целесообразности соглашения для обеих сторон. Они считают, что договор станет катализатором для глобализации рынка авиаперевозок. Интеграция и, возможно, даже объединение авиакомпаний США и ЕС позволит увеличить ежегодный пассажиропоток на 4-11 млн. человек. Что касается российских авиаперевозчиков, то их положение на международном рынке после подписания соглашения об "открытом небе" вряд ли изменится. "Сами мы на такой шаг в ближайшие годы точно не пойдем. России это невыгодно", - говорит ведущий эксперт НИИ экономики авиационной промышленности Олег Пантелеев. 23.10.2005 / Андрей Ковалевский Материал опубликован в "Газете" №201 от 24.10.2005г.
БРЮССЕЛЬ, 20 апреля 2006 г. Комиссия Евросоюза и правительство Соединенных Штатов после трехлетних переговоров пришли наконец к согласию по поводу заключения Договора об открытом трансатлантическом воздушном пространстве. На деле это означает, что после того, как будут подписаны соответствующие документы и договор вступит в силу (ожидается, что это произойдет до конца года), авиационные компании обеих сторон получат большую свободу действий. Достигнутое соглашение в первую очередь касается пассажирских авиакомпаний, осуществляющих как регулярные, так и чартерные рейсы. Принципиально новым в практике гражданской авиации будет то, что национальные авиакомпании отныне всех 25 стран-партнеров Европейского союза получат право осуществлять полеты на американский континент из любого европейского города. До последнего времени авиакомпании новых участников Евросоюза из стран Восточной Европы такого права не имели. Соответственно и американские воздушные перевозчики получают такое же право для полетов в страны объединенной Европы. Для европейских авиакомпаний это соглашение представляет значительный экономический интерес, и комиссар Комиссии ЕС по вопросам транспорта Жак Барро стремится как можно быстрее завершить оформление достигнутой с американцами договоренности. Однако предстоит урегулировать вопросы тщательного контроля и безопасности, на чем особенно настаивает американская сторона. Предстоит еще одна процедура, беспокоящая Комиссию ЕС: выработанный и выверенный специалистами текст договора должен пройти утверждение в американском Сенате, от которого, как считают в Брюсселе, можно ожидать любых сюрпризов. 20 апреля 2006 г. Соб. корр. "ФК-Новости" Владимир Катин См. также статью "Каботаж"
|