СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

СКЛАД ЗАКРЫТ

#вируспруденция обнулила вообще всё!

 

Реклама на сайте                   

 

 

Игра в монополию

 

Одной из основных целей реформы железнодорожной отрасли РФ должно было стать привлечение частных компаний на рынок ж/д перевозок. Это могло бы привести к снижению стоимости услуг, повышению их качества, а также привлечь частные инвестиции в транспортную инфраструктуру. Но сегодня игроки российского рынка перевозок ощущают дискомфорт в работе с РЖД. Рентабельность перевозок снижается, а цены на услуги растут.

 

Одной из основных целей реформы железнодорожной отрасли РФ должно было стать привлечение частных компаний на рынок ж/д перевозок. Это могло бы привести к снижению стоимости услуг, повышению их качества, а также привлечь частные инвестиции в транспортную инфраструктуру. Но сегодня игроки российского рынка перевозок ощущают дискомфорт в работе с РЖД. Рентабельность перевозок снижается, а цены на услуги растут.

 

Основные принципы реформы РЖД

Когда задумывалось реформирование железнодорожной отрасли, то одним из основных декларируемых принципов реформы был принцип равного доступа к инфраструктуре. Так, в постановлении Правительства РФ N 384 «О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» прямо говорится о формировании рынка услуг железнодорожных перевозок и об обеспечении гарантированного недискриминационного доступа к инфраструктуре федерального железнодорожного транспорта независимых грузовых и пассажирских компаний-операторов и пользователей подвижного состава.

При переходе к новой модели организации железнодорожного транспорта ключевым моментом является полное отделение функций государственного регулирования от хозяйственных функций уже на начальном этапе реформирования. Это разделение необходимо для создания конкуренции в системе железнодорожного транспорта и является одним из условий обеспечения равноправного доступа независимых операторов к сетевой инфраструктуре и справедливого тарифообразования.

Эти слова придумал не я, это дословная цитата из уже упомянутого постановления правительства. Кстати, тем же документом устанавливалось, что реформирование железнодорожного транспорта России будет осуществляться в три этапа. Первый (подготовительный) этап должен был состояться в 2001–2002 годах; на реализацию планов второго этапа отводился период с 2003 по 2005 год; третий этап будет длиться с 2006 по 2010 год.

Одной из основных целей реформы на втором этапе должно стать обеспечение роста конкуренции в грузовых перевозках. Какая прекрасная и полезная цель! Ее реализация неминуемо приведет к появлению новых игроков на рынке железнодорожных перевозок, что повлечет за собой как создание новых рабочих мест в отрасли, так и улучшение качества перевозочной услуги для пользователя, причем сопровождающееся снижением ее стоимости.

 

Декларация и реальность

Теперь давайте рассмотрим на реальных примерах, как эти планы оказались реализованными на практике. Приходится с сожалением констатировать, что в настоящее время ОАО «РЖД» с огромным упорством проводит активную политику, направленную на расширение сфер своего влияния. Его целью является создание отдельных монополий по отдельным видам перевозок и другим основным видам деятельности. РЖД строит свою работу и диспетчеризирует грузы исключительно с точки зрения удобства самого ОАО, а не так, как выгодно бизнесу и экономике.

По словам замдиректора департамента транспорта и логистики Международной зерновой компании Елены Шихалевой, зерно из Южного федерального округа идет в Новороссийский порт с соблюдением всех формальностей около 24 суток. Из них 15 уходит на согласование экспортных планов железной дорогой. Если железнодорожники снизят срок рассмотрения и оформления планов, процесс отгрузки можно сократить до 7–10 дней.

Работники ОАО «РЖД» активно навязывают «дополнительные услуги», в которых потребители не нуждаются. Приведу лишь те примеры, которые были публично озвучены.

Северо-Западная транспортная прокуратура выявила нарушения антимонопольного законодательства в деятельности ОАО «РЖД». Пресс-служба ведомства сообщила, что Северная железная дорога (филиал РЖД) при заключении договоров на перевозку грузов предъявляет грузовладельцам дополнительные условия, что противоречит Федеральному закону «О защите конкуренции» (Федеральный закон РФ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

В 2007 году Северная железная дорога отказала ЗАО «Втормет» (г. Владимир) в заключении договора перевозки металлолома без страховки груза по отдельному договору с ОАО «Страховое общество «ЖАСО».  Остается неясным правовое положение экспедиторов, работающих в сфере железнодорожных перевозок. Экспедиторы в России есть, право работать на всех видах транспорта им предоставили законы РФ, а именно статья 801 ГК РФ и Закон о транспортно-экспедиционной деятельности (Гражданский кодекс РФ, принят Федеральным законом от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ с изменениями; Федеральный закон от 30 июля 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

Железная дорога с удовольствием принимает от экспедиторов авансовые платежи за перевозки и нещадно штрафует за задержки вагонов и контейнеров, возникающие на погранпереходах. В то же время ОАО упорно не разрешает экспедиторам представлять интересы своего клиента в РЖД при организации, планировании и осуществлении перевозок, а также ведении претензионных дел. Экспедиторы, являясь профессиональными посредниками на рынке транспортных услуг, аккумулируют разрозненные грузопотоки и предъявляют их перевозчику (РЖД) крупными партиями. Посему железнодорожной отрасли посредники все-таки требуются, но лишь тогда, когда экспедитор играет по правилам, установленным РЖД.

 

Планирование железнодорожных перевозок

Совершенно не понятно, почему все планирование перевозок осуществляет одна коммерческая структура (ОАО «РЖД») для всех прочих коммерческих компаний. Было бы неплохо функцию планирования перевозок изъять у ОАО «РЖД» хотя бы на том основании, что оно не только владелец и эксплуатант инфраструктуры, но еще и перевозчик. Можно, например, передать функции планирования контейнерных (и других) перевозок в Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Ведь именно ФАЖТ является федеральным органом исполнительной власти, на который возложена функция регулирования и контроля функционирования железнодорожной отрасли России (Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»; «Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта Российской Федерации», утверждено постановлением Правительства РФ 30 июля 2004 г. N 397).

После ликвидации МПС России ОАО «РЖД», что называется, по умолчанию сумело сохранить за собой значительный набор регулирующих функций, находящихся вне компетенции компании как железнодорожного перевозчика. Вполне очевидно, что планирование – одна из таких функций. Однако не только в сфере перевозочной деятельности можно столкнуться с проявлениями монополизма РЖД.

 

Вопрос о подвижном составе

До настоящего времени так и не решены вопросы приписки частного подвижного состава, так как не выполнен приказ Минтранса N 35 в части опубликования списка станций общего пользования, на которых есть возможность приписки собственного подвижного состава (Приказ Минтранса России от 28 марта 2006 г. N 35 «Об утверждении правил приписки железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозки грузов по железнодорожным путям общего пользования, к железнодорожным станциям инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования»).

Напомню, что до 15 февраля 2006 года ОАО «РЖД» приписывала собственный подвижной состав на путях общего пользования, понимая, что обновление подвижного состава – задача общая. В настоящее время для приписки необходимо уплатить определенную сумму собственнику подъездных путей в виде компенсации за оказание данной услуги. Так приписка стала «услугой» и легла дополнительным финансовым бременем на содержание именно собственного подвижного состава транспортных компаний, но не компаний, аффилированных с владельцем путей общего пользования.

Здесь возникает вполне закономерный вопрос: а почему ОАО «РЖД» занимается вопросами приписки частного подвижного состава? Ведь это же перевозчик, который абсолютно не заинтересован в увеличении вагонного парка у компаний-операторов, то есть своих прямых конкурентов. В уже упоминавшемся приказе Минтранса N 35 речь идет о «владельце инфраструктуры», но никак не об РЖД. Просто реализация второго этапа реформы отрасли несколько затянулась, а смысл самой реформы потихоньку видоизменился, поэтому инфраструктура железных дорог, как тяга, осталась в составе ОАО «РЖД».

Конвенции на погрузку

Еще один пример подобного совмещения функций – введение временных конвенций на погрузку грузов на конкретную станцию или в адрес конкретного владельца железнодорожного пути необщего пользования. Статья 29 Устава железнодорожного транспорта наделяет полномочиями по принятию такого решения руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, то есть руководителя ФАЖТ. В ряде случаев Устав железнодорожного транспорта разрешает принимать такое решение владельцу инфраструктуры. Однако владелец инфраструктуры и железнодорожный перевозчик продолжают быть одним и тем же лицом. Надо быть глупцом, чтобы не воспользоваться предоставившимися возможностями влиять на положение дел на рынке железнодорожных перевозок.

 

Кстати

26 сентября 2007 года Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Свердловской области признало филиал ОАО «ТрансКонтейнер» на Свердловской железной дороге нарушившим закон «О защите конкуренции» в отношении ООО «Перевозчик», которому было отказано в заключении договора перевозки контейнеров по железной дороге. Компания «ТрансКонтейнер» направила в Арбитражный суд Свердловской области иск о признании недействительным решения УФАС, и 12 февраля 2008 года суд удовлетворил исковое заявление ОАО «ТрансКонтейнер».

После этого антимонопольное ведомство подало апелляцию. 17й Апелляционный арбитражный суд подтвердил законность действий ОАО «ТрансКонтейнер», а также обоснованность решения, вынесенного Арбитражным судом Свердловской области в отношении УФАС по Свердловской области.

 

До настоящего времени сохранен институт приемки вагонов инспекторами ОАО «РЖД» на вагоностроительных и производящих комплектующие для подвижного состава заводах. Причем осуществляется приемка не только вагонов РЖД, но также имущества других собственников. Никакой ответственности за качество инспекторы не несут, но существующий механизм является мощным рычагом контроля над рынком комплектующих и новых вагонов. Приоритетное право покупки появляется у того же РЖД. Несмотря на то что законодательная база по данному вопросу отсутствует, инспекция РЖД, идя по накатанной дороге, не собирается отказываться от не принадлежащих ей регулирующих функций.

Не решен вопрос сохранности вагонного парка. Так, например, в Прейскуранте 10-01 (п.1.16) указано, что при осуществлении начально-конечных операций пользователем уже оплачены прием/сдача подвижного состава на/с путей необщего пользования, что означает переход ответственности за сохранность вагонов. В то же время Департамент вагонного хозяйства ОАО «РЖД» предлагает заключить отдельный договор на осуществление контроля сохранности собственного подвижного состава. РЖД постепенно сокращает штат осмотрщиков сохранности и оспаривает свои обязанности по контролю состояния подвижного состава, в связи с этим владельцу подвижного состава предлагается оплачивать все большее количество операций, производимых с вагоном.

 

Право на собственный терминал

Не меньше проблем и у тех компаний, кто хочет построить свой контейнерный терминал и не зависеть от ОАО «ТрансКонтейнер» («дочки» монополиста). Ни для кого не секрет, что в результате выделения Центра «ТрансКонтейнер» в самостоятельное предприятие ОАО «ТрансКонтейнер» последнему достались в собственность не только фитинговые платформы и контейнерный парк, но и самые перспективные и действенные терминалы по всей России. Сегодня ОАО «ТрансКонтейнер», используя свой немалый административный ресурс и доминирующее положение на рынке, пытается «нагнуть» как потребителей услуг контейнерных перевозок, так и владельцев собственных парков контейнеров и фитинговых платформ. Очевидно, что «ТрансКонтейнер» совершенно не заинтересован в том, чтобы кто-то кроме него осуществлял строительство и эксплуатацию терминальных комплексов.

Больше двух лет продолжалась борьба ОАО «Подольское ППЖТ» за право работать на своем терминале. Был выигран не один суд, однако должностные лица железнодорожной монополии просто игнорировали решения судебных инстанций. В ноябре 2005 года Федеральная антимонопольная служба РФ оштрафовала ОАО «Российские железные дороги» на 500 тыс. руб. за затягивание открытия станции «Силикатная» (Московская обл.) по параграфам 8Н и 10Н тарифного руководства N 4. Как говорилось в сообщении, ОАО «РЖД» оштрафовано в связи с тем, что не направило в должном виде представление в Федеральное агентство железнодорожного транспорта (ФАЖТ) об открытии станции «Силикатная» Московской железной дороги (МЖД) для приема и выдачи грузов в универсальных контейнерах. В результате действий железнодорожного монополиста расположенный на станции терминал по переработке контейнеров, принадлежащий независимой организации ОАО «Подольское ППЖТ», смог начать работу только в середине 2006 года. Кстати, здесь ОАО «РЖД» упомянуто именно как владелец инфраструктуры, а не перевозчик. Налицо опять совмещение хозяйственных и регулирующих функций в угоду собственным интересам.

Кстати, в России законодательно не решен вопрос о порядке присоединения к путям общего пользования, отсутствуют критерии обоснованности технических условий, выдаваемых владельцем путей общего пользования. Этот фактор тормозит приток частных инвестиций в развитие инфраструктуры, в частности терминальной, и является механизмом нечестной конкурентной борьбы ОАО «РЖД» с независимыми компаниями, работающими в транспортном секторе.

Причем этому способствует и выдача заведомо завышенных технических условий технически и экономически необоснованных, и административные препоны при согласовании разработанной проектной документации, в том числе и отказ в предоставлении возможности проведения необходимых работ по подключению к путям общего пользования.

Становится очевидным, что широко объявленная реформа железнодорожной отрасли буксует и постепенно меняет свои суть и смысл. Ожидаемого облегчения бизнесу и пользы экономике страны она пока не принесла. Одновременно с этим реальная стоимость перевозки грузов повышается гораздо быстрей, чем планируемое и разрешенное государством повышение перевозочных тарифов на железнодорожном транспорте. А что тут скажешь? Любой монополист действует в своих интересах. Это было известно еще из курса политэкономии, но политэкономия нынче не актуальна, сейчас в моде совсем другие правила игры.

Андрей Голубчик

Начальник отдела логистики компании «ДВТГ»

Статья опубликована в журнале "ЛОГИСТИК&система"

№7/Июль/2008

См. также статью "РЖД говорит на языке запретов"

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования