|
ИНКОТЕРМС или Инструкции П-6 и П-7
В последнее время стало модным использовать в договорах порядок и сроки приемки товаров по количеству и качеству, установленный Инструкциями П-6 и П-7. На эту тему написано много статей, одна из них публикуется на СКЛАДЕ ЗАКОНОВ (см. статью Защита по пунктам). Данная публикация не означает, что статья абсолютно бесспорна, но если в договоре уже обозначена ссылка на порядок приемки в соответствии с Инструкциями П-6 и П-7 статья может уберечь от многих распространенных ошибок при их применении. Правильно поставленный вопрос – половина ответа. Воспользуемся этой древней истинной и поставим вопросительный знак в преамбуле данной публикации. Один из способов обезопасить себя от недоразумений, связанных с приемкой товара, – это следовать Инструкциям П-6 и П-7, так ли это? Так ли бесспорно данное утверждение и так ли бесспорны сами выше упомянутые инструкции. Попробуем разобраться, в чем же спорная суть Инструкций П-6 и П-7 применительно к сегодняшней действительности (ноябрь 2005 года).
Согласно части 3 пункта 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. N 18 порядок приемки товаров по количеству и качеству, установленный Инструкциями П-6 и П-7, может применяться покупателем (получателем) только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки. Следовательно их применение должно быть взаимовыгодно как покупателю, так и поставщику. А выгодно ли это?
Приемка товаров по количеству
Обратимся к международной практике. Согласно "Incoterms 2000" (издание Международной торговой палаты "Incoterms 2000", № 560, сентябрь 1999 г.) Инкотермс изначально всегда предназначались для использования в тех случаях, когда товары продавались для поставки через национальные границы: таким образом, это международные торговые термины. Однако, Инкотермс на практике зачастую включаются в договоры для продажи товаров исключительно в пределах внутренних рынков. В тех случаях, когда Инкотермс используются таким образом, статьи А.2. и Б.2. и любые другие условия других статей, касающиеся экспорта и импорта, конечно, становятся лишними. Кроме того, определяя правовую природу ИНКОТЕРМС, необходимо подчеркнуть, что на основании Закона Российской Федерации о торгово-промышленных палатах Правление ТПП РФ постановлением от 28 июня 2001 г. N 117-13 (п. 4) объявило ИНКОТЕРМС 2000 на территории Российской Федерации торговым обычаем. Это означает повышение юридического статуса данного документа и признание за ним на основании статьи 5 и пункта 5 статьи 421 ГК РФ значения одного из регуляторов имущественных отношений сторон. Обоснованность применения торговых обычаев признается всеми центрами международного коммерческого арбитража. В нашей стране это следует из содержания пункта 3 статьи 28 Закона Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже" и параграфа 13 Регламента МКАС при ТПП РФ - во всех случаях арбитраж принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данной сделке. В пункте 2 статьи 17 Арбитражного регламента МТП содержится аналогичное правило: во всех случаях состав арбитража принимает во внимание положения контракта и соответствующие торговые обычаи.
С учетом вышеприведенного применение терминов Incoterms 2000 для внутренних поставок правомерно. Какие же аналоги терминов Incoterms 2000 применяются в Инструкциях П-6 и П-7?
Пункт 6. инструкции П-6: Приемка продукции, поставляемой без тары, в открытой таре, а также приемка по весу брутто и количеству мест продукции, поставляемой в таре, производится: а) на складе получателя - при доставке продукции поставщиком; Согласно Incoterms 2000 доставка продукции поставщиком осуществляется при использовании терминов группы "D" б) на складе поставщика - при вывозе продукции получателем; Согласно Incoterms 2000 вывоз продукции получателем со склада поставщика это термин EXW в) в месте вскрытия опломбированных или в месте разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров или на складе органа транспорта - при доставке и выдаче продукции органом железнодорожного, водного, воздушного или автомобильного транспорта. Согласно Incoterms 2000 данный пункт можно с большой натяжкой отнести к терминам группы "F"
Вроде и соответствует, и в тоже время нет. Чего-то не хватает. Встает вопрос - причем здесь порядок приемки продукции и базис поставки. Если после принятия товара в пункте назначения покупатель обнаружит, что товар не удовлетворяет условиям договора купли - продажи, он сможет использовать любые меры, которые ему предоставлены договором купли - продажи и соответствующим законом против продавца. Эти вопросы находятся полностью вне зоны действия Инкотермс. Казалось бы эти два документа могут только дополнять друг друга, а мы говорим о каком-то противоречии. А противоречие заключается в том, что в сложившихся международных обычаях и правилах в торговле применение терминов Incoterms 2000 определяет не только ответственную сторону за перевозку и ее оплату, но и ответственность сторон за риск потери или повреждения товара. Риск потери или повреждения товара переходит от продавца к покупателю, когда продавец выполнил свои обязательства поставки товара. Так как покупатель не вправе откладывать переход рисков и затрат, все условия предусматривают, что переход рисков и затрат может иметь место даже до поставки. В инструкциях П-6 и П-7 понятие "переход рисков" отсутствует, как таковое, за все отвечает поставщик, а в конечном итоге производитель. В Инкотермс условия сгруппированы в четыре категории, отличающиеся между собой по существу: начиная с термина, согласно которому продавец только предоставляет товар покупателю на собственной территории продавца ("E" - термин - EX WORKS); далее идет вторая группа, в соответствии с которой продавец обязан поставить товар перевозчику, назначенному покупателем ("F" - термины - FCA, FAS и FOB); далее "C" - термины, в соответствии с которыми продавец должен заключить контракт на перевозку, но не принимая на себя риск потери или повреждения товара или дополнительные затраты вследствие событий, имеющих место после отгрузки и отправки (CFR, CIF, CPT и CIP); и, наконец, "D" - термины, при которых продавец должен нести все расходы и риски, необходимые для доставки товара в страну назначения (DAF, DES, DEQ, DDU и DDP). Пункт 7 инструкции П-6: Приемка продукции, поступившей в исправной таре, по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом месте производится, как правило, на складе конечного получателя.
В соответствии с международными правилами Incoterms 2000 продавец отвечает за поставленный товар до склада покупателя, только если базис поставки из группы терминов "D".
Пункт 1 статьи 459 ГК РФ регламентирует переход риска случайной гибели товара. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю. Ссылка на инструкции П-6 и П-7 в договоре, как раз и есть - то самое иное!
Нужно отметить, что со времени принятия Инструкций П-6 и П-7 существенно изменилось законодательство РФ и в первую очередь налоговое законодательство. Когда писалась инструкция П-6 (15 июня 1965 г.) понятия НДС и в помине не было. С учетом реалий сегодняшнего дня окончательная приемка продукции по количеству товарных единиц на складе покупателя означает, что только в этот момент может перейти право собственности на товар. И только в этот момент у продавца возникает обязательство выставить Счет-фактуру (далее - СчФ), причем в течение 5 дней. Во всех перечисленных (п.12) документах, кроме СчФ, цена товара указывается без НДС, НДС в них не выделяется. И это абсолютно логично, т.к. в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ первичные учетные документы (за исключением банковских и кассовых) могут содержать исправления, которые вносятся по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений. А в СчФ исправления не допускаются, ибо еще раз отметим, что обязательство выставления СчФ возникает только в момент перехода права собственности. Если риски потери и порчи в соответствии с действующим законодательством несет собственник, и если за недостачу товара возникшую "до склада покупателя" отвечает продавец, то получается, что это аналог группы "D" по терминологии Incoterms 2000. А где остальные? Согласно ст. 39 Налогового кодекса РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе. Таким образом, факт отгрузки продукции в адрес покупателя сам по себе не определяет приобретателя продукции, и если по условиям договора право собственности на продукцию переходит в момент поступления продукции на склад покупателя, то обязательства по выставлению счета-фактуры у предприятия возникают с момента поступления реализуемой продукции на склад покупателя. Письмо Управления МНС по г. Москве от 11 октября 2001 г. N 02-11/46586
А теперь спросите своего бухгалтера, будет ли он работать на таких условиях, особенно если это происходит в разных налоговых периодах (месяц, квартал, год)? Зачесть НДС за реализованную продукцию он сможет только после того, как получит от покупателя подтверждение приема товара. А с учетом иногороднего покупателя? А если он еще и в районах Крайнего Севера? Применение инструкции П-6 в договорах отгрузки означает, что на предприятии либо неправильно ведется налоговый учет, либо его вообще нет. Мало вероятно, что данное положение вещей удовлетворит бухгалтерию покупателя, если поставки ведутся по предоплате. Рассмотрим случай, когда товар получается представителем покупателя на складе поставщика - при "самовывозе" продукции получателем. Представитель покупателя по доверенности (форма М-2 или М-2а) принимает товар, о чем в товарной накладной ТОРГ-12 делается соответствующая запись. Право собственности на товар переходит от продавца к покупателю. У продавца возникает обязательства по выставлению счета-фактуры, и он ее выставляет. О какой дополнительной приемке товара (п.7.) на складе покупателя может идти речь, если в ТОРГ-12 стоит отметка о приеме по количеству товарных единиц? Ни мест, ни брутто, а именно, по количеству товарных единиц!
Для справки: Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей по форме № ТОРГ-2, которая содержится в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденном Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.98 № 132. Данный акт применяется для оформления приемки товарно-материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения по сравнению с данными сопроводительных документов поставщика. Указанный акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю. Данный акт должен быть подписан представителем грузоотправителя, причем экспедитор в данном случае таковым не является, поскольку согласно п. 19 Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.66 № П-7, а также п.17 Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.65 № П-6, представитель отправителя (изготовителя) должен иметь удостоверение на право участия в приемке продукции у получателя. Поэтому лучше всего выдать экспедитору удостоверение с незаполненными реквизитами, которым при необходимости он сможет воспользоваться. Обратите внимание на то, что согласно данным инструкциям отправитель (изготовитель) может уполномочить на участие в приемке продукции предприятие, находящееся в месте получения продукции. В этом случае удостоверение представителю выдается предприятием, выделившим его. В удостоверении должна быть сделана ссылка на документ, которым отправитель уполномочил данное предприятие участвовать в приемке продукции. Таким образом, только после получения соответствующего удостоверения экспедитор имеет право подписания соответствующего акта по форме № ТОРГ-2.
Без комментариев. Цитата из Инструкции П-6 (абзац 3 п.26. ): В случаях, когда по результатам приемки выявляются факты злоупотреблений или хищений продукции, руководитель или заместитель руководителя предприятия-получателя обязан немедленно сообщить об этом органам охраны общественного порядка или прокуратуры и направить им соответствующие документы.
Хочется обратить Ваше внимание еще на один момент. В пункте 4 Инструкции П-6 сказано следующее: При приемке грузов от органа транспорта предприятие-получатель в соответствии с действующими на транспорте правилами перевозок грузов обязано... потребовать от органов транспорта выдачи груза по количеству мест или весу во всех случаях, когда такая обязанность возложена на них правилами, действующими на транспорте, и другими нормативными актами. Что подразумевается под понятием "орган транспорта" остается загадкой, и со времени написания данной инструкции само понятие транспортные организации разделилось на перевозчиков и экспедиторов. И если в настоящее время Устав автомобильного транспорта тоже ровесник данной инструкции (от 8 января 1969 г., правда, это действующий закон и имеет более позднюю редакцию), то Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" это современный документ. И согласно пункта 1. Статьи 7. указанного закона экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза. Понятие кол-во мест становится не правомочным, если по договору транспортной экспедиции экспедитор является уполномоченным получателем груза. См. примерный образец Письма поручения.
Какой же смысл включения в договор отгрузки порядка приема согласно Инструкций П-6 и П-7? Логика подсказывает, что ни какого.
Приемка товара по качеству
С применением Инструкции П-7 проблем не меньше. Согласно П.5. указанной инструкции, продукция, поступившая в исправной таре, принимается по качеству и комплектности, как правило, на складе конечного получателя. Если продукция не соответствует заявленному ГОСТу или ТУ по причине производственного брака, то это одно. А если по причине небрежного отношения при перевозке, а за перевозку отвечает покупатель? И как быть с комплектностью? И почему комплектность отнесена к качеству товара? К вам на завод приезжают получать, например, некий блок, состоящий из 2-х насосов и одного контроллера. А через 60 дней приглашают посетить заполярный круг для подписания акта о недостаче одного насоса… Бред какой-то. Предположим, продавец проигнорировал данное приглашение, как в таком случае быть с абзацем 3 п.25 настоящей инструкции, который гласит: "Представители других предприятий и организаций и представители общественности, выделенные для участия в приемке продукции, не вправе получать у предприятия-получателя вознаграждение за участие в приемке продукции"? Не решает данная инструкция и вопрос оплаты расходов, связанных с выездом представителя продавца.
Приемка импортных товаров по количеству и качеству
Приемка импортных товаров имеет свои особенности. Если требования к приемке не определены контрактом, то стороны должны руководствоваться Инструкцией о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов, утвержденной Госарбитражем СССР 15 октября 1990 г. (Наталья Теплинская Защита по пунктам. Инструкции П-6 и П-7) Самое главное это то, что стороны ничего не должны. И к контрактам о международной купли продаже данная инструкция не имеет никакого отношения. Согласно П. 1. инструкции О порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов, утвержденной Госарбитражем СССР 15 октября 1990 г. настоящая инструкция определяет в соответствии с Основными условиями регулирования договорных отношений при осуществлении экспортно-импортных операций, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988 г. N 888 Согласно П. 1. постановления Совета Министров СССР от 25 июля 1988 г. N 888 Основные условия регулируют договорные отношения между государственными, кооперативными и иными общественными предприятиями, поставляющими товары для экспорта* или являющиеся заказчиками импортных товаров**, и внешнеэкономическими организациями***. ***Под внешнеэкономическими организациями понимаются внешнеэкономические объединения, независимо от ведомственной подчиненности, а также предприятия, объединения и организации, получившие право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций, когда они вступают в договорные отношения с другими предприятиями, поставляющими товары для экспорта, или заказчиками импортных товаров.
Помимо того, что данная инструкция вообще не имеет юридической силы, она еще и регулирует взаимоотношения двух резидентов СССР. Стороны должны руководствоваться нормами и правилами, установленными международными конвенциями и соглашениями, в частности Конвенцией о договорах международной купли-продажи товаров (CISG) (Вена, 1980 г.)
Итог
Так о чем же все-таки идет речь в этой и ей подобных статьях. К чему призывает нас автор. К тому чтобы все договора поставки (купли-продажи) были с одним базисом поставки группы "D" по терминологии Incoterms 2000? Или к умышленному нарушению налогового законодательства? Думаю, что ни то не другое. Это просто мода переложить всю ответственность на поставщика, и корни ее уходят глубоко в "совковые 60-е годы". Давайте вспомним немного историю. В условиях тотального дефицита товаров народного потребления, когда покупатели - базы сбытовых, снабженческих, заготовительных и пр. организаций получали то, что им дают, а не то, что хотелось бы. Когда качество продукции было…, то есть, можно считать его вообще не было. И самое главное карман был один – государство. Вот тогда для удобства учета и было принято возложить всю ответственность на производителя продукции. См. П.7. и П.17. инструкции П-6. И не важно, что в большинстве своем в наше время производитель, отправитель, поставщик это далеко не одно и тоже, "совок" продолжает навязывать нам свое наследие. Писатели, которые переписывают друг у друга материал прошлых десятилетий, не задумываясь о содержании, а неграмотные редакторы печатают данные статьи в своих журналах, лишь бы заполнить пустое пространство между рекламными блоками. А ссылки на данные инструкции продолжают вставляться в договора. Совок одним словом.
Какой же выход из создавшегося положения? Он лежит на поверхности. Им пользуется весь цивилизованный мир. 1. Распределение рисков и ответственности согласно Incoterms 2000 2. Использование принципов и терминов, употребляемых в Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров. 3. Страхование грузов грузовладельцем, а не перевозчиком и вообще, страхование. 4. Инспектирование товара перед отгрузкой 5. Использование специалистов ТПП и др. сюрвейерских организаций. 6. Внимательно читать законы и инструкции, на которые ссылаетесь. 7. Различать договора отгрузки и договора поставки. 8. Привлекать специалистов для написания и заключения договоров, а так же контроля их выполнения. 9. Думать, прежде чем что-то делать.
И не нужно ссылаться на обычаи делового оборота, которые давно устарели, не нужно пользоваться тем, что покупатель всегда прав, ибо для этого продавцу приходится закладывать в цену товара правоту покупателя. А ведь стоимость выезда представителя продавца для подписания акта по форме N ТОРГ-2 может быть соизмерима со стоимостью всей партии товара, особенно если партия товара мала, а расстояние между покупателем и продавцом не одна тысяча верст.
Владислав Артамонов ноябрь 2005 г.
|