СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

Юридические услуги и консультации в области логистики

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом

Перевозка опасных грузов авиатранспортом

 

Реклама на сайте                   

 

 

ГОСТ Р 51.ХХХ – 200*

Интегрированная логистическая поддержка. Общие требования к проведению анализа логистической поддержки

проект, первая редакция

 

См.:

ГОСТ Р 53393-2009 Интегрированная логистическая поддержка. Основные положения

ГОСТ Р 53394-2009 Интегрированная логистическая поддержка. Основные термины и определения

 

 

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

ГОСТ Р 51.ХХХ – 200*

 

проект, первая редакция (03.12.2004 )

 

Интегрированная логистическая поддержка. Общие требования к проведению анализа логистической поддержки

 

Настоящий проект стандарта не подлежит применению до его утверждения

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН

2 ВНЕСЕН

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Дата введения:

 

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст изменений – в информационных указателях "Российские национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Российские национальные стандарты".

 

 

В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" порядок официального опубликования и распространения настоящего стандарта на территории Российской Федерации будет установлен Правительством Российской Федерации

 

 

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт устанавливает основные методические положения, касающиеся проведения анализа логистической поддержки (АЛП) в рамках интегрированной логистической поддержки (ИЛП) сложных наукоемких изделий.

 

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 18322-78       Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения

ГОСТ 2.103-68        ЕСКД. Стадии разработки

ГОСТ 27.002-89      Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 27.310-95      Анализ видов, последствий и критичности отказов. Основные положения

ПС ГОСТ Р 51XXX-200* Интегрированная логистическая поддержка. Основные положения и общие требования

ПС ГОСТ 2.053-200* ЕСКД. Электронная структура изделия. Общие положения

 

3 ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

3.1 Термины, определенные в ГОСТ Р 51XXX-200*:

− анализ логистической поддержки; АЛП

− интегрированная логистическая поддержка; ИЛП

− стоимость жизненного цикла изделия; СЖЦИ

− поддерживаемость

− база данных анализа логистической поддержки; БД АЛП

− жизненный цикл изделия; ЖЦИ

3.2 Термины, определенные в ГОСТ 18322-78:

− ремонт;

− техническое обслуживание (ТО);

− техническое обслуживание и ремонт (ТОиР)

3.3 Термины, определенные в ПС ГОСТ 2.053-200*:

− структура изделия

3.4 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ЛКН – логистический контрольный номер.

АВПКО – анализ видов, последствий и критичности отказов.

АУР – анализ уровней ремонта.

ЭЗИ – элемент, заменяемый на изделии.

 

4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1 АЛП представляет собой формализованную технологию всестороннего исследования изделия и вариантов его системы поддержки эксплуатации (СПЭ). АЛП направлен на минимизацию стоимости жизненного цикла изделия (СЖЦИ) при обеспечении требуемых техническим заданием показателей поддерживаемости изделия.

4.2 АЛП должен начинаться до начала проектирования изделия, затем циклически повторяться на каждой стадии проектирования и на этапе эксплуатации. На каждом последующем этапе должны уточняться и развиваться результаты предыдущего этапа.

4.3 Все исходные данные, необходимые для АЛП, и результаты анализа должны храниться в базе данных АЛП (БД АЛП). БД АЛП должна заполняться и поддерживаться в активном состоянии на протяжении всего ЖЦИ.

 

5 ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ АЛП НА ЭТАПЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

5.1 Исходные данные

5.1.1 Исходными данными для проведения АЛП на этапе проектирования являются:

− описание конструкции изделия (вариантов конструкции);

− описание использования разрабатываемого изделия по назначению;

− требования к поддерживаемости изделия;

− концепция технического обслуживания и ремонта (ТОиР).

5.1.2 Из процесса разработки изделия в процесс АЛП должно поступать описание конструкции изделия, глубина проработки которой зависит от стадии проектирования. Чтобы создать конструкцию с требуемым уровнем поддерживаемости, АЛП должен проводиться на каждой стадии разработки и повторяться каждый раз, когда поступает новая информация о конструкции. При этом результаты АЛП на каждой стадии должны незамедлительно доводиться до сведения проектировщиков, конструкторов и других заинтересованных лиц.

5.1.2.1 Для проведения АЛП структура изделия должна быть представлена в виде ориентированного ациклического графа, вершины которого соответствуют компонентам, а ребра, соединяющие вершины – отношениям (связям) между компонентами. Вершина, соответствующая изделию в целом, называется начальной вершиной (ПС ГОСТ 2.053-200*) (рис.1).

 

Рис.1 Пример представления структуры изделия

 

5.1.2.2 В ходе АЛП всем элементам структуры должен быть присвоен уникальный идентификатор - логистический контрольный номер (ЛКН). ЛКН отражает иерархию элементов структуры и состоит из секций, количество которых равно количеству уровней в структуре изделия. Для структуры, состоящей из шести уровней, ЛКН имеет следующий формат:

 

Номер изделия

Номер системы

Номер подсистемы

Номер узла

Номер подузла

Номер детали

1-й уровень

2-й уровень

3-й уровень

4-й уровень

5-й уровень

6-й уровень

Рис.2 Формат ЛКН для кодирования элементов структуры, состоящей из шести уровней.

 

Количество разрядов для каждого уровня зависит от сложности изделия и должно быть установлено перед началом проведения АЛП.

5.1.2.3 Кроме структуры изделия из процесса разработки в процесс АЛП должны предоставляться:

 − функциональные блок-схемы;

 − принципиальные электрические, гидравлические и кинематические схемы;

 − блок-схемы надежности;

 − перечень элементов, заменяемых непосредственно на изделии (ЭЗИ);

 − характеристики изделия и его компонентов.

5.1.3 Описание использования разрабатываемого изделия по назначению основывается на требованиях заказчика и уточняется в процессе проектирования. Оно включает:

 − перечисление функций изделия и его систем при использовании по назначению;

 − требования к функционированию изделия и его систем (показатели качества функционирования);

 − характеристики использования изделия по назначению (количество использований по назначению в год, продолжительность одного использования, предполагаемая наработка изделия в год и т.д.).

5.1.4 Требования к поддерживаемости изделия формулируются заказчиком и уточняются в процессе АЛП. К ним относятся:

 − требования к надежности изделия и основных систем (среднее время между отказами);

 − требования к ремонтопригодности и эксплуатационной технологичности изделия и основных систем (среднее время ремонта);

 − требования к готовности изделия и основных систем (коэффициент готовности);

 − требования к СЖЦИ.

5.1.5 Концепция ТОиР разрабатывается в процессе планирования ТОиР совместно заказчиком и подрядчиком и включает следующую информацию:

 − количество уровней ремонта;

 − географическое местоположение каждого уровня;

 − используемые способы транспортирования;

 − описание технических возможностей каждого уровня:

 − оборудования (в том числе и для обучения) и инструментов;

 − инфраструктуры;

 − технического персонала: профессии, квалификации, доступное количество человеко-часов и т.д. Если заказчик предполагает внедрять разрабатываемое изделие в существующую СПЭ, то в концепции ТОиР он должен дать подробное описание этой системы. Если СПЭ разрабатывается в процессе ИЛП, то в концепции ТОиР приводятся требования или рекомендации, касающиеся перечисленных выше областей.

5.2 Процессы АЛП

5.2.1 На этапе проектирования АЛП включает следующие процессы:

1) Оценка поддерживаемости изделия:

·   а) оценка надежности;

·   б) оценка ремонтопригодности и эксплуатационной технологичности;

·   в) оценка готовности;

·   г) оценка СЖЦИ

2) Разработка рекомендаций по изменению конструкции, направленных на улучшение поддерживаемости изделия на основе:

·   а) функционального анализа;

·   б) анализа видов, последствий и критичности отказов (АВПКО).

3) Разработка СПЭ, обеспечивающей требуемый уровень готовности изделия при наименьших затратах: а) разработка перечня задач ТОиР; б) определение необходимых ресурсов; в) анализ уровней ремонта (АУР).

5.3 Оценка поддерживаемости

5.3.1 Оценка поддерживаемости в процессе АЛП заключается в расчете следующих показателей, определенных в ГОСТ 27.002-89:

1) Показатели надежности:

·   а) средняя наработка на отказ (средняя наработка до отказа);

·   б) интенсивность отказов;

·   в) средний ресурс;

·   г) средний срок службы;

2) Показатели ремонтопригодности и эксплуатационной технологичности:

·   а) среднее время ремонта;

·   б) среднее время восстановления;

·   в) гамма-процентное время восстановления;

·   г) средняя трудоемкость восстановления;

3) Комплексные показатели надежности:

·   а) коэффициент готовности;

·   б) коэффициент оперативной готовности;

·   в) коэффициент технического использования.

5.3.2 Оценка поддерживаемости должна выполняться отделами обеспечения надежности и ремонтопригодности разработчика с учетом требований соответствующих нормативных документов.

5.3.3 Расчетные значения показателей поддерживаемости должны своевременно поступать в остальные процессы АЛП.

5.3.4 Оценка поддерживаемости должна выполняться для каждого нового варианта конструкции, поступающего из процесса разработки изделия и повторяться при поступлении новой информации. Оценка поддерживаемости на ранних стадиях разработки позволяет сразу отвергнуть бесперспективные варианты конструкции, чтобы не проводить для них дальнейший анализ.

5.4 Функциональный анализ

5.4.1 Функциональный анализ заключается в документировании всех функций разрабатываемого изделия и его элементов и должен проводиться перед АВПКО. При анализе должны использоваться следующие исходные данные:

1) из процесса разработки:

 − описание структуры изделия, степень проработки которой зависит от стадии разработки;

 − функциональные блок-схемы;

 − принципиальные электрические, гидравлические и кинематические схемы;

2) из описания использования разрабатываемого изделия по назначению:

 − перечисление функций изделия и его систем при использовании по назначению;

 − требования к функционированию изделия и его систем (показатели качества функционирования).

5.4.2 Результатом функционального анализа являются:

 − описание функций изделия и всех его элементов;

 − установление номинальных значений рабочих параметров;

 − перечень новых или критичных функций, которым должно уделяться особое внимание при проведении АВПКО.

5.5 Анализ видов, последствий и критичности отказов

5.5.1 Базовым инструментом АЛП на этапе разработки является АВПКО. Процедура АВПКО заключается в систематическом анализе конструкции разрабатываемого изделия для выявления и оценки потенциальных видов отказов всего изделия и его компонентов.

5.5.2 АВПКО должен проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ 27.310-95.

5.5.3 После каждой итерации АВПКО должны быть получены следующие результаты (с учетом имеющихся исходных данных):

 − описание всех возможных видов отказов элементов структуры, их причин и последствий;

 − распределение видов отказов по категориям серьезности;

 − описание методов обнаружения каждого вида отказа;

 − рекомендации по изменению конструкции и назначению задач планового обслуживания для устранения причин видов отказов или снижения вероятности их возникновения в процессе эксплуатации;

 − распределение рекомендаций по приоритетности их выполнения.

5.5.4 Рекомендации по изменению конструкции и сведения о приоритетности изменений передаются в процесс разработки сразу после завершения очередной итерации АВПКО. Информация о внесенных изменениях должна поступать в процесс АЛП в виде новых вариантов конструкции изделия. Каждое отвергнутое предложение должно сопровождаться соответствующими обоснованиями. Новый вариант конструкции должен опять подвергаться АВПКО.

5.6 Разработка перечня задач технического обслуживания и ремонта

5.6.1 На основе результатов АВПКО на протяжении всего процесса разработки формируется перечень задач по ТОиР изделия и его элементов. На ранних стадиях проектирования формируется предварительный перечень задач ТОиР. На стадии технического проекта должен быть сформирован окончательный перечень задач.

5.6.2 Для создания перечня задач ТОиР в структуре изделия должны быть выделены элементы, значимые для ТОиР. В список элементов, значимых для ТОиР, должны включаться все элементы из поддеревьев основного дерева изделия, корневыми узлами которых являются элементы на один уровень выше элементов, заменяемых на изделии (ЭЗИ) (рис.3).

 

Рис.3 Определение элементов, значимых для ТОиР изделия

 

5.6.3 Задачи ТОиР делятся на две группы:

1) Задачи планового ТОиР, которые включают в себя:

− периодическое техническое обслуживание (ТО);

− регламентированное ТО;

− плановый ремонт;

2) Задачи непланового ТОиР, состоящие из задач непланового ремонта.

5.6.4 Перечень задач планового ТОиР должен формироваться на основе рекомендаций, представленных специалистами по АВПКО. Задачи планового ТОиР назначаются элементам, значимым для ТОиР, и заключаются в выполнении следующих действий:

− смазка / заправка;

− визуальная проверка;

− проверка работоспособности;

− восстановление / ремонт;

− списание

5.6.5 Задачи непланового ремонта являются результатом:

− плановых работ, в ходе которых выявлены скрытые неисправности;

− сообщений о неисправностях.

Задачи непланового ремонта должны назначаться всем элементам, которые могут отказывать в процессе эксплуатации.

5.7 Определение необходимых ресурсов

5.7.1 После того, как сформирован первый вариант предварительного перечня задач ТОиР, должен начинаться процесс анализа задач, входящих в перечень, на предмет выявления всех необходимых для их выполнения ресурсов. Должны рассматриваться следующие типы ресурсов:

1) оборудование и инструменты:

·   а) универсальное оборудование и инструменты;

·   б) специальное оборудование и инструменты;

·   в) вспомогательное оборудование и инструменты;

2) запчасти и расходные материалы;

3) инфраструктура:

·   а) универсальная инфраструктура;

·   б) специальная инфраструктура;

·   в) вспомогательная инфраструктура;

4) персонал:

·   а) профессии;

·   б) квалификации;

5) эксплуатационная и ремонтная документация

6) обучение

5.7.2 По мере поступления исходных данных должен проводиться расчет количественных показателей потребности в ресурсах каждого типа.

5.7.3 В процессе анализа все ресурсы должны быть отнесены к одной из следующих групп:

− ресурсы, имеющиеся у заказчика и не требующие дополнительных затрат;

− ресурсы, которые имеются у поставщика, и должны быть поставлены заказчику (включая ресурсы, которые могут быть изготовлены поставщиком без дополнительных затрат на разработку);

− ресурсы, требующие разработки. При выборе конкретного типа ресурсов из всех возможных вариантов предпочтение должно отдаваться ресурсам, входящим в первую группу. Ресурсам, вошедшим в третью группу, должно уделяться особое внимание.

5.7.4 После утверждения конструкции изделия и на этапе производства уточняется и дополняется перечень необходимых ресурсов и их количество. По результатам АУР все ресурсы распределяются по уровням ремонта.

5.8 Анализ уровней ремонта

5.8.1 АУР должен начинаться сразу после формирования первого варианта предварительного перечня задач ТОиР и определения необходимых для этих задач ресурсов и завершаться только после окончания разработки изделия. При проведении АУР рассматриваются только задачи ремонта (восстановления) элементов, которые заключаются в замене одной или нескольких его составных частей.

5.8.2 В процессе разработки изделия на основе анализа затрат на ремонт и стоимости элемента АУР позволяет выделить в конструкции элементы, которые более выгодно списывать после отказа, чем ремонтировать. Эта информация должна своевременно доводиться до конструкторов, позволяя им максимально упрощать такие элементы и не тратить ресурсы на обеспечение их ремонтопригодности.

5.8.3 Результатом АУР на момент окончания разработки изделия является распределение задач ремонта элементов по уровням, обеспечивающее требуемый коэффициент готовности изделия при наименьших затратах.

 

УДК 006.1: 006.354                ОКС 01.040.01,       01.120

 

Ключевые слова: интегрированная логистическая поддержка, жизненный цикл изделия, стоимость жизненного цикла изделия, поддерживаемость, функциональный анализ, анализ видов, последствий и критичности отказов, анализ уровней ремонта, ИЛП, СЖЦИ, АЛП, ТОиР, АВПКО, АУР.

 

Исполнители

Зам. директора по научной работе

д.т.н., профессор                  А.И. Левин

Руководитель отдела                           С.В. Пичев

Руководитель сектора                          Е.В. Чубарова

Специалист                           О.А. Панфилов

Специалист                           А.В. Синельников

 

 

  ГОСТ Р 51.ХХХ – 200* Интегрированная логистическая поддержка. Общие требования к проведению анализа логистической поддержки

Научно-исследовательский центр CALS-технологий «Прикладная логистика»

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования