|
Перевозочные документы оформляемые грузоотправителем при перевозке грузов железнодорожным транспортом
Транспортная накладная на перевозку грузов железнодорожным транспортом Документы, оформляемые на железнодорожном транспорте при перевозках грузов в сопровождении Документы, оформляемые при перевозках грузов насыпью и навалом Документы, оформляемые при перевозках смерзающихся грузов Оформление транспортных документов при международных перевозках
Согласно ст.32 Транспортного устава железных дорог РФ (далее -ТУЖД; утв. Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 2-ФЗ), в соответствии с договором перевозки груза железная дорога обязуется своевременно и в сохранности доставить груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, а грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза. Это понятие договора перевозки груза несколько отличается от определения договора перевозки в ГК РФ (далее - ГК). Дело в том, что в ч.2 данной статьи отсутствуют слова об обязанности железной дороги доставить в пункт назначения вверенный ей груз, что по смыслу ГК означает заключение договора путем вручения груза перевозчику, т.е. реального договора. Однако это не означает, что ТУЖД дает иное понятие договора перевозки груза по сравнению с предусмотренным ГК. Из текста статьи следует, что железнодорожная накладная (транспортный документ) подтверждает заключение договора, является доказательством его заключения, а не его письменной формой. Следовательно, договор железнодорожной перевозки груза заключается путем вручения груза, которое подтверждается железнодорожной накладной. Основными документами, подтверждающими заключение договора перевозки груза, являются транспортная железнодорожная накладная и железнодорожная квитанция. В ч.1 названной статьи указано также на другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами перевозочные документы (кроме железнодорожной накладной и железнодорожной квитанции). В их числе - дорожная ведомость, которая хотя и не относится к документам, подтверждающим заключение договора перевозки, но имеет большое значение, так как в ней содержатся сведения о грузе, об участниках перевозки и обо всем, что происходило с грузом и подвижным составом в пути следования. На корешке дорожной ведомости грузоотправитель расписывается в получении железнодорожной квитанции. При перевозках в международном сообщении дорожная ведомость может входить в комплект накладной. Так, по правилам СМГС дорожная ведомость является вторым листом накладной. Другими документами являются также прилагаемые к накладной сопроводительные документы, необходимые, в частности, для выполнения таможенных формальностей. В подтверждение заключения договора перевозки грузоотправителю выдается железнодорожная квитанция, которая не только подтверждает вручение груза перевозчику, но и имеет важное доказательственное значение при полной его утрате, а также в случае прибытия груза без накладной. Железнодорожная квитанция выдается отправителю во внутреннем сообщении. При перевозках в международном сообщении грузоотправителю в соответствии с международными соглашениями выдается не железнодорожная квитанция, а соответствующий экземпляр накладной.
Транспортная накладная на перевозку грузов железнодорожным транспортом
Накладная составляется на имя определенного грузополучателя, а потому является именным документом. Грузоотправитель представляет транспортную железнодорожную накладную на каждую отправку груза. Бланки транспортных железнодорожных накладных грузоотправителю, грузополучателю выдает железная дорога. Она же выдает и заявки на перевозки, а также по просьбам грузоотправителя, грузополучателя, согласно фактическим затратам, копии документов, в том числе учетных карточек, ведомостей подачи и уборки вагонов, памяток приемосдатчиков, но уже за плату. Формы перевозочных документов на перевозки грузов по железнодорожным путям общего пользования разрабатывает и утверждает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Они публикуются в сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте. Итак, согласно Правилам приема грузов к перевозке на железнодорожном транспорте (утв. приказом МПС РФ от 9 декабря 1999 г. N 42Ц), "грузоотправитель должен представить на каждую отправку груза составленную надлежащим образом накладную и другие необходимые документы при предъявлении груза для перевозки". Установлено, что указанная накладная и выданная на ее основании грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. Правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте (утв. приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 39) предусматривается порядок заполнения, в зависимости от вида отправок, следующих форм перевозочных документов: 1) перевозки грузов повагонными и мелкими отправками оформляются транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная) формы ГУ-27 (см. приложение к указанным Правилам); 2) комплекта перевозочных документов формы ГУ-29-0 (см. приложение к указанным Правилам), состоящего из: - накладной, - дорожной ведомости, - корешка дорожной ведомости, - квитанции о приеме груза, - перевозки грузов повагонными отправками могут оформляться с использованием транспортной железнодорожной электронной накладной (далее - электронная накладная) формы ГУ-27у-ВЦ (см. приложение к указанным Правилам). Бланки перевозочных документов заполняются машинописным, в том числе компьютерным, способом и вручную чернильными (шариковыми) ручками. Отдельные сведения указываются в виде штемпелей. Подчистки и помарки в перевозочных документах не допускаются. При необходимости изменения сведений, внесенных грузоотправителем в перевозочный документ, грузоотправитель заполняет новый бланк такого документа. Изменения и дополнения сведений, внесенных в перевозочный документ железной дорогой, заверяются подписью работника железной дороги, оформляющего перевозочный документ, и штемпелем железнодорожной станции (далее - станция). Грузоотправитель, согласно ст.33 ТУЖД, несет имущественную ответственность за достоверность сведений, внесенных в накладную, а также за последствия недостоверных, неточных или неполных сведений, указанных грузоотправителем в накладной. Железная дорога имеет право выборочно проверять достоверность сведений, указанных грузоотправителем в накладной. От грузоотправителя требуется надлежащее, в соответствии с установленными правилами, заполнение накладной и предъявление ее вместе с грузом перевозчику. Грузоотправитель заполняет, в частности, следующие графы бланка: 1. "Скорость" (указывается, с какой скоростью должна осуществляться перевозка груза (грузовой или большой). Если перевозка груза, согласно тарифному руководству, должна осуществляться только с большой скоростью, грузоотправитель в этой графе обязан указать именно эту скорость). 2. "Род вагона" (заполняется в отношении каждого вагона при погрузке грузов средствами грузоотправителя). 3. "Номер вагона" (заполняется аналогично). 4. "Грузоподъемность вагона" (заполняется аналогично). 5. "Количество осей" (заполняется аналогично). 6. "Сведения о подшипниках" (заполняется аналогично). 7. "Код сцепа" (заполняется аналогично). 8. "Тип вагона" (заполняется аналогично). 9. "Объем кузова вагона" (заполняется аналогично). 10. "Техническая норма загрузки" (заполняется аналогично). 11. "Вид негабаритности" (указывается 5-значный индекс негабаритности. При отсутствии негабаритности груза данная графа не заполняется). 12. "Техническая норма загрузки" (указывается сетевая, установленная МПС России, или местная, установленная железной дорогой, техническая норма загрузки вагона. По грузам, для которых технические нормы не установлены, в этой графе указывается сокращенно "н/у"). 13. "Станция и дорога отправления" (указывается точное наименование станции и железной дороги отправления груза в соответствии с тарифным руководством. Данная графа может быть заполнена проставлением штемпеля станции). 14. "Станция отправления" (заполняется при перевозке импортных грузов, следующих через морские порты, пограничные передаточные станции железных дорог России не в прямом международном сообщении. В этой графе указывается соответственно припортовая или пограничная передаточная станция. При этом в правом верхнем углу перевозочного документа должна быть сделана отметка "Импорт"). 15. "Станция и дорога назначения" (указывается точное наименование станции и железной дороги назначения груза в соответствии с тарифным руководством). 16. "Отправитель" (указывается точное и полное наименование грузоотправителя и его код согласно Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО). Если груз отправляется физическим лицом, указываются фамилия, имя и отчество (полностью) лица, отправляющего груз). 17. "Почтовый адрес отправителя" (указывается полный почтовый (с индексом) адрес грузоотправителя с названием края, республики, области, района, города, села, улицы и номера дома). 18. "Получатель" (заполняется аналогично). 19. "Почтовый адрес получателя" (заполняется аналогично). 20. "Плательщик" (указываются наименование организации, осуществляющей расчеты за перевозку груза при отправлении и выдаче, и код плательщика). 21. "Знаки отправителя" (указываются отличительные знаки, отмеченные грузоотправителем на грузовых местах). 22. "Количество мест" (указывается количество мест груза отдельно по каждому наименованию груза (сборная отправка), по каждому роду упаковки и общее количество мест). 23. "Упаковка" (указывается сокращенно род тары груза, например "ящ.", "кор.", "боч.", "корз." при упаковке грузов соответственно в ящики, коробки, бочки, корзины. При предъявлении к перевозке неупакованного груза в этой графе указывается сокращенно "н/у"). 24. "Наименование груза" (указывается полное и точное наименование груза в соответствии с тарифным руководством). 25. "Масса груза (в кг), определенная отправителем" (заполняется грузоотправителем, если масса груза определялась им либо с его участием). 26. "Итого мест" (указывается прописью общее количество мест всех предъявленных к перевозке наименований груза). 27. "Итого масса" (указывается прописью общая масса предъявленного к перевозке груза, если она определялась грузоотправителем либо с его участием). 28. "Способ определения массы" (указывается, каким способом определена масса груза (заполняется в тех случаях, когда масса груза определялась грузоотправителем либо с его участием). Если масса груза определена по стандарту, в графе указывается стандартная масса брутто и нетто одного грузового места). 29. "Объявленная ценность" (указывается прописью сумма объявленной грузоотправителем ценности груза в рублях). 30. "За правильность внесенных в накладную сведений отвечаю" (грузоотправитель разборчиво расписывается и указывает свою фамилию и инициалы, а уполномоченное грузоотправителем лицо на основании доверенности на оформление перевозочных документов дополнительно указывает занимаемую должность). 31. На оборотной стороне накладной, в графе 1 "Груз размещен и закреплен согласно _____ рис. ______ главы ___________ Технических условий правильно" (заполняется в соответствии с требованиями технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (далее -технические условия). Эти сведения заверяются подписью с указанием должности, фамилии, инициалов подписавшего лица). 32. На оборотной стороне накладной, в графе 4 "Особые заявления и отметки отправителя", в случаях, предусмотренных соответствующими правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте и техническими условиями, грузоотправителем делаются отметки: - масса оборудования и утеплительных материалов при перевозке грузов со съемным оборудованием и утеплением; - профилактические меры, принятые грузоотправителем для предохранения груза от смерзания; - наличие у предъявляемого к перевозке неупакованного груза видимых повреждений (например, "у станка отбита ____ деталь", "разбита фара у машины"). Грузоотправитель имеет право делать в графе 4 другие, не установленные соответствующими правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте, отметки, например необходимые для получателя сведения об ассортименте грузов, марку продукции. Накладная вместе с дорожной ведомостью следует с грузом до станции назначения, где выдается грузополучателю под расписку в дорожной ведомости. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под расписку в соответствующей графе корешка дорожной ведомости. Сам же корешок дорожной ведомости остается на станции отправления. В подтверждение приема груза для перевозки железная дорога обязана проставить в транспортной железнодорожной накладной календарный штемпель станции отправления с указанием в нем даты текущих суток, независимо от того, до или после 18 часов этих суток производилось оформление приема груза к перевозке. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под расписку в соответствующей графе корешка дорожной ведомости. Согласно Правилам перевозок грузов на железнодорожном транспорте группами вагонов по одной накладной (утв. приказом МПС РФ от 27 мая 1999 г. N 10ЦЗ), "предъявляемые к перевозке группами вагонов (групповая или маршрутная отправка) грузы могут оформляться по одной накладной по форме ГУ-27е при соблюдении следующих условий: - грузы должны быть однородными; - погрузка-выгрузка должна производиться в местах необщего пользования; - отправка грузов предъявляется одним грузоотправителем на одной железнодорожной станции (далее - станция) отправления; - отправка грузов направляется в адрес одного грузополучателя на одну станцию назначения; - масса груза и количество вагонов в пути следования грузоотправителем, грузополучателем или железной дорогой не изменяются. Накладная формы ГУ-27е заполняется в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте. При этом в ее названии грузоотправитель зачеркивает: - при перевозке грузов маршрутной отправкой - слова "или группу вагонов"; - при перевозке грузов групповой отправкой - слова "маршрут или". Количество мест и масса груза, а также провозная плата указываются в накладной по каждому вагону в соответствующих графах, а общее количество мест, масса всего отправляемого груза и общая сумма провозных платежей -на лицевой стороне накладной. Сведения о запорно-пломбировочных устройствах (далее - ЗПУ) по каждому вагону группы должны быть указаны грузоотправителем в прикладываемом к накладной дополнительном листе. Дополнительный лист заполняется и подписывается грузоотправителем в трех экземплярах. В накладной под наименованием груза грузоотправителем делается отметка "Сведения о запорно-пломбировочных устройствах см. в дополнительном листе". Накладная и три экземпляра дополнительного листа предъявляются грузоотправителем на станцию отправления. Станцией во все экземпляры дополнительного листа вносится номер накладной. Первый и второй экземпляры дополнительного листа прикладываются станцией отправления соответственно к накладной и к корешку дорожной ведомости, а третий экземпляр такого листа вместе с квитанцией о приеме груза возвращается грузоотправителю в порядке, установленном Правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте. При оформлении перевозки грузов группой вагонов по одной накладной по форме ГУ-27е оформляются дорожная ведомость по форме ГУ-29б или ГУ-29бр, аналогичной формы квитанция о приеме груза и вагонный лист по форме ГУ-38б. При оформлении такой перевозки с использованием электронной накладной по форме ГУ-27у-ВЦ оформляются дорожная ведомость формы ГУ-29у-ВЦ, аналогичной формы квитанция о приеме груза и вагонный лист по форме ГУ-38б-ВЦ. Переадресовка грузов, следующих по одной накладной маршрутной или групповой отправкой, осуществляется в порядке, установленном Правилами переадресовки грузов на железнодорожном транспорте. При этом, с учетом положений вышеуказанных Правил, переадресовка отдельных вагонов из маршрутных или групповых отправок может осуществляться только по прибытии их на станцию первоначального назначения. Согласно Правилам переадресовки грузов на железнодорожном транспорте (утв. приказом МПС РФ от 29 марта 1999 г. N 7Ц), "железная дорога по заявлению грузоотправителя или грузополучателя проводит переадресовку перевозимого груза с изменением указанных в перевозочных документах грузополучателя и/или железнодорожной станции (далее - станция) назначения". Там же указывается, что заявление о переадресовке перевозимого груза подается в письменном виде (в том числе по факсу, телетайпу и телеграфу) грузоотправителем или грузополучателем в адрес руководителя (указанного в п.2 названных Правил). В заявлении о переадресовке груза указывается: - номер вагона или контейнера; - номер транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная); - наименование груза; - наименование грузоотправителя, станции и железной дороги отправления; - наименование первоначального грузополучателя; - наименование станции и железной дороги первоначального назначения; - наименование станции и железной дороги нового назначения; - наименование нового грузополучателя. Заявление о переадресовке груза может быть передано в электронном виде, если грузоотправитель, грузополучатель являются абонентами Автоматизированной информационной системы организации перевозок грузов по безбумажной технологии с использованием электронной накладной (АИС ЭДВ). Заявление о переадресовке груза в электронном виде считается полученным при поступлении в АИС ЭДВ от заявителя электронной квитанции с нулевым кодом приема. При этом дата и время получения заявления регистрируются в АИС ЭДВ по дате и времени его приема в электронном виде в АИС ЭДВ. Все прилагаемые к заявлению документы в этом случае также передаются железной дороге заявителем в электронном виде. Заявление о переадресовке груза подписывается руководителем организации, заявляющей о переадресовке, и заверяется в установленном порядке. Переадресовка груза осуществляется железной дорогой при условии представления лицом, уполномоченным грузоотправителем, грузополучателем, доверенности на предоставление ему права оформления переадресовки данного груза. Работник станции, осуществляющей переадресовку груза по новым перевозочным документам, обязан приложить к первоначальной дорожной ведомости указанную доверенность и направить их в управление железной дороги, в состав которой входит данная станция, для хранения. В тех случаях, когда переадресовка груза осуществляется по первоначальным перевозочным документам, доверенность остается на станции. Полученное разрешение на переадресовку груза направляется в письменном виде начальнику станции для осуществления такой переадресовки. При переадресовке в пути следования разрешение на переадресовку груза адресуется начальнику станции, на которой должна состояться переадресовка, а копия - начальнику станции первоначального назначения. О произведенной переадресовке осуществившая ее станция сообщает по телеграфу станции первоначального назначения. При перевозке груза по электронной транспортной железнодорожной накладной (далее - электронная накладная) разрешение на переадресовку в адрес начальника станции, на которой должна состояться переадресовка, и начальника станции первоначального назначения может быть передано из АИС ЭДВ в электронном виде. Информирование станции первоначального назначения о состоявшейся переадресовке производится в электронном виде через АИС ЭДВ. Переадресовка грузов проводится с оформлением дальнейшей перевозки по новым перевозочными документам, за исключением случаев, когда переадресовка осуществляется в пути следования в силу обстоятельств, изложенных в ст.49 и 50 ТУЖД, а также в случаях, предусмотренных настоящими Правилами. При оформлении переадресовки заявитель обязан произвести расчеты за перевозку груза по первоначальным перевозочным документам, внести все платежи по новым перевозочным документам, если правилами расчетов за перевозку грузов на железнодорожном транспорте не предусмотрен иной порядок расчетов. Переадресовка отдельных вагонов, следующих в составе маршрутной или групповой отправки, допускается только на станциях назначения с оформлением дальнейшей перевозки по новым перевозочным документам. При перевозке груза по электронной накладной в случае отсутствия грузополучателя в районе станции назначения станция через АИС ЭДВ запрашивает грузоотправителя о том, как распорядиться грузом. Переадресовка груза, перевозимого по электронной накладной, может проводиться с оформлением дальнейшей перевозки по новой электронной накладной или по первоначальной электронной накладной в установленных случаях. При этом порядок заполнения электронной накладной при оформлении переадресовки определяется Правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте. Также следует учесть, что стороне, оформляющей переадресовку груза с составлением новой электронной накладной, станцией выдается бумажная копия новой электронной накладной по форме ГУ-29у-ВЦ, заверенная подписью товарного кассира в графе "Товарный кассир" и календарным штемпелем в графе "Штемпель станции отправления (приема груза к перевозке)". В случае когда перевозка груза до новой станции назначения по какой-либо причине не может производиться по электронной накладной, станция, где проводится переадресовка, оформляет обычный комплект перевозочных документов. Если дальнейшая перевозка будет производиться по первоначальным перевозочным документам, то к комплекту перевозочных документов прикладываются бумажная копия электронной накладной по форме ГУ-27у-ВЦ с отметкой о переадресовке в графе "Отметки железной дороги", заверенная в той же графе календарным штемпелем, подписью товарного кассира, и бумажная копия электронной накладной по форме ГУ-29у-ВЦ. При этом в бумажных копиях электронной накладной в графе "Станция назначения" должны быть указаны наименование и код новой станции назначения, в графе "Получатель" - наименование и код нового получателя, в графе "Его почтовый адрес" - почтовый адрес нового грузополучателя. Транспортным законодательством предусмотрен порядок разрешения некоторых неординарных ситуаций. Одной из них является выход из строя нескольких вагонов или одного из них. Так, согласно Правилам перевозок грузов на железнодорожном транспорте группами вагонов по одной накладной, "в случае отцепки в пути следования вагона (группы вагонов) от маршрутной или групповой отправки (далее - основная отправка) вследствие его (их) неисправности станция, где произведена отцепка вагона (группы вагонов), обязана составить об этом акт общей формы в двух экземплярах с указанием в нем причин отцепки вагона (группы вагонов), а также номера отправки, наименований и кодов станции и железной дороги назначения груза, наименования и кода грузополучателя, его почтового адреса, наименования и кода груза". При этом в разделе "Отметки в пути следования" накладной и дорожной ведомости, которые следуют с основной отправкой, должна быть сделана отметка с указанием номера отцепленного вагона (группы вагонов), наименования станции и железной дороги отцепки, причины отцепки, номера акта общей формы и даты его составления. Внесенные данные заверяются подписью соответствующего работника станции и календарным штемпелем. При недостатке места в накладной (дорожной ведомости) сведения об отцепленных в пути следования вагонах заносятся в дополнительные листы размером, равным размеру накладной. В верхней части указанных листов записывается: "Дополнительный лист N __ к накладной (дорожной ведомости) N __". Дополнительные листы прикрепляются к накладной и дорожной ведомости. В графе "Отметки железной дороги" накладной делается запись "Продолжение данных об отцепленных вагонах см. в дополнительном листе N __". Данные об отцепленном вагоне (группе вагонов) также вычеркиваются из следовавшего с основной отправкой вагонного листа. Такое исправление с указанием причины отцепки вагона (группы вагонов) заверяется подписью соответствующего работника станции и календарным штемпелем станции. Далее первый экземпляр акта общей формы прилагается к перевозочным документам, которые следуют с отправкой, второй экземпляр остается на хранении в делах станции, где произведена отцепка вагона. После устранения станцией неисправности на основании данных акта общей формы на каждый отцепленный вагон составляются новый вагонный лист и досылочная дорожная ведомость, с которыми такой вагон следует на станцию назначения. При составлении досылочной дорожной ведомости в графе "Получатель" указывается "ДС __________" (станция назначения груза), заполняется графа "Наименование груза", под которой делается отметка "Досылается к основной отправке станции _______________ ж.д. N ______ для выдачи (наименование получателя, его почтовый адрес)" и указываются сведения о ЗПУ. Станция назначения при выдаче груза, прибывшего маршрутной или групповой отправкой, при наличии в накладной отметки (отметок) об отцепке вагона (группы вагонов) в пути следования на основании приложенного к перевозочным документам акта (актов) общей формы составляет коммерческий акт с указанием номеров неприбывших вагонов. В графе накладной "Отметки железной дороги" делается запись: "Отправка прибыла в составе __ вагонов. На неприбывшие ___ вагонов N ________ составлен коммерческий акт N _______". В целях ускорения доставки грузов сокращение транспортных и эксплуатационных расходов перевозки грузов может осуществляться отправительскими маршрутами и предусматриваться в договорах на организацию перевозок грузов на железнодорожном транспорте. Согласно Правилам перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте (утв. приказом МПС РФ от 29 марта 1999 г. N 10Ц), под отправительским маршрутом (далее - маршрут) понимается состав поезда установленного веса или длины, сформированный грузоотправителем на железнодорожном подъездном пути организации либо по договору с железной дорогой на железнодорожной станции с обязательным освобождением не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренной действующим планом формирования грузовых поездов. Отметим, что могут организовываться маршруты: - прямые, при перевозке на одну станцию назначения (перевалки) в адрес одного или нескольких грузополучателей (грузовые вагоны в адрес каждого получателя должны находиться в составе отдельной группой); - в распыление, при перевозке назначением на станции расформирования по плану формирования грузовых поездов либо назначением в объявленные МПС России пункты (станции) распыления маршрутов, где производится заадресовка (указание станций назначения и грузополучателя) вагонов на станции выгрузки в адрес конкретных грузополучателей, либо назначением на входные и распределительные станции, получающие топливные грузы, с дальнейшей заадресовкой вагонов на станции выгрузки. Маршруты, следующие от станции погрузки до станции назначения в пределах двух и более железных дорог, относятся к сетевым; в пределах одной железной дороги - к внутридорожным. При осуществлении перевозок отправительскими маршрутами грузоотправители наряду с заявкой на перевозку грузов представляют железной дороге заявку на перевозку грузов маршрутами в трех экземплярах, форма которой установлена указанными Правилами. При этом один экземпляр принятой заявки на перевозку грузов маршрутами направляется грузоотправителю, второй экземпляр - начальнику станции отправления, а третий экземпляр остается в управлении железной дороги. Далее станция погрузки маршрута в перевозочных документах на вагоны, следующие в составе маршрута или ядра маршрута на одну станцию выгрузки, делает отметку штемпелем "Отправительский маршрут N ____ прямой", назначением на станции распыления или в пункты распыления -- штемпелем "Отправительский маршрут N ____ с распылением на станции _________". Заполнение перевозочных документов на вагоны, следующие в составе маршрута, производится в порядке, установленном Правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте группами вагонов по одной накладной. Вагоны, прибывшие в составе маршрута в пункты (станции) распыления, заадресовываются представителями соответствующих организаций, а вагоны, прибывшие на входные и распределительные станции, получающие топливные грузы, заадресовываются представителями этих железных дорог на станции выгрузки, входящие в район действия пунктов (станций) распыления или входных и распределительных станций. При этом заадресовка вагонов, прибывших в пункты (станции) распыления в составе маршрута, производится по первоначальным перевозочным документам.
Документы, оформляемые на железнодорожном транспорте при перевозках грузов в сопровождении
В соответствии со ст.24 ТУЖД в сопровождении представителей грузоотправителя или грузополучателя (далее - проводники) должны перевозиться повагонными отправками следующие грузы: животные; птицы и пчелы; рыба живая и рыбопосадочный материал (мальки); растения и цветы живые; скоропортящиеся и продовольственные грузы, требующие при перевозке специального обслуживания (отопление, вентилирование, уход); вино, виноматериалы и коньячный спирт, перевозимые наливом в специализированном подвижном составе (изотермические вагоны-цистерны, цистерны-термосы); вино, водка, коньяк в открытых ящиках; музейные и антикварные ценности; железнодорожный подвижной состав (тепловозы, электровозы, паровозы, мотовозы, вагоны, в том числе специального назначения и самоходные автодрезины, автомотрисы, вагоны дизель - и электропоездов, краны грузоподъемные передвижные, электростанции, энергопоезда и прочее оборудование на железнодорожном ходу), перевозимый на своих осях в недействующем состоянии; тендеры локомотивов; опасные грузы, обязательное сопровождение которых предусмотрено правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденными в установленном порядке, некоторые другие грузы. Согласно Правилам перевозок грузов в сопровождении на железнодорожном транспорте, утвержденным приказом МПС РФ от 27 мая 1999 г. N 9ЦЗ, в транспортной железнодорожной накладной грузоотправителем под наименованием груза делается отметка о том, что груз следует в сопровождении проводников, с указанием количества проводников, их фамилий, имен, отчеств (полностью). После слова "паспорт" указываются серия и номер паспорта, после слов "ком.уд. N___" - номер командировочного удостоверения. В случае возникновения препятствий в перевозке и необходимости выдачи груза функции грузоотправителя может осуществлять проводник. О возложении на проводника функций грузоотправителя делается отметка в накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя" с точным описанием предоставляемых проводнику полномочий. Доверенность на предоставление от имени юридического лица таких полномочий выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, заверенными печатью этой организации. В рассматриваемом случае проезд проводников допускается: в вагоне, в котором перевозится груз; в отдельном вагоне, предоставленном железной дорогой по заявке грузоотправителя; в отдельном вагоне, принадлежащем грузоотправителю, грузополучателю или арендованном ими. В случае проезда проводников в отдельном вагоне, независимо от его принадлежности, грузоотправитель заполняет накладную формы ГУ-27е в порядке, установленном Правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте, группами вагонов по одной накладной для групповой отправки, в которой указывают сведения по каждому сопровождаемому вагону с грузом и сведения о вагоне, в котором следуют проводники. При этом за проезд проводников, сопровождающих груз, с грузоотправителя взимается плата в размере, указанном в тарифном руководстве. Плата за проезд проводников указывается в накладной. Проводник, которому доверено сопровождение и охрана груза, обязан предъявить железнодорожной станции отправления паспорт и командировочное удостоверение. На основании этих и перевозочных документов проводнику выдается станцией отправления удостоверение установленной формы, подписанное начальником станции или уполномоченным им работником станции и заверенное календарным штемпелем. При получении удостоверения проводником в корешке дорожной ведомости под календарным штемпелем станции отправления должна быть сделана запись "Удостоверение получил" и поставлена подпись проводника с указанием фамилии, имени и отчества. При получении удостоверения проводник знакомится с изложенными в удостоверении основными обязанностями проводника и расписывается об этом в удостоверении и в книге регистрации выдачи удостоверений проводникам грузоотправителей (грузополучателей) станции отправления. В соответствии со ст.24 Транспортного устава в сопровождении работников военизированной охраны МПС России (далее - охрана МПС России) перевозятся грузы, за исключением грузов для личных (бытовых) нужд, включенные в Перечень грузов, которые должны сопровождаться и охраняться работниками военизированной охраны МПС России (далее - Перечень), утвержденный в порядке, установленном Правительством РФ. Указанные в Перечне грузы, перевозка которых производится в рефрижераторном подвижном составе, сопровождаются и охраняются охраной МПС России только в случае их перевозки в автономных рефрижераторных вагонах. За сопровождение и охрану грузов, включенных в Перечень, железной дорогой взимаются сборы, указанные в тарифном руководстве. Указанная сумма сбора за сопровождение и охрану груза охраной МПС России указывается в накладной. Этот сбор вносится грузоотправителем до момента отправления груза со станции и взимается на основании акта общей формы, составляемого станцией отправления (назначения). В акте общей формы должно быть указано, что вагон (контейнер) с грузом сопровождается охраной МПС России, указана причина задержки и в чем состоит вина грузоотправителя (грузополучателя), а также период времени задержки вагона. При оформлении перевозки груза в сопровождении охраны МПС России станция отправления должна внести в перевозочные документы следующие отметки: в верхней лицевой части накладной проставить штемпель "Охрана ж.д." с указанием кода станции отправления; в разделе "Тарифные отметки" по грузам, сопровождение и охрана которых охраной МПС России обязательны, в графе "Охрана ж.д." проставить сумму сбора за сопровождение и охрану груза, а по грузам, сопровождение и охрана которых осуществляются на основе договорных тарифов, записать "Охрана ж.д._____" с указанием сокращенного наименования железной дороги, заключившей договор. Вместо суммы сбора за сопровождение и охрану груза сделать запись "Дог.от_____ N _____". При оформлении перевозки груза с использованием электронной накладной станция отправления вносит в электронную накладную отметку о том, что груз перевозится в сопровождении охраны МПС России с указанием для грузов, указанных в Перечне, суммы сбора за сопровождение и охрану груза. По грузам, сопровождение и охрана которых осуществляются на основе договоров, указываются номер и дата заключения договора и код железной дороги, заключившей договор. В вагонном листе в разделе "Коды натурного листа" в графе "Примечание" станцией отправления должна быть сделана отметка "ОХР", а в верхней части лицевой стороны проставлен штемпель "Охрана ж.д." с указанием кода станции. В случаях задержки по вине грузоотправителя на станции отправления вагона (контейнера) с грузами, сопровождаемыми охраной МПС России, а также в случаях задержки на станции назначения подачи под выгрузку вагонов (контейнеров) с грузами вследствие того, что фронт выгрузки у грузополучателя занят, не внесены плата за перевозку и иные причитающиеся железной дороге платежи или вследствие иных, зависящих от грузополучателя причин, соответственно с грузоотправителя, грузополучателя дополнительно взимается сбор за охрану грузов, указанный в тарифном руководстве.
Документы, оформляемые при перевозках грузов насыпью и навалом
Грузы в зависимости от физических свойств и упаковки перевозятся в вагонах насыпью или навалом (п.1 Правил перевозок грузов насыпью и навалом железнодорожным транспортом, утв.приказом МПС РФ от 29 марта 1999 г. N 16Ц). Насыпью перевозятся грузы, представляющие собой однородную массу фракционных составляющих (частиц, кусков), обладающих взаимной подвижностью (сыпучестью). Перечень грузов, допускаемых к перевозке насыпью, на основании ст.29 Федерального закона "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации"*(1) (далее - Транспортный устав) устанавливается МПС России. Согласно Перечню грузов, допускаемых к перевозке навалом (с изм. от 21 февраля 2000 г.) (Приложение к Приказу МПС РФ от 20 декабря 1999 г. N 19 ЦЗ), таковыми грузами являются: алебастр (гипс) молотый, балласт для железных дорог, бокситы, галька, гипс для флюсования, гипс технический, горох дробленый лущеный, гравий, грунт (земля обыкновенная), зерно гороха, зола древесная, кокс высокосернистый, некоторые другие грузы. При оформлении перевозочных документов на перевозку грузов насыпью в специализированных вагонах и глуходонных полувагонах грузоотправитель обязан в транспортной железнодорожной накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя" сделать отметку следующего содержания: "Перевозка в специализированных вагонах (или соответственно в глуходонных полувагонах) с получателем согласована. Устройства разгрузки имеются". Навалом в непакетированном виде повагонными отправками перевозятся грузы, которые при погрузке в вагоны не требуют счета мест (штук) и по своему физическому состоянию не могут быть отнесены к насыпным грузам. Перечень грузов, допускаемых к перевозке навалом, на основании ст.29 Транспортного устава устанавливается МПС России. Согласно тому же Перечню, такими грузами являются: арбузы, асфальт природный, асфальтит (асфальт), асфальтобетон холодный, балансы всяких пород дерева, кроме хвойных, балансы хвойных пород дерева, бой графитовый, бой и лом корундовых камней, бой фарфоровый, бой фаянсовый, глина (комовая) бентонитовая, гранит, дрова из всяких пород дерева, не поименованные в алфавите, некоторые другие грузы. При оформлении перевозочных документов на перевозку грузов насыпью или навалом в транспортной железнодорожной накладной в графе "Количество мест" грузоотправителем указывается соответственно "насыпью" или "навалом". Перед погрузкой грузов, подлежащих к перевозке насыпью или навалом, грузоотправитель принимает меры по заделке конструктивных зазоров вагонов для исключения просыпания в пути следования грузов на железнодорожные пути и загрязнения окружающей природной среды.
Документы, оформляемые при перевозках смерзающихся грузов К смерзающимся грузам относятся перевозимые насыпью грузы, указанные в приложении 1 к Правилам перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте (утв. приказом МПС РФ от 5 апреля 1999 г. N 20Ц), которые при температурах наружного воздуха ниже 0 O С теряют свои обычные свойства сыпучести вследствие смерзания частиц груза между собой и примерзания их к полу и стенкам кузова вагона. К этим грузам относятся: глина - каолиновая, огнеупорная, простая; гравий; земля (всякая); камень - гипсовый, известняковый, строительный-бутовый; кокс; мука (доломитовая) известняковая; руда - железная, драгоценных металлов, марганцевая, медная, никелевая, свинцовая, хромитовая, цинковая; соль - каменная, техническая; уголь - бурый и каменный (в том числе мытый и гидродобыча); щебень мытый; некоторые другие грузы. Грузоотправитель должен правильно указать наименование груза в накладной. За неправильное указание в транспортной железнодорожной накладной наименования груза, особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности, за отправление запрещенного для перевозки груза либо за неправильное указание свойств груза с грузоотправителя взыскивается штраф в размере пятикратной платы за перевозку такого груза на все расстояние перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков железной дороги (ст.113 Транспортного устава). Во избежание возникновения такого случая железнодорожная станция имеет право выборочно проверять в местах погрузки соблюдение грузоотправителем правил подготовки смерзающихся грузов и подвижного состава к перевозке. До предъявления к перевозке грузов, подверженных смерзанию, грузоотправитель должен принять меры к уменьшению их влажности до безопасных в отношении смерзания пределов, установленными ГОСТами, техническими условиями на продукцию. К числу профилактических мер, предохраняющих грузы от смерзания (далее - профилактические меры), относятся: предварительная сушка насыпных грузов до безопасной влажности; промораживание увлажненных грузов до их погрузки; равномерное обрызгивание их массы, а также пола и стенок полувагонов и платформ каменноугольными и минеральными маслами, профилактическими жидкостями - ниогрином и северином, растворами хлористого кальция и поваренной соли; пересыпка груза негашеной известью, древесными опилками; при дальних перевозках грузов в условиях низких температур окружающего воздуха, меняющихся климатических и метеорологических условиях (особенно в переходные периоды года) грузополучатели оснащают свои пункты выгрузки смерзающихся грузов средствами разогрева или механического рыхления для восстановления сыпучести таких грузов. Для разогрева смерзшихся грузов используются тепляки и другие обогревательные устройства (например, инфракрасные излучатели). Для механического рыхления таких грузов применяются бурофрезерные установки, самоходные виброударные установки, виброрыхлители различных типов, установки экскаваторного типа. Грузоотправитель при предъявлении к перевозке смерзающегося груза указывает в накладной, согласно правилам заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте, в графе "Особые заявления и отметки отправителя" процент влажности груза и меры, принятые для предохранения его от смерзания, например: "Груз проморожен", "Пересыпано известью в колич. ... %", "Обмаслено в колич. ... %)", "Переложено послойно древесными опилками". Кроме того, грузоотправитель обязан в верхней части накладной поставить штемпель "Смерзающийся". Однако указание в накладной данных о влажности при погрузке земли, глины, песка, щебня и гравия необязательно. Станция может принять к перевозке смерзающиеся грузы без примененных профилактических средств при наличии у грузоотправителя письменного согласия грузополучателя на прием перевозимого на таких условиях груза и обеспечение его своевременной выгрузки. В этом случае в накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя" грузоотправитель делает отметку: "С согласия получателя - без профилактики". Законодательством жестко установлено, что "не допускается прием смерзающегося груза к перевозке, если в накладной не будет указано о принятых грузоотправителем при погрузке мерах против смерзания или о согласии грузополучателя на перевозку груза без применения профилактических средств" (п.4.3 указанных Правил). В случае прибытия груза в смерзшемся состоянии в результате нарушения грузоотправителем профилактических мер или условий отгрузки смерзающихся грузов, согласованных с грузополучателем в договоре поставки, грузополучатель составляет с участием представителя станции акт общей формы. В акте подтверждается факт прибытия груза в смерзшемся состоянии, а также указывается размер внесенной грузополучателем платы за пользование вагонами за период времени, связанного с выгрузкой такого груза, согласно правилам обслуживания железнодорожных подъездных путей.
Оформление транспортных документов при международных перевозках Правила пропуска через Государственную границу товарных и пассажирских поездов, а также выгрузки, погрузки и перевозки по железным дорогам грузов, подлежащих таможенному контролю (утв. Приказом Министерства внешней торговли СССР от 20 июня 1950 г. N 487 "Об утверждении переработанных правил Пропуска через Государственную границу СССР товарных и пассажирских поездов, а также выгрузки, погрузки и перевозки по железным дорогам СССР грузов, подлежащих таможенному контролю"), устанавливают, что "грузы, прибывающие с товарным поездом из-за границы, должны сопровождаться передаточной ведомостью, накладными и другими документами, к ним относящимися". Товарные поезда с грузом, прибывшие без передаточных ведомостей, не принимаются агентами железных дорог в соответствии с пограничными соглашениями. Это же правило установлено в Правилах приема грузов к перевозке на железнодорожном транспорте: "Вывоз грузов за пределы таможенной территории Российской Федерации осуществляется только после завершения их таможенного оформления". Надо отметить, что исключение составляют российские поезда, прибывающие из района Порккала-Удд в Россию и отправляемые в обратном направлении, и румынские транзитные поезда, следующие через железные дороги России (на перечисленные поезда передаточные ведомости не составляются). Передаточная ведомость со всеми к ней приложениями: накладными, разрешениями на ввоз, фактурами-спецификациями и прочими документами -принимается от сопровождающего поезд агента иностранной железной дороги агентами пограничной станции железных дорог в присутствии дежурного таможенного сотрудника. Два экземпляра передаточной ведомости со всеми приложенными к ним перевозочными и отправительскими документами, после приема их от сопровождающего поезд агента иностранной железной дороги и проверки всех этих документов агентом передачи железных дорог, передаются в таможенные учреждения под расписку на третьем экземпляре передаточной ведомости, который остается у агента передачи железных дорог. Из переданных двух экземпляров копий передаточных ведомостей один экземпляр остается в таможенном учреждении вместе со вторыми экземплярами отправительских документов, если таковые приложены, а другой экземпляр возвращается агенту станции (конторы передачи) со всеми документами, которые были приложены к передаточной ведомости при сдаче в таможенное учреждение и перечислены в накладных. Сотрудники таможенных учреждений накладывают на накладные и дорожные ведомости таможенный штамп о произведенном досмотре багажа и грузов. После таможенного досмотра поезда о результатах проверки делается отметка на передаточной ведомости и ее копии - за подписью сотрудника таможенного учреждения. Если потребуется выгрузка или перевеска грузов на станциях, указанных в п.3, таможенное учреждение немедленно делает заявку начальнику станции, который безотлагательно выполняет это требование средствами дороги. Вскрытие вагонов производится средствами станции в присутствии начальника конторы передачи, начальника станции или их уполномоченных. Вскрытие вагона со снятием пломб и наложение на него новых пломб пограничной станцией железных дорог оформляются актом по форме, приложенной к Инструкции о порядке оформления вскрытия для таможенного досмотра груженых вагонов, сдаваемых или принимаемых дорогами СССР с иностранных железных дорог, объявленной приказом МПС от 6 октября 1949 г. N 1002/ЦЗ. На все обнаруженные при таможенном досмотре грузов несоответствия между самими документами или между грузами, поименованными в документах, и наличием их в вагонах составляются коммерческие акты агентами станции и сотрудниками таможенных учреждений. Остающиеся в таможенном учреждении копии передаточных ведомостей на грузы и багаж нумеруются таможенным учреждением порядковыми номерами. В них делаются отметки о досмотре, выпуске и отправке грузов. Передаточные ведомости с отметками в них подшиваются таможенным учреждением в порядке их поступления в особые папки, и для таможенного учреждения они являются документами учета поступления и выпуска грузов. Согласно правоустановлению Правил приема грузов к перевозке на железнодорожном транспорте, "порядок таможенного оформления грузов, ввозимых на таможенную территорию России либо вывозимых за ее пределы железнодорожным транспортом, регулируется Таможенным кодексом РФ, нормативными актами Государственного таможенного комитета РФ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации". До предъявления к перевозке груза, находящегося под таможенным контролем, грузоотправитель заблаговременно до дня планируемой погрузки груза представляет в таможенный орган заполненные надлежащим образом перевозочные документы в качестве уведомления о намерении вывезти груз за границу. В подтверждение возможности погрузки такого груза таможенным органом проставляются в накладной под наименованием груза штамп "Погрузка разрешена", заверенный личной номерной печатью и подписью должностного лица указанного органа. После погрузки груза в вагон или контейнер грузоотправитель завершает таможенное оформление перевозки. Разрешение таможенного органа на отправление груза удостоверяется в перевозочных документах международных сообщений в графе "Отметки таможни" штампом "Выпуск разрешен", заверенным номерной печатью и подписью должностного лица указанного органа. При оформлении перевозки грузов перевозочными документами, применяемыми на железных дорогах России, указанная отметка делается в четвертой графе накладной. Работник станции сверяет штампы и печати, проставленные таможенным органом в перевозочных документах при производстве таможенного оформления грузов, перемещаемых через таможенную границу России железнодорожным транспортом, с образцами, представленными ранее в товарную контору таможенным органом, и в случае их несоответствия задерживает оформление приема груза к перевозке или задерживает отправление груза и уведомляет таможенный орган и грузоотправителя об обнаруженном несоответствии и принятых мерах. Прием к перевозке грузов, отгружаемых на экспорт в прямом международном железнодорожном грузовом сообщении, а также через морские порты и пограничные станции железных дорог России не в прямом международном сообщении, осуществляется с соблюдением нормативно-правовых актов, действующих на соответствующих видах транспорта, а также соответствующих международных соглашений. Кроме того, указанные перевозки оформляются накладными, для соответствующих международных сообщений, а при следовании через морские порты и пограничные станции железных дорог России не в прямом международном сообщении - перевозочными документами, действующими на железных дорогах России. Документальное оформление международных перевозок регулируют также Правила переадресовки грузов на железнодорожном транспорте. В Правилах, в частности, установлено, что "переадресовку грузов, следующих в международном железнодорожном сообщении, допускается производить по первоначальным перевозочным документам. При оформлении переадресовки станция обязана сделать соответствующую отметку о переадресовке в перевозочных документах, в том числе в дубликате накладной Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС)". Переадресовка грузов, следующих в международном железнодорожном сообщении на станции государств - участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики, без предъявления дубликата накладной может быть разрешена по заявлению грузополучателя начальником службы грузовой и коммерческой работы железной дороги первоначального назначения.
————————————————————————— *(1) См.: СЗ РФ. 1998. N 2. Ст.218. С.Г. Кулюхин "Гражданин и право", N 10, 11, октябрь, ноябрь 2001 г.
|