|
Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте Приложения 32-34 (утв. приказом Минавтотранса РСФСР от 31 декабря 1981 г. N 200)
См. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
Оглавление
Основные требования, предъявляемые к работникам пассажирского автотранспорта Особенности организации специальных и заказных автобусных перевозок Легковые таксомоторные перевозки Маршрутные таксомоторные перевозки Диспетчерское управление движением автобусов и таксомоторов Применение математических методов и электронно-вычислительной техники Разработка перспективных и текущих планов развития пассажирских перевозок Приложение 2. Требования по обеспечению безопасности движения на автобусных маршрутах Приложение 3. Инструкция по заполнению паспорта автобусного маршрута Приложение 4. Паспорт автобусного маршрута Приложение 5. Методика повышения скоростей движения автобусов в междугородном сообщении Приложение 6. Методические указания по организации полуэкспрессных автобусных маршрутов в городах Приложение 8. Методика нормирования скоростей движения автобусов на городских маршрутах Приложение 10. Инструкция по изучению пассажиропотоков Приложение 12. Расписание движения автобусов городского (пригородного) сообщения Приложение 13. Расписание движения автобусов Приложение 14. Сводное расписание движения автобусов по контрольному пункту Приложение 15. Маршрутное расписание Приложение 16. Маршрутное расписание Приложение 17. Маршрутное расписание Приложение 25. Книга жалоб и предложений Приложение 26. Инструкция о порядке ведения книги жалоб и предложений Приложение 29. Правила пользования легковыми таксомоторами Приложение 32. Инструкция по изучению спроса населения на легковые таксомоторы Приложение 33. Паспорт стоянки легковых таксомоторов Приложение 34. Талон культуры обслуживания пассажиров водителем таксомотора Приложение 35. Положение о центральной диспетчерской станции пассажирского автотранспорта Приложение 36. Правила пользования автобусами городских сообщений Приложение 37. Правила пользования автобусами пригородных сообщений Приложение 38. Правила пользования автобусами междугородных сообщений
См. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
О деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси см. также статью 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ
ИНСТРУКЦИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ СПРОСА НАСЕЛЕНИЯ НА ЛЕГКОВЫЕ ТАКСОМОТОРЫ
1. Методы изучения спроса на таксомоторные перевозки
Объем таксомоторных перевозок в городах зависит от административного значения города, его географического положения, численности населения, климатических и других условий. Объем перевозок должен определяться путем систематического изучения спроса и условий его обеспечения. Спрос на таксомоторные перевозки изменяется по часам суток, дням недели, сезонам года и территории города. В целях повышения эффективности использования таксомоторов и улучшения обслуживания пассажиров транспортные управления и автотранспортные предприятия должны систематически изучать распределение спроса на таксомоторные перевозки в городах и пригородной зоне. Обследования пассажиропотоков на таксомоторном транспорте позволяют: 1. Определять потребное количество легковых таксомоторов для работы в городе и пригородном сообщении по дням недели. 2. Выявлять распределение спроса на легковые таксомоторы по территории города, по часам суток и дням недели. 3. Разрабатывать рациональные графики выпуска таксомоторов по часам суток и дням недели. Результаты обследования пассажиропотоков используются также для выявления средней дальности и продолжительности поездки пассажиров, распределения поездок и пассажиров по районам города и др. Изучение пассажиропотоков может производиться несколькими методами: Анкетный метод. Обследование производится водителями, которые записывают в специальной анкете (карточке) сведения о каждой поездке с пассажирами. По окончании рабочего дня водители сдают карточки вместе с путевыми листами диспетчеру автотранспортного предприятия (табл. 1).
Таблица 1
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПАССАЖИРОПОТОКОВ НА ТАКСОМОТОРНОМ ТРАНСПОРТЕ
АТП ____________________ Дата _____________ 198_ г. Фамилия водителя _______ День недели ______________ N а/м __________________ Марка а/м ________________
Заполняется диспетчером автотранспортного предприятия
Заполняется водителем на линии после каждой поездки
Глазомерный метод. Специальные контролеры при проведении обследований ведут записи времени прибытия и отправления таксомоторов на городских стоянках и контрольных пунктах, при выезде за пределы городской черты (табл. 2, 3). Глазомерный метод обследования проводится, как правило, одновременно с использованием анкетного метода, при этом контролеры на стоянках следят за правильностью заполнения и своевременным оформлением водителями такси анкет (карточек) обследования.
Таблица 2
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПАССАЖИРОПОТОКА НА ТАКСОМОТОРНОЙ СТОЯНКЕ
Дата ___________________________ Место стоянки _______________ Начало наблюдений ______________ Номер стоянки _______________ Окончание наблюдений ___________ Город _______________________ Смена __________________________ Фамилии наблюдателей ________
Подпись наблюдателя
Таблица 3
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПАССАЖИРОПОТОКОВ ТАКСОМОТОРНОГО ТРАНСПОРТА НА КОНТРОЛЬНО-УЧЕТНОМ ПУНКТЕ
Дата __________________________ Название дороги _______________ Начало наблюдений _____________ Контр.-учетный пункт __________ Окончание наблюдений __________ Фамилия контролера ____________ Смена _________________________
Подпись контролера
Табличный метод. Водители маршрутных таксомоторов (контролеры) производят учет количества входящих и выходящих пассажиров, провозимых на городских и пригородных маршрутах таксомоторов (табл. 4).
Таблица 4
ТАБЛИЦА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РАБОТОЙ МАРШРУТНОГО ТАКСОМОТОРА
"___" ____________ 198 г.
_________________________ (наименование маршрута)
N таксомотора _________________ Фамилия ______________________ Марка а/м _____________________ ______________________________ _______________________________ Показания спидометра Время ────────────────┬────────────── ─────────┬──────────────────── При возвращении │ │ ────────────────┼────────────── Выезда │ При выезде │ ─────────┼──────────────────── ────────────────┼────────────── │ Пробег (км) │ Возврата │
Оперативный метод. Водители ведут записи показаний таксометра каждый час в специальной карточке. Карточка выдается диспетчером автотранспортного предприятия вместе с путевым листом (табл. 5).
Таблица 5
КАРТА ОПЕРАТИВНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РАБОТЫ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ-ТАКСИ НА ЛИНИИ ___________ 198_ Г.
День недели _________________ АТП _____________ Фамилия водителя _______________ N __________ Марка __________
Заполняется диспетчером автотранспортного предприятия
Заполняется водителем на линии
Подпись водителя _______________________
Статистический метод. По данным обработки путевых листов производится анализ показателей использования легковых таксомоторов на линии в зависимости от времени их выезда и часов работы на линии по дням недели. Одновременно производится обработка диспетчерской документации и анализ распределения заказов на такси по часам суток, дням недели и стоянкам города. В зависимости от поставленных задач, а также от эксплуатационных данных, которые должны быть получены в результате обследования, изучение пассажиропотоков проводится одним или одновременно двумя или тремя методами для всего города в целом (с охватом легковых такси всех автотранспортных предприятий города). Обследования могут проводиться в отдельные часы суток (часы "пик"), в отдельные дни недели, в течение трех или семи дней недели. Обследования должны производиться не менее 2 раз в год, в летний и зимний периоды времени. Материалы обследования пассажиропотоков являются исходными для выбора рациональных режимов работы таксомоторов, правильной организации труда водителей и разработки рациональных графиков выпуска таксомоторов на линию.
2. Организация обследования пассажиропотоков на таксомоторном транспорте
Предварительно, до начала обследования, проводится подробный инструктаж всех водителей, работников отделов эксплуатации автотранспортных предприятий, а также всех лиц, привлеченных к работе по обследованию пассажиропотоков таксомоторного транспорта. От тщательной подготовки и организации обследования в значительной степени зависит качество полученных результатов. Поэтому все водители и счетчики, стоящие на контрольных пунктах и таксомоторных стоянках, должны иметь ясное представление о задачах обследования и порядке заполнения карточек. При изучении спроса на легковые такси анкетным методом водители, находясь на линии, заполняют графы карточки по предусмотренной форме, после каждой посадки и высадки пассажиров. По окончании рабочего дня водители сдают карточки диспетчеру вместе с путевым листом. Диспетчер заполняет верхнюю часть карточки по данным путевого листа. При глазомерном методе обследования продолжительность наблюдения на таксомоторных стоянках устанавливается по каждой стоянке отдельно, в зависимости от ее загруженности. На отдельных, наиболее загруженных стоянках, обследование проводится в течение всего периода работы таксомоторов. В часы "пик" на загруженных стоянках (вокзалы, рынки и др.) дежурят одновременно два человека. Контрольные посты устанавливаются на дорогах при выезде из города. Водители таксомоторов должны быть оповещены о местонахождении контрольных постов и обязаны останавливаться при проезде контрольного поста. Контролеры таксомоторных стоянок и контрольных пунктов должны иметь жезлы и нарукавные повязки. При табличном методе обследования водители маршрутных такси записывают на каждой остановке (по требованию пассажиров) количество входящих и выходящих пассажиров, а также место (улицу, площадь) остановки. Карточки обследования сдаются диспетчеру автотранспортного предприятия вместе с путевым листом. При оперативном методе обследования каждый водитель, находясь на линии, заполняет карточку по предусмотренной форме, т.е. каждый час записывает показания таксометра: общий пробег, платный пробег, посадки и кассу. Если в это время таксомотор находится в движении, то водитель обязан остановить автомобиль для записи показаний в ближайшем разрешенном для остановки месте. Таким образом, все водители легковых автомобилей-такси должны делать записи в карточках одновременно, что очень важно для сопоставимости показаний. Карточка обследования сдается диспетчеру автотранспортного предприятия вместе с путевым листом.
3. Обработка и анализ материалов обследования пассажиропотоков
Приступая к обработке материалов обследования, прежде всего выявляют плановый и фактический выпуск и наличие легковых таксомоторов на линии по часам суток в дни проведенных наблюдений (табл. 6).
Таблица 6
ВЫПУСК И НАЛИЧИЕ ЛЕГКОВЫХ ТАКСОМОТОРОВ НА ЛИНИИ ПО ЧАСАМ СУТОК
Принятые от водителей заполненные карточки и данные наблюдений на таксомоторных стоянках и контрольных пунктах подвергаются обработке в специальных ведомостях (табл. 7 - 10). При этом выявляется распределение поездок с пассажирами в городе и за городом, по часам суток, в разрезе таксомоторных стоянок и направлениям дорог.
Таблица 7
ВЕДОМОСТЬ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ПО КАРТАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПАССАЖИРОПОТОКОВ
День недели ___________________
в городе "___" _________________ 198_ г. ------------ за городом
Таблица 8
ВЕДОМОСТЬ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ОБСЛЕДОВАНИЯ ТАКСОМОТОРНЫХ СТОЯНОК "___" ____________ 198_ Г.
Таблица 9
ВЕДОМОСТЬ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ОБСЛЕДОВАНИЯ ТАКСОМОТОРНЫХ СТОЯНОК "___" ____________ 198_ Г.
Таблица 10
ВЕДОМОСТЬ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПАССАЖИРОПОТОКОВ ПО КОНТРОЛЬНО-УЧЕТНЫМ ПУНКТАМ "___" ________________ 198_ Г.
Одновременно определяются стоянки, где пассажиры были вынуждены ожидать прибытия таксомоторов в определенные часы суток. По материалам обследования определяют средние показатели работы одного таксомотора по часам суток (табл. 11). Затем выявляются периоды наибольшего спроса и наиболее эффективного использования легковых таксомоторов на линии.
Таблица 11
СРЕДНИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ОДНОГО ТАКСОМОТОРА ПО ЧАСАМ СУТОК
День недели _________________________
за городом ----------- "___" ______________ 198_ г. в городе
Сводные данные обследования пассажиропотоков подвергаются анализу, с учетом которого составляются рациональные графики выпуска таксомоторов на линию. Материалы обследования, помимо их использования для разработки рациональных графиков выпуска таксомоторов на линию, позволяют определить необходимые исходные данные для обоснования месячных плановых заданий работы легковых таксомоторов в автотранспортном предприятии.
4. Графики выпуска таксомоторов на линию
Разработка рациональных графиков выпуска и наличия таксомоторов на линии является важнейшим участком работы отделов эксплуатации таксомоторных предприятий и транспортных управлений. В соответствии с графиком выпуска таксомоторов организуется не только эксплуатационная деятельность, но и работа технической службы автотранспортного предприятия (режим работы зоны технического обслуживания, ремонтных цехов и др.). Исходными данными для составления графиков выпуска такси на линию являются: а) материалы изучения пассажиропотоков и данные распределения спроса на таксомоторные перевозки по часам суток, дням недели, территории города и пригородной зоны; б) плановый коэффициент выпуска таксомоторов на линию; в) установленный режим использования таксомоторов и принятая организация труда водителей. Выпуск таксомоторов на линию в соответствии с фактически сложившимся спросом повышает эффективность их использования и улучшает культуру обслуживания населения. Графики выпуска таксомоторов должны изменяться по сезонам, месяцам года и дням недели в соответствии с изменением спроса на таксомоторы. Для получения более полных данных о распределении спроса на такси должны учитываться расписания прибытия и отправления поездов дальнего следования, междугородных автобусов, пароходов и самолетов, время окончания спектаклей в театрах и т.д. В летнее время следует учитывать также работу парков, стадионов и др. Графики выпуска таксомоторов на линию составляются ежемесячно, отдельно для субботних, воскресных и будних дней недели, при этом учитываются местные условия. В предпраздничные и праздничные дни составляются особые графики выпуска таксомоторов. При наличии в городе нескольких таксомоторных предприятий разработку графиков выпуска производят первоначально для всего города, затем их уточняют для каждого автотранспортного предприятия в отдельности. В соответствии с графиками выпуска таксомоторов по автотранспортным предприятиям составляют графики выпуска по колоннам и бригадам водителей. Построение графиков выпуска таксомоторов производят по следующей методике. Первоначально графики выпуска таксомоторов составляются для субботних дней недели, т.е. для дней с наиболее повышенным спросом на таксомоторы. На основе проведенного обследования пассажиропотоков и данных о распределении спроса на таксомоторные перевозки по часам суток определяются периоды наибольшего спроса на таксомоторы. По результативным данным обследования пассажиропотоков (табл. 7 - 10) выявляются коэффициенты неравномерности спроса на таксомоторы по часам суток. Принимая максимальное количество поездок с пассажирами в час "пик" за единицу, коэффициент неравномерности определяют как отношение часового показателя к максимальному. Одновременно выявляют коэффициенты неравномерности по часовой выручке, общему и платному пробегу (табл. 12).
Таблица 12
КОЭФФИЦИЕНТЫ НЕРАВНОМЕРНОСТИ ПО МАТЕРИАЛАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПАССАЖИРОПОТОКОВ
День недели _________________________
"___" ______________ 198_ г.
Разработку графиков начинают с часов "пик", обеспечивая в эти часы возможно максимальное количество таксомоторов на линии. В остальные часы суток выпуск таксомоторов производят соответственно часовым коэффициентам неравномерности распределения спроса по количеству посадок и выручке, учитывая принятые в автотранспортном предприятии режимы использования таксомоторов на линии, установленные формы организации труда водителей и плановый коэффициент выпуска таксомоторов. Графики выпуска таксомоторов оформляются в специальной ведомости и ежемесячно утверждаются руководителем автотранспортного предприятия (табл. 13).
Таблица 13
Утверждаю Начальник автотранспортного предприятия _______________________________________ "___" _________________________ 198_ г.
ГРАФИКИ ВЫПУСКА И НАЛИЧИЯ ТАКСОМОТОРОВ НА ЛИНИИ НА _______ М-Ц 198_ Г. ПО ДНЯМ НЕДЕЛИ АТП _____
Начальник отдела эксплуатации
Утвержден исполкомом _______________ Городского Совета народных депутатов ____________________________________ (подпись) "___" ______________________ 198_ г.
ПАСПОРТ СТОЯНКИ ЛЕГКОВЫХ ТАКСОМОТОРОВ
_____________________________________________________ (наименование стоянки) город _______________________________________________ _________________________________ области, края, АССР
ПАСПОРТ СТОЯНКИ ЛЕГКОВЫХ ТАКСОМОТОРОВ
__________________________________________________________________ (принадлежность стоянки)
1. Адрес стоянки _________________________________________________ 2. Дата организации стоянки ______________________________________ 3. Площадь стоянки (длина, ширина) _______________________________ 4. Количество автомобилей, допускаемое для одновременной стоянки __________________________________________________________________ 5. Способ размещения автомобилей на стоянке (в один, два, три и т.д. ряда, параллельно тротуару, под углом к тротуару и т.д.) __________________________________________________________________ 6. Время работы стоянки с ч до ч 7. Перечень оборудования стоянки
8. Схема расположения стоянки на улице (площади)
Согласовано с ГАИ "___" ________________ 198_ г.
(подпись)
ДАННЫЕ ИЗУЧЕНИЯ СПРОСА НАСЕЛЕНИЯ НА ТАКСОМОТОРЫ ПО СТОЯНКЕ
Потребное количество отправлений в час ________________
__________________________________________ транспортное управление Автопредприятие __________________________________________________
ТАЛОН КУЛЬТУРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ ВОДИТЕЛЕМ ТАКСОМОТОРА
Фамилия ______________________________ Имя __________________________________ Отчество _____________________________ Выдан "___" __________________ 198_ г.
М.П.
Директор автопредприятия ______________________________
Перечень нарушений
1. Грубость с пассажирами, отказ в обслуживании. 2. Обсчет или завышение стоимости проезда. 3. Провоз пассажиров с невключенным таксометром или нарушение эксплуатации таксометрового и спидометрового оборудования. 4. Неподчинение должностным и контролирующим лицам на линии. 5. Нарушение порядка выезда за пределы 50 км зоны. 6. Подсадка или подбор пассажиров, перегрузка автомобиля. 7. Отсутствие визитной карточки водителя, карточки окончания обслуживания.
Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте Приложения 32-34
|