|
Приказ Минтранса РФ от 23 марта 2010 г. N 70 Об утверждении аналитической ведомственной целевой программы "Создание условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта"
В целях реализации Федерального закона от 31 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и в соответствии с Положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. N 239 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 17, ст. 1571), приказываю: 1. Утвердить прилагаемую аналитическую ведомственную целевую программу "Создание условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта". 2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра О.В. Белозерова.
И.о. Министра С.А.АРИСТОВ
Документ опубликован не был
См. также: Постановление Правительства РФ от 29 октября 2009 г. N 860 О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода ТР ТС 014/2011 Безопасность автомобильных дорог Приказ Минтранса РФ от 13 января 2010 г. N 4 Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения Приказ Минтранса РФ от 13 января 2010 г. N 5 Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения Приказ Минтранса РФ от 5 мая 2012 г. N 137 Об утверждении Административного регламента Росавтодора предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам или юридическим лицам земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения для размещения объектов дорожного сервиса Приказ Минтранса РФ от 6 июля 2012 г. N 199 Об утверждении порядка подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения
Утверждена Приказом Минтранса России от 23 марта 2010 г. N 70
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА"
Паспорт аналитической ведомственной целевой программы "Создание условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта"
Наименование субъекта бюджетного Министерство транспорта Российской планирования (главного Федерации распорядителя средств федерального бюджета)
Наименование Программы "Создание условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта".
Цель и задача Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства для формирования конкурентной среды и повышения эффективности транспортной системы.
Создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в транспортном комплексе на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки.
Целевые индикаторы и показатели Доля малых и средних предприятий в общем объеме выручки предприятий транспортного комплекса достигнет 18,6 процента; Доля малых и средних предприятий (с учетом индивидуальных предпринимателей) в общем объеме перевозок грузового автомобильного транспорта составит 50,8 процента; Доля малых предприятий (включая микропредприятия и индивидуальных предпринимателей) в общем объеме перевозок пассажирского автомобильного транспорта на маршрутах регулярных перевозок составит 53 процента; Доля малых и средних предприятий в объеме выручки от эксплуатации автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений составит 10,8 процентов; Доля услуг (стоимости продукции) малых предприятий в общем объеме услуг отечественных перевозчиков на рынке международных автомобильных перевозок России достигнет 93 процентов; Доля малых и средних предприятий в объеме выручки предприятий морского транспорта составит 22,6 процента; Доля малых и средних предприятий в объеме выручки предприятий внутреннего водного транспорта составит 28,5 процента; Доля малых и средних предприятий в объеме выручки предприятий воздушного транспорта составит 11,5 процента; Доля заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг у субъектов малого предпринимательства в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, составит 20 процентов; Доля видов экономической деятельности, осуществляемых малыми и средними предприятиями, в общем числе видов деятельности, осуществляемых в многофункциональных зонах дорожного сервиса в соответствии с инвестиционными соглашениями, заключаемыми Государственной компанией "Российские автомобильные дороги", составит 10 процентов.
Характеристика программных Программа включает комплекс мероприятий мероприятий по следующим направлениям: совершенствование системы нормативного правового обеспечения предпринимательской деятельности; формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Сроки реализации Программы 2010 - 2012 годы
Объемы и источники финансирования Объем финансирования программы: 121,0 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета, - 121,0 млн. рублей. Общая потребность в ресурсном обеспечении распределяется следующим образом: текущие расходы - 19,0 млн. рублей; расходы на научно- исследовательские и опытно- конструкторские работы - 102,0 млн. рублей.
Ожидаемые конечные результаты Повышение эффективности реализации программы и показатели функционирования субъектов малого и социально-экономической среднего предпринимательства - рост эффективности рентабельности малого и среднего бизнеса на 6 процентных пунктов; Обеспечение занятости населения - прирост количества занятых на малых и средних предприятиях (включая индивидуальных предпринимателей) транспортного комплекса на 150 тыс. человек; Повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий в транспортном комплексе - увеличение доли малых и средних предприятий в общем количестве малых и средних предприятий по экономике на 0,5 процентных пункта и доли этих предприятий в общем объеме выручки предприятий транспортного комплекса на 2,2 процентных пункта; Повышение доступности транспортных услуг для населения - доля субъектов малого предпринимательства (включая микропредприятия и индивидуальных предпринимателей) в общем объеме перевозок пассажирского автомобильного транспорта на маршрутах регулярных перевозок увеличится на 3,0 процентных пункта, количество поездок лиц с ограниченной подвижностью увеличится в 1,5 - 2 раза.
I. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации Программы
Становление и развитие в России малого и среднего предпринимательства, в том числе на транспорте, является одной из приоритетных задач Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р. Характер и масштаб деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства является важным индикатором делового и экономического климата в стране. В сфере малого бизнеса заложен потенциал для развития конкуренции, увеличения дополнительных рабочих мест, расширения налоговой базы, увеличения валового внутреннего продукта. На базе малого бизнеса формируется средний класс, который, в свою очередь, является главной стабилизирующей политической силой. Малое и среднее предпринимательство приносит в бюджеты экономически развитых стран более 50 процентов дохода. Например, доля малых и средних предприятий в ВВП Великобритании, США, в Германии колеблется от 50 до 54 процентов, в Японии - 52 - 55 процента, Италии и Франции - около 60 процентов. Число малых предприятий в Российской Федерации постоянно растет. В настоящее время число малых и средних предприятий транспортного комплекса составляет почти 4,5 процента от общего количества таких предприятий по экономике в целом. Анализ деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства свидетельствует об их существенной роли в обеспечении потребностей населения и отраслей экономики в услугах транспорта. В 2008 году объем услуг малых и средних предприятий транспортного комплекса в стоимостном выражении составил около 300 млрд. руб. (без учета микропредприятий и индивидуальных предпринимателей), то есть почти 11 процентов от общего объема услуг. Доля выручки малых и средних предприятий (с учетом микропредприятий и индивидуальных предпринимателей) достигла 500 млрд. рублей, более 16% от общего объема выручки предприятий транспортного комплекса. Анализ показывает, что в силу особенностей отдельных видов экономической деятельности на долю малого и среднего предпринимательства в объеме производимых услуг приходится от 1 до 26 процентов. Наиболее высок удельный вес малых организаций в общих объемах услуг в деятельности автомобильного транспорта, вспомогательной и дополнительной транспортной деятельности. Удельный вес малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в услугах пассажирского автомобильного транспорта общего пользования достигает 50 процентов, грузового автомобильного транспорта - 67 процентов. Удельный вес средних организаций значителен на промышленном железнодорожном транспорте. По данным Росстата <1> в 2008 году среднесписочная численность работающих на малых предприятиях транспортного комплекса составила 315 тыс. человек (без микропредприятий и индивидуальных предпринимателей), средних - 101 тыс. человек или соответственно 10,5 процента и 3,5 процента от общей численности занятых в транспортном комплексе. Численность индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров на автомобильном транспорте общего пользования, превышает 215 тыс. человек. -------------------------------- <1> По кругу предприятий, отчитывающихся по формам статистического наблюдения N ПМ и N П-4.
Уровень развития малого и среднего предпринимательства в транспортном комплексе существенно различается по видам транспорта и сегментам рынка транспортных услуг. Так, в части грузовых перевозок формирование конкурентной среды на рынке автотранспортных услуг уже практически завершено, и в настоящее время наблюдается процесс концентрации производства - доля грузооборота, выполняемого субъектами малого предпринимательства автомобильного транспорта общего пользования, не увеличивается. В части же пассажирских перевозок продолжает наблюдаться рост доли пассажирооборота, выполняемого субъектами малого предпринимательства. В дорожном хозяйстве уже сейчас значительная часть работ выполняется предприятиями малого и среднего предпринимательства. В целом, по экспертной оценке, объем поставок, работ и услуг в дорожном хозяйстве, выполняемых малыми и средними предприятиями, составляет до 40 - 50 процентов общего объема финансирования. Малое и среднее предпринимательство становится все более значимой частью развития транспортных услуг, но в силу ряда объективных и субъективных причин потенциал этого сектора реализован не полностью. Серьезным испытанием стал для малого и среднего предпринимательства мировой финансовый и экономический кризис. Сдерживающими факторами развития малого и среднего предпринимательства в транспортном комплексе являются: несовершенство нормативной правовой базы и недостаточная защищенность интересов малого и среднего предпринимательства в транспортном комплексе; ограниченные возможности использования финансово-кредитных механизмов для пополнения оборотного капитала и обновления подвижного состава из-за его высокой стоимости и, как правило, отсутствие достаточного для банка залогового обеспечения; недостаточный уровень информационной и методической поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Консолидация транспортного бизнеса наиболее оправдана в тех сегментах рынка, где деятельность большого количества мелких неэффективных операторов снижает стандарты транспортного обслуживания и уровень безопасности, препятствует нормальному обновлению основных фондов. Это, прежде всего, магистральные воздушные перевозки, морские перевозки, деятельность троллейбусного и трамвайного транспорта, метро. Отсутствие своевременной и полной статистической отчетности о деятельности малого и среднего предпринимательства в разрезе видов экономической деятельности и практически полное отсутствие статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями не позволяют составить представление о реальной сфере малого предпринимательства в транспортном комплексе и осложняют принятие эффективных решений. Усилия государства должны быть направлены на решение ключевых проблем в наиболее перспективных с точки зрения развития малого предпринимательства секторах транспортного рынка. Лидером в части развития малого и среднего предпринимательства в секторах грузовых и пассажирских перевозок является автомобильный транспорт. Достаточно широкие возможности имеются в сфере промышленного железнодорожного транспорта, малой авиации и внутреннего водного транспорта, в дорожном хозяйстве, организации перевозок и транспортной обработке грузов. Существенной проблемой для этих сегментов рынка является состояние транспортных средств и техники, сложность их обновления субъектами малого и среднего предпринимательства. Так, возрастная структура и техническое состояние парка грузовых автотранспортных средств являются неудовлетворительными: 70 процентов этого парка у субъектов малого и среднего предпринимательства требует незамедлительного списания из-за неэффективности и непригодности к эксплуатации. Развитие сельскохозяйственных, местных и региональных воздушных перевозок сдерживается отсутствием самолетов и прочих летательных аппаратов с массой до 2 тонн. Аналогичные проблемы существуют на рынке пассажирских перевозок внутренним водным транспортом, где средний возраст судов составляет 27 лет. По количеству предприятий сектор вспомогательных и дополнительных транспортных услуг (эксплуатация автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений, транспортная обработка грузов, техническое обслуживание воздушных судов, организация грузовых перевозок, информационное обслуживание перевозчиков и пользователей их услуг, продажа авиабилетов) доминирует в малом предпринимательстве на транспорте. Объем услуг малых и средних предприятий этого сектора в денежном выражении составляет 48 процентов от общего объема услуг малых и средних предприятий транспортного комплекса. Основным препятствием его дальнейшего развития является несовершенство нормативного правового регулирования, связанное с "пограничным" характером данной деятельности, попадающей в сферу компетенций различных органов исполнительной власти. В частности, действующее российское законодательство недостаточно четко регулирует ситуации, связанные с претензиями пассажиров по возврату денежных средств при прекращении операционной деятельности авиакомпаний, лишении авиаперевозчика Сертификата эксплуатанта, лицензий на право выполнения воздушных перевозок. Проблемными вопросами на отдельных сегментах рынка пассажирских автотранспортных услуг остаются низкий уровень доступности субъектов малого предпринимательства к государственным и муниципальным заказам и недостаточное качество предоставляемых ими услуг. Решение проблем развития малого и среднего предпринимательства в транспортном комплексе возможно только при условии комплексной государственной поддержки в логической увязке с уже имеющейся системой поддержки малого и среднего предпринимательства. В 2009 году получили развитие различные механизмы субсидирования субъектов Российской Федерации, лизинговых компаний, транспортных компаний с целью обновления парка транспортных средств, расширения инвестиционных возможностей ОАО "Государственная транспортная лизинговая компания". Настоящая аналитическая ведомственная целевая программа "Создание условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта" (далее - Программа) разработана на основе Федерального закона от 31 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", с учетом тенденций и опыта государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и за рубежом. Программа является логическим продолжением реализации государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства в транспортном комплексе в 2010 - 2012 годах. Использование программного подхода, при котором мероприятия взаимно увязаны по срокам, ресурсам и исполнителям, в сочетании с действенной системой управления и контроля создаст предпосылки для дальнейшего более динамичного развития этого сектора транспортного комплекса.
II. Цель и задача Программы
Программа направлена на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере транспортного комплекса и способствует достижению стратегической цели Министерства транспорта Российской Федерации N 3 Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Минтранса России на 2010 - 2012 годы, направленной на улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте и решению тактической задачи 3.8 "Создать благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства в транспортном комплексе на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки". Основной целью Программы является развитие малого и среднего предпринимательства для формирования конкурентной среды и повышения эффективности транспортной системы. Достижение цели Программы возможно при решении задачи по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в транспортном комплексе на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки. Основные мероприятия Программы направлены на решение проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства на транспорте. Основной сферой развития малого и среднего бизнеса является автомобильный транспорт. Приоритетными направлениями развития сектора пассажирских автомобильных перевозок являются: разработка мер, направленных на развитие конкуренции путем совершенствования системы размещения заказов на перевозку пассажиров для государственных и муниципальных нужд, поддержка создания в крупных городах системы транспортного обслуживания лиц с ограниченной подвижностью, формирование и реализация стандартов по допуску к профессии. В результате будет дан импульс активному формированию конкурентной среды на рынке пассажирских автотранспортных услуг. Для грузового автомобильного транспорта весьма эффективными направлениями развития являются: последовательное обновление парка транспортных средств с целью улучшения экологических характеристик, кооперация индивидуальных предпринимателей-перевозчиков с экспедиторскими или иными организациями. Это позволит существенно повысить безопасность перевозок и качество транспортных услуг. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства на железнодорожном транспорте связаны с развитием рынка операторских услуг, расширением номенклатуры услуг в деятельности промышленного железнодорожного транспорта, организацией транспортной обработки грузов вне терминалов (станций) магистрального железнодорожного транспорта. Эффективность развития малого и среднего предпринимательства в эксплуатации автомобильных дорог связана с обновлением парка используемой дорожно-строительной техники, внедрением новых технологий и материалов. Решение существующих проблем, связанных с осуществлением и развитием деятельности малого и среднего предпринимательства в речных портах, во многом связано с реализацией Концепции реформирования управления внутренними водными путями Российской Федерации, в частности с упорядочиванием имущественных отношений в портах. Разграничение административных и хозяйственных функций позволит создать правовую, организационную и имущественную основу для привлечения на выполнение ряда работ малых и средних предприятий. Перспективы развития малого предпринимательства на внутреннем водном транспорте связаны с развитием аренды судов и обслуживающей инфраструктуры (ремонт, пункты отстоя, информационное обеспечение). Поддержка развития субъектов малого и среднего предпринимательства на воздушном транспорте предполагает создание условий для обновления парка воздушных судов, что будет способствовать развитию местных и региональных перевозок, активизирует сегменты рынка малой авиации и авиатехнических услуг.
III. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация основных мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на транспорте позволит обеспечить: формирование благоприятного предпринимательского климата, устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров; расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам; системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям информационной, консультационной и организационно-методической помощи. В результате выполнения программных мероприятий будут достигнуты следующие результаты: повысится конкурентоспособность малых и средних предприятий в транспортном комплексе. Доля малых и средних предприятий на транспорте в общем количестве малых и средних предприятий по экономике увеличится на 0,5 процентных пункта, доля этих предприятий в общем объеме выручки предприятий транспортного комплекса - на 2,2 процентных пункта. Доля средних и малых предприятий (с учетом индивидуальных предпринимателей) в общем объеме перевозок грузового автомобильного транспорта увеличится в 1,2 раза; повысится доступность транспортных услуг для населения. Доля субъектов малого предпринимательства (включая микропредприятия и индивидуальных предпринимателей) в общем объеме перевозок пассажирского автомобильного транспорта на маршрутах регулярных перевозок увеличится на 3,0 процентных пункта, количество поездок лиц с ограниченной подвижностью увеличится в 1,5 - 2 раза; повысится эффективность функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства, рентабельность малых и средних предприятий возрастет на 6 процентных пунктов; повысится занятость населения, увеличение количества занятых на рынке транспортных услуг составит 150 тыс. человек. Целевые индикаторы и показатели Программы <1>, характеризующие результаты ее реализации по годам, приведены в приложении N 1 к настоящей Программе. -------------------------------- <1> Показатели определены на основе данных форм статистической отчетности N П-1, N П-2, N П-3, N ПМ, бухгалтерской отчетности по полному кругу предприятий, выборочного федерального статистического наблюдения "Анкета обследования перевозочной деятельности предпринимателей - владельцев грузовых автомобилей" и данных управленческого учета.
IV. Перечень программных мероприятий
Мероприятия Программы направлены на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства на среднесрочную перспективу и сгруппированы по следующим основным направлениям: совершенствование системы нормативного правового обеспечения предпринимательской деятельности; формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Создание прозрачных и эффективных механизмов государственной поддержки направлено на формирование правовой среды и активизацию предпринимательской деятельности в транспортном комплексе. Мероприятия Программы по совершенствованию нормативной правовой базы включают: создание системы мониторинга нормативных правовых актов, регулирующих вопросы среднего и малого предпринимательства на транспорте; разработку предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты по вопросам создания льготных условий для субъектов среднего и малого предпринимательства в части размеров и порядка уплаты транспортного налога, налогов на имущество и землю, установлению особенного режима использования государственных ресурсов, научно-технических разработок и инновационных технологий. В целях формирования условий для развития малого предпринимательства в сфере создания объектов дорожного сервиса в полосе отвода и придорожных полосах автомобильных дорог Программой предусматривается внесение изменений в действующий порядок размещения указанных объектов. Конкурентная среда в секторе пассажирских городских перевозок может быть сформирована только посредством увеличения рыночной доли субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако этому препятствуют многочисленные административные, финансовые и инвестиционные барьеры. Ключевым направлением решения проблемы является завершение процесса формирования четких правовых норм, регулирующих отношения перевозчиков и государственных (муниципальных) заказчиков. Поскольку доля малого и среднего предпринимательства в секторе внешнеторговых автомобильных перевозок составляет более 90 процентов, Программой предусматривается комплекс мер, направленных на совершенствование нормативного правового обеспечения этого сектора. Речь идет о подготовке предложений по внесению дополнений в правовые акты Российской Федерации с целью расширения перечня расходов при расчете налогооблагаемой базы по упрощенной системе налогообложения. В целях создания условий для обновления парка судов малых и средних предприятий на воздушном транспорте Программой предусматривается разработка предложений по размеру ставок ввозной таможенной пошлины в размере ноль процентов на самолеты и прочие летательные аппараты с массой пустого снаряженного аппарата не более 2000 кг. Кроме того, действующее российское законодательство недостаточно четко регулирует отношения в области продажи авиационных билетов, включая: прекращение операционной деятельности авиакомпаний, лишение авиаперевозчика Сертификата эксплуатанта воздушного судна и лицензий на право выполнения воздушных перевозок; возмещение расходов агентств по ведению их деятельности по бронированию и продаже воздушных перевозок; порядок отражения налога на добавленную стоимость в документах об оплате услуг по воздушной перевозке. Разработка и реализация предложений по урегулированию данных вопросов будет способствовать дальнейшему развитию малого предпринимательства в сфере продажи авиабилетов, повышению рентабельности данной деятельности. Учитывая современную специфику развития малого предпринимательства, качество и эффективность инфраструктуры поддержки предпринимательства становится сегодня ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства. В области формирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства Программой предусмотрен комплекс мероприятий организационного, методического и информационного характера. Развитие малого и среднего предпринимательства в значительной степени сдерживается слабой методической базой, недостаточной доступностью необходимой информации. Обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к информации - это реальная и весьма существенная мера их поддержки. В целях совершенствования информационного обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо: проведение мониторинга и анализ результатов государственного регулирования в различных видах деятельности малого и среднего предпринимательства на транспорте; постоянная модернизация, пополнение, расширение и техническое сопровождение существующих информационных баз; организация и проведение "круглых столов", встреч с предпринимателями и общественными организациями, которые способствуют выявлению несовершенства законодательных и нормативных актов, предоставляют возможность обсуждения и формирования предложений по их изменению; участие представителей общественных объединений предпринимателей в рамках их полномочий в подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, касающихся деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Одним из направлений поддержки малого и среднего предпринимательства является обеспечение доступа малых и средних предприятий к получению заказов при размещении государственного заказа и закупках товаров (услуг) у субъектов естественных монополий и государственных корпораций. В отношении эксплуатации (содержания, ремонта) объектов транспортной инфраструктуры перспективной формой развития малого предпринимательства является субконтрактация. Это позволит расширить номенклатуру работ, которые могут эффективно выполняться при эксплуатации и строительстве инфраструктурных объектов субъектами малого предпринимательства, особенно учитывая сезонный характер ряда работ и протяженность транспортных объектов. Программа предусматривает меры методической поддержки внедрения системы субконтрактации. В сфере государственных закупок для снятия административных барьеров будет продолжена работа по максимальному привлечению субъектов малого и среднего предпринимательства к поставке товаров (работ и услуг) для государственных нужд, включая организацию конкурсного размещения госзаказов у субъектов малого предпринимательства. Механизмами привлечения малого предпринимательства к активизации инновационного потенциала транспортного комплекса могут стать научно-техническое сотрудничество, а также кооперация крупного и малого бизнеса в сфере научных исследований. Для повышения результативности мер государственной поддержки и осуществления мониторинга хода реализации программы предусматривается проведение комплекса научно-исследовательских работ, включающего разработку предложений по совершенствованию мер государственной поддержки среднего и малого предпринимательства в транспортном комплексе, системы статистического наблюдения и подготовку аналитических и прогнозных исследований. Перечень мероприятий Программы представлен в приложении N 2 к настоящей Программе.
V. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации Программы, общая оценка ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели, оценка рисков ее реализации
Реализация Программы позволит создать предпосылки для устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта на основе: формирования благоприятного предпринимательского климата, устранения нормативно-правовых, административных и организационных барьеров; расширения доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам; системного развития инфраструктуры для предоставления малым предприятиям информационной, консультационной и организационно-методической помощи; обеспечения равных прав и возможностей получения субъектами малого и среднего предпринимательства государственной поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, с учетом различных этапов предпринимательской деятельности, особенностей групп предпринимателей и отраслевой специфики; доступности и надежности для субъектов малого предпринимательства информации о мерах и формах государственной поддержки. Оценка социально-экономических последствий реализации мероприятий Программы носит комплексный характер и включает: выявление тенденций в динамике показателей, характеризующих развитие субъектов малого и среднего предпринимательства и повышение эффективности их функционирования (увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме услуг транспортного комплекса, рост рентабельности малых и средних предприятий); расчет социальных эффектов от поддержки малого и среднего предпринимательства, включая увеличение количества рабочих мест и повышение уровня средней заработной платы, повышение уровня безопасности перевозок и экологических условий функционирования транспортной системы за счет обновления парка транспортных средств, качества транспортных услуг для пассажиров с ограниченной подвижностью. Достижение этих важнейших результатов от реализации мероприятий Программы будет формировать основной социально-экономический эффект. Вклад Программы в валовую добавленную стоимость транспортного комплекса составит около 95 млн. рублей. Оценка результативности реализации Программы и эффективность расходования бюджетных средств будет проводиться на основе использования ее целевых индикаторов и показателей (приложение N 3 к настоящей Программе). Для оценки достижения цели Программы и результативности решения задачи используется индикатор "Доля малых и средних предприятий в общем объеме выручки предприятий транспортного комплекса". Программа эффективна и обеспечивает результативность Программы (рост индикатора составляет 1,1) при заданном уровне финансирования (1,1). Выполнение индикаторов и показателей обеспечит запланированный вклад Программы - около 0,07% в достижение стратегической цели Министерства транспорта Российской Федерации, направленной на улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте. Индикаторы и показатели определены на основе данных: статистического наблюдения по формам статистической отчетности (форма N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", форма N П-2 "Сведения об инвестициях", форма N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации" в разрезе видов экономической деятельности, форма N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" в разрезе классов экономической деятельности, форма N ПМ "Сведения об основных показателях малых предприятий" (квартальная) в разрезе классов экономической деятельности"); бухгалтерской отчетности по полному кругу предприятий в разрезе видов экономической деятельности; выборочного федерального статистического наблюдения "Анкета обследования перевозочной деятельности предпринимателей - владельцев грузовых автомобилей"; управленческого учета. На решение задач и достижение целевых индикаторов Программы оказывают влияние следующие факторы и риски: Нормативные правовые риски. Реализация Программы во многом определяется совершенствованием нормативной правовой базы, регулирующей деятельность малого и среднего предпринимательства. Задержка принятия запланированных нормативных правовых актов может существенно снизить результативность Программы. Макроэкономические риски обусловлены влиянием мирового экономического кризиса на социально-экономическое развитие России. Это может привести к дальнейшему падению спроса на транспортные услуги и оказать негативное влияние на развитие малого предпринимательства.
VI. Финансовое обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы составляет 121,0 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 121,0 млн. рублей. Финансирование мероприятий нормативно-правового, организационного <1> и научно-исследовательского характера осуществляется без привлечения дополнительного бюджетного финансирования в пределах сметы Центрального аппарата Министерства транспорта Российской Федерации. -------------------------------- <1> Объем финансирования мероприятий определялся на основе оценки трудоемкости исполнения данных функций.
Уровень финансирования мероприятий Программы из федерального бюджета в 2010 году соответствует Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", в 2011 - 2012 годах объем финансирования будет уточнен с учетом объемов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Из общих расходов на реализацию Программы текущие расходы составляют 19,0 млн. рублей, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 102,0 млн. рублей. Финансирование Программы представлено в приложении N 4 к настоящей Программе.
VII. Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения
Программа реализуется в соответствии с Положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. N 239. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации возлагаются на Министерство транспорта Российской Федерации. Руководителем Программы является заместитель Министра транспорта Российской Федерации. Министерство транспорта Российской Федерации обеспечивает в установленном порядке представление необходимой информации о ходе реализации мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств. Управление реализацией Программы включает распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями Министерства транспорта Российской Федерации. Министерство транспорта Российской Федерации как субъект бюджетного планирования несет ответственность за решение задачи Программы и за обеспечение утвержденных значений целевых показателей. Отраслевые мероприятия Программы реализуются департаментами государственной политики Министерства транспорта Российской Федерации. В целях обеспечения взаимодействия участников реализации Программы расширены полномочия Координационного совета по транспортной политике в части развития малого и среднего предпринимательства, который является коллегиальным совещательным органом управления реализацией Программы. Не реже одного раза в год на заседании коллегии Минтранса России заслушивается отчет о ходе реализации программных мероприятий. Отчеты о выполнении Программы представляются Министерством транспорта Российской Федерации в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 апреля, в составе первой части докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования. Итоговый отчет об исполнении Программы представляется после ее завершения в докладе о результатах и основных направлениях деятельности Министерства транспорта Российской Федерации.
Приложение N 1 к Программе
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
+-----------------------+-----------------------+---------+------+------+------+-------+------+ | Цель и
задача | Наименование | Единица | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012
| |Цель - развитие
малого |1. Доля малых и средних| % | 16,4 | 16,4 | 17,3 | 18,1 | 18,6 | |транспортной
системы |2. Доля малых и | % | 41,8 | 41,8 | 42 | 46 | 50,8
|
| |3. Доля малых | % | 49,2 | 50 | 51
| 52 | 53 |
| |4. Доля малых и | % | 8,3 | 8,4 | 8,6
| 9,5 | 10,8 |
| |5. Доля услуг | % | 90,3 | 91,2 | 92,1
| 93 | 93 | |
|6. Доля малых и | % | 18,9 | 19,2 | 19,6 | 20,9 |
22,6 |
| |7. Доля малых и | % | 23,6 | 23,8 | 24,5 |
26,2 | 28,5 |
| |8. Доля малых и | % | 9,6 | 10,2 | 10,4 |
10,6 | 11,5 |
| |9. Доля заказов на | % | - | - | 10
| 15 | 20 | |
|10. Доля видов | % | - | - | - | - |
10 |
-------------------------------- <1> Содержание и текущий ремонт автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений. <2> По данным АСМАП, доля хозяйствующих субъектов, включая индивидуальных предпринимателей, с численностью транспортных средств до 20 единиц.
Приложение N 2 к Программе
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
+---------------------------------------+-----------------+-------------------------------+ |
Мероприятие | Срок реализации | Ответственный исполнитель |
|I.
Совершенствование системы нормативного правового обеспечения
предпринимательской | |Мероприятие 1.1.
Мониторинг действующих|2010 - 2012 годы | Департамент правового | |Мероприятие 1.2.
Разработка предложений|2010 - 2012 годы | Департаменты государственной | |Мероприятие 1.3.
Подготовка предложений|2010 - 2011 годы | Департамент государственной | |Мероприятие 1.4.
Разработка предложений| 2010 год | Департамент государственной | |Мероприятие 1.5.
Подготовка предложений| 2010 год | Департамент государственной | |Мероприятие 1.6.
Принятие Федерального | 2010 год | Департамент государственной | |Мероприятие 1.7.
Разработка предложений| 2010 год | Департамент государственной | |Мероприятие 1.8.
Разработка и | 2010 год | Департамент государственной | |Мероприятие 1.9.
Подготовка и внесение | 2010 год | Департамент государственной | |Мероприятие 1.10.
Разработка | 2010 год | Департамент государственной | |Мероприятие 1.11.
Разработка | 2010 год | Департамент государственной | |Мероприятие 1.12.
Разработка |2009 - 2010 годы | Департамент государственной | |Мероприятие 1.13.
Внесение изменений в | 2010 год | Департамент государственной | |Мероприятие 1.14.
Подготовка | 2010 год | Департамент государственной | |Мероприятие 1.15.
Подготовка | 2011 год | Департамент государственной |
|Мероприятие 1.16. Разработка и
|2010 - 2011 годы | Департамент программ развития| |Мероприятие 1.17.
Разработка |2010 - 2011 годы | Департамент государственной | |Мероприятие 1.18.
<1> Создание |2010 - 2012 годы | Департамент государственной | |II. Формирование
инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства| |Мероприятие 2.1.
Подготовка | Ежегодно | Департамент экономики и | |Мероприятие 2.2.
Мониторинг состояния и| Ежеквартально | Департамент экономики и | |Мероприятие 2.3.
Разработка предложений|2010 - 2012 годы | Департаменты государственной | |Мероприятие 2.4.
Мониторинг размещения | Постоянно | Департамент экономики и | |Мероприятие 2.5.
Разработка и внедрение|2010 - 2012 годы | Административный департамент |
-------------------------------- <1> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 2146-р "Об утверждении программы деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010 - 2015 годы)".
Приложение N 3 к Программе
МЕТОДИКА ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Настоящая Методика определяет порядок оценки результативности и эффективности реализации целевой программы ведомства "Создание условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта" (далее - Программа). 2. Для расчета эффективности реализации Программы (эффективности расходования бюджетных средств) используются индикаторы и показатели, приведенные в приложении N 1 к Программе. 3. Оценка результативности и эффективности Программы осуществляется Департаментом экономики и финансов Минтранса России на основании представленных Департаментами государственной политики ежеквартальных и ежегодных отчетов. 4. Под результативностью понимается степень достижения запланированных показателей за счет реализации мероприятий Программы. Результативность измеряется путем сопоставления фактически достигнутых значений показателей с плановыми значениями. 5. В качестве критериев оценки результативности реализации Программы и программных мероприятий используется индекс результативности и интегральная оценка результативности. 6. Индекс результативности Программы (мероприятия) оценивается по каждому целевому показателю в год t и за расчетный период T:
Пфit Pit = ------, Ппit
где: Pit - результативность достижения i-го показателя, характеризующего ход реализации Программы, в год t; Пфit - фактическое значение i-го показателя, характеризующего реализацию Программы, в год t; Ппit - плановое значение i-го показателя, характеризующего реализацию Программы, в год t; i - номер показателя Программы. 7. Интегральная оценка результативности Программы в год t определяется по следующей формуле:
m SUMPit 1 Ht = -------- x 100, m
где: Ht - интегральная оценка результативности Программы в год t (в процентах); Pit - индекс результативности по i-му показателю <1> в год t; -------------------------------- <1> Все целевые и объемные показатели Программы (подпрограмм) являются равнозначными.
m - количество показателей Программы. 8. Эффективность реализации Программы определяется как соотношение интегральной оценки результативности Программы и уровня финансирования:
Ht Эt = ---- x 100, St
где: Эt - эффективность Программы в год t; St - уровень финансирования Программы в год t, определяется как отношение фактического объема финансирования к запланированному объему финансирования в год t; Ht - интегральная оценка результативности Программы в год t. 9. При завершении расчетов показателей формулируются выводы по оценке эффективности реализации Программы с учетом следующих критериев: значение показателя (Эj либо ЭT) от 90% до 110% - реализация Программы соответствует запланированным результатам при запланированном объеме расходов - запланированная эффективность реализации Программы; значение показателя (Эj либо ЭT) более 110% - эффективность реализации Программы более высокая по сравнению с запланированной; значение показателя (Эj либо ЭT) от 50% до 90% - эффективность реализации Программы более низкая по сравнению с запланированной; значение показателя (Эj либо ЭT) менее 50% - Программа реализуется неэффективно. 10. В случае, если эффективность реализации Программы более низкая по сравнению с запланированной или Программа реализуется неэффективно по итогам ежегодной оценки, формируется соответствующее заключение о внесении изменений в Программу или о досрочном прекращении реализации целевой программы ведомства.
Приложение N 4 к Программе
ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
млн. рублей (в ценах соответствующих лет) +-----------------------------------+--------------------------+----------+--------+--------+--------------+
| | Код бюджетной | 2010 год |2011
год|2012 год| 2010 - 2012 | |1. Расходы на
реализацию
Программы
| |Всего по Программе
<1> | | 39 | 41 | 41 |
121 | |федеральный
бюджет | | 39 | 41 | 41
| 121 | |2. Расходы на
реализацию мероприятий по
направлениям | |2.1
"Совершенствование системы нормативного правового обеспечения
предпринимательской деятельности" | |Всего по
направлению | | 26 | 26 |
26 | 78 | |в том
числе: | | |
| | | |федеральный
бюджет | | 26 | 26 | 26
| 78 | |из
них: | | |
| | | |Комплекс
мероприятий, направленных | | 2 | 2 |
2 | 6 | |в том
числе: | | |
| | | |федеральный
бюджет |103 04 08 0010400 012 210 | 2 | 2 | 2
| 6 | |Комплекс научных и
опытно- | | 24 | 24 | 24 |
72 | |в том
числе: | | |
| | | |федеральный
бюджет |103 04 11 0816900 015 226 | 24 | 24 | 24
| 72 | |из
них: | | |
| | | |Мероприятие.
Разработка предложений| | 5 | 5 | 5
| 15 | |Мероприятие.
Создание | | 5 | 5 | 5
| 15 | |Мероприятие.
Развитие конкурентных | | 3 | 3 | 3
| 9 | |Мероприятие.
Разработка предложений| | 3 | 3 | 3
| 9 | |Мероприятие.
Подготовка предложений| | 3 | 3 | 3
| 9 | |Мероприятие.
Разработка предложений| | 3 | 3 | 3
| 9 | |Мероприятие.
Повышение | | 2 | 2 | 2
| 6 | |2.2 "Формирование
инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего
предпринимательства" | |Всего по
направлению | | 11 | 16 |
16 | 43 | |в том
числе: | | |
| | | |федеральный
бюджет | | 13 | 15 | 15
| 43 | |из
них: | | |
| | | |Комплекс
мероприятий, направленных | | 3 | 5 |
5 | 13 | |в том
числе: | | |
| | | |федеральный
бюджет |103 04 08 0010400 012 210 | 3 | 5 | 5
| 13 | |Комплекс научных и
опытно- | | 10 | 10 | 10 |
30 | |в том
числе: | | |
| | | |федеральный
бюджет |103 04 11 0816900 015 226 | 10 | 10 | 10
| 30 | |из
них: | | |
| | | |Мероприятие.
Подготовка | | 5 | 5 | 5
| 15 | |Мероприятие.
Совершенствование | | 3 | 3 | 3
| 9 | |Мероприятие.
Совершенствование | | 2 | 2 | 2
| 6 | |3. Общие расходы на
реализацию программы по направлениям расходования средств
| |Всего по
Программе | | 39 | 41 |
41 | 121 | |Текущие
расходы |103 04 08 0010400 012 210 | 5 | 7 |
7 | 19 | |Расходы на
научно-исследовательские|103 04 11 0816900 015 226 | 34 | 34 | 34
| 102 |
-------------------------------- <1> Программа предусматривает финансирование только в пределах действующих обязательств из федерального бюджета, объем финансирования в 2011 - 2012 годах будет уточнен после принятия федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. <2> В пределах финансирования центрального аппарата Министерства транспорта Российской Федерации. <3> Общие трудозатраты на реализацию функций по формированию инфраструктуры поддержки составляют 1,8 человека в год. Административно-управленческие расходы в расчете на 1 сотрудника составляют 1,05 млн. рублей в год. Следовательно, затраты на выполнение данных функций составляют в 2010 году 2 млн. рублей. В 2011 - 2012 годах расходы определены с учетом индекса-дефлятора и уменьшения объема выполняемых работ. <4> В пределах средств, предусмотренных Министерству транспорта Российской Федерации на выполнение НИОКР в рамках государственных контрактов. <5> В пределах финансирования центрального аппарата Министерства транспорта Российской Федерации. <6> Общие трудозатраты на реализацию функций по формированию инфраструктуры поддержки составляют 2,8 человека в год. Административно-управленческие расходы в расчете на 1 сотрудника составляют 1,05 млн. рублей в год. Следовательно, затраты на выполнение данных функций составляют в 2010 году 3 млн. рублей. В 2011 - 2012 годах расходы определены с учетом индекса-дефлятора и увеличения объема выполняемых работ. <7> В пределах средств, предусмотренных Министерству транспорта Российской Федерации на выполнение НИОКР в рамках государственных контрактов.
Приказ Минтранса РФ от 23 марта 2010 г. N 70 Об утверждении аналитической ведомственной целевой программы "Создание условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта"
|