|
ГОС 522100 Эксплуатация транспортных средств
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель Министра образования Российской Федерации
В.Д. Шадриков
"_19__"______06_____2000 г.
Номер государственной регистрации
________426 тех/маг________________
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направление 552100 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Степень (квалификация) - магистр техники и технологии
Вводится с момента утверждения
Москва 2000 г.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ 552100 Эксплуатация транспортных средств
1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 № 686. 1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр техники и технологии. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 552100 Эксплуатация транспортных средств при очной форме обучения 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года). 1.3. Квалификационная характеристика выпускника 1.3.1. Объекты профессиональной деятельности выпускника Объектами профессиональной деятельности выпускника являются: транспортные средства; энергетические и электроэнергетические установки; системы связи и навигации; системы и средства контроля и диагностики технического состояния эксплуатируемого оборудования; системы комплексной обработки, отображения и регистрации технической информации; системы вождения и управления движением транспортного средства; системы обеспечения движения транспортных средств; подъемно-транспортные машины; предприятия и организации транспортного комплекса разных форм собственности; конструкторско-технологические и научные организации; транспортные и ремонтные предприятия; организации, осуществляющие контроль за техническим состоянием транспортных средств; предприятия сервиса; фирменные и дилерские центры заводов; маркетинговые и транспортно-экспедиционные службы; система материально-технического обеспечения, оптовой и розничной торговли транспортной техникой, запасными частями, комплектующими изделиями и материалами, необходимыми в эксплуатации. 1.3.2. Виды профессиональной деятельности выпускника Магистр по направлению 552100 Эксплуатация транспортных средств подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе; а при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности. 1.3.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника Магистр по направлению 552100 Эксплуатация транспортных средств подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
- участие в эксплуатации транспортных средств в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; - участие в разработке эксплуатационной документации; - участие в оценке производственных и непроизводственных затрат на обеспечение качества продукции и услуг; - участие в выполнении экспериментальных и теоретических научных исследований в области эксплуатации транспорта и транспортного оборудования и в других отраслях, связанных с эксплуатацией транспортных средств; - проведение научных исследований по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в соответствии с утвержденными методиками; - участие в разработке рекомендаций на основе научных исследований, изучения специальной литературы и другой научно-технической документации, достижений отечественной и зарубежной науки и техники; - участие в организации работы коллектива исполнителей, принятия управленческих решений; - внедрение передовых методов организации труда; - подготовка исходных данных для составления планов, программ, проектов, смет, заявок; - участие в осуществлении монтажа (демонтажа), наладки и эксплуатации транспортной техники и оборудования, технологических линий, механического и электрического оборудования и инструмента, систем автоматики и робототехники в процессе технического обслуживания, сервиса, ремонта и других услуг при эксплуатации транспортных средств; - участие в проектировании деталей, механизмов, машин, оборудования и агрегатов, энергетических установок и систем; - использование информационных технологий при проектировании и разработке новых видов транспорта и транспортного оборудования, а также транспортных предприятий; - участие в разработке конструкторской и технологической документации для ремонта, модернизации и модификации транспортных средств; - участие в проведении стандартных и сертификационных испытаний материалов, изделий и услуг; - осуществление метрологической поверки основных средств измерений; - участие в составлении практических рекомендаций по использованию результатов исследований и разработок. 1.3.4. Квалификационные требования Для решения профессиональных задач магистр: - собирает, обрабатывает, анализирует, и обобщает научно - техническую информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт в области транспорта и транспортных средств; - участвует в проведении научных исследований или в выполнении технических разработок; - участвует во внедрении результатов исследований и разработок; - составляет отчеты по теме или ее разделу; - знаком с основными учениями в области гуманитарных и социальноэкономических наук, способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; - понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний; - владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно и логично оформить его результаты. Магистр должен знать: - программно-целевые методы анализа технических, технологических, организационных, экономических и социальных вопросов; - передовой отраслевой, межотраслевой и зарубежный опыт; - сведения о системах технического обслуживания и ремонта транспортных средств, исходя из учета условий эксплуатации, состояния подвижного состава и других факторов; - данные анализа механизмов изнашивания, коррозии и потери прочности конструкций; - сведения об эффективном использовании топливно-смазочных материалов и рабочих жидкостей; - законодательные акты и технические нормативы, действующие на данном виде транспорта, включая безопасность движения, условия труда, вопросы экологии; - социально-психологические основы управления коллективом.
1.4. Возможности продолжения образования
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:
01.02.06 - Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры; 05.02.04 - Трение и износ в машинах; 05.04.02 - Тепловые двигатели; 05.05.03 - Колесные и гусеничные машины; 05.05.04 – Дорожные, строительные и подъемно-транспортные машины; 05.22.01 - Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте; 05.22.08 - Управление процессами перевозок; 05.22.10 - Эксплуатация автомобильного транспорта; 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством; 08.00.19 – Организация и управление производством; 08.00.30 - Экономика предпринимательства; 11.00.11 - Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;
1.5. Перечень аннотированных магистерских программ (проблемное поле направления подготовки):
552101 - Техническая эксплуатация автомобилей
Проблемы научно-технического прогресса развития автомобильного транспорта и повышения эффективности технической эксплуатации автомобилей. Техническое состояние и работоспособность автомобилей, причины и факторы их изменения в процессе эксплуатации; закономерности изменения технического состояния автомобилей, процессы его восстановления; надежность как комплексный показатель технического состояния автомобиля и его агрегатов. Управление работоспособностью; информационное обеспечение работоспособности и диагностика автомобилей; система технического обслуживания и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта; нормативы технического обслуживания (ТО) и технического ремонта (ТР) автомобилей и их корректирование. Производственно-техническая база (ПТБ) предприятий автомобильного транспорта, принципы и этапы ее технологического проектирования; технико-экономическая оценка ПТБ предприятий автомобильного транспорта. Основы технологии ТО и ТР автомобилей; методы формирования и организации технологических процессов ТО и ТР автомобилей. Организация и управление производством ТО и ремонта автомобилей; организационно-производственные структуры инженерно-технической службы предприятий автомобильного транспорта; организация материально-технического обеспечения и экономия ресурсов на автомобильном транспорте. Обеспечение нормативных значений экологичности и безопасности эксплуатации автомобильного транспорта. Основные направления научно-технического прогресса на автомобильном транспорте и при технической эксплуатации автомобилей.
552102 - Автосервис и фирменное обслуживание
Проблемы развития и повышения эффективности автосервиса и фирменного обслуживания автомобилей. Производственно-техническая база (ПТБ) предприятий автосервиса; принципы и этапы технологического проектирования новых и реконструкции действующих предприятий автосервиса; технико-экономическая оценка ПТБ предприятий автосервиса. Методы формирования и организации технологических процессов автосервиса и фирменного обслуживания. Маркетинг сервисных услуг. Менеджмент в автосервисе. Организация государственного учета и контроля состояния автомобилей. Организация материально-технического обеспечения системы автосервиса и фирменного обслуживания. Кадровое обеспечение системы автосервиса и фирменного обслуживания. Ресурсо-сберегающие методы технической эксплуатации автомобилей. Обеспечение нормативных значений экологичности и безопасности производства услуг автосервиса. Основные направления научно-технического прогресса в области автосервиса и фирменного обслуживания.
552103 - Организация и безопасность дорожного движения
Параметры транспортного и пешеходного потоков, методы исследования их характеристик. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП), их учет и анализ. Способы оценки эффективности организации дорожного движения (ОДД); методы выявления узких и опасных мест на автомобильных и городских дорогах, практические мероприятия по ОДД. Организация движения массового пассажирского транспорта; значение и организация стоянок. Роль информации в ОДД; средства организации дорожного движения. Организация проектирования ОДД и оформление инженерных проектов. Методы обеспечения экологичности разрабатываемых схем ОДД. Экономическая оценка принимаемых решений. Методы обучения водителей в типичных, сложных и критических дорожно-транспортных ситуациях; автомобильные тренажеры, автодромы и другие вспомогательные средства, используемые для обучения вождения автомобиля. Методы организации трудового коллектива на основе современных методов управления. Организация и производство экспертизы ДТП; методики экспертного анализа ДТП; исследование механизма возникновения ДТП; методика экспертного анализа технического состояния транспортных средств.
552104 - Сертификация и лицензирование в дорожно-транспортном комплексе для обеспечения безопасности движения
Направленность работ по сертификации и лицензированию; нормативные предписания, регламентирующие международные и национальные системы сертификации. Основные принципы систем сертификации продукции; технические требования и методы сертификационных испытаний транспортных средств на соответствие национальным и международным Правилам; организация и порядок проведения сертификации автомобилей и лицензирования деятельности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения: структура системы сертификации, принципы образования органов по сертификации и испытательных лабораторий, порядок проведения работ по сертификации и инспекционному контролю; методология сертификационных испытаний автомобилей на соответствие активной, пассивной, послеаварийной, экологической безопасности и другим обязательным требованиям; порядок выдачи и формы сертификата соответствия и лицензий, а также знаков соответствия; Международные соглашения по дорожному движению и автотранспорту; развитие национальных законодательств в системах сертификации и лицензирования, объективные предпосылки дальнейшего развития систем сертификации транспортных средств и лицензирования в РФ; практика работы с технической документацией по сертификации и лицензированию.
552105 - Управление транспортными системами
Транспортные системы и принципы их функционирования. Стратегический менеджмент; методы прогнозирования и принятия стратегических решений при руководстве автотранспортным предприятием; методы построения адекватных внешних ситуаций организационно-функциональных структур. Деловая этика. Бихевиаристика. Информационные технологии на транспорте; управление персоналом автотранспортного предприятия в динамической системе развития рыночных отношений; информационные аспекты менеджмента с элементами искусственного интеллекта, анализ конкретных ситуаций с использованием игрового и математического моделирования. Финансовый менеджмент; ценообразование и финансы на транспорте. Теория принятия решений; проблемы стратегического управления, упреждающего стратегического планирования, управления в условиях кризисных ситуаций. Международный маркетинг.
552106 - Транспортная логистика
Специальные вопросы общей логистики; теория принятия решений; математическая логика и теория систем; теория информации, информационные технологии на транспорте. Специальные вопросы организации автомобильных перевозок и грузоведения; транспортно-экспедиционная работа; рекламная деятельность; внешнеэкономическая деятельность. Специализированный подвижной состав и его сертификация. Ценообразование и финансы на транспорте; спецглавы макроэкономики; финансовый менеджмент.
552107 - Транспортное обслуживание городов
Транспортные проблемы городов; организационные основы внутренних и внешних сообщений с использованием разных видов транспорта; транспортная планировка городов. Системы управления транспортными процессами; методы организации транспортного обслуживания населения; моделирование перевозочного процесса на городском транспорте; информационное обеспечение. Ценообразование и тарифная политика на транспорте; бухгалтерский учет. Лицензирование и сертификация при обеспечении транспортного процесса. Транспортное и трудовое законодательство. Техническое обеспечение транспортного обслуживания городов; формы коммерческой работы на транспорте.
552108 - Маркетинг транспортных услуг
Принципы организации маркетинговой деятельности на хозрасчетных транспортных предприятиях и транспортно-эксплуатационных предприятиях; методы изучения и анализа рынка транспортных услуг; специальные вопросы общей логистики. Методика и методы принятия решений. Система маркетинговой информации; управление маркетингом; организация рекламной деятельности. Технология осуществления транспортных услуг и операций; организация коммерческой работы; ценообразование на рынке транспортных услуг; финансы автотранспортных предприятий.
552109 - Сервис и эксплуатация строительной, дорожной и коммунальной техники и оборудования
Управление работоспособностью парков машин в эксплуатации. Формирование, использование и фирменное обслуживание парков строительной, дорожной и коммунальной техники. Управление комплексной механизацией дорожно-строительных работ. Создание и реализация методов управления эксплуатационной надежностью парков машин. Формирование производственно-технической базы обеспечения работоспособности машин в эксплуатации. Энергосберегающие и экологически чистые технологии технического обслуживания (ТО) и технического ремонта (ТР) строительной, дорожной и коммунальной техники. Сервис, техническая эксплуатация и фирменное обслуживание строительной, дорожной и коммунальной техники.
552110 - Организация ремонта колесных и гусеничных машин и проектирование ремонтных предприятий
Процесс старения колесной и гусеничной техники и факторы его вызывающие; динамика потребительской стоимости машины в течение ее жизненного цикла; ремонт как система мероприятий по управлению качеством продукции. Место и роль ремонтных служб в системе обеспечения качества машиностроительной продукции; организационные структуры ремонтных предприятий различного иерархического уровня; принципы и методы управления функционированием системы ремонтных служб. Производственный процесс ремонта колесных и гусеничных машин; требования к производственно-материальной базе ремонтного предприятия; методы оценки эффективности. Оценка, обоснование и оптимизация ремонтного фонда машин, формирование производственных задач для ремонтных служб различного уровня. Проектирование и реконструкция ремонтных служб различного иерархического уровня; организация производственного процесса полнокомплектного ремонта машины (агрегата) на одном предприятии; особенности проектирования малых и автономно работающих ремонтных предприятий. Оценка, прогнозирование и обеспечение качества ремонтного производства. Учет экологических факторов при проектировании и организации работы ремонтных служб. Методология определения уровня эффективности функционирования проектируемого (реконструируемого) ремонтного предприятия, отдельных ремонтных служб и системы в целом; требования к современной структуре ремонтных служб.
552111 - Технология и технологическое оснащение ремонта колесных и гусеничных машин
Машина, как объект ремонта; связь необходимого уровня надежности и потребности машины и ее элементов в ремонте; технология различных видов ремонта; схемы технологического процесса ремонта машины (агрегата). Техническая ремонтная документация: содержание, требования, методы обоснования технических условий на дефектацию и восстановление деталей, сборку узлов и агрегатов. Основные способы восстановления деталей и сборочных единиц: содержание, требования, области применения, технологическое оборудование и материалы; перспективы развития. Особенности сборки машин и агрегатов при ремонте: комплектация, технологический процесс сборки при различных видах ремонта, применяемое оборудование, требования технических условий. Методы испытаний машин (агрегатов) после ремонта. Технология ремонта типовых деталей, узлов и агрегатов. Основы конструирования (модернизации) средств технологического оснащения ремонта (СТО): этапы разработки конструкции, методы расчетов основных параметров оборудования, особенности конструктивного оформления. Система технического обслуживания и ремонта СТО, вспомогательные процессы производства и ремонтно-инструментальная служба; влияние СТО на стабильность и качество производства, метрологическое обеспечение производства; жизненный цикл СТО, система амортизации; прогнозирование затрат при изготовлении технологического оборудования ремонтным предприятием; виды стоимости СТО, нормативы амортизации оборудования и затраты на ремонт колесных и гусеничных машин; система учета основных фондов на ремонтном предприятии; методы обеспечения, оценки и прогнозирования качества ремонта машин, технико-экономическая оценка эффективности ремонта машин и их элементов. Экологические проблемы ремонтного производства.
552112 - Стандартизация и сертификация в области ремонта колесных и гусеничных машин
Структура и назначение систем стандартизации и сертификации продукции. Квалиметрия; качество продукции ремонтного производства; методы оценки и прогнозирования качества продукции ремонтного производства. Методы и порядок оценки качества и стабильности технологических процессов ремонта и ремонтного производства. Методы испытаний продукции ремонтного производства. Нормативная база стандартизации и сертификации ремонта колесных и гусеничных машин. Сертификация продукции авторемонтного производства и услуг по техническому обслуживанию и ремонту колесных и гусеничных машин.
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно - педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА, И УСЛОВИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца. 2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 552100 Эксплуатация транспортных средств, зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению. 2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п.2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 552100 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической ) практик и программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно - исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру: в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины; цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления; цикл ФТД - факультативные дисциплины; цикл СД- специальные дисциплины; ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки; цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки; НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научнопедагогическая) работа магистра; ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 552100 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
5. СРОК ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 552100 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения 312 недель, в том числе: образовательная программа подготовки бакалавра -208 недель специализированная программа подготовки магистра -104 недели, из них: теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные работы, подготовку выпускной квалификационной работы - 72 недели экзаменационные сессии не менее - 2 недель практики не менее - 11 недель в том числе: научно-исследовательская - 10 недель научно-педагогическая - 1 неделя итоговая аттестация, включая защиту выпускной квалификационной работы не менее - 2 недель каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) не менее - 17 недель
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта, в том числе по программе бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год, если указанная форма освоения основной образовательной программы не запрещена соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 552100 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть 6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего государственного образовательного стандарта магистра. Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение. По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно или зачтено). В период действия данного документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке. Научно-исследовательская часть образовательной программы, включенная в индивидуальный учебный план подготовки магистра техники и технологии по направлению 552100 Эксплуатация транспортных средств, предусматривает: - подготовку тематических научно-технических обзоров опубликованных работ по выбранной магистерской программе; - проведение экспериментальных (или расчетных) исследований; - подготовку магистерской диссертации. 6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право: изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5%; для дисциплин, входящих в цикл, в пределах 10%, при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте; предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2-4 часа в неделю; осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть 6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.
6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться квалифицированными педагогическими кадрами, причем не менее 70% преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по направлению магистратуры, должны иметь ученые степени доктора или кандидата наук. Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться профессором и доктором наук; один профессор или доктор наук может осуществлять подобное руководство не более, чем двумя магистерскими программами; по решению Ученого совета вуза руководство магистерскими программами может осуществляться и кандидатами наук, имеющими ученое звание доцента, ведущими подготовку научно-педагогических кадров, имеющими право на руководство аспирантами; руководители магистерских программ должны иметь защитившихся аспирантов за последние пять лет. Непосредственное руководство студентами-магистрантами осуществляется научными руководителями, имеющими ученую степень и (или) ученое звание; один научный руководитель может руководить не более, чем пятью студентами магистрантами. Научные руководители студентов-магистрантов должны вести научные исследования по тематике магистерских программ. Научные руководители должны читать основные или специальные курсы и являться авторами (соавторами) учебников или учебных пособий по данной магистерской программе.
6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса Реализация вузом основной образовательной программы магистра должна быть обеспечена необходимым лабораторно-практическим и информационным содержанием учебного процесса для подготовки высококвалифицированных исследователей и преподавателей, в том числе перечнем профессиональных журналов, реферативных журналов, научной литературой, наличием информационных баз и доступа к различным сетевым источникам информации. Количество источников учебной информации, предусмотренных рабочими программами учебных дисциплин рабочего учебного плана по каждой магистерской программе должно быть не менее 1 экз/чел. Более половины общего объема НИР по соответствующему направлению магистратуры должны составлять фундаментальные и поисковые научные исследования. Реализация основной образовательной программы магистра должна обеспечиваться наличием читаемых основных и специальных курсов по каждой магистерской программе каждым научным руководителем студента - магистранта, доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, а также наглядным пособиям, аудио-, видео- и мультимедийным материалам, наличием в вузе терминалов национальной академической сети, Европейского и международного банков данных. Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы: «АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ» «ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ» «ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ» «МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ» «МОРСКОЙ ФЛОТ» «ТРАНСПОРТ» «ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТРАНСПОРТ» «РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ» «СУДОСТРОЕНИЕ» «АТОМНАЯ ЭНЕРГИЯ» «ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ» «ГЕОДЕЗИЯ И КАРТОГРАФИЯ» «ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ» «ЗА РУЛЕМ» «МАШИНОСТРОЕНИЕ» «МЕХАНИКА» «РАДИОТЕХНИКА» «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО» «ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА»
6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки магистра, должно располагать материально - технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно - исследовательской работы студентов, предусмотренной примерным учебным планом и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и техническим нормам. Лаборатории высшего учебного заведения должны быть оснащены современными стендами и оборудованием, позволяющим изучать технологические процессы и проводить научные исследования в соответствии с реализуемым вузом направлением.
6.2.5. Требования к организации практик 6.2.5.1. Научно-исследовательская практика Цель научно-исследовательской практики - подготовить студента к решению задач научно-исследовательского характера на производстве и к выполнению выпускной квалификационной работы. Место проведения практики: предприятия (любой формы собственности), оснащенные современным технологическим оборудованием, учебные и тренажерные центры, учебно-производственные лаборатории вуза и других учебных заведений, где возможно изучение материалов, связанных с темой выпускной квалификационной работы. 6.2.5.2. Научно-педагогическая практика Цель научно-педагогической практики: подготовка магистров к преподаванию специальных дисциплин. Место проведения практики: специальные кафедры высшего учебного заведения. 6.2.5.3. Аттестация по итогам практики Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия (вуза). По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).
7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 552100 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра 7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п.7 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 552100 Эксплуатация автомобильного транспорта. 7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра включают: владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении; умения: формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно – исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний; выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования; обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных; вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати; определять и корректировать нормативы технической эксплуатации с учетом случайности происходящих при работе изделий процессов и условий эксплуатации; составлять сметы затрат на производство, определять себестоимость продукции, прибыль; оценивать состояние и перспективы развития автотранспортного комплекса; использовать современную компьютерную технику и технологии. 7.1.3. Специальные требования . Требования к подготовке магистранта по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом. УМО по АТ и ДО может дополнительно рекомендовать требования, соответствие которым обеспечивает выпускнику возможность заниматься определенными видами профессиональной деятельности, отражающими содержание специализированной подготовки.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра 7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации Итоговая государственная аттестация магистра техники и технологии включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен. Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности магистра к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п.1.4. настоящего государственного образовательного стандарта. По желанию студента вуз может проводить дополнительные государственные экзамены по дисциплинам, которые входят в перечень приемных экзаменов в аспирантуру по научным направлениям указанным в п.1.4. настоящего государственного образовательного стандарта. Оценки, полученные студентами на всех государственных экзаменах, могут быть засчитаны в качестве результатов вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным направлениям. Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.
7.2.2. Требования к магистерской диссертации Магистерская диссертация должна быть представлена в форме рукописи и графических листов. Требования к содержанию, объему и структуре магистерской диссертации определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по направлению 552100 Эксплуатация транспортных средств и методических рекомендаций УМО по АТ и ДО. Время, отводимое на подготовку квалификационной работы, составляет не менее двадцати недель.
7.2.3. Требования к государственному экзамену магистра Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению 552100 Эксплуатация транспортных средств определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанной УМО по АТ и ДО, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и настоящего государственного образовательного стандарта по направлению 552100 Эксплуатация транспортных средств. Уровень требований, предъявляемый на государственных экзаменах в магистратуре должен соответствовать уровню требований вступительных экзаменов в аспирантуру или кандидатских экзаменов по непрофилирующим дисциплинам для соответствующих научных направлений.
Координационный совет по транспортному образованию и науке Председатель Координационного Совета по транспортному образованию и науке А.Л. Степанов
Учебно-методическое объединение по образованию в области водного транспорта Председатель Совета УМО И.И. Костылев Заместитель председателя Совета УМО А.Л. Степанов
Учебно-методическое объединение по автотранспортному и дорожному образованию Председатель Совета УМО В.Н. Луканин Заместитель председателя Совета УМО В.В. Сильянов
Учебно-методическое объединение по образованию в области эксплуатации и управления воздушным транспортом Председатель Совета УМО Г.А. Крыжановский Заместитель председателя Совета УМО Г.В. Коваленко
Учебно-методическое объединение по образованию в области гражданской авиации Председатель Совета УМО В.Г. Воробьев Заместитель председателя Совета УМО В.В. Криницын
СОГЛАСОВАНО:
Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Г.К. Шестаков
Начальник отдела Е.П. Попова
Ведущий специалист Я.Л. Кеперша
ГОС 522100 Эксплуатация транспортных средств
|