|
ГОС 351100 Специальность 351100 Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения). Квалификация Товаровед-эксперт (утв. Минобразованием РФ 14.03.2000) (Ред. от 31.07.2002)
Утверждаю Заместитель Министра образования Российской Федерации В.Д.ШАДРИКОВ 14 марта 2000 года
Номер государственной регистрации 55мжд/сп
Вводится с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 351100 - ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ТОВАРОВ (ПО ОБЛАСТЯМ ПРИМЕНЕНИЯ)
КВАЛИФИКАЦИЯ - ТОВАРОВЕД-ЭКСПЕРТ
(в ред. Приказа Минобразования РФ от 31.07.2002 N 2975)
1. Общая характеристика специальности 351100 - Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686. 1.2. Квалификация выпускника - товаровед-эксперт. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 351100 "Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)" при очной форме обучения - 5 лет. 1.3. Квалификационная характеристика выпускника. Основные виды профессиональной деятельности выпускника по специальности 351100: - товароведная (управление ассортиментом товаров; проведение сертификации товаров и услуг; измерение и оценка потребительной стоимости уровня качества и конкурентной способности и др.); - экспертная; - оценочная; - коммерческая (по закупкам и реализации товаров); - экономико-производственно-управленческая и учетная; - экономико-учетная; - маркетинговая (исследование структуры потребностей населения в товарах; анализ спроса и потребления, реклама товаров и др.); - экспериментально-исследовательская.
Выпускник по специальности 351100 "Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)" участвует в экспертизе качества при закупках, хранении и реализации товаров. Производит оценку товаров народного потребления. Осуществляет или контролирует проведение сертификации продукции и услуг. Проводит консультации покупателей по вопросам качества, ассортимента, условий хранения, маркировки и другим вопросам, связанным с защитой прав потребителей. Занимается коммерческой деятельностью по закупкам и реализации товаров в сфере товарного обращения (розничная и оптовая торговля) в соответствующих структурах в сфере производства. Определяет требования к материальным ресурсам. Устанавливает соответствие качества товаров стандартам, техническим условиям, договорам и другим нормативным документам. Принимает участие в определении соответствия проектов, планов материально-технического обеспечения организации планам производства. Осуществляет заключение договоров и контроль за выполнением договорных обязательств, поступлением и реализацией фондов на сырье, материалы, в подготовке данных на составление претензий на поставки некачественных товарно-материальных ценностей и ответов на претензии заказчиков. Контролирует наличие материальных ресурсов и готовой продукции на складах. Осуществляет связь с поставщиками и потребителями, оформляет документы на отгрузку продукции в соответствии с планом. Участвует в разработке и внедрении стандартов организации по материально-техническому обеспечению, сбыту, контролю качества продукции. Организует транспортирование и хранение сырья, материалов, оборудования и готовых изделий. Ведет оперативный учет поступления и реализации товарно-материальных ценностей. Контролирует своевременность отгрузки возвратной тары. В необходимых случаях ведет розыск непоступивших грузов. Участвует в проведении инвентаризаций, изучает причины недостач или излишних сверхнормативных материальных ресурсов и "неликвидов", принимает меры по их реализации. Осуществляет контроль за соблюдением правил хранения товарно-материальных ценностей на складах, подготовкой готовых изделий к отправке потребителям, оформляет необходимые документы, связанные с поставкой и реализацией продукции, составляет отчетность по установленной форме. 1.4. Возможности продолжения образования выпускника - эксперта по качеству, закупкам и реализации, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 351100 "Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)". Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование. 2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе подготовки выпускника по специальности 351100 - Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)
3.1. Основная образовательная программа подготовки товароведа- эксперта разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик. 3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки товароведа-эксперта, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом. 3.3. Основная образовательная программа подготовки товароведа- эксперта формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. 3.4. Основная образовательная программа подготовки товароведа- эксперта должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию: цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины; цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины; цикл ДС - дисциплины специализации; ФТД - факультативы. 3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки товароведа - эксперта по качеству, закупкам и реализации должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки эксперта по качеству, закупкам и реализации по специальности 351100 - Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)" ---------T-------------------------------------------------T----- ¦
Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ГСЭ.Ф.11¦Экономика ¦ ¦
¦ГСЭ.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦270 ¦
¦ГСЭ.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦270 ¦
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦1850 ¦
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1550 ¦
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦600 ¦
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦200 ¦
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦300 ¦
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦300 ¦
¦ЕН.Ф.05 ¦Экология или биология с основами экологии (в ¦150 ¦
¦ЕН.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦150 ¦
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, ¦150 ¦
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦2600 ¦
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦2000 ¦
¦ОПД.Ф.01¦Теоретические основы товароведения и ¦150 ¦
¦ОПД.Ф.02¦Стандартизация, метрология и сертификация <*> ¦150 ¦
¦ОПД.Ф.03¦Основы микробиологии <*> ¦100 ¦
¦ОПД.Ф.04¦Оборудование предприятий <*> ¦ ¦
¦ОПД.Ф.05¦Логистика
¦ ¦
¦ОПД.Ф.06¦Рекламная деятельность ¦ ¦
¦ОПД.Ф.07¦Правовое регулирование профессиональной ¦ ¦
¦ОПД.Ф.08¦Безопасность жизнедеятельности <*> ¦100 ¦
¦ОПД.Ф.09¦Дисциплины по областям применения <**> ¦1030 ¦
¦ОПД.Р.00¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦300 ¦
¦ОПД.В.00¦Дисциплины и курсы по выбору студентов, ¦300 ¦
¦ДС.00 ¦Дисциплины специализации ¦3074 ¦
¦ДС.01 ¦Дисциплины специальности ¦1600 ¦
¦ДС.01.01¦Товароведение и экспертиза однородных групп ¦1300 ¦
¦ДС.01.02¦Управление качеством <*> ¦100 ¦
¦ДС.01.03¦Информационное обеспечение товароведения и ¦200 ¦
¦ДС.02 ¦Дисциплины специализации по областям применения ¦1474 ¦
¦ФТД ¦Факультативы ¦450 ¦
¦ФТД.01 ¦Военная подготовка ¦450 ¦
¦ ¦Всего часов теоретического обучения ¦9774 ¦ -------------------------------- <*> Дисциплины, обозначенные звездочкой, нормируются по минимальному объему часов при составлении рабочего учебного плана вуза. <**> Порядок реализации федерального компонента общепрофессиональных дисциплин по областям применения определяется УМО по специальности.
5. Сроки освоения основной образовательной программы выпускника по специальности 351100 - Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки товароведа - эксперта по качеству, закупкам и реализации при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе: Теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а также экзаменационные сессии и составляет - 181 неделю. Практики: - 16 недель, в том числе: - ознакомительная (учебная); - товароведно-технологическая (по усмотрению вуза); - товароведно-торговая; - преддипломная. Итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы - 16 недель. Каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) - 47 недель. 5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки товароведа - эксперта по качеству, закупкам и реализации по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего Государственного образовательного стандарта. 5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. 5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам. 5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю. 5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год. 5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 351100 - Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки товароведа-эксперта. 6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки товароведа-эксперта на основе настоящего Государственного образовательного стандарта. Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение. По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено). В основных образовательных программах, имеющих в своем наименовании слова "по отраслям" или "по видам", специфика подготовки для конкретной отрасли или вида учитывается прежде всего за счет дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента и дисциплин специализации. 6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право: - изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5%; - формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем Государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: "Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая культура" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественная история", "Философия". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплина является частью общепрофессиональной или специальной подготовки для гуманитарных и социально- экономических направлений (специальностей) подготовки, выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла. Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов: - осуществлять преподавание гуманитарных и социально- экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла; - устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально- экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин; содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач их профессиональной деятельности; - устанавливать наименование специализаций по специальностям высшего профессионального образования, наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание сверх установленного настоящим Государственным образовательным стандартом, а также форму контроля за их освоением студентами; - реализовывать основную образовательную программу подготовки товароведа - эксперта по качеству, закупкам и реализации в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием. 6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса. Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью; преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере; необходимая доля преподавателей, имеющих ученую степень и звание, - не менее 50%. 6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса. Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами. Перечень выполняемых лабораторно-практических работ определяется учебными планами вузов и примерными учебными программами по каждой дисциплине. Перечень основных профессиональных и реферативных журналов, необходимых для осуществления учебного процесса: - Стандарты и качество; - Пищевая промышленность; - Хранение и переработка сельхозсырья; - журналы по отдельным отраслям народного хозяйства, по которым проводится подготовка специалиста (Вопросы питания, Картофель и овощи, Мясо и мясопродукты, Напитки, Хлеб и хлебобулочные изделия и т.д., Каучук и резина, Меха мира, Пластические массы, Кожевенно- обувная промышленность, Керамика, Лакокрасочные покрытия и др.); - Известия вузов (серии по направлениям подготовки специалистов); - реферативные журналы (по направлениям, по которым идет подготовка специалиста); - актуализированный комплект нормативной документации (ГОСТы, ТУ, ТИ, законодательные акты и др.) по всем направлениям подготовки специалиста. Наличие учебно-методической литературы в библиотечном фонде должно составлять не менее 0,5 шт. на студента по каждой дисциплине. 6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса. Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных и практических занятий по отдельным курсам товароведения и экспертизы продовольственных и непродовольственных товаров, микробиологии или биоповреждаемости товаров, химии, физики и других дисциплин цикла естественнонаучных, профессиональных дисциплин и дисциплин специальности и специализации, предусмотренных данным стандартом и рабочим учебным планом. Реализация данного стандарта возможна при наличии специально оборудованных лабораторий, соответствующих действующим санитарно- техническим нормам, позволяющим выполнить план лабораторных работ по каждой дисциплине рабочего учебного плана. Основные курсы должны иметь компьютерное обеспечение: ЭВМ, базы данных, программное обеспечение, локальные сети, выход в интернет. 6.5. Требования к организации практик. В процессе обучения студенты последовательно проходят 4 вида практик: ознакомительную, товароведно-технологическую, товароведно- торговую и преддипломную. Руководство практиками осуществляют руководители практик от обучающего учреждения и предприятия, на котором студент проходит практику. Руководитель практики от вуза обеспечивает научно- методическое руководство и контроль за выполнением плана практики; руководитель практики от предприятия организует проведение практики студентов в полном соответствии с согласованной программой и планом прохождения практики. По итогам практики студент должен представить и защитить отчет в сроки, установленные вузом. Ознакомительная (учебная) практика проводится после 1 или 2 курса обучения студентов на предприятиях и организациях, занимающихся торговой деятельностью (или иных местах, по решению вуза). Основная цель ознакомительной практики - получение информации и приобретение практических навыков, связанных с выбранной специальностью: ознакомление с основами торгового процесса; изучение документации по приемке, хранению и реализации товаров; приобретение практических навыков работы в торговом зале, обучение работе на контрольно-кассовых машинах, ознакомление с оборудованием торговых залов. Товароведно-технологическая практика (проводится по усмотрению вуза) после 3 курса обучения студентов на предприятиях, занимающихся производством товаров народного потребления. В процессе прохождения практики студенты должны ознакомиться с организационно-производственной структурой предприятия, системой материально-технического снабжения, изучить основные технологические операции производства и установить их влияние на формирование качества готовых изделий, проанализировать причины возникновения и характер возможных дефектов; изучить ассортимент продукции, методы и формы контроля качества и учета сырья, полуфабрикатов и готовых изделий, изучить основные виды нормативных документов и другие вопросы, указанные в программе. Товароведно-торговая практика проводится после 4 курса обучения студентов. Целью товароведно-торговой практики является закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков в области коммерческой деятельности и организации торгового процесса, заключения договоров и контрактов на закупку и реализацию товаров; проведение на практике экспертизы, контроля качества и количества, браковки, сертификации отдельных видов товаров; изучение и анализ системы организации и форм торгового обслуживания, проведения инвентаризации товароматериальных ценностей, приобретение навыков оформления и ведения документации при приемке, хранении и реализации товаров, а также приобретение других практических навыков, предусмотренных индивидуально каждым вузом. Преддипломная практика является завершающим этапом закрепления и обобщения теоретических знаний и формирования практических навыков специалиста. Целью данной практики является помощь студенту в сборе необходимого материала для выполнения выпускной квалификационной работы специалиста. Преддипломную практику студенты могут проходить на перерабатывающих предприятиях, производящих и реализующих товары народного потребления, а также в испытательных лабораториях и органах сертификации товаров и сырья или других местах, установленных вузом.
7. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности 351100 - Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)
7.1.1. Требования к знаниям и умениям по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины". (Являются частью примерных учебных программ дисциплин.) Дипломированный специалист должен: в области философии, истории, культурологии, психологии, педагогики: - иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека; - понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней; - знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе; - иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни; - понимать роль науки в развитии цивилизации, взаимодействия науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию; - иметь представление об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания, владеть основами исторического мышления; - иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними; - иметь научное представление об основных этапах в истории человечества и их хронологии; - уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; - понимать и уметь охарактеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества; - иметь представление о формах культуры, их возникновении и развитии, о способах порождения культурных норм, ценностей, о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта; - знать исторические и региональные типы культуры, их динамику, основные достижения в различных областях культурной практики, развитие культуры в XX веке; - понимать и использовать языки культуры, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу; - знать основные категории и понятия психологической науки, иметь представление о предмете и методе психологии, о месте психологии в системе наук и ее основных отраслях; - знать основные функции психики, ориентироваться в основных проблемах психологической науки; - иметь представление о роли сознания и бессознательного в регуляции поведения; - иметь представление о мотивации поведения и деятельности, психической регуляции поведения и деятельности; - знать основные потребности человека, эмоции и чувства; - знать основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп; - владеть понятийно-категориальным аппаратом педагогической науки, инструментарием педагогического анализа и проектирования; - владеть системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов; - знать объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме; - владеть современными образовательными технологиями, способами применения педагогической теории в различных сферах жизни; в области социологии, экономики, политологии и права: - знать основные этапы развития социологической мысли и современные направления социологической теории; - уяснить определение общества, как надиндивидуальной реальности и целостной саморегулирующейся системы; знать предпосылки функционирования и воспроизводства общественного целого; - иметь представление об основных социальных институтах, обеспечивающих воспроизводство социальных отношений; - иметь представление об основных этапах культурно- исторического развития обществ, механизмах и формах социальных изменений; - освоить социологическое понимание личности как социально- типического в индивидах, понятия социализации и социального контроля; иметь представление о личности как субъекте социального действия и социальных взаимодействий; - понимать групповую динамику и особенности межличностных отношений в группах; знать особенности формальных и неформальных отношений, природу лидерства и функциональной ответственности; - понимать механизм возникновения и разрешения социальных конфликтов; - знать культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации; иметь представление о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности; - уметь анализировать основные проблемы стратификации российского общества, возникновения классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов; - иметь представление о процессе и методах эмпирического социологического исследования; - знать типы экономических систем и основные экономические институты; понимать суть экономических моделей; - разделять микро- и макроэкономические проблемы; - перечислять основные экономические институты и объяснять принципы их функционирования; - различать элементы экономического анализа и экономической политики; - выделять (определять) элементы традиционной, централизованной (командной) и рыночной систем в смешанной экономике; - уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики; - знать характерные признаки переходной экономики; понимать суть и приводить примеры либерализации, структурных и институциональных преобразований; - знать понятийно-категориальный аппарат, методологию, структуру политической науки, понимать ее место в системе социальных наук, иметь представление об истории политических учений; - знать основные разновидности современных систем и режимов; - иметь научные представления о сущности власти и ее функциях; - разбираться в особенностях современного политического процесса, взаимоотношениях различных субъектов политики, соотношении федеральных и региональных центров принятия решений, специфике административно-территориального устройства Российской Федерации; - разбираться в современной системе международных отношений, геополитической обстановке, в национально-государственных интересах России и ее новой роли в международной политике; - иметь научное представление о государстве и праве, системах права и особенностях их функционирования, о теориях права, его сущности и формах; - знать основные особенности российской правовой системы и российского законодательства, системы и организации государственных органов Российской Федерации; - знать основы правового статуса человека в обществе, основные права, свободы и обязанности гражданина Российской Федерации; - знать основы законодательного регулирования будущей профессиональной деятельности; правовые и этические нормы в сфере профессиональной деятельности; уметь составлять документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности; в области иностранного языка, русского языка и культуры речи: - иметь представление об основных способах сочетаемости лексических единиц и основных словообразовательных моделях; - владеть навыками и умениями речевой деятельности применительно к сфере бытовой и профессиональной коммуникации, основами публичной речи; - владеть формами деловой переписки, иметь представление о форме договоров, контрактов, патента; - владеть навыками подготовки текстовых документов в управленческой деятельности; - освоить нормы официально-деловой письменной речи, международные и национальные стандарты видов и разновидностей служебных документов; - изучить характерные способы и приемы отбора языкового материала в соответствии с различными видами речевого общения; - уметь отредактировать текст, ориентированный на ту или иную форму речевого общения; - владеть навыками самостоятельного порождения стилистически мотивированного текста, способами установления лингвистических связей между языками; - уметь работать с оригинальной литературой по специальности; - иметь навык работы со словарем (читать транскрипцию, различать прямое и переносное значение слов, находить перевод фразеологических единиц); - владеть основной иноязычной терминологией специальности, знать русские эквиваленты основных слов и выражений профессиональной речи; - владеть основами реферирования и аннотирования литературы по специальности; в области физической культуры: - осознавать социально-гуманитарную ценностную роль физической культуры и спорта в профессионально-личностном развитии; - знать и владеть основами формирования физической культуры личности и здорового образа жизни; - овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья. 7.1.2. Требования к знаниям и умениям по циклу "Общие математические и естественнонаучные дисциплины". После освоения математических и естественнонаучных дисциплин студент должен иметь представления: - об основных математических структурах и методах; - о математическом моделировании; - об информации, способах ее хранения, обработки и представления, о правовом регулировании в сфере защиты информации и государственной тайны в РФ; - о возможностях применения фундаментальных законов физики и химии для объяснения свойств и поведения сложных многоатомных систем, включая биологические объекты; - о происхождении и эволюции Вселенной; - о физических, химических и биологических методах исследований; - о свойствах ядер атомов и элементарных частиц; - о современных достижениях естественных наук, физических принципах работы современных технических устройств; - об экологических принципах рационального природопользования; - о роли биологических законов в решении социальных проблем. Студент должен знать и уметь использовать: в области математики: - основы математического анализа; - основы алгебры, геометрии, дискретной математики; - основы теории дифференциальных уравнений и численных методов; - основы теории вероятности и математической статистики; в области информатики: - понятие информации, способы ее хранения и обработки; - структуру, принципы работы и основные возможности ЭВМ; - основные типы алгоритмов, языки программирования и стандартное программное обеспечение своей профессиональной деятельности; в области физики: - физические основы механики: кинематику и законы динамики материальной точки, твердого тела, жидкостей, газов, законы сохранения, основы релятивистской механики; - физику колебаний и волн: кинематику гармонических колебаний, интерференцию и дифракцию волн, спектральное разложение; - статистическую физику и термодинамику: молекулярно- кинетическую теорию, свойства статистических ансамблей, функции распределения частиц по скоростям и координатам, законы термодинамики, элементы термодинамики открытых систем, свойства газов, жидкостей и кристаллов; - электричество и магнетизм: постоянные и переменные электрические поля в вакууме и веществе, теорию Максвелла, свойства и распространение электромагнитных волн, в том числе оптического диапазона; - основы оптики, атомной и ядерной физики; - квантовую физику: состояние частиц в квантовой механике, дуализм волн и частиц, соотношение неопределенностей, электронное строение атомов, молекул и твердых тел, теорию химической связи; в области химии: - химические системы: дисперсные растворы, электрохимические, каталитические; - реакционную способность веществ; - методы химической идентификации веществ; - энергетику и кинетику химических процессов, колебательные реакции; - основы органической химии, свойства полимеров и биополимеров; в области биологии с основами экологии: - живые системы: особенности биологического уровня организации материи, принципы воспроизводства и развития живых систем, законы генетики, их роль в эволюции; клетки, их цикл; разнообразие живых организмов, принципы их классификации, основные функциональные системы, связь с окружающей средой, надорганизменные системы; - физиологию, экологию, биосоциальные особенности человека; - экологию и охрану природы: экосистемы, их структуру, динамику, пределы устойчивости, роль антропогенных воздействий, принципы рационального природопользования. 7.1.3. Требования к профессиональной подготовленности специалиста. Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации: иметь представление: - о потребительской ценности товаров народного потребления; возможных видах опасностей для человека и критериях безопасности; - о видах экспертиз товаров и их компетенции; - о прогрессивных способах и технологиях производства товаров; - о закупочной, распределительной и международной логистике; - об основных видах оборудования и принципах их работы; - о типовых проектах предприятий, о принципах размещения технического оснащения торговых предприятий; - о хозяйственном механизме работы торгового предприятия; - об основных принципах управления предприятием; - методах стратегий фирм на различных этапах жизненного цикла товаров; - о принципах и методах ценообразования; - об этапах и методах статистического исследования; - об организации и внешнеэкономической деятельности, видах, операциях, этапах внешнеторговых сделок; - об основах регионального ведения хозяйства, учета денежных и материальных ценностей; - об основных проблемах научно-технического развития сырьевой базы и отраслей по производству товаров народного потребления; о новых направлениях формирования ассортимента товаров; - о решении проблем повышения качества сырья и готовой продукции; - о научных подходах управления качеством продукции; знать: - федеральные законы, подзаконные акты, нормативные документы, в области материально-технического обеспечения торговых предприятий; - нормативные документы, определяющие качество, производство, маркирование, упаковку, транспортирование и хранение товаров; - свойства и показатели ассортимента; управление ассортиментом, ассортиментную политику; - цели, задачи, объекты, субъекты, средства, системы, методы, правовую базу стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством товаров; - гигиенические требования к качеству, в т.ч. и безопасности, сырья, потребительских товаров и упаковки; - методы проведения оценки экспертизы потребительских товаров; - методы и правила отбора средней пробы; - идентификацию товаров: виды, признаки и методы; - методы контроля качества товаров в процессе хранения, транспортировки и реализации; - факторы, формирующие и сохраняющие качество товаров; - структуру, назначение и правила маркировки товаров; требования к ней; - методы изучения и анализа рынка товаров, формирования спроса и стимулирования сбыта; - методы маркетинговых исследований; - стратегию фирм на различных этапах жизненного цикла товаров; - ценообразование в области торговли; - организацию закупок, хранения, транспортирования, приемки товаров; - учет и проведение инвентаризации материальных ценностей и денежных средств; - правила разработки и принятия управленческих решений; - управление качеством товаров и услуг; - методы управления качеством продовольственных и непродовольственных товаров; - статистические методы обработки экспериментальных данных при анализе качества товаров; - условия поставки, закупки, хранения и транспортировки товароматериальных ценностей; - управление товарными потоками на всех этапах товародвижения; основы экономики организации труда и управления; - правовые и законодательные акты о труде и охране труда РФ; правила техники безопасности; уметь: - анализировать ассортимент предприятия, формулировать ассортиментную политику; - анализировать и работать с нормативными документами и законодательными актами; - осуществлять оценку и экспертизу качества товаров; - оформлять документы для целей сертификации и услуг; - проводить идентификацию и обнаруживать фальсификацию товаров на всех этапах товародвижения; - разрабатывать мероприятия по предупреждению дефектов и потерь; - составлять договора купли-продажи (контракты) потребительских товаров, осуществлять приемку товаров по количеству и качеству; - составлять претензии на некачественные товароматериальные ценности и ответы на претензии; - осуществлять связи с поставщиками и покупателями; контролирующими органами; - обеспечивать соблюдение правил и режимов транспортирования, хранения, реализации потребительских товаров; организации складского хранения и сбыта продукции; - организовывать метрологическое обеспечение торгового процесса; - разрабатывать нормативные документы; - изучать потребительский спрос, анализировать динамику товарооборота и других показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий; - проводить инвентаризацию, учет и списание товароматериальных ценностей; - расчет потребности в них, составлять отчетность; - обеспечивать производственную санитарию и гигиену; противопожарную защиту; - организовывать производство и эффективную работу трудового коллектива на основе современных методов управления. 7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста. 7.2.1. Итоговая государственная аттестация специалиста включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач. 7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе специалиста. Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку, в которой выпускник показывает навыки самостоятельного решения профессиональных вопросов по товароведению и экспертизе потребительских товаров. Квалификационная работа может представлять собой оригинальные самостоятельные исследования в области товароведения и экспертизы товаров или комплексную работу по изучению ассортимента, классификации, систематизации, идентификации, изучению способов и приемов фальсификации и методов ее обнаружения, экспертизе качества, безопасности, вопросам стандартизации, сертификации, маркировки и упаковки товаров, оптимизации режимов и способов хранения, совершенствованию технологических приемов с целью повышения качества, сроков хранения и потребительских свойств товаров, разработке новых видов товаров. Обязательные разделы выпускной квалификационной работы: введение; обзор литературы; цели, методы и задачи работы; результаты собственных исследований или анализа и систематизации материала в одной из профессиональной сфер деятельности; раздел по анализу организационно-управленческих или экономических вопросов деятельности предприятия; выводы и рекомендации по результатам работы; список использованной литературы. При выполнении работы студент должен продемонстрировать навыки работы на персональном компьютере (например, статистическая обработка материалов, выполнение графических построений, проведение математических расчетов, использование программ ПВМ для решения конкретных задач, поставленных в работе). Объем выпускной квалификационной работы должен составлять ориентировочно 50 - 60 страниц машинописного текста. 7.2.3. Требования к государственному экзамену. Итоговый государственный экзамен позволяет выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач и должен включать вопросы по дисциплинам, формирующим знания специалиста: Стандартизация, сертификация и метрология; Теоретические основы товароведения и экспертизы товаров; Товароведение и экспертиза отдельных видов товаров (в зависимости от специализации); Организация и управление предприятий. Форма приема экзамена (письменные или устные ответы на вопросы билетов, ситуационные задачи, тестовые вопросы, компьютерные тесты и другие формы) определяется каждым вузом индивидуально.
Составители: Учебно-методическое объединение по специальности "Товароведение и экспертиза товаров". Учебно-методическое объединение по образованию в области торговли. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Научно- методического совета по специальности Товароведение и экспертиза товаров (протокол N 4 от 2 декабря 1999 г.). Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно- методического совета по специальности 35.13.00. "Товароведение и экспертиза товаров", 8 декабря 1999 г. N 2.
ГОС 351100 Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения).
|