СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

Юридические услуги и консультации в области логистики

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом

Перевозка опасных грузов авиатранспортом

 

Реклама на сайте                   

 

 

Возмещение НДС по экспортному товару

 

Нередко споры между налогоплательщиками и налоговыми инспекциями, возникающие при попытках возмещения "экспортного" НДС, решаются в арбитражных судах. Связано это с тем, что сумма НДС, поставленного при экспорте к возмещению, обычно достаточно велика, поэтому находятся предприниматели, которые пытаются воспользоваться возможностью легкого получения дополнительного дохода. Факты построения схем "экспорта" с последующим предъявлением их для возмещения налога юридически квалифицируются как злоупотребление правом. Истории конфликтов на этой почве достаточно много лет. Споры начались практически с появлением права на возмещение "экспортного" НДС.

В настоящее время разработан комплекс законодательных норм для предотвращения попыток злоупотребления правом. Статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено требование к экспортеру иметь для доказательства факта экспорта и обоснования применения ставки 0% следующий перечень документов:

контракт с иностранным партнером на поставку товаров за пределы Российской Федерации;

выписку банка о поступлении средств за экспортируемые товары;

грузовую таможенную декларацию с двумя отметками таможенных органов, проставленными в пункте выпуска товаров в режиме экспорта и в пункте пересечения этими товарами границы Российской Федерации;

товаросопроводительный документ с отметкой таможенного органа, подтверждающего факт вывоза товара за пределы территории Российской Федерации.

Наряду с подлинниками указанных документов экспортер может предоставить их копии в соответствии с изменениями, внесенными в главу 21 НК РФ Федеральным законом от 29.05.02 г. N 57-ФЗ.

Суды теперь имеют больше оснований, по которым они встают на сторону налоговой инспекции и отказывают организациям в праве на экспортную льготу. Например, в отдельных решениях суд указывает на недобросовестность налогоплательщика, заключающего сделки на поставку сырья и на реализацию готовой продукции на экспорт с одной и той же компанией (Федеральный арбитражный суд (далее - ФАС) Уральского округа, постановление от 26.03.02 г. N Ф09-582/02-АК). Организациям-экспортерам следует учесть риск признания их недобросовестными налогоплательщиками и по возможности избегать выбора одних и тех же партнеров при осуществлении различных сделок, связанных с экспортом товаров.

Рискованной представляется операция по продаже товаров на экспорт по цене ниже приобретения. Суд может указать на очевидную невыгодность данной сделки, признать факт злоупотребления экспортера правом на льготу и принять решение не в пользу налогоплательщика (постановление ФАС Уральского округа от 4.03.02 г. N Ф09-384/02-АК).

Одним из оснований для лишения организации права на налоговые вычеты может служить отказ налогоплательщика представить в налоговую инспекцию отдельные документы, подтверждающие право на льготу.

Позднее налоговые органы ввели дополнительную процедуру проверки. Согласно совместному письму МНС России и ФСНП России от 5.06.01 г. N ВГ-6-16/443, 4.06.01 г. N ВР-1969 "О мерах по усилению контроля за возмещением налога на добавленную стоимость организациям-экспортерам" дополнительный контроль налоговых органов необходим в следующих ситуациях:

налогоплательщики впервые реализуют на экспорт товары, налогообложение которых предполагается производить по налоговой ставке 0%;

сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным при производстве указанных товаров, превышает сумму НДС, исчисленную по указанным операциям, если бы они облагались этим налогом;

ранее у налогоплательщиков по предыдущим экспортным операциям имели место нарушения налогового законодательства;

у проверяющих имеются основания полагать, что может иметь место попытка необоснованного возмещения из бюджета сумм НДС с использованием схем ухода от налогообложения (российский поставщик, экспортер и иностранный покупатель имеют счета в одном банке, расчеты по контракту производятся в рублях, включая счета типа "Т", и т.п.).

При наличии сомнений в добросовестности налогоплательщика налоговые органы направляют в течение 8 дней материалы в федеральные органы налоговой полиции для предварительной проверки организаций-экспортеров, а также организаций - поставщиков материальных ресурсов, иностранных организаций - покупателей товаров, банков, через которые осуществляются платежи между участниками сделки.

Контролирующие органы проявляют повышенный интерес к любой заявке на возмещение "экспортного" НДС. Отрицательное последствие дополнительных мер проверки - сложность оформления возврата НДС для добросовестных налогоплательщиков.

Организации, заявившей о праве на возмещение "входного" НДС из бюджета, приходится преодолевать множество препятствий. Как правило, вслед за подачей каждой заявки следуют выездные налоговые проверки. По итогам проверок налоговые органы либо сразу отказывают предприятию в праве на применение ставки 0%, либо предъявляют штрафные санкции по данным операциям. Процесс возврата сумм НДС растягивается на многие месяцы. Налоговые инспекции все чаще запрашивают дополнительные документы, не поименованные в НК РФ, в целях усиления налогового контроля за экспортом.

Налогоплательщик в таких случаях становится перед выбором: либо удовлетворить требования инспекции с целью скорейшего возврата и включения в оборот средств, либо предъявить только те документы, которые указаны в НК РФ, с риском длительной задержки возврата суммы НДС или лишения права на его возмещение.

Есть случаи, когда суд отказывает в возмещении НДС из-за отсутствия у налогоплательщика и непредставления документов об оплате приобретенной и впоследствии экспортируемой продукции (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.03.02 г. N А26-5136/01-02-11/236).

Предметом споров между налоговыми органами и экспортерами в последнее время стал вопрос об уплате в бюджет сумм НДС по товарно-материальным ценностям, реализованным экспортерам их поставщиками. Налоговые органы проводят встречные документальные проверки поставщиков экспортеров на предмет уплаты ими НДС в бюджет. Когда факт уплаты налога поставщиками не подтверждается, возникает спорная ситуация. С одной стороны, средства в бюджет от поставщика реально не поступают, на этом основании налоговая инспекция отказывает экспортеру в праве на возмещение ему этих сумм из бюджета. С другой стороны, налогоплательщик-экспортер может и не знать о недобросовестности своего партнера-поставщика. В результате в первую очередь страдают добросовестные налогоплательщики, реально совершившие экспортную операцию, у которых значительная часть средств исключается из оборота и которым через суд приходится доказывать свое право на льготу.

Суды обычно принимают во внимание аргументы, позволяющие говорить о законности применения права на возмещение НДС налогоплательщиком-экспортером. Если факты экспорта и уплаты экспортером суммы налога в составе цены поставщикам доказаны, суд принимает решение в пользу налогоплательщика. Основным аргументом в этом случае является отсутствие в действующем налоговом законодательстве такого условия возмещения НДС, как уплата налога поставщиками материальных ресурсов (постановление ФАС Северо-Западного округа от 8.04.02 г. N А56-30100/01). ФАС Центрального округа в постановлении от 26.12.01 г. по делу N А08-4018/00-6 отметил, что действующее законодательство не возлагает на экспортера обязанность доказывать факт поступления налога в бюджет от поставщика.

В целом суммы возмещаемого НДС остаются достаточно большими, на что обратило внимание Правительство Российской Федерации, которое дало конкретные поручения выявить причины этого. В письме Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 17.04.02 г. N С5-5/уп-342 "К поручению Правительства Российской Федерации от 19.03.02 N ХВ-П-13-03788" указано, что обязанность доказывания лежит не на суде, а на налоговой инспекции, вступающей в спор с налогоплательщиком. Однако судебная практика свидетельствует о крайне слабой доказательственной базе, представляемой налоговыми органами в арбитражные суды по таким делам. Так называемые схемы правонарушений, на которые ссылаются налоговые органы, доказательствами по конкретным делам не подкрепляются. Далее в письме указаны конкретные пути решения проблемы. В частности, отмечена необходимость введения дополнительной нормы, обязывающей налогоплательщика-экспортера доказывать факт перечисления поставщиком в бюджет требуемой суммы.

Надо полагать, нормы налогового законодательства, регулирующего порядок возврата "экспортного" НДС, будут доработаны. А до тех пор споры будут продолжаться. В настоящее время они сконцентрированы в основном вокруг требования налоговых органов к экспортеру доказать, что его поставщик перечислил налог в бюджет. Поскольку это требование не введено в норму закона, налогоплательщики будут оспаривать отказы возместить НДС с таким обоснованием.

А. Бабченко, Е. Васильева,

Аудиторская фирма "Актив"

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 50, декабрь 2002 г.

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования