|
Как добиться возмещения НДС организации-экспортеру
Условия, которые необходимо выполнить экспортерам для возмещения НДС Проблемы, с которыми на практике сталкиваются экспортеры при возмещении НДС Нарушен срок возврата НДС - требуйте проценты Способы защиты прав экспортеров Стоит ли пытаться обжаловать отказ в возмещении НДС в вышестоящий налоговый орган Кто должен доказывать свою правоту - экспортер или налоговый орган? Как добиться исполнения решения суда Обязательность исполнения судебного решения Исполнимость судебного решения
Возмещение НДС - один из самых острых углов взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков. Это и понятно. Ведь в данном случае сталкиваются противоположные интересы двух сторон. С одной стороны, организация имеет право вернуть уплаченные ранее деньги, а с другой - налоговые органы пытаются сократить бюджетные расходы. И чтобы организации-экспортеру удалось все-таки реально возместить из бюджета суммы НДС, ей надо четко представлять, какими правами она обладает, и знать способы защиты этих прав. В Налоговом кодексе РФ порядок возмещения НДС по экспортным операциям расписан детально. Однако точное его соблюдение еще не гарантирует, что экспортер быстро, без каких-либо трудностей, получит из бюджета реальные деньги. В данной статье будут даны практические советы и рекомендации, как экспортеру отстаивать свои интересы по делу о возмещении НДС, в том числе в суде, и что самое важное - как добиться реального исполнения решения суда, вынесенного в его пользу.
Условия, которые необходимо выполнить экспортерам для возмещения НДС
Как вы знаете, в настоящее время реализация экспортной продукции облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов. Налоговый кодекс РФ однозначно определяет условия, при выполнении которых налогоплательщик-экспортер может рассчитывать на применение нулевой ставки по НДС, а также на возмещение сумм налога. Эти условия закреплены статьями 164, 165, 171 и 172 НК РФ. Итак, чтобы возместить НДС, экспортер должен представить в налоговую инспекцию ряд документов. Ими необходимо подтвердить, что: - имел место факт реального экспорта, то есть товар вывезен за пределы Российской Федерации; - иностранный покупатель полностью оплатил поставленный на экспорт товар; - суммы НДС, предъявленные к возмещению, действительно уплачены экспортером поставщику материалов (товаров, работ, услуг), которые использовались при производстве экспортной продукции. Отметим, что приведенный перечень условий для возмещения НДС является закрытым, а потому произвольно дополнить его налоговые органы не могут.
Проблемы, с которыми на практике сталкиваются экспортеры при возмещении НДС
Тем не менее, даже выполнив все условия, предприятия зачастую не могут добиться возврата денег из бюджета. Причины отказа налоговыми органами возместить экспортеру НДС могут быть различными. Одна из наиболее распространенных - это несоблюдение налогового законодательства поставщиком материалов, использованных при производстве экспортной продукции.
Пример ООО "Экспорт" изготавливает на экспорт пиломатериалы. Сырье - круглый лес ему поставляет ООО "Лес". Налоговая инспекция проводила проверку, насколько обоснованно требование ООО "Экспорт" возместить "входной" НДС по материалам. В числе других был проверен поставщик ООО "Лес". Оказалось, что ООО "Лес" в течение длительного времени не ведет финансово-хозяйственную деятельность и не представляет отчет в налоговую инспекцию. В результате руководитель налогового органа отказал ООО "Экспорт" в возмещении НДС. В решении инспекции в качестве причины отказа указано на то, что ООО "Экспорт" пользовалось поставками недобросовестного налогоплательщика. Отметим, что налоговое законодательство не возлагает на экспортера ответственность за то, что он купил материалы у организации, которая оказалась недобросовестным налогоплательщиком. Данное обстоятельство само по себе не может рассматриваться как единственная и безусловная причина для отказа в возмещении налога. Следовательно, если экспортер получил отказ именно по причине нарушения налогового законодательства поставщиком, то он имеет полное право потребовать признать такое решение налогового органа недействительным и добиваться его отмены. Существующая судебно-арбитражная практика выработала единообразный подход к решению данного вопроса. Так, Федеральный арбитражный суд Центрального округа часто рассматривает подобные споры. И неоднократно судом указывалось, что ни отсутствие поставщика по месту его регистрации, ни уклонение его от уплаты налогов не влияет на налоговые обязательства предприятия-покупателя (экспортера). В результате суд делал окончательный вывод, что экспортеру не может быть отказано в возмещении НДС лишь по причине неисполнения его поставщиками налоговых обязательств. Позиция Федерального арбитражного суда Центрального округа о невозможности возложения на экспортера ответственности за действия его поставщиков отражена в постановлениях от 26 октября 2001 г. по делу N Ф23-139701А-14-89, от 23 октября 2001 г. по делу N А23-13/01Ф14-19, от 4 мая 2001 г. по делу N А23-13/14-2001А и др. Аналогичной позиции придерживаются федеральные арбитражные суды и других округов.
Нарушен срок возврата НДС - требуйте проценты
Надо сказать, что сейчас у организаций-экспортеров есть законное право истребовать из бюджета не только собственно суммы НДС, но и компенсацию за их несвоевременное возвращение. До 1 января 2001 года налоговые органы не должны были выплачивать какие-либо проценты за несвоевременное возмещение НДС при экспортных операциях. Теперь, согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ, если установленный срок возмещения нарушается, то на сумму налога, подлежащую возврату, начисляются проценты. Срок, установленный этой статьей, состоит из двух периодов. Первый период равен трем месяцам. Этот срок должен быть соблюден налоговыми органами. Исчисляется трехмесячный срок со дня представления экспортером всех необходимых документов для возмещения НДС. За это время налоговый орган должен провести проверку, обоснованно или нет требование экспортера. Не позднее последнего дня указанного трехмесячного срока налоговый орган обязан принять либо решение о возврате сумм НДС, либо об отказе произвести такой возврат. В случае если принято решение о возврате, инспекция должна в пределах того же трехмесячного срока направить такое решение в орган федерального казначейства. Ведь именно оно возвращает деньги предприятию. Второй срок составляет две недели. В пределах этого срока орган федерального казначейства обязан произвести возврат экспортеру сумм НДС. Двухнедельный срок исчисляется с момента получения решения налогового органа. Таким образом, если по истечении указанных выше сроков экспортер, получивший решение инспекции о возврате НДС, фактически денег из бюджета не получил или получил, но с нарушением этих сроков, то нужно требовать выплату процентов. Начисление процентов осуществляется исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Заметим, что свои требования о выплате процентов экспортер направляет именно в тот орган, который допустил нарушение установленных законом сроков. Иначе говоря, при нарушении трехмесячного срока обязанным лицом будет являться налоговая инспекция, а в отношении двухнедельного - орган федерального казначейства. Если проценты не выплачиваются предприятию в добровольном порядке, то в этом случае экспортер вправе обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд. В случае если предприятие получило решение налогового органа об отказе возместить НДС, то, по мнению автора статьи, вопрос о выплате процентов экспортер вправе поднять только после того, как добьется признания такого решения инспекции незаконным.
Способы защиты прав экспортеров
Если вам отказано в возмещении НДС, вы можете обратиться за защитой своих прав как в вышестоящий налоговый орган, так и в суд. Порядок подачи налогоплательщиком жалобы регулируется статьей 138 НК РФ. Следует отметить, что в силу пункта 1 указанной статьи кодекса подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает вашего права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
Стоит ли пытаться обжаловать отказ в возмещении НДС в вышестоящий налоговый орган
Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящую налоговую инстанцию регулируются статьей 139 НК РФ. По общему правилу срок на подачу жалобы равен трем месяцам со дня, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав. Полагаем, что под этим днем следует понимать дату получения решения налогового органа. А что делать, если вы не успели обжаловать отказ в течение трех месяцев? Ничего страшного - пункт 2 статьи 139 НК РФ разрешает подать жалобу и позже. Для этого нужно выполнить следующие условия: - одновременно с подачей жалобы направить в налоговый орган заявление о восстановлении пропущенного срока; - доказать, что причины пропуска срока являются уважительными. Как правило, жалобы на отказ в возмещении НДС по экспортным операциям вышестоящие налоговые органы не удовлетворяют. Решения налоговой инспекции об отказе остаются в силе. По всей видимости, вышестоящие налоговые органы при этом руководствуются ведомственными интересами. Поэтому мы рекомендуем не терять времени на административное обжалование, а сразу обращаться в арбитражный суд. Тем более что Налоговый кодекс РФ не требует в обязательном порядке прохождения процедуры административного обжалования. Обжалование решения налогового органа в досудебном порядке является вашим правом, а не обязанностью.
Кто должен доказывать свою правоту - экспортер или налоговый орган?
Если организация-экспортер решила обратиться в суд, то на этом этапе важно знать, как будет распределяться бремя обязанности доказывания между участниками спора, то есть что и кто из участников будет доказывать. Приведем формулировки, которые обычно используют предприятия. 1. "Признать недействительными действия налогового органа, заключающиеся в отказе возместить организации-экспортеру НДС". 2. "Признать недействительным решение налоговой инспекции об отказе в возмещении сумм НДС по экспортным операциям в размере". В условиях действия Арбитражного процессуального кодекса РФ 1995 года выбор формулировки предмета исковых требований имел принципиальное значение. Поскольку именно от этого зависело распределение бремени обязанности доказывания. Так, если в формулировке содержалось требование признать недействительными действия, то при рассмотрении судом такого иска действовало общее правило: каждому заинтересованному лицу приходилось доказывать факты, которые обосновывают его позицию. Так сказано в пункте 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса РФ 1995 года. И тогда организация-экспортер была вынуждена доказывать, что у нее не было, например, факта лжеэкспорта или иного злоупотребления. Именно на этом и настаивал налоговый орган, мотивируя свой отказ. По-другому распределялись обязанности сторон доказывать свою позицию, когда речь шла о признании недействительными решений налоговых органов. Согласно статье 53 Арбитражного процессуального кодекса РФ 1995 года, в спорах о признании недействительными решений налоговых органов именно налоговые органы, а не заявители-налогоплательщики должны были доказывать свою правоту. А это значит, что те аргументы налоговиков, которые, возможно, и уместны при оперативных разработках и проверках, но не основаны на законе, в суде не должны были учитываться. Обращаем внимание: новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ, который подписан Президентом РФ 24 июля 2002 года, предоставил экспортерам дополнительные гарантии защиты их прав в суде. Теперь на налоговый орган возложена обязанность доказать обстоятельства, которые послужили основанием отказа возместить предприятию НДС не только в случаях, когда обжалуется решение инспекции, но и в случаях, когда оспариваются действия налогового органа (или его должностных лиц). Данный вывод следует из положений пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ 2002 года. Следовательно, с момента вступления нового АПК РФ в силу, а именно с 1 сентября 2002 года, экспортер вправе использовать любую из приведенных выше формулировок предмета исковых требований. Кроме того, принцип возложения обязанности доказывания на налоговый орган будет действовать и в отношении исков, которые были поданы в суд до 1 сентября 2002 года, но остались не рассмотренными на эту дату. Это вытекает из статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 96-ФЗ, которым введен в действие новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ.
Как добиться исполнения решения суда
К сожалению, отстаивать свои права по возмещению НДС организации придется даже после того, как суд вынесет решение в ее пользу. На сегодняшний день сложилась практика, когда налоговые инспекции отказываются исполнять решения суда о признании недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении сумм НДС. Как правило, инспекция мотивирует это: - отсутствием в решении суда прямого указания налоговому органу произвести экспортеру возврат сумм НДС; - подачей апелляционной жалобы на принятое судом решение. По мнению автора статьи, указанные выше доводы налогового органа являются неправомерными. В этой связи у экспортера есть все основания отстаивать свои права в налоговом органе и добиваться исполнения решения суда по существу. Иначе говоря, ставить вопрос о получении из бюджета сумм НДС. Для этого экспортер должен четко представлять, какие аргументы он может привести в защиту своей позиции.
Обязательность исполнения судебного решения
Она установлена пунктом 2 статьи 13 АПК РФ. Согласно этой статье судебный акт, вступивший в законную силу, обязателен для государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Иначе его решение было бы просто пустой формальностью. Отметим, что АПК РФ говорит об обязательности решения суда в полном объеме, а не каких-то его отдельных положений. Таким образом, если суд в своем решении пришел к выводу о незаконности отказа экспортеру возместить НДС, то налоговый орган обязан произвести фактический возврат налога независимо от того, указано об этом прямо в резолютивной части решения суда или нет. Для московских предприятий-экспортеров Управление МНС России по г. Москве в письме от 15 апреля 2002 г. N 11-15/17062 "Обзор результатов рассмотрения жалоб на решения налоговых органов, действия (бездействие) должностных лиц за I квартал 2002 года" специально указало на то, что, если решение инспекции об отказе в возмещении сумм НДС признано судом недействительным, инспекция обязана незамедлительно принять решение по возмещению из бюджета НДС с учетом выводов арбитражного суда.
Исполнимость судебного решения
С обязательностью тесно связано другое свойство решения арбитражного суда - его исполнимость. Иными словами, речь идет о том, что, как только судом будет принято решение в пользу организации-экспортера, оно сразу должно быть исполнено и суммы налога должны быть возмещены. И это не зависит от того, будет данное решение в дальнейшем обжаловано в апелляционной инстанции или нет. АПК РФ предусматривает, что в исключительных, особо сложных, случаях, коим и является возмещение НДС, решение суда в письменном виде может быть составлено не сразу, а в течение трех дней со дня последнего судебного заседания. Но на самом деле из-за сильной загруженности судов этот срок затягивается до месяца. И тем не менее экспортер имеет полное право требовать возмещения искомых сумм сразу после оглашения решения суда. Резолютивная часть решения во всех случаях объявляется в том же заседании, в котором закончилось разбирательство дела. Согласно части 3 статьи 135 Арбитражного процессуального кодекса РФ 1992 года, решения суда о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов подлежат немедленному исполнению, то есть сразу после принятия. Отметим, что новый АПК РФ сохранил принцип немедленного исполнения решений арбитражных судов о признании недействительными решений налоговых органов. Об этом сказано в пункте 2 статьи 182 АПК РФ 2002 года. Кроме того, немедленному исполнению теперь подлежат судебные решения по делам о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов. Таким образом, по закону решение суда должно выполняться налоговым органом и без наличия текста мотивированного решения. Ну а если налоговый орган по-прежнему отказывается возмещать налог или разными способами это затягивает? Тогда налогоплательщик вправе обратиться за защитой своих интересов в прокуратуру. Как показала практика, это достаточно эффективный способ защитить свои права при решении вопросов по возмещению НДС. Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 2002 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в компетенцию прокуратуры входит надзор за исполнением законов государственными органами и их должностными лицами. В рамках этих полномочий орган прокуратуры обязан будет проверить, соответствует ли решение налогового органа нормам налогового законодательства.
А.М. Бурцева "Главбух", N 16, август 2002 г.
|