СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

СКЛАД ЗАКРЫТ

#вируспруденция обнулила вообще всё!

 

Реклама на сайте                   

 

 

Мы пойдем своим путем.

Болгарским, специально-налоговым

 

     Безвыходный счет                                                   

     Что получается из планов?                                          

     Что такое НДС-счет?                                                

     Счетные проблемы                                                    

 

Мы прогнозировали, что в стране будет вводиться система спецсчетов*(1). К сожалению, так и произошло: МНС России быстро разработало концепцию спецсчетов и ее в целом уже одобрило правительство. Так что предложения налоговиков могут довольно скоро стать законом, и, по мнению чиновников, это позволит победить лжеэкспортеров и обеспечить равные условия для всех предприятий. Так ли это?

 

Безвыходный счет

 

Вводимая система спецсчетов (или НДС-счетов) построена по принципу "всех впускать - никого не выпускать". Положить средства на НДС-счет легко, их сможет перевести и ваш покупатель, и вы сами с расчетного счета. А вот списывать суммы можно только для оплаты входного НДС поставщику, а также НДС и пени по этому налогу в бюджет. И возможна ситуация, когда на НДС-счете у вас будут деньги (срок платежа в бюджет еще не наступил), а на расчетном - нет. Перебросить их на обычный счет нельзя, и из-за этого вы не оплатите контракт, не выдадите вовремя зарплату, не заплатите налоги и т.д. Можно попробовать перечислить со спецсчета только НДС, а за сам товар расплатиться наличными деньгами или по бартеру. Но это не всегда возможно, поскольку наличкой можно заплатить лишь 60 000 рублей, а с бартером не все хотят работать.

Впрочем, эта проблема - мелочь по сравнению с той, что может возникнуть у организаций, требующих заранее оплачивать продукцию. Авансы, поступившие от экспортеров, планируется не облагать НДС, а вот с перечислениями от российских партнеров придется помучиться. Предположим, что фирма получит предоплату - 23 600 рублей. Поскольку в эту сумму входит НДС, то платеж - это 118 процентов от стоимости товара (с учетом 18-процентной ставки НДС, вводимой с 2004 года). Значит, на расчетный счет поставщика будут зачислены 20 000 рублей (23 600 руб. : 118% x 100%), а еще 3600 рублей (23 600 руб. : 118% x 18%) - на специальный. Если же сделка сорвется, то со спецсчета организация не сможет снять деньги и вернет партнеру только 20 000 рублей. Тот, кто не захочет ссориться с контрагентом, отдаст со своего расчетного счета всю предоплату, и на этом счете средств будет меньше, чем до получения аванса. Правда, на НДС-счете сумма возрастет, но ею распорядиться нельзя.

У экспортеров, как и у тех, кто начисляет НДС по ставке 10 процентов (а входной НДС платит по максимальной ставке), появится еще одна проблема. Весь налог, возмещаемый государством, эти фирмы будут получать на спецсчет, что неудобно тем, кто временно сокращает деятельность и у кого появляются временно свободные средства. Сейчас их (в том числе и возмещенный НДС) можно инвестировать и получить дополнительную прибыль. Но с введением спецсчета о ней можно забыть, как и о разных кредитах. Опять-таки приведем простой пример: у предприятия нет денег и оно берет в долг 354 000 рублей. Эта сумма, в том числе и НДС со спецсчета - 54 000 рублей (354 000 руб. : 118% x 18%), перечисляется поставщику. Потом товар был продан за 377 600 рублей, в том числе НДС - 57 600 рублей (377 600 руб. : 118% x 18%). Сделка прибыльная, а вернуть весь долг не получится, поскольку на основном счете всего 320 000 рублей (377 600 - 57 600), а отдать надо на 34 000 рублей больше (354 000 - 320 000).

Как видим, экономических недостатков у предлагаемой системы много, а есть еще и правовые (см. таблицу).

Может быть, все недостатки окупаются тем, что резко возрастет собираемость налогов? Боимся, что нет. Сколько дополнительных налогов поступит - тайна даже для Минфина, так как "дать реальную оценку такого увеличения достаточно сложно" (из доклада Сергея Шаталова, первого заместителя министра финансов РФ на заседании правительства 2 октября). Правда, другой замминистра финансов Михаил Моторин сказал, что будущие доходы на 2004 год уже увеличены на 30 млрд рублей, которые планируется собрать с тех, кто из-за спецсчетов станет платить налог. Но насколько этот прогноз обоснован, никому не известно, да и даже если деньги поступят, надо учесть, что они составляют менее 3 процентов от общей суммы НДС, приведенной в бюджете на 2004 год. Так стоит ли ради столь небольшой суммы проводить глобальные эксперименты? К тому же никто не считал потери от спецсчетов, например то, что с их появлением "в тень" уйдут все наличные расчеты. Кроме того, спецсчета не позволяют искоренить лжеэкспорт хотя бы потому, что ликвидируемой фирме налог возвращается. А открыть "однодневку", провести несколько операций и быстро ее закрыть - привычное занятие для мнимых экспортеров.

 

Что получается из планов?

 

Ряд опрошенных нами чиновников утверждали, что введение спецсчетов - "неизбежное зло", поскольку с лжеэкспортом надо бороться, а раз нет лучшего варианта, то сойдут и НДС-счета. Но дело в том, что лучший вариант есть. Инспекторы сами предложили ввести с 1 июля 2005 года двойной контроль счетов-фактур, при котором ИМНС получает эти документы и сравнивает данные покупателя и продавца. Если есть какие-то расхождения, то проводится дополнительная проверка и становится ясно: то ли покупатель завысил вычеты, то ли продавец занизил НДС. Просто и действенно. Но, как говорится, "за время пути собачка могла подрасти", и в законопроект эти предложения попали в другом виде.

Начнем с того, что в нем предлагается изменить форму счета-фактуры, в котором надо будет записывать код каждого товара. Зачем эти сведения нужны, не ясно, разве что сумма вычетов уменьшится (на налог по счетам-фактурам, где случайно указан неверный код). Сложно понять и зачем вводить одинаковый для всех налоговый период - месяц. Для того чтобы все, кто пока отчитывается раз в квартал, приходили в инспекцию ежемесячно? Тогда руководителю МНС России Геннадию Букаеву не следует жаловаться на то, что "только деклараций и другой налоговой отчетности от одной организации поступало в год более 380 листов" (из доклада на заседании правительства 2 октября). Ведь налоговики сами создали этот "бумажный вал", а теперь еще хотят заставить плательщиков ежегодно обрабатывать около 13 млрд счетов-фактур. Именно столько счетов-фактур насчитал господин Букаев, после чего предложил, чтобы каждое предприятие и ПБОЮЛ ежемесячно сдавали электронный реестр этих документов. Причем из законопроекта следует, что даже если вы не начисляете НДС, то реестр надо оформлять*(2), а тех, кто проигнорирует это требование, оштрафуют на 5000 рублей. Кроме того, если вы небрежно отнесетесь к заполнению реестра, то за это расплатятся покупатели. Налоговики предлагают запретить вычет НДС по счетам-фактурам, которых нет в реестре. Сравним это положение с начальной идеей (искать виновного и ему начислять НДС) и поймем, что за время пути собачка уж очень сильно подросла.

Руководитель департамента налоговой политики МНС России Татьяна Карасева недавно сообщила, что, возможно, организациям самим разрешат выбирать: открывать спецсчет или нет. Но эта добровольность мнимая, поскольку партнеры предприятий, у которых нет спецсчетов, не смогут вычесть НДС. А на таких условиях мало кто будет сотрудничать. Кроме того, следует учесть, что даже "мнимая добровольность" - пока только слова чиновников, а то, что налогоплательщики обязаны открыть НДС-счет, уже предусмотрено в законопроекте.

 

От редакции.

Мнение автора может показаться резким, не учитывающим плюсы проекта. Они есть, например планируется, что с 1 января 2005 года отменят отдельную декларацию для экспортеров, а с 1 июля 2005 года - начисление НДС со стоимости строительно-монтажных работ. Но плюсов намного меньше, чем минусов, да и хорошие прогнозы у нас сбываются значительно реже, чем плохие. И чтобы плохой проект не стал таким же законом, есть лишь один способ - обращать внимание на его недостатки, и мы призываем читателей участвовать в обсуждении системы спецсчетов. Законопроекты, а также доклады МНС России и Минфина России по этому вопросу опубликованы на нашем сайте. До 1 декабря мы ждем ваших предложений, которые можно присылать по почте (127051, Москва, Б. Сухаревский пер., д. 2/24), факсу ((8-095) 737-44-87) или электронной почте (dz@dzap.ru). Вся информация будет передана в комитет Госдумы РФ по бюджету и налогам.

 

Благодарим за предоставленную информацию Радославу Димитрову, главного эксперта Центра промышленности Республики Болгария в Москве

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|                     Правовые недостатки НДС-счетов                    |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

|   Предлагаемые положения     |         Последствия и оценка           |

|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————|

|Нельзя распоряжаться  деньгами|Норма  противоречит  статьям  34  и   35|

|на спецсчете,  даже  если  они|Конституции, по которым средствами можно|

|превышают долг перед бюджетом |распоряжаться самостоятельно. Это  право|

|                              |может быть ограничено по  статье  55,  в|

|                              |частности для  защиты  интересов  других|

|                              |лиц. Но для этой защиты можно  запретить|

|                              |использование лишь  сумм,  которые  надо|

|                              |внести в бюджет (постановление КС РФ  от|

|                              |17 декабря 1996 г. N 20-п)              |

|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————|

|С НДС-счета могут быть списаны|Это положение нарушает статью 855 ГК  РФ|

|лишь  НДС  и  пени  по   этому|(очередность  погашения  платежей).  Оно|

|налогу                        |невыгодно и плательщику,  и  налоговикам|

|                              |(они не могут взыскать другие  налоги  с|

|                              |НДС-счета)                              |

|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————|

|Определено,  что   деньги   со|Не  ясно,  как  вернут   деньги   ПБОЮЛ,|

|спецсчета  вернут   лишь   при|прекратившему работу                    |

|ликвидации фирмы              |                                        |

|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————|

|Те,  кто  не  начисляет   НДС,|Ухудшается положение налогоплательщиков:|

|могут   включить   в   расходы|они переплачивают налог на прибыль,  или|

|только входной НДС, оплаченный|НДФЛ, или единый налог  по  "упрощенке".|

|со спецсчета                  |Соответственно  по  статье   5   НК   РФ|

|                              |поправки можно ввести только с 1  января|

|                              |2005 года, а  не  в  течение  года,  как|

|                              |сказано в проекте                       |

|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————|

  банка,  выполнявшего   зап-|Норма противоречива. Из законопроекта об|

|рещенные  операции   по   НДС-|изменении НК РФ  следует,  что  лицензию|

|счетам,     могут     отозвать|могут отобрать за одно нарушение.  А  из|

|лицензию                      |планируемых поправок к закону  о  банках|

|                              |видно, что лицензию отберут,  если  есть|

|                              |два нарушения за календарный год        |

|——————————————————————————————|————————————————————————————————————————|

|Предлагается исключить нормы о|Пока, если вы переплатили налоги в  один|

|том,   что   зачет   (возврат)|бюджет, вам их вернут, даже если  у  вас|

|налога    проводится    внутри|долг  перед   другим.   МНС   предлагает|

|одного бюджета                |возвращать  деньги,   если   нет   любых|

|                              |долгов.  Норма  не  имеет  отношения   к|

|                              |спецсчетам. Не ясно, зачем она  включена|

|                                проект  и  как  ее  исполнять  -   по|

|                              |статье  129  Бюджетного  кодекса  доходы|

|                              |бюджетов (то есть налоги) разграничены  |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

|Вывод: законность применения  спецсчетов  сомнительна,  что,  возможно,|

|удастся доказать в суде.                                               |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

В. Егоров,

налоговый консультант

 

Что такое НДС-счет?

 

Предполагается, что систему спецсчетов введут с 1 июля 2004 года (обсуждается и другая дата - 1 сентября, - Примеч. ред.). Если кратко, то она заключается в семи положениях. Первое: НДС-счет обязаны открыть каждая организация и предприниматель (включая и тех, кто не платит НДС), Второе: со спецсчета уплачивается налог в бюджет и поставщикам, в том числе при бартерных операциях, оплате аккредитивами, чеками, векселями и т.п. Третье: каждую оплату нужно оформлять двумя платежками: с обычного счета - оплата товара(работы, услуги) и со специального - уплата налога. Четвертое: вычесть можно лишь тот НДС, что перечислен со спецсчета (есть два исключения - командировочные и представительские). Пятое: суммы со спецсчетов разрешено переводить только на другие НДС-счета и в бюджет. Шестое: при закрытии фирмы средства с НДС-счета сначала перечисляются на погашение долга по НДС и пеней по этому налогу, и лишь остаток возвращается налогоплательщику. Седьмое: банки ежемесячно сообщают в ИМНС о движении денег по счетам, эти сведения не относятся к банковской тайне. Так мы отслеживаем движение НДС, Благодаря этому гарантируется поступление налога в бюджет. Что же касается добросовестных фирм, то отвлечение денег на счетах им компенсируют тем, что станет проще подтвердить нулевую ставку по экспорту и вычитать НДС по капстроительству. Также мы предлагаем отменить начисление НДС с авансов, полученных под экспорт.

Система НДС-счетов распространяется и на тех, кто не начисляет этот налог. Они смогут включить входной НДС в затраты только если оплатят его со спецсчета. В ином случае предусмотрена корректировка налога на прибыль, НДФЛ и единого налога для тех, кто применяет упрощенную систему.

 

С. Разгулин,

заместитель руководителя департамента налоговой политики МНС России

 

Счетные проблемы

 

Пока наше ведомство только знакомится с предложениями МНС и Минфина, и окончательные выводы о позитивных и негативных последствиях этой системы еще не сделаны. Но предварительный анализ представленных законопроектов вызывает у меня лично очень много вопросов.

Появляется некая настороженность из-за того, что спецсчета по НДС существуют пока только в Болгарии, да и то они стали обязательными меньше чем год назад. Почему, например, никто в Европе кроме России не желает идти путем Болгарии? При этом следует иметь в виду, что эксперимент в масштабе Болгарии не столь рискован, как в России, хотя бы потому, что в Болгарии намного меньше предприятий. Даже болгарские коллеги не представляют, как такая система может быть внедрена на всей нашей территории. Кроме того, существует ряд проблем со схемой реализации НДС-счетов. Очевидно, возникнут трудности у налогоплательщиков при бартерных сделках. Меняя товар, участники сделки вынуждены будут перегонять деньги с одного спецсчета на другой. А если у них нет средств - ведь бартер зачастую используется из-за отсутствия денег? Тогда или сделка сорвется, или же оба партнера лишатся возможности применять налоговый вычет при исчислении НДС. Такая же ситуация и с наличными расчетами: даже если покупаешь канцтовары в магазине или бензин на автозаправке, оплачивать налог, включенный в стоимость товара, надо будет только с банковского НДС-счета, иначе к вычету "входящий" НДС принять нельзя. Вероятно, эту проблему можно решить путем установления верхнего стоимостного порога сделки, которая может проводиться без использования НДС-счетов. Отмечу, что в Болгарии есть минимальная сумма НДС по операции, которую можно вычесть и без применения спецсчета, - около 650 долларов.

Еще одна "интересная ситуация" - проблема отвлечения оборотных средств. Допустим, 1 ноября предприятие получит деньги за продукцию, а НДС в бюджет надо отдать 20 декабря. Сейчас организация 50 дней сможет распоряжаться деньгами, а по предлагаемым правилам их придется держать на НДС-счете. Нет, конечно, их можно списывать - при перечислении НДС поставщику или подрядчику, но это хорошо, если отрасль материалоемкая и постоянно оплачиваются какие-то поставки либо если часто оплачиваются работы и услуги. А если это, к примеру, сфера услуг, где зачастую большая часть расходов - зарплата работников?

Среди проблем, затрудняющих внедрение новой системы в России, следует отметить и наши взаимоотношения с Белоруссией. Сейчас НДС, перечисленный поставщикам товаров из этой страны, можно принять к вычету в общем порядке, а после введения спецсчетов нашему государству надо будет выбирать один из трех вариантов. Или мы настоятельно рекомендуем нашему соседу тоже обзаводиться спецсчетами - но как это сделать? Или мы запрещаем вычитать суммы, перечисленные в Белоруссию, и переходим к взиманию налога по принципу страны назначения, то есть строим таможенные границы с Белоруссией, - но тогда ни о каком партнерстве не может быть и речи. Или же мы закрываем глаза и говорим: НДС, уплаченный в Белоруссию, можно принять к вычету и без использования спецсчета, и тогда Белоруссия превратится в грандиозный офшор, через который можно будет вернуть деньги, "замороженные" на спецсчетах в России.

Вопросы к системе НДС-счетов можно перечислять и далее. Безусловно, что при ее доработке, которую надо завершить до 1 декабря 2003 года, правительственные ведомства должны будут быть готовыми дать ответ на любой из них, и это отмечено в протоколе заседания правительства от 2 октября 2003 года. Полагаю, что наряду с "техническими" вопросами следует ответить и на самый главный: что положительного внесут в систему налогообложения новые предложения? Предварительный анализ законопроектов пока не позволяет сделать однозначный вывод, что новая система расчетов позволит справиться с фирмами-"однодневками", что платить все налоги станет более выгодным, чем использовать различные варианты обналичивания, пусть даже более дорогостоящие, чем сегодня. Кроме того, на своих внутренних совещаниях в Минэкономразвития мы пока еще не нашли ту изюминку схемы, которая позволит собрать в бюджет больше средств. Накопление средств в системе НДС-счетов не означает, что эти деньги однозначно появятся в бюджете, ведь для этого надо либо "уговорить" налогоплательщика перечислить деньги с НДС-счета в бюджет, либо обратить принудительное взыскание на эти средства, что возможно сделать только по итогам налоговой проверки. Иными словами, "мертвые" фирмы-"однодневки" опять не ловятся.

Вполне возможно, что наши коллеги из МНС России смогут нам помочь ответить на поставленные вопросы.

 

———————————————————

*(1) Статья "Карман для НДС" в "ДЗ" N 8, 2003.

*(2) Те, кто не выписывает счета-фактуры, будут составлять реестр полученных документов.

 

М. Орлов,

руководитель департамента налоговой политики

Минэкономразвития России

 

"Двойная запись", N 11, ноябрь 2003 г.

 

Более детальное обсуждение данного вопроса можно посмотреть здесь.

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования