|
ОСТ 37.001.269-96 Транспортные средства. Маркировка
СТАНДАРТ ОТРАСЛИ
ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА. МАРКИРОВКА
ОСТ 37.001.269-96
Предисловие
1. Разработан Государственным научным Центром Российской Федерации Центральным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским автомобильным и авторемонтным институтом (ГНЦ РФ НАМИ). Исполнители: Б.В. Кисуленко, канд. техн. наук (руководитель темы); В.А. Федотов, И.И. Малашков, канд. техн. наук; А.А. Носенков, канд. техн. наук. Доработан с участием специалистов Главного Управления ГАИ МВД РФ (С.Г. Зубриський), Научно-исследовательского центра ГАИ МВД РФ (Б.М. Савин, А.Е. Швец, П.П. Булавкин, С.А. Фомочкин) и АО "ЛИТЭКС" (И.А. Осипов). 2. Принят Техническим комитетом ТК 56 "Дорожный транспорт". 3. Введен в действие Приказом по Управлению по развитию автомобильной промышленности от 28 февраля 1996 г. N 2. 4. Стандарт в части требований к идентификационному номеру транспортного средства полностью соответствует ИСО 3779-83 и ИСО 4030-83. 5. Взамен ОСТ 37.001.269-87. 6. Переиздание 1998 г. с поправками 1 и 2 (ИУОНД N 1 1998 г.).
1. Область применения
1.1. Настоящий стандарт устанавливает технические требования и содержание основной и дополнительной маркировок транспортных средств (ТС): авто-, мототранспортных средств, прицепов и полуприцепов к ним, автопогрузчиков, троллейбусов, а также их основных частей. Положения настоящего стандарта в части требований к основной маркировке распространяются на ТС и их основные части, изготовленные после даты введения в действие настоящего стандарта. 1.2. Требования по безопасности для имущества населения изложены в разделах 3, 4, 5 и 7.
2. Нормативные ссылки
2.1. В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 12969-67 Таблички для машин и приборов. Технические требования. ГОСТ 12970-67 Таблички круглые для машин и приборов. Размеры. ГОСТ 12971-67 Таблички прямоугольные для машин и приборов. Размеры. ГОСТ 26828-86 Изделия машиностроения и приборостроения. Маркировка. ГОСТ Р 50460-92 Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования. ИСО 3779-83 Дорожный транспорт. Идентификационный код изготовителей (WMI). ИСО 4030-83 Идентификационный номер транспортного средства (VIN). Место расположения и способ нанесения.
3. Общие положения
3.1. Основную маркировку выполняют на следующих изделиях: а) грузовых автомобилях, в том числе специализированных и специальных на их шасси, тягачах, с бортовой платформой, а также автомобилях многоцелевого назначения и специальных колесных шасси; <*> -------------------------------- <*> Далее по тексту "грузовые автомобили".
б) легковых автомобилях, в том числе специализированных и специальных на их базе, грузопассажирских; <**> -------------------------------- <**> Далее по тексту "легковые автомобили".
в) автобусах, в том числе специализированных и специальных на их базе; г) троллейбусах; д) прицепах и полуприцепах; е) автопогрузчиках; ж) двигателях внутреннего сгорания; з) мототранспортных средствах; и) шасси грузовых автомобилей; к) кабинах грузовых автомобилей; л) кузовах легковых автомобилей; м) блоках двигателей внутреннего сгорания. 3.2. Основная маркировка ТС и их основных частей является обязательной и осуществляется их производителем. В случае изготовления ТС последовательно несколькими предприятиями допускается основную маркировку ТС осуществлять только изготовителем конечного изделия. 3.3. Дополнительная маркировка ТС является рекомендуемой и осуществляется их производителями или специализированными предприятиями.
4. Содержание и место основной маркировки
4.1. ТС, шасси и двигатели должны иметь товарный знак по ГОСТ 26828. 4.2. Изделия, подлежащие обязательной сертификации, должны иметь знак соответствия по ГОСТ Р 50460. 4.3. Маркировка ТС 4.3.1. На ТС должен быть нанесен его идентификационный номер (VIN). <*> -------------------------------- <*> Аббревиатуры идентификационного номера и его структурных частей, приведенных в разделах 4 и 5 настоящего стандарта, соответствуют ИСО 3779, ИСО 3780 и ИСО 4030.
VIN должен быть нанесен непосредственно на изделие (несъемную часть), в места, наименее подверженные разрушению при дорожно-транспортном происшествии. Одно из выбранных мест должно находиться с правой стороны (по ходу движения ТС). VIN наносится: а) на кузове легкового автомобиля - в двух местах, в передней и задней частях; б) на кузове автобуса - в двух разных местах; в) на кузове троллейбуса - в одном месте; г) на кабине грузового автомобиля и автопогрузчика - в одном месте; д) на раме прицепа, полуприцепа и мототранспортного средства - в одном месте. На внедорожных автомобилях, троллейбусах и автопогрузчиках VIN допускается указывать на отдельной табличке. 4.3.2. ТС, как правило, должно иметь табличку, расположенную по возможности в передней части и содержащую следующие данные: а) VIN; б) индекс (модель, модификация, исполнение) двигателя (при рабочем объеме 125 см3 и более); в) допустимую полную массу; <*> г) допустимую полную массу автопоезда (для тягачей); <*> д) допустимую массу, приходящуюся на каждую ось/оси тележек, начиная с передней оси; <*> е) допустимую массу, приходящуюся на седельно-сцепное устройство. <*> -------------------------------- <*> Данные не указываются для троллейбусов и мототранспортных средств; для остальных ТС необходимость указания данных устанавливается предприятием - держателем подлинников конструкторских документов (КД). Для прицепов и полуприцепов данные допускается указывать непосредственно на изделии.
4.4. Маркировка составных частей ТС 4.4.1. Двигатели внутреннего сгорания, а также шасси и кабины грузовых автомобилей, кузова легковых автомобилей и блоки двигателей должны иметь маркировку - идентификационный номер составной части (идентификационный номер СЧ). Идентификационный номер СЧ состоит из двух структурных частей, количество знаков и правила формирования которых аналогичны VDS и VIS раздела 5. 4.4.2. Идентификационный номер СЧ на раме шасси и кабины грузового автомобиля, а также на кузове легкового автомобиля должен быть нанесен по возможности в передней части, с правой стороны, в одном месте, позволяющем его видеть, находясь снаружи ТС. 4.4.3. Двигатели маркируют на блоке в одном месте. Блоки двигателей маркируют в одном месте, при этом первую часть идентификационного номера СЧ, аналогичную VDS, допускается не указывать.
5. Идентификационный номер ТС
5.1. Идентификационный номер ТС (VIN) - комбинация цифровых и буквенных условных обозначений, присваиваемых в целях идентификации, является обязательным элементом маркировки и индивидуален для каждого ТС в течение 30 лет. 5.2. VIN имеет следующую структуру:
WMI VDS VIS
ХХХ ХХХХХХ ХХХХХХХХ ||| --+--- ---+---- ||| | +----------- Указательная часть ||| | ||| ||+-- код изготовителя |+--- код страны +---- географическая зона
5.2.1. Международный идентификационный код изготовителя (WMI) - первая часть VIN, позволяющая идентифицировать изготовителя ТС, состоит из трех букв и цифр. В целом WMI присваивает Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), расположенный по адресу Россия, 125438, г. Москва, ул. Автомоторная, дом 2. Примечание. В соответствии с ИСО 3780 буквы и цифры, используемые на первых двух знаках WMI, закрепляет за страной и контролирует международное агентство - Общество автомобильных инженеров (SAE), работающее под руководством Международной организации по стандартизации (ИСО).
5.2.2. (попр. 2) Описательная часть (VDS) идентификационного номера - вторая часть VIN, состоит из шести знаков. В качестве VDS должен применяться индекс ТС, являющийся составной частью его обозначения, присвоенного в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности. <*> -------------------------------- <*> Обозначение присваивают: - НАМИ - ТС, приведенным в 3.1, перечисления а) - ж) (адрес - по 5.2.1); - АО "МОТОПРОМ" - ТС по 3.1, перечисление з) (адрес - Россия, 142207, г. Серпухов, Борисовское шоссе, дом 17).
Для мототранспортных средств в качестве отличительного признака от других ТС на первом знаке VDS должна применяться латинская буква "M". На последующих знаках VDS - индекс без точки. Если индекс ТС включает менее шести знаков, на незаполненные места последних знаков VDS (справа) следует ставить нули. При необходимости отражения в идентификационном номере вариантности и (или) комплектности ТС рекомендуется в VDS применять их условный код, который присваивает предприятие - держатель подлинников КД. Примеры применения условных кодов в качестве VDS приведены в таблице 2.
Таблица 2
5.2.3. Указательная часть (VIS) идентификационного номера - третья часть VIN, состоит из восьми цифр и букв, из которых последние четыре знака должны быть цифрами. На первом знаке должен быть указан код года изготовления ТС в соответствии с Приложением А. На последующих знаках должен быть указан порядковый номер ТС, который присваивает предприятие-изготовитель. 5.2.4. (попр. 1) Содержание маркировки, в том числе код ТС по 5.2.2, должен быть приведен в руководстве (инструкции) по эксплуатации и, по усмотрению предприятия-разработчика, в технических условиях ТС.
6. Дополнительная маркировка ТС
6.1. Дополнительная маркировка ТС предусматривает нанесение на него VDS и VIS идентификационного номера ТС, видимого и невидимого глазом (видимая и невидимая маркировка). 6.2. Видимую маркировку наносят на наружную поверхность, как правило, следующих составных частей ТС: а) стекла ветрового окна - с правой стороны, вдоль верхнего края стекла, на расстоянии около 20 мм от уплотнителя; б) стекла окна задка - с левой стороны, вдоль нижнего края стекла, на расстоянии около 20 мм от уплотнителя; в) стекол окон боковин (подвижные) - в задней части, вдоль нижнего края стекла, на расстоянии около 20 мм от уплотнителя; г) фар и задних фонарей - на стекле (или ободке), вдоль нижнего края, вблизи боковин кузова (кабины). 6.3. Невидимую маркировку наносят, как правило, на: а) обивку крыши - в центральной части, на расстоянии около 20 мм от уплотнителя стекла ветрового окна; б) обивку спинки сиденья водителя - на левой (по ходу движения ТС) боковой поверхности, в средней части, вдоль каркаса спинки; в) поверхность корпуса переключателя указателей поворота вдоль оси колонки рулевого механизма.
7. Технические требования к маркировке
7.1. Способ выполнения основной и дополнительной видимой маркировок должен обеспечивать четкость изображения и ее сохранность в течение всего срока эксплуатации ТС в условиях и режимах, установленных КД. 7.2. В идентификационных номерах ТС и СЧ следует применять буквы латинского алфавита (кроме I, O и Q) и арабские цифры. 7.2.1. Шрифт букв предприятие выбирает из типов шрифтов, установленных в нормативных документах, с учетом принятого технологического процесса. 7.2.2. Шрифт цифр должен исключать возможность преднамеренной замены одной цифры на другую. Рекомендуемый вид цифр приведен в Приложении Б. 7.3. Идентификационный номер ТС и СЧ, а также знаки дополнительной маркировки должны быть изображены в одну или две строчки. При изображении идентификационного номера в две строчки ни одну из его составных частей не допускается делить переносом. В начале и конце строчки(ек) должен быть проставлен знак (символ, ограничительная рамка таблички и т.п.), который выбирается предприятием и должен отличаться от цифр и букв маркировки. Выбранный знак описывается в технической документации. Между знаками и строчками идентификационного номера не должно быть пробелов. Допускается разделение составных частей идентификационного номера выбранным знаком. Примечание. При приведении идентификационного номера в текстовых документах допускается выбранный знак не проставлять.
7.4. При выполнении основной маркировки высота букв и цифр должна быть не менее: а) в идентификационных номерах ТС и СЧ: 1) 7 мм - при нанесении непосредственно на ТС и их основные части, при этом допускается 5 мм - для двигателей и их блоков; 2) 4 мм - при нанесении непосредственно на мототранспортное средство; 3) 4 мм - при нанесении на таблички; б) 2,5 мм - в остальных данных маркировки. 7.5. Идентификационный номер основной маркировки следует наносить на поверхность, не имеющую следов механической обработки. Маркировку двигателей и их блоков допускается выполнять на поверхности, имеющей следы механической обработки, предусмотренной технологическим процессом. 7.6. Таблички должны соответствовать требованиям ГОСТ 12969, ГОСТ 12970, ГОСТ 12971 и крепиться на изделие с помощью, как правило, неразъемного соединения. 7.7. Дополнительная невидимая маркировка выполняется по специальной технологии и становится видимой в свете ультрафиолетовых лучей. При выполнении маркировки не должна быть нарушена структура материала, на которой она наносится. 7.8. Не допускается уничтожение и (или) изменение маркировки при проведении ремонта ТС и их составных частей.
Приложение А (обязательное)
ЦИФРЫ И БУКВЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ НОМЕРАХ В КАЧЕСТВЕ КОДА ГОДА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ
Приложение Б (рекомендуемое)
ВИД ЦИФР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ НОМЕРАХ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0.
ОСТ 37.001.269-96 Транспортные средства. Маркировка
|