СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

Юридические услуги и консультации в области логистики

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом

Перевозка опасных грузов авиатранспортом

 

Реклама на сайте                   

 

 

ОСТ 37.001.269-96 Транспортные средства. Маркировка

 

СТАНДАРТ ОТРАСЛИ

 

ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА. МАРКИРОВКА

 

ОСТ 37.001.269-96

 

Предисловие

 

1. Разработан Государственным научным Центром Российской Федерации Центральным ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским автомобильным и авторемонтным институтом (ГНЦ РФ НАМИ).

Исполнители: Б.В. Кисуленко, канд. техн. наук (руководитель темы); В.А. Федотов, И.И. Малашков, канд. техн. наук; А.А. Носенков, канд. техн. наук.

Доработан с участием специалистов Главного Управления ГАИ МВД РФ (С.Г. Зубриський), Научно-исследовательского центра ГАИ МВД РФ (Б.М. Савин, А.Е. Швец, П.П. Булавкин, С.А. Фомочкин) и АО "ЛИТЭКС" (И.А. Осипов).

2. Принят Техническим комитетом ТК 56 "Дорожный транспорт".

3. Введен в действие Приказом по Управлению по развитию автомобильной промышленности от 28 февраля 1996 г. N 2.

4. Стандарт в части требований к идентификационному номеру транспортного средства полностью соответствует ИСО 3779-83 и ИСО 4030-83.

5. Взамен ОСТ 37.001.269-87.

6. Переиздание 1998 г. с поправками 1 и 2 (ИУОНД N 1 1998 г.).

 

1. Область применения

 

1.1. Настоящий стандарт устанавливает технические требования и содержание основной и дополнительной маркировок транспортных средств (ТС): авто-, мототранспортных средств, прицепов и полуприцепов к ним, автопогрузчиков, троллейбусов, а также их основных частей.

Положения настоящего стандарта в части требований к основной маркировке распространяются на ТС и их основные части, изготовленные после даты введения в действие настоящего стандарта.

1.2. Требования по безопасности для имущества населения изложены в разделах 3, 4, 5 и 7.

 

2. Нормативные ссылки

 

2.1. В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12969-67 Таблички для машин и приборов. Технические требования.

ГОСТ 12970-67 Таблички круглые для машин и приборов. Размеры.

ГОСТ 12971-67 Таблички прямоугольные для машин и приборов. Размеры.

ГОСТ 26828-86 Изделия машиностроения и приборостроения. Маркировка.

ГОСТ Р 50460-92 Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования.

ИСО 3779-83 Дорожный транспорт. Идентификационный код изготовителей (WMI).

ИСО 4030-83 Идентификационный номер транспортного средства (VIN). Место расположения и способ нанесения.

 

3. Общие положения

 

3.1. Основную маркировку выполняют на следующих изделиях:

а) грузовых автомобилях, в том числе специализированных и специальных на их шасси, тягачах, с бортовой платформой, а также автомобилях многоцелевого назначения и специальных колесных шасси; <*>

--------------------------------

<*> Далее по тексту "грузовые автомобили".

 

б) легковых автомобилях, в том числе специализированных и специальных на их базе, грузопассажирских; <**>

--------------------------------

<**> Далее по тексту "легковые автомобили".

 

в) автобусах, в том числе специализированных и специальных на их базе;

г) троллейбусах;

д) прицепах и полуприцепах;

е) автопогрузчиках;

ж) двигателях внутреннего сгорания;

з) мототранспортных средствах;

и) шасси грузовых автомобилей;

к) кабинах грузовых автомобилей;

л) кузовах легковых автомобилей;

м) блоках двигателей внутреннего сгорания.

3.2. Основная маркировка ТС и их основных частей является обязательной и осуществляется их производителем.

В случае изготовления ТС последовательно несколькими предприятиями допускается основную маркировку ТС осуществлять только изготовителем конечного изделия.

3.3. Дополнительная маркировка ТС является рекомендуемой и осуществляется их производителями или специализированными предприятиями.

 

4. Содержание и место основной маркировки

 

4.1. ТС, шасси и двигатели должны иметь товарный знак по ГОСТ 26828.

4.2. Изделия, подлежащие обязательной сертификации, должны иметь знак соответствия по ГОСТ Р 50460.

4.3. Маркировка ТС

4.3.1. На ТС должен быть нанесен его идентификационный номер (VIN). <*>

--------------------------------

<*> Аббревиатуры идентификационного номера и его структурных частей, приведенных в разделах 4 и 5 настоящего стандарта, соответствуют ИСО 3779, ИСО 3780 и ИСО 4030.

 

VIN должен быть нанесен непосредственно на изделие (несъемную часть), в места, наименее подверженные разрушению при дорожно-транспортном происшествии. Одно из выбранных мест должно находиться с правой стороны (по ходу движения ТС).

VIN наносится:

а) на кузове легкового автомобиля - в двух местах, в передней и задней частях;

б) на кузове автобуса - в двух разных местах;

в) на кузове троллейбуса - в одном месте;

г) на кабине грузового автомобиля и автопогрузчика - в одном месте;

д) на раме прицепа, полуприцепа и мототранспортного средства - в одном месте.

На внедорожных автомобилях, троллейбусах и автопогрузчиках VIN допускается указывать на отдельной табличке.

4.3.2. ТС, как правило, должно иметь табличку, расположенную по возможности в передней части и содержащую следующие данные:

а) VIN;

б) индекс (модель, модификация, исполнение) двигателя (при рабочем объеме 125 см3 и более);

в) допустимую полную массу; <*>

г) допустимую полную массу автопоезда (для тягачей); <*>

д) допустимую массу, приходящуюся на каждую ось/оси тележек, начиная с передней оси; <*>

е) допустимую массу, приходящуюся на седельно-сцепное устройство. <*>

--------------------------------

<*> Данные не указываются для троллейбусов и мототранспортных средств; для остальных ТС необходимость указания данных устанавливается предприятием - держателем подлинников конструкторских документов (КД). Для прицепов и полуприцепов данные допускается указывать непосредственно на изделии.

 

4.4. Маркировка составных частей ТС

4.4.1. Двигатели внутреннего сгорания, а также шасси и кабины грузовых автомобилей, кузова легковых автомобилей и блоки двигателей должны иметь маркировку - идентификационный номер составной части (идентификационный номер СЧ).

Идентификационный номер СЧ состоит из двух структурных частей, количество знаков и правила формирования которых аналогичны VDS и VIS раздела 5.

4.4.2. Идентификационный номер СЧ на раме шасси и кабины грузового автомобиля, а также на кузове легкового автомобиля должен быть нанесен по возможности в передней части, с правой стороны, в одном месте, позволяющем его видеть, находясь снаружи ТС.

4.4.3. Двигатели маркируют на блоке в одном месте.

Блоки двигателей маркируют в одном месте, при этом первую часть идентификационного номера СЧ, аналогичную VDS, допускается не указывать.

 

5. Идентификационный номер ТС

 

5.1. Идентификационный номер ТС (VIN) - комбинация цифровых и буквенных условных обозначений, присваиваемых в целях идентификации, является обязательным элементом маркировки и индивидуален для каждого ТС в течение 30 лет.

5.2. VIN имеет следующую структуру:

 

    WMI      VDS       VIS

 

    ХХХ    ХХХХХХ    ХХХХХХХХ

    |||    --+---    ---+----

    |||      |          +----------- Указательная часть

    |||      |
    |||      +----------- Описательная часть

    |||
    |||  Международный идентификационный код изготовителя:

    ||+-- код изготовителя

    |+--- код страны

    +---- географическая зона

 

5.2.1. Международный идентификационный код изготовителя (WMI) - первая часть VIN, позволяющая идентифицировать изготовителя ТС, состоит из трех букв и цифр.

В целом WMI присваивает Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), расположенный по адресу Россия, 125438, г. Москва, ул. Автомоторная, дом 2.

Примечание. В соответствии с ИСО 3780 буквы и цифры, используемые на первых двух знаках WMI, закрепляет за страной и контролирует международное агентство - Общество автомобильных инженеров (SAE), работающее под руководством Международной организации по стандартизации (ИСО).

 

5.2.2. (попр. 2) Описательная часть (VDS) идентификационного номера - вторая часть VIN, состоит из шести знаков.

В качестве VDS должен применяться индекс ТС, являющийся составной частью его обозначения, присвоенного в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности. <*>

--------------------------------

<*> Обозначение присваивают:

- НАМИ - ТС, приведенным в 3.1, перечисления а) - ж)

(адрес - по 5.2.1);

- АО "МОТОПРОМ" - ТС по 3.1, перечисление з)

(адрес - Россия, 142207, г. Серпухов, Борисовское шоссе, дом 17).

 

Для мототранспортных средств в качестве отличительного признака от других ТС на первом знаке VDS должна применяться латинская буква "M". На последующих знаках VDS - индекс без точки.

Если индекс ТС включает менее шести знаков, на незаполненные места последних знаков VDS (справа) следует ставить нули.

При необходимости отражения в идентификационном номере вариантности и (или) комплектности ТС рекомендуется в VDS применять их условный код, который присваивает предприятие - держатель подлинников КД.

Примеры применения условных кодов в качестве VDS приведены в таблице 2.

 

Таблица 2

 

Обозначение ТС по КД

Условный код изделия, принятый в качестве описательной части (VDS)

полное

сокращенное

 

214127-00000010-01

214127-01

2141TS

2141-0000117

2141-117

2141SL

21413-0000117-01

21413-117-01

21413N

 

5.2.3. Указательная часть (VIS) идентификационного номера - третья часть VIN, состоит из восьми цифр и букв, из которых последние четыре знака должны быть цифрами. На первом знаке должен быть указан код года изготовления ТС в соответствии с Приложением А. На последующих знаках должен быть указан порядковый номер ТС, который присваивает предприятие-изготовитель.

5.2.4. (попр. 1) Содержание маркировки, в том числе код ТС по 5.2.2, должен быть приведен в руководстве (инструкции) по эксплуатации и, по усмотрению предприятия-разработчика, в технических условиях ТС.

 

6. Дополнительная маркировка ТС

 

6.1. Дополнительная маркировка ТС предусматривает нанесение на него VDS и VIS идентификационного номера ТС, видимого и невидимого глазом (видимая и невидимая маркировка).

6.2. Видимую маркировку наносят на наружную поверхность, как правило, следующих составных частей ТС:

а) стекла ветрового окна - с правой стороны, вдоль верхнего края стекла, на расстоянии около 20 мм от уплотнителя;

б) стекла окна задка - с левой стороны, вдоль нижнего края стекла, на расстоянии около 20 мм от уплотнителя;

в) стекол окон боковин (подвижные) - в задней части, вдоль нижнего края стекла, на расстоянии около 20 мм от уплотнителя;

г) фар и задних фонарей - на стекле (или ободке), вдоль нижнего края, вблизи боковин кузова (кабины).

6.3. Невидимую маркировку наносят, как правило, на:

а) обивку крыши - в центральной части, на расстоянии около 20 мм от уплотнителя стекла ветрового окна;

б) обивку спинки сиденья водителя - на левой (по ходу движения ТС) боковой поверхности, в средней части, вдоль каркаса спинки;

в) поверхность корпуса переключателя указателей поворота вдоль оси колонки рулевого механизма.

 

7. Технические требования к маркировке

 

7.1. Способ выполнения основной и дополнительной видимой маркировок должен обеспечивать четкость изображения и ее сохранность в течение всего срока эксплуатации ТС в условиях и режимах, установленных КД.

7.2. В идентификационных номерах ТС и СЧ следует применять буквы латинского алфавита (кроме I, O и Q) и арабские цифры.

7.2.1. Шрифт букв предприятие выбирает из типов шрифтов, установленных в нормативных документах, с учетом принятого технологического процесса.

7.2.2. Шрифт цифр должен исключать возможность преднамеренной замены одной цифры на другую.

Рекомендуемый вид цифр приведен в Приложении Б.

7.3. Идентификационный номер ТС и СЧ, а также знаки дополнительной маркировки должны быть изображены в одну или две строчки.

При изображении идентификационного номера в две строчки ни одну из его составных частей не допускается делить переносом. В начале и конце строчки(ек) должен быть проставлен знак (символ, ограничительная рамка таблички и т.п.), который выбирается предприятием и должен отличаться от цифр и букв маркировки. Выбранный знак описывается в технической документации. Между знаками и строчками идентификационного номера не должно быть пробелов. Допускается разделение составных частей идентификационного номера выбранным знаком.

Примечание. При приведении идентификационного номера в текстовых документах допускается выбранный знак не проставлять.

 

7.4. При выполнении основной маркировки высота букв и цифр должна быть не менее:

а) в идентификационных номерах ТС и СЧ:

1) 7 мм - при нанесении непосредственно на ТС и их основные части, при этом допускается 5 мм - для двигателей и их блоков;

2) 4 мм - при нанесении непосредственно на мототранспортное средство;

3) 4 мм - при нанесении на таблички;

б) 2,5 мм - в остальных данных маркировки.

7.5. Идентификационный номер основной маркировки следует наносить на поверхность, не имеющую следов механической обработки. Маркировку двигателей и их блоков допускается выполнять на поверхности, имеющей следы механической обработки, предусмотренной технологическим процессом.

7.6. Таблички должны соответствовать требованиям ГОСТ 12969, ГОСТ 12970, ГОСТ 12971 и крепиться на изделие с помощью, как правило, неразъемного соединения.

7.7. Дополнительная невидимая маркировка выполняется по специальной технологии и становится видимой в свете ультрафиолетовых лучей. При выполнении маркировки не должна быть нарушена структура материала, на которой она наносится.

7.8. Не допускается уничтожение и (или) изменение маркировки при проведении ремонта ТС и их составных частей.

 

Приложение А

(обязательное)

 

ЦИФРЫ И БУКВЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ НОМЕРАХ

В КАЧЕСТВЕ КОДА ГОДА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ

 

Год

Код года

 

Год

Код года

1983

D

 

1997

V

1984

E

 

1998

W

1985

F

 

1999

X

1986

G

 

2000

Y

1987

H

 

2001

1

1988

J

 

2002

2

1989

K

 

2003

3

1990

L

 

2004

4

1991

M

 

2005

5

1992

N

 

2006

6

1993

P

 

2007

7

1994

R

 

2008

8

1995

S

 

2009

9

1996

T

 

2010

A

 

 

Приложение Б

(рекомендуемое)

 

ВИД ЦИФР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ НОМЕРАХ

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0.

 

ОСТ 37.001.269-96 Транспортные средства. Маркировка

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования