|
ГОСТ Р 56405-2015 Бережливое производство. Процесс сертификации систем менеджмента. Процедура оценки
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО
ПРОЦЕСС СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА. ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ
Lean production. Certification process of management systems. Assessment procedure
ГОСТ Р 56405-2015
Группа Т59
ОКС 03.120.10
ОКСТУ 0025
Дата введения 2 июня 2015 года
Предисловие
1. Разработан ЗАО "Центр "Приоритет" совместно с рабочей группой в составе: ООО "Арсенал Успеха"; ООО "БалтСпецСплав"; ОАО "Выксунский металлургический завод"; НИУ "Высшая школа экономики" (Нижний Новгород); ООО "Управляющая компания "Группа ГАЗ"; Иркутский авиационный завод - филиал ОАО "Научно-производственная корпорация "ИРКУТ"; Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ (КНИТУ - КАИ); ОАО "КАМАЗ"; ООО "ЛинСофт"; Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан; ОАО "Мотовилихинские заводы"; ФГУП "НИИСУ"; ЗАО "Объединенная металлургическая компания"; ГК "Оргпром"; ООО "ПензТИСИЗ"; Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом"; ОАО "РЖД"; ПАО "Северсталь"; ООО "СМЦ "Приоритет"; МОО "Союз Бережливых"; ОАО "Татнефть"; Удмуртский государственный университет. 2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 "Системы менеджмента". 3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 мая 2015 г. N 446-ст. 4. Введен впервые.
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru).
Введение
Целью настоящего стандарта является установление единого порядка сертификации систем менеджмента бережливого производства (далее - СМБП) на соответствие требованиям ГОСТ Р 56404. Настоящий стандарт предназначен для широкого круга потенциальных пользователей, включающих в себя аудиторов, организации, внедряющие СМБП, и организации, нуждающиеся в проведении аудитов СМБП согласно контрактным или другим обязательствам. При этом пользователи настоящего стандарта могут применять его положения при разработке своих собственных требований, относящихся к аудиту. Положения, содержащиеся в настоящем стандарте, могут использоваться для целей, не связанных с декларированием соответствия, а также могут быть полезными для организаций, участвующих в деятельности по подготовке аудиторов или сертификации персонала. В настоящем стандарте учтены положения документов Международного форума по аккредитации (IAF) и стандартов [1] - [5]. Раздел 3 устанавливает ключевые термины и определения, используемые в настоящем стандарте. Раздел 4 содержит руководящие указания для осуществления процесса сертификации СМБП организации.
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает порядок сертификации СМБП на соответствие требованиям ГОСТ Р 56404 или требованиям, установленным в системе добровольной сертификации. Настоящий стандарт предназначен для применения органами по сертификации СМБП, организациями, претендующими на получение сертификата соответствия СМБП; организациями - держателями сертификатов соответствия СМБП; организациями для проведения самооценки СМБП.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р ИСО 19011-2012 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента ГОСТ Р 55568-2013 Оценка соответствия. Порядок сертификации систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента ГОСТ Р 56020-2014 Бережливое производство. Основные положения и словарь ГОСТ Р 56404-2015 Бережливое производство. Требования к системам менеджмента ГОСТ Р 56406-2015 Бережливое производство. Аудит. Вопросы для оценки системы менеджмента Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины и определения по ГОСТ Р 55568, ГОСТ Р 56020, ГОСТ Р ИСО 19011: 3.1. Производственная площадка (production site): постоянное место производственной деятельности, где организация выполняет работы или услуги. 3.2. Временная производственная площадка (temporary production site): площадка, которая создана организацией для того, чтобы выполнить определенную работу или услугу в течение определенного периода времени, и которая по истечении данного срока не будет использоваться в качестве площадки для постоянной производственной деятельности. 3.3. Держатель сертификата (holder of the certificate): организация, на имя которой выдан сертификат соответствия. 3.4. Технический эксперт (technical expert): лицо, предоставляющее комиссии свои знания или опыт по специальному вопросу. Примечание. Специальные знания или опыт включают в себя знания или опыт применительно к организации, процессу или деятельности, подвергаемой аудиту. Технический эксперт не имеет полномочий эксперта в комиссии.
3.5. Уведомление (notification): свидетельство аудита, не носящее характера несоответствия и фиксируемое в целях предотвращения возможного несоответствия. 3.6. Аудит (audit): систематический независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита. 3.7. Область аудита (audit scope): содержание и границы аудита. Примечание. Область аудита обычно включает в себя местонахождение, организационную структуру, виды деятельности и процессы, а также охватываемый период времени.
3.8. Заказчик (customer): организация, обратившаяся в орган по сертификации с заявкой на проведение работ по сертификации системы менеджмента. 3.9. Область сертификации (scope of certification): содержание и границы области применения системы менеджмента, заявляемые заказчиком и подтверждаемые органом по сертификации с учетом допустимых исключений. 3.10. Инспекционный контроль (inspection control of LPMS): контрольное подтверждение соответствия, осуществляемое с целью установления того, что система менеджмента продолжает соответствовать требованиям, подтвержденным при сертификации. 3.11. Комиссия (commission): один или несколько экспертов (аудиторов), проводящих аудит, и технические эксперты, привлекаемые при необходимости. Примечания. 1. Одного из экспертов назначают председателем комиссии. Председатель комиссии должен иметь опыт участия не менее чем в трех полных аудитах в качестве эксперта по сертификации системы менеджмента и обладать навыками, необходимыми для эффективного руководства комиссией в процессе аудита. 2. В комиссию допускается включать стажеров, наблюдателей, переводчиков, технических экспертов;
а также следующие термины с соответствующими определениями: 3.12. Сертификация СМБП (certification LPMS): процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что СМБП соответствует требованиям нормативного документа, устанавливающего требования к системе менеджмента бережливого производства. 3.13. Эксперт по сертификации СМБП (аудитор) (certification expert (auditor)): лицо, обладающее подтвержденной компетентностью для проведения аудита СМБП и аккредитованное в системе добровольной сертификации. 3.14. Значительное несоответствие (wide nonconformity): несоответствие СМБП, которое с большой вероятностью может повлечь невыполнение требований ГОСТ Р 56404. 3.15. Малозначительное несоответствие (minor nonconformity): отдельное несистематическое упущение, ошибка, недочет в функционировании СМБП или в документации, которые могут привести к невыполнению требований или к снижению результативности функционирования СМБП. 3.16. Верификация информации, выборочно собранной в ходе аудита (verification of information, selectively collected during the audit): проверка или подтверждение достоверности записей, изложенных фактов или другой информации, связанной с критериями аудита. 3.17. Нокаут-вопросы (knock-out questions): ключевые вопросы, используемые на этапе оценки СМБП и характеризующие наличие данной системы в организации.
4. Процесс сертификации СМБП
4.1. Цели и условия проведения сертификации СМБП 4.1.1. Целью проведения сертификации СМБП проверяемой организации является определение соответствия СМБП требованиям ГОСТ Р 56404 или требованиям к СМБП, установленным в системе добровольной сертификации. 4.1.2. Условием проведения сертификации СМБП является наличие в организации заказчика документально оформленной и действующей СМБП. Область сертификации СМБП заявляет заказчик. 4.2. Объекты аудита 4.2.1. При сертификации СМБП объектами аудита являются: - область применения СМБП; - документированная информация СМБП; - процессы СМБП, составляющие потоки создания ценности продукции и услуг, обеспечивающие выполнение целей организации, требований потребителей и других заинтересованных сторон; - характеристики процессов и характеристики потока создания ценности продукции и услуг. 4.2.2. При проверке области применения СМБП орган по сертификации анализирует: - все ли виды продукции и услуг, а также процессы организации, составляющие поток создания ценности этой продукции и услуг, указанные в заявке проверяемой организации на сертификацию, охвачены СМБП; - правомерность исключений из требований к СМБП организации. Неправомерное исключение требований из области применения СМБП должно быть рассмотрено как несоответствие. Проверка и анализ области применения СМБП могут осуществляться на протяжении всего процесса сертификации. 4.2.3. Комплект документов СМБП должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 56404 или требованиям системы добровольной сертификации, на соответствие которым проводится сертификация. При проверке содержания документов анализируют, все ли требования к документированной информации учтены в соответствующей СМБП. Орган по сертификации проверяет наличие документации и записей, необходимых организации для обеспечения результативного планирования, осуществления процессов, составляющих потоки создания ценности продукции и услуг, и управления ими. 4.2.4. Орган по сертификации должен проверить и оценить определенные организацией процессы, составляющие потоки создания ценности продукции и услуг, их применение ко всей организации, представленные объективные свидетельства их результативности. 4.2.5. Орган по сертификации оценивает характеристики процессов СМБП, составляющих потоки создания ценности продукции и услуг, на основе: - требований потребителей и других заинтересованных сторон, данных о целях СМБП, которые организация должна достигать или выполнять; - результатов мониторинга и измерений, анализа данных по результатам функционирования процессов, составляющих потоки создания ценности продукции и услуг, для потребителя и других заинтересованных сторон. 4.3. Общий процесс сертификации 4.3.1. Процесс сертификации СМБП включает организацию работ, аудит по оценке и сертификации СМБП, состоящий из двух этапов, инспекционный контроль (аудиты) в течение срока действия сертификата. Цикл сертификации исчисляется с даты выдачи сертификата и составляет 3 года. Если заказчик принимает решение продлить срок действия сертификата соответствия, то до окончания срока действия сертификата он должен пройти ресертификационный аудит. 4.4. Выбор органа по сертификации и подача заявки на сертификацию 4.4.1. Основанием для начала работ служит выбор заказчиком органа по сертификации СМБП и подача заявки в орган по сертификации по форме, установленной в системе добровольной сертификации. 4.4.2. В заявку должны быть включены: - общая характеристика организации и сведения о ней (наименование, юридический и фактический адреса, адреса производственных площадок, включая временные, сведения о человеческих и технических ресурсах); - заявляемая область сертификации; - заявление о согласии организации выполнять правила сертификации, регламентированные настоящим стандартом, и предоставлять информацию, необходимую для проведения аудита. 4.4.3. После проведения анализа заявки на соответствие п. 4.4.2 орган по сертификации письменно извещает заказчика о своем решении принять либо не принять заявку на сертификацию СМБП по форме решения по заявке на проведение сертификации, установленной в системе добровольной сертификации. В случае положительного решения о принятии заявки на сертификацию СМБП орган по сертификации и заказчик заключают договор. В случае отказа в принятии заявки орган по сертификации приводит в решении по заявке основание для отрицательного решения в установленные органом по сертификации сроки. 4.5. Проведение аудита по сертификации СМБП 4.5.1. Проведение аудита по сертификации СМБП осуществляется на соответствие требованиям ГОСТ Р 56404 или требованиям, установленным в системе добровольной сертификации. 4.5.2. Сертификационный аудит СМБП проводится в два этапа: - первый этап "Оценка готовности" - проверка документов без выезда к заказчику; - второй этап "Оценка функционирования СМБП" - аудит СМБП с выездом к заказчику. 4.5.3. Цель оценки готовности - оценка уровня соответствия проверяемой организации предварительным условиям сертификации. В ходе первого этапа для установления степени готовности СМБП заказчика к аудиту проверяется выполнение следующих предварительных условий: - наличие обязательных документов СМБП; - подтверждение соответствия по требованиям, сформулированным в "нокаут-вопросах" в п. 4.2 ГОСТ Р 56406; - оценка местоположения заказчика и специфических для производственных площадок условий (например, удаленные подразделения, временные производственные площадки); - верификация согласованной области сертификации (области применения СМБП); - распределение ресурсов для аудита и согласование с заказчиком всех деталей. 4.5.4. Если СМБП проверяемой организации не соответствует требованиям, связанным с "нокаут-вопросами", аудит СМБП может быть продолжен по запросу проверяемой организации до запланированного срока завершения для получения отчета по результатам аудита в соответствии с процедурой оценки (Приложение А). Для получения сертификата соответствия требованиям СМБП процесс сертификации должен начаться с подачи новой заявки в выбранный орган по сертификации с последующим процессом проведения аудита в полном объеме. 4.5.5. Второй этап аудита представляет собой подтверждение соответствия функционирования СМБП требованиям и оценку ее результативности. В случае успешного прохождения аудита должен быть выдан сертификат соответствия. Последний день проведения аудита регистрируется органом по сертификации и считается датой отсчета последующих аудитов. 4.5.6. Второй этап аудита включает в себя: - составление плана аудита; - проведение аудита на площадках; - подготовку и рассылку акта по результатам аудита. При подготовке к аудиту могут быть использованы типовые формы, разработанные органом по сертификации и применяемые для упорядочения выполнения аудита. 4.5.7. План аудита должен быть составлен председателем комиссии для распределения и координации деятельности комиссии по аудиту. Рекомендуется, чтобы степень детализации плана аудита соответствовала области и сложности планируемого аудита. План аудита должен включать в себя и описывать: - область аудита, включая проверку всех применимых требований к СМБП; - дату и место проведения аудита; - уровни потока создания ценности (уровень организации, уровень процесса, уровень операции); - четкую идентификацию подразделений и процессов, которые будут проверяться; - ожидаемое время и продолжительность проведения аудита на площадках, роли и обязанности членов комиссии по аудиту; - назначение представителей проверяемой организации для аудита; - предварительное совещание; - заключительное совещание. 4.5.8. Проведение аудита на площадках включает: - предварительное совещание; - обмен информацией во время аудита; - сбор данных, информации и их верификацию; - формирование наблюдений аудита; - определение заключения по результатам аудита; - заключительное совещание. 4.5.9. Предварительное совещание должно проводиться под руководством председателя комиссии с участием членов комиссии, руководства проверяемой организации и/или, где это целесообразно, владельцев процессов. Целями предварительного совещания являются: - подтверждение со стороны организации возможности реализации плана аудита; - краткое изложение используемых методов и процедур аудита; - установление официальных процедур взаимодействия между членами комиссии и работниками проверяемой организации; - подтверждение наличия ресурсов и средств, требуемых комиссии для проведения аудита; - обсуждение возникших вопросов. На предварительном совещании председатель комиссии: - разъясняет цели аудита; - представляет и утверждает план аудита, доводит процедуры и методы аудита; - представляет экспертов и представителей проверяемой организации, доводит до участников их роли в проведении аудита; - вырабатывает регламент проведения аудита, информирует о формах представления результатов аудита и способах обмена информацией в ходе аудита; - информирует организацию о том, что аудит носит выборочный характер и, следовательно, результаты оценки базируются на основе выборочной информации и данных; - отвечает на интересующие вопросы представителей проверяемой организации. 4.5.10. Комиссия по аудиту должна периодически проводить совещания (встречи членов комиссии) с целью обмена информацией, оценки хода аудита и, если необходимо, перераспределения обязанностей между членами комиссии. 4.5.11. Любые изменения в плане аудита, которые могут возникнуть в ходе выполнения аудита на площадках, должны быть проанализированы и согласованы с представителями проверяемой организации. 4.5.12. Любые вопросы, связанные с результатом, выходящим за границы области аудита, должны быть документированы и сообщены председателю комиссии для возможной передачи представителям проверяемой организации. 4.5.13. Комиссия в ходе аудита выборочно собирает и верифицирует (проверяет) информацию, касающуюся области, объектов и критериев аудита, включая информацию о взаимодействии между подразделениями, видами деятельности и процессами. Информация должна быть собрана и верифицирована соответствующей выборкой в ходе аудита. Только поддающаяся верификации (проверенная) информация может быть признана как свидетельство и записана как таковая. При согласовании с проверяемой организацией свидетельства аудита могут быть собраны любым из следующих способов: - опросы работников проверяемой организации; - наблюдение экспертов за деятельностью; - анализ документов, записей, показателей и других данных; - графическое отображение; - фото-, видеофиксация; - документирование. Информация, полученная из указанных источников, и все наблюдения должны регистрироваться и иметь четкое и конкретное подтверждение объективными данными. 4.5.14. Свидетельства аудита должны быть оценены и определены в отношении соответствующих требований для получения наблюдений аудита (выводов). Наблюдения (выводы) аудита могут указывать на соответствие или несоответствие СМБП проверяемой организации критериям аудита и/или определять возможности для улучшений. Наблюдения аудита могут касаться предотвращения возможных отклонений, тогда эти выводы классифицируют как уведомления. Сведения и наблюдения о соответствии необходимо подтвердить и обобщить с указанием проверенных в ходе аудита площадок, подразделений, процессов или требований. Несоответствия и подтверждающие их свидетельства должны быть зарегистрированы. Любые несоответствия и уведомления, а также возможности для улучшений должны быть доведены до сведения уполномоченного представителя проверяемой организации. 4.5.15. В ходе аудита все обнаруженные отклонения объектов аудита от требований должны быть тщательно рассмотрены и классифицированы комиссией в зависимости от степени несоответствия рассматриваемого объекта проверки. Неоднократное повторение малозначительных несоответствий одного вида дает основание для перевода их в значительные несоответствия. Решение по отнесению несоответствий к определенным категориям принимает председатель комиссии. Он также представляет руководству проверяемой организации обнаруженные и зарегистрированные несоответствия и уведомления для разработки корректирующих мероприятий по их устранению. Действия с несоответствиями и уведомлениями состоят из следующих этапов: - комиссия официально представляет руководству проверяемой организации зарегистрированные несоответствия и уведомления, при этом возможно обсуждение и рассмотрение аргументов организации по зарегистрированным несоответствиям и уведомлениям; - если организация устранит несоответствия и учтет уведомления, о чем представит убедительные свидетельства во время работы комиссии, комиссия снимает такое несоответствие или уведомление, что эксперт подтверждает своей подписью на бланке регистрации несоответствий или уведомлений. Число снятых несоответствий и учтенных уведомлений фиксируют в акте, но не учитывают при принятии решения о выдаче сертификата соответствия; - уполномоченный представитель руководства проверяемой организации ставит свою подпись на бланках регистрации несоответствий и уведомлений; - проверяемая организация проводит анализ причин несоответствий и уведомлений и планирует проведение корректирующих действий; - в случае возникновения затруднений у проверяемой организации при планировании корректирующих действий в период аудита орган по сертификации вправе предоставить дополнительно две недели (от даты проведения заключительного совещания) для завершения указанной работы. При наличии замечаний к плану корректирующих действий орган по сертификации извещает об этом проверяемую организацию, которая в течение двух недель проводит доработку плана. Срок, отводимый в плане корректирующих действий на их выполнение, не должен превышать: - 12 недель (от даты проведения заключительного совещания) при наличии одного и более значительного несоответствия; - 5 недель (от даты проведения заключительного совещания) при наличии только малозначительных несоответствий. Проверка учета уведомлений должна быть включена в план очередного инспекционного контроля. Если в орган по сертификации не будет представлен план корректирующих действий по устранению выявленных несоответствий, процесс сертификации должен быть прекращен. Возобновление процесса сертификации может быть осуществлено только после подачи повторной заявки на сертификацию. 4.5.16. Комиссия по аудиту должна провести обсуждение перед заключительным совещанием для того, чтобы: - провести анализ наблюдений (выводов) аудита и другой соответствующей информации, собранной во время проведения аудита в отношении целей аудита; - провести анализ выявленных несоответствий (значительных и малозначительных) и уведомлений; - согласовать заключения по результатам аудита с учетом неопределенностей, выявленных во время аудита, оформить акт по результатам аудита и подготовить рекомендации органу по сертификации для принятия решения о выдаче (невыдаче) сертификата соответствия СМБП организации; - подготовить предварительное заключение по аудиту, принимая во внимание выборочный характер рассмотрения объектов аудита. Председатель комиссии несет ответственность за подготовку и содержание акта по результатам аудита, содержащего результаты аудита, выводы и рекомендации, по форме, установленной в системе добровольной сертификации. 4.5.17. Акт должен содержать: - сведения об органе по сертификации и заявителе; - цель и основание проведения аудита; - время и место проведения аудита; - состав комиссии; - сведения о нормативной базе аудита; - результаты аудита и выводы комиссии; - адреса рассылки акта. К акту должны быть приложены: - план аудита проверяемой организации; - заполненные бланки регистрации несоответствий и уведомлений; - записи, подтверждающие устранение несоответствий в ходе аудита; - протоколы разногласий (при их наличии). 4.5.18. Заключительное совещание должно быть проведено под руководством председателя комиссии с участием членов комиссии, руководством проверяемой организации и/или, где это целесообразно, с владельцами процессов. Цель заключительного совещания состоит в предоставлении проекта акта, включающего в себя описание всех несоответствий и уведомлений. На совещании председатель комиссии доводит до участников совещания результаты аудита, представляет выводы и заключения по аудиту СМБП, информирует о периодичности проведения инспекционного контроля СМБП. 4.6. Завершение сертификации, регистрация и выдача сертификата соответствия 4.6.1. Сертификацию СМБП не считают завершенной, пока не будут проведены все запланированные корректирующие действия и проверена результативность их выполнения. Работу комиссии считают завершенной, если выполнены все работы, предусмотренные планом аудита, акт по результатам аудита подписан, разослан, комиссии представлены план и отчет по выполнению корректирующих действий по устранению выявленных несоответствий. Орган по сертификации рассматривает результаты аудита и организует контроль за выполнением заявителем корректирующих мероприятий. 4.6.2. Критерием для принятия решения о соответствии СМБП установленным требованиям является отсутствие несоответствий или выполнение проверяемой организацией корректирующих действий в согласованные сроки и признание органом по сертификации их приемлемости и результативности. 4.6.3. При положительном решении орган по сертификации оформляет на русском языке сертификат соответствия СМБП по правилам и образцу, установленным в системе добровольной сертификации, в рамках которой проводится сертификация. 4.6.4. Орган по сертификации присваивает сертификату регистрационный номер и регистрирует в Реестре органа по сертификации. Срок действия сертификата соответствия СМБП - три года. 4.6.5. Сертификат соответствия СМБП содержит наименование организации, все производственные площадки и их адреса, области применения СМБП и удостоверяет, что СМБП соответствует требованиям, установленным в системе добровольной сертификации. 4.6.6. В случае если орган по сертификации признает результаты аудита неудовлетворительными, проверяемая организация должна быть об этом уведомлена с обоснованием отказа. 4.7. Организация инспекционного контроля сертифицированных СМБП и ресертификации СМБП 4.7.1. После сертификации ежегодно проводится плановый инспекционный контроль. Инспекционный контроль проводит орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, или уполномоченный им орган по сертификации. 4.7.2. Орган по сертификации по результатам планового инспекционного контроля принимает решение о подтверждении (приостановлении, отмене) действия сертификата соответствия, а также сужении или расширении области сертификации по запросу заказчика. 4.7.3. В течение срока действия сертификата проводят не менее двух плановых инспекционных контролей не реже одного раза в год. Дата начала проведения первого инспекционного контроля должна быть не позднее чем через 12 месяцев после даты проведения заключительного совещания на втором этапе сертификации. Дата начала проведения второго инспекционного контроля должна быть не позднее чем через 24 месяца после даты проведения заключительного совещания на втором этапе сертификации. 4.7.4. Область инспекционного контроля должна включать все требования, связанные с "нокаут-вопросами", и все обязательные требования ГОСТ Р 56404. При этом при каждом инспекционном контроле орган по сертификации проверяет: - результаты внутренних аудитов и анализа со стороны руководства; - действия, предпринятые в отношении несоответствий и уведомлений, выявленных в ходе предыдущей проверки, и проверку их результативности; - результативность СМБП в части достижения целей, установленных держателем сертификата, развитие запланированных мероприятий, нацеленных на постоянное улучшение; - мониторинг процессов, составляющих потоки создания ценности продукции и услуг, влияние изменений СМБП на ее целостность; - использование сертификата и знака соответствия. 4.7.5. Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях: - получения органом по сертификации информации о любых серьезных нарушениях в рамках сертифицированной СМБП; - существенных изменений организационной структуры держателя сертификата, технологии и условий производства, численности персонала, кадрового состава и т.п. 4.7.6. Порядок проведения инспекционного контроля соответствует порядку проведения второго этапа сертификационного аудита. 4.7.7. Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором дается оценка результатов проверок, делается вывод о возможности сохранения действия выданного сертификата. 4.7.8. По результатам проведенного инспекционного контроля орган по сертификации принимает одно из следующих решений: - подтвердить действие сертификата соответствия; - приостановить действие сертификата соответствия; - прекратить действие сертификата соответствия. По результатам инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или прекратить действие сертификата соответствия при несоответствии сертифицированных объектов требованиям. Решение о приостановлении действия сертификата принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, держатель сертификата может устранить обнаруженные причины несоответствия. В противном случае действие сертификата прекращается. В случае приостановления действия сертификата держатель сертификата совместно с органом по сертификации разрабатывает корректирующие мероприятия по устранению выявленных недостатков. Орган по сертификации устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий и осуществляет проверку их исполнения. При положительных результатах проверки действие сертификата и разрешения на применение знака соответствия возобновляется, при отрицательных - орган по сертификации принимает решение о прекращении действия сертификата и разрешения на применение знака соответствия. 4.7.9. В случае если заказчик принимает решение о продлении срока действия сертификата соответствия, то до истечения срока действия сертификата соответствия заказчик должен пройти ресертификацию (ресертификационный аудит). Порядок ресертификации СМБП аналогичен порядку сертификации. Заказчик должен направить заявку в выбранный орган по сертификации за три месяца до окончания срока действия сертификата. 4.7.10. При аудите с целью ресертификации должен быть проведен анализ функционирования СМБП в течение периода действия сертификата, включая анализ актов по предыдущим аудитам и инспекционным контролям, жалоб, полученных от потребителей. Ресертификационный аудит должен, кроме прочего, включать проверку: - динамики результативности при реализации политики и целей СМБП с учетом внутренних и внешних изменений; - свидетельств улучшения деятельности в целом в течение периода действия сертификата; - положительного влияния сертифицированной СМБП на реализацию политики и целей организации. 4.7.11. При выявлении в ходе аудита по ресертификации СМБП значительных и/или малозначительных несоответствий проверяемая организация должна выполнить коррекции и корректирующие действия до истечения срока действия сертификата, но в срок не более трех недель после даты проведения заключительного совещания. 4.7.12. Решение о выдаче и оформление нового сертификата осуществляется по 4.6. Предыдущий сертификат соответствия приобретает статус "отменен".
Приложение А (рекомендуемое)
ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ
А.1. По запросу заказчика (проверяемой организации) дополнительно к процедуре сертификации для оценки уровня соответствия требованиям к СМБП может быть применена процедура балльной оценки. Такая оценка может быть проведена экспертом по сертификации СМБП. А.2. Балльную оценку СМБП следует проводить в соответствии с правилами и критериями, приведенными в ГОСТ Р 56406. А.3. На основе результатов балльной оценки определяется текущий уровень зрелости СМБП организации, который отражается в отдельном отчете по результатам аудита с указанием общего количества баллов.
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012 Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента [2] ГОСТ Р ИСО/МЭК 17030-2007 Общие требования к знакам соответствия при оценке, проводимой третьей стороной [3] ГОСТ Р ИСО 10002-2007 Менеджмент организации. Удовлетворенность потребителя. Руководство по управлению претензиями в организациях [4] ГОСТ Р ИСО/МЭК 17011-2008 Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия [5] ГОСТ Р ИСО/МЭК 17000-2009 Оценка соответствия. Словарь и общие принципы
ГОСТ Р 56405-2015 Бережливое производство. Процесс сертификации систем менеджмента. Процедура оценки
|