СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

Юридические услуги и консультации в области логистики

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом

Перевозка опасных грузов авиатранспортом

 

Реклама на сайте                   

 

 

ГОСТ Р 55585-2013 Воздушный транспорт. Система управления безопасностью полетов воздушных судов. Термины и определения

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ

 

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

 

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Aerotransport. Safety management system.

Terms and definitions

 

ГОСТ Р 55585-2013

 

ОКС 01.040

03.220.50

 

Дата введения

1 июля 2014 года

 

Предисловие

 

1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ФГУП ГосНИИ ГА).

2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт".

3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 октября 2013 г. N 1143-ст.

4. Введен впервые.

 

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru).

 

Введение

 

Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области системы управления безопасностью полетов воздушных судов.

Для каждого понятия установлен один стандартизированный термин.

Помета, указывающая на область применения многозначного термина, приведена в круглых скобках светлым шрифтом после термина. Помета не является частью термина.

Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

Стандартизированные термины набраны полужирным шрифтом.

 

1. Область применения

 

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области системы управления безопасностью полетов воздушных судов.

Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области системы управления безопасностью полетов воздушных судов, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.

 

2. Термины и определения

 

1. Система управления безопасностью полетов воздушных судов: система, состоящая из множества взаимосвязанных и упорядоченных элементов или модулей, предназначенных для обеспечения необходимого уровня безопасности полетов воздушных судов в соответствии с принятым системным подходом.

2. Безопасность полетов воздушных судов: состояние авиационной транспортной системы, при котором риск снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом или более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления угроз, контроля факторов риска и управления состоянием системы.

3. Угроза безопасности полетов воздушных судов: источник опасности, потенциально являющийся причиной телесных повреждений персонала, повреждений оборудования или конструкций, материальных потерь или снижения возможности выполнения предписываемых системе функций.

4. Управление безопасностью полетов воздушных судов: процесс и/или деятельность в пределах функциональных возможностей систем управления безопасностью полетов воздушных судов и их структур для обеспечения изменения состояния системы по критериям достижения заданных уровней показателей безопасности для комплекса условий, требований и специфики функционирования системы с учетом возможных воздействий на систему прогнозируемых опасных факторов.

5. Регулирование безопасности полетов воздушных судов: применение норм и правил воздействия на процесс функционирования авиационной транспортной системы в целях обеспечения заданного уровня безопасности полетов воздушных судов.

[ГОСТ Р 55588-2013, статья 7]

 

6. Фактор риска нарушения условий нормальных полетов воздушных судов: фактор опасности, оцениваемый по критерию степени соответствия уровня приемлемого риска при возможном изменении состояния авиационной транспортной системы и перехода ее в опасную или рисковую ситуацию.

7. Серьезность факторов риска нарушения условий полетов воздушных судов: негативные последствия опасной ситуации, при этом за контрольный ориентир принимается наихудшая предвидимая опасная ситуация в процессе выполнения полетов воздушных судов.

8. Вероятность возникновения факторов риска нарушения штатных условий полетов воздушных судов: мера случайности того, что наихудшая предвидимая опасная ситуация по избранному фактору риска нарушения штатных условий полетов воздушных судов может возникнуть с некоторой вероятностью, если эта величина достоверно может быть определена, в процессе выполнения полета.

9. Менеджмент риска (при производстве полетов воздушных судов): скоординированные действия по руководству и управлению авиационной транспортной системой на основе методов оценивания рисков в сфере регулирования безопасности полетов воздушных судов.

10. Факторы опасности (при производстве полетов воздушных судов): факторы, возникающие при функционировании авиационной транспортной системы и являющиеся потенциальными источниками риска нарушения штатных условий полетов воздушных судов.

11. Технические факторы опасности (при производстве полетов воздушных судов): факторы опасности при производстве полетов воздушных судов, связанные с возможными отказами или нарушениями штатных условий работы систем воздушных судов и/или технических средств обеспечения полетов.

12. Факторы опасности природного происхождения (при производстве полетов воздушных судов): факторы опасности при производстве полетов воздушных судов, связанные с негативным воздействием окружающей среды на экипаж воздушных судов.

13. Определяющий фактор опасности (при производстве полетов воздушных судов): фактор опасности при производстве полетов воздушных судов, ставший непосредственным источником или одним из непосредственных источников возникновения особой ситуации.

14. Идентификация факторов опасности (при производстве полетов воздушных судов): обнаружение и классификация факторов опасности при производстве полетов воздушных судов путем разумного сочетания внутренних и внешних источников опасности или угроз и проактивных и прогностических процессов, а также лежащих в их основе программ.

15. Анализ оценки влияния факторов опасности на качество полетов воздушных судов: извлечение информации по безопасности полетов воздушных судов из материалов, собранных по выявленным факторам опасности.

16. Оценка факторов риска возникновения нарушения параметров полетов воздушных судов: идентификация признаков угроз и определение серьезности факторов риска нарушения параметров полетов воздушных судов по значимости последствий от опасности.

17. Управление факторами риска (в системе управления безопасностью полетов воздушных судов): вид основной деятельности системы управления безопасностью полетов воздушных судов, которая обеспечивает управление безопасностью полетов и способствует осуществлению других косвенно связанных с этим организационных процессов.

18. Контроль влияния факторов риска на безопасность полетов воздушных судов: меры, направленные на устранение опасности и взятие под организационный контроль возможности проявления и серьезности факторов риска на безопасность полетов воздушных судов, связанных с последствиями от прогнозируемой деятельности.

[ГОСТ Р 55588-2013, статья 19]

 

19. Авиационная транспортная система: система, функцией которой является организация и осуществление перевозок воздушными судами и выполнения иных работ посредством использования воздушных судов, включающая в себя соответствующую инфраструктуру, здания и сооружения, воздушные суда, техническое оборудование, авиационный и обслуживающий персонал, финансы и документацию.

20. Человеческий фактор (при производстве полетов воздушных судов): обозначение вида признаков проявления и влияния характеристик психофизической деятельности человека на процессы выполнения полетов воздушных судов в рамках функционирования авиационной транспортной системы.

21. Личностный фактор (при производстве полетов воздушных судов): обозначение признаков и результатов положительных или негативных проявлений деятельности людей в рамках функционирования авиационной транспортной системы, обусловленных их ограниченными возможностями и недостатками корпоративной культуры и превращающимися в угрозы процессу выполнения нормального полета.

22. Решение (при производстве полетов воздушных судов): волевой акт члена летного экипажа в процессе выполнения полетов воздушных судов, за которым следует определенное его действие либо бездействие, либо волевой акт руководящих органов авиационной транспортной системы по изменению ее структуры и/или принципов функционирования, которые непосредственно влияют на процесс выполнения полетов.

23. Профессиональная подготовка авиационного персонала: процедуры, проводимые с авиационным персоналом по формированию базы знаний, навыков и умений, необходимых им в их профессиональной деятельности.

24. Профессиональная подготовленность авиационного персонала: наличие базы знаний, навыков и умений, полученных в рамках профессиональной подготовки авиационного персонала, в сочетании с убежденностью в необходимости их неукоснительного применения.

25. Человеческие факторы опасности (при производстве полетов воздушных судов): факторы опасности при производстве полетов воздушных судов, обусловленные ограниченными возможностями человека-оператора к деятельности в полете.

26. Физиологические факторы опасности (при производстве полетов воздушных судов): человеческие факторы опасности при производстве полетов воздушных судов, обозначающие признаки проявления опасности, связанные с физиологическими возможностями и ограничениями человека, приводящими к отклонениям и ошибкам в его работе в связи с усталостью и негативным влиянием условий полета.

Примечание. К условиям полета относят шум, вибрации, ускорения, гипоксию и т.п.

 

27. Психологические факторы опасности (при производстве полетов воздушных судов): человеческие факторы опасности при производстве полетов воздушных судов, обозначающие признаки проявления опасности, связанные с психическими возможностями и ограничениями человека в виде отклонения и ошибками в его работе, обусловленными нарушениями восприятия и обработки информации.

28. Личностные факторы опасности (при производстве полетов воздушных судов): человеческие факторы опасности при производстве полетов воздушных судов, обозначающие отклонения и ошибки в деятельности человека вследствие отсутствия его должной профессиональной подготовленности.

 

Алфавитный указатель терминов на русском языке

 

анализ оценки влияния факторов опасности на качество полетов воздушных судов

15

безопасность полетов воздушных судов

2

вероятность возникновения факторов риска нарушения штатных условий полетов воздушных судов

8

идентификация факторов опасности

14

контроль влияния факторов риска на безопасность полетов воздушных судов

18

менеджмент риска

9

оценка факторов возникновения нарушения параметров полетов воздушных судов

16

подготовка авиационного персонала профессиональная

23

подготовленность авиационного персонала профессиональная

24

регулирование безопасности полетов воздушных судов

5

решение

22

серьезность факторов риска нарушения условий полетов воздушных судов

7

система транспортная авиационная

19

система управления безопасностью полетов воздушных судов

1

угроза безопасности полетов воздушных судов

3

управление безопасностью полетов воздушных судов

4

управление факторами риска

17

фактор личностный

21

фактор опасности определяющий

13

фактор риска нарушения условий нормальных полетов воздушных судов

6

фактор человеческий

20

факторы опасности

10

факторы опасности личностные

28

факторы опасности природного происхождения

12

факторы опасности психологические

27

факторы опасности технические

11

факторы опасности физиологические

26

факторы опасности человеческие

25

 

ГОСТ Р 55585-2013 Воздушный транспорт. Система управления безопасностью полетов воздушных судов. Термины и определения

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования