|
ГОСТ Р 55057-2012 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРАНСПОРТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ
СОСТАВ ПОДВИЖНОЙ
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Railway transport. Rolling stock. Terms and definitions
ГОСТ Р 55057-2012
Группа Д00
ОКС 45.060 01.040.45
Дата введения 1 июля 2013 года
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
Сведения о стандарте
1. РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московским государственным университетом путей сообщения (МИИТ) 2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт" 3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 ноября 2012 г. N 722-ст 4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет (gost.ru)
Введение
Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий данной области знания. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Не рекомендуемые к применению термины-синонимы приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой "Нрк". Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации, при этом не входящая в круглые скобки часть термина образует его краткую форму. Для сохранения целостности терминосистемы в настоящем стандарте приведены терминологические статьи из других стандартов, действующих на том же уровне стандартизации, заключенные в рамки из тонких линий. Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два (три, четыре) термина, имеющие общие терминоэлементы. В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи. Помета, указывающая на область применения многозначного термина, приведена в круглых скобках светлым шрифтом после термина. Помета не является частью термина. Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте. Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, синонимы - курсивом.
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области железнодорожного подвижного состава. Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы по железнодорожному подвижному составу, входящей в сферу работ по стандартизации и/или использующей результаты этих работ. Настоящий стандарт следует применять совместно с ГОСТ Р 55056, ГОСТ 19350, ГОСТ Р 53431, ГОСТ Р 52944.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 55056-2012 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения ГОСТ 19350-74 Электрооборудование электрического подвижного состава. Термины и определения ГОСТ Р 52944-2008 Цикл жизненный железнодорожного подвижного состава. Термины и определения ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
Железнодорожный подвижной состав
1 железнодорожный подвижной состав: Подвижной состав, включающий в себя локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и моторвагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав. Примечание - Железнодорожный подвижной состав включает в себя железнодорожный тяговый подвижной состав и железнодорожный нетяговый подвижной состав. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 4] 2. единица железнодорожного подвижного состава: Отдельный объект железнодорожного подвижного состава. Примечание - Отдельными объектами железнодорожного подвижного состава являются локомотивы, вагоны, автомотрисы, электро- и дизель-поезда (или их секции), рельсовые автобусы, мотовозы, дрезины, путевые машины на железнодорожном ходу. [ГОСТ Р 52944-2008, статья 5] 3. составная часть железнодорожного подвижного состава: Деталь, сборочная единица или их комплект, входящие в конструкцию железнодорожного подвижного состава и обеспечивающие его безопасную эксплуатацию, безопасность обслуживающего персонала и/или пассажиров. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 6] 4. тележка железнодорожного подвижного состава: Элемент механической части железнодорожного подвижного состава, служащий в качестве опоры для кузова, опирающийся на рельсовый путь, обеспечивающий реализацию сил тяги и торможения и передачи их на железнодорожный подвижной состав. 5. база тележки железнодорожного подвижного состава: Расстояние между центрами осей крайних колесных пар тележки железнодорожного подвижного состава. 6. колесная пара железнодорожного подвижного состава: Сборочная единица, служащая для реализации силы тяги, развиваемой в зоне контакта колесной пары и рельса, для восприятия силы тяжести от массы ходовой тележки и кузова и передачи ее на рельсовый путь, а также для направления движения железнодорожного подвижного состава по железнодорожному пути. 7 сцепное устройство железнодорожного подвижного состава: Составная часть железнодорожного подвижного состава, обеспечивающая его сцепление единиц железнодорожного подвижного состава и передачи продольных сил. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 47] 8. ударно-тяговое устройство железнодорожного подвижного состава: Сцепное устройство, служащее для демпфирования продольных сил при их передаче. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 48] 9. автосцепное устройство железнодорожного подвижного состава: Комплект сборочных единиц и деталей для автоматического сцепления единиц железнодорожного подвижного состава, передачи и амортизации продольных сил. 10. переходник сцепки железнодорожного подвижного состава: Устройство, позволяющее сцеплять между собой сцепные устройства железнодорожного подвижного состава различной конструкции. 11. специальный железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения строительства и функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта. Примечание - Железнодорожный подвижной состав может включать в себя несъемные самоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы, железнодорожно-строительные машины с автономным двигателем и тяговым приводом, а также несамоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как железнодорожно-строительные машины без тягового привода, прицепы и железнодорожный подвижной состав, включаемый в хозяйственные поезда и предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 36] 12. самоходный специальный железнодорожный подвижной состав: Специальный железнодорожный подвижной состав, включающий в себя несъемные самоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу. Примечание - К несъемным самоходным подвижным единицам на железнодорожном ходу относят мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы, железнодорожно-строительные машины с автономным двигателем и тяговым приводом. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 37] 13. несамоходный специальный железнодорожный подвижной состав: Специальный железнодорожный подвижной состав, включающий в себя несамоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу. Примечание - К несамоходным подвижным единицам на железнодорожном ходу относят железнодорожно-строительные машины без тягового привода, прицепы и специальный железнодорожный подвижной состав, включаемый в хозяйственные поезда и предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 38] 14. съемная единица железнодорожного подвижного состава: Единица железнодорожного подвижного состава, включающая дрезину, ремонтную вышку на электрифицированных участках, путевой вагончик, путеизмерительную, дефектоскопную и другую тележку, которая может быть снята с пути обслуживающими ее работниками вручную. 15. высокоскоростной железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, включающий в себя моторные и немоторные вагоны, предназначенные для перевозок пассажиров и/или багажа, почты со скоростью более 200 км/ч. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 39] 16 скоростной железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, включающий в себя локомотивы, пассажирские вагоны, моторвагонный подвижной состав, предназначенные для обеспечения осуществления перевозок со скоростями движения свыше 140 до 200 км/ч. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 40] 17. конструкционная скорость железнодорожного подвижного состава: Наибольшая скорость движения, заявленная в технической документации на проектирование. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 41] 18. допустимая скорость движения железнодорожного подвижного состава: Скорость, устанавливаемая с учетом технического состояния инфраструктуры железнодорожного транспорта, подвижного состава, не превышающая его конструкционную скорость. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 42] 19. непогашенное ускорение (железнодорожный подвижной состав): Доля поперечного горизонтального ускорения при движении локомотива по кривой, направленная вдоль оси колесной пары и определяемая силами со стороны пути, не компенсированными за счет возвышения наружного рельса. 20. расчетный режим движения (железнодорожный подвижной состав): Предельный по допустимому нагреву тягового оборудования режим движения локомотивов и моторвагонного подвижного состава с расчетной нагрузкой.
Безопасность железнодорожного подвижного состава
21. безопасность железнодорожного подвижного состава: Состояние железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 400] 22. аварийная крэш-система: Устройство железнодорожного подвижного состава, предназначенное для предотвращения или снижения риска травмирования обслуживающего персонала и/или пассажиров в случае столкновения и/или схода железнодорожного подвижного состава. 23. условия безопасности движения поезда: Совокупность контролируемых состояний объектов инфраструктуры, подвижного состава, смежных систем и устройств, при которых обеспечивается безопасное движение поезда. 24. устройство контроля бдительности машиниста: Устройство контроля состояния бодрствования и адекватной реакции машиниста на подачу сигнала проверки бдительности при ведении поезда. 25. устройство контроля схода подвижного состава с рельсов: Устройство, предназначенное для обнаружения схода колесных пар с рельсов или наличия волочащихся деталей. 26. электропневматический клапан: Прибор для принудительного торможения в системах автоматической локомотивной сигнализации и автоматического регулирования скорости. 27. габарит железнодорожного подвижного состава: Поперечное перпендикулярное к оси пути очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний как в порожнем, так и в нагруженном состоянии железнодорожный подвижной состав, в том числе имеющий максимально нормируемые износы. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 405]
Тормозные системы и процессы торможения
28. тормозная система поезда: Совокупность тормозного оборудования железнодорожного подвижного состава. 29. тормоз железнодорожного подвижного состава: Комплекс составных частей единицы железнодорожного подвижного состава, обеспечивающий создание искусственного сопротивления его движению в целях снижения скорости движения до остановки и удержания в неподвижном состоянии. 30. приборы управления тормозами железнодорожного подвижного состава: Составная часть тормозной системы железнодорожного подвижного состава, предназначенная для управления тормозами непосредственно указанной единицы железнодорожного подвижного состава. 31. торможение железнодорожного подвижного состава: Процесс создания искусственного сопротивления движению тормозными системами единиц железнодорожного подвижного состава, обеспечивающий снижение скорости или остановку. 32. служебное торможение железнодорожного подвижного состава: Торможение, обеспечивающее плавное снижение скорости или остановки железнодорожного подвижного состава в заранее предусмотренном месте. 33. экстренное торможение железнодорожного подвижного состава: Торможение, применяемое в случаях, требующих немедленной остановки железнодорожного подвижного состава путем применения максимальной тормозной силы. 34. электрическое торможение железнодорожного подвижного состава: Торможение тягового железнодорожного подвижного состава, при котором тормозная сила создается при преобразовании кинетической энергии тягового железнодорожного подвижного состава в электрическую энергию путем перевода тяговых электродвигателей в генераторный режим, а получаемая электроэнергия или возвращается в тяговую сеть, или рассеивается в тормозных резисторах, установленных на тяговом железнодорожном подвижном составе. 35. рекуперативное торможение железнодорожного подвижного состава: Электрическое торможение тягового железнодорожного подвижного состава, осуществляемое электродинамическим тормозом, при котором высвобождаемая при переводе тяговых электродвигателей в генераторный режим электрическая энергия передается в контактную сеть. 36. реостатное торможение железнодорожного подвижного состава: Электрическое торможение тягового железнодорожного подвижного состава, осуществляемое электродинамическим тормозом, при котором высвобождаемая при переводе тяговых электродвигателей в генераторный режим электрическая энергия рассеивается в тормозных резисторах, установленных на тяговом железнодорожном подвижном составе. 37. фрикционный тормоз железнодорожного подвижного состава: Тормоз железнодорожного подвижного состава, в котором торможение осуществляется прижатием специальных фрикционных элементов к вращающимся поверхностям ходовых частей. 38. компрессорный агрегат (железнодорожный подвижной состав): Агрегат, предназначенный для производства сжатого воздуха, необходимого для обеспечения работоспособности пневматической части тормозных систем и иного пневматического оборудования, размещенного на железнодорожном подвижном составе. 39. автоматический пневматический тормоз железнодорожного подвижного состава: Пневматический тормоз железнодорожного подвижного состава, обеспечивающий экстренное торможение при разъединении и/или разрыве тормозной магистрали воздухопровода. 40. электродинамический тормоз железнодорожного подвижного состава: Тормоз тягового железнодорожного подвижного состава, в котором сила торможения создается при преобразовании кинетической энергии поезда в электрическую энергию переводом тяговых электродвигателей в генераторный режим. 41. магниторельсовый тормоз железнодорожного подвижного состава: Тормоз железнодорожного подвижного состава, создающий тормозное усилие электромагнитным прижатием тормозного башмака к рельсу. 42. стояночный тормоз железнодорожного подвижного состава: Тормоз железнодорожного подвижного состава с ручным или автоматическим приводом, расположенный на единице железнодорожного подвижного состава и предназначенный для ее закрепления на стоянке от самопроизвольного ухода, а также для принудительной аварийной остановки при наличии ручного и/или автоматического привода внутри единицы железнодорожного подвижного состава. 43. пневматический тормоз железнодорожного подвижного состава: Тормоз железнодорожного подвижного состава с пневматическим управлением. 44. электропневматический тормоз железнодорожного подвижного состава: Тормоз железнодорожного подвижного состава с электрическим управлением пневматическими тормозами. 45. кран экстренного торможения (Нрк. стоп-кран): Тормозной кран, служащий для выпуска воздуха из тормозной магистрали железнодорожного подвижного состава и приведения в действие автоматических тормозов в случае необходимости экстренной остановки. 46. противоюзная система (железнодорожный подвижной состав): Система, предохраняющая колесные пары от повреждения при торможении из-за скольжения, когда сила сцепления колес с рельсами меньше тормозной силы. 47. тормозной путь поезда: Расстояние, проходимое поездом за время от момента воздействия на приборы и устройства для управления тормозной системой, в том числе срабатывания крана экстренного торможения (стоп-крана), до полной остановки. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 44]
Железнодорожный тяговый подвижной состав
48 железнодорожный тяговый подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, обладающий тяговыми свойствами. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 49] 49. локомотив: Железнодорожный тяговый подвижной состав, предназначенный для обеспечения передвижения по железнодорожным путям поездов и отдельных вагонов. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 50] 50. моторный вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава: Вагон, на кузов которого тяговое и тормозное усилия передаются посредством механической связи обмоторенной колесной пары с кузовом. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 51] 51. моторвагонный железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, включающий моторные и немоторные вагоны, из которых формируются электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсовые автобусы, дизель-электропоезда, электромотрисы, предназначенные для перевозки пассажиров и/или багажа, почты. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 35] 52. секция локомотива: Составная часть локомотива, выполненная в одном кузове и имеющая в своем составе вспомогательное оборудование. 53. секция моторвагонного железнодорожного подвижного состава: Составная часть моторвагонного железнодорожного подвижного состава, состоящая из нескольких совместно работающих моторных и немоторных вагонов. 54 тепловоз: Автономный локомотив, силовой установкой которого является двигатель внутреннего сгорания. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 52] 55 паровоз: Автономный локомотив, силовой установкой которого является тепловой двигатель внешнего сгорания, преобразующий энергию нагретого пара в механическую работу. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 53] 56. электровоз: Неавтономный локомотив, приводимый в движение установленными на нем тяговыми электродвигателями, получающими энергию от энергосистемы через тяговые подстанции, контактную сеть или от собственной аккумуляторной батареи. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 54] 57. многосистемный электровоз: Электровоз, предназначенный для эксплуатации на участках, оборудованных контактной сетью постоянного или переменного тока. 58. газотурбовоз: Автономный локомотив, первичным двигателем которого является газовая турбина (ротационный двигатель внутреннего сгорания). [ГОСТ Р 55056-2012, статья 55] 59. газотепловоз: Тяговая железнодорожная подвижная единица с автономной энергетической установкой, в составе которой применен двигатель внутреннего сгорания, использующий частично или полностью газовое топливо. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 56] 60. гибридный локомотив: Локомотив, имеющий не менее двух источников энергии. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 57] 61. дизель-электровоз: Локомотив, двигателями которого являются двигатель внутреннего сгорания и электродвигатель. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 58] 62. мотовоз: Локомотив небольшой мощности, предназначенный для маневровых работ на железнодорожных станциях и подъездных путях предприятий, а также для обслуживания инфраструктуры железнодорожного транспорта. 63. электропоезд: Моторвагонный железнодорожный подвижной состав, получающий энергию от контактной сети с помощью токоприемников, головные вагоны которого выполнены с кабиной машиниста. 64. электромотриса: Электропоезд, состоящий из одного моторного вагона с кабинами машиниста с обеих сторон. 65. дизель-электропоезд: Моторвагонный железнодорожный подвижной состав, получающий энергию на электрифицированных участках железнодорожного пути от контактной сети с помощью токоприемников, а на неэлектрифицированных участках - от собственной энергетической установки. 66. дизель-поезд: Автономный моторвагонный подвижной состав с дизельной силовой установкой, состоящий из не менее двух вагонов и предназначенный для перевозки пассажиров. 67. рельсовый автобус: Моторвагонный железнодорожный подвижной состав с одной или несколькими дизельными силовыми установками, состоящий из одного, двух или трех вагонов. 68. автомотриса: Самоходный железнодорожный подвижной состав с двигателем внутреннего сгорания дизельного или карбюраторного типа, состоящий из одного вагона, предназначенный для обеспечения перевозок и обслуживания инфраструктуры железнодорожного транспорта. 69. дрезина: Специальный самоходный железнодорожный подвижной состав, передвигающийся по рельсам механически с использованием ручного привода и служащий для обслуживания инфраструктуры железнодорожного транспорта. 70. автодрезина: Специальный самоходный железнодорожный подвижной состав, передвигающийся по рельсам механически с использованием привода от двигателя внутреннего сгорания и служащий для обслуживания инфраструктуры железнодорожного транспорта. 71. самоходный вагон для испытания контактной сети: Единица специального самоходного железнодорожного подвижного состава, используемая для диагностирования, испытания контактной сети. 72. путеизмерительный вагон (Нрк. путеизмеритель): Единица специального самоходного железнодорожного подвижного состава, используемая для сплошного контроля состояния рельсовой колеи под динамической нагрузкой. 73. рельсосварочная машина: Единица специального самоходного железнодорожного подвижного состава, используемая для сварки рельсов. 74. локомотив-рельсосмазыватель: Локомотив, предназначенный для смазывания боковой поверхности рельсов и гребней колесных пар с целью уменьшения шума и износа при движении поезда в кривых участках пути. 75. головной вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава: Вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава, оборудованный кабиной машиниста с пультом управления. Примечание - Головной вагон может быть моторным или немоторным.
76. немоторный вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава: Вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава, тяговое усилие на кузов которого передается только через сцепное устройство, а тележки не имеют тяговых двигателей. 77. кабина машиниста железнодорожного подвижного состава: Огороженная перегородками часть кузова железнодорожного подвижного состава, в которой расположены рабочие места локомотивной бригады, приборы и устройства управления. 78. пульт управления машиниста железнодорожного подвижного состава: Комплекс устройств для управления железнодорожным тяговым подвижным составом.
Механическая часть тягового подвижного состава
79. механическая часть железнодорожного тягового подвижного состава: Часть тягового подвижного состава, предназначенная для размещения элементов электрического, механического, тормозного и пневматического оборудования, реализации тяговых и тормозных усилий и передачи их на железнодорожный нетяговый подвижной состав. 80. электрический тяговый привод железнодорожного тягового подвижного состава: Составная часть железнодорожного тягового подвижного состава, служащая для создания вращающего момента и передачи его от тягового электрического двигателя с помощью тяговой передачи к колесной паре. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 60] 81. гидравлический тяговый привод железнодорожного тягового подвижного состава: Совокупность гидравлических машин, позволяющих передавать энергию от ведущего элемента трансмиссии железнодорожного тягового подвижного состава к ведомому элементу, а от него на колесные пары. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 61] 82. тяговая передача железнодорожного тягового подвижного состава: Составная часть тягового привода, служащая для передачи вращающего момента на ось колесной пары или колесо. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 62]
Электрическое оборудование и энергетические установки железнодорожного тягового подвижного состава
83. электрическое оборудование железнодорожного тягового подвижного состава: Оборудование железнодорожного тягового подвижного состава, включающее тяговые генераторы, тяговые электрические двигатели, коммутационные аппараты управления, устройства защиты, токоприемники, вспомогательные электрические машины, устройства освещения и аккумуляторные батареи, а на электровозах и электропоездах переменного тока и двойного питания также тяговый трансформатор и преобразователи параметров электрической энергии. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 63] 84. тяговый электрический двигатель железнодорожного подвижного состава: Электродвигатель в специальном исполнении, служащий для создания вращающего и тормозного моментов, приводящий с помощью тяговой передачи во вращение колесные пары тягового железнодорожного подвижного состава. 85. коммутационные аппараты железнодорожного подвижного состава: Устройства, предназначенные для выполнения переключений в электрических цепях железнодорожного подвижного состава. 86. аппараты управления железнодорожного подвижного состава: Комплекс устройств, предназначенных для регулирования параметров систем железнодорожного тягового подвижного состава. 87. устройство защиты электрических цепей [оборудования]: Устройство, предотвращающее повреждение электрической цепи [оборудования] железнодорожного подвижного состава при возникновении аварийных режимов. Примечание - Аварийные ситуации могут быть в виде коротких замыканий или перенапряжений в контактной сети.
88. токоприемник (железнодорожного электроподвижного состава): Устройство, предназначенное для передачи электроэнергии от контактной сети на железнодорожный электроподвижной состав. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 133] 89. вспомогательные электрические машины железнодорожного тягового подвижного состава: Электрические машины, обеспечивающие работу тяговых электрических двигателей, электрической и пневматической аппаратуры, систем управления и торможения. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 64] 90. тяговый трансформатор железнодорожного подвижного состава: Силовой трансформатор переменного тока, преобразующий напряжение контактной сети до значения, необходимого для работы тяговых электрических двигателей, вспомогательных электрических машин, потребителей собственных нужд электровозов, электропоездов и электрооборудования пассажирских вагонов. 91. энергетическая установка железнодорожного тягового подвижного состава: Первичный двигатель и вспомогательное оборудование автономного локомотива, предназначенные для получения механической энергии и преобразования ее в электрическую для питания тяговых электрических двигателей тягового подвижного состава или вращающие колесные пары при использовании тягового гидравлического привода. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 65] 92. дизель: Двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. 93. дизель-генератор железнодорожного тягового подвижного состава: Установка, состоящая из дизеля, сочлененного с тяговым генератором, который вырабатывает электроэнергию, потребляемую тяговым электрическим двигателем железнодорожного тягового подвижного состава. 94. генераторный дизель-агрегат железнодорожного тягового подвижного состава: Установка, состоящая из дизеля, сочлененного с тяговым генератором, и электрического генератора, используемая в качестве источника электроэнергии.
Системы управления
95. система управления железнодорожного подвижного состава: Комплекс электромеханического и электронного оборудования, предназначенный для обеспечения режимов разгона, выбега, торможения и собственных нужд железнодорожного подвижного состава.
Железнодорожный нетяговый подвижной состав
96. нетяговый железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, не обладающий тяговыми свойствами. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 69] 97. железнодорожный вагон: Единица железнодорожного нетягового подвижного состава, имеющая полезный объем для размещения груза и пассажиров и оборудованная всеми необходимыми устройствами для включения в состав поезда. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 70] 98. грузовой вагон: Железнодорожный вагон, предназначенный для перевозки грузов. Примечание - К грузовым вагонам относят: крытый вагон, полувагон, платформу, вагон-цистерну, вагон бункерного типа, изотермический вагон, зерновоз, вагон-транспортер, контейнеровоз, специальный вагон грузового типа и другие.
99. вагон сочлененного типа: Грузовой вагон, состоящий из не менее двух полурам, объединенных общими узлами для установки на тележку. 100. крытый вагон: Грузовой вагон с крытым кузовом с распашными или сдвижными дверями и/или люками, предназначенный для перевозки штучных, тарно-штучных, пакетированных и насыпных грузов, техники, требующих защиты от атмосферных осадков и несанкционированного доступа к грузу. 101. полувагон: Грузовой вагон с кузовом без крыши, предназначенный для перевозки грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. 102. вагон-транспортер: Грузовой вагон, предназначенный для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов. 103. изотермический вагон: Грузовой вагон с термоизоляцией, предназначенный для перевозки грузов, требующих поддержания в определенном диапазоне температуры груза в течение ограниченного промежутка времени его доставки. 104. рефрижераторный вагон: Изотермический вагон, предназначенный для перевозки скоропортящихся грузов и имеющий принудительную систему для поддержания требуемой температуры в течение заданного промежутка времени. 105. вагон-цистерна: Грузовой вагон с кузовом в виде резервуара цилиндрической формы, имеющего загрузочные люки, сливно-наливную, контрольную и запорную арматуру, предназначенный для перевозки жидких грузов, сжиженных газов, сыпучих пылевидных грузов. 106. платформа (железнодорожный подвижной состав): Грузовой вагон, кузов которого состоит из рамы, имеющей оборудование для перевозки длинномерных, штучных и сыпучих грузов, контейнеров и техники, не требующих защиты от атмосферных осадков. 107. платформа для комбинированных перевозок: Платформа, предназначенная для перевозки контейнеров, автопоездов, автоприцепов, полуприцепов и съемных автомобильных кузовов. 108. контрейлерная платформа: Платформа, предназначенная для перевозки автопоездов, автоприцепов, полуприцепов и съемных автомобильных кузовов. 109. вагон-хоппер открытого типа: Грузовой вагон с кузовом без крыши, имеющий в нижней части кузова бункера с люками и систему привода для выгрузки груза, предназначенный для перевозки сыпучих и гранулированных грузов. 110. вагон-хоппер закрытого типа: Грузовой вагон с кузовом с крышей, имеющий в нижней части кузова бункера с люками и систему привода для выгрузки груза, предназначенный для перевозки сыпучих и гранулированных грузов. 111. хоппер-дозатор: Грузовой вагон с дозирующим механизмом, предназначенный для проведения ремонта, реконструкции и строительства железнодорожного пути. 112. вагон-дефектоскоп: Вагон, предназначенный для сплошного контроля головок рельсов участка пути и выявления в них наружных и скрытых дефектов при движении в составе поезда. 113. вагон-рельсосмазыватель: Вагон, предназначенный для смазывания боковой поверхности рельсов и гребней колесных пар с целью уменьшения шума и износа при движении поезда в кривых участках пути. 114. вагон-самосвал (Нрк. думпкар): Грузовой вагон с устройством для перевозки, механизированной погрузки и разгрузки сыпучих и кусковых грузов. 115. вагон бункерного типа: Грузовой вагон с бункерами для выгрузки сыпучих и гранулированных грузов, имеющий систему аэропневмовыгрузки с использованием осушенного воздуха. 116. пассажирский вагон: Железнодорожный вагон, предназначенный для перевозки пассажиров и/или багажа, почтовых отправлений. 117. двухэтажный пассажирский вагон: Пассажирский вагон, в котором для увеличения пассажировместимости устроены два салона для пассажиров - один над другим. 118. база вагона (железнодорожный подвижной состав): Расстояние между центрами пятников вагона. 119. грузоподъемность железнодорожного вагона: Наибольшая суммарная масса груза и/или пассажиров, допустимая к перевозке в данном типе железнодорожного вагона, исходя из его конструктивных особенностей, предусмотренных конструкторской документацией на него. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 71] 120. тара железнодорожного вагона: Собственная масса железнодорожного вагона в порожнем состоянии. [ГОСТ Р 55056-2012, статья 72] 121. салон пассажирского вагона: Огороженная перегородками часть пассажирского вагона, предназначенная для размещения пассажиров, оборудованная системами обеспечения микроклимата и жизнедеятельности. 122. тамбур пассажирского вагона: Часть вагона, огороженная перегородками, отделяющая вход в вагон от салона, кабины машиниста, багажного отсека или служебных помещений.
Механическая часть нетягового подвижного состава
123. колесная пара с неподвижными колесами, установленными на оси: Сборочная единица, состоящая из оси, неподвижно закрепленных двух колес, дисковых тормозов при их наличии, буксовых узлов и других деталей, которые не могут быть демонтированы без расформирования колесной пары. 124. колесная пара с подвижными колесами, установленными на оси: Сборочная единица, состоящая из оси, подвижных в осевом направлении двух колес, дисковых тормозов (при их наличии), замковых механизмов для фиксации колес на оси, буксовых узлов и других деталей, которые не могут быть демонтированы без расформирования колесной пары. 125. рама вагона: Составная несущая металлоконструкция кузова вагона, на которой размещаются автосцепное устройство, часть тормозного оборудования, пятники, которыми вагон опирается на подпятники тележек. 126. кузов вагона (железнодорожный подвижной состав): Несущая металлоконструкция, предназначенная для размещения перевозимого груза, пассажиров, багажа, систем жизнеобеспечения и специального оборудования. 127. колесный блок (железнодорожный подвижной состав): Сборочная единица, состоящая из двух независимых колесных узлов, прикрепленных к раме колесного блока с возможностью движения по колее постоянной ширины или со сменой ширины колеи. 128. колесный узел (железнодорожный подвижной состав): Сборочная единица, состоящая из оси, неподвижно закрепленного колеса с тормозными дисками, наружного и внутреннего буксовых узлов и других деталей, закрепленных на колесном узле.
Электрическое оборудование и энергетические установки железнодорожного нетягового подвижного состава
129. энергетическая установка железнодорожного нетягового подвижного состава: Дизельный двигатель, генератор переменного или постоянного тока, электромашинный агрегат и аккумуляторная батарея, обеспечивающие автономно и от внешних источников электроэнергией нетяговый подвижной состав во время движения по железнодорожному пути и на стоянках. 130. пульт управления электрическим оборудованием железнодорожного нетягового подвижного состава: Комплекс электрических и механических устройств, обеспечивающих включение или выключение, контроль функционирования и защиту электрического оборудования нетягового подвижного состава.
Алфавитный указатель терминов на русском языке
ГОСТ Р 55057-2012 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения
|