ГОСТ Р 53336-2009 Цикл жизненный железнодорожного
подвижного состава. Общие требования
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЦИКЛ ЖИЗНЕННЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
ОБЩИЕ
ТРЕБОВАНИЯ
LIVE-CYCLE OF RAILWAY ROLLING STOCK.
GENERAL REQUIREMENTS
ГОСТ Р 53336-2009
Предисловие
Цели и
принципы стандартизации в Российской Федерации установлены
Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом
регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской
Федерации -
ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные
положения".
Сведения о стандарте
1.
Разработан Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт
железнодорожного транспорта" (ОАО "ВНИИЖТ").
2. Внесен
Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства
по техническому регулированию и метрологии.
3.
Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии от 12 марта 2009 г. N 112-ст.
4. Введен
впервые.
Информация
об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом
информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок
- в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В
случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее
уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе
"Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты
размещаются также в информационной системе общего пользования - на
официальном сайте
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети
Интернет.
1. Область применения
Настоящий
стандарт распространяется на железнодорожный подвижной состав и устанавливает
стадии жизненного цикла и общие требования к процессам и содержанию работ,
выполняемых на стадиях жизненного цикла.
Настоящий
стандарт предназначен для применения при разработке нового (модернизированного)
железнодорожного подвижного состава, поставке его заказчикам и последующего
технического сопровождения.
2. Нормативные ссылки
В
настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р
15.201-2000. Система разработки и постановки продукции на производство.
Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и
постановки продукции на производство
ГОСТ Р
51768-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Методика определения ртути
в ртутьсодержащих отходах. Общие требования
ГОСТ Р
51769-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и
регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления.
Основные положения
ГОСТ Р 52944-2008. Цикл жизненный железнодорожного подвижного состава.
Термины и определения
ГОСТ
2.051-2006. Единая система конструкторской документации. Электронные документы.
Общие положения
ГОСТ
2.052-2006. Единая система конструкторской документации. Электронная модель
изделия. Общие положения
ГОСТ
2.053-2006. Единая система конструкторской документации. Электронная структура
изделия. Общие положения
ГОСТ
2.102-68. Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность
конструкторских документов
ГОСТ
2.103-68. Единая система конструкторской документации. Стадии разработки
ГОСТ
2.601-2006. Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные
документы
ГОСТ 2.602-95. Единая система конструкторской документации. Ремонтные
документы
ГОСТ
3.1102-81. Единая система технологической документации. Стадии разработки и виды
документов
ГОСТ
12.0.003-74. Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные
производственные факторы. Классификация
ГОСТ
12.1.007-76. Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества.
Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 27.002-89. Надежность в технике. Основные понятия. Термины и
определения
ГОСТ
16504-81. Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль
качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ
18322-78. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и
определения
ГОСТ
30773-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического
цикла. Основные положения
ГОСТ
30774-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов.
Основные требования.
Примечание
- При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие
ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на
официальном сайте
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети
Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные
стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по
соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным
в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании
настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным)
стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором
дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины, определения и сокращения
3.1. В
настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52944, ГОСТ 27.002, ГОСТ 18322 и
ГОСТ 16504, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1.
Интегрированная логистическая поддержка: совокупность технологий управления,
организационных, технических и программных решений, обеспечивающая сокращение
затрат на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт железнодорожного
подвижного состава при соблюдении заданных требований в отношении его готовности
к использованию по назначению.
3.1.2.
Интегрированная информационная среда: совокупность распределенных баз данных
различных автоматизированных систем, содержащих сведения о железнодорожном
подвижном составе с начала его проектирования до утилизации, обеспечивающая
корректность, актуальность, сохранность и доступность данных субъектам
производственно-хозяйственной деятельности, участвующим в осуществлении
жизненного цикла железнодорожного подвижного состава.
Примечания
1. В общем
случае сведения о железнодорожном подвижном составе включают в себя
конструкторскую (в том числе производственную, эксплуатационную, ремонтную)
документацию, технологическую и иную документацию (технические требования,
техническое задание, акты и протоколы испытаний, патентный формуляр) на
железнодорожный подвижной состав в форме электронных документов, а также данные,
характеризующие ресурс железнодорожного подвижного состава, техническое
состояние его составных частей, надежность, дислокацию, загрузку, вид
использования, затраты на эксплуатацию и ремонт.
2. К
автоматизированным системам относятся: автоматизированные системы
конструкторского и технологического проектирования, автоматизированные системы
планирования и управления предприятием, программные средства управления данными
об изделии.
3.1.3.
Опытный пробег: пробег опытного образца железнодорожного подвижного состава,
выполняемый в процессе проведения предварительных испытаний с целью проверки
работоспособности опытного образца, взаимодействия в целом всех его агрегатов и
систем, реализации расчетных режимов работы в эксплуатационных условиях.
3.1.4.
Отход составной части железнодорожного подвижного состава: составная часть
железнодорожного подвижного состава, подлежащая списанию и предназначенная для
утилизации.
3.1.5.
Удаление отходов составной части железнодорожного подвижного состава (на стадии
утилизации): сбор, сортировка, транспортирование и переработка отходов с
уничтожением и (или) захоронением их способом специального хранения.
3.2. В
настоящем стандарте применены следующие сокращения:
КД -
конструкторская документация;
НИР -
научно-исследовательская работа;
ОКР -
опытно-конструкторская работа;
РД -
ремонтные документы;
ТД -
технологическая документация;
ТЗ -
техническое задание;
ТО -
техническое обслуживание;
ТП -
технический проект;
ТТ -
технические требования;
ТУ -
технические условия;
ЭД -
эксплуатационные документы;
ЭП -
эскизный проект.
4. Общие требования к процессам
4.1.
Жизненный цикл железнодорожного подвижного состава должен состоять из следующих
стадий:
-
определение исходных требований;
-
разработка;
-
производство;
-
эксплуатация;
-
модернизация;
-
утилизация.
4.1.1.
Стадия "Определение исходных требований" включает в себя процессы маркетинговых
исследований заказчика и подрядчика (поставщика) железнодорожного подвижного
состава, формирования исходных технических требований к нему, проведения
конкурса (тендера) среди подрядчиков (поставщиков) на разработку и (или)
изготовление железнодорожного подвижного состава, первоначального
прогнозирования стоимости жизненного цикла железнодорожного подвижного состава и
разработки основных положений проекта договора на создание железнодорожного
подвижного состава.
Результатом работ, проведенных на данной стадии, является определение
возможности и целесообразности создания железнодорожного подвижного состава по
потребительским и коммерческим параметрам, разработка и утверждение технических
требований к конкретному типу (серии) железнодорожного подвижного состава, выбор
подрядчика (поставщика) железнодорожного подвижного состава.
4.1.2.
Стадия "Разработка" включает в себя процессы выполнения НИР по изысканию путей и
принципов рационального создания нового (модернизированного) железнодорожного
подвижного состава для формирования ТЗ, детального прогнозирования стоимости
жизненного цикла железнодорожного подвижного состава, выполнения ОКР по
разработке и созданию опытных образцов нового (модернизированного)
железнодорожного подвижного состава, проведение их испытаний.
Результатом работ на стадии "Разработка" является опытный образец (партия)
железнодорожного подвижного состава, утвержденная конструкторская документация
(в том числе эксплуатационные документы).
По
требованию заказчика КД (в том числе ЭД и РД) дополнительно может быть выполнена
в форме электронных документов по ГОСТ 2.051 - ГОСТ 2.053.
4.1.3.
Стадия "Производство" включает в себя подготовительные процессы по обеспечению
готовности предприятия к производству и выпуску (поставке) в заданном объеме
нового (модернизированного) железнодорожного подвижного состава в соответствии с
требованиями ТТ, ТЗ, КД, производственные процессы его изготовления на стадии
установившегося производства, а также процесс прекращения производства (снятие с
производства) железнодорожного подвижного состава.
Результатом работ, проведенных на стадии "Производство", является выпуск нового
(модернизированного) железнодорожного подвижного состава.
4.1.4.
Стадия "Эксплуатация" включает в себя процессы принятия эксплуатирующей
организацией (подразделением) железнодорожного подвижного состава, ввода его в
эксплуатируемый парк для непосредственного использования в соответствии с
назначением (в том числе и гарантийный срок), поддержание парка железнодорожного
подвижного состава в установленной степени его готовности к использованию путем
проведения комплекса мероприятий (в том числе технического обслуживания и
ремонта), направленных на обеспечение и (или) восстановление работоспособности и
исправности железнодорожного подвижного состава.
Результатом работ на стадии "Эксплуатация" является выполнение единицей
железнодорожного подвижного состава своих функций по обеспечению перевозочного
процесса в соответствии с заданными к нему требованиями.
4.1.5.
Стадия "Модернизация" характеризуется процессами, направленными на своевременную
замену части оборудования железнодорожного подвижного состава на новое для
улучшения его потребительских свойств. При модернизации возможно выполнение
работ, обеспечивающих продление срока службы железнодорожного подвижного
состава. Модернизация проводится в целях улучшения технико-экономических
показателей железнодорожного подвижного состава.
Результатом проведения работ на стадии "Модернизация" является повышение
технического уровня железнодорожного подвижного состава и его составных частей.
Порядок
проведения работ по модернизации железнодорожного подвижного состава,
осуществляемый изготовителем или специализированным ремонтным предприятием,
должен быть таким же, как и при разработке нового железнодорожного подвижного
состава согласно ГОСТ Р 15.201.
4.1.6. На
стадии "Утилизация" проводят комплекс документированных
организационно-технологических мероприятий по списанию единицы железнодорожного
подвижного состава, ликвидации и удалению отходов составных частей
железнодорожного подвижного состава с составлением описи составных частей,
подлежащих снятию с железнодорожного подвижного состава и пригодных для
повторного использования.
Результатом проведения работ на стадии "Утилизация" является демонтированный
комплект деталей и составных частей железнодорожного подвижного состава,
соответствующих требованиям нормативных документов для повторного использования
при ремонте других объектов железнодорожного транспорта, и (или) уничтожение
составных частей железнодорожного подвижного состава, выработавших свой ресурс и
непригодных для дальнейшего восстановления.
4.2.
Соответствие процессов жизненного цикла железнодорожного подвижного состава
установленным в ТУ требованиям должно обеспечиваться за счет:
- создания
интегрированной информационной среды и информационной поддержки жизненного цикла
железнодорожного подвижного состава при проектировании, производстве и
техническом сопровождении в эксплуатации;
-
использования макетных и опытных образцов железнодорожного подвижного состава и
их составных частей при контроле и подтверждении принимаемых
конструкторско-технологических решений, необходимых для реализации заданных
требований к создаваемому или модернизируемому железнодорожному подвижному
составу, а также для подтверждения соответствия железнодорожного подвижного
состава утвержденной документации на различных стадиях жизненного цикла;
-
формирования каталога параметров, подлежащих контролю при испытаниях, и методов
контроля для получения объективной и достоверной оценки состояния оборудования
железнодорожного подвижного состава;
-
организации и проведения испытаний железнодорожного подвижного состава согласно
требованиям соответствующих программ и методик;
-
подтверждения обязательных требований норм безопасности, регламентируемых
нормативными документами в области сертификации железнодорожной техники;
-
определения показателей надежности железнодорожного подвижного состава и
гарантийных обязательств изготовителя;
-
осуществления правил перехода от выполненной работы одного вида на любой стадии
жизненного цикла к выполнению последующего вида работ на данной стадии, а также
правил перехода от одной стадии к следующей;
-
системной организации постпроизводственных процессов жизненного цикла
железнодорожного подвижного состава на основе интегрированной логистической
поддержки;
-
функционирования систем менеджмента качества на предприятиях поставщика и
предприятиях (подразделениях) заказчика;
-
регламентации показателей безотказности, долговечности, сохраняемости,
ремонтопригодности и гарантийных сроков хранения запасных частей
железнодорожного подвижного состава;
-
качественной реализации системы ТО и ремонта железнодорожного подвижного
состава;
-
установления рациональных значений параметров технического состояния
железнодорожного подвижного состава после ремонта;
-
повышения квалификации персонала, выполняющего работы на всех стадиях жизненного
цикла железнодорожного подвижного состава;
-
внедрения прогрессивных, экологически безопасных, ресурсо-, энергосберегающих
технологий.
5. Типовые процессы, выполняемые на стадиях жизненного
цикла железнодорожного подвижного состава
Состав и
содержание работ, входящих в процессы жизненного цикла железнодорожного
подвижного состава, приведены в таблице 1.
Таблица 1
ТИПОВЫЕ ПРОЦЕССЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ НА СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦Работы, выполня-¦
Процессы последовательного выполнения работ ¦
¦емые на стадиях ¦ по стадиям жизненного цикла ¦
¦жизненного цикла¦ ¦
¦железнодорожного¦ ¦
¦подвижного ¦ ¦
¦состава ¦ ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦1. Определение
исходных требований к железнодорожному подвижному составу ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦1.1.
Маркетинго-¦Анализ подрядчиком (поставщиком) железнодорожного под- ¦
¦вые исследования¦вижного состава рынка потребителей, рекламная деятель- ¦
¦ ¦ность, разработка ценовой политики и другие виды работ, ¦
¦ ¦обеспечивающие реализацию продукции и экономическую ¦
¦ ¦выгодность производства железнодорожного подвижного ¦
¦ ¦состава для поставщика. ¦
¦ ¦Проведение заказчиком исследовательских работ по ¦
¦ ¦определению необходимости и целесообразности создания ¦
¦ ¦нового железнодорожного подвижного состава, а также ¦
¦ ¦общей его потребности для обеспечения требуемого уровня ¦
¦ ¦перевозочного процесса. ¦
¦ ¦Формирование заказчиком и рассмотрение поставщиками ¦
¦ ¦железнодорожного подвижного состава исходных требований ¦
¦ ¦к техническому уровню и качеству железнодорожного под- ¦
¦ ¦вижного состава, характеризующих необходимые потреби- ¦
¦ ¦тельские свойства (например, мощность, грузоподъемность)¦
¦ ¦в соответствии с тенденциями развития железнодорожного ¦
¦ ¦транспорта, результатами поисковых работ ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦1.2. Разработка
¦Проведение исследовательских работ по определению необ- ¦
¦заказчиком ¦ходимых требований к основным параметрам, показателям, ¦
¦технических ¦техническим характеристикам и потребительским свойствам ¦
¦требований к ¦нового (модернизируемого) железнодорожного подвижного ¦
¦железнодорожному¦состава. ¦
¦подвижному ¦Формирование заказчиком ТТ к новому (модернизируемому) ¦
¦составу ¦железнодорожному подвижному составу с обязательным вклю-¦
¦ ¦чением следующих показателей: коэффициента готовности, ¦
¦ ¦средней наработки на отказ, времени восстановления ¦
¦ ¦отказа. ¦
¦ ¦Согласование ТТ с организациями (подразделениями) по ¦
¦ ¦усмотрению заказчика и их утверждение ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦1.3.
Организация¦Проведение конкурса (тендера) потенциальных подрядчиков ¦
¦заказчиком ¦(поставщиков) железнодорожного подвижного состава [на ¦
¦конкурса ¦основе документации, регламентирующей условия конкурса ¦
¦(тендера) для ¦(тендера)], проведение экспертизы технических предложе- ¦
¦оценки конку- ¦ний участников конкурса (в том числе проекта ТЗ и оценок¦
¦рентоспособности¦стоимости жизненного цикла железнодорожного подвижного ¦
¦подрядчиков ¦состава, представленных участниками конкурса). ¦
¦(поставщиков) ¦Выбор подрядчика (поставщика) железнодорожного ¦
¦железнодорожного¦подвижного состава по результатам конкурса (тендера). ¦
¦подвижного ¦Определение заказчиком потребных инвестиций для ¦
¦состава ¦приобретения нового железнодорожного подвижного состава,¦
¦ ¦их источников и условий реализации (включая финансовые ¦
¦ ¦ограничения), основных положений договора на разработку ¦
¦ ¦(модернизацию) и (или) изготовление нового железнодорож-¦
¦ ¦ного подвижного состава (далее - договор о создании ¦
¦ ¦железнодорожного подвижного состава) ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦2. Разработка
железнодорожного подвижного состава ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦2.1. Разработка
¦Формирование концепции проекта по созданию нового желез-¦
¦подрядчиком ¦нодорожного подвижного состава (если это оговорено в ¦
¦(поставщиком) ¦основных положениях договора о поставке железнодорожного¦
¦железнодорожного¦подвижного состава), включающей предложения по проекти- ¦
¦подвижного ¦рованию железнодорожного подвижного состава в целом, ¦
¦состава ТЗ на ¦отдельных его составных частей, систем железнодорожного ¦
¦проведение ОКР ¦подвижного состава, обеспечивающих его функционирование,¦
¦по созданию ¦по организации производства и эксплуатации железнодорож-¦
¦железнодорожного¦ного подвижного состава. ¦
¦подвижного ¦Проведение патентных исследований. ¦
¦состава ¦Теоретические и экспериментальные исследования по опре- ¦
¦ ¦делению рациональных конструкционных и технологических ¦
¦ ¦решений, расчету необходимых показателей надежности, ¦
¦ ¦соответствующих требованиям ТТ на железнодорожный ¦
¦ ¦подвижной состав. ¦
¦ ¦Детализированное прогнозирование стоимости жизненного ¦
¦ ¦цикла железнодорожного подвижного состава с учетом ¦
¦ ¦оценки неопределенностей и риска, оценки затрат на ТО и ¦
¦ ¦ремонт каждой из основных составных частей железнодорож-¦
¦ ¦ного подвижного состава. ¦
¦ ¦Формирование ТЗ по результатам исследований, предусмат- ¦
¦ ¦ривающего реализацию ТТ и определяющего необходимые и ¦
¦ ¦достаточные требования к разрабатываемому типу ¦
¦ ¦железнодорожного подвижного состава. ¦
¦ ¦Согласование и утверждение ТЗ ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦2.2. Заключение
¦Ведение переговоров сторон с целью заключения договора и¦
¦договора о ¦обсуждение вариантов реализации проекта по созданию (мо-¦
¦создании ¦дернизации) нового (модернизированного) железнодорожного¦
¦железнодорожного¦подвижного состава. Согласование плана создания, мер по ¦
¦подвижного ¦обеспечению качества при разработке и изготовлении ¦
¦состава ¦железнодорожного подвижного состава подрядчиком ¦
¦ ¦(поставщиком), услуг подрядчика (поставщика), содействий¦
¦ ¦заказчика и его участия в разработке (модернизации) ¦
¦ ¦железнодорожного подвижного состава, порядка проведения ¦
¦ ¦испытаний образцов, их приемки, юридических и финансовых¦
¦ ¦аспектов договора, определение прав и обязанностей ¦
¦ ¦сторон. ¦
¦ ¦Подготовка подрядчиком (поставщиком) пакета проектов ¦
¦ ¦необходимой документации для заключения договора о ¦
¦ ¦создании железнодорожного подвижного состава и передача ¦
¦ ¦его заказчику. ¦
¦ ¦Экспертиза пакета проектов документации заказчиком и ¦
¦ ¦разработка предложений по его корректировке. Доработка ¦
¦ ¦проекта договора о создании железнодорожного подвижного ¦
¦ ¦состава и его заключение ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦2.3. ОКР по
¦Реализация требований, предъявляемых в ТЗ на создаваемый¦
¦созданию ¦(модернизируемый) подвижной состав, к параметрам ¦
¦(модернизации) ¦сборочных единиц железнодорожного подвижного состава, их¦
¦нового ¦взаимодействию и размещению, проектирование сборочных ¦
¦железнодорожного¦единиц и железнодорожного подвижного состава в целом. ¦
¦подвижного ¦Разработка ЭП, ТП, рабочей (безлитерной) КД (включая ¦
¦состава согласно¦проект ТУ) и ТД для изготовления опытного образца ¦
¦утвержденному ТЗ¦железнодорожного подвижного состава. ¦
¦ ¦Изготовление опытного образца железнодорожного ¦
¦ ¦подвижного состава. ¦
¦ ¦Проведение приемосдаточных испытаний опытного образца ¦
¦ ¦железнодорожного подвижного состава с принятием его в ¦
¦ ¦установленном порядке службой технического контроля ¦
¦ ¦изготовителя. ¦
¦ ¦Проведение предварительных испытаний опытного образца ¦
¦ ¦железнодорожного подвижного состава в соответствии с ¦
¦ ¦ГОСТ Р 15.201 и выполнение им опытного пробега, ¦
¦ ¦установленного в договоре о создании железнодорожного ¦
¦ ¦подвижного состава. ¦
¦ ¦Корректировка КД по результатам предварительных ¦
¦ ¦испытаний, обеспечение ее соответствия литере "О" в ¦
¦ ¦соответствии с ГОСТ 2.103. ¦
¦ ¦Виды и комплектность КД в соответствии с ГОСТ 2.102. ¦
¦ ¦Разработка поставщиком железнодорожного подвижного ¦
¦ ¦состава ЭД по ГОСТ 2.601. ¦
¦ ¦Проведение приемочных испытаний опытного образца ¦
¦ ¦железнодорожного подвижного состава по ГОСТ Р 15.201 с ¦
¦ ¦присвоением КД литеры "О1" в соответствии с ГОСТ 2.103 ¦
¦ ¦для постановки на производство ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦3.
Производство ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦3.1. Постановка
¦Подготовка и освоение производства в соответствии с ¦
¦железнодорожного¦ГОСТ Р 15.201. ¦
¦подвижного ¦На этапе подготовки производства предусматривают выпол- ¦
¦состава на ¦нение следующих работ: ¦
¦производство ¦- реализация организационных, технических и экономичес- ¦
¦ ¦ких мероприятий по обеспечению производства нового ¦
¦ ¦(модернизируемого) железнодорожного подвижного состава; ¦
¦ ¦- обеспечение требуемой производственной мощности ¦
¦ ¦предприятия-изготовителя для стабильного изготовления ¦
¦ ¦железнодорожного подвижного состава при заданном объеме ¦
¦ ¦и типе установившегося производства; ¦
¦ ¦- технологическая подготовка производства, включающая ¦
¦ ¦разработку типовых технологических процессов изготовле- ¦
¦ ¦ния, испытаний, контроля качества изготовления ¦
¦ ¦железнодорожного подвижного состава; ¦
¦ ¦- аттестация испытательного оборудования и методик ¦
¦ ¦проведения измерений, поверка измерительных приборов, ¦
¦ ¦используемых для контроля параметров железнодорожного ¦
¦ ¦подвижного состава при его изготовлении (модернизации); ¦
¦ ¦- обеспечение контроля качества комплектующих частей ¦
¦ ¦железнодорожного подвижного состава. ¦
¦ ¦На этапе освоения производства: ¦
¦ ¦- изготовление железнодорожного подвижного состава ¦
¦ ¦установочной серии в соответствии с требованиями КД ¦
¦ ¦литеры "О1" в соответствии с ГОСТ 2.103 и технологичес- ¦
¦ ¦ких процессов производства железнодорожного подвижного ¦
¦ ¦состава; ¦
¦ ¦- проведение сертификационных испытаний установочной ¦
¦ ¦серии; ¦
¦ ¦- проведение эксплуатационных испытаний образцов устано-¦
¦ ¦вочной серии для подтверждения показателей безотказнос- ¦
¦ ¦ти, готовности, ремонтопригодности, безопасности; ¦
¦ ¦- проведение квалификационных испытаний образцов ¦
¦ ¦железнодорожного подвижного состава установочной серии в¦
¦ ¦соответствии с ГОСТ Р 15.201; ¦
¦ ¦- корректировка (при необходимости) технологического ¦
¦ ¦процесса производства железнодорожного подвижного ¦
¦ ¦состава; ¦
¦ ¦- утверждение КД и ТД с присвоением литеры "А" в ¦
¦ ¦соответствии с ГОСТ 2.103; ¦
¦ ¦- определение соответствия железнодорожного подвижного ¦
¦ ¦состава требованиям КД, а также оценка полноты и ¦
¦ ¦качества разработанной ЭД ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦3.2. Установив-
¦Заключение договора между заказчиком и изготовителем ¦
¦шееся ¦железнодорожного подвижного состава о поставке нового ¦
¦промышленное ¦(модернизируемого) железнодорожного подвижного состава. ¦
¦серийное ¦Реализация требований данного договора: производство ¦
¦производство ¦железнодорожного подвижного состава в объеме, ¦
¦железнодорожного¦определенном условиями договора, с соблюдением техноло- ¦
¦подвижного ¦гии изготовления и контролем качества выпускаемого ¦
¦состава ¦железнодорожного подвижного состава ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦4.
Эксплуатация ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦4.1.
Использова-¦Приемка (ввод) железнодорожного подвижного состава в ¦
¦ние железнодо- ¦эксплуатацию после изготовления (модернизации) или ре- ¦
¦рожного ¦монта на основании проверок исправности железнодорожного¦
¦подвижного ¦подвижного состава в соответствии с требованиями ¦
¦состава по ¦нормативных документов. ¦
¦назначению на ¦Оптимизация распределения нового (модернизированного) ¦
¦предприятиях ¦железнодорожного подвижного состава по полигонам ¦
¦заказчика ¦эксплуатации. ¦
¦ ¦Обеспечение железнодорожного подвижного состава необхо- ¦
¦ ¦димыми топливно-энергетическими ресурсами, экипировочны-¦
¦ ¦ми материалами, квалифицированным эксплуатационным ¦
¦ ¦персоналом. ¦
¦ ¦Мониторинг производительности железнодорожного подвижно-¦
¦ ¦го состава, затрат на его эксплуатацию и доходов от нее,¦
¦ ¦анализ стоимости жизненного цикла железнодорожного ¦
¦ ¦подвижного состава. ¦
¦ ¦Разработка и реализация мероприятий, направленных на ¦
¦ ¦использование железнодорожного подвижного состава с ¦
¦ ¦оптимальной производительностью, надежностью и ¦
¦ ¦минимизацией затрат на его содержание. ¦
¦ ¦Разработка РД на техническое обслуживание и текущий ¦
¦ ¦ремонт (с учетом опыта эксплуатации железнодорожного ¦
¦ ¦подвижного состава в течение гарантийного срока на ¦
¦ ¦железнодорожный подвижной состав и его составные части) ¦
¦ ¦потребителем железнодорожного подвижного состава или ¦
¦ ¦поставщиком, если это оговорено в договоре о поставке ¦
¦ ¦железнодорожного подвижного состава. ¦
¦ ¦Разработка потребителем РД на средний и капитальный ре- ¦
¦ ¦монт железнодорожного подвижного состава - по ГОСТ 2.602¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦4.2. ТО и
¦Подготовка предприятий потребителя, выполняющих ТО и ¦
¦текущий ремонт ¦текущий ремонт нового (модернизированного) железнодорож-¦
¦ ¦ного подвижного состава, должна включать в себя: ¦
¦ ¦- обучение обслуживающего и ремонтного персонала; ¦
¦ ¦- дооснащение предприятий соответствующим технологичес- ¦
¦ ¦ким оборудованием и специнструментом (при необходимости ¦
¦ ¦- реконструкция отдельных производственных ¦
¦ ¦подразделений); ¦
¦ ¦- разработку ТД по ГОСТ 3.1102; ¦
¦ ¦- обеспечение ремонтного персонала предприятий, выпол- ¦
¦ ¦няющих ТО и текущий ремонт железнодорожного подвижного ¦
¦ ¦состава, ТД и РД на ТО и текущий ремонт; ¦
¦ ¦- разработку и корректировку технологических графиков ¦
¦ ¦выполнения ТО и текущего ремонта; ¦
¦ ¦- перспективное планирование программы ТО и текущего ¦
¦ ¦ремонта (в соответствии с периодичностью и объемом ¦
¦ ¦работ, регламентированных РД) и их распределение по ¦
¦ ¦ремонтным предприятиям; ¦
¦ ¦- формирование исходного запаса материалов, сменных ¦
¦ ¦деталей и сборочных единиц железнодорожного подвижного ¦
¦ ¦состава, а также планирование материально-технических ¦
¦ ¦ресурсов. ¦
¦ ¦При реализации системы технического обслуживания и ¦
¦ ¦ремонта железнодорожного подвижного состава должна быть ¦
¦ ¦создана система контроля качества функционирования ¦
¦ ¦ремонтных предприятий (подразделений). ¦
¦ ¦Внедрение автоматизированных систем управления для ¦
¦ ¦совершенствования организации, технологии и структуры ¦
¦ ¦управления ремонтным производством и автоматизированного¦
¦ ¦решения следующих задач: ¦
¦ ¦- оптимизации использования людских и материальных ¦
¦ ¦ресурсов в процессе ремонта железнодорожного подвижного ¦
¦ ¦состава; ¦
¦ ¦- мониторинга наличия необходимых материальных ресурсов ¦
¦ ¦на складе; ¦
¦ ¦- определения рациональных норм периодичности ТО и ¦
¦ ¦текущего ремонта железнодорожного подвижного состава; ¦
¦ ¦- формирования и корректировки плана ремонта ¦
¦ ¦железнодорожного подвижного состава; ¦
¦ ¦- анализа технического состояния железнодорожного ¦
¦ ¦подвижного состава; ¦
¦ ¦- определения объема ремонта железнодорожного подвижного¦
¦ ¦состава, исходя из результатов диагностирования и ¦
¦ ¦контроля технического состояния его составных частей ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦4.3. Средний
¦Подготовка предприятий, предназначенных для выполнения ¦
¦ремонт, ¦среднего и капитального ремонта нового (модернизирован- ¦
¦капитальный ¦ного) железнодорожного подвижного состава, должна ¦
¦ремонт ¦включать в себя: ¦
¦ ¦- планирование системы материально-технического ¦
¦ ¦обеспечения капитального и среднего ремонта; ¦
¦ ¦- создание системы качества ремонтного производства; ¦
¦ ¦- обучение персонала; ¦
¦ ¦- дооснащение предприятий соответствующим технологичес- ¦
¦ ¦ким оборудованием и специнструментом; ¦
¦ ¦- обеспечение РД и ТД; ¦
¦ ¦- разработку технологической документации на выполнение ¦
¦ ¦работ по ремонту отдельных составных частей ¦
¦ ¦железнодорожного подвижного состава; ¦
¦ ¦- формирование исходного запаса материалов, сменных ¦
¦ ¦деталей и сборочных единиц железнодорожного подвижного ¦
¦ ¦состава. ¦
¦ ¦При выполнении среднего или капитального ремонта ¦
¦ ¦допускается проведение модернизации железнодорожного ¦
¦ ¦подвижного состава ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦5.
Модернизация ¦
+-------------------------------------------------------------------------+
¦5.1. Проведение
модернизации железнодорожного подвижного состава по ¦
¦инициативе разработчика или изготовителя ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦5.1.1.
Разработ-¦Формирование ТЗ на ОКР по модернизации железнодорожного ¦
¦ка ТЗ на ОКР по ¦подвижного состава на основе анализа данных его эксплу- ¦
¦модернизации ¦атации и выявленных при ней недостатках железнодорожного¦
¦железнодорожного¦подвижного состава или его составных частей, а также с ¦
¦подвижного ¦учетом современных технологий производства составных ¦
¦состава ¦частей железнодорожного подвижного состава. ¦
¦ ¦Утверждение ТЗ руководством разработчика или изготовите-¦
¦ ¦ля, согласование его с заказчиком железнодорожного ¦
¦ ¦подвижного состава. ¦
¦ ¦В случае отсутствия заказчика (ликвидация, банкротство, ¦
¦ ¦продажа железнодорожного подвижного состава другому ¦
¦ ¦собственнику) допускается проведение модернизации без ¦
¦ ¦согласования с заказчиком. ¦
¦ ¦Дальнейшие стадии жизненного цикла модернизируемого ¦
¦ ¦железнодорожного подвижного состава и последовательность¦
¦ ¦выполняемых работ соответствуют стадиям "Разработка", ¦
¦ ¦"Производство", "Эксплуатация" ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦5.2. Проведение
модернизации железнодорожного подвижного состава по ¦
¦инициативе заказчика ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦5.2.1.
Разработ-¦Проведение комплекса исследовательских работ по ¦
¦ка заказчиком ¦возможной модернизации составных частей железнодорожного¦
¦железнодорожного¦подвижного состава, позволяющей улучшить его технико- ¦
¦подвижного ¦экономические характеристики. ¦
¦состава ¦Определение перечня модернизируемых составных частей ¦
¦технических ¦железнодорожного подвижного состава. Формирование, ¦
¦требований на ¦согласование и утверждение ТТ на модернизацию ¦
¦его модернизацию¦железнодорожного подвижного состава ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦5.2.2.
Разработ-¦Исследование и анализ рынка составных частей (комплекту-¦
¦ка поставщиком ¦ющих) железнодорожного подвижного состава, определение ¦
¦ТЗ на ОКР по ¦рациональных технологических решений по модернизации ¦
¦модернизации ¦составных частей железнодорожного подвижного состава, ¦
¦поставщиком ¦проведение патентных исследований. ¦
¦железнодорожного¦Формирование ТЗ на выполнение ОКР по модернизации ¦
¦подвижного ¦железнодорожного подвижного состава. ¦
¦состава ¦Утверждение ТЗ поставщиком и согласование его с ¦
¦ ¦заказчиком. ¦
¦ ¦Дальнейшие стадии жизненного цикла модернизируемого ¦
¦ ¦железнодорожного подвижного состава и последовательность¦
¦ ¦работ, выполняемых на них, соответствуют стадиям ¦
¦ ¦"Разработка", "Производство", "Эксплуатация" ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦6.
Утилизация ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦6.1. Списание
¦Изъятие железнодорожного подвижного состава из ¦
¦железнодорожного¦эксплуатации. Оформление документации по его снятию со ¦
¦подвижного ¦всех видов регистрации и форм учета заказчика. ¦
¦состава ¦Демонтаж составных частей железнодорожного подвижного ¦
¦ ¦состава, пригодных для дальнейшего их применения, в ¦
¦ ¦соответствии с ведомостью оценки их технического ¦
¦ ¦состояния. ¦
¦ ¦Передача составных частей железнодорожного подвижного ¦
¦ ¦состава, не пригодных для дальнейшего их использования, ¦
¦ ¦на утилизацию ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦6.2. Утилизация
¦Мероприятия по утилизации составных частей железнодорож-¦
¦составных частей¦ного подвижного состава должны предусматривать: ¦
¦железнодорожного¦- оформление документации на проведение работ по ¦
¦подвижного ¦утилизации; ¦
¦состава ¦- формирование фонда железнодорожного подвижного состава¦
¦ ¦(или его составных частей), подлежащего утилизации; ¦
¦ ¦- информационное обеспечение процесса утилизации на ¦
¦ ¦основе данных о железнодорожном подвижном составе (или ¦
¦ ¦его составных частях), подлежащем утилизации; ¦
¦ ¦- лицензирование предприятия, привлекаемого к работам по¦
¦ ¦утилизации опасных отходов; ¦
¦ ¦- определение порядка проведения работ по утилизации ¦
¦ ¦железнодорожного подвижного состава (или его составных ¦
¦ ¦частей); ¦
¦ ¦- соблюдение правил безопасности и мер по охране ¦
¦ ¦окружающей среды при проведении работ по утилизации ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
¦6.3. Удаление
¦Удаление отходов составной части железнодорожного ¦
¦отходов ¦подвижного состава предусматривает утилизацию безопасных¦
¦составной части ¦(инертных) и избавление от опасных отходов. ¦
¦железнодорожного¦Утилизация безопасных (инертных) отходов предусматривает¦
¦подвижного ¦переработку с последующим их использованием. ¦
¦состава ¦Избавление от опасных отходов предусматривает их ¦
¦ ¦захоронение или уничтожение. ¦
¦ ¦Порядок обращения с отходами - в соответствии с ¦
¦ ¦ГОСТ Р 51769 и ГОСТ 30773. ¦
¦ ¦Обеспечение безопасности обращения с отходами - в ¦
¦ ¦соответствии с ГОСТ 12.0.003 и ГОСТ 30774. ¦
¦ ¦Организация и контроль процессов удаления опасных ¦
¦ ¦отходов - в соответствии с ГОСТ 12.1.007, ГОСТ 30774 и ¦
¦ ¦ГОСТ Р 51768 ¦
+----------------+--------------------------------------------------------+
ГОСТ Р 53336-2009 Цикл жизненный железнодорожного
подвижного состава. Общие требования