|
ГОСТ Р 52852-2007 (ИСО 21308-3:2007) Автомобили грузовые. Обмен данными между изготовителями шасси и кузовов (платформ). Общие данные, показатели масс, административная информация. Условные обозначения
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОМОБИЛИ ГРУЗОВЫЕ
ОБМЕН ДАННЫМИ МЕЖДУ ИЗГОТОВИТЕЛЯМИ ШАССИ И КУЗОВОВ (ПЛАТФОРМ). ОБЩИЕ ДАННЫЕ, ПОКАЗАТЕЛИ МАСС, АДМИНИСТРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Commercial vehicles. Product data exchange between chassis and bodyworks manufacturers. General data, mass parameters, administrative information. Reference designations
ISO 21308-3:2007 Road vehicles. Product data exchange between chassis and bodywork manufacturers (BEP). Part 3. General, mass and administrative exchange parameters (MOD)
ГОСТ Р 52852-2007 (ИСО 21308-3:2007)
Группа Т51
ОКС 43.080.01; ОКП 45 1100
Дата введения 1 января 2009 года
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
Сведения о стандарте
1. Подготовлен Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе собственного аутентичного перевода международного стандарта, указанного в пункте 4. 2. Внесен Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. 3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 494-ст. 4. Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 21308-3:2007 "Транспорт дорожный. Обмен данными о продукции между изготовителями шасси и кузова (BEP). Часть 3. Параметры обмена общими размерами, массой и административной информацией" (ISO 21308-3:2007 "Road vehicles - Product data exchange between chassis and bodywork manufacturers (BEP) - Part 3: General, mass and administrative exchange parameters") путем изменения отдельных фраз, которые выделены в тексте курсивом. Внесение указанных изменений направлено на учет нормативно-правовых требований, установленных в Российской Федерации. При этом в модифицированный стандарт не включены раздел A.2 справочного Приложения A и справочное Приложение B примененного международного стандарта, которые нецелесообразно использовать в национальной стандартизации в связи с их низкой информативностью. 5. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
Введение
Эффективность производства грузовых автомобилей в тех случаях, когда шасси и кузова (платформы) выпускаются разными изготовителями, может быть в значительной степени повышена за счет организации четкой и оперативной информации о специфических особенностях шасси грузовых автомобилей, заблаговременно передаваемой изготовителям кузовов (платформ). При этом наличие единого подхода позволяет установить однозначную систему передаваемых данных и их условных обозначений (кодов) для грузовых автомобилей. Условные обозначения данных полезны во многих случаях, например в конструировании и производстве, при разработке технических требований, в схемах и чертежах, технических описаниях и т.п. Эта информация должна быть достоверной и давать изготовителю кузовов (платформ) грузовых автомобилей уверенность в правильности принимаемых решений при конструировании и организации производства кузова (платформы) или другой надстройки еще до начала поставок шасси. Условные обозначения (коды) данных образуют основной информационный уровень, одновременно являясь основными входными параметрами для системы обмена данными, базирующейся на протоколе STEP <1> (см. комплекс ГОСТ Р ИСО 10303). -------------------------------- <1> Standard for the Exchange of Product model data - Стандарт по обмену основными данными о продукции.
1. Область применения
Настоящий стандарт определяет номенклатуру и условные обозначения (коды) общих данных, показателей масс и элементов административной информации, необходимые для проектирования кузовов/платформ (далее - надстроек) грузовых автомобилей категорий и по ГОСТ Р 52051 и являющиеся объектом обмена информацией между изготовителями автомобилей и устанавливаемых на них надстроек. В процессе обмена упомянутой выше информацией, связанной с конкретным шасси, могут принимать участие: - изготовитель шасси; - импортер шасси; - продавец шасси; - один или несколько изготовителей надстроек на данное шасси; - поставщики различных компонентов, составляющих надстройку (надстройки), а именно, изготовители сменных кузовов, подъемных и погрузочно-разгрузочных устройств, самосвального оборудования. Положения настоящего стандарта являются рекомендуемыми для всех ведомств, организаций и предприятий Российской Федерации независимо от формы собственности, осуществляющих проектирование и производство грузовых автомобилей, их шасси, а также надстроек, предназначенных для установки на эти шасси.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р ИСО 10303 (Комплекс стандартов). Системы автоматизации производства и их интеграция. Представление данных об изделии и обмен этими данными ГОСТ Р 51980-2002. Транспортные средства. Маркировка. Общие технические требования ГОСТ Р 52051-2003. Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения ГОСТ Р 52389-2005. Транспортные средства колесные. Массы и размеры. Технические требования и методы испытаний ГОСТ Р 52851-2007 (ИСО 21308-2:2006). Автомобили грузовые. Обмен данными между изготовителем шасси и кузовов (платформ). Размеры шасси, необходимые для проектирования кузовов (платформ). Условные обозначения Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями: 3.1. BEP-код <1> (BEP-code): условное обозначение определенного параметра грузового автомобиля, облегчающее обмен информацией между изготовителями шасси и надстройки и обеспечивающее однозначное понимание передаваемой информации. -------------------------------- <1> Bodywork Exchange Parameter.
3.2. Разрешенная максимальная масса транспортного средства: максимальная масса транспортного средства (ТС), допущенного к эксплуатации официальным органом, в соответствии с ограничениями, установленными этим органом. 3.3. Технически допустимая максимальная масса транспортного средства: максимальная масса транспортного средства, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками, установленными изготовителем (см. ГОСТ Р 52389).
4. Система кодирования
4.1. Общие положения Каждому элементу информации, приведенному в настоящем стандарте, соответствует код, составленный из частей, определяемых ниже. 4.2. BEP-код Аббревиатуру "BEP", за которой следует дефис "-", следует использовать для избежания смешивания с другими системами кодирования. 4.3. Типы элементов информации Типы элементов информации, входящие в BEP-коды, обозначаются следующими прописными буквами: G - общие данные; M - параметры масс (данные, относящиеся к массам ТС); A - элементы административной информации. В случае необходимости идентификации элементов информации, относящихся к правой или левой стороне шасси, к BEP-коду должен быть добавлен индекс R или L, соответственно. Примечание. Правую и левую стороны определяют относительно продольной плоскости симметрии шасси по направлению движения.
4.4. Нумерация Каждому элементу информации присваивают уникальный BEP-код, состоящий из буквы, обозначающей тип элемента информации (см. 4.3), и трехзначного порядкового номера (001, 002, 003 и т.д.). Коды элементов информации для повторяющихся элементов одного вида на одном ТС, например осей, поперечин, элементов, установленных на раме, и т.п., различают за счет добавления к основному номеру последовательных дополнительных номеров "n", начиная с "1", в направлении от передней части автомобиля к задней. Дополнительный номер отделяют от основного номера точкой. Для конкретного объекта, установленного на раме, один и тот же дополнительный номер "n" должен использоваться как для кодов общей информации (общих данных, параметров масс и элементов административной информации об объекте), так и для кодов размеров этого объекта. Пример. Код "BEP-G060.4" должен содержать общие данные о топливном баке в случае, если они относятся к объекту с дополнительным порядковым номером ".4" (см. ГОСТ Р 52851). Это требование применяют и в том случае, когда оно относится только к одному объекту. В ГОСТ Р 52851 учитывают также возможность специального кодирования конкретного объекта. Например, для топливного бака используют прописную букву "F". Если применение описанного выше метода построения кода невозможно, должны быть приведены сведения о взаимосвязи между кодом общей информации о конкретном объекте и его размерными кодами. 4.5. Наименования кодов и их описание В таблицах 1, 2 и 3 раздела 5 приведены наименования всех BEP-кодов, регламентируемых настоящим стандартом, их описание и сведения по ограничению их применения. 4.6. Обозначение приоритета (значимости) В графе "Приоритет" указывают приоритет (значимость) соответствующего элемента информации: A - определяющий; B - обычный. 4.7. Обозначение условия нагрузки В графе "Условия нагрузки" указывают режим нагрузки шасси, при котором определяется соответствующий размер: 1 - отсутствие нагрузки; 2 - полная нагрузка - нагрузка, создаваемая технически допустимой максимальной массой ТС (см. 3.3). 4.8. Обозначение вида документа В графе "Вид документа" указывают вид документа, в котором может быть указан данный элемент информации: 2D - двумерный чертеж; 3D - трехмерная модель; TD - лист технических данных. Примечание. Незаполненная ячейка графы означает, что рекомендация относительно вида документа, в котором может быть применен элемент информации, отсутствует, и элемент информации может быть использован в документе любого вида. Прочерк "-" означает, что размер не может быть применен ни в одном из видов документов, перечисленных выше.
5. Наименования основных кодов и их описание
5.1. Общие данные Информация в таблице 1 должна быть дополнена там, где это возможно, информацией для изготовителей надстроек, предоставляемой изготовителями шасси. Поскольку предоставление полной информации к началу работ невозможно, в процессе работы могут быть предоставлены дополнительные коды.
Таблица 1
Общие данные
+----------+------------------+-----------------------+-----+-------+-----+ ¦
BEP-код ¦ Наименование ¦ Описание элемента ¦Прио-¦Условия¦Вид ¦
¦BEP-G001 ¦ Тип транспортного¦ Тип ТС, указывающий на¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G002 ¦ Торговая марка ¦ Торговая марка ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G003 ¦ Информация ¦ Основные характерис- ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G004 ¦ Тип рамы шасси ¦ Описание типа рамы, ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G005 ¦ Тип кабины ¦ Описание типа кабины, ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G010.n¦ Тип надстройки ¦ Торговая марка ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G020 ¦ Колесная формула ¦ Сведения об общем ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G021.n¦ Информация об оси¦ Основные характерис- ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G022.n¦ Тип оси ¦ Описание n-й оси, ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G023.n¦ Передаточное ¦ Сведения о передаточ- ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G030.n¦ Тип тормозов ¦ Предоставленное ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G031.n¦ Характеристики ¦ Условные обозначения ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G032.n¦ Тип подвески ¦ Описание подвески n-й ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G040 ¦ Тип двигателя ¦ Описание (обозначение)¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G050 ¦ Тип коробки пере-¦ Описание (обозначение)¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G051 ¦ Передаточные ¦ Данные о передаточных ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G060.n¦ Характеристики ¦ Тип, материал, объем и¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G061.n¦ Характеристики ¦ Тип, объем и другие ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G062.n¦ Характеристики ¦ Тип, материал, объем и¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G063 ¦ Характеристики ¦ В соответствии с ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G064.n¦ Тип гидронасоса ¦Характеристики n-го ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G070 ¦ Система выпуска ¦ Описание системы ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G071 ¦ Тип системы ¦ Описание системы ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G080 ¦ Электро- ¦ Описание системы ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G081.n¦ Характеристики ¦ Тип, емкость и т.п. ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G082.n¦ Тип генератора ¦ Описание генератора, ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G083.n¦ Электрический ¦ n-й электрический ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G084.n¦ Электрический ¦ Тип n-го электричес- ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G085.n¦ Электронный ¦ n-й электронный разъем¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G086.n¦ Электронный ¦ Тип n-го электронного ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G100.n¦ Разъем ¦ n-е устройство для ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G101.n¦ Разъем ¦ n-е устройство для ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G110.n¦ Разъем ¦ n-й разъем для соеди- ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G111.n¦ Разъем ¦ n-е устройство для ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G120.n¦ Тип механизма ¦ Описание и тип n-го ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G121.n¦ Выходные ¦ Выходные характерис- ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G130 ¦ Переднее ¦ Технические характе- ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G131 ¦ Боковое ¦ Технические характе- ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G132 ¦ Заднее ¦ Технические характе- ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G140.n¦ Буксирующее ¦ Технические характе- ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-G150.n¦ Ограждающее ¦ Технические характе- ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
5.2. Параметры масс Значения параметров масс, приведенных в таблице 2, установленные (или ограниченные) официальным органом, должны содержаться в элементе BEP-A70 административной информации.
Таблица 2
Параметры масс
+------------+-------------+--------------------------+-----+-------+-----+ ¦
BEP-код ¦Наименование ¦ Описание элемента ¦Прио-¦Условия¦Вид ¦
¦BEP-M001 ¦ Технически ¦ Максимальная масса ТС, ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-M002 ¦ Официально ¦ Максимальная масса ТС, ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-M010 ¦ Технически ¦ Максимальная масса букси-¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-M011 ¦ Официально ¦ Максимальная масса букси-¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-M020 ¦ Технически ¦ Максимальная нагрузка на ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-M021 ¦ Официально ¦ Максимальная разрешенная ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-M030 ¦ Технически ¦ Максимальная нагрузка на ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-M031 ¦ Официально ¦ Максимальная разрешенная ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
Продолжение таблицы 2
+------------+-------------+--------------------------+-----+-------+-----+ ¦
BEP-код ¦Наименование ¦ Описание элемента ¦Прио-¦Условия¦Вид ¦
¦BEP-M040.n ¦ Технически ¦ Максимальная нагрузка на ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-M041.n ¦ Официально ¦ Максимальная разрешенная ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
Продолжение таблицы 2
+------------+-------------+--------------------------+-----+-------+-----+ ¦
BEP-код ¦Наименование ¦ Описание элемента ¦Прио-¦Условия¦Вид ¦
¦BEP-M050 ¦ Технически ¦ Максимальная нагрузка на ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
Продолжение таблицы 2
+------------+-------------+--------------------------+-----+-------+-----+ ¦
BEP-код ¦Наименование ¦ Описание элемента ¦Прио-¦Условия¦Вид ¦
¦BEP-M060 ¦ Снаряженная ¦ Сухая масса шасси и ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-M070 ¦ Масса ¦ Масса полностью укомплек-¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-M080 ¦ Снаряженная ¦ Масса ТС, готового к ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-M090 ¦ Масса шасси ¦ Часть "снаряженной массы ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-M100 ¦ Масса шасси ¦ Часть "снаряженной массы ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-M110 ¦ Технически ¦ Разность между "техничес-¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-M111 ¦ Официально ¦ Разность между "официаль-¦ A ¦ - ¦ TD ¦
¦BEP-M120.n.t¦ Масса ¦ Масса n-го объекта, ¦ A ¦ - ¦ TD ¦
5.3. Коды элементов административной информации BEP-коды элементов административной информации, приведенные в таблице 3, предназначены для обеспечения взаимосвязи между участниками процесса изготовления ТС, а именно, изготовителями шасси, изготовителями надстроек, поставщиками комплектующих. Каждый из перечисляемых ниже кодов относится к данным, предоставляемым определенным участником процесса, обозначаемым в BEP-коде соответствующим символом. Примечание. Символ проставляется на месте условного обозначения "p".
Таблица 3
Коды элементов административной информации
+------------+-------------------+----------------------------------------+ ¦
BEP-код ¦ Наименование ¦ Описание элемента информации ¦
¦BEP-A001.p ¦ Идентификационный ¦ Идентификационный номер соответствующей¦
¦BEP-A002.p ¦ Наименование ¦ Наименование соответствующей компании ¦
¦BEP-A003.p ¦Контактные сведения¦ Способы контакта с соответствующей ¦
¦BEP-A010.p ¦ Идентификационный ¦ Идентификационный номер (шифр) проекта ¦
¦BEP-A011.p ¦ Описание проекта ¦ Информация о проекте (комплексе работ) ¦
¦BEP-A020.p ¦ Подтверждающее ¦ Письменное заявление о том, что ¦
¦BEP-A021.p ¦ Дата окончатель- ¦ Дата окончательного утверждения ¦
¦BEP-A030.p ¦ Номер технического¦ Идентификационный номер технического ¦
¦BEP-A031.p ¦ Утверждение техни-¦ Дата утверждения технического задания. ¦
¦BEP-A032.p ¦ Обозначение ¦ Обозначение текущего варианта техничес-¦
¦BEP-A033.p ¦ Дата опубликования¦ Дата опубликования варианта техничес- ¦
¦BEP-A034.p ¦ Обновление вариан-¦ Письменные комментарии, относящиеся к ¦
¦BEP-A040.p.n¦ Серийный номер ¦ Идентифицирующее обозначение заказыва- ¦
¦BEP-A050 ¦ VIN шасси ¦ VIN (идентификационный номер) шасси ¦
¦BEP-A051.p ¦ Дата поставки ¦ Дата, когда заказанное изделие должно ¦
¦BEP-A060 ¦ Страна регистрации¦ Наименование страны, где зарегистриро- ¦
¦BEP-A070.p.n¦ Ссылка на ¦ Ссылка на официальный документ ¦
Приложение A (справочное)
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ КОЛЕСНОЙ ФОРМУЛЫ В РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКАХ
A.1. Общая информация В настоящее время отсутствуют какие-либо стандартизованные на международном или региональном уровне условные обозначения колесной формулы транспортных средств. В настоящем приложении приведены условные обозначения колесной формулы, наиболее часто используемые в автомобилестроении. В условном обозначении колесной формулы следует указывать следующие основные параметры: - общее число колес; - число ведущих колес. Кроме того, зачастую необходимо указывать число управляемых колес, а также какие именно колеса являются ведущими или управляемыми. В некоторых случаях необходимо также указывать характер взаимосвязи между осями. Наиболее употребительным является следующее условное обозначение: общее число колес x число ведущих колес. Пример. 6x4 означает, что общее число колес транспортного средства равно шести, из которых четыре - ведущие. Примечания. 1. Аналогичное обозначение применяют в [5] для использования в соответствующих символах и информационных сигналах (tell-tales). 2. Сдвоенные колеса в данной формуле считают одним колесом.
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] Международный стандарт ИСО 12098:2004. Транспорт дорожный. Соединители для электросоединения между тягачом и прицепом. 15-контактные соединители для автомобилей с системами электропитания на 24 В (Road vehicles - Connectors for the electrical connection of towing and towed vehicles - 15-pole connector for vehicles with 24 V nominal supply voltage) [2] Международный стандарт ИСО 7638-1:2003. Транспорт дорожный. Соединители для электрического соединения тягача с прицепом. Часть 1. Соединители для тормозных систем и ходовой части транспортных средств с номинальным напряжением питания 24 В (Road vehicles - Connectors for the electrical connection of towing and towed vehicles - Part 1: Connectors for braking systems and running gear of vehicles with 24 V nominal supply voltage) [3] Международный стандарт ИСО 11992-1:2003. Транспорт дорожный. Обмен цифровой информацией об электрических соединениях между тягачами и прицепами. Часть 1. Физический и канальный уровень (Road vehicles - Interchange of digital information on electrical connections between towing and towed vehicles - Part 1: Physical and data-link layers) [4] Международный стандарт ИСО 3166-1:1997. Коды для представления названий стран и единиц их административно-территориального деления. Часть 1. Коды стран (Codes for representation of names of countries and their subdivisions. Part 1. Country codes) [5] Международный стандарт ИСО 2575:2004. Транспорт дорожный. Условные обозначения органов управления, индикаторов и сигнальных устройств (Road vehicles - Symbols for controls, indicators and tell-tales).
ГОСТ Р 52852-2007 (ИСО 21308-3:2007) Автомобили грузовые. Обмен данными между изготовителями шасси и кузовов (платформ). Общие данные, показатели масс, административная информация. Условные обозначения
|