|
ГОСТ Р 52765-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
ЭЛЕМЕНТЫ ОБУСТРОЙСТВА. КЛАССИФИКАЦИЯ
AUTOMOBILE ROADS OF THE GENERAL USE. ROAD FACILITIES. CLASSIFICATION
ГОСТ Р 52765-2007
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
Сведения о стандарте
1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФГУП "РОСДОРНИИ") Росавтодора совместно с Департаментом ОБДД МВД России и ЗАО "ДОРИСКОНСАЛТ". 2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство". 3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. N 269-ст. 4. Введен впервые.
Дата введения - 1 июля 2008 года
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на элементы обустройства существующих и проектируемых автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог) и устанавливает их техническую классификацию. Классификация распространяется на элементы обустройства дорог постоянного характера.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 50970-2011 Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения ГОСТ Р 50971-2011 Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения ГОСТ Р 51256-2011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования ГОСТ Р 51266-99. Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя. Технические требования. Методы испытаний ГОСТ Р 52282-2004. Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств ГОСТ Р 52290-2004. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования.
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями: 3.1. Элементы обустройства автомобильной дороги: комплекс зданий и сооружений обслуживания движения, технических средств и устройств, предназначенных для организации и обеспечения безопасности дорожного движения. Примечание - К техническим средствам и устройствам организации и обеспечения безопасности дорожного движения относят технические средства по ГОСТ Р 52289, а также средства и устройства, перечисленные в таблице 1 настоящего стандарта.
3.2. Дорожный знак: устройство в виде панели определенной формы с обозначениями и/или надписями, информирующими участников дорожного движения о дорожных условиях и режимах движения, расположении населенных пунктов и других объектов. Примечание - Конструкция знаков - по ГОСТ Р 52290.
3.3. Табло с изменяющейся информацией: устройство в виде электронной панели, которое с помощью надписей и символов информирует участников дорожного движения об условиях и режимах движения на участке дороги. Примечание - Информация на табло изменяется в соответствии с изменениями условий движения.
3.4. Дорожная разметка: линии, надписи и другие обозначения на проезжей части с усовершенствованным покрытием, бордюрах, дорожных сооружениях и элементах обустройства дорог, информирующие участников дорожного движения об условиях и режимах движения на участке дороги. Примечание - Разметка - по ГОСТ Р 51256.
3.5. Дорожный светофор: светосигнальное устройство, применяемое для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов, а также для обозначения опасных участков дорог. Примечание - Конструкция светофоров - по ГОСТ Р 52282.
3.6. Направляющие устройства: технические средства, предназначенные для зрительного ориентирования участников дорожного движения путем указания направления дороги, обозначения препятствий, представляющих опасность для движения. 3.7. Искусственные неровности: техническое средство для принудительного снижения скорости движения транспортных средств, представляющее собой специально созданное искусственное возвышение на проезжей части автомобильной дороги в виде полосы, расположенной перпендикулярно к направлению движения. 3.8. Шумовые полосы: устройство в виде чередующихся поперечных полос на поверхности покрытия дороги, выполненные посредством крупношероховатой поверхностной обработки или другим способом, вызывающие вибрацию элементов подвески автомобиля и повышенный шум, вынуждающие водителей снижать скорость движения и повышать внимание. 3.9. Аварийный съезд: однополосный съезд с дороги в горной местности для вывода из транспортного потока и гашения скорости движения автомобиля, потерявшего управление из-за отказа тормозов на спуске. 3.10. Дорожное ограждение: устройство, предназначенное для предотвращения съезда транспортного средства с земляного полотна дороги и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.), переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине и в полосе отвода дороги, на разделительной полосе (удерживающее ограждение для автомобилей), падения пешеходов с мостового сооружения или насыпи (удерживающие ограждения для пешеходов), а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (ограничивающее ограждение). 3.11. Акустический экран: преграда, устанавливаемая на пути распространения шума от транспортного потока к защищаемому от шума объекту. 3.12. Противоослепляющий экран: преграда, устанавливаемая на пути распространения света от фар автомобилей одного направления движения к потоку автомобилей противоположного направления движения. 3.13. Снегозащитные устройства: устройства в виде заборов, щитов или посадки деревьев и кустарников, уменьшающие отложение снега на проезжей части дороги. 3.14. Тротуар: имеющее усовершенствованное покрытие инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов в населенных пунктах, размещаемое в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги, а также часть дороги на мостовых и других искусственных сооружениях. 3.15. Пешеходная дорожка: размещаемое за пределами земляного полотна инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов вне населенных пунктов в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги. 3.16. Пешеходный переход: обозначенные дорожными знаками и разметкой инженерное сооружение или участок проезжей части для движения пешеходов через дорогу. 3.17. Велосипедная дорожка: дорожка, предназначенная для движения велосипедов и мопедов, имеющая усовершенствованное покрытие и оборудованная средствами организации дорожного движения (знаками, разметкой, светофорами). 3.18. Стационарное электрическое освещение: искусственное освещение, обеспечивающее в темное время суток видимость дороги и дорожных сооружений для их эффективного использования и предотвращения дорожно-транспортных происшествий. Примечание - Включает в себя стационарные осветительные устройства и линии электропередачи.
3.19. Дорожное зеркало: устройство, предназначенное для обеспечения в пределах нормативного поля обзора транспортного средства минимального расстояния видимости на участках дороги, на которых видимость ограничена расположенными на дороге сооружениями или особенностями рельефа местности. Примечание - Нормативное поле обзора транспортного средства - по ГОСТ Р 51266.
3.20. Здания и сооружения обслуживания движения: здания и сооружения, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения, технического обслуживания транспортных средств, обслуживания грузовых и пассажирских перевозок и контроля за движением. Примечания: 1. Здания и сооружения для обслуживания участников дорожного движения включают в себя здания и сооружения для отдыха водителей и пассажиров, пункты питания и торговли, медицинской помощи и связи. 2. Здания и сооружения для технического обслуживания транспортных средств включают в себя станции заправки топливом, моечные пункты, здания и сооружения для ремонта автомобилей. 3. Здания и сооружения для обслуживания грузовых и пассажирских перевозок включают в себя терминалы и грузовые автостанции, сооружения таможенной службы, автовокзалы, пассажирские автостанции и автобусные остановки. 4. Здания и сооружения для контроля за движением включают в себя стационарные посты дорожно-патрульной службы, пункты весового и габаритного контроля.
3.21. Площадки отдыха: площадки вблизи автомобильной дороги для остановки транспортных средств с целью отдыха водителей и пассажиров в пути следования. 3.22. Площадки для остановки и стоянки автомобилей: оборудованные площадки или уширения проезжей части для остановок и кратковременных стоянок автомобилей у объектов дорожного сервиса, историко-архитектурных комплексов и других привлекательных для участников дорожного движения мест с систематической остановкой автомобилей. 3.23. Аварийно-вызывная связь: система связи для вызова к месту дорожно-транспортного происшествия сотрудника ГИБДД, медицинской или технической помощи. Примечание - Включает в себя вызывные колонки, линии связи (оборудование радиосвязи) и диспетчерский пункт.
3.24. Остановочные пункты маршрутных транспортных средств: комплекс сооружений и устройств, предназначенный для остановки транспортных средств общего пользования, движущихся по установленным маршрутам, для посадки, высадки и ожидания пассажиров. 3.25. Стационарный пост дорожно-патрульной службы: место несения службы нарядами дорожно-патрульной службы, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями, а также закрепленная за ним зона ответственности. 3.26. Пункт весового и габаритного контроля: место контроля весовых и габаритных характеристик транспортных средств, оборудованное служебными помещениями, оснащенное инженерными сооружениями и техническими средствами для размещения транспортных средств и измерения их весовых и габаритных характеристик.
4. Классификация элементов обустройства автомобильных дорог
4.1. Классификация элементов обустройства дорог включает в себя таксономические категории, выделяемые по следующим признакам: - класс - по функциональному назначению элемента обустройства; - группу - по способу реализации их назначения; - тип - по конструктивному исполнению; - вид - по особенностям конструкции. 4.2. Элементы обустройства автомобильных дорог по их функциональному назначению подразделяют на два класса: - класс технических средств и устройств организации и обеспечения безопасности дорожного движения - элементы обустройства, предназначенные для организации движения транспортных средств и пешеходов, обеспечения безопасных условий движения; - класс зданий и сооружений обслуживания движения - элементы обустройства, предназначенные для обеспечения участников дорожного движения различными видами услуг, необходимыми для создания нормальных условий их работы и отдыха. 4.3. Класс технических средств и устройства организации и обеспечения безопасности дорожного движения по способу реализации назначения, конструктивному исполнению и особенностям конструкции подразделяют на группы, типы и виды в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И УСТРОЙСТВ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
+--------------+-----------------+-------------------+--------------------+ ¦
Класс ¦ Группа ¦ Тип ¦ Вид ¦
¦Технические ¦Дорожные знаки и ¦Дорожные знаки ¦Со световозвращающей¦
¦организации и ¦ ¦ ¦С внутренним ¦
¦дорожного ¦ ¦ ¦С внешним освещением¦
¦ ¦ ¦Табло с ¦Экранное ¦
¦ ¦ ¦информацией ¦Строчное ¦
¦ ¦ ¦ ¦Символьное ¦
¦ ¦ ¦ ¦Комбинированное ¦
¦ ¦ ¦Дорожная разметка ¦Горизонтальная ¦
¦ ¦ ¦ ¦Вертикальная ¦
¦ ¦ ¦Дорожные светофоры ¦Транспортные ¦
¦ ¦ ¦ ¦Пешеходные ¦
¦ ¦Направляющие ¦Дорожные сигнальные¦По ГОСТ Р 50970 ¦
¦ ¦ ¦Дорожные тумбы ¦ ¦ ¦
¦ ¦Дорожные ¦По ГОСТ Р 50971 ¦
¦ ¦ ¦Направляющие ¦В уровне проезжей ¦
¦ ¦ ¦ ¦Приподнятые ¦
¦ ¦ ¦Островки ¦В уровне проезжей ¦
¦ ¦ ¦ ¦Приподнятые ¦
¦ ¦Устройства ¦Искусственные ¦Сборные ¦
¦ ¦транспортные ¦ ¦Монолитные ¦
¦ ¦ ¦Шумовые полосы ¦Сборные ¦
¦ ¦ ¦ ¦Монолитные ¦
¦ ¦ ¦Аварийные съезды ¦ ¦
¦ ¦Защитные ¦Дорожные ограждения¦Удерживающие ¦
¦ ¦ ¦ ¦Ограничивающие ¦
¦ ¦ ¦Акустические экраны¦Широкие акустические¦
¦ ¦ ¦ ¦Акустические экраны-¦
¦ ¦ ¦ ¦Комбинированные ¦
¦ ¦ ¦ ¦Экранные комплексы ¦
¦ ¦ ¦Противоослепляющие ¦Сетчатые ¦
¦ ¦ ¦ ¦Стоечные ¦
¦ ¦ ¦Снегозащитные ¦Снегозащитные ¦
¦ ¦ ¦ ¦Снегозадерживающие ¦
¦ ¦ ¦ ¦Снегопередувающие ¦
¦ ¦Средства ¦Тротуары и ¦ ¦
¦ ¦пешеходов и ¦Пешеходные переходы¦Наземные ¦
¦ ¦ ¦ ¦Надземные ¦
¦ ¦ ¦ ¦Подземные ¦
¦ ¦ ¦Велосипедные ¦ ¦
¦ ¦Средства ¦Стационарное ¦Одностороннее ¦
¦ ¦ ¦ ¦Двухстороннее ¦
¦ ¦ ¦ ¦Двухстороннее ¦
¦ ¦ ¦ ¦Осевое однорядное ¦
¦ ¦ ¦ ¦Осевое двухрядное ¦
¦ ¦ ¦Дорожные зеркала ¦ ¦
4.5. Класс зданий и сооружений обслуживания движения по способу реализации назначения, конструктивному исполнению и особенностям конструкции подразделяют на группы, типы и виды в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ОБСЛУЖИВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ
+---------------+----------------+------------------+---------------------+ ¦
Класс ¦ Группа ¦ Тип ¦ Вид ¦
¦Здания ¦Для обслуживания¦Здания и ¦Гостиницы ¦
¦обслуживания ¦дорожного ¦отдыха водителей ¦Мотели ¦
¦ ¦ ¦ ¦Кемпинги ¦
¦ ¦ ¦ ¦Площадки отдыха ¦
¦ ¦ ¦Пункты питания ¦Рестораны ¦
¦ ¦ ¦ ¦Кафе и столовые ¦
¦ ¦ ¦ ¦Киоски ¦
¦ ¦ ¦Пункты медицинской¦Пункты первой ¦
¦ ¦ ¦ ¦Больницы ¦
¦ ¦ ¦Сооружения связи ¦Пункты связи ¦
¦ ¦ ¦ ¦Аварийно-вызывная ¦
¦ ¦Для технического¦Станции заправки ¦Автозаправочные ¦
¦ ¦средств ¦ ¦Автогазозаправочные ¦
¦ ¦ ¦Моечные пункты ¦Автоматические ¦
¦ ¦ ¦ ¦Ручные ¦
¦ ¦ ¦Станции (пункты) ¦Стационарные ¦
¦ ¦ ¦обслуживания ¦Передвижные ¦
¦ ¦Для обслуживания¦Терминалы и ¦ ¦
¦ ¦ ¦Сооружения ¦ ¦
¦ ¦ ¦Автовокзалы ¦ ¦
¦ ¦ ¦Пассажирские ¦ ¦
¦ ¦ ¦Остановочные ¦ ¦
¦ ¦Для контроля ¦Стационарные посты¦Стационарные ¦
¦ ¦ ¦службы ¦Передвижные ¦
¦ ¦ ¦Пункты весового ¦Стационарные ¦
¦ ¦ ¦контроля ¦Передвижные ¦
ГОСТ Р 52765-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация
|