|
ГОСТ Р 52160-2003 Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, ОСНАЩЕННЫЕ ДВИГАТЕЛЯМИ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ
ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ. НОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
Motor vehicles, equipped with compression ignition engines. Visible pollutants. Norms and methods of the control for estimation of technical condition
ГОСТ Р 52160-2003
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст)
Группа Д24
ОКС 43.060; ОКП 45 6132
Дата введения 1 января 2005 года
Предисловие
1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации. 2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги". 3. Утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 18 декабря 2003 г. N 375-ст. 4. Настоящий стандарт соответствует "Соглашению о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров", принятому в Вене в 1997 г., а также требованиям ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24) "Единообразные предписания, касающиеся: I. Сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности; II. Сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III. Сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности; IV. Измерения мощности двигателей" в части дымности сертифицированных автомобилей в режиме свободного ускорения. Стандарт гармонизирован с Директивой 96/96 ЕС "О принятии единообразных предписаний для стран - членов Сообщества в отношении технического надзора транспортных средств и прицепов" и Директивой 72/306/ЕЕС "О принятии единообразных предписаний стран - членов Сообщества в отношении мер снижения выбросов вредных веществ двигателей с воспламенением от сжатия на транспортных средствах". 5. Введен впервые.
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает нормы и методы измерения видимых загрязняющих веществ отработавших газов (далее - дымность) в режиме свободного ускорения для транспортных средств категорий M, N, которые оснащены двигателями с воспламенением от сжатия (далее - автомобилей), находящихся в эксплуатации, при оценке их технического состояния. (в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст)
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: (в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст) ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24) Единообразные предписания, касающиеся: I. Сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности; II. Сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III. Сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности; IV. Измерения мощности двигателей ГОСТ 12.1.003-83. Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности (ссылка введена Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст) ГОСТ 12.1.005-88. Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны (ссылка введена Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст) ГОСТ 12.1.012-2004. Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования. (ссылка введена Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст)
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями: 3.1. Свободное ускорение: увеличение частоты вращения коленчатого вала (далее - частота вращения) двигателя автомобиля от минимальной до максимальной без внешней нагрузки, выполняемое при равномерном перемещении педали управления подачей топлива (далее - педали) из исходного положения до упора за 0,5 - 1,0 с. (п. 3.1 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст) 3.2. Максимальная частота вращения , : достигаемая при нажатой до упора педали частота вращения коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода. (п. 3.2 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст) 3.3. Минимальная частота вращения , : частота вращения вала двигателя в режиме холостого хода при отпущенной педали. 3.4. Дымомер: прибор, предназначенный для непрерывного измерения k и N. Характеристики, которым должен соответствовать дымомер, приведены в приложении И к ГОСТ Р 41.24. 3.5. Эффективная база дымомера L, м: длина траектории лучей света при их прохождении через отработавший газ, заполнивший рабочую трубу дымомера в условиях измерения. Значение L определяют в соответствии с И.4 приложения И к ГОСТ Р 41.24 и указывают на дымомере. 3.6. Пробоотборная система: устройство для подачи отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера, изготовленное в соответствии с приложением К к ГОСТ Р 41.24. 3.7. Коэффициент поглощения света k, : значение дымности, измеренное дымомером по основной шкале индикатора с диапазоном от 0 до . 3.8. Коэффициент ослабления света N, %: значение дымности, измеренное дымомером по вспомогательной линейной шкале индикатора с диапазоном от 0 до 100%. 3.9. Дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения , : максимальное значение коэффициента поглощения (см. Приложение Б), измеренное в режиме свободного ускорения. 3.10. Результат измерения дымности в режиме свободного ускорения , : среднеарифметическое значение четырех последних измерений , полученных в соответствии с 5.4.1 и 5.4.2. (в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст) 3.11. Предельно допустимое значение дымности , : предельно допустимое значение коэффициента поглощения в режиме свободного ускорения, установленное для автомобиля в соответствии с 4.2 или 4.3. 3.12. Рабочая температура охлаждающей жидкости или моторного масла: температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная изготовителем для работающего двигателя. (п. 3.12 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст) 3.13. Транспортное средство, находящееся в эксплуатации: автомобиль, прошедший государственную регистрацию в установленном порядке. (в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст) 3.14. Изготовитель: лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси). (п. 3.14 введен Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст) 3.15. Экологический класс: классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ. (п. 3.15 введен Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст) 3.16. Транспортное средство: механическое устройство на колесном ходу категорий M, N, предназначенное для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования (п. 3.16 введен Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст)
4. Нормы дымности
4.1. Основным нормируемым параметром дымности является коэффициент поглощения света k, вспомогательным - коэффициент ослабления света N. При контроле дымности в эксплуатации могут использоваться дымомеры с линейной шкалой, отградуированной от 0 до 100% ослабления света. Пересчет k в N для дымомера с L, равной 0,43 м, приведен в Приложении А. 4.2. Дымность автомобилей в режиме свободного ускорения не должна превышать значение коэффициента поглощения , указанное в сообщении об официальном утверждении или в знаке официального утверждения, нанесенного на двигатель/автомобиль, в соответствии с приложениями А, Б к ГОСТ Р 41.24. (п. 4.2 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст) 4.3. Дымность автомобилей, не имеющих знака официального утверждения, не должна превышать в режиме свободного ускорения следующих значений: (в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст) - для двигателей без наддува; - для двигателей с наддувом. Дымность на режиме свободного ускорения для автомобилей 4-го и более высоких экологических классов (см. Приложение В) - не более . (абзац введен Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст)
5. Методы контроля
5.1. Условия проведения испытаний 5.1.1. Испытания проводят при температуре окружающего воздуха от 0 °C до 35 °C и давлении атмосферного воздуха от 92 до 105 кПа. 5.1.2. Система выпуска, включая систему очистки отработавших газов от загрязняющих веществ, не должна иметь повреждений и быть недоукомплектованной. 5.2. Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе 5.2.1. Для измерения k и N следует применять дымомер, соответствующий требованиям приложения И к ГОСТ Р 41.24. 5.2.2. Для измерения температуры масла в поддоне картера двигателя следует применять термометр с диапазоном 0 - 100 °C и погрешностью измерений не более +2,5% верхнего предела измерений. 5.2.3. Для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя следует применять тахометр с диапазоном и погрешностью измерений не более +2,5% верхнего предела измерений. 5.2.4. Применяемые при испытаниях средства измерений должны быть поверены в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о поверке [1]. (в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст) 5.2.5. Для подвода отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера следует использовать пробоотборную систему, обеспечивающую отсутствие утечек газов и подсоса воздуха. Пробоотборная система должна соответствовать требованиям приложения К к ГОСТ Р 41.24. 5.3. Подготовка к измерениям 5.3.1. Устанавливают датчики температуры масла, охлаждающей жидкости и частоты вращения. 5.3.2. Для определения температуры моторного масла или охлаждающей жидкости двигатель запускают и прогревают, используя нагрузочные режимы или многократное повторение циклов свободного ускорения. Температура должна быть в пределах, установленных изготовителем, но не ниже 60 °C. (в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст) Продолжительность работы прогретого двигателя в режиме холостого хода перед началом измерений должна быть не более 5 мин. 5.3.3. Измеряют значения и , которые должны быть в пределах, установленных изготовителем. (в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст) 5.3.4. Подготовку к измерению дымности на неподвижно стоящем автомобиле проводят в следующей последовательности: - заглушают двигатель (при его работе); - затормаживают автомобиль стояночной тормозной системой; - устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов; (в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст) - устанавливают зонд для отбора отработавших газов из выпускной трубы в дымомер; - запускают двигатель; - устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач устанавливают в положение "нейтраль" или "паркинг". (в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст) Примечание. Исключено с 1 июля 2012 года. - Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст.
5.3.5. При проверке дымности автомобилей с автоматической коробкой передач должны учитываться требования изготовителя по обеспечению свободного вращения ведущих колес на режиме свободного ускорения. (п. 5.3.5 введен Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст) 5.4. Измерение дымности 5.4.1. Измерение дымности в режиме свободного ускорения проводят в следующей последовательности: - при работе двигателя в режиме холостого хода на равномерно перемещают педаль за 0,5 - 1,0 с до упора. Держат педаль в этом положении 2 - 3 с. Отпускают педаль и через 8 - 10 с приступают к выполнению следующего цикла; - циклы свободного ускорения повторяют не менее шести раз; - измеряют значения на последних четырех циклах свободного ускорения по максимальному показанию дымомера; - измеренные значения считают достоверными, если четыре последовательных значения не образуют убывающей зависимости и располагаются в зоне шириной ; - определяют среднеарифметическое значение четырех последних измерений , которое принимается за результат измерения. (в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст) График изменения частоты вращения (n) и дымности (k) в процессе цикла свободного ускорения приведен в Приложении Б. 5.4.2. Дымность автомобилей с раздельной выпускной системой измеряют в каждой выпускной трубе. За результат измерения принимают максимальное среднеарифметическое значение , полученное в одной из выпускных труб. (в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст)
6. Требования безопасности (раздел 6 введен Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст)
6.1. В помещениях для проведения измерений должны соблюдаться следующие условия: - санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений - по ГОСТ 12.1.005; - уровень шума - по ГОСТ 12.1.003; - уровень вибрации - по ГОСТ 12.1.012. 6.2. При измерении дымности в случае необходимости должны быть приняты дополнительные меры, исключающие возможность самопроизвольного перемещения автомобиля.
Приложение А (справочное)
ПЕРЕСЧЕТ ЗНАЧЕНИЙ k В N (ДЛЯ ДЫМОМЕРА С L, РАВНОЙ 0,43 м)
+-------+------+------+------+------+------+------+------+------+---------+ | -1 |
| | | | | | | | | | -1 |
| | | | | | | | | | -1 |
| | | | | | | | | | -1 | |
| | | | | | | | | -1 |
| | | | | | | | | | -1 |
| | | | | | | | | | -1 |
| | | | | | | | | | -1 |
| | | | | | | | | | -1 |
| | | | | | | | | | Примечание.
Пересчет значений N в k проводят по формуле |
Приложение Б (справочное)
ХАРАКТЕРНЫЕ ФОРМЫ ГРАФИКОВ ЗАВИСИМОСТИ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ (n) И ДЫМНОСТИ (k) ОТ ВРЕМЕНИ (t) ЗА ЕДИНИЧНЫЙ ЦИКЛ СВОБОДНОГО УСКОРЕНИЯ
а - начало 1-го цикла свободного ускорения; б - окончание 1-го и начало 2-го цикла свободного ускорения; 1 - частота вращения коленчатого вала двигателя (n); 2 - дымность отработавших газов двигателя (k); - минимальная частота вращения; - максимальная частота вращения; - общее время одного цикла свободного ускорения (12 - 15 с); - время свободного ускорения от до (1 - 2 с); - время нажатой до упора педали (2 - 3 с); - время работы на (8 - 10 с); - максимальное значение дымности в режиме свободного ускорения.
Приложение В (справочное)
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ОСНАЩЕННЫХ ДВИГАТЕЛЯМИ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ (Приложение В введено Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст)
Экологическая классификация автомобилей, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ представлена в таблице В.1.
Таблица В.1
+--------------+-------------------------+--------------------------------+ |Экологический |
Категории транспортных | Выполняемые требования | | 4 | M
и M максимальной | Правила ЕЭК ООН N 83-05 [2], | | |
N | Правила ЕЭК ООН N 83-05 [2], | | | M
максимальной массой | Правила ЕЭК ООН N 49-04 [3], | | | M
максимальной массой | Правила ЕЭК ООН N 96-02 [5] | | 5 | M
и M максимальной | Правила ЕЭК ООН N 83-06 [6] | | |
N | Правила ЕЭК ООН N 83-06 [6], | | | M
максимальной массой | Правила ЕЭК ООН N 49-05 [4], |
БИБЛИОГРАФИЯ (раздел введен Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст)
[1] ПР 50.2.006-94 Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок проведения поверки средств измерений [2] Правила ЕЭК ООН Единообразные предписания, касающиеся официального N 83-05 утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя [3] Правила ЕЭК ООН Единообразные предписания, касающиеся официального N 49-04 утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ [4] Правила ЕЭК ООН Единообразные предписания, касающиеся официального N 49-05 утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ [5] Правила ЕЭК ООН Единообразные предписания, касающиеся официального N 96-02 утверждения двигателей с воспламенением от сжатия для установки на сельскохозяйственных и лесных тракторах и внедорожной мобильной технике в отношении выброса загрязняющих веществ этими двигателями [6] Правила ЕЭК ООН Единообразные предписания, касающиеся официального N 83-06 утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя
ГОСТ Р 52160-2003 Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния
|