СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

СКЛАД ЗАКРЫТ

#вируспруденция обнулила вообще всё!

 

Реклама на сайте                   

 

 

ГОСТ Р 52033-2003 автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

АВТОМОБИЛИ С БЕНЗИНОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ

 

ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ

 

НОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

ПРИ ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

 

Motor vehicles with petrol engines.

Emission of the exhaust gas pollutants.

Norms and methods of the control

for estimation of technical condition

 

ГОСТ Р 52033-2003

 

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом

Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)

 

Группа Д24

 

ОКС 43.060;

ОКП 45 1000

 

Дата введения

1 января 2004 года

 

Предисловие

 

1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации, Государственным научным центром Российской Федерации - Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ) и Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС).

Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги".

2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 27 марта 2003 г. N 100-ст.

3. Введен впервые.

 

1. Область применения

 

Настоящий стандарт распространяется на находящиеся в эксплуатации автотранспортные средства с бензиновыми двигателями (далее - автомобили) категорий M1, M2, M3, N1, N2, N3 <*>, оснащенные или не оснащенные системами нейтрализации отработавших газов.

--------------------------------

<*> Определение категорий приведено в соответствии с приложением 7 Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР.3 документ TRANS/SC.1/WP.29/78/Amend.3).

 

Настоящий стандарт устанавливает нормативные значения содержания в отработавших газах автомобилей оксида углерода и углеводородов, нормативное значение коэффициента избытка воздуха и методы контроля при оценке технического состояния систем автомобиля и двигателя.

Требования настоящего стандарта должны быть обеспечены конструкцией и качеством изготовления автомобилей при производстве и соблюдением правил их технической эксплуатации, установленных изготовителем.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)

Настоящий стандарт распространяется на транспортные средства, по своей технической характеристике попадающие под действие ГОСТ Р 41.83 и ГОСТ Р 51832.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)

 

2. Нормативные ссылки

(раздел 2 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом

Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)

 

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 41.83-2004 (Правила ЕЭК ООН N 83) Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении выбросов вредных веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей

ГОСТ Р 51832-2001 Двигатели внутреннего сгорания с принудительным зажиганием, работающие на бензине, и автотранспортные средства полной массой более 3,5 т, оснащенные этими двигателями. Выбросы вредных веществ. Технические требования и методы испытаний

ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012-90 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

 

3. Определения и обозначения

 

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначение:

3.1. Автомобили, находящиеся в эксплуатации: автомобили, прошедшие регистрацию в установленном порядке.

3.2. Рабочая температура охлаждающей жидкости или моторного масла: температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная изготовителем для работающего двигателя.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)

3.3. Коэффициент избытка воздуха, Описание: Рисунок 70: безразмерная величина, представляющая собой отношение массы воздуха, поступившей в цилиндр двигателя, к массе воздуха, теоретически необходимой для полного сгорания поданного в цилиндр топлива, рассчитываемая по результатам анализа состава отработавших газов автомобилей.

3.4. Система нейтрализации отработавших газов: совокупность устройств, включающая в себя, как правило, каталитический нейтрализатор и функционально связанные с ним датчики и управляющие системы, обеспечивающая снижение выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами при работе двигателя в различных режимах.

3.5. Экологический класс: классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ.

(п. 3.5 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)

3.6. Изготовитель: лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси).

(п. 3.6 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)

3.7. Диагностический индикатор: световой индикатор, расположенный на панели приборов автомобиля, со стилизованным изображением контура двигателя или надписями "Проверь двигатель" ("Check engine"), "Обслужи двигатель" ("Service engine soon") и т.п., информирующий водителя о появлении неисправностей в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов.

3.8. Встроенная (бортовая) система диагностирования двигателя: совокупность входящих в конструкцию автомобиля устройств, обеспечивающих своевременное информирование водителя о неисправностях в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов, а также накопление этой информации в процессе эксплуатации.

 

4. Нормативные значения содержания загрязняющих

веществ и коэффициента избытка воздуха

 

4.1. Содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах определяют при работе двигателя в режиме холостого хода на минимальной (Описание: Рисунок 71) и повышенной (Описание: Рисунок 72) частотах вращения коленчатого вала двигателя, установленных изготовителем автомобиля.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)

При отсутствии данных, установленных изготовителем автомобиля:

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)

- значение Описание: Рисунок 73, не должно превышать:

Описание: Рисунок 74для автомобилей категорий Описание: Рисунок 75и Описание: Рисунок 76,

Описание: Рисунок 77для автомобилей остальных категорий;

- значение Описание: Рисунок 78устанавливают в пределах:

Описание: Рисунок 79для автомобилей категории Описание: Рисунок 80и Описание: Рисунок 81, не оборудованных системами нейтрализации;

Описание: Рисунок 82для автомобилей категории Описание: Рисунок 83и Описание: Рисунок 84, оборудованных системами нейтрализации, и для автомобилей остальных категорий независимо от их комплектации.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)

4.2. Содержание оксида углерода и углеводородов должно быть в пределах значений, установленных изготовителем для целей оценки соответствия типа транспортного средства перед его выпуском в обращение, а при отсутствии таких данных - не должно превышать значений, указанных в таблице 1.

 

Таблица 1

 

+-----------------------------+-------------+-----------+--------+--------+

|Категории и комплектация <1> |Дата выпуска |  Обороты  |Объемная|Объемная|
|     транспортных средств    |             | холостого |доля CO,|доля CH,|
|  (экологический класс) <2>  |             |   хода    |   %    |    -1  |
|                             |             |           |        | млн    |
+-----------------------------+-------------+-----------+--------+--------+

|M и N                        |До 31.12.1986|Минимальные|  4,5   |   -    |
+-----------------------------+-------------+-----------+--------+--------+

|M  и N                       |С 01.01.1987 |Минимальные|  3,5   |  1200  |
| 1    1                      |по 31.12.2006+-----------+--------+--------+

|                             |             |Повышенные |  2,0   |   600  |
+-----------------------------+-------------+-----------+--------+--------+

|M , M , N  и N               |С 01.01.1987 |Минимальные|  3,5   |  2500  |
| 2   3   2    3              |по 31.12.2006+-----------+--------+--------+

|                             |             |Повышенные |  2,0   |  1000  |
+-----------------------------+-------------+-----------+--------+--------+

|M  и N , оснащенные системами|С 01.01.2007 |Минимальные|  0,5   |   -    |
| 1    1                      |по 31.12.2012+-----------+--------+--------+

|нейтрализации отработавших   |             |Повышенные |  0,3   |   100  |
|газов <3> (экологические     |             |           |        |        |
|классы 2, 3, 4)              |             |           |        |        |
+-----------------------------+-------------+-----------+--------+--------+

|M , M , N  и N , оснащенные  |С 01.01.2007 |Минимальные|  0,5   |   -    |
| 2   3   2    3              |по 31.12.2012+-----------+--------+--------+

|системами нейтрализации отра-|             |Повышенные |  0,3   |   200  |
|ботавших газов <3> (экологи- |             |           |        |        |
|ческие классы 2, 3, 4)       |             |           |        |        |
+-----------------------------+-------------+-----------+--------+--------+

|M  и N , оснащенные системами|С 01.01.2013 |Минимальные|  0,3   |   -    |
| 1    1                      |             +-----------+--------+--------+

|нейтрализации отработавших   |             |Повышенные |  0,2   |   100  |
|газов <3> (экологические     |             |           |        |        |
|классы 4 и выше)             |             |           |        |        |
+-----------------------------+-------------+-----------+--------+--------+

|M , M , N  и N , оснащенные  |С 01.01.2013 |Минимальные|  0,3   |   -    |
| 2   3   2    3              |             +-----------+--------+--------+

|системами нейтрализации отра-|             |Повышенные |  0,2   |   200  |
|ботавших газов <3> (экологи- |             |           |        |        |
|ческие классы 4 и выше)      |             |           |        |        |
+-----------------------------+-------------+-----------+--------+--------+

|   <1> В эксплуатационных  документах  автомобиля  изготовитель указывает|
|штатную  комплектацию  автомобиля  оборудованием  для  снижения  выбросов|
|загрязняющих  веществ  (далее  - вредные  выбросы); предельно  допустимое|
|содержание оксида углерода,  углеводородов и допустимый диапазон значений|
|коэффициента избытка воздуха лямбда.                                     |
|   <2>   Экологическая    классификация   автомобилей  в  соответствии  с|
|Приложением Г.                                                           |
|   <3> Дополнительные требования для автомобилей этой  группы установлены|
|в 4.3 и 6.4.3.                                                           |
+-------------------------------------------------------------------------+

 

(п. 4.2 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)

4.3. Значение коэффициента избытка воздуха Описание: Рисунок 85в режиме холостого хода на Описание: Рисунок 86у автомобилей, оборудованных системой нейтрализации отработавших газов, должно быть в пределах данных, установленных изготовителем. Если данные изготовителя отсутствуют или не указаны, значение коэффициента избытка воздуха Описание: Рисунок 87должно быть от 0,97 до 1,03.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)

4.4. Системы, агрегаты, узлы и детали автомобиля, влияющие на выброс загрязняющих веществ, должны быть сконструированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы эти выбросы не превышали установленных настоящим стандартом в период всего срока эксплуатации автомобиля при условии соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания, указанных в прилагаемой к автомобилю инструкции (руководстве).

 

5. Требования к техническому состоянию систем

автомобиля и двигателя

 

5.1. Техническое состояние систем автомобиля и двигателя в соответствии с разделом 3 приложения 4 ГОСТ Р 41.83 должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.

 

Таблица 2

 

+------------------+---------------------------------------------+

|Система автомобиля|     Требования к техническому состоянию     |
+------------------+---------------------------------------------+

| Система выпуска  | Комплектность  (отсутствие элементов системы|
|отработавших газов|выпуска   не    допускается);   герметичность|
|                  |(отсутствие механических  пробоев  и сквозной|
|                  |коррозии; при  работе двигателя  на  холостом|
|                  |ходу в соединениях и элементах системы выпус-|
|                  |ка отработавших газов не  должно быть утечек,|
|                  |а  для  автомобилей,  оборудованных  системой|
|                  |нейтрализации отработавших газов, не допуска-|
|                  |ются утечки в атмосферу минуя нейтрализатор) |
+------------------+---------------------------------------------+

| Система нейтрали-| Комплектность (отсутствие или несоответствие|
|зации отработавших|эксплуатационным документам элементов системы|
|газов и другое    |нейтрализации,   системы   улавливания  паров|
|оборудование для  |топлива, рециркуляции отработавших газов,    |
|снижения вредных  |экономайзера принудительного холостого хода и|
|выбросов          |т.п. не допускается)                         |
+------------------+---------------------------------------------+

| Система          | Комплектность;  герметичность (рассоединение|
|вентиляции картера|трубок в системе вентиляции картера  двигате-|
|                  |ля,  утечка картерных газов  через  различные|
|                  |неплотности в атмосферу не допускаются)      |
+------------------+---------------------------------------------+

| Встроенная систе-| Функционирование диагностического индикатора|
|ма диагностирова- |соответствует  исправной   работе   двигателя|
|ния двигателя     |и  его  систем   (диагностический   индикатор|
|                  |при работе двигателя выключен)               |
+------------------+---------------------------------------------+

|Система питания   |Комплектность (отсутствие или несоответствие |
|                  |элементов системы питания эксплуатационным   |
|                  |документам не допускается);                  |
|                  |герметичность (подтекание бензина не         |
|                  |допускается)                                 |
|(позиция  введена  Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от|
|02.05.2012 N 63-ст)                                             |
+------------------+---------------------------------------------+

 

5.2. Проверку автомобилей на соответствие требованиям 4.2, 4.3 и 5.1 рекомендуется проводить в случаях, перечисленных в Приложении А.

 

6. Методы измерений

 

6.1. Общие требования

6.1.1. Атмосферные условия при проведении измерений нормируемых компонентов в отработавших газах автомобиля должны находиться в следующих пределах:

- температура окружающего воздуха - от минус 7 °С до плюс 35 °С;

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)

- атмосферное давление - не ниже 92,0 кПа (690 мм рт. ст.).

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)

6.1.2. При измерениях следует применять газоанализаторы, тахометры и пр. (далее - приборы), соответствующие требованиям Приложения Б и имеющие действующие свидетельства о поверке [1].

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)

Температура окружающего воздуха, атмосферное давление, относительная влажность в месте расположения прибора и другие условия его использования должны соответствовать требованиям, указанным в инструкции по эксплуатации предприятия-изготовителя прибора.

6.2. Подготовка к проведению измерений

6.2.1. Внешним осмотром проверяют наличие на автомобиле систем и устройств, обеспечивающих снижение вредных выбросов. В случае несоответствия фактической комплектации автомобиля установленной изготовителем измерения не проводят.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)

6.2.2. Перед измерением двигатель автомобиля прогревают до температуры не ниже рабочей температуры моторного масла или охлаждающей жидкости, указанной в инструкции по эксплуатации автомобиля, но не ниже 60 °С.

6.2.3. После прогрева двигателя проводятся следующие операции:

- устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач устанавливают в положение "нейтраль" или "паркинг";

- затормаживают автомобиль стояночным тормозом и заглушают двигатель;

- устанавливают противооткатные упоры под ведущие колеса транспортных средств;

- подключают датчики тахометра и измерителя температуры масла;

- вводят пробоотборный зонд газоанализатора в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от наиболее заглубленной точки среза трубы. При отсутствии возможности ввести пробоотборный зонд в выпускную трубу на указанную глубину допускается проводить измерения с использованием дополнительных насадок, обеспечивающих герметичность в местах соединения с выпускной трубой. При применении газоотвода, надеваемого на выпускную трубу автомобиля при проведении измерений или регулировке двигателя (например, в закрытом помещении), газоотвод должен иметь отверстие для введения пробоотборника газоанализатора;

- полностью открывают воздушную заслонку карбюратора (при наличии карбюратора).

(п. 6.2.3 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)

6.3. Проведение измерений на автомобилях, не оснащенных системами нейтрализации отработавших газов

6.3.1. Перед проведением измерений проверяют и устанавливают нулевые показания газоанализатора на шкалах измерения СО и СН.

6.3.2. Измерения проводят в следующем порядке:

- запускают двигатель, нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой, увеличивают частоту вращения коленчатого вала двигателя до Описание: Рисунок 88и работают в этом режиме не менее 15 с;

- отпускают педаль управления дроссельной заслонкой, устанавливая минимальную частоту вращения вала двигателя (в соответствии с 4.1), и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов;

- устанавливают повышенную частоту вращения вала двигателя Описание: Рисунок 89и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов.

6.4. Проведение измерений на автомобилях, оснащенных системами нейтрализации отработавших газов

6.4.1. Перед проведением измерений проверяют и устанавливают нулевые показания газоанализатора на шкалах измерения СО, СН и СО2. Содержание О2 должно быть в пределах, установленных в инструкции (руководстве) по эксплуатации газоанализатора.

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)

6.4.2. Измерения выполняют в следующем порядке:

- запускают двигатель, нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой, увеличивают частоту вращения вала двигателя до Описание: Рисунок 92, выдерживают этот режим в течение 2 - 3 мин (при температуре окружающего воздуха ниже 0 °С - 4 - 5 мин) и после стабилизации показаний измеряют содержание СО, СН и фиксируют значение коэффициента избытка воздуха Описание: Рисунок 93;

- устанавливают минимальную частоту вращения вала двигателя Описание: Рисунок 94(в соответствии с 4.1) и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов. Приступать к измерению на Описание: Рисунок 95следует не позднее чем через 30 с после проверки в режиме Описание: Рисунок 96.

6.4.3. На автомобилях, оснащенных системой нейтрализации отработавших газов и встроенной системой диагностирования, перед измерением содержания СО и СН проверяют работоспособность двигателя и системы нейтрализации по показаниям диагностического индикатора, расположенного на приборной панели:

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)

- при включении зажигания перед пуском двигателя диагностический индикатор должен быть включен или включаться на короткий промежуток времени; при отсутствии соответствующего сигнала диагностического индикатора после включения зажигания дальнейшую процедуру проверки прекращают;

- после пуска двигателя диагностический индикатор должен выключиться; в случае, если диагностический индикатор при работе двигателя остается во включенном состоянии, дальнейшую процедуру проверки прекращают.

Примечания. 1. При наличии раздельных выпускных систем у автомобиля измерение следует проводить в каждой из них. За результат измерения принимают максимальные значения содержания оксида углерода и углеводородов.

2. При проведении измерений или регулировке двигателя в закрытом помещении газоотвод, надеваемый на выпускную трубу автомобиля, должен иметь закрывающееся отверстие для введения пробоотборника газоанализатора.

3. Результаты измерений регистрируют в журнале (Приложение В).

 

6.5. Проведение измерений на бензиновых двигателях гибридных автомобилей проводят в соответствии с 6.3 или 6.4 в сервисном режиме, предусмотренном изготовителем. При отсутствии сервисного режима проверка работоспособности двигателя и системы нейтрализации проводится по показаниям диагностического индикатора, расположенного на приборной панели в соответствии с 6.4.3.

(п. 6.5 введен Изменением N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)

 

7. Требования безопасности

(раздел 7 введен Изменением N 1, утв. Приказом

Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)

 

7.1. В помещениях для проведения измерений должны соблюдаться следующие условия:

- санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений - по ГОСТ 12.1.005;

- уровень шума - по ГОСТ 12.1.003;

- уровень вибрации - по ГОСТ 12.1.012.

7.2. При измерении уровня выбросов загрязняющих веществ в случае необходимости должны быть приняты дополнительные меры, исключающие возможность самопроизвольного перемещения автомобиля.

 

Приложение А

(рекомендуемое)

 

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК АВТОМОБИЛЕЙ

НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ НАСТОЯЩЕГО СТАНДАРТА

 

Проверки могут быть проведены:

- на предприятиях, изготовляющих двигатели и автомобили, при приемочных, периодических и контрольных испытаниях серийной продукции;

- при сертификационных испытаниях;

- при контроле технического состояния находящихся в эксплуатации автомобилей в установленном порядке специально уполномоченными органами;

- на предприятиях, эксплуатирующих и обслуживающих автомобили, при техническом обслуживании, ремонте и регулировке агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение содержания нормируемых компонентов в отработавших газах;

- на предприятиях, осуществляющих капитальный ремонт автомобилей.

 

Приложение Б

(обязательное)

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПРИБОРАМ

 

Б.1. Метрологические и технические характеристики газоанализаторов

Б.1.1. Для измерения содержания нормируемых компонентов в отработавших газах автомобилей применяют четырехканальные газоанализаторы, предназначенные для измерения содержания CO, CH, диоксида углерода (СО2) и кислорода (О2), для проведения измерений на автомобилях экологического класса 4 и выше, выпущенных после 01.01.2013, применяются четырехканальные газоанализаторы, соответствующие приборам класса 00; 0.

(п. Б.1.1 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)

Б.1.2. Применяют для измерения содержания:

- СО, СН и СО2 в отработавших газах - газоанализаторы непрерывного действия, принцип действия которых основан на инфракрасной спектроскопии;

- О2 - электрохимический сенсор.

Б.1.3. Четырехканальные газоанализаторы, предназначенные для измерения содержания СО, СН, СО2 и О2, должны соответствовать по метрологическим характеристикам приборам классов 00; 0 или I в соответствии с классификацией, изложенной в [2].

(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)

Б.1.4. Газоанализаторы должны быть укомплектованы пробоотборным зондом, который вставляют в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм и удерживают в фиксированном положении с помощью специального устройства. Конструкция пробоотборного зонда должна обеспечивать подачу пробы в газоанализатор без изменения ее состава.

Б.1.5. Минимальные диапазоны измерений газоанализаторов указаны в таблице Б.1.

 

Таблица Б.1

 

+--------+-------------------------------------------------------+

| Класс  |           Диапазон измерений, объемная доля           |
|прибора +--------------+------------+-----------+---------------+

|        |              |            |           |           -1  |
|        |    СО, %     |   СО , %   |    0 , %  |    СН, млн    |
|        |              |     2      |     2     |               |
+--------+--------------+------------+-----------+---------------+

|00; 0; I|    0 - 5     |   0 - 16   |  0 - 21   |   0 - 2000    |
|(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта  от 02.05.2012|
|N 63-ст)                                                        |
+--------+--------------+------------+-----------+---------------+

|Позиция  исключена  с  1  июля  2012 года. - Изменение N 1, утв.|
|Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст.                    |
+--------+--------------+------------+-----------+---------------+

 

Б.1.6. Пределы допускаемой абсолютной (Описание: Рисунок 103) или относительной (Описание: Рисунок 104) погрешности (что больше) измерения объемной доли компонентов для газоанализаторов разных классов должны соответствовать указанным в таблице Б.2.

 

Таблица Б.2

 

(таблица Б.2 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом

Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)

 

+--------+--------------+----------------------------------------+

| Класс  | Погрешность  |  Пределы допускаемой погрешности <1>   |
|прибора |              +----------+---------+---------+---------+

|        |              |    CO    |   CO    |    O    |   CH    |
|        |              |          |     2   |     2   |         |
+--------+--------------+----------+---------+---------+---------+

|  00    |Абсолютная <2>| +/- 0,02 | +/- 0,3 | +/- 0,1 |  +/- 4  |
|        +--------------+----------+---------+---------+---------+

|        |Относительная | +/- 5%   | +/- 5%  | +/- 5%  |  +/- 5% |
+--------+--------------+----------+---------+---------+---------+

|   0    |Абсолютная <2>| +/- 0,03 | +/- 0,5 | +/- 0,1 |  +/- 10 |
|        +--------------+----------+---------+---------+---------+

|        |Относительная | +/- 5%   | +/- 5%  | +/- 5%  |  +/- 5% |
+--------+--------------+----------+---------+---------+---------+

|   I    |Абсолютная <2>| +/- 0,06 | +/- 0,5 | +/- 0,1 |  +/- 12 |
|        +--------------+----------+---------+---------+---------+

|        |Относительная | +/- 5%   | +/- 5%  | +/- 5%  |  +/- 5% |
+--------+--------------+----------+---------+---------+---------+

|   <1> Абсолютная или относительная, что больше.                |
|   <2> Абсолютная  погрешность  измерения  объемной доли  оксида|
|углерода,  диоксида  углерода и кислорода  указана  в процентах,|
|объемной доли углеводородов - в миллионных долях.               |
+----------------------------------------------------------------+

 

Б.1.7. Газоанализаторы должны обеспечивать измерения с пределами погрешности, указанными в таблице Б.2, при следующих условиях:

- температура окружающей среды - от 5 °С до 40 °С;

- относительная влажность - не более 85% без конденсации;

- атмосферное давление - от 86,0 кПа до 106,0 кПа;

- напряжение питания - от минус 15% до плюс 10% от номинального напряжения;

- частота тока - +/- 2% от номинальной частоты;

- напряжение аккумулятора автомобиля:

- аккумуляторы 12 В - от 9 В до 16 В,

- аккумуляторы 24 В - от 16 В до 32 В.

(п. Б.1.7 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)

Б.1.8. Исключен с 1 июля 2012 года. - Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст.

Б.1.9. Четырехканальные газоанализаторы должны иметь программное обеспечение, позволяющее рассчитывать коэффициент Описание: Рисунок 105по формуле

 

Описание: Рисунок 106, (1)

 

где [СО2], [СО], [О2 ] - объемная доля диоксида, оксида углерода и кислорода соответственно, %;

Описание: Рисунок 109- отношение числа атомов водорода к числу атомов углерода в бензине, Описание: Рисунок 110= 1,7261;

Описание: Рисунок 111- отношение числа атомов кислорода к числу атомов углерода в бензине, Описание: Рисунок 112= 0,0176;

Описание: Рисунок 113- поправочный коэффициент для пересчета содержания углеводородов, измеренного инфракрасным методом, на гексан. Описание: Рисунок 114= Описание: Рисунок 115, если сумма углеводородов выражена в объемных долях (Описание: Рисунок 116) гексана. Значение Описание: Рисунок 117может быть уточнено изготовителем прибора;

[СН] - объемная доля углеводородов в пересчете на гексан, Описание: Рисунок 118.

Б.1.10. Время установления выходного сигнала (показаний) не должно превышать, с:

- 30 - для каналов измерения СО, СО2 и СН;

- 60 - для канала измерения Описание: Рисунок 120.

Б.1.11. Газоанализаторы должны быть градуированы по многокомпонентным смесям, содержащим не менее трех компонентов с указанными ниже диапазонами объемных долей:

- для четырехканальных газоанализаторов:

СО - 0,3% - 5%;

СО2 - 4% - 16%;

СН - 100 - 2000 Описание: Рисунок 122;

Описание: Рисунок 123- 0,5% - 20,9%;

газ-разбавитель - азот или воздух (для смесей, не содержащих кислород);

- для двухканальных газоанализаторов:

СО - 0,5% - 7%;

СО2 - 4% - 16%;

СН - 100 - 2500 Описание: Рисунок 125;

газ-разбавитель - азот или воздух.

Число многокомпонентных смесей, применяемых для градуировки газоанализаторов, установлено инструкциями по их эксплуатации.

Отношение погрешности, с которой установлено содержание компонента в поверочной газовой смеси, к пределу допускаемой основной погрешности газоанализатора должно быть не более 1/3. В обоснованных случаях допускается увеличение отношения до 1/2.

Б.1.12. Допускается применять газоанализаторы, работа которых основана на других принципах действия, соответствующие приведенным выше требованиям.

Б.2. Требования к тахометрам

Тахометры должны обеспечивать измерения в двух минимальных диапазонах частоты вращения коленчатого вала двигателя: от 0 до 1200 Описание: Рисунок 126и от 0 до 6000 Описание: Рисунок 127с погрешностью не более +/- 2,5% верхнего предела измерений.

Б.3. Требования к измерителям температуры масла

Температура масла должна быть измерена в диапазоне от 20 до 100 °С с погрешностью не более +/- 2,5 °С.

 

Приложение В

(рекомендуемое)

 

ФОРМА ЖУРНАЛА ЗАПИСИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРОК АВТОМОБИЛЕЙ

НА СОДЕРЖАНИЕ ОКСИДА УГЛЕРОДА И УГЛЕВОДОРОДОВ

В ОТРАБОТАВШИХ ГАЗАХ И СОСТАВ РАБОЧЕЙ СМЕСИ ДВИГАТЕЛЯ

(Приложение В в ред. Изменения N 1, утв. Приказом

Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)

 

+----+-------+--------+----+-----------------------------------------------------+-------+-----+

|Дата|Модель |Государ-|Дата| Объемная доля в отработавших газах оксида углерода, |Подпись|Зак- |
|про-|авто-  |ственный|вы- |                          -1                         |прово- |люче-|
|вер-|мобиля,|реги-   |пус-|     %, углеводородов, млн   и значение лямбда       |дившего|ние  |
|ки  |эколо- |страци- |ка  +--------------------------+--------------------------+провер-|     |
|    |гичес- |онный   |    |  Нормативные требования  |   Результаты измерения   |ку     |     |
|    |кий    |знак    |    +---------+---------+------+---------+---------+------+       |     |
|    |класс  |        |    |   CO    |   CH    |лямбда|   CO    |   CH    |лямбда|       |     |
|    |       |        |    +----+----+----+----+------+----+----+----+----+------+       |     |
|    |       |        |    |n   |n   |n   |n   | n    |n   |n   |n   |n   | n    |       |     |
|    |       |        |    | мин| пов| мин| пов|  пов | мин| пов| мин| пов|  пов |       |     |
+----+-------+--------+----+----+----+----+----+------+----+----+----+----+------+-------+-----+

| 1  |   2   |   3    | 4  | 5  | 6  | 7  | 8  |  9   | 10 | 11 | 12 | 13 |  14  |  15   | 16  |
+----+-------+--------+----+----+----+----+----+------+----+----+----+----+------+-------+-----+

|    |       |        |    |    |    |    |    |      |    |    |    |    |      |       |     |
|    |       |        |    |    |    |    |    |      |    |    |    |    |      |       |     |
+----+-------+--------+----+----+----+----+----+------+----+----+----+----+------+-------+-----+

|   Примечание. Измеренные  концентрации  CO  и  CH  в  отработавших  газах                    |
|автомобилей  (а также значения лямбда)  фиксируются в графах 10 - 14. Если                    |
|эти  значения  не превышают  установленные нормы,  то в графе 16  делается                    |
|запись  -  "норма".  При  превышении  любого  из  указанных  нормативов  в                    |
|графе  16  делается  запись  "не соответствует"  и автомобиль  должен быть                    |
|подвергнут   регулировке  или  ремонту   для  устранения   неисправностей,                    |
|вызывающих повышенные выбросы.                                                                |
+----------------------------------------------------------------------------------------------+

 

Приложение Г

(справочное)

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,

ОСНАЩЕННЫХ ИСКРОВЫМИ (БЕНЗИНОВЫМИ) ДВИГАТЕЛЯМИ

(Приложение Г в ред. Изменения N 1, утв. Приказом

Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)

 

Экологическая классификация автотранспортных средств, оснащенных искровыми (бензиновыми) двигателями, в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ представлена в таблице Г.1.

 

Таблица Г.1

 

+-------------+------------------------------+----------------------------+

|Экологический|  Категории автотранспортных  |   Выполняемые требования   |
|    класс    |     средств, оснащенных      |  к предельному содержанию  |
|             |   искровыми (бензиновыми)    |   вредных (загрязняющих)   |
|             |         двигателями          |          веществ           |
+-------------+------------------------------+----------------------------+

|      2      | M  и M  максимальной массой  |Правила ЕЭК ООН N 83-04 [3],|
|             |  1    2                      |уровень выбросов B          |
|             |не более 3,5 т                |                            |
|             +------------------------------+----------------------------+

|             | N                            |Правила ЕЭК ООН N 83-04 [3],|
|             |  1                           |уровень выбросов B, или CO -|
|             |                              |55 г/кВт.ч, CH - 2,4        |
|             |                              |г/кВт.ч, окислов азота NO  -|
|             |                              |                         x  |
|             |                              |10 г/кВт.ч при испытании    |
|             |                              |по Правилам ЕЭК ООН N 49-03 |
|             |                              |[4] (испытательный цикл ESC)|
|             +------------------------------+----------------------------+

|             | M  максимальной массой свыше |CO - 55 г/кВт.ч, CH - 2,4   |
|             |  1                           |г/кВт.ч, окислов азота NO  -|
|             |3,5 т, M , M , N  и N         |                         x  |
|             |        2   3   2    3        |10 г/кВт.ч при испытании по |
|             |                              |Правилам ЕЭК ООН N 49-03 [4]|
|             |                              |(испытательный цикл ESC)    |
+-------------+------------------------------+----------------------------+

|      3      | M  и M  максимальной массой  |Правила ЕЭК ООН N 83-05 [5],|
|             |  1    2                      |уровень выбросов A          |
|             |не более 3,5 т                |                            |
|             +------------------------------+----------------------------+

|             | N                            |Правила ЕЭК ООН N 83-05 [5],|
|             |  1                           |уровень выбросов A, или CO -|
|             |                              |20 г/кВт.ч, CH - 1,1        |
|             |                              |г/кВт.ч, окислов азота NO  -|
|             |                              |                         x  |
|             |                              |7 г/кВт.ч при испытании     |
|             |                              |по Правилам ЕЭК ООН N 49-03 |
|             |                              |[4] (испытательный цикл ESC)|
|             +------------------------------+----------------------------+

|             | M  максимальной массой свыше |CO - 20 г/кВт.ч, CH - 1,1   |
|             |  1                           |г/кВт.ч, окислов азота NO  -|
|             |3,5 т, M , M , N  и N         |                         x  |
|             |        2   3   2    3        |7 г/кВт.ч при испытании     |
|             |                              |по Правилам ЕЭК ООН N 49-03 |
|             |                              |[4] (испытательный цикл ESC)|
+-------------+------------------------------+----------------------------+

|      4      | M  и M  максимальной массой  |Правила ЕЭК ООН N 83-05 [5],|
|             |  1    2                      |уровень выбросов B          |
|             |не более 3,5 т                |                            |
|             +------------------------------+----------------------------+

|             | N                            |Правила ЕЭК ООН N 83-05 [5],|
|             |  1                           |уровень выбросов B, или CO -|
|             |                              |4 г/кВт.ч, CH - 0,55        |
|             |                              |г/кВт.ч, окислов азота NO  -|
|             |                              |                         x  |
|             |                              |2 г/кВт.ч при испытании     |
|             |                              |по Правилам ЕЭК ООН N 49-03 |
|             |                              |[4] (испытательный цикл ESC)|
|             +------------------------------+----------------------------+

|             | M  максимальной массой свыше |CO - 4 г/кВт.ч, CH - 0,55   |
|             |  1                           |г/кВт.ч, окислов азота NO  -|
|             |                              |                         x  |
|             |3,5 т, M , M , N  и N         |2 г/кВт.ч при испытании     |
|             |        2   3   2    3        |по Правилам  ЕЭК ООН N 49-03|
|             |                              |[4] (испытательный цикл ESC)|
+-------------+------------------------------+----------------------------+

|      5      | M  и M  максимальной массой  |Правила ЕЭК ООН N 83-06 [6] |
|             |  1    2                      |                            |
|             |не более 3,5 т, N             |                            |
|             |                 1            |                            |
+-------------+------------------------------+----------------------------+

 

БИБЛИОГРАФИЯ

(раздел введен Изменением N 1, утв. Приказом

Росстандарта от 02.05.2012 N 63-ст)

 

[1] ПР 50.2.006-94 Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок проведения поверки средств измерений

[2] OIMLR 99-1&2:2008 International Recommendation Instruments for measuring vehicle exhaust emissions (Рекомендации Международной Организации Законодательной Метрологии МОЗМ Р 99-1 (2) Приборы для измерения уровня выбросов выхлопных газов транспортных средств)

[3] Правила ЕЭК ООН N 83-04 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя

[4] Правила ЕЭК ООН N 49-03 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ

[5] Правила ЕЭК ООН N 83-05 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя

[6] Правила ЕЭК ООН N 83-06 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателя

 

ГОСТ Р 52033-2003 автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования