|
ГОСТ Р 50993-96 Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К ЭФФЕКТИВНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ
Motor vehicles. Heating, ventilation and air conditioning systems. Requirements for efficiency and safety
ГОСТ Р 50993-96
Группа Д29
ОКС 43.060.40; ОКП 45 1000
Дата введения 1 июля 1997 года
Предисловие
1. Разработан Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации, Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ) и Государственным научным центром Российской Федерации - Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ) Главного управления по развитию автомобильной промышленности Комитета по машиностроению Российской Федерации. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автотранспортных средств". 2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 9 декабря 1996 г. N 669. 3. Введен впервые.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства (далее - АТС), предназначенные для перевозки пассажиров и грузов по дорогам Российской Федерации (РФ), и устанавливает требования к системам отопления, вентиляции и кондиционирования кабины, пассажирского помещения (далее - обитаемого помещения) в части их эффективности для обеспечения надлежащих тепловых условий на рабочем месте водителя и местах пассажиров (экипажа) АТС и безопасности работы. Требования настоящего стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 15150-69. Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды ГОСТ 22895-77. Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Общие технические требования ГОСТ 27815-88. Автобусы. Общие требования к безопасности конструкции ГОСТ Р 50992-96. Безопасность автотранспортных средств при воздействии низких температур внешней среды. Общие технические требования ОСТ 37.001.413-86. ССБТ. Кабина. Рабочее место водителя, расположение органов управления грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов. Основные размеры и технические требования.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
3.1. В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями: 3.1.1. Вентиляция: обеспечение воздухообмена в кабине, обитаемом помещении, АТС при температурах внешней среды выше 17 °C, а также удаление теплоизбытков и обеспечение подвижности воздуха. 3.1.2. Отопление: обеспечение регулируемого нагрева воздуха в кабине, обитаемом помещении АТС. 3.1.3. Кондиционирование: обеспечение регулируемого охлаждения воздуха в кабине, обитаемом помещении, АТС до уровня или ниже температур внешней среды (при температурах внешней среды выше 17 °C).
4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1. Установленные настоящим стандартом требования дифференцированы в зависимости от предназначения АТС для эксплуатации в соответствующем районе РФ (таблица 1).
Таблица 1
Климатическое районирование территории РФ
+-------------------------+--------------------------------------+
¦ Обозначение района и ¦ Наименование климатического района
¦
¦ У ¦ Климатический район с умеренным
¦
Географическое положение и границы климатических районов на территории РФ в соответствии с ГОСТ Р 50992.
5. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
5.1. Все АТС должны быть оборудованы системой вентиляции и системой (системами) отопления кабины, обитаемого помещения. АТС в исполнении ХЛ дополнительно оборудуют резервной (аварийной) системой отопления, не связанной с системой охлаждения двигателя или отключающейся от нее. При наличии в конструкции АТС системы кондиционирования и выполнения ею требований, предъявляемых к системе вентиляции, допускается не оборудовать АТС отдельной системой вентиляции. 5.2. Система вентиляции 5.2.1. Система принудительной вентиляции при самостоятельной работе или работе в составе систем отопления и кондиционирования должна обеспечивать приток свежего (наружного) воздуха в кабину, обитаемое помещение из расчета на одного человека: - не менее 30 м3/ч (за исключением пассажирских помещений автобусов класса 1 по ГОСТ 27815 с отделенной кабиной водителя); - не менее 7 м3/ч - в пассажирские помещения автобусов класса 1 с отделенной кабиной водителя. При температурах внешней среды выше 17 °C подаваемый в кабину, обитаемое помещение воздух не должен нагреваться более чем на 2 °C относительно температуры внешней среды. 5.2.2. Скорости воздушных потоков на выходе из системы вентиляции не должны превышать 12 м/с. 5.2.3. Система вентиляции должна обеспечивать: - подвижность воздуха в кабине, обитаемом помещении, в зоне головы и пояса водителя в 0,5 - 1,5 м/с; - перепад между температурой наружного воздуха и температурами в кабине, обитаемом помещении, в зоне головы водителя (пассажира) при температуре окружающего воздуха 25 °C не должен превышать 3 °C. 5.3. Система отопления 5.3.1. Система отопления в зависимости от предназначения АТС должна обеспечивать тепловые условия (микроклимат) в кабине, обитаемом помещении: - АТС в исполнении У - в соответствии с таблицей 2 через 15 мин после начала движения при температуре окружающей среды до минус 25 °C; - АТС в исполнении УХЛ и ХЛ - в соответствии с таблицей 3 через 30 мин после начала движения соответственно при температурах окружающей среды минус 40 °C и минус 50 °C.
Таблица 2
Требования к параметрам микроклимата в кабине, обитаемом помещении, АТС в исполнении У
+---------------------+-------------------------------+----------+
¦Регламентируемая зона¦ Наименование параметра ¦ Значение
¦
¦ Рабочее место ¦ Подвижность воздуха, м/с, не ¦
¦
¦ Места пассажиров ¦ Температура в зоне пояса, °C, ¦ 15
¦
Таблица 3
Требования к параметрам микроклимата в кабине, обитаемом помещении, АТС в исполнении ХЛ и УХЛ
+-----------------+---------------------+------------------------+
¦Регламентируемая ¦ Наименование ¦ Значение параметра для
¦
¦ помещения ¦ ¦N 1, N 2, N 3,¦ М2, М3
¦
¦ Рабочее место ¦ Подвижность воздуха,¦ ¦
¦
¦ Места пассажиров¦ Температура воздуха,¦ ¦
¦
¦ <*> Категории АТС - по ГОСТ 22895 и специальные АТС
для¦
5.3.2. Резервная (аварийная) система отопления должна обеспечивать поддержание температур воздуха в зонах рабочего места водителя и спального места (при его наличии) не ниже 18 °C на стоянке автомобиля при температурах внешней среды до минус 50 °C. 5.3.3. Система питания (топливом, электроэнергией) отопителей резервной системы отопления должна обеспечивать их непрерывную работу в течение не менее 8 ч без дозаправки и подзарядки аккумуляторных батарей и последующий надежный пуск двигателя. 5.3.4. Температура внутренних поверхностей кабины, нагреваемых источниками тепла, не должна превышать: - 45 °C - при работающей системе отопления (при этом допускается повышение температур наружных поверхностей воздуховодов до 70 °C); - плюс 35 °C - при отключенной системе отопления. 5.3.5. Температура воздуха на выходе из отопителя не должна превышать 80 °C. 5.4. Система кондиционирования 5.4.1. Конструкция системы кондиционирования должна исключать возможность охлаждения воздуха в зоне головы человека (водителя, пассажира) более чем на 8 °C относительно температуры внешней среды. 5.4.2. Скорость воздушного потока на выходе из системы кондиционирования не должна превышать 12 м/с, а температура воздуха должна быть не ниже 0 °C. 5.4.3. Скорость воздуха в зоне головы водителя (пассажиров) при работе системы кондиционирования не должна превышать 0,5 м/с. 5.4.4. Относительная влажность воздуха в кабине, обитаемом помещении должна находиться в пределах от 30 до 60%. 5.4.5. Температура наружных поверхностей воздуховодов для холодного воздуха должна быть не менее 15 °C.
ГОСТ Р 50993-96 Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности
|