СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

Юридические услуги и консультации в области логистики

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом

Перевозка опасных грузов авиатранспортом

 

Реклама на сайте                   

 

 

ГОСТ Р 50993-96 Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

 

СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ.

ТРЕБОВАНИЯ К ЭФФЕКТИВНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ

 

Motor vehicles. Heating, ventilation and air conditioning

systems. Requirements for efficiency and safety

 

ГОСТ Р 50993-96

 

Группа Д29

 

ОКС 43.060.40;

ОКП 45 1000

 

Дата введения

1 июля 1997 года

 

Предисловие

 

1. Разработан Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации, Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ) и Государственным научным центром Российской Федерации - Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ) Главного управления по развитию автомобильной промышленности Комитета по машиностроению Российской Федерации.

Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автотранспортных средств".

2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 9 декабря 1996 г. N 669.

3. Введен впервые.

 

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства (далее - АТС), предназначенные для перевозки пассажиров и грузов по дорогам Российской Федерации (РФ), и устанавливает требования к системам отопления, вентиляции и кондиционирования кабины, пассажирского помещения (далее - обитаемого помещения) в части их эффективности для обеспечения надлежащих тепловых условий на рабочем месте водителя и местах пассажиров (экипажа) АТС и безопасности работы.

Требования настоящего стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения.

 

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

 

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 15150-69. Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 22895-77. Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Общие технические требования

ГОСТ 27815-88. Автобусы. Общие требования к безопасности конструкции

ГОСТ Р 50992-96. Безопасность автотранспортных средств при воздействии низких температур внешней среды. Общие технические требования

ОСТ 37.001.413-86. ССБТ. Кабина. Рабочее место водителя, расположение органов управления грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов. Основные размеры и технические требования.

 

3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

3.1. В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1. Вентиляция: обеспечение воздухообмена в кабине, обитаемом помещении, АТС при температурах внешней среды выше 17 °C, а также удаление теплоизбытков и обеспечение подвижности воздуха.

3.1.2. Отопление: обеспечение регулируемого нагрева воздуха в кабине, обитаемом помещении АТС.

3.1.3. Кондиционирование: обеспечение регулируемого охлаждения воздуха в кабине, обитаемом помещении, АТС до уровня или ниже температур внешней среды (при температурах внешней среды выше 17 °C).

 

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

4.1. Установленные настоящим стандартом требования дифференцированы в зависимости от предназначения АТС для эксплуатации в соответствующем районе РФ (таблица 1).

 

Таблица 1

 

Климатическое районирование территории РФ

 

+-------------------------+--------------------------------------+

¦   Обозначение района и  ¦  Наименование климатического района  ¦
¦климатического исполнения¦                                      ¦
+-------------------------+--------------------------------------+

¦            У            ¦ Климатический район с умеренным      ¦
¦                         ¦климатом                              ¦
¦           УХЛ           ¦ Умеренно-холодный климатический      ¦
¦                         ¦район                                 ¦
¦            ХЛ           ¦ Холодный климатический район         ¦
+-------------------------+--------------------------------------+

 

Географическое положение и границы климатических районов на территории РФ в соответствии с ГОСТ Р 50992.

 

5. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

5.1. Все АТС должны быть оборудованы системой вентиляции и системой (системами) отопления кабины, обитаемого помещения.

АТС в исполнении ХЛ дополнительно оборудуют резервной (аварийной) системой отопления, не связанной с системой охлаждения двигателя или отключающейся от нее.

При наличии в конструкции АТС системы кондиционирования и выполнения ею требований, предъявляемых к системе вентиляции, допускается не оборудовать АТС отдельной системой вентиляции.

5.2. Система вентиляции

5.2.1. Система принудительной вентиляции при самостоятельной работе или работе в составе систем отопления и кондиционирования должна обеспечивать приток свежего (наружного) воздуха в кабину, обитаемое помещение из расчета на одного человека:

- не менее 30 м3/ч (за исключением пассажирских помещений автобусов класса 1 по ГОСТ 27815 с отделенной кабиной водителя);

- не менее 7 м3/ч - в пассажирские помещения автобусов класса 1 с отделенной кабиной водителя.

При температурах внешней среды выше 17 °C подаваемый в кабину, обитаемое помещение воздух не должен нагреваться более чем на 2 °C относительно температуры внешней среды.

5.2.2. Скорости воздушных потоков на выходе из системы вентиляции не должны превышать 12 м/с.

5.2.3. Система вентиляции должна обеспечивать:

- подвижность воздуха в кабине, обитаемом помещении, в зоне головы и пояса водителя в 0,5 - 1,5 м/с;

- перепад между температурой наружного воздуха и температурами в кабине, обитаемом помещении, в зоне головы водителя (пассажира) при температуре окружающего воздуха 25 °C не должен превышать 3 °C.

5.3. Система отопления

5.3.1. Система отопления в зависимости от предназначения АТС должна обеспечивать тепловые условия (микроклимат) в кабине, обитаемом помещении:

- АТС в исполнении У - в соответствии с таблицей 2 через 15 мин после начала движения при температуре окружающей среды до минус 25 °C;

- АТС в исполнении УХЛ и ХЛ - в соответствии с таблицей 3 через 30 мин после начала движения соответственно при температурах окружающей среды минус 40 °C и минус 50 °C.

 

Таблица 2

 

Требования к параметрам микроклимата в кабине,

обитаемом помещении, АТС в исполнении У

 

+---------------------+-------------------------------+----------+

¦Регламентируемая зона¦    Наименование параметра     ¦ Значение ¦
¦ кабины, обитаемого  ¦                               ¦параметра ¦
¦      помещения      ¦                               ¦          ¦
+---------------------+-------------------------------+----------+

¦ Рабочее место       ¦ Подвижность воздуха, м/с, не  ¦          ¦
¦водителя             ¦более:                         ¦          ¦
¦                     ¦  в зоне головы                ¦   0,6    ¦
¦                     ¦  в зоне пояса                 ¦   0,6    ¦
¦                     ¦ Температура воздуха, °C, не   ¦          ¦
¦                     ¦менее:                         ¦          ¦
¦                     ¦  в зоне головы                ¦    10    ¦
¦                     ¦  в зоне ног                   ¦    16    ¦
¦                     ¦ Перепад между температурами   ¦  3 - 10  ¦
¦                     ¦воздуха в зонах ног и головы   ¦          ¦
+---------------------+-------------------------------+----------+

¦ Места пассажиров    ¦ Температура в зоне пояса, °C, ¦    15    ¦
¦(экипажа)            ¦не менее                       ¦          ¦
+---------------------+-------------------------------+----------+

 

Таблица 3

 

Требования к параметрам микроклимата в кабине,

обитаемом помещении, АТС в исполнении ХЛ и УХЛ

 

+-----------------+---------------------+------------------------+

¦Регламентируемая ¦    Наименование     ¦ Значение параметра для ¦
¦  зона кабины,   ¦      параметра      ¦   категорий АТС <*>    ¦
¦   обитаемого    ¦                     +--------------+---------+

¦    помещения    ¦                     ¦N 1, N 2, N 3,¦ М2, М3  ¦
¦                 ¦                     ¦  М1, М2, М3  ¦ (класс I¦
¦                 ¦                     ¦(классы II и  ¦  <**>)  ¦
¦                 ¦                     ¦ III <**>),   ¦         ¦
¦                 ¦                     ¦ специальные  ¦         ¦
¦                 ¦                     ¦     АТС      ¦         ¦
+-----------------+---------------------+--------------+---------+

¦ Рабочее место   ¦ Подвижность воздуха,¦              ¦         ¦
¦водителя         ¦м/с, не более:       ¦              ¦         ¦
¦                 ¦  в зоне головы      ¦     0,6      ¦   1,0   ¦
¦                 ¦  в зоне пояса       ¦     1,0      ¦   1,0   ¦
¦                 ¦ Температура воздуха,¦              ¦         ¦
¦                 ¦°C, не менее:        ¦              ¦         ¦
¦                 ¦  в зоне головы      ¦     15       ¦    10   ¦
¦                 ¦  в зоне пояса       ¦     17       ¦    12   ¦
¦                 ¦  в зоне ног         ¦     19       ¦    13   ¦
¦                 ¦ Перепад между       ¦    3 - 5     ¦  3 - 5  ¦
¦                 ¦температурами в зонах¦              ¦         ¦
¦                 ¦ног и головы, °C     ¦              ¦         ¦
+-----------------+---------------------+--------------+---------+

¦ Места пассажиров¦ Температура воздуха,¦              ¦         ¦
¦(экипажа)        ¦°C, не менее:        ¦              ¦         ¦
¦                 ¦  в зоне ног         ¦     10       ¦    0    ¦
¦                 ¦  в зоне головы      ¦     17       ¦    10   ¦
+-----------------+---------------------+--------------+---------+

¦    <*> Категории АТС - по ГОСТ  22895  и  специальные  АТС  для¦
¦перевозки людей (вахтовые, технологические и др.).              ¦
¦    <**> Классы автобусов - по ГОСТ 27815.                      ¦
+----------------------------------------------------------------+

 

5.3.2. Резервная (аварийная) система отопления должна обеспечивать поддержание температур воздуха в зонах рабочего места водителя и спального места (при его наличии) не ниже 18 °C на стоянке автомобиля при температурах внешней среды до минус 50 °C.

5.3.3. Система питания (топливом, электроэнергией) отопителей резервной системы отопления должна обеспечивать их непрерывную работу в течение не менее 8 ч без дозаправки и подзарядки аккумуляторных батарей и последующий надежный пуск двигателя.

5.3.4. Температура внутренних поверхностей кабины, нагреваемых источниками тепла, не должна превышать:

- 45 °C - при работающей системе отопления (при этом допускается повышение температур наружных поверхностей воздуховодов до 70 °C);

- плюс 35 °C - при отключенной системе отопления.

5.3.5. Температура воздуха на выходе из отопителя не должна превышать 80 °C.

5.4. Система кондиционирования

5.4.1. Конструкция системы кондиционирования должна исключать возможность охлаждения воздуха в зоне головы человека (водителя, пассажира) более чем на 8 °C относительно температуры внешней среды.

5.4.2. Скорость воздушного потока на выходе из системы кондиционирования не должна превышать 12 м/с, а температура воздуха должна быть не ниже 0 °C.

5.4.3. Скорость воздуха в зоне головы водителя (пассажиров) при работе системы кондиционирования не должна превышать 0,5 м/с.

5.4.4. Относительная влажность воздуха в кабине, обитаемом помещении должна находиться в пределах от 30 до 60%.

5.4.5. Температура наружных поверхностей воздуховодов для холодного воздуха должна быть не менее 15 °C.

 

ГОСТ Р 50993-96 Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования