ГОСТ 32192-2013 Надежность в железнодорожной
технике. Основные понятия. Термины и определения
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
НАДЕЖНОСТЬ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТЕХНИКЕ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ТЕРМИНЫ
И
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Dependability in railway technics.
General
concepts. Terms and definitions
ГОСТ
32192-2013
МКС 01.040.45
Дата введения
1 июля 2014 года
Предисловие
Цели,
основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной
стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система
стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система
стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по
межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения,
обновления и отмены"
Сведения
о стандарте
1.
ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и
проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на
железнодорожном транспорте" (ОАО "НИИАС")
2. ВНЕСЕН
Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3. ПРИНЯТ
Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации
(протокол от 07.06.2013 г. N 43-2013)
За
принятие стандарта проголосовали:
Краткое наименование страны
по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование
национального органа по стандартизации |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
Узбекистан |
UZ |
Узстандарт |
Украина |
UA |
Госпотребстандарт Украины |
4. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от
30 декабря 2013 г. N 2420-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32192-2013 введен
в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01 июля
2014 г.
5. ВВЕДЕН
ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном
информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок
- в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае
пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление
будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные
стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в
информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
Введение
Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном
порядке, отражающем систему понятий в области надежности железнодорожной
техники.
Для
каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Термины,
относящиеся к отдельным объектам железнодорожного транспорта (железнодорожного
пути, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожного
электроснабжения, железнодорожной электросвязи, железнодорожного подвижного
состава), применяют в дополнение к общим терминам для железнодорожной техники в
целом.
Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании
термина в документах по стандартизации, если при этом исключена возможность
различного толкования термина.
В
алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера
статьи.
Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них
производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая
объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать
объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
Помета,
указывающая на область применения многозначного термина, приведена в круглых
скобках светлым шрифтом после термина. Помета не является частью термина.
В
стандарте в качестве справочных приведены эквиваленты стандартизованных терминов
на английском языке.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы и
иноязычные эквиваленты - светлым шрифтом.
Пояснения
к некоторым терминам настоящего стандарта приведены в приложении А.
Условные
обозначения и размерности показателей эксплуатационной надежности
железнодорожного транспорта приведены в приложении Б.
1.
Область применения
Настоящий
стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области
надежности железнодорожной техники.
Настоящий
стандарт распространяется на железнодорожную технику, включающую объекты
инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав и
их составные части.
Термины и
определения, устанавливаемые настоящим стандартом, применяют во всех видах
документации и литературы, входящих в сферу деятельности железнодорожного
транспорта или использующих результаты этой деятельности.
2.
Термины и определения
Общие
понятия
1. железнодорожная техника:
Техническое средство или совокупность технических средств,
предназначенные для обеспечения перевозочного процесса на
железнодорожном транспорте.
Примечание - К железнодорожной
технике относятся объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта
и железнодорожный подвижной состав, а также их составные части,
представляющие собой функциональную единицу, которую можно
рассматривать в отдельности. |
railway technics |
2. надежность (железнодорожной
техники): Способность железнодорожной техники выполнять
предусмотренные техническими требованиями функции в течение
определенной наработки или периода эксплуатации при установленных в
нормативной и (или) технической документации условиях применения,
технического содержания, хранения и транспортирования.
Примечание - В зависимости от
назначения железнодорожной техники и условий ее применения
надежность может включать готовность, безотказность,
ремонтопригодность, долговечность и сохраняемость или определенные
сочетания этих свойств. |
dependability |
3. безотказность
(железнодорожной техники): Свойство железнодорожной техники
непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение
определенной наработки при установленных в нормативной и (или)
технической документации условиях применения. |
reliability |
4. ремонтопригодность
(железнодорожной техники): Свойство железнодорожной техники,
заключающееся в ее приспособленности к поддержанию и восстановлению
работоспособного состояния путем технического содержания. |
maintainability |
5. долговечность
(железнодорожной техники): Свойство железнодорожной техники
выполнять предусмотренные техническими требованиями функции до
достижения предельного состояния при установленных в нормативной и
(или) технической документации условиях применения и технического
содержания. |
durability |
6. сохраняемость
(железнодорожной техники): Свойство железнодорожной техники
сохранять работоспособное состояние в течение хранения и (или)
транспортирования при установленных в нормативной и (или)
технической документации условиях хранения и (или)
транспортирования. |
storability |
7. готовность (железнодорожной
техники): Способность железнодорожной техники выполнять
предусмотренные техническими требованиями функции при установленных
в нормативной и (или) технической документации условиях применения и
технического содержания в предположении, что необходимые внешние
ресурсы обеспечены.
Примечания
1. Готовность зависит от
сочетания свойств безотказности, ремонтопригодности и
материально-технического обеспечения.
2. Необходимые внешние ресурсы,
кроме ресурсов технического содержания, не влияют на готовность. |
availability |
8. эксплуатационная надежность
(железнодорожной техники): Надежность железнодорожной техники при ее
эксплуатации конкретным потребителем в определенных условиях
применения на железнодорожном транспорте. |
operational dependability |
9. отказоустойчивость
(железнодорожной техники): Способность железнодорожной техники
сохранять работоспособное состояние при возникновении отказа одной
или нескольких ее составных частей. |
fault tolerance |
10. показатель надежности
(железнодорожной техники): Количественная характеристика одного или
нескольких свойств, составляющих надежность железнодорожной техники.
Примечание - Различают следующие
показатели надежности:
- единичный;
- комплексный;
- расчетный;
- экспериментальный;
- эксплуатационный.
Значение показателя надежности
может быть:
- нормативным (регламентировано
в нормативной документации);
- допустимым (определяют исходя
из текущих требований к железнодорожной технике, зависящих от
определенных условий перевозочного процесса и связанных с ними
рисков);
- проектным (задано проектной
(технической) документацией на железнодорожную технику);
- фактическим (определяют по
реальным данным эксплуатации). |
dependability measure |
Понятия,
относящиеся к видам технического состояния объектов
11. исправное состояние
(железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, при
котором она соответствует всем требованиям нормативной и (или)
технической документации. |
good state |
12. неисправное состояние
(железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, при
котором она не соответствует хотя бы одному из требований
нормативной и (или) технической документации. |
fault
(faulty state) |
13. предотказное состояние
(железнодорожной техники): Неисправное состояние железнодорожной
техники, при котором вероятность ее перехода в неработоспособное
состояние в течение заданной наработки не превышает допустимого
значения. |
pre-failure state |
14. работоспособное состояние
(железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, при
котором она способна выполнить все предусмотренные техническими
требованиями функции в полном объеме при условии, что предоставлены
необходимые ресурсы. |
up state |
15. неработоспособное состояние
(железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, при
котором она не способна выполнить все предусмотренные техническими
требованиями функции. |
disabled state |
16 |
|
17. частично работоспособное
состояние (железнодорожной техники): Состояние железнодорожной
техники, при котором она не способна выполнить хотя бы одну из
предусмотренных техническими требованиями функций в полном объеме. |
partial up state |
18. предельное состояние
(железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, при
котором ее дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна
на основании оценки рисков. |
limiting state |
19. критерий предельного
состояния (железнодорожной техники): Признак или совокупность
признаков предельного состояния железнодорожной техники,
установленные в технической документации. |
limiting state criterion |
20. опасное состояние
(железнодорожной техники): Неисправное состояние железнодорожной
техники, при котором возникают риски причинения вреда жизни и
здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц,
государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни
и здоровью животных и растений, превышающие допустимые уровни риска. |
hazardous state |
21. техническое состояние
(железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники,
которое характеризуется в определенный момент времени, при
определенных условиях внешней среды, значениями параметров,
установленных в технической документации на нее. |
technical state |
Понятия,
относящиеся к отказам
22. отказ (железнодорожной
техники): Событие, заключающееся в нарушении работоспособного
состояния железнодорожной техники. |
failure |
23. критерий отказа
(железнодорожной техники): Признак или совокупность признаков
нарушения работоспособного состояния железнодорожной техники,
установленные в технической документации. |
failure criterion |
24. повреждение (железнодорожной
техники): Событие, заключающееся в нарушении исправного состояния
железнодорожной техники при сохранении работоспособного состояния. |
damage |
25. дефект (железнодорожной
техники): Отдельное несоответствие железнодорожной техники
требованиям, установленным в технической документации. |
defect |
26. вид отказа (железнодорожной
техники): Категория классификации отказов железнодорожной техники по
заданным признакам.
Примечание - Признаки
классификации отказов:
- зависимость отказов -
зависимый, независимый, отказ по общей причине;
- возможность последующего
применения железнодорожной техники - полный, частичный;
- характер изменения основного
параметра железнодорожной техники - внезапный, постепенный;
- наличие внешних проявлений
отказа - явный, скрытый;
- возможность и способ
устранения отказа - устранимый, неустранимый, самоустраняющийся
(сбой, перемежающийся отказ);
- причина возникновения -
конструктивный, производственный, эксплуатационный, вследствие
изнашивания, вследствие старения;
- характер возникновения -
систематический, случайный;
- влияние отказа на перевозочный
процесс - отказы первой, второй и третьей категорий;
- по степени опасности -
опасный, неопасный. |
failure mode |
27. опасный отказ
(железнодорожной техники): Событие, в результате которого
железнодорожная техника переходит из исправного, работоспособного
или частично работоспособного состояния в опасное состояние. |
hazardous failure |
28. сбой (железнодорожной
техники): Событие, при котором железнодорожная техника не выполняет
хотя бы одну из предусмотренных техническими требованиями функций в
течение времени менее допустимого, установленного в технической
документации. |
interruption |
29. ошибка (в железнодорожной
технике): Несоответствие между вычисленным, наблюдаемым или
измеренным значением или состоянием и истинным, заданным или
теоретически правильным значением или состоянием. |
error |
Понятия,
относящиеся к техническому содержанию
30. техническое содержание
(железнодорожной техники): Совокупность технических и
организационных действий, направленных на поддержание и (или)
возвращение железнодорожной техники в работоспособное состояние и
(или) восстановление ее ресурса.
Примечание - Пояснение к термину
приведено в приложении А. |
maintenance |
31. восстановление
(железнодорожной техники): Событие, при котором после
неработоспособного состояния железнодорожной техники наступает
работоспособное состояние. |
restoration |
32. техническое обслуживание
(железнодорожной техники): Совокупность технических и
организационных действий, направленных на поддержание
железнодорожной техники в работоспособном состоянии.
Примечание - Пояснение к термину
приведено в приложении А. |
servicing |
33. вид технического
обслуживания (железнодорожной техники): Категория классификации
технического обслуживания железнодорожной техники по отличительному
признаку. |
type of servicing |
34. планово-предупредительное
техническое обслуживание (железнодорожной техники): Техническое
обслуживание железнодорожной техники, выполняемое с целью уменьшения
вероятности возникновения ее отказа или ухудшения функционирования и
проводимое до наступления отказа через заранее установленные
интервалы применения или хранения, или по определенным критериям
оценки ее технического состояния. |
preventive (scheduled) servicing |
35. техническое обслуживание по
состоянию (железнодорожной техники): Техническое обслуживание
железнодорожной техники, проводимое на основе оценки результатов
мониторинга ее технического состояния. |
condition based servicing |
36. неплановое техническое
обслуживание (железнодорожной техники): Техническое обслуживание
железнодорожной техники, которое осуществляется без предварительного
назначения или по специальному указанию. |
unscheduled servicing |
37. техническое обслуживание
(железнодорожной техники) на месте эксплуатации: Техническое
обслуживание железнодорожной техники, выполняемое на месте
применения или хранения железнодорожной техники. |
on-site servicing |
38. техническое обслуживание
(железнодорожной техники) вне места эксплуатации: Техническое
обслуживание железнодорожной техники, выполняемое после удаления
железнодорожной техники с места применения или хранения. |
off-site servicing |
39. ремонт (железнодорожной
техники): Совокупность технических и организационных действий,
направленных на восстановление работоспособного состояния и (или)
ресурса железнодорожной техники.
Примечание - Пояснение к термину
приведено в приложении А. |
repair |
40. вид ремонта (железнодорожной
техники): Категория классификации ремонта железнодорожной техники по
отличительному признаку. |
type of repair |
41. плановый ремонт
(железнодорожной техники): Ремонт железнодорожной техники, который
осуществляется с периодичностью, установленной в технической
документации на железнодорожную технику. |
scheduled repair |
42. ремонт по состоянию
(железнодорожной техники): Ремонт железнодорожной техники, объем и
момент начала которого определяется по результатам мониторинга
технического состояния железнодорожной техники. |
condition based repair |
43. неплановый ремонт
(железнодорожной техники): Ремонт железнодорожной техники, который
осуществляется без предварительного назначения или по специальному
указанию. |
unscheduled repair |
44. ремонт на месте эксплуатации
(железнодорожной техники): Ремонт железнодорожной техники,
выполняемый на месте применения или хранения железнодорожной
техники. |
on-site repair |
45. ремонт (железнодорожной
техники) вне места эксплуатации: Ремонт железнодорожной техники,
выполняемый после удаления железнодорожной техники с места
применения или хранения. |
off-site repair |
46. доступность составной части
(железнодорожной техники): Свойство составной части железнодорожной
техники, заключающееся в ее рациональном размещении в соответствии с
потребностями в техническом содержании. |
unit service accessibility |
47. легкосъемность составной
части (железнодорожной техники): Свойство составной части
железнодорожной техники, характеризующее ее приспособленность к
демонтажу или монтажу при техническом содержании с минимальными
затратами времени и труда. |
unit quick-detachability |
Понятия,
относящиеся к разработке объекта и анализу его надежности
48. анализ надежности
(железнодорожной техники): Комплексное исследование железнодорожной
техники, ее отказов и процессов их возникновения в целях определения
наиболее критичных составных частей железнодорожной техники, оценки
показателей надежности и возможности повышения надежности. |
dependability analysis |
49. нормирование надежности (в
железнодорожной технике): Установление количественных и качественных
требований к надежности.
Примечание - Нормирование
надежности включает в себя выбор номенклатуры показателей
надежности, обоснование численных значений показателей надежности
железнодорожной техники и ее составных частей, формулирование
критериев отказов и предельных состояний, задание требований к
методам контроля надежности, выработку качественных требований к
конструкции железнодорожной техники, техническому содержанию,
действиям персонала, направленных на обеспечение надежности. |
dependability specification |
50. распределение требований
надежности (в железнодорожной технике): Процедура, применяемая в
процессе проектирования железнодорожной техники, посредством которой
требования надежности к железнодорожной технике распределяют между
ее составными частями по определенным правилам. |
allocation
(apportionment) of dependability requirements |
51. контроль надежности
(железнодорожной техники): Проверка соответствия железнодорожной
техники заданным требованиям надежности. |
dependability verification |
52. резервирование (в
железнодорожной технике): Способ обеспечения надежности
железнодорожной техники за счет использования дополнительных средств
и (или) возможностей, избыточных по отношению к минимально
необходимым для выполнения предусмотренной техническими требованиями
функции. |
redundancy |
53. нагруженное резервирование
(в железнодорожной технике): Резервирование, при котором все
элементы, способные выполнять предусмотренную техническими
требованиями функцию, работают одновременно. |
active redundancy |
54. ненагруженное резервирование
(в железнодорожной технике): Резервирование, при котором один или
несколько резервных элементов находятся в ненагруженном режиме до
начала выполнения ими функций основного элемента. |
standby redundancy |
55. прогнозирование надежности
(железнодорожной техники): Предсказание значений показателей
надежности и возникновения отказов железнодорожной техники на основе
нормированных методов и расчетов или результатов научных
исследований. |
prediction |
56. модель безотказности
(железнодорожной техники): Математическая модель, используемая для
прогнозирования или оценки показателей безотказности. |
reliability model |
57. анализ видов и последствий
отказов (в железнодорожной технике): Качественный метод анализа,
основанный на исследовании возможных видов отказов и неисправностей
составных частей и их влияния на железнодорожную технику, людей и
окружающую среду. |
failure modes
and effects analysis |
58. анализ видов, последствий и
критичности отказов (в железнодорожной технике): Метод анализа,
основанный на исследовании возможных видов отказов и неисправностей
составных частей и их влияния на железнодорожную технику, людей и
окружающую среду с учетом вероятности возникновения и серьезности
последствий. |
failure
modes, effects and criticality analysis |
59. анализ дерева неисправностей
(в железнодорожной технике): Метод, основанный на построении и
анализе логической диаграммы, отражающей состояния составных частей,
внешние события или их комбинации, приводящие к рассматриваемой
неисправности железнодорожной техники. |
fault tree analysis |
60. анализ дерева событий (в
железнодорожной технике): Метод, основанный на построении и анализе
логической диаграммы, отражающей возможные результаты, которые могут
последовать от данного инициирующего события и состава
предусматриваемых контрмер. |
event tree analysis |
61. структурная схема надежности
(железнодорожной техники): Графическое представление железнодорожной
техники в виде блоков, показывающее, как неисправности составных
частей и их комбинации влияют на состояние железнодорожной техники. |
reliability block diagram |
62. диаграмма
состояний-переходов (в железнодорожной технике): Диаграмма,
показывающая совокупность возможных состояний железнодорожной
техники и возможных пошаговых переходов между состояниями. |
state-transition diagram |
Величины
и показатели безотказности
63. наработка (железнодорожной
техники): Продолжительность или объем работы железнодорожной техники
за определенный период. |
operating time |
64. наработка до отказа
(железнодорожной техники): Наработка, накопленная от первого
применения железнодорожной техники до ее первого отказа. |
operating time to failure |
65. наработка между отказами
(железнодорожной техники): Суммарная наработка железнодорожной
техники между двумя последовательными отказами. |
operating time between failures |
66. период приработки
(железнодорожной техники): Начальный период эксплуатации
железнодорожной техники, если он существует, в течение которого
параметр потока отказов или интенсивность отказов уменьшаются со
временем до постоянного, с учетом заданной погрешности, значения. |
early failure period |
67. вероятность безотказной
работы (железнодорожной техники): Вероятность того, что в пределах
заданной наработки отказ железнодорожной техники не возникнет. |
reliability function |
68. вероятность отказа
(железнодорожной техники): Вероятность того, что в пределах заданной
наработки возникнет отказ железнодорожной техники определенного
вида. |
failure probability |
69. средняя наработка до отказа
(железнодорожной техники): Математическое ожидание наработки
железнодорожной техники до первого отказа. |
mean
operating time to failure |
70. гамма-процентная наработка
до отказа (железнодорожной техники): Наработка, в течение которой
отказ железнодорожной техники не возникнет с вероятностью , выраженной в процентах. |
gamma-percentile operating time to failure |
71. средняя наработка на отказ
(железнодорожной техники): Отношение суммарной наработки
восстанавливаемой железнодорожной техники к математическому ожиданию
числа ее отказов в течение этой наработки. |
mean
operating time between failures |
72. интенсивность отказов
(железнодорожной техники): Условная плотность распределения
вероятности возникновения отказа железнодорожной техники,
определяемая при условии, что до рассматриваемого момента времени
отказ не возник. |
failure rate |
73. параметр потока отказов
(железнодорожной техники): Отношение математического ожидания числа
отказов восстанавливаемой железнодорожной техники за достаточно
малую ее наработку к значению этой наработки. |
failure intensity |
Величины
и показатели ремонтопригодности
74. средняя наработка между
видами планово-предупредительного технического обслуживания
(железнодорожной техники): Математическое ожидание наработки между
действиями планово-предупредительного технического обслуживания
железнодорожной техники. |
mean
operating time between preventive servicing |
75. средняя наработка между
видами планового ремонта (железнодорожной техники): Математическое
ожидание наработки между действиями планового ремонта
железнодорожной техники. |
mean
operating time between scheduled repair |
76. среднее время простоя
(железнодорожной техники): Математическое ожидание продолжительности
неработоспособного состояния железнодорожной техники из-за
возникновения ее отказов и нахождения ее на
планово-предупредительном техническом обслуживании и плановом
ремонте. |
mean down-time |
77. продолжительность
технического содержания (железнодорожной техники): Время,
затраченное на выполнение необходимых действий по техническому
содержанию железнодорожной техники, включая логистические и
технические задержки и исключая административные задержки.
Примечание - Пояснение к термину
приведено в приложении А. |
maintenance time |
78. время до восстановления
(железнодорожной техники): Интервал времени от момента отказа
железнодорожной техники до момента восстановления ее
работоспособного состояния.
Примечания
1. Если, момент отказа не
определен, то предполагают, что интервал времени начинается после
обнаружения отказа.
2. Пояснение к термину приведено
в приложении А. |
time to restoration |
79. среднее время до
восстановления (железнодорожной техники): Математическое ожидание
интервала времени от момента отказа железнодорожной техники до
момента восстановления ее работоспособного состояния. |
mean time to restoration |
80. интенсивность восстановления
(железнодорожной техники): Условная плотность распределения
вероятности восстановления работоспособного состояния
железнодорожной техники, определенная для рассматриваемого момента
времени при условии, что до этого момента восстановление не было
завершено. |
(instantaneous) restoration rate |
81. продолжительность
технического обслуживания (железнодорожной техники): Календарное
время проведения одного технического обслуживания железнодорожной
техники данного вида. |
servicing time |
82. средняя продолжительность
технического обслуживания (железнодорожной техники): Математическое
ожидание продолжительности технического обслуживания железнодорожной
техники данного вида за наработку или определенный период
эксплуатации. |
mean servicing time |
83. продолжительность ремонта
(железнодорожной техники): Календарное время проведения одного
ремонта железнодорожной техники данного вида. |
repair time |
84. средняя продолжительность
ремонта (железнодорожной техники): Математическое ожидание
продолжительности ремонта железнодорожной техники данного вида за
наработку или определенный период эксплуатации. |
mean repair time |
85. среднее время контроля
функционирования (железнодорожной техники): Математическое ожидание
времени, затраченного на выполнение действий для подтверждения
возможности выполнения железнодорожной техникой части или всех
предусмотренных техническими требованиями функций после устранения
неисправности. |
mean control time |
86. трудоемкость технического
обслуживания (железнодорожной техники): Трудозатраты на проведение
одного технического обслуживания железнодорожной техники данного
вида, измеряемые в человеко-часах. |
servicing
man-hours |
87. средняя трудоемкость
технического обслуживания (железнодорожной техники): Математическое
ожидание трудоемкости одного технического обслуживания
железнодорожной техники данного вида за определенные период
эксплуатации или наработку. |
mean servicing man-hours |
88. трудоемкость ремонта
(железнодорожной техники): Трудозатраты на проведение одного ремонта
железнодорожной техники данного вида, измеряемые в человеко-часах. |
repair man-hours |
89. средняя трудоемкость ремонта
(железнодорожной техники): Математическое ожидание трудоемкости
одного ремонта железнодорожной техники данного вида за определенные
период эксплуатации или наработку. |
mean repair man-hours |
90. средняя суммарная
трудоемкость планово-предупредительного технического обслуживания
(железнодорожной техники): Математическое ожидание трудозатрат на
проведение всех видов планово-предупредительного технического
обслуживания однотипной железнодорожной техники за определенные
период эксплуатации или наработку. |
mean
summarized preventive servicing man-hours |
91. средняя суммарная
трудоемкость планового ремонта (железнодорожной техники):
Математическое ожидание трудозатрат на проведение всех видов
планового ремонта однотипной железнодорожной техники за определенные
период эксплуатации или наработку. |
mean
summarized scheduled repair man-hours |
92. удельная суммарная
трудоемкость планово-предупредительного технического обслуживания
(железнодорожной техники): Отношение средней суммарной трудоемкости
видов планово-предупредительного технического обслуживания
железнодорожной техники за определенную наработку к этой наработке. |
specific
summarized preventive servicing man-hours |
93. удельная суммарная
трудоемкость планового ремонта (железнодорожной техники): Отношение
средней суммарной трудоемкости видов планового ремонта
железнодорожной техники за определенную наработку к этой наработке. |
specific
summarized scheduled repair man-hours |
94. технологический перерыв (для
железнодорожной техники): Планируемый период времени, в течение
которого применение железнодорожной техники по назначению не
предусматривается. |
blocking pause |
95. коэффициент достаточности
предоставления технологических перерывов (для железнодорожной
техники): Коэффициент, характеризующий соответствие между
количеством и длительностью заявленных и предоставленных
технологических перерывов за рассматриваемый период. |
blocking pause adequacy ratio |
Величины
и показатели долговечности
96. срок службы (железнодорожной
техники): Календарная продолжительность эксплуатации от начала
эксплуатации железнодорожной техники или ее возобновления после
ремонта до перехода в предельное состояние. |
lifetime |
97. назначенный срок службы
(железнодорожной техники): Срок службы железнодорожной техники,
установленный технической документацией. |
assigned lifetime |
98. продленный назначенный срок
службы (железнодорожной техники): Срок службы железнодорожной
техники от окончания назначенного срока службы до наступления
предельного состояния, прогнозируемого на основе оценки рисков. |
extended assigned lifetime |
99. остаточный срок службы
(железнодорожной техники): Срок службы, исчисляемый от текущего
момента времени, когда проводят контроль технического состояния
железнодорожной техники, до ее перехода в предельное состояние. |
residual lifetime |
100. средний срок службы
(железнодорожной техники): Математическое ожидание срока службы
железнодорожной техники. |
mean lifetime |
101. гамма-процентный срок
службы (железнодорожной техники): Срок службы, в течение которого
железнодорожная техника не достигнет предельного состояния с
вероятностью , выраженной в процентах. |
gamma-percentile lifetime |
102. ресурс (железнодорожной
техники): Суммарная наработка железнодорожной техники за время ее
эксплуатации до перехода в предельное состояние. |
operating lifetime |
103. назначенный ресурс
(железнодорожной техники): Ресурс железнодорожной техники,
установленный технической документацией. |
assigned operating lifetime |
104. продленный назначенный
ресурс (железнодорожной техники): Ресурс железнодорожной техники от
накопления назначенного ресурса до наступления предельного
состояния, прогнозируемого на основе оценки рисков. |
extended assigned operating
lifetime |
105. остаточный ресурс
(железнодорожной техники): Ресурс, исчисляемый от значения наработки
в текущий момент времени, когда проводят контроль технического
состояния железнодорожной техники, до ее перехода в предельное
состояние. |
residual operating lifetime |
106. средний ресурс
(железнодорожной техники): Математическое ожидание ресурса
железнодорожной техники. |
mean operating lifetime |
107. гамма-процентный ресурс
(железнодорожной техники): Ресурс, в течение которого
железнодорожная техника не достигнет предельного состояния с
вероятностью , выраженной в процентах. |
gamma-percentile operating
lifetime |
Показатели сохраняемости
108. срок сохраняемости
(железнодорожной техники): Календарная продолжительность хранения и
(или) транспортирования железнодорожной техники, в течение и после
которой сохраняются в заданных пределах значения параметров,
характеризующих способность железнодорожной техники выполнять
предусмотренные техническими требованиями функции.
Примечание - По истечении срока
сохраняемости железнодорожная техника должна соответствовать
требованиям безотказности, долговечности, ремонтопригодности,
готовности и безопасности, установленным в технической документации
на железнодорожную технику. |
storability time |
109. гамма-процентный срок
сохраняемости (железнодорожной техники): Срок сохраняемости, в
течение и после которого железнодорожная техника способна выполнять
предусмотренные техническими требованиями функции с вероятностью , выраженной в процентах. |
gamma-percentile storage time |
110. средний срок сохраняемости
(железнодорожной техники): Математическое ожидание срока
сохраняемости железнодорожной техники. |
mean storage time |
Показатели готовности
111. коэффициент готовности
(железнодорожной техники): Вероятность того, что железнодорожная
техника окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент
времени, кроме планируемых периодов, в течение которых применение
железнодорожной техники по назначению не предусматривается. |
instantaneous availability |
112. коэффициент неготовности
(железнодорожной техники): Вероятность того, что железнодорожная
техника окажется в неработоспособном состоянии в произвольный момент
времени, кроме планируемых периодов, в течение которых ее применение
по назначению не предусматривается. |
instantaneous unavailability |
113. коэффициент оперативной
готовности (железнодорожной техники): Вероятность того, что
железнодорожная техника окажется в работоспособном состоянии в
произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение
которых ее применение по назначению не предусматривается, и, начиная
с этого момента, будет работать безотказно в течение заданного
интервала времени. |
operating instantaneous
availability |
114. коэффициент технической
готовности (железнодорожной техники): Отношение времени нахождения
железнодорожной техники в работоспособном состоянии к общей
продолжительности эксплуатации в заданном интервале времени, включая
все виды технического обслуживания и ремонта. |
steady-state availability ratio |
115. коэффициент сохранения
эффективности (железнодорожной техники): Отношение значения
показателя эффективности применения железнодорожной техники по
назначению за определенный период эксплуатации к значению этого
показателя, вычисленному при условии, что отказы железнодорожной
техники в течение этого периода не возникают. |
effectiveness retention ratio |
116. коэффициент простоя
(железнодорожной техники): Вероятность того, что в произвольный
момент времени возникла задержка поездов вследствие перехода
железнодорожной техники в неработоспособное состояние, кроме
планируемых периодов, в течение которых ее применение по назначению
не предусматривается. |
down state ratio |
Понятия,
относящиеся к надежности участка железнодорожной линии
117. коэффициент
эксплуатационной готовности участка железнодорожной линии:
Вероятность того, что участок железнодорожной линии готов к
эксплуатации в произвольный момент времени. |
railway section instantaneous
availability |
118. коэффициент оперативной
готовности участка железнодорожной линии: Вероятность того, что
участок железнодорожной линии в произвольный момент времени и в
течение заданного интервала времени готов к эксплуатации с заданными
показателями. |
railway
section operating instantaneous availability |
119. графиковый коэффициент
оперативной готовности участка железнодорожной линии: Коэффициент
оперативной готовности участка железнодорожной линии, определяемый
по нормативному или плановому графику движения поездов.
Примечание - Графиковый
коэффициент оперативной готовности участка железнодорожной линии
определяет готовность участка к эксплуатации с учетом планируемого
объема перевозок и времени на техническое содержание участка
железнодорожной линии. |
planned
railway section operating instantaneous availability |
120. фактический коэффициент
оперативной готовности участка железнодорожной линии: Коэффициент
оперативной готовности участка железнодорожной линии, определяемый
по исполненному графику движения поездов.
Примечание - Фактический
коэффициент оперативной готовности участка железнодорожной линии
определяет готовность участка к эксплуатации с учетом выполненных
работ по техническому содержанию. |
actual
railway section operating instantaneous availability |
121. среднее время простоя
поездное: Средняя продолжительность задержки поездов на участке
железнодорожной линии вследствие отказов железнодорожной техники,
передержек технологических перерывов на проведение
планово-предупредительного технического обслуживания или планового
ремонта железнодорожной техники и (или) нарушений, допущенных
обслуживающим персоналом. |
train mean down-time |
Понятия,
относящиеся к надежности железнодорожного пути
122. исправное состояние
железнодорожного пути: Состояние железнодорожного пути без
отступлений от норм и допусков его устройства и содержания,
установленных в технической и (или) нормативной документации.
Примечание - Пояснение к термину
приведено в приложении А. |
railway track good state |
123. неисправное состояние
железнодорожного пути: Состояние железнодорожного пути с
отступлениями от норм и допусков его устройства и содержания, но при
котором значения всех его параметров соответствуют требованиям
безопасного пропуска поездов с установленными скоростями.
Примечание - Пояснение к термину
приведено в приложении А. |
railway track faulty state |
124. работоспособное состояние
железнодорожного пути: Состояние железнодорожного пути без
отступлений от норм и допусков его устройства и содержания или с
отступлениями от указанных норм и допусков, но при условии
обеспечения безопасного пропуска поездов с установленной скоростью.
Примечание - Пояснение к термину
приведено в приложении А. |
railway track up state |
125. частично работоспособное
состояние железнодорожного пути: Состояние железнодорожного пути с
отступлениями от норм и допусков его устройства и содержания,
вызывающими ограничения движения поездов.
Примечание - Пояснение к термину
приведено в приложении А. |
railway track
partial up state |
126. неработоспособное состояние
железнодорожного пути: Состояние железнодорожного пути с
отступлениями от норм и допусков его устройства и содержания,
требующими ограждения сигналами остановки движения поездов до
восстановления работоспособного состояния.
Примечание - Пояснение к термину
приведено в приложении А. |
railway track disabled state |
127. повреждение
железнодорожного пути: Событие, заключающееся в нарушении исправного
состояния железнодорожного пути в результате воздействий на него в
процессе эксплуатации, с сохранением работоспособного состояния. |
railway track damage |
128. дефект железнодорожного
пути: Отдельное несоответствие железнодорожного пути установленным
техническим требованиям, обусловленное отступлениями от технологии
изготовления материалов и конструкций железнодорожного пути или от
технологии его ремонта, реконструкции или строительства. |
railway track defect |
129. частичный отказ
железнодорожного пути: Отказ железнодорожного пути, в результате
которого требуется ограничение скорости движения поездов по
железнодорожному пути. |
railway track partial failure |
130. полный отказ
железнодорожного пути: Отказ железнодорожного пути, в результате
которого требуется прекращение движения поездов до восстановления
работоспособного состояния железнодорожного пути. |
railway track complete failure |
Понятия,
относящиеся к надежности железнодорожной автоматики и телемеханики
131. опасное состояние системы
железнодорожной автоматики и телемеханики: Состояние системы
железнодорожной автоматики и телемеханики, при котором значение хотя
бы одного параметра, характеризующего способность выполнять
предусмотренные техническими требованиями функции по обеспечению
безопасности движения поездов, не соответствует требованиям
нормативных документов. |
railway
automation and remote control system dangerous state |
132. защитное состояние системы
железнодорожной автоматики и телемеханики: Состояние системы
железнодорожной автоматики и телемеханики, при котором она не
выполняет функции управления движением поездов, а обеспечивает
только функцию безопасности движения поездов в соответствии с
технической документацией. |
railway
automation and remote control system protective state |
133. защитный отказ системы
железнодорожной автоматики и телемеханики: Событие, при котором
система железнодорожной автоматики и телемеханики переходит в
защитное состояние. |
railway
automation and remote control system protective failure |
134. опасный отказ системы
железнодорожной автоматики и телемеханики: Событие, при котором
нарушаются работоспособное и защитное состояния системы
железнодорожной автоматики и телемеханики. |
railway
automation and remote control system dangerous failure |
Понятия,
относящиеся к надежности железнодорожного электроснабжения
135. надежность системы
железнодорожного электроснабжения: Способность системы
железнодорожного электроснабжения обеспечивать в расчетных режимах
преобразование, распределение и передачу электрической энергии
тяговым и нетяговым потребителям нормируемого качества и в требуемом
количестве. |
railway
power-supply system dependability |
136. отказ системы
железнодорожного электроснабжения: Событие, заключающееся в
отклонении напряжения ниже или выше допустимых значений по
действующим нормам или приводящее к недоотпуску электрической
энергии потребителям при прекращении или ограничении
электроснабжения. |
railway
power-supply system failure |
137. нормальный режим работы
системы тягового электроснабжения: Режим работы, при котором
параметры всех элементов системы тягового электроснабжения не
выходят за пределы допустимых по нормам значений и осуществляется
питание контактной сети при расчетных размерах движения поездов для
условий наибольшего потребления электроэнергии. |
railway
traction system normal mode of operation |
138. вынужденный режим работы
системы тягового электроснабжения: Режим работы, при котором
временно, в том числе внезапно, отключены какие-либо элементы
системы тягового электроснабжения и работа системы тягового
электроснабжения обеспечивается за счет заложенного в ней резерва. |
railway
traction system forced mode of operation |
Понятия,
относящиеся к надежности железнодорожной электросвязи
139. инцидент (железнодорожной
электросвязи): Событие, заключающееся в нарушении нормального
функционирования системы, сооружения, средства железнодорожной
электросвязи, а также стандартных операций по предоставлению
ресурсов или услуг, которое может привести или привело к снижению
качества ресурса, услуги или полному прекращению их предоставления. |
incident (of railway
telecommunication) |
140. проблема (железнодорожной
электросвязи): Неизвестная причина одного или более инцидентов
железнодорожной электросвязи. |
problem (of railway
telecommunication) |
141. коэффициент ошибок
(железнодорожной электросвязи): Отношение количества цифровых ошибок
за определенный промежуток времени к общему количеству символов,
принятых в течение того же промежутка времени.
Примечание - Коэффициент ошибок
может быть определен через биты или блоки. |
bit error ratio |
142. повреждение системы
железнодорожной электросвязи: Приемлемая для пользователя неполная
способность системы железнодорожной электросвязи выполнить требуемую
функцию. |
damage (in
railway telecommunication system) |
Понятия,
относящиеся к надежности железнодорожного подвижного состава
143. парк железнодорожного
подвижного состава: Совокупность единиц железнодорожного подвижного
состава, обладающих общими признаками.
Примечание - К общим признакам
могут быть отнесены назначение, тип, серия, принадлежность, полигон
эксплуатации и т.п. |
fleet |
144. техническое состояние парка
железнодорожного подвижного состава: Состояние парка
железнодорожного подвижного состава, характеризуемое средними на
данный момент или за данный интервал времени значениями показателей
надежности. |
fleet technical state |
145. готовность парка
железнодорожного подвижного состава: Отношение числа работоспособных
единиц железнодорожного подвижного состава к их общему числу в парке
в произвольный момент времени. |
fleet availability |
Примечание - При пользовании
настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных
стандартов в информационной системе общего пользования - на
официальном сайте Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному
информационному указателю "Национальные стандарты", который
опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам
ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за
текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при
пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться
заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен
без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется
в части, не затрагивающей эту ссылку. |
|
Приложение А
(справочное)
ПОЯСНЕНИЯ
К НЕКОТОРЫМ ТЕРМИНАМ
К терминам "техническое содержание" (30),
"техническое
обслуживание" (32) и "ремонт" (39)
Значения
терминов "техническое обслуживание" и "ремонт", принятые в отечественной
практике, отличаются от значений данных терминов в международной практике. Это
во многом связано с языковыми особенностями. Так в русском языке отсутствует
обобщающий термин, эквивалентный английскому термину "maintenance", хотя его
чаще всего переводят как "техническое обслуживание", что неверно.
Необходимо иметь в виду, что границы между русскими терминами "техническое
обслуживание" и "ремонт" достаточно расплывчаты: при техническом обслуживании
возможно проведение ремонтных работ по устранению скрытых или отложенных
неисправностей железнодорожной техники и, наоборот, во время ремонта могут
выполняться операции, обычно относимые к техническому обслуживанию, не говоря
уже о том, что сам ремонт по своим целям может быть предупредительным. В
английской терминологии эта неопределенность преодолена введением термина "maintenance",
который точнее было бы переводить как "обслуживание (в широком смысле)", которое
может включать (в различных сочетаниях) операции, предупреждающие отказы (preventive
maintenance), и операции по устранению неисправностей (corrective maintenance).
В целях
устранения языковых несоответствий в настоящем стандарте введено обобщающее
понятие "техническое содержание", эквивалентное английскому "maintenance" и
включающее в себя техническое обслуживание и ремонт в соответствии со
сложившейся в странах-участницах Межгосударственного совета по стандартизации,
сертификации и метрологии терминологией.
К терминам "продолжительность технического
содержания" (77),
"время до восстановления" (78)
Взаимосвязь между составляющими продолжительности технического содержания
приведена на рисунке А.1.
Рисунок А.1 - Составляющие продолжительности
технического
содержания
Административная задержка возникает вследствие административных причин
(например, ожидание разрешения доступа к железнодорожной технике).
Логистическая задержка возникает вследствие необеспеченности ресурсами,
необходимыми для проведения технического содержанию (например, подъезд к месту
проведения работ по техническому обслуживанию, ожидание запасных частей,
специалистов, информации, неприемлемые условия окружающей среды).
Техническая задержка возникает вследствие выполнения вспомогательных технических
действий, связанных с соответствующим заданием технического содержания
(например, действия по обеспечению безопасности работ, изоляция и заземление
электрического оборудования).
Время
обнаружения и локализации неисправности является частью оперативной
продолжительности ремонта, затраченной на обнаружение неисправности и на
идентификацию неисправной составной части или нескольких составных частей на
соответствующем уровне разукрупнения.
Время
устранения неисправности является частью оперативной продолжительности ремонта,
затраченной на действия по восстановлению работоспособного состояния
железнодорожной техники.
К терминам "исправное состояние железнодорожного
пути" (122), "неисправное состояние
железнодорожного пути"
(123), "работоспособное состояние железнодорожного
пути"
(124), "частично работоспособное состояние
железнодорожного пути" (125), "неработоспособное
состояние железнодорожного пути" (126)
Общая
схема состояний и событий для железнодорожного пути приведена на рисунке А.2.
1 -
накопление повреждений; 2 - частичный отказ
железнодорожного пути; 3 - текущее содержание пути;
4 -
полный отказ железнодорожного пути; 5 - переход
железнодорожного пути в предельное состояние;
6 -
восстановление работоспособного состояния
железнодорожного пути; 7 - реконструкция (модернизация),
капитальный ремонт железнодорожного пути
Рисунок А.2 - Схема состояний и событий
для железнодорожного пути
Приложение Б
(рекомендуемое)
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И РАЗМЕРНОСТИ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТИ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Таблица Б.1
Показатели эксплуатационной надежности
железнодорожного
транспорта
Наименование показателя |
Условное обозначение |
Размерность |
Показатели безотказности |
Вероятность безотказной работы |
P(x) |
- |
Вероятность отказа |
Q(x) |
- |
Средняя наработка до отказа (для
невосстанавливаемых объектов) |
X1 |
ч (или др. единицы измерения
наработки, например, млрд. кВт·ч, т·км) |
Средняя наработка на отказ (для
восстанавливаемых объектов) |
X0 |
единицы измерения наработки |
Гамма-процентная наработка до
отказа |
|
единицы измерения наработки |
Интенсивность отказов |
|
1/ч |
Параметр потока отказов |
|
1/ч |
Показатели долговечности |
Гамма-процентный срок службы |
|
год (месяц) |
Средний срок службы |
Tсл |
год (месяц) |
Средний ресурс |
Tр |
единицы измерения наработки |
Гамма-процентный ресурс |
|
единицы измерения наработки |
Показатели ремонтопригодности |
Средняя наработка между видами
планово-предупредительного технического обслуживания [планового
ремонта] |
XплТО
[XплР] |
единицы измерения наработки |
Среднее время простоя |
Tп |
ч |
Среднее время до восстановления |
Tв |
ч |
Средняя продолжительность
технического обслуживания [ремонта] |
TТО
[TР] |
ч |
Среднее время контроля
функционирования |
Tк |
ч |
Средняя трудоемкость
технического обслуживания [ремонта] |
SТО
[SР] |
чел·ч |
Средняя суммарная трудоемкость
планово-предупредительного технического обслуживания [планового
ремонта] |
|
чел·ч |
Удельная суммарная трудоемкость
планово-предупредительного технического обслуживания [планового
ремонта] |
|
чел·ч/(единицы измерения
наработки) |
Интенсивность восстановления |
|
1/ч |
Показатели сохраняемости |
Средний срок сохраняемости |
Tсохр |
год (месяц, день) |
Гамма-процентный срок
сохраняемости |
|
год (месяц, день) |
Показатели готовности |
Коэффициент готовности |
Кг |
- |
Коэффициент оперативной
готовности |
|
- |
Коэффициент технической
готовности |
Кт.г |
- |
Коэффициент сохранения
эффективности |
Кэф |
- |
Готовность парка (для подвижного
состава) |
Гп |
- |
Алфавитный указатель терминов на русском языке
анализ видов и последствий
отказов |
57 |
анализ видов, последствий и
критичности отказов |
58 |
анализ дерева неисправностей |
59 |
анализ дерева событий |
60 |
анализ надежности |
48 |
анализ надежности
железнодорожной техники |
48 |
безотказность |
3 |
безотказность железнодорожной
техники |
3 |
вероятность безотказной работы |
67 |
вероятность безотказной работы
железнодорожной техники |
67 |
вероятность отказа |
68 |
вероятность отказа
железнодорожной техники |
68 |
вид отказа |
26 |
вид отказа железнодорожной
техники |
26 |
вид ремонта |
40 |
вид ремонта железнодорожной
техники |
40 |
вид технического обслуживания |
33 |
вид технического обслуживания
железнодорожной техники |
33 |
восстановление |
31 |
восстановление железнодорожной
техники |
31 |
время до восстановления |
78 |
время до восстановления
железнодорожной техники |
78 |
время до восстановления
железнодорожной техники среднее |
79 |
время до восстановления среднее |
79 |
время контроля функционирования
железнодорожной техники среднее |
85 |
время контроля функционирования
среднее |
85 |
время простоя железнодорожной
техники среднее |
76 |
время простоя среднее |
76 |
время простоя среднее поездное |
121 |
готовность |
7 |
готовность железнодорожной
техники |
7 |
готовность парка
железнодорожного подвижного состава |
145 |
дефект |
25 |
дефект железнодорожной техники |
25 |
дефект железнодорожного пути |
128 |
диаграмма состояний-переходов |
62 |
долговечность |
5 |
долговечность железнодорожной
техники |
5 |
доступность составной части |
46 |
доступность составной части
железнодорожной техники |
46 |
интенсивность восстановления |
80 |
интенсивность восстановления
железнодорожной техники |
80 |
интенсивность отказов |
72 |
интенсивность отказов
железнодорожной техники |
72 |
инцидент |
139 |
инцидент железнодорожной
электросвязи |
139 |
контроль надежности |
51 |
контроль надежности
железнодорожной техники |
51 |
коэффициент готовности |
111 |
коэффициент готовности
железнодорожной техники |
111 |
коэффициент достаточности
предоставления технологических перерывов |
95 |
коэффициент неготовности |
112 |
коэффициент неготовности
железнодорожной техники |
112 |
коэффициент оперативной
готовности |
113 |
коэффициент оперативной
готовности железнодорожной техники |
113 |
коэффициент оперативной
готовности участка железнодорожной линии |
118 |
коэффициент оперативной
готовности участка железнодорожной линии графиковый |
119 |
коэффициент оперативной
готовности участка железнодорожной линии фактический |
120 |
коэффициент ошибок |
141 |
коэффициент ошибок
железнодорожной электросвязи |
141 |
коэффициент простоя |
116 |
коэффициент простоя
железнодорожной техники |
116 |
коэффициент сохранения
эффективности |
115 |
коэффициент сохранения
эффективности железнодорожной техники |
115 |
коэффициент технической
готовности |
114 |
коэффициент технической
готовности железнодорожной техники |
114 |
коэффициент эксплуатационной
готовности участка железнодорожной линии |
117 |
критерий отказа |
23 |
критерий отказа железнодорожной
техники |
23 |
критерий предельного состояния |
19 |
критерий предельного состояния
железнодорожной техники |
19 |
легкосъемность составной части |
47 |
легкосъемность составной части
железнодорожной техники |
47 |
модель безотказности |
56 |
модель безотказности
железнодорожной техники |
56 |
надежность |
2 |
надежность железнодорожной
техники |
2 |
надежность железнодорожной
техники эксплуатационная |
8 |
надежность системы
железнодорожного электроснабжения |
135 |
надежность эксплуатационная |
8 |
наработка |
63 |
наработка до отказа |
64 |
наработка до отказа
гамма-процентная |
70 |
наработка до отказа
железнодорожной техники |
64 |
наработка до отказа
железнодорожной техники гамма-процентная |
70 |
наработка до отказа
железнодорожной техники средняя |
69 |
наработка до отказа средняя |
69 |
наработка железнодорожной
техники |
63 |
наработка железнодорожной
техники между видами планового ремонта средняя |
75 |
наработка железнодорожной
техники между видами планово-предупредительного технического
обслуживания средняя |
74 |
наработка между видами планового
ремонта средняя |
75 |
наработка между видами
планово-предупредительного технического обслуживания средняя |
74 |
наработка между отказами |
65 |
наработка между отказами
железнодорожной техники |
65 |
наработка на отказ средняя |
71 |
наработка на отказ
железнодорожной техники средняя |
71 |
нормирование надежности |
49 |
обслуживание железнодорожной
техники техническое |
32 |
обслуживание железнодорожной
техники техническое вне места эксплуатации |
38 |
обслуживание железнодорожной
техники техническое на месте эксплуатации |
37 |
обслуживание железнодорожной
техники техническое неплановое |
36 |
обслуживание железнодорожной
техники техническое планово-предупредительное |
34 |
обслуживание железнодорожной
техники техническое по состоянию |
35 |
обслуживание техническое |
32 |
обслуживание техническое вне
места эксплуатации |
38 |
обслуживание техническое на
месте эксплуатации |
37 |
обслуживание техническое
неплановое |
36 |
обслуживание техническое
планово-предупредительное |
34 |
обслуживание техническое по
состоянию |
35 |
отказ |
22 |
отказ железнодорожного пути
полный |
130 |
отказ железнодорожного пути
частичный |
129 |
отказ железнодорожной техники |
22 |
отказ железнодорожной техники
опасный |
27 |
отказ опасный |
27 |
отказ системы железнодорожного
электроснабжения |
136 |
отказ системы железнодорожной
автоматики и телемеханики защитный |
133 |
отказ системы железнодорожной
автоматики и телемеханики опасный |
134 |
отказоустойчивость |
9 |
отказоустойчивость
железнодорожной техники |
9 |
ошибка |
29 |
параметр потока отказов |
73 |
параметр потока отказов
железнодорожной техники |
73 |
парк железнодорожного подвижного
состава |
143 |
перерыв технологический |
94 |
период приработки |
66 |
период приработки
железнодорожной техники |
66 |
повреждение |
24 |
повреждение железнодорожной
техники |
24 |
повреждение железнодорожного
пути |
127 |
повреждение системы
железнодорожной электросвязи |
142 |
показатель надежности |
10 |
показатель надежности
железнодорожной техники |
10 |
проблема |
140 |
проблема железнодорожной
электросвязи |
140 |
прогнозирование надежности |
55 |
прогнозирование надежности
железнодорожной техники |
55 |
продолжительность ремонта |
83 |
продолжительность ремонта
железнодорожной техники |
83 |
продолжительность ремонта
железнодорожной техники средняя |
84 |
продолжительность ремонта
средняя |
84 |
продолжительность технического
обслуживания |
81 |
продолжительность технического
обслуживания железнодорожной техники |
81 |
продолжительность технического
обслуживания железнодорожной техники средняя |
82 |
продолжительность технического
обслуживания средняя |
82 |
продолжительность технического
содержания |
77 |
продолжительность технического
содержания железнодорожной техники |
77 |
распределение требований
надежности |
50 |
режим работы системы тягового
электроснабжения вынужденный |
138 |
режим работы системы тягового
электроснабжения нормальный |
137 |
резервирование |
52 |
резервирование нагруженное |
53 |
резервирование ненагруженное |
54 |
ремонт |
39 |
ремонт железнодорожной техники |
39 |
ремонт вне места эксплуатации |
38 |
ремонт железнодорожной техники
вне места эксплуатации |
38 |
ремонт железнодорожной техники
на месте эксплуатации |
37 |
ремонт железнодорожной техники
неплановый |
43 |
ремонт железнодорожной техники
плановый |
41 |
ремонт железнодорожной техники
по состоянию |
42 |
ремонт на месте эксплуатации |
44 |
ремонт неплановый |
43 |
ремонт плановый |
41 |
ремонт по состоянию |
42 |
ремонтопригодность |
4 |
ремонтопригодность
железнодорожной техники |
4 |
ресурс |
102 |
ресурс гамма-процентный |
107 |
ресурс железнодорожной техники |
102 |
ресурс железнодорожной техники
гамма-процентный |
107 |
ресурс железнодорожной техники
назначенный |
103 |
ресурс железнодорожной техники
остаточный |
105 |
ресурс железнодорожной техники
продленный назначенный |
104 |
ресурс железнодорожной техники
средний |
106 |
ресурс назначенный |
103 |
ресурс остаточный |
105 |
ресурс продленный назначенный |
104 |
ресурс средний |
106 |
сбой |
28 |
сбой железнодорожной техники |
28 |
содержание железнодорожной
техники техническое |
30 |
содержание техническое |
30 |
состояние железнодорожного пути
исправное |
122 |
состояние железнодорожного пути
неисправное |
123 |
состояние железнодорожного пути
неработоспособное |
126 |
состояние железнодорожного пути
работоспособное |
124 |
состояние железнодорожного пути
работоспособное частично |
125 |
состояние железнодорожной
техники исправное |
11 |
состояние железнодорожной
техники неисправное |
12 |
состояние железнодорожной
техники неработоспособное |
15 |
состояние железнодорожной
техники техническое |
21 |
состояние железнодорожной
техники опасное |
20 |
состояние железнодорожной
техники предельное |
18 |
состояние железнодорожной
техники предотказное |
13 |
состояние железнодорожной
техники работоспособное |
14 |
состояние железнодорожной
техники работоспособное частично |
17 |
состояние исправное |
11 |
состояние неисправное |
12 |
состояние неработоспособное |
15 |
состояние опасное |
20 |
состояние парка железнодорожного
подвижного состава техническое |
144 |
состояние предельное |
18 |
состояние предотказное |
13 |
состояние работоспособное |
14 |
состояние системы
железнодорожной автоматики и телемеханики защитное |
132 |
состояние системы
железнодорожной автоматики и телемеханики опасное |
131 |
состояние техническое |
21 |
состояние частично
работоспособное |
17 |
сохраняемость |
6 |
сохраняемость железнодорожной
техники |
6 |
срок службы |
96 |
срок службы гамма-процентный |
101 |
срок службы железнодорожной
техники |
96 |
срок службы железнодорожной
техники гамма-процентный |
101 |
срок службы железнодорожной
техники назначенный |
97 |
срок службы железнодорожной
техники назначенный продленный |
98 |
срок службы железнодорожной
техники остаточный |
99 |
срок службы железнодорожной
техники средний |
100 |
срок службы назначенный |
97 |
срок службы назначенный
продленный |
98 |
срок службы остаточный |
99 |
срок службы средний |
100 |
срок сохраняемости |
108 |
срок сохраняемости
гамма-процентный |
109 |
срок сохраняемости
железнодорожной техники |
108 |
срок сохраняемости
железнодорожной техники гамма-процентный |
109 |
срок сохраняемости
железнодорожной техники средний |
110 |
срок сохраняемости средний |
110 |
схема надежности структурная |
61 |
схема надежности железнодорожной
техники структурная |
61 |
техника железнодорожная |
1 |
трудоемкость планового ремонта
железнодорожной техники суммарная средняя |
91 |
трудоемкость планового ремонта
железнодорожной техники суммарная удельная |
93 |
трудоемкость планового ремонта
суммарная средняя |
91 |
трудоемкость планового ремонта
суммарная удельная |
93 |
трудоемкость
планово-предупредительного технического обслуживания железнодорожной
техники суммарная средняя |
90 |
трудоемкость
планово-предупредительного технического обслуживания железнодорожной
техники суммарная удельная |
92 |
трудоемкость
планово-предупредительного технического обслуживания суммарная
средняя |
90 |
трудоемкость
планово-предупредительного технического обслуживания суммарная
удельная |
92 |
трудоемкость ремонта |
88 |
трудоемкость ремонта
железнодорожной техники |
88 |
трудоемкость ремонта
железнодорожной техники средняя |
89 |
трудоемкость ремонта средняя |
89 |
трудоемкость технического
обслуживания |
86 |
трудоемкость технического
обслуживания железнодорожной техники |
86 |
трудоемкость технического
обслуживания железнодорожной техники средняя |
87 |
трудоемкость технического
обслуживания средняя |
87 |
Алфавитный указатель терминов на английском языке
active redundancy |
53 |
actual
railway section operating instantaneous availability |
120 |
allocation of dependability
requirements |
50 |
apportionment of dependability
requirements |
50 |
assigned lifetime |
97 |
assigned operating lifetime |
103 |
availability |
7 |
bit error ratio |
141 |
blocking pause |
94 |
blocking pause adequacy ratio |
95 |
condition based repair |
42 |
condition based servicing |
35 |
damage |
24 |
damage (in
railway telecommunication system) |
142 |
defect |
25 |
dependability |
2 |
dependability analysis |
48 |
dependability measure |
10 |
dependability specification |
49 |
dependability verification |
51 |
disabled state |
15 |
down state ratio |
116 |
durability |
5 |
early failure period |
66 |
effectiveness retention ratio |
115 |
error |
29 |
event tree analysis |
60 |
extended assigned lifetime |
98 |
extended assigned operating
lifetime |
104 |
failure |
22 |
failure criterion |
23 |
failure intensity |
73 |
failure mode |
26 |
failure modes
and effects analysis |
57 |
failure
modes, effects and criticality analysis |
58 |
failure probability |
68 |
failure rate |
72 |
fault |
12 |
fault tolerance |
9 |
fault tree analysis |
59 |
faulty state |
12 |
fleet |
143 |
fleet availability |
145 |
fleet technical state |
144 |
gamma-percentile lifetime |
101 |
gamma-percentile operating
lifetime |
107 |
gamma-percentile operating time to failure |
70 |
gamma-percentile storage time |
109 |
good state |
11 |
hazardous failure |
27 |
hazardous state |
20 |
incident (of railway
telecommunication) |
139 |
instantaneous availability |
111 |
instantaneous restoration rate |
80 |
instantaneous unavailability |
112 |
interruption |
28 |
lifetime |
96 |
limiting state |
18 |
limiting state criterion |
19 |
maintainability |
4 |
maintenance |
30 |
maintenance time |
77 |
mean control time |
85 |
mean down-time |
76 |
mean lifetime |
100 |
mean operating lifetime |
106 |
mean
operating time between failures |
71 |
mean
operating time between preventive servicing |
74 |
mean
operating time between scheduled repair |
74 |
mean
operating time to failure |
69 |
mean repair man-hours |
89 |
mean repair time |
84 |
mean servicing man-hours |
89 |
mean servicing time |
82 |
mean storage time |
110 |
mean
summarized preventive servicing man-hours |
90 |
mean
summarized scheduled repair man-hours |
91 |
mean time to restoration |
79 |
off-site repair |
38 |
off-site servicing |
38 |
on-site repair |
44 |
on-site servicing |
37 |
operating instantaneous
availability |
113 |
operating lifetime |
102 |
operating time |
63 |
operating time between failures |
65 |
operating time to failure |
64 |
operational dependability |
8 |
partial up state |
17 |
planned
railway section operating instantaneous availability |
119 |
pre-failure state |
13 |
prediction |
55 |
preventive (scheduled) servicing |
34 |
problem (of railway
telecommunication) |
140 |
railway
automation and remote control system dangerous failure |
134 |
railway
automation and remote control system dangerous state |
131 |
railway
automation and remote control system protective failure |
133 |
railway
automation and remote control system protective state |
132 |
railway
power-supply system dependability |
135 |
railway
power-supply system failure |
136 |
railway section instantaneous
availability |
117 |
railway
section operating instantaneous availability |
118 |
railway technics |
1 |
railway track complete failure |
130 |
railway track damage |
127 |
railway track defect |
128 |
railway track disabled state |
126 |
railway track faulty state |
123 |
railway track good state |
122 |
railway track partial failure |
129 |
railway track
partial up state |
125 |
railway track up state |
124 |
railway
traction system forced mode of operation |
138 |
railway
traction system normal mode of operation |
137 |
redundancy |
52 |
reliability |
3 |
reliability block diagram |
61 |
reliability function |
67 |
reliability model |
56 |
repair |
39 |
repair man-hours |
88 |
repair time |
81 |
residual lifetime |
99 |
residual operating lifetime |
105 |
restoration |
31 |
restoration rate |
80 |
servicing |
32 |
servicing man-hours |
86 |
servicing time |
81 |
scheduled repair |
41 |
scheduled servicing |
34 |
specific
summarized preventive servicing man-hours |
92 |
specific
summarized scheduled repair man-hours |
93 |
standby redundancy |
54 |
state-transition diagram |
62 |
steady-state availability ratio |
114 |
storability |
6 |
storability time |
108 |
technical state |
21 |
time to restoration |
78 |
train mean down-time |
121 |
type of repair |
40 |
type of servicing |
33 |
unit quick-detachability |
47 |
unit service accessibility |
46 |
unscheduled repair |
43 |
unscheduled servicing |
36 |
up state |
14 |
Принято
протоколом Межгосударственного
совета по стандартизации,
метрологии и сертификации
от 18 июня 2015 г. N 47-2015
ИЗМЕНЕНИЕ N 1 ГОСТ 32192-2013
"НАДЕЖНОСТЬ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТЕХНИКЕ. ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ"
МКС 01.040.45
Принято
Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации
(протокол N 47-2015 от 18.06.2015)
Зарегистрировано Бюро по стандартам МГС N 11055
За
принятие изменения проголосовали национальные органы по стандартизации следующих
государств: AM, BY, KZ, KG, RU [коды альфа-2 по МК (ИСО 3166) 004]
Дату
введения в действие настоящего изменения устанавливают указанные национальные
органы по стандартизации <*>
--------------------------------
<*> Дата
введения в действие на территории Российской Федерации - 2016-01-01.
Введение.
Девятый абзац исключить.
Раздел 2.
Статьи 13, 16 исключить;
дополнить статьей - 17а (после статьи 17):
"17а.
предотказное состояние (железнодорожной техники): Работоспособное состояние, при
котором значение параметра (параметров) железнодорожной техники,
характеризующего (характеризующих) возникновение ее отказа, приближается к
границам установленного допуска с такой скоростью, что железнодорожная техника
может перейти в неработоспособное состояние до проведения следующего контроля,
технического обслуживания или ремонта."; pre-failure state
статью 30
изложить в новой редакции:
"30.
техническое содержание (железнодорожной техники): Совокупность работ по
техническому обслуживанию и ремонту железнодорожной техники.
Примечание - Пояснение к термину приведено в приложении А."; maintenance
статьи
49, 50, 52, 53, 54, 57, 58, 59, 60, 62. Заменить слова (пометы): "(в
железнодорожной технике)" на "(в железнодорожной технике)";
статья
95. Заменить слова (помету): "(для железнодорожной техники)" на "(для
железнодорожной техники)";
статью 97
изложить в новой редакции:
"97.
назначенный срок службы (железнодорожной техники): Календарная продолжительность
эксплуатации железнодорожной техники, установленная в нормативной или
технической документации, при достижении которой эксплуатация железнодорожной
техники должна быть прекращена независимо от ее технического состояния, если не
было принято решение о возможности ее дальнейшего использования.
Примечание - Пояснение к термину приведено в приложении А."; assigned
lifetime
дополнить
статьей - 97а (после статьи 97):
"97а.
рекомендуемый срок службы (железнодорожной техники): Календарная
продолжительность эксплуатации железнодорожной техники, установленная в
технической документации, при достижении которой решение о дальнейшем
использовании железнодорожной техники принимают на основе оценки ее технического
состояния и оценки рисков.
Примечание - Пояснение к термину приведено в приложении А."; recommended
lifetime
статьи
98, 103 изложить в новой редакции:
"98.
продленный срок службы (железнодорожной техники): Календарная продолжительность
эксплуатации железнодорожной техники от окончания назначенного срока службы или
рекомендуемого срока службы до момента времени, когда должно быть принято
очередное решение о возможности дальнейшего использования железнодорожной
техники.
Примечание - Значение продленного срока службы устанавливают в процессе
проведения процедуры продления срока службы железнодорожной
техники. extended lifetime
103.
назначенный ресурс (железнодорожной техники): Суммарная наработка
железнодорожной техники, установленная в нормативной или технической
документации, при достижении которой эксплуатация железнодорожной техники должна
быть прекращена независимо от ее технического состояния, если не было принято
решение о возможности ее дальнейшего использования.
Примечание - Пояснение к термину приведено в приложении А."; assigned
operating lifetime
дополнить
статьей - 103а (после статьи 103):
"103а.
рекомендуемый ресурс (железнодорожной техники): Суммарная наработка
железнодорожной техники, установленная в технической документации, при
достижении которой должно быть принято решение о дальнейшем использовании
железнодорожной техники на основе оценки ее технического состояния и оценки
рисков.
Примечание - Пояснение к термину приведено в приложении А."; recommended
operating lifetime
статьи
104, 137, 138 изложить в новой редакции:
"104.
продленный ресурс (железнодорожной техники): Суммарная наработка железнодорожной
техники от окончания назначенного ресурса или рекомендуемого ресурса до момента
времени, когда должно быть принято очередное решение о возможности дальнейшего
использования железнодорожной техники.
Примечание - Значение продленного ресурса устанавливают в процессе проведения
процедуры продления срока службы железнодорожной техники. extended
operating lifetime
137.
нормальный режим (работы системы тягового железнодорожного электроснабжения):
Режим работы системы тягового железнодорожного электроснабжения, при котором
параметры всех элементов этой системы не выходят за пределы допустимых по нормам
значений и система обеспечивает снабжение электрической энергией
железнодорожного электроподвижного состава при расчетных параметрах движения
поездов.
[ГОСТ 32895-2014, статья
233] railway traction system normal mode of operation
138.
вынужденный режим (работы системы тягового железнодорожного электроснабжения):
Режим работы системы тягового железнодорожного электроснабжения при отключении
элемента или элементов этой системы, обеспечивающийся за счет заложенного в ней
резерва, допускающий временное ограничение размеров движения железнодорожного
электроподвижного состава и ухудшение основных показателей, характеризующих
работу системы тягового электроснабжения, без выхода этих показателей за
предельно допускаемые значения по нормам.
[ГОСТ 32895-2014, статья
234] railway traction system forced mode of operation
";
статьи
139, 140 исключить.
Приложение А дополнить абзацами (перед наименованием "К терминам "исправное
состояние железнодорожного пути" (122), "неисправное состояние железнодорожного
пути" (123), "работоспособное состояние железнодорожного пути" (124), "частично
работоспособное состояние железнодорожного пути" (125), "неработоспособное
состояние железнодорожного пути" (126)"):
"К
терминам "назначенный срок службы (железнодорожной техники)" (97),
"рекомендуемый срок службы (железнодорожной техники)" (97а), "назначенный ресурс
(железнодорожной техники)" (103), "рекомендуемый ресурс (железнодорожной
техники)" (103а)
Показатель "назначенный срок службы" ("назначенный ресурс") характеризует
календарную продолжительность эксплуатации (суммарную наработку) железнодорожной
техники, в течение которой она должна выполнять предусмотренные техническими
требованиями функции с заданной эффективностью при установленных в нормативной и
(или) технической документации условиях применения, технического содержания,
хранения и транспортирования.
Показатели "назначенный срок службы" и "назначенный ресурс" устанавливает
изготовитель железнодорожной техники на основе результатов проведенных испытаний
на надежность (а именно, ресурсных испытаний для определения показателей
долговечности).
Показатели "рекомендуемый срок службы" и "рекомендуемый ресурс" также
устанавливает изготовитель железнодорожной техники, но с использованием методов
моделирования, расчетно-экспериментальных и расчетных методов определения
надежности или методов экспертных оценок.
Показатели "назначенный срок службы", "рекомендуемый срок службы", "назначенный
ресурс" и "рекомендуемый ресурс" могут представлять собой интервальные оценки
срока службы и ресурса железнодорожной техники. Величина интервала значений
срока службы или ресурса определяется доверительной вероятностью. Показатели
"рекомендуемый срок службы" и "рекомендуемый ресурс" целесообразно устанавливать
в технических условиях при недостаточном объеме исходных данных (например, когда
невозможно провести ресурсные испытания или их проведение экономически
нецелесообразно)".
Приложение Б. Таблица Б.1. Раздел "Показатели долговечности" после строки "Гамма-процентный
ресурс" дополнить строками:
Наименование показателя |
Условное обозначение |
Размерность |
Назначенный срок службы |
Tсл назн |
год (месяц) |
Назначенный ресурс |
Tр назн |
единицы измерения наработки |
Рекомендуемый срок службы |
Tсл рек |
год (месяц) |
Рекомендуемый ресурс |
Tр рек |
единицы измерения наработки |
Продленный срок службы |
Tсл продл |
год (месяц) |
Продленный ресурс |
Tр продл |
единицы измерения наработки |
Алфавитный указатель терминов на русском языке дополнить наименованиями терминов
(в алфавитном порядке):
"ресурс железнодорожной техники
рекомендуемый |
103а |
ресурс рекомендуемый |
103а |
срок службы железнодорожной
техники рекомендуемый |
97а |
срок службы рекомендуемый |
97а"; |
термины
104, 98 изложить в новой редакции:
"ресурс продленный |
104 |
срок службы продленный |
98"; |
заменить номер термина: 13 на 17а (2 раза).
Алфавитный указатель терминов на английском языке дополнить наименованиями
терминов:
"recommended lifetime |
97а |
recommended operating lifetime |
103а"; |
термины
98, 104 изложить в новой редакции:
"extended lifetime |
98 |
extended operating lifetime |
104"; |
для термина "pre-failure state" заменить номер: 13 на 17а.
ГОСТ 32192-2013 Надежность в железнодорожной
технике. Основные понятия. Термины и определения