СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

СКЛАД ЗАКРЫТ

#вируспруденция обнулила вообще всё!

 

Реклама на сайте                   

 

 

ГОСТ 32192-2013 Надежность в железнодорожной технике. Основные понятия. Термины и определения

 

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

 

НАДЕЖНОСТЬ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТЕХНИКЕ

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Dependability in railway technics. General

concepts. Terms and definitions

 

ГОСТ 32192-2013

 

МКС 01.040.45

 

Дата введения

1 июля 2014 года

 

Предисловие

 

Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

 

Сведения о стандарте

 

1. ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте" (ОАО "НИИАС")

2. ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3. ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 07.06.2013 г. N 43-2013)

За принятие стандарта проголосовали:

 

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

Украина

UA

Госпотребстандарт Украины

 

4. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2013 г. N 2420-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32192-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01 июля 2014 г.

5. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

 

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

 

Введение

 

Установленные в настоящем стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области надежности железнодорожной техники.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Термины, относящиеся к отдельным объектам железнодорожного транспорта (железнодорожного пути, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожного электроснабжения, железнодорожной электросвязи, железнодорожного подвижного состава), применяют в дополнение к общим терминам для железнодорожной техники в целом.

Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации, если при этом исключена возможность различного толкования термина.

В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.

Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

Помета, указывающая на область применения многозначного термина, приведена в круглых скобках светлым шрифтом после термина. Помета не является частью термина.

В стандарте в качестве справочных приведены эквиваленты стандартизованных терминов на английском языке.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы и иноязычные эквиваленты - светлым шрифтом.

Пояснения к некоторым терминам настоящего стандарта приведены в приложении А.

Условные обозначения и размерности показателей эксплуатационной надежности железнодорожного транспорта приведены в приложении Б.

 

1. Область применения

 

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области надежности железнодорожной техники.

Настоящий стандарт распространяется на железнодорожную технику, включающую объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав и их составные части.

Термины и определения, устанавливаемые настоящим стандартом, применяют во всех видах документации и литературы, входящих в сферу деятельности железнодорожного транспорта или использующих результаты этой деятельности.

 

2. Термины и определения

 

Общие понятия

 

1. железнодорожная техника: Техническое средство или совокупность технических средств, предназначенные для обеспечения перевозочного процесса на железнодорожном транспорте.

Примечание - К железнодорожной технике относятся объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожный подвижной состав, а также их составные части, представляющие собой функциональную единицу, которую можно рассматривать в отдельности.

railway technics

2. надежность (железнодорожной техники): Способность железнодорожной техники выполнять предусмотренные техническими требованиями функции в течение определенной наработки или периода эксплуатации при установленных в нормативной и (или) технической документации условиях применения, технического содержания, хранения и транспортирования.

Примечание - В зависимости от назначения железнодорожной техники и условий ее применения надежность может включать готовность, безотказность, ремонтопригодность, долговечность и сохраняемость или определенные сочетания этих свойств.

dependability

3. безотказность (железнодорожной техники): Свойство железнодорожной техники непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение определенной наработки при установленных в нормативной и (или) технической документации условиях применения.

reliability

4. ремонтопригодность (железнодорожной техники): Свойство железнодорожной техники, заключающееся в ее приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического содержания.

maintainability

5. долговечность (железнодорожной техники): Свойство железнодорожной техники выполнять предусмотренные техническими требованиями функции до достижения предельного состояния при установленных в нормативной и (или) технической документации условиях применения и технического содержания.

durability

6. сохраняемость (железнодорожной техники): Свойство железнодорожной техники сохранять работоспособное состояние в течение хранения и (или) транспортирования при установленных в нормативной и (или) технической документации условиях хранения и (или) транспортирования.

storability

7. готовность (железнодорожной техники): Способность железнодорожной техники выполнять предусмотренные техническими требованиями функции при установленных в нормативной и (или) технической документации условиях применения и технического содержания в предположении, что необходимые внешние ресурсы обеспечены.

Примечания

1. Готовность зависит от сочетания свойств безотказности, ремонтопригодности и материально-технического обеспечения.

2. Необходимые внешние ресурсы, кроме ресурсов технического содержания, не влияют на готовность.

availability

8. эксплуатационная надежность (железнодорожной техники): Надежность железнодорожной техники при ее эксплуатации конкретным потребителем в определенных условиях применения на железнодорожном транспорте.

operational dependability

9. отказоустойчивость (железнодорожной техники): Способность железнодорожной техники сохранять работоспособное состояние при возникновении отказа одной или нескольких ее составных частей.

fault tolerance

10. показатель надежности (железнодорожной техники): Количественная характеристика одного или нескольких свойств, составляющих надежность железнодорожной техники.

Примечание - Различают следующие показатели надежности:

- единичный;

- комплексный;

- расчетный;

- экспериментальный;

- эксплуатационный.

Значение показателя надежности может быть:

- нормативным (регламентировано в нормативной документации);

- допустимым (определяют исходя из текущих требований к железнодорожной технике, зависящих от определенных условий перевозочного процесса и связанных с ними рисков);

- проектным (задано проектной (технической) документацией на железнодорожную технику);

- фактическим (определяют по реальным данным эксплуатации).

dependability measure

 

Понятия, относящиеся к видам технического состояния объектов

 

11. исправное состояние (железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, при котором она соответствует всем требованиям нормативной и (или) технической документации.

good state

12. неисправное состояние (железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, при котором она не соответствует хотя бы одному из требований нормативной и (или) технической документации.

fault

(faulty state)

13. предотказное состояние (железнодорожной техники): Неисправное состояние железнодорожной техники, при котором вероятность ее перехода в неработоспособное состояние в течение заданной наработки не превышает допустимого значения.

pre-failure state

14. работоспособное состояние (железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, при котором она способна выполнить все предусмотренные техническими требованиями функции в полном объеме при условии, что предоставлены необходимые ресурсы.

up state

15. неработоспособное состояние (железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, при котором она не способна выполнить все предусмотренные техническими требованиями функции.

disabled state

16

 

17. частично работоспособное состояние (железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, при котором она не способна выполнить хотя бы одну из предусмотренных техническими требованиями функций в полном объеме.

partial up state

18. предельное состояние (железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, при котором ее дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна на основании оценки рисков.

limiting state

19. критерий предельного состояния (железнодорожной техники): Признак или совокупность признаков предельного состояния железнодорожной техники, установленные в технической документации.

limiting state criterion

20. опасное состояние (железнодорожной техники): Неисправное состояние железнодорожной техники, при котором возникают риски причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений, превышающие допустимые уровни риска.

hazardous state

21. техническое состояние (железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, которое характеризуется в определенный момент времени, при определенных условиях внешней среды, значениями параметров, установленных в технической документации на нее.

technical state

 

Понятия, относящиеся к отказам

 

22. отказ (железнодорожной техники): Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния железнодорожной техники.

failure

23. критерий отказа (железнодорожной техники): Признак или совокупность признаков нарушения работоспособного состояния железнодорожной техники, установленные в технической документации.

failure criterion

24. повреждение (железнодорожной техники): Событие, заключающееся в нарушении исправного состояния железнодорожной техники при сохранении работоспособного состояния.

damage

25. дефект (железнодорожной техники): Отдельное несоответствие железнодорожной техники требованиям, установленным в технической документации.

defect

26. вид отказа (железнодорожной техники): Категория классификации отказов железнодорожной техники по заданным признакам.

Примечание - Признаки классификации отказов:

- зависимость отказов - зависимый, независимый, отказ по общей причине;

- возможность последующего применения железнодорожной техники - полный, частичный;

- характер изменения основного параметра железнодорожной техники - внезапный, постепенный;

- наличие внешних проявлений отказа - явный, скрытый;

- возможность и способ устранения отказа - устранимый, неустранимый, самоустраняющийся (сбой, перемежающийся отказ);

- причина возникновения - конструктивный, производственный, эксплуатационный, вследствие изнашивания, вследствие старения;

- характер возникновения - систематический, случайный;

- влияние отказа на перевозочный процесс - отказы первой, второй и третьей категорий;

- по степени опасности - опасный, неопасный.

failure mode

27. опасный отказ (железнодорожной техники): Событие, в результате которого железнодорожная техника переходит из исправного, работоспособного или частично работоспособного состояния в опасное состояние.

hazardous failure

28. сбой (железнодорожной техники): Событие, при котором железнодорожная техника не выполняет хотя бы одну из предусмотренных техническими требованиями функций в течение времени менее допустимого, установленного в технической документации.

interruption

29. ошибка (в железнодорожной технике): Несоответствие между вычисленным, наблюдаемым или измеренным значением или состоянием и истинным, заданным или теоретически правильным значением или состоянием.

error

 

Понятия, относящиеся к техническому содержанию

 

30. техническое содержание (железнодорожной техники): Совокупность технических и организационных действий, направленных на поддержание и (или) возвращение железнодорожной техники в работоспособное состояние и (или) восстановление ее ресурса.

Примечание - Пояснение к термину приведено в приложении А.

maintenance

31. восстановление (железнодорожной техники): Событие, при котором после неработоспособного состояния железнодорожной техники наступает работоспособное состояние.

restoration

32. техническое обслуживание (железнодорожной техники): Совокупность технических и организационных действий, направленных на поддержание железнодорожной техники в работоспособном состоянии.

Примечание - Пояснение к термину приведено в приложении А.

servicing

33. вид технического обслуживания (железнодорожной техники): Категория классификации технического обслуживания железнодорожной техники по отличительному признаку.

type of servicing

34. планово-предупредительное техническое обслуживание (железнодорожной техники): Техническое обслуживание железнодорожной техники, выполняемое с целью уменьшения вероятности возникновения ее отказа или ухудшения функционирования и проводимое до наступления отказа через заранее установленные интервалы применения или хранения, или по определенным критериям оценки ее технического состояния.

preventive (scheduled) servicing

35. техническое обслуживание по состоянию (железнодорожной техники): Техническое обслуживание железнодорожной техники, проводимое на основе оценки результатов мониторинга ее технического состояния.

condition based servicing

36. неплановое техническое обслуживание (железнодорожной техники): Техническое обслуживание железнодорожной техники, которое осуществляется без предварительного назначения или по специальному указанию.

unscheduled servicing

37. техническое обслуживание (железнодорожной техники) на месте эксплуатации: Техническое обслуживание железнодорожной техники, выполняемое на месте применения или хранения железнодорожной техники.

on-site servicing

38. техническое обслуживание (железнодорожной техники) вне места эксплуатации: Техническое обслуживание железнодорожной техники, выполняемое после удаления железнодорожной техники с места применения или хранения.

off-site servicing

39. ремонт (железнодорожной техники): Совокупность технических и организационных действий, направленных на восстановление работоспособного состояния и (или) ресурса железнодорожной техники.

Примечание - Пояснение к термину приведено в приложении А.

repair

40. вид ремонта (железнодорожной техники): Категория классификации ремонта железнодорожной техники по отличительному признаку.

type of repair

41. плановый ремонт (железнодорожной техники): Ремонт железнодорожной техники, который осуществляется с периодичностью, установленной в технической документации на железнодорожную технику.

scheduled repair

42. ремонт по состоянию (железнодорожной техники): Ремонт железнодорожной техники, объем и момент начала которого определяется по результатам мониторинга технического состояния железнодорожной техники.

condition based repair

43. неплановый ремонт (железнодорожной техники): Ремонт железнодорожной техники, который осуществляется без предварительного назначения или по специальному указанию.

unscheduled repair

44. ремонт на месте эксплуатации (железнодорожной техники): Ремонт железнодорожной техники, выполняемый на месте применения или хранения железнодорожной техники.

on-site repair

45. ремонт (железнодорожной техники) вне места эксплуатации: Ремонт железнодорожной техники, выполняемый после удаления железнодорожной техники с места применения или хранения.

off-site repair

46. доступность составной части (железнодорожной техники): Свойство составной части железнодорожной техники, заключающееся в ее рациональном размещении в соответствии с потребностями в техническом содержании.

unit service accessibility

47. легкосъемность составной части (железнодорожной техники): Свойство составной части железнодорожной техники, характеризующее ее приспособленность к демонтажу или монтажу при техническом содержании с минимальными затратами времени и труда.

unit quick-detachability

 

Понятия, относящиеся к разработке объекта и анализу его надежности

 

48. анализ надежности (железнодорожной техники): Комплексное исследование железнодорожной техники, ее отказов и процессов их возникновения в целях определения наиболее критичных составных частей железнодорожной техники, оценки показателей надежности и возможности повышения надежности.

dependability analysis

49. нормирование надежности (в железнодорожной технике): Установление количественных и качественных требований к надежности.

Примечание - Нормирование надежности включает в себя выбор номенклатуры показателей надежности, обоснование численных значений показателей надежности железнодорожной техники и ее составных частей, формулирование критериев отказов и предельных состояний, задание требований к методам контроля надежности, выработку качественных требований к конструкции железнодорожной техники, техническому содержанию, действиям персонала, направленных на обеспечение надежности.

dependability specification

50. распределение требований надежности (в железнодорожной технике): Процедура, применяемая в процессе проектирования железнодорожной техники, посредством которой требования надежности к железнодорожной технике распределяют между ее составными частями по определенным правилам.

allocation (apportionment) of dependability requirements

51. контроль надежности (железнодорожной техники): Проверка соответствия железнодорожной техники заданным требованиям надежности.

dependability verification

52. резервирование (в железнодорожной технике): Способ обеспечения надежности железнодорожной техники за счет использования дополнительных средств и (или) возможностей, избыточных по отношению к минимально необходимым для выполнения предусмотренной техническими требованиями функции.

redundancy

53. нагруженное резервирование (в железнодорожной технике): Резервирование, при котором все элементы, способные выполнять предусмотренную техническими требованиями функцию, работают одновременно.

active redundancy

54. ненагруженное резервирование (в железнодорожной технике): Резервирование, при котором один или несколько резервных элементов находятся в ненагруженном режиме до начала выполнения ими функций основного элемента.

standby redundancy

55. прогнозирование надежности (железнодорожной техники): Предсказание значений показателей надежности и возникновения отказов железнодорожной техники на основе нормированных методов и расчетов или результатов научных исследований.

prediction

56. модель безотказности (железнодорожной техники): Математическая модель, используемая для прогнозирования или оценки показателей безотказности.

reliability model

57. анализ видов и последствий отказов (в железнодорожной технике): Качественный метод анализа, основанный на исследовании возможных видов отказов и неисправностей составных частей и их влияния на железнодорожную технику, людей и окружающую среду.

failure modes and effects analysis

58. анализ видов, последствий и критичности отказов (в железнодорожной технике): Метод анализа, основанный на исследовании возможных видов отказов и неисправностей составных частей и их влияния на железнодорожную технику, людей и окружающую среду с учетом вероятности возникновения и серьезности последствий.

failure modes, effects and criticality analysis

59. анализ дерева неисправностей (в железнодорожной технике): Метод, основанный на построении и анализе логической диаграммы, отражающей состояния составных частей, внешние события или их комбинации, приводящие к рассматриваемой неисправности железнодорожной техники.

fault tree analysis

60. анализ дерева событий (в железнодорожной технике): Метод, основанный на построении и анализе логической диаграммы, отражающей возможные результаты, которые могут последовать от данного инициирующего события и состава предусматриваемых контрмер.

event tree analysis

61. структурная схема надежности (железнодорожной техники): Графическое представление железнодорожной техники в виде блоков, показывающее, как неисправности составных частей и их комбинации влияют на состояние железнодорожной техники.

reliability block diagram

62. диаграмма состояний-переходов (в железнодорожной технике): Диаграмма, показывающая совокупность возможных состояний железнодорожной техники и возможных пошаговых переходов между состояниями.

state-transition diagram

 

Величины и показатели безотказности

 

63. наработка (железнодорожной техники): Продолжительность или объем работы железнодорожной техники за определенный период.

operating time

64. наработка до отказа (железнодорожной техники): Наработка, накопленная от первого применения железнодорожной техники до ее первого отказа.

operating time to failure

65. наработка между отказами (железнодорожной техники): Суммарная наработка железнодорожной техники между двумя последовательными отказами.

operating time between failures

66. период приработки (железнодорожной техники): Начальный период эксплуатации железнодорожной техники, если он существует, в течение которого параметр потока отказов или интенсивность отказов уменьшаются со временем до постоянного, с учетом заданной погрешности, значения.

early failure period

67. вероятность безотказной работы (железнодорожной техники): Вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ железнодорожной техники не возникнет.

reliability function

68. вероятность отказа (железнодорожной техники): Вероятность того, что в пределах заданной наработки возникнет отказ железнодорожной техники определенного вида.

failure probability

69. средняя наработка до отказа (железнодорожной техники): Математическое ожидание наработки железнодорожной техники до первого отказа.

mean operating time to failure

70. гамма-процентная наработка до отказа (железнодорожной техники): Наработка, в течение которой отказ железнодорожной техники не возникнет с вероятностью , выраженной в процентах.

gamma-percentile operating time to failure

71. средняя наработка на отказ (железнодорожной техники): Отношение суммарной наработки восстанавливаемой железнодорожной техники к математическому ожиданию числа ее отказов в течение этой наработки.

mean operating time between failures

72. интенсивность отказов (железнодорожной техники): Условная плотность распределения вероятности возникновения отказа железнодорожной техники, определяемая при условии, что до рассматриваемого момента времени отказ не возник.

failure rate

73. параметр потока отказов (железнодорожной техники): Отношение математического ожидания числа отказов восстанавливаемой железнодорожной техники за достаточно малую ее наработку к значению этой наработки.

failure intensity

 

Величины и показатели ремонтопригодности

 

74. средняя наработка между видами планово-предупредительного технического обслуживания (железнодорожной техники): Математическое ожидание наработки между действиями планово-предупредительного технического обслуживания железнодорожной техники.

mean operating time between preventive servicing

75. средняя наработка между видами планового ремонта (железнодорожной техники): Математическое ожидание наработки между действиями планового ремонта железнодорожной техники.

mean operating time between scheduled repair

76. среднее время простоя (железнодорожной техники): Математическое ожидание продолжительности неработоспособного состояния железнодорожной техники из-за возникновения ее отказов и нахождения ее на планово-предупредительном техническом обслуживании и плановом ремонте.

mean down-time

77. продолжительность технического содержания (железнодорожной техники): Время, затраченное на выполнение необходимых действий по техническому содержанию железнодорожной техники, включая логистические и технические задержки и исключая административные задержки.

Примечание - Пояснение к термину приведено в приложении А.

maintenance time

78. время до восстановления (железнодорожной техники): Интервал времени от момента отказа железнодорожной техники до момента восстановления ее работоспособного состояния.

Примечания

1. Если, момент отказа не определен, то предполагают, что интервал времени начинается после обнаружения отказа.

2. Пояснение к термину приведено в приложении А.

time to restoration

79. среднее время до восстановления (железнодорожной техники): Математическое ожидание интервала времени от момента отказа железнодорожной техники до момента восстановления ее работоспособного состояния.

mean time to restoration

80. интенсивность восстановления (железнодорожной техники): Условная плотность распределения вероятности восстановления работоспособного состояния железнодорожной техники, определенная для рассматриваемого момента времени при условии, что до этого момента восстановление не было завершено.

(instantaneous) restoration rate

81. продолжительность технического обслуживания (железнодорожной техники): Календарное время проведения одного технического обслуживания железнодорожной техники данного вида.

servicing time

82. средняя продолжительность технического обслуживания (железнодорожной техники): Математическое ожидание продолжительности технического обслуживания железнодорожной техники данного вида за наработку или определенный период эксплуатации.

mean servicing time

83. продолжительность ремонта (железнодорожной техники): Календарное время проведения одного ремонта железнодорожной техники данного вида.

repair time

84. средняя продолжительность ремонта (железнодорожной техники): Математическое ожидание продолжительности ремонта железнодорожной техники данного вида за наработку или определенный период эксплуатации.

mean repair time

85. среднее время контроля функционирования (железнодорожной техники): Математическое ожидание времени, затраченного на выполнение действий для подтверждения возможности выполнения железнодорожной техникой части или всех предусмотренных техническими требованиями функций после устранения неисправности.

mean control time

86. трудоемкость технического обслуживания (железнодорожной техники): Трудозатраты на проведение одного технического обслуживания железнодорожной техники данного вида, измеряемые в человеко-часах.

servicing

man-hours

87. средняя трудоемкость технического обслуживания (железнодорожной техники): Математическое ожидание трудоемкости одного технического обслуживания железнодорожной техники данного вида за определенные период эксплуатации или наработку.

mean servicing man-hours

88. трудоемкость ремонта (железнодорожной техники): Трудозатраты на проведение одного ремонта железнодорожной техники данного вида, измеряемые в человеко-часах.

repair man-hours

89. средняя трудоемкость ремонта (железнодорожной техники): Математическое ожидание трудоемкости одного ремонта железнодорожной техники данного вида за определенные период эксплуатации или наработку.

mean repair man-hours

90. средняя суммарная трудоемкость планово-предупредительного технического обслуживания (железнодорожной техники): Математическое ожидание трудозатрат на проведение всех видов планово-предупредительного технического обслуживания однотипной железнодорожной техники за определенные период эксплуатации или наработку.

mean summarized preventive servicing man-hours

91. средняя суммарная трудоемкость планового ремонта (железнодорожной техники): Математическое ожидание трудозатрат на проведение всех видов планового ремонта однотипной железнодорожной техники за определенные период эксплуатации или наработку.

mean summarized scheduled repair man-hours

92. удельная суммарная трудоемкость планово-предупредительного технического обслуживания (железнодорожной техники): Отношение средней суммарной трудоемкости видов планово-предупредительного технического обслуживания железнодорожной техники за определенную наработку к этой наработке.

specific summarized preventive servicing man-hours

93. удельная суммарная трудоемкость планового ремонта (железнодорожной техники): Отношение средней суммарной трудоемкости видов планового ремонта железнодорожной техники за определенную наработку к этой наработке.

specific summarized scheduled repair man-hours

94. технологический перерыв (для железнодорожной техники): Планируемый период времени, в течение которого применение железнодорожной техники по назначению не предусматривается.

blocking pause

95. коэффициент достаточности предоставления технологических перерывов (для железнодорожной техники): Коэффициент, характеризующий соответствие между количеством и длительностью заявленных и предоставленных технологических перерывов за рассматриваемый период.

blocking pause adequacy ratio

 

Величины и показатели долговечности

 

96. срок службы (железнодорожной техники): Календарная продолжительность эксплуатации от начала эксплуатации железнодорожной техники или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние.

lifetime

97. назначенный срок службы (железнодорожной техники): Срок службы железнодорожной техники, установленный технической документацией.

assigned lifetime

98. продленный назначенный срок службы (железнодорожной техники): Срок службы железнодорожной техники от окончания назначенного срока службы до наступления предельного состояния, прогнозируемого на основе оценки рисков.

extended assigned lifetime

99. остаточный срок службы (железнодорожной техники): Срок службы, исчисляемый от текущего момента времени, когда проводят контроль технического состояния железнодорожной техники, до ее перехода в предельное состояние.

residual lifetime

100. средний срок службы (железнодорожной техники): Математическое ожидание срока службы железнодорожной техники.

mean lifetime

101. гамма-процентный срок службы (железнодорожной техники): Срок службы, в течение которого железнодорожная техника не достигнет предельного состояния с вероятностью , выраженной в процентах.

gamma-percentile lifetime

102. ресурс (железнодорожной техники): Суммарная наработка железнодорожной техники за время ее эксплуатации до перехода в предельное состояние.

operating lifetime

103. назначенный ресурс (железнодорожной техники): Ресурс железнодорожной техники, установленный технической документацией.

assigned operating lifetime

104. продленный назначенный ресурс (железнодорожной техники): Ресурс железнодорожной техники от накопления назначенного ресурса до наступления предельного состояния, прогнозируемого на основе оценки рисков.

extended assigned operating lifetime

105. остаточный ресурс (железнодорожной техники): Ресурс, исчисляемый от значения наработки в текущий момент времени, когда проводят контроль технического состояния железнодорожной техники, до ее перехода в предельное состояние.

residual operating lifetime

106. средний ресурс (железнодорожной техники): Математическое ожидание ресурса железнодорожной техники.

mean operating lifetime

107. гамма-процентный ресурс (железнодорожной техники): Ресурс, в течение которого железнодорожная техника не достигнет предельного состояния с вероятностью , выраженной в процентах.

gamma-percentile operating lifetime

 

Показатели сохраняемости

 

108. срок сохраняемости (железнодорожной техники): Календарная продолжительность хранения и (или) транспортирования железнодорожной техники, в течение и после которой сохраняются в заданных пределах значения параметров, характеризующих способность железнодорожной техники выполнять предусмотренные техническими требованиями функции.

Примечание - По истечении срока сохраняемости железнодорожная техника должна соответствовать требованиям безотказности, долговечности, ремонтопригодности, готовности и безопасности, установленным в технической документации на железнодорожную технику.

storability time

109. гамма-процентный срок сохраняемости (железнодорожной техники): Срок сохраняемости, в течение и после которого железнодорожная техника способна выполнять предусмотренные техническими требованиями функции с вероятностью , выраженной в процентах.

gamma-percentile storage time

110. средний срок сохраняемости (железнодорожной техники): Математическое ожидание срока сохраняемости железнодорожной техники.

mean storage time

 

Показатели готовности

 

111. коэффициент готовности (железнодорожной техники): Вероятность того, что железнодорожная техника окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых применение железнодорожной техники по назначению не предусматривается.

instantaneous availability

112. коэффициент неготовности (железнодорожной техники): Вероятность того, что железнодорожная техника окажется в неработоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых ее применение по назначению не предусматривается.

instantaneous unavailability

113. коэффициент оперативной готовности (железнодорожной техники): Вероятность того, что железнодорожная техника окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых ее применение по назначению не предусматривается, и, начиная с этого момента, будет работать безотказно в течение заданного интервала времени.

operating instantaneous availability

114. коэффициент технической готовности (железнодорожной техники): Отношение времени нахождения железнодорожной техники в работоспособном состоянии к общей продолжительности эксплуатации в заданном интервале времени, включая все виды технического обслуживания и ремонта.

steady-state availability ratio

115. коэффициент сохранения эффективности (железнодорожной техники): Отношение значения показателя эффективности применения железнодорожной техники по назначению за определенный период эксплуатации к значению этого показателя, вычисленному при условии, что отказы железнодорожной техники в течение этого периода не возникают.

effectiveness retention ratio

116. коэффициент простоя (железнодорожной техники): Вероятность того, что в произвольный момент времени возникла задержка поездов вследствие перехода железнодорожной техники в неработоспособное состояние, кроме планируемых периодов, в течение которых ее применение по назначению не предусматривается.

down state ratio

 

Понятия, относящиеся к надежности участка железнодорожной линии

 

117. коэффициент эксплуатационной готовности участка железнодорожной линии: Вероятность того, что участок железнодорожной линии готов к эксплуатации в произвольный момент времени.

railway section instantaneous availability

118. коэффициент оперативной готовности участка железнодорожной линии: Вероятность того, что участок железнодорожной линии в произвольный момент времени и в течение заданного интервала времени готов к эксплуатации с заданными показателями.

railway section operating instantaneous availability

119. графиковый коэффициент оперативной готовности участка железнодорожной линии: Коэффициент оперативной готовности участка железнодорожной линии, определяемый по нормативному или плановому графику движения поездов.

Примечание - Графиковый коэффициент оперативной готовности участка железнодорожной линии определяет готовность участка к эксплуатации с учетом планируемого объема перевозок и времени на техническое содержание участка железнодорожной линии.

planned railway section operating instantaneous availability

120. фактический коэффициент оперативной готовности участка железнодорожной линии: Коэффициент оперативной готовности участка железнодорожной линии, определяемый по исполненному графику движения поездов.

Примечание - Фактический коэффициент оперативной готовности участка железнодорожной линии определяет готовность участка к эксплуатации с учетом выполненных работ по техническому содержанию.

actual railway section operating instantaneous availability

121. среднее время простоя поездное: Средняя продолжительность задержки поездов на участке железнодорожной линии вследствие отказов железнодорожной техники, передержек технологических перерывов на проведение планово-предупредительного технического обслуживания или планового ремонта железнодорожной техники и (или) нарушений, допущенных обслуживающим персоналом.

train mean down-time

 

Понятия, относящиеся к надежности железнодорожного пути

 

122. исправное состояние железнодорожного пути: Состояние железнодорожного пути без отступлений от норм и допусков его устройства и содержания, установленных в технической и (или) нормативной документации.

Примечание - Пояснение к термину приведено в приложении А.

railway track good state

123. неисправное состояние железнодорожного пути: Состояние железнодорожного пути с отступлениями от норм и допусков его устройства и содержания, но при котором значения всех его параметров соответствуют требованиям безопасного пропуска поездов с установленными скоростями.

Примечание - Пояснение к термину приведено в приложении А.

railway track faulty state

124. работоспособное состояние железнодорожного пути: Состояние железнодорожного пути без отступлений от норм и допусков его устройства и содержания или с отступлениями от указанных норм и допусков, но при условии обеспечения безопасного пропуска поездов с установленной скоростью.

Примечание - Пояснение к термину приведено в приложении А.

railway track up state

125. частично работоспособное состояние железнодорожного пути: Состояние железнодорожного пути с отступлениями от норм и допусков его устройства и содержания, вызывающими ограничения движения поездов.

Примечание - Пояснение к термину приведено в приложении А.

railway track partial up state

126. неработоспособное состояние железнодорожного пути: Состояние железнодорожного пути с отступлениями от норм и допусков его устройства и содержания, требующими ограждения сигналами остановки движения поездов до восстановления работоспособного состояния.

Примечание - Пояснение к термину приведено в приложении А.

railway track disabled state

127. повреждение железнодорожного пути: Событие, заключающееся в нарушении исправного состояния железнодорожного пути в результате воздействий на него в процессе эксплуатации, с сохранением работоспособного состояния.

railway track damage

128. дефект железнодорожного пути: Отдельное несоответствие железнодорожного пути установленным техническим требованиям, обусловленное отступлениями от технологии изготовления материалов и конструкций железнодорожного пути или от технологии его ремонта, реконструкции или строительства.

railway track defect

129. частичный отказ железнодорожного пути: Отказ железнодорожного пути, в результате которого требуется ограничение скорости движения поездов по железнодорожному пути.

railway track partial failure

130. полный отказ железнодорожного пути: Отказ железнодорожного пути, в результате которого требуется прекращение движения поездов до восстановления работоспособного состояния железнодорожного пути.

railway track complete failure

 

Понятия, относящиеся к надежности железнодорожной автоматики и телемеханики

 

131. опасное состояние системы железнодорожной автоматики и телемеханики: Состояние системы железнодорожной автоматики и телемеханики, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять предусмотренные техническими требованиями функции по обеспечению безопасности движения поездов, не соответствует требованиям нормативных документов.

railway automation and remote control system dangerous state

132. защитное состояние системы железнодорожной автоматики и телемеханики: Состояние системы железнодорожной автоматики и телемеханики, при котором она не выполняет функции управления движением поездов, а обеспечивает только функцию безопасности движения поездов в соответствии с технической документацией.

railway automation and remote control system protective state

133. защитный отказ системы железнодорожной автоматики и телемеханики: Событие, при котором система железнодорожной автоматики и телемеханики переходит в защитное состояние.

railway automation and remote control system protective failure

134. опасный отказ системы железнодорожной автоматики и телемеханики: Событие, при котором нарушаются работоспособное и защитное состояния системы железнодорожной автоматики и телемеханики.

railway automation and remote control system dangerous failure

 

Понятия, относящиеся к надежности железнодорожного электроснабжения

 

135. надежность системы железнодорожного электроснабжения: Способность системы железнодорожного электроснабжения обеспечивать в расчетных режимах преобразование, распределение и передачу электрической энергии тяговым и нетяговым потребителям нормируемого качества и в требуемом количестве.

railway power-supply system dependability

136. отказ системы железнодорожного электроснабжения: Событие, заключающееся в отклонении напряжения ниже или выше допустимых значений по действующим нормам или приводящее к недоотпуску электрической энергии потребителям при прекращении или ограничении электроснабжения.

railway power-supply system failure

137. нормальный режим работы системы тягового электроснабжения: Режим работы, при котором параметры всех элементов системы тягового электроснабжения не выходят за пределы допустимых по нормам значений и осуществляется питание контактной сети при расчетных размерах движения поездов для условий наибольшего потребления электроэнергии.

railway traction system normal mode of operation

138. вынужденный режим работы системы тягового электроснабжения: Режим работы, при котором временно, в том числе внезапно, отключены какие-либо элементы системы тягового электроснабжения и работа системы тягового электроснабжения обеспечивается за счет заложенного в ней резерва.

railway traction system forced mode of operation

 

Понятия, относящиеся к надежности железнодорожной электросвязи

 

139. инцидент (железнодорожной электросвязи): Событие, заключающееся в нарушении нормального функционирования системы, сооружения, средства железнодорожной электросвязи, а также стандартных операций по предоставлению ресурсов или услуг, которое может привести или привело к снижению качества ресурса, услуги или полному прекращению их предоставления.

incident (of railway telecommunication)

140. проблема (железнодорожной электросвязи): Неизвестная причина одного или более инцидентов железнодорожной электросвязи.

problem (of railway telecommunication)

141. коэффициент ошибок (железнодорожной электросвязи): Отношение количества цифровых ошибок за определенный промежуток времени к общему количеству символов, принятых в течение того же промежутка времени.

Примечание - Коэффициент ошибок может быть определен через биты или блоки.

bit error ratio

142. повреждение системы железнодорожной электросвязи: Приемлемая для пользователя неполная способность системы железнодорожной электросвязи выполнить требуемую функцию.

damage (in railway telecommunication system)

 

Понятия, относящиеся к надежности железнодорожного подвижного состава

 

143. парк железнодорожного подвижного состава: Совокупность единиц железнодорожного подвижного состава, обладающих общими признаками.

Примечание - К общим признакам могут быть отнесены назначение, тип, серия, принадлежность, полигон эксплуатации и т.п.

fleet

144. техническое состояние парка железнодорожного подвижного состава: Состояние парка железнодорожного подвижного состава, характеризуемое средними на данный момент или за данный интервал времени значениями показателей надежности.

fleet technical state

145. готовность парка железнодорожного подвижного состава: Отношение числа работоспособных единиц железнодорожного подвижного состава к их общему числу в парке в произвольный момент времени.

fleet availability

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

 

 

 

Приложение А

(справочное)

 

ПОЯСНЕНИЯ

К НЕКОТОРЫМ ТЕРМИНАМ

 

К терминам "техническое содержание" (30), "техническое

обслуживание" (32) и "ремонт" (39)

 

Значения терминов "техническое обслуживание" и "ремонт", принятые в отечественной практике, отличаются от значений данных терминов в международной практике. Это во многом связано с языковыми особенностями. Так в русском языке отсутствует обобщающий термин, эквивалентный английскому термину "maintenance", хотя его чаще всего переводят как "техническое обслуживание", что неверно.

Необходимо иметь в виду, что границы между русскими терминами "техническое обслуживание" и "ремонт" достаточно расплывчаты: при техническом обслуживании возможно проведение ремонтных работ по устранению скрытых или отложенных неисправностей железнодорожной техники и, наоборот, во время ремонта могут выполняться операции, обычно относимые к техническому обслуживанию, не говоря уже о том, что сам ремонт по своим целям может быть предупредительным. В английской терминологии эта неопределенность преодолена введением термина "maintenance", который точнее было бы переводить как "обслуживание (в широком смысле)", которое может включать (в различных сочетаниях) операции, предупреждающие отказы (preventive maintenance), и операции по устранению неисправностей (corrective maintenance).

В целях устранения языковых несоответствий в настоящем стандарте введено обобщающее понятие "техническое содержание", эквивалентное английскому "maintenance" и включающее в себя техническое обслуживание и ремонт в соответствии со сложившейся в странах-участницах Межгосударственного совета по стандартизации, сертификации и метрологии терминологией.

 

К терминам "продолжительность технического содержания" (77),

"время до восстановления" (78)

 

Взаимосвязь между составляющими продолжительности технического содержания приведена на рисунке А.1.

 

 

Рисунок А.1 - Составляющие продолжительности технического

содержания

 

Административная задержка возникает вследствие административных причин (например, ожидание разрешения доступа к железнодорожной технике).

Логистическая задержка возникает вследствие необеспеченности ресурсами, необходимыми для проведения технического содержанию (например, подъезд к месту проведения работ по техническому обслуживанию, ожидание запасных частей, специалистов, информации, неприемлемые условия окружающей среды).

Техническая задержка возникает вследствие выполнения вспомогательных технических действий, связанных с соответствующим заданием технического содержания (например, действия по обеспечению безопасности работ, изоляция и заземление электрического оборудования).

Время обнаружения и локализации неисправности является частью оперативной продолжительности ремонта, затраченной на обнаружение неисправности и на идентификацию неисправной составной части или нескольких составных частей на соответствующем уровне разукрупнения.

Время устранения неисправности является частью оперативной продолжительности ремонта, затраченной на действия по восстановлению работоспособного состояния железнодорожной техники.

 

К терминам "исправное состояние железнодорожного

пути" (122), "неисправное состояние железнодорожного пути"

(123), "работоспособное состояние железнодорожного пути"

(124), "частично работоспособное состояние

железнодорожного пути" (125), "неработоспособное

состояние железнодорожного пути" (126)

 

Общая схема состояний и событий для железнодорожного пути приведена на рисунке А.2.

 

 

1 - накопление повреждений; 2 - частичный отказ

железнодорожного пути; 3 - текущее содержание пути;

4 - полный отказ железнодорожного пути; 5 - переход

железнодорожного пути в предельное состояние;

6 - восстановление работоспособного состояния

железнодорожного пути; 7 - реконструкция (модернизация),

капитальный ремонт железнодорожного пути

 

Рисунок А.2 - Схема состояний и событий

для железнодорожного пути

 

Приложение Б

(рекомендуемое)

 

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И РАЗМЕРНОСТИ

ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТИ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

 

Таблица Б.1

 

Показатели эксплуатационной надежности железнодорожного

транспорта

 

Наименование показателя

Условное обозначение

Размерность

Показатели безотказности

Вероятность безотказной работы

P(x)

-

Вероятность отказа

Q(x)

-

Средняя наработка до отказа (для невосстанавливаемых объектов)

X1

ч (или др. единицы измерения наработки, например, млрд. кВт·ч, т·км)

Средняя наработка на отказ (для восстанавливаемых объектов)

X0

единицы измерения наработки

Гамма-процентная наработка до отказа

единицы измерения наработки

Интенсивность отказов

1/ч

Параметр потока отказов

1/ч

Показатели долговечности

Гамма-процентный срок службы

год (месяц)

Средний срок службы

Tсл

год (месяц)

Средний ресурс

единицы измерения наработки

Гамма-процентный ресурс

единицы измерения наработки

Показатели ремонтопригодности

Средняя наработка между видами планово-предупредительного технического обслуживания [планового ремонта]

XплТО

[XплР]

единицы измерения наработки

Среднее время простоя

Tп

ч

Среднее время до восстановления

ч

Средняя продолжительность технического обслуживания [ремонта]

TТО

[TР]

ч

Среднее время контроля функционирования

ч

Средняя трудоемкость технического обслуживания [ремонта]

SТО

[SР]

чел·ч

Средняя суммарная трудоемкость планово-предупредительного технического обслуживания [планового ремонта]

чел·ч

Удельная суммарная трудоемкость планово-предупредительного технического обслуживания [планового ремонта]

чел·ч/(единицы измерения наработки)

Интенсивность восстановления

1/ч

Показатели сохраняемости

Средний срок сохраняемости

Tсохр

год (месяц, день)

Гамма-процентный срок сохраняемости

год (месяц, день)

Показатели готовности

Коэффициент готовности

Кг

-

Коэффициент оперативной готовности

-

Коэффициент технической готовности

Кт.г

-

Коэффициент сохранения эффективности

Кэф

-

Готовность парка (для подвижного состава)

Гп

-

 

 

Алфавитный указатель терминов на русском языке

 

анализ видов и последствий отказов

57

анализ видов, последствий и критичности отказов

58

анализ дерева неисправностей

59

анализ дерева событий

60

анализ надежности

48

анализ надежности железнодорожной техники

48

безотказность

3

безотказность железнодорожной техники

3

вероятность безотказной работы

67

вероятность безотказной работы железнодорожной техники

67

вероятность отказа

68

вероятность отказа железнодорожной техники

68

вид отказа

26

вид отказа железнодорожной техники

26

вид ремонта

40

вид ремонта железнодорожной техники

40

вид технического обслуживания

33

вид технического обслуживания железнодорожной техники

33

восстановление

31

восстановление железнодорожной техники

31

время до восстановления

78

время до восстановления железнодорожной техники

78

время до восстановления железнодорожной техники среднее

79

время до восстановления среднее

79

время контроля функционирования железнодорожной техники среднее

85

время контроля функционирования среднее

85

время простоя железнодорожной техники среднее

76

время простоя среднее

76

время простоя среднее поездное

121

готовность

7

готовность железнодорожной техники

7

готовность парка железнодорожного подвижного состава

145

дефект

25

дефект железнодорожной техники

25

дефект железнодорожного пути

128

диаграмма состояний-переходов

62

долговечность

5

долговечность железнодорожной техники

5

доступность составной части

46

доступность составной части железнодорожной техники

46

интенсивность восстановления

80

интенсивность восстановления железнодорожной техники

80

интенсивность отказов

72

интенсивность отказов железнодорожной техники

72

инцидент

139

инцидент железнодорожной электросвязи

139

контроль надежности

51

контроль надежности железнодорожной техники

51

коэффициент готовности

111

коэффициент готовности железнодорожной техники

111

коэффициент достаточности предоставления технологических перерывов

95

коэффициент неготовности

112

коэффициент неготовности железнодорожной техники

112

коэффициент оперативной готовности

113

коэффициент оперативной готовности железнодорожной техники

113

коэффициент оперативной готовности участка железнодорожной линии

118

коэффициент оперативной готовности участка железнодорожной линии графиковый

119

коэффициент оперативной готовности участка железнодорожной линии фактический

120

коэффициент ошибок

141

коэффициент ошибок железнодорожной электросвязи

141

коэффициент простоя

116

коэффициент простоя железнодорожной техники

116

коэффициент сохранения эффективности

115

коэффициент сохранения эффективности железнодорожной техники

115

коэффициент технической готовности

114

коэффициент технической готовности железнодорожной техники

114

коэффициент эксплуатационной готовности участка железнодорожной линии

117

критерий отказа

23

критерий отказа железнодорожной техники

23

критерий предельного состояния

19

критерий предельного состояния железнодорожной техники

19

легкосъемность составной части

47

легкосъемность составной части железнодорожной техники

47

модель безотказности

56

модель безотказности железнодорожной техники

56

надежность

2

надежность железнодорожной техники

2

надежность железнодорожной техники эксплуатационная

8

надежность системы железнодорожного электроснабжения

135

надежность эксплуатационная

8

наработка

63

наработка до отказа

64

наработка до отказа гамма-процентная

70

наработка до отказа железнодорожной техники

64

наработка до отказа железнодорожной техники гамма-процентная

70

наработка до отказа железнодорожной техники средняя

69

наработка до отказа средняя

69

наработка железнодорожной техники

63

наработка железнодорожной техники между видами планового ремонта средняя

75

наработка железнодорожной техники между видами планово-предупредительного технического обслуживания средняя

74

наработка между видами планового ремонта средняя

75

наработка между видами планово-предупредительного технического обслуживания средняя

74

наработка между отказами

65

наработка между отказами железнодорожной техники

65

наработка на отказ средняя

71

наработка на отказ железнодорожной техники средняя

71

нормирование надежности

49

обслуживание железнодорожной техники техническое

32

обслуживание железнодорожной техники техническое вне места эксплуатации

38

обслуживание железнодорожной техники техническое на месте эксплуатации

37

обслуживание железнодорожной техники техническое неплановое

36

обслуживание железнодорожной техники техническое планово-предупредительное

34

обслуживание железнодорожной техники техническое по состоянию

35

обслуживание техническое

32

обслуживание техническое вне места эксплуатации

38

обслуживание техническое на месте эксплуатации

37

обслуживание техническое неплановое

36

обслуживание техническое планово-предупредительное

34

обслуживание техническое по состоянию

35

отказ

22

отказ железнодорожного пути полный

130

отказ железнодорожного пути частичный

129

отказ железнодорожной техники

22

отказ железнодорожной техники опасный

27

отказ опасный

27

отказ системы железнодорожного электроснабжения

136

отказ системы железнодорожной автоматики и телемеханики защитный

133

отказ системы железнодорожной автоматики и телемеханики опасный

134

отказоустойчивость

9

отказоустойчивость железнодорожной техники

9

ошибка

29

параметр потока отказов

73

параметр потока отказов железнодорожной техники

73

парк железнодорожного подвижного состава

143

перерыв технологический

94

период приработки

66

период приработки железнодорожной техники

66

повреждение

24

повреждение железнодорожной техники

24

повреждение железнодорожного пути

127

повреждение системы железнодорожной электросвязи

142

показатель надежности

10

показатель надежности железнодорожной техники

10

проблема

140

проблема железнодорожной электросвязи

140

прогнозирование надежности

55

прогнозирование надежности железнодорожной техники

55

продолжительность ремонта

83

продолжительность ремонта железнодорожной техники

83

продолжительность ремонта железнодорожной техники средняя

84

продолжительность ремонта средняя

84

продолжительность технического обслуживания

81

продолжительность технического обслуживания железнодорожной техники

81

продолжительность технического обслуживания железнодорожной техники средняя

82

продолжительность технического обслуживания средняя

82

продолжительность технического содержания

77

продолжительность технического содержания железнодорожной техники

77

распределение требований надежности

50

режим работы системы тягового электроснабжения вынужденный

138

режим работы системы тягового электроснабжения нормальный

137

резервирование

52

резервирование нагруженное

53

резервирование ненагруженное

54

ремонт

39

ремонт железнодорожной техники

39

ремонт вне места эксплуатации

38

ремонт железнодорожной техники вне места эксплуатации

38

ремонт железнодорожной техники на месте эксплуатации

37

ремонт железнодорожной техники неплановый

43

ремонт железнодорожной техники плановый

41

ремонт железнодорожной техники по состоянию

42

ремонт на месте эксплуатации

44

ремонт неплановый

43

ремонт плановый

41

ремонт по состоянию

42

ремонтопригодность

4

ремонтопригодность железнодорожной техники

4

ресурс

102

ресурс гамма-процентный

107

ресурс железнодорожной техники

102

ресурс железнодорожной техники гамма-процентный

107

ресурс железнодорожной техники назначенный

103

ресурс железнодорожной техники остаточный

105

ресурс железнодорожной техники продленный назначенный

104

ресурс железнодорожной техники средний

106

ресурс назначенный

103

ресурс остаточный

105

ресурс продленный назначенный

104

ресурс средний

106

сбой

28

сбой железнодорожной техники

28

содержание железнодорожной техники техническое

30

содержание техническое

30

состояние железнодорожного пути исправное

122

состояние железнодорожного пути неисправное

123

состояние железнодорожного пути неработоспособное

126

состояние железнодорожного пути работоспособное

124

состояние железнодорожного пути работоспособное частично

125

состояние железнодорожной техники исправное

11

состояние железнодорожной техники неисправное

12

состояние железнодорожной техники неработоспособное

15

состояние железнодорожной техники техническое

21

состояние железнодорожной техники опасное

20

состояние железнодорожной техники предельное

18

состояние железнодорожной техники предотказное

13

состояние железнодорожной техники работоспособное

14

состояние железнодорожной техники работоспособное частично

17

состояние исправное

11

состояние неисправное

12

состояние неработоспособное

15

состояние опасное

20

состояние парка железнодорожного подвижного состава техническое

144

состояние предельное

18

состояние предотказное

13

состояние работоспособное

14

состояние системы железнодорожной автоматики и телемеханики защитное

132

состояние системы железнодорожной автоматики и телемеханики опасное

131

состояние техническое

21

состояние частично работоспособное

17

сохраняемость

6

сохраняемость железнодорожной техники

6

срок службы

96

срок службы гамма-процентный

101

срок службы железнодорожной техники

96

срок службы железнодорожной техники гамма-процентный

101

срок службы железнодорожной техники назначенный

97

срок службы железнодорожной техники назначенный продленный

98

срок службы железнодорожной техники остаточный

99

срок службы железнодорожной техники средний

100

срок службы назначенный

97

срок службы назначенный продленный

98

срок службы остаточный

99

срок службы средний

100

срок сохраняемости

108

срок сохраняемости гамма-процентный

109

срок сохраняемости железнодорожной техники

108

срок сохраняемости железнодорожной техники гамма-процентный

109

срок сохраняемости железнодорожной техники средний

110

срок сохраняемости средний

110

схема надежности структурная

61

схема надежности железнодорожной техники структурная

61

техника железнодорожная

1

трудоемкость планового ремонта железнодорожной техники суммарная средняя

91

трудоемкость планового ремонта железнодорожной техники суммарная удельная

93

трудоемкость планового ремонта суммарная средняя

91

трудоемкость планового ремонта суммарная удельная

93

трудоемкость планово-предупредительного технического обслуживания железнодорожной техники суммарная средняя

90

трудоемкость планово-предупредительного технического обслуживания железнодорожной техники суммарная удельная

92

трудоемкость планово-предупредительного технического обслуживания суммарная средняя

90

трудоемкость планово-предупредительного технического обслуживания суммарная удельная

92

трудоемкость ремонта

88

трудоемкость ремонта железнодорожной техники

88

трудоемкость ремонта железнодорожной техники средняя

89

трудоемкость ремонта средняя

89

трудоемкость технического обслуживания

86

трудоемкость технического обслуживания железнодорожной техники

86

трудоемкость технического обслуживания железнодорожной техники средняя

87

трудоемкость технического обслуживания средняя

87

 

 

Алфавитный указатель терминов на английском языке

 

active redundancy

53

actual railway section operating instantaneous availability

120

allocation of dependability requirements

50

apportionment of dependability requirements

50

assigned lifetime

97

assigned operating lifetime

103

availability

7

bit error ratio

141

blocking pause

94

blocking pause adequacy ratio

95

condition based repair

42

condition based servicing

35

damage

24

damage (in railway telecommunication system)

142

defect

25

dependability

2

dependability analysis

48

dependability measure

10

dependability specification

49

dependability verification

51

disabled state

15

down state ratio

116

durability

5

early failure period

66

effectiveness retention ratio

115

error

29

event tree analysis

60

extended assigned lifetime

98

extended assigned operating lifetime

104

failure

22

failure criterion

23

failure intensity

73

failure mode

26

failure modes and effects analysis

57

failure modes, effects and criticality analysis

58

failure probability

68

failure rate

72

fault

12

fault tolerance

9

fault tree analysis

59

faulty state

12

fleet

143

fleet availability

145

fleet technical state

144

gamma-percentile lifetime

101

gamma-percentile operating lifetime

107

gamma-percentile operating time to failure

70

gamma-percentile storage time

109

good state

11

hazardous failure

27

hazardous state

20

incident (of railway telecommunication)

139

instantaneous availability

111

instantaneous restoration rate

80

instantaneous unavailability

112

interruption

28

lifetime

96

limiting state

18

limiting state criterion

19

maintainability

4

maintenance

30

maintenance time

77

mean control time

85

mean down-time

76

mean lifetime

100

mean operating lifetime

106

mean operating time between failures

71

mean operating time between preventive servicing

74

mean operating time between scheduled repair

74

mean operating time to failure

69

mean repair man-hours

89

mean repair time

84

mean servicing man-hours

89

mean servicing time

82

mean storage time

110

mean summarized preventive servicing man-hours

90

mean summarized scheduled repair man-hours

91

mean time to restoration

79

off-site repair

38

off-site servicing

38

on-site repair

44

on-site servicing

37

operating instantaneous availability

113

operating lifetime

102

operating time

63

operating time between failures

65

operating time to failure

64

operational dependability

8

partial up state

17

planned railway section operating instantaneous availability

119

pre-failure state

13

prediction

55

preventive (scheduled) servicing

34

problem (of railway telecommunication)

140

railway automation and remote control system dangerous failure

134

railway automation and remote control system dangerous state

131

railway automation and remote control system protective failure

133

railway automation and remote control system protective state

132

railway power-supply system dependability

135

railway power-supply system failure

136

railway section instantaneous availability

117

railway section operating instantaneous availability

118

railway technics

1

railway track complete failure

130

railway track damage

127

railway track defect

128

railway track disabled state

126

railway track faulty state

123

railway track good state

122

railway track partial failure

129

railway track partial up state

125

railway track up state

124

railway traction system forced mode of operation

138

railway traction system normal mode of operation

137

redundancy

52

reliability

3

reliability block diagram

61

reliability function

67

reliability model

56

repair

39

repair man-hours

88

repair time

81

residual lifetime

99

residual operating lifetime

105

restoration

31

restoration rate

80

servicing

32

servicing man-hours

86

servicing time

81

scheduled repair

41

scheduled servicing

34

specific summarized preventive servicing man-hours

92

specific summarized scheduled repair man-hours

93

standby redundancy

54

state-transition diagram

62

steady-state availability ratio

114

storability

6

storability time

108

technical state

21

time to restoration

78

train mean down-time

121

type of repair

40

type of servicing

33

unit quick-detachability

47

unit service accessibility

46

unscheduled repair

43

unscheduled servicing

36

up state

14

 

Принято

протоколом Межгосударственного

совета по стандартизации,

метрологии и сертификации

от 18 июня 2015 г. N 47-2015

 

ИЗМЕНЕНИЕ N 1 ГОСТ 32192-2013

"НАДЕЖНОСТЬ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТЕХНИКЕ. ОСНОВНЫЕ

ПОНЯТИЯ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ"

 

МКС 01.040.45

 

Принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 47-2015 от 18.06.2015)

Зарегистрировано Бюро по стандартам МГС N 11055

За принятие изменения проголосовали национальные органы по стандартизации следующих государств: AM, BY, KZ, KG, RU [коды альфа-2 по МК (ИСО 3166) 004]

Дату введения в действие настоящего изменения устанавливают указанные национальные органы по стандартизации <*>

--------------------------------

<*> Дата введения в действие на территории Российской Федерации - 2016-01-01.

 

Введение. Девятый абзац исключить.

Раздел 2. Статьи 13, 16 исключить;

дополнить статьей - 17а (после статьи 17):

 

"17а. предотказное состояние (железнодорожной техники): Работоспособное состояние, при котором значение параметра (параметров) железнодорожной техники, характеризующего (характеризующих) возникновение ее отказа, приближается к границам установленного допуска с такой скоростью, что железнодорожная техника может перейти в неработоспособное состояние до проведения следующего контроля, технического обслуживания или ремонта.";             pre-failure state

 

статью 30 изложить в новой редакции:

 

"30. техническое содержание (железнодорожной техники): Совокупность работ по техническому обслуживанию и ремонту железнодорожной техники.

Примечание - Пояснение к термину приведено в приложении А.";      maintenance

 

статьи 49, 50, 52, 53, 54, 57, 58, 59, 60, 62. Заменить слова (пометы): "(в железнодорожной технике)" на "(в железнодорожной технике)";

статья 95. Заменить слова (помету): "(для железнодорожной техники)" на "(для железнодорожной техники)";

статью 97 изложить в новой редакции:

 

"97. назначенный срок службы (железнодорожной техники): Календарная продолжительность эксплуатации железнодорожной техники, установленная в нормативной или технической документации, при достижении которой эксплуатация железнодорожной техники должна быть прекращена независимо от ее технического состояния, если не было принято решение о возможности ее дальнейшего использования.

Примечание - Пояснение к термину приведено в приложении А.";      assigned lifetime

 

дополнить статьей - 97а (после статьи 97):

 

"97а. рекомендуемый срок службы (железнодорожной техники): Календарная продолжительность эксплуатации железнодорожной техники, установленная в технической документации, при достижении которой решение о дальнейшем использовании железнодорожной техники принимают на основе оценки ее технического состояния и оценки рисков.

Примечание - Пояснение к термину приведено в приложении А.";      recommended lifetime

 

статьи 98, 103 изложить в новой редакции:

 

"98. продленный срок службы (железнодорожной техники): Календарная продолжительность эксплуатации железнодорожной техники от окончания назначенного срока службы или рекомендуемого срока службы до момента времени, когда должно быть принято очередное решение о возможности дальнейшего использования железнодорожной техники.

Примечание - Значение продленного срока службы устанавливают в процессе проведения процедуры продления срока службы железнодорожной техники.              extended lifetime

 

103. назначенный ресурс (железнодорожной техники): Суммарная наработка железнодорожной техники, установленная в нормативной или технической документации, при достижении которой эксплуатация железнодорожной техники должна быть прекращена независимо от ее технического состояния, если не было принято решение о возможности ее дальнейшего использования.

Примечание - Пояснение к термину приведено в приложении А.";      assigned operating lifetime

 

дополнить статьей - 103а (после статьи 103):

 

"103а. рекомендуемый ресурс (железнодорожной техники): Суммарная наработка железнодорожной техники, установленная в технической документации, при достижении которой должно быть принято решение о дальнейшем использовании железнодорожной техники на основе оценки ее технического состояния и оценки рисков.

Примечание - Пояснение к термину приведено в приложении А.";      recommended operating lifetime

 

статьи 104, 137, 138 изложить в новой редакции:

 

"104. продленный ресурс (железнодорожной техники): Суммарная наработка железнодорожной техники от окончания назначенного ресурса или рекомендуемого ресурса до момента времени, когда должно быть принято очередное решение о возможности дальнейшего использования железнодорожной техники.

Примечание - Значение продленного ресурса устанавливают в процессе проведения процедуры продления срока службы железнодорожной техники.             extended operating lifetime

 

137. нормальный режим (работы системы тягового железнодорожного электроснабжения): Режим работы системы тягового железнодорожного электроснабжения, при котором параметры всех элементов этой системы не выходят за пределы допустимых по нормам значений и система обеспечивает снабжение электрической энергией железнодорожного электроподвижного состава при расчетных параметрах движения поездов.

[ГОСТ 32895-2014, статья 233]          railway traction system normal mode of operation

 

138. вынужденный режим (работы системы тягового железнодорожного электроснабжения): Режим работы системы тягового железнодорожного электроснабжения при отключении элемента или элементов этой системы, обеспечивающийся за счет заложенного в ней резерва, допускающий временное ограничение размеров движения железнодорожного электроподвижного состава и ухудшение основных показателей, характеризующих работу системы тягового электроснабжения, без выхода этих показателей за предельно допускаемые значения по нормам.

[ГОСТ 32895-2014, статья 234]          railway traction system forced mode of operation

                ";

 

статьи 139, 140 исключить.

Приложение А дополнить абзацами (перед наименованием "К терминам "исправное состояние железнодорожного пути" (122), "неисправное состояние железнодорожного пути" (123), "работоспособное состояние железнодорожного пути" (124), "частично работоспособное состояние железнодорожного пути" (125), "неработоспособное состояние железнодорожного пути" (126)"):

"К терминам "назначенный срок службы (железнодорожной техники)" (97), "рекомендуемый срок службы (железнодорожной техники)" (97а), "назначенный ресурс (железнодорожной техники)" (103), "рекомендуемый ресурс (железнодорожной техники)" (103а)

 

Показатель "назначенный срок службы" ("назначенный ресурс") характеризует календарную продолжительность эксплуатации (суммарную наработку) железнодорожной техники, в течение которой она должна выполнять предусмотренные техническими требованиями функции с заданной эффективностью при установленных в нормативной и (или) технической документации условиях применения, технического содержания, хранения и транспортирования.

Показатели "назначенный срок службы" и "назначенный ресурс" устанавливает изготовитель железнодорожной техники на основе результатов проведенных испытаний на надежность (а именно, ресурсных испытаний для определения показателей долговечности).

Показатели "рекомендуемый срок службы" и "рекомендуемый ресурс" также устанавливает изготовитель железнодорожной техники, но с использованием методов моделирования, расчетно-экспериментальных и расчетных методов определения надежности или методов экспертных оценок.

Показатели "назначенный срок службы", "рекомендуемый срок службы", "назначенный ресурс" и "рекомендуемый ресурс" могут представлять собой интервальные оценки срока службы и ресурса железнодорожной техники. Величина интервала значений срока службы или ресурса определяется доверительной вероятностью. Показатели "рекомендуемый срок службы" и "рекомендуемый ресурс" целесообразно устанавливать в технических условиях при недостаточном объеме исходных данных (например, когда невозможно провести ресурсные испытания или их проведение экономически нецелесообразно)".

Приложение Б. Таблица Б.1. Раздел "Показатели долговечности" после строки "Гамма-процентный ресурс" дополнить строками:

 

Наименование показателя

Условное обозначение

Размерность

Назначенный срок службы

Tсл назн

год (месяц)

Назначенный ресурс

Tр назн

единицы измерения наработки

Рекомендуемый срок службы

Tсл рек

год (месяц)

Рекомендуемый ресурс

Tр рек

единицы измерения наработки

Продленный срок службы

Tсл продл

год (месяц)

Продленный ресурс

Tр продл

единицы измерения наработки

 

Алфавитный указатель терминов на русском языке дополнить наименованиями терминов (в алфавитном порядке):

 

"ресурс железнодорожной техники рекомендуемый

103а

ресурс рекомендуемый

103а

срок службы железнодорожной техники рекомендуемый

97а

срок службы рекомендуемый

97а";

 

термины 104, 98 изложить в новой редакции:

 

"ресурс продленный

104

срок службы продленный

98";

 

заменить номер термина: 13 на 17а (2 раза).

Алфавитный указатель терминов на английском языке дополнить наименованиями терминов:

 

"recommended lifetime

97а

recommended operating lifetime

103а";

 

термины 98, 104 изложить в новой редакции:

 

"extended lifetime

98

extended operating lifetime

104";

 

для термина "pre-failure state" заменить номер: 13 на 17а.

 

ГОСТ 32192-2013 Надежность в железнодорожной технике. Основные понятия. Термины и определения

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования