|
ГОСТ 305-82 Топливо дизельное. Технические условия
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Diesel fuel. Specifications
ГОСТ 305-82
Утратил силу. См. ГОСТ 305-2013 Топливо дизельное. Технические условия
(в ред. Изменения N 1, утв. в апреле 1983 г., Изменения N 2, утв. в июне 1987 г., Изменения N 3, утв. в июне 1989 г., Изменения N 4, утв. в декабре 1989 г., Изменения N 5, утв. в июле 1990 г., Изменения N 6, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.09.2008 N 207-ст, Изменения N 7, утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1177-ст, Изменения N 8, утв. Приказом Росстандарта от 16.09.2011 N 305-ст)
Группа Б13
МКС 75.160.20; ОКП 02 5102
Дата введения 1 января 1983 года
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
Утратил силу. См. ГОСТ 305-2013 Топливо дизельное. Технические условия
1. Разработан и внесен Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР. Разработчики: Т.Х. Мелик-Ахназаров, Е.М. Серегин, Б.А. Энглин, В.С. Азев, О.П. Наметкин, Т.Н. Митусова, А.А. Кукушкин, С.А. Бнатов, Ф.В. Туровский. 2. Утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31.03.1982 N 1386. 3. Взамен ГОСТ 305-73 и ГОСТ 4749-73. 4. Ссылочные нормативно-технические документы.
---------------------------------------+-------------------------- Обозначение НТД, на который дана ссылка| Номер пункта ---------------------------------------+-------------------------- ГОСТ 33-2000 | 2.2 ГОСТ 1461-75 | 2.2 ГОСТ 1510-84 | 6.1 ГОСТ 2070-82 | 2.2 ГОСТ 2177-99 | 2.2 ГОСТ 2477-65 | 2.2 ГОСТ 2517-85 | 4.2, 5.1 ГОСТ 2667-82 | 2.2 ГОСТ 3122-67 | 2.2 ГОСТ 3900-85 | 2.2 ГОСТ 5066-91 | 2.2 ГОСТ 5985-79 | 2.2 ГОСТ 6307-75 | 2.2 ГОСТ 6321-92 | 2.2 ГОСТ 6356-75 | 2.2 ГОСТ 6370-83 | 2.2 ГОСТ 8489-85 | 2.2 ГОСТ 16350-80 | 2.2 ГОСТ 17323-71 | 2.2 ГОСТ 19006-73 | 2.2 ГОСТ 19121-73 | 2.2 ГОСТ 19932-99 | 2.2 ГОСТ 20287-91 | 2.2, 5.2 ГОСТ 22254-92 | 2.2 ГОСТ Р ИСО 12156-1-2006 | 2.2 ГОСТ Р 51947-2002 | 2.2 ГОСТ Р 52709-2007 | 2.2, 5.3 ГОСТ Р 54283-2010 | 4.1 ГОСТ Р ЕН ИСО 2719-2008 | 2.2 ГОСТ Р ЕН ИСО 3405-2007 | 2.2
5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 4-93 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94). 6. Издание с Изменениями 1, 2, 3, 4, 5, утвержденными в апреле 1983 г., июне 1987 г., июне 1989 г., декабре 1989 г. и июле 1990 г. (ИУС 7-83, 11-87, 11-89, 4-90, 11-90). Переиздание (по состоянию на август 2008 г.).
Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники, получаемое при переработке нефтей и газовых конденсатов, а также для поставок для экспорта. Топливо может содержать присадки, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений. Дизельное топливо вида I выпускают в оборот для поставки на экспорт, для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу и для судовой техники.
1. МАРКИ
1.1. В зависимости от условий применения устанавливаются три марки дизельного топлива: Л (летнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0 °C и выше; З (зимнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 °C и выше (температура застывания топлива не выше минус 35 °C) и минус 30 °C и выше (температура застывания топлива не выше минус 45 °C); А (арктическое) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50 °C и выше. (Измененная редакция, Изм. N 4, 5). 1.2. Исключен с 1 января 2009 года. - Изменение N 6, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.09.2008 N 207-ст. 1.3. Коды ОКП дизельного топлива приведены в табл. 1.
Таблица 1
(таблица 1 в ред. Изменения N 8, утв. Приказом Росстандарта от 16.09.2011 N 305-ст)
+-----------------+----------------------------------------------+ | Марка топлива
| ОКП для топлива | |
| вид I | вид II | | Л
| 02 5131 | 02 5153 | | З
| 02 5132 | 02 5152 | | А
| 02 5133 | 02 5151 | | Примечание. При
поставке дизельного топлива для судовой|
1.4. В условное обозначение топлива марки Л должны входить массовая доля серы и температура вспышки, топлива марки З - массовая доля серы и температура застывания, топлива марки А - массовая доля серы.
Топливо летнее с массовой долей серы до 0,2% (0,05%) и температурой вспышки 40 °С: Топливо дизельное Л-0,2-40 ГОСТ 305-82, Топливо дизельное Л-0,05-40 ГОСТ 305-82. Топливо зимнее с массовой долей серы до 0,2% (0,05%) и температурой застывания минус 35 °С: Топливо дизельное З-0,2-минус 35 ГОСТ 305-82, Топливо дизельное З-0,05-минус 35 ГОСТ 305-82. Топливо арктическое с массовой долей серы до 0,2% (0,05%): Топливо арктическое А-0,2 ГОСТ 305-82, Топливо арктическое А-0,05 ГОСТ 305-82.
Разд. 1. (Измененная редакция, Изм. N 4).
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Дизельное топливо должно быть изготовлено в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, утвержденной в установленном порядке. 2.2. По физико-химическим показателям топливо должно соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 2.
Таблица 2
------------------------------+-----------------------------+-------------- Наименование показателя | Норма для марки | Метод +---------+---------+---------+ испытания
| Л | З | А | 1. Цетановое число, не менее | 45 | 45 | 45 | По ГОСТ Р | | | |52709 или | | | |ГОСТ 3122 <*> (в ред. Изменения N 6, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.09.2008 N 207-ст, Изменения N 7, утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1177-ст) 2. Фракционный состав: | | | | По ГОСТ Р ЕН 50% перегоняется при | 280 | 280 | 255 |ИСО 3405 или температуре, °C, не выше | | | |ГОСТ 2177 95% перегоняется
при | 360 | 360 | 330 | N 1177-ст, Изменения N 8, утв. Приказом Росстандарта от 16.09.2011 N 305-ст) 3. Кинематическая вязкость |3,0 - 6,0|1,8 - 5,0|1,5 - 4,0| По ГОСТ 33 при 20 °C, мм2/с (сСт)
| | | | °C, не выше, для | | | |с дополнением климатической зоны: | | | |по п. 5.2 умеренной | -10 | -35 | - |настоящего холодной | - | -45 | -55 |стандарта 5. Температура помутнения, | | | | По ГОСТ 5066 °C, не выше, для | | | |(второй климатической зоны: | | | |метод)
умеренной | -5 | -25 | - | определяемая в закрытом | | | |ИСО 2719 или тигле, °C, не ниже: | | | |ГОСТ 6356 для тепловозных и
судовых | 62 | 40 | 35 | N 1177-ст, Изменения N 8, утв. Приказом Росстандарта от 16.09.2011 N 305-ст) 7. Массовая доля серы, %, | | | | По не более: | | | |ГОСТ Р 51947 вида I | 0,20 | 0,20 | 0,20 |или ГОСТ 19121 вида
II | 0,50 | 0,50 | 0,50 | N 207-ст, Изменения N 7, утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1177-ст) 8. Массовая доля меркаптано- | 0,01 | 0,01 | 0,01 | По ГОСТ 17323 вой серы, %, не
более | | | | 10. Испытание на медной | Выдерживает | По ГОСТ 6321
пластинке | | мых кислот и
щелочей | | смол, мг на 100 см3
топлива, | | | | на 100 см3 топлива,
не более | | | | на 100 г топлива,
не более | | | | 16. Коксуемость, 10%-ного | 0,20 | 0,30 | 0,30 | По ГОСТ 19932 остатка, %, не
более | | | | фильтруемости, не
более | | | |
примесей | | 20. Плотность при 20 °C, | 860 | 840 | 830 | По ГОСТ 3900 кг/м3, не
более | | | | фильтруемости, °C,
не выше, | | | | 23.09.2008 N 207-ст)
-------------------------------- <*> На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52709-2007 "Топливо дизельное. Определение цетанового числа".
Примечания. 1. Допускается вырабатывать и поставлять топливо марок А и З с температурой застывания минус 45 °C и цетановым числом не менее 40 только для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу продукции. 2. Топливо марки З с цетановым числом не менее 45 по требованию потребителей допускается вырабатывать с температурой застывания не выше минус 40 °C. 3. Дизельное топливо вида II с массовой долей серы не более 0,05% вырабатывается и поставляется до 31.12.2012, при этом смазывающая способность (скорректированный диаметр пятна износа при температуре 60 °C) по ГОСТ Р ИСО 12156-1 должна быть не более 460 мкм. Абзац исключен с 1 марта 2012 года. - Изменение N 8, утв. Приказом Росстандарта от 16.09.2011 N 305-ст. 4. Исключено с 1 января 2009 года. - Изменение N 6, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.09.2008 N 207-ст. 5. Для дизельных топлив марок З и А, вырабатываемых из бакинских нефтей, допускается зольность не более 0,02% (кроме топлив, предназначенных для газовых турбин) и концентрация фактических смол не более 60 мг на 100 см3 топлива. 6. В дизельном топливе всех марок после пяти лет хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг KOH и концентрации фактических смол на 10 мг на 100 см3 топлива. 7. Исключено с 1 января 2009 года. - Изменение N 6, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.09.2008 N 207-ст. 8. По согласованию с потребителем допускается выработка и применение топлива марки Л с температурой застывания не выше 0 °C (без определения температуры помутнения) и содержанием воды не более "следы" (для топлива высшего сорта - отсутствие) при минимальной температуре воздуха (на месте применения топлива) не ниже 5 °C. 9. Для дизельных топлив из сахалинских, троицко-анастасьевской, а также из смеси троицко-анастасьевской и казахстанских нефтей устанавливается норма по плотности для марки Л не более 875 кг/м3, для марок З и А - не более 860 кг/м3. 10. Исключено с 1 января 2009 года. - Изменение N 6, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.09.2008 N 207-ст. 11. Исключено с 1 января 2009 года. - Изменение N 6, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.09.2008 N 207-ст. (Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3, 4, 5). 12. Для дизельного топлива марки Л, вырабатываемого из газовых конденсатов, допускается кинематическая вязкость (2,0 - 6,0) мм2/с.
2.3. Дизельное топливо может содержать красители (кроме зеленого и голубого цветов) и вещества-метки. 2.4. Дизельное топливо не должно содержать металлосодержащие присадки.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1. Дизельное топливо представляет собой горючую жидкость. Взрывоопасная концентрация его паров и смеси с воздухом составляет 2 - 3% (по объему). Температура самовоспламенения топлива марки Л - 300 °C, марки З - 310 °C, марки А - 330 °C; температурные пределы воспламенения для марок: Л - нижний 69 °C, верхний 119 °C; З - " 62 °C, " 105 °C; А - " 57 °C, " 100 °C. Температура вспышки для марок: Л - выше 40 °C, З - выше 30 °C, А - выше 30 °C - топлив для дизелей общего назначения и соответственно: Л - выше 61 °C, З - выше 40 °C, А - выше 35 °C - топлив для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин. Предельно допустимая концентрация паров топлива в воздухе рабочей зоны 300 мг/м3. Дизельное топливо относится к малотоксичным веществам 4-го класса опасности. Топливо раздражает слизистую оболочку и кожу человека. 3.2. Оборудование, аппараты слива и налива с целью исключения попадания паров топлива в воздушную среду рабочего помещения должны быть герметизированы. 3.3. В помещениях для хранения и эксплуатации дизельного топлива запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении. 3.4. При работе с топливом не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру. При загорании топлива применимы следующие средства пожаротушения: распыленная вода, пена, при объемном тушении - углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и перегретый пар. 3.5. При разливе топлива необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой, а при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением. 3.6. При отборе проб, проведении анализа и обращении в процессе транспортных и производственных операций с топливом применяются индивидуальные средства защиты согласно типовым нормам, утвержденным Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС. 3.7. Емкости, в которых хранится и транспортируется топливо, а также трубопроводы должны быть защищены от статического электричества.
4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
4.1. Дизельное топливо принимают партиями. Партией считают любое количество однородного по своим показателям качества топлива, сопровождаемое паспортом. Паспорт должен соответствовать требованиям технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 118, и настоящего стандарта. При реализации продукции продавец по требованию покупателя обязан предоставить ему паспорт продукции, а также другие документы, содержащие: наименование продукции и ее целевое назначение; информацию о документах, содержащих нормы, которым соответствует данная продукция; наименование изготовителя, его местонахождение, страну происхождения продукции, наименование и местонахождение (адрес, телефон) продавца; номер партии продукции, поставленной для реализации; массу нетто продукции в таре; сведения о наличии (наименование, содержание и свойства) присадок, добавленных в продукцию, или об отсутствии присадок; знаки опасности продукции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области пожарной, экологической, а также биологической безопасности; сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии; сведения по безопасному хранению, транспортированию, реализации, применению и утилизации продукции. Изготовитель (продавец) дизельного топлива, поступающего на реализацию, обязан в информационных материалах, размещенных в доступных для потребителя местах, указывать наименование и марку продукции, экологический класс автомобильной техники, для которой дизельное топливо рекомендовано. В паспорте на продукцию изготовитель и (или) продавец дизельного топлива после обозначения марки дизельного топлива с массовой долей серы 0,05% в соответствии с ГОСТ Р 54283 указывает: "(ДТ-2). 4.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517. 4.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы от удвоенной выборки. Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию. 4.4. Исключен с 1 января 2009 года. - Изменение N 6, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.09.2008 N 207-ст.
5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
5.1. Пробы дизельного топлива отбирают по ГОСТ 2517. Масса объединенной пробы - 2 дм3 топлива. 5.2. Температуру застывания дизельного топлива определяют по ГОСТ 20287 без предварительного и последующего подогрева топлива до 50 °C. 5.3. В случае разногласий арбитражным методом испытаний качества топлива устанавливается метод, указанный в таблице 2 первым.
6. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ
6.1. Упаковка, маркировка, хранение и транспортирование дизельного топлива - по ГОСТ 1510. Абзац исключен с 1 января 2009 года. - Изменение N 6, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.09.2008 N 207-ст. (Измененная редакция, Изм. N 4).
7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
7.1. Изготовитель гарантирует соответствие дизельного топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения. 7.2. Гарантийный срок хранения дизельного топлива - 5 лет со дня изготовления.
ГОСТ 305-82 Топливо дизельное. Технические условия
|