|
Приказ Минтранса РФ от 30 ноября 1995 г. N ДВ-130 О введении в действие Положения о порядке принятия на эксплуатацию, организации и обеспечения технического обслуживания и контроля за поддержанием летной годности воздушных судов иностранного производства в авиапредприятиях России
(в ред. Приказа Федеральной авиационной службы России от 01.12.1998 N 345)
В целях упорядочения эксплуатации ВС иностранного производства и повышения безопасности полетов приказываю: 1. Ввести в действие с 01.11.95 "Положение о порядке принятия на эксплуатацию, организации и обеспечения технического обслуживания и контроля за поддержанием летной годности воздушных судов иностранного производства в авиапредприятиях России" (Приложение). 2. Руководителям авиакомпаний, авиапредприятий, эксплуатирующих воздушные суда зарубежного производства: 2.1. Данное Положение изучить с летным и техническим составом авиакомпаний, авиапредприятий и организаций воздушного транспорта. 2.2. Привести в соответствие с требованиями данного Положения систему поддержания летной годности ВС. 3. Считать утратившим силу раздел 9.6 главы 9 НТЭРАТ ГА-93. 4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя директора ДВТ В.В. Горлова.
Директор Департамента В.В.ЗАМОТИН
Приложение
Утверждено Приказом Минтранса России от 30 ноября 1995 г. N ДВ-130
Положение о порядке принятия на эксплуатацию, организации и обеспечения технического обслуживания и контроля за поддержанием летной годности воздушных судов иностранного производства в авиапредприятиях России
(в ред. Приказа Федеральной авиационной службы России от 01.12.1998 N 345)
Введение
В соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями документов ИКАО каждый эксплуатант воздушных судов (ВС) - их собственник (владелец) или арендатор, выполняющий коммерческие перевозки или авиаработы, должен обеспечивать поддержание летной годности ВС, безопасность и регулярность полетов. В настоящее время многие государственные и коммерческие Авиакомпании России эксплуатируют не только воздушные суда производства России и стран СНГ, но и ориентируются на использование воздушных судов иностранного производства. В данном документе под воздушными судами иностранного производства понимаются ВС, изготовленные и изготовляемые в США, Великобритании, Франции и других западных государствах, а также изготавливаемые в других, кроме России, странах СНГ с 1992 года. Условно к ВС иностранного производства не относятся самолеты Ан-2 и вертолеты Ми-2. Вопросы поддержания летной годности ВС отечественного производства оговорены в Наставлении по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники - НТЭРАТ ГА и других нормативных документах Департамента воздушного транспорта Минтранса РФ (в последующем тексте - ДВТ) по эксплуатации ВС. Настоящий документ определяет основные положения в области организации и обеспечения технического обслуживания, поддержания летной годности ВС, которые должны безусловно выполняться всеми Авиакомпаниями и авиапредприятиями России при эксплуатации ими ВС иностранного производства. Настоящее Положение разработано на основании Воздушного кодекса, а также положений Чикагской конвенции о международной гражданской авиации, ИКАО, 1944 г., и приложений к ней и других документов ИКАО по использованию авиаперевозчиками воздушных судов производства других стран. На основании требований положения 6 к Конвенции о международной гражданской авиации эксплуатант должен представлять подробные сведения об организационной структуре, методике управления и контроля за производством полетов, программе подготовки и системе технического обслуживания. Эксплуатант должен представлять соответствующие материалы в виде Руководства по техническому обслуживанию. Эксплуатант обязан обеспечивать безопасность при производстве полетов и соблюдения законов или правил, вводимых государством эксплуатанта. Эти законы и правила сами по себе не содержат необходимых всеобъемлющих и подробных инструкций для эксплуатанта. Поэтому за разработку подробных инструкций по эксплуатации, необходимых для выполнения безопасных, регулярных и эффективных полетов, отвечает сам эксплуатант. Такая инструкция по эксплуатации не должна противоречить законам и правилам государства эксплуатанта или тех государств, в которые или над которыми выполняются полеты, и соответствовать правилам поддержания летной годности ВС страны эксплуатанта и страны регистрации воздушных судов, предусмотренные ДОС 9389-AN 919 и ДОС 9388-AN 918.
1. Общие положения
1.1. Воздушные суда иностранного производства могут быть получены Авиакомпаниями путем: - приобретения в собственность; - лизинга с последующим выкупом; - аренды на ограниченное время с экипажами либо без экипажей; - совместного использования с другой Авиакомпанией (обмена ВС). 1.2. Каждому из указанных вариантов получения ВС присущи свои особенности в отношении: - регистрации ВС и выдачи свидетельства о регистрации; - ответственности за поддержание летной годности ВС; - организации, оснащения и обеспечения технического обслуживания ВС. 1.3. В соответствии с положениями международного права каждое воздушное судно должно быть зарегистрировано в том или ином государстве и каждое государство обязано вести Реестр воздушных судов. Статья 19 Конвенции устанавливает, что регистрация ВС производится в соответствии с законами данного государства. Не может считаться действительной регистрация ВС более чем в одном государстве, но его регистрация может переходить от одного государства к другому. 1.4. При получении российскими эксплуатантами воздушного судна иностранного производства одним из перечисленных в п. 1.1 путей прежде всего требуется определить, какое государство несет ответственность за организацию контроля безопасной эксплуатации ВС, поддержания их летной годности и, соответственно, правила эксплуатации ВС какого из государств должны применяться. Если ВС остается в реестре государства экспортера, то это отражается в соглашении, заключаемом между Департаментом воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, Авиарегистром и авиационными властями государства экспортера. 1.4.1. Приобретение ВС в собственность. В этом случае ВС должно быть зарегистрировано в Реестре гражданских воздушных судов РФ и ответственность за его безопасную эксплуатацию возлагается на ДВТ. В этом случае единого соглашения сторон, указанных в п. 1.4, может не быть. Однако обязательным является соглашение об ответственности за безопасность эксплуатации между ДВТ, Авиарегистром МАК и авиационными властями государства экспортера и наличие документа гарантии изготовителя АТ в части информационного обеспечения и сопровождения эксплуатации. 1.4.2. Аренда на ограниченное время. 1.4.2.1. Аренда ВС без экипажа. В этом случае требуется либо внесение ВС в государственный Реестр гражданских ВС РФ, либо согласие государства регистрации на передачу ДВТ всех или части своих функций по обеспечению безопасной эксплуатации ВС, как это предусмотрено Чикагской конвенцией. 1.4.2.2. Аренда ВС с экипажем. Так как согласно законодательству Российской Федерации в состав экипажей ВС могут входить только граждане РФ, то для использования в российской Авиакомпании иностранных экипажей нужно иметь разрешение Правительства РФ. ВС остается зарегистрированным в Реестре государства арендодателя или иного государства, которое имеет достаточный опыт эксплуатации ВС данного типа. Ответственность за летную годность несет государство регистрации. Однако эксплуатант обязан выполнять все требования ДВТ и РУВТ.
2. Предварительное изучение ВС. Распределение работ по техническому обслуживанию ВС между собственной службой и сторонними Организациями по ТОиР. Документация на ТО
2.1. До получения на эксплуатацию в российскую Авиакомпанию воздушного судна иностранного производства руководители и ведущие специалисты инженерно-авиационной и других служб Авиакомпании должны провести предварительное изучение как летных и коммерческих характеристик, так и характеристик, относящихся к технической эксплуатации ВС: а) концепцию технического обслуживания и ремонта ВС данного типа; б) ресурсы и сроки службы до списания и до ремонта планера ВС, двигателей, компонентов с ограниченными ресурсами; в) особые конструктивные решения, материалы и технологические процессы, использованные при создании ВС и его компонентов; г) программу обеспечения надежности, предусмотренные технической документацией виды и формы технического обслуживания и ремонта ВС и его компонентов, периодичность их выполнения, трудоемкость и продолжительность ТО по каждой форме обслуживания; д) требования к условиям проведения технического обслуживания, к оснащению, оборудованию для ТО, инструменту и т.п.; е) требования к подготовке инженерно-технического персонала по ТО и ремонту данного типа ВС; ж) вопросы поддержания летной годности при эксплуатации ВС; з) необходимую номенклатуру и объем поставки запасных частей, расходных материалов и т.п. 2.2. После предварительной оценки видов и объемов предстоящих работ и условий проведения технического обслуживания принимается решение о распределении работ ТО между собственной инженерно-авиационной службой и сторонними Организациями по ТОиР. При этом следует иметь в виду, что в связи с отсутствием в России в настоящее время технических баз для выполнения на ВС иностранного производства трудоемких форм периодического ТО эти обслуживания в течение некоторого периода будут выполняться по договору с зарубежными Организациями по ТОиР, имеющими соответствующую производственную базу, персонал, а также опыт выполнения таких работ и одобренными ДВТ. Порядок одобрения ДВТ зарубежных Организаций по ТОиР для технического обслуживания российских ВС иностранного производства изложен в разделе 7 настоящего Положения. 2.3. Работы оперативных форм ТО могут выполняться как собственными силами, так и силами сторонней Организации по ТО. 2.4. При решении вопроса о распределении работ по ТО согласно п. 2.2 необходимо учитывать экономические факторы: стоимость переучивания своих специалистов в зарубежных Обучающих организациях, расходы на одобрение Обучающих организаций и Организаций по ТОиР ДВТ, расценки сторонних Организаций по ТО и т.п. 2.5. До начала эксплуатации ВС иностранного производства необходимо определить и согласовать с ДВТ порядок ведения документации на их ТО, учитывая следующие положения: а) поскольку воздушное судно эксплуатируется в российской Авиакомпании, желательно, чтобы вся производственная документация заполнялась на русском языке и по установленным ДВТ формам. Это правило необходимо выполнять в отношении ВС иностранного производства, зарегистрированного в РФ; б) однако, если ВС получено Авиакомпанией на основе аренды и не вносится в Реестр гражданских ВС РФ и его техническое обслуживание производится по документации, одобренной авиационными властями государства регистрации или государства, ответственного за типовую конструкцию, то допускается ведение производственной документации по формам и на языке этого государства. В таких случаях Авиакомпания должна представить в ДВТ русский вариант производственной документации на ТО с образцом ее заполнения; в) при обслуживании ВС по договорам в зарубежных Организациях по ТОиР договор на техническое обслуживание ВС, а также акты приема-передачи ВС должны оформляться на двух языках: русском и на рабочем языке организации - исполнителя работ; г) эксплуатационно-техническая документация, предоставляемая организацией, ответственной за типовую конструкцию ВС, как правило, выпускается на языке государства разработчика ВС, однако желательно, чтобы российская Авиакомпания имела эту документацию на русском языке. В этом случае адекватность перевода должна быть подтверждена фирмой - изготовителем ВС или разработчиком документации.
3. Подготовка инженерно-технического персонала Авиакомпании для эксплуатации ВС иностранного производства
3.1. Для обеспечения технического обслуживания ВС иностранного производства, используемых российской Авиакомпанией, инженерно-технический персонал этой Авиакомпании, в соответствии с нормативными документами ИКАО и Минтранса России, Департамента воздушного транспорта, должен быть подготовлен и допущен к самостоятельному техническому обслуживанию ВС рассматриваемого типа. 3.2. Авиакомпанией должна быть рассчитана необходимая численность инженерно-технического персонала (ИТП) исходя из плана использования ВС и планируемого распределения работ ТО между собственным персоналом Авиакомпании/авиапредприятия и сторонней Организацией по ТОиР. Для определения минимальной численности ИТП при одном ВС в Авиакомпании/авиапредприятии можно использовать следующие рекомендации: а) при выполнении всех работ ТО собственными силами требуемая численность ИТП рассчитывается в соответствии с нормативными документами ДВТ; б) при выполнении собственными силами только оперативного ТО, а также для контроля за качеством выполнения и оформлением документации периодического ТО в Авиакомпании необходимо иметь: руководителя ИАС, руководителя (заместителя руководителя ИАС) по качеству, инженера-контролера по СиД, инженера-контролера по АиРЭО, техника по СиД, техника по АиРЭО, специалиста по расшифровке полетной информации, специалиста по интерьеру и буфетно-кухонному оборудованию, техника по учету, а во всех транзитных аэропортах бригады оперативного ТО из 2-х специалистов (СиД и АиРЭО) либо таких специалистов в составе технического экипажа; в) в случае выполнения всех работ ТО сторонними Организациями по ТОиР по договорам в Авиакомпании, в соответствии с Руководством по процедурам сертификации эксплуатантов ВТ в РФ (временным), введенным в действие Приказом Минтранса N 106, 1993 г. (в последующем тексте - Руководство по сертификации эксплуатантов), должно быть подразделение, осуществляющее контроль за качеством выполнения ТО и оформлением документации на него и за поддержанием летной годности ВС. Численность этого подразделения определяется с учетом количества ВС в Авиакомпании, планируемого налета часов и количества обслуживаний, а также затрат времени на выполнение этих функций и годового фонда рабочего времени каждого специалиста. 3.3. Организации, в которых производится подготовка инженерно-технического персонала, как правило, рекомендуются изготовителем ВС и должны быть сертифицированы авиационными властями государства изготовителя АТ или государства дислокации организации и одобрены ДВТ для выполнения такого обучения. Одобрение проводится по результатам аудиторской проверки Обучающей организации специалистами-экспертами ДВТ. Аудиторская проверка выполняется за счет средств эксплуатанта, владельца ВС или Обучающей организации. 3.4. В соответствии с документами ИКАО и ДВТ программы подготовки ИТП, представляемые изготовителем ВС или Обучающими организациями, должны быть согласованы с авиационными властями государства регистрации ВС и утверждены ДВТ. 3.5. Стажировка специалистов ИАС для получения допуска (сертификата) на техническое обслуживание иностранной авиационной техники проводится в зарубежных организациях по техническому обслуживанию, рекомендованных изготовителем этой техники, или в российских Организациях по ТОиР, имеющих соответствующее разрешение ДВТ. Эксплуатанты ВС заключают с такими организациями договора на проведение стажировки. Программа стажировки согласовывается с ГОУВТ. 3.6. В результате обучения и стажировки специалист ИАС должен: а) владеть языком в объеме, достаточном для работы с эксплуатационной документацией, и уметь работать с этой документацией; б) знать требования нормативных документов по технической эксплуатации ВС иностранного производства; в) знать конструкцию и правила эксплуатации рассматриваемой авиационной техники; г) знать часто встречающиеся отказы авиационной техники и уметь самостоятельно устранять их, в том числе заменой неисправных изделий, уметь проводить параметрические и геометрические регулировки систем и проверять их работоспособность; д) знать и выполнять правила ведения пономерной документации на авиационную технику и производственной документации по ее техническому обслуживанию; е) знать правила и иметь практические навыки применения оборудования для технического обслуживания АТ; ж) знать правила пользования MMEL. 3.7. В соответствии с НТЭРАТ ГА допуск к самостоятельному техническому обслуживанию инженерно-технических специалистов Авиакомпании, обученных в одобренной ДВТ Обучающей организации и завершивших программу стажировки на данный тип ВС в одной из организаций, указанных в п. 3.3, оформляется приказом руководителя Авиакомпании. Если ВС зарегистрировано в другом государстве, то процедура допуска должна быть одобрена авиационными властями этого государства или они делегируют эти права Департаменту воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации. Примечание. В случае если инженерно-технический специалист прошел ранее обучение в Обучающей организации, не имеющей одобрение ДВТ, то при отсутствии межгосударственного (межведомственного) соглашения признание ДВТ документа, подтверждающего обучение и стажировку, может быть осуществлено на основании соответствующего обращения к авиационным властям государства Обучающей организации.
3.8. Допуск иностранных специалистов, временно или постоянно принятых на работу в инженерно-авиационную службу российской Авиакомпании, к техническому обслуживанию ВС иностранного производства, эксплуатируемых в этой Авиакомпании, оформляется приказом руководителя Авиакомпании при наличии у этих специалистов: - документа о переучивании на данный тип ВС в организации, имеющей сертификат от организации, ответственной за типовую конструкцию ВС, или государства регистрации ВС на обучение персонала; - допуска к самостоятельному ТО ВС данного типа, выданного Организацией (Авиакомпанией, Организацией по ТОиР), одобренной ДВТ; - опыта работ ТО на ВС данного типа не менее 3-х лет в иностранной Организации по ТОиР, одобренной авиационными властями, государства разработчика или государства регистрации. В случае выполнения ТО ВС иностранного производства, эксплуатируемых российскими Авиакомпаниями, иностранными специалистами, состоящими в штате иностранных Организаций по ТОиР, допуск этих специалистов к ТОиР данного типа ВС проверяется при одобрении такой организации, как это указано в разделе 8.2.
4. Подготовка инспекторского персонала органов государственного управления ВТ для контроля за летной годностью ВС иностранного производства
4.1. Для контроля за поддержанием летной годности ВС иностранного производства, эксплуатируемых в российских Авиакомпаниях, в ДВТ создается система контроля, укомплектованная соответственно подготовленными специалистами. Примечание. Если такие специалисты отсутствуют или их подготовка из-за малого объема работ нецелесообразна, документы ИКАО предусматривают возможность передачи функций контроля за летной годностью ВС авиационным властям другого государства с заключением соответствующего межправительственного (межведомственного) соглашения. Однако поскольку такое решение данного вопроса представляет значительные сложности, то основным путем решения проблемы должна стать подготовка персонала Органов государственного управления воздушного транспорта России.
4.2. К специалистам государственного органа управления ВТ, подлежащим переучиванию на ВС иностранного производства, относятся: - специалисты ДВТ (ОЛЭ, ОТЭРАТ, ОГНБП и др.); - специалисты РУВТ (ОСРТОиРАТ, инспекции и др.). 4.3. При подготовке специалистов государственного органа управления ВТ они могут быть включены в состав группы инженерно-технического персонала Авиакомпании, направляемой на обучение. Количество указанных выше специалистов государственного органа управления ВТ, направляемых на переучивание в составе групп ИТП Авиакомпанией, согласовывается с заинтересованными сторонами с учетом количества самолетов соответствующего типа и количества специалистов Авиакомпаний. 4.4. Задачей подготовки специалистов государственного органа управления ВТ является формирование и поддержание у них такого уровня знаний и практических навыков по конструкции и эксплуатации авиационной техники, который должен гарантировать высококвалифицированное проведение проверок эксплуатантов и Организаций по ТОиР на предмет обеспечения ими поддержания летной годности ВС и строгого соблюдения правил и норм технической эксплуатации авиационной техники, грамотного выявления недостатков, их причин и влияния на безопасность полетов, а также разработка необходимых профилактических мероприятий. 4.5. Подготовка специалистов ИАС государственного органа управления ВТ на новую авиационную технику должна включать в себя теоретическое обучение и практическую стажировку. 4.6. Изучение конструкции и эксплуатации новой авиационной техники иностранного производства проводится на курсах, организуемых в аккредитованных зарубежных Обучающих организациях или на предприятиях промышленности - изготовителях данной авиационной техники по учебным планам и программам, согласованным с ДВТ. 4.7. Стажировка специалистов ИАС государственного органа управления по освоению навыков технического обслуживания иностранной авиационной техники проводится в зарубежных Организациях по техническому обслуживанию, одобренных авиационными властями соответствующего государства и рекомендованных предприятием - изготовителем этой техники, с которыми Авиакомпания - эксплуатант ВС данного типа заключает, по согласованию с ДВТ, соответствующие договора на проведение стажировки. 4.8. В результате обучения и стажировки специалист ИАС государственного органа управления должен: а) знать требования нормативных документов по технической эксплуатации ВС; б) знать конструкцию и правила эксплуатации иностранной авиационной техники, уметь выполнять регламентные работы в объеме оперативного обслуживания по форме Б (календарной форме ТО); в) знать часто встречающиеся отказы авиационной техники и уметь самостоятельно устранять их, в том числе заменой неисправных изделий, уметь проводить параметрические и геометрические регулировки систем и проверять их работоспособность; г) знать правила ведения пономерной документации на авиационную технику и производственной документации по ее техническому обслуживанию; д) знать правила и иметь практические навыки применения оборудования для технического обслуживания АТ; е) освоить методику проведения инспектирования инженерно-авиационной службы и контроля за поддержанием летной годности ВС иностранного производства в Авиакомпаниях РФ; ж) знать правила использования MMEL. 4.9. На основании документа об удовлетворительном завершении теоретического курса обучения и справки о прохождении стажировки со сдачей предусмотренных зачетов Руководитель государственного органа управления ВТ своим приказом допускает специалиста ИАС - сотрудника данного Органа управления ВТ - к самостоятельному техническому обслуживанию и инспектированию авиационной техники <...>. 4.10. С целью поддержания у специалистов ИАС государственного органа управления знаний иностранной авиационной техники и навыков по ее техническому обслуживанию в государственных органах управления ВТ должны планироваться и обеспечиваться: а) регулярная самоподготовка специалистов ИАС путем отработки индивидуальных заданий, планируемых, выдаваемых и контролируемых непосредственным руководителем данного специалиста (а в особых случаях - контролируемых через учебно-тренировочные центры ГА) по изучению технических описаний, инструкций, бюллетеней, материалов по отказам и неисправностям, и т.п.; б) участие специалистов ИАС в техническом обслуживании данного типа авиационной техники как в форме непосредственного выполнения работ на ней, так и в форме надзора за процессом технического обслуживания, его инспектирования или проверки. 4.11. Государственный орган управления ВТ планирует непосредственное участие своих специалистов ИАС в техническом обслуживании новой авиационной техники в авиапредприятиях России или в иностранных предприятиях (по согласованию с ними), определяя виды работ, участие в которых предусматривается для специалистов, командируемых в эти предприятия, количество специалистов, сроки проведения и продолжительность таких командировок. 4.12. При направлении специалистов ИАС государственного органа управления ВТ в командировку их руководители выдают им задание по поддержанию квалификации, где указываются виды работ, подлежащие выполнению. 4.13. Для поддержания квалификации специалистов ИАС государственного органа управления по техническому обслуживанию и надзору за поддержанием летной годности авиационной техники иностранного производства необходимо предусматривать участие этих специалистов в техническом обслуживании ВС в зарубежных и российских аэропортах или инспектирование такого обслуживания. В этих целях эксплуатант - владелец ВС, для участия в обслуживании или в инспектировании обслуживания ВС которого командируется специалист ИАС, обеспечивает пролет этого специалиста в аэропорт и берет на себя расходы, связанные с проверкой деятельности эксплуатанта, в соответствии с установленными правилами. 4.14. Затраты на подготовку на новую технику специалистов ИАС ДВТ и Региональных управлений воздушного транспорта несут эксплуатанты, производящие или осваивающие эксплуатацию этой авиационной техники, в порядке долевого участия в формировании необходимых средств. Размеры долевого участия устанавливаются по согласованию между ДВТ, заинтересованными эксплуатантами ВС и соответствующими Региональными управлениями ВТ.
5. Особенности государственной регистрации ВС
5.1. Надлежащая регистрация воздушных судов является основой безопасной эксплуатации воздушного транспорта в соответствии с гл. III Конвенции о международной гражданской авиации и приложением 7 к Конвенции. 5.2. Для внесения в государственный Реестр гражданских ВС РФ полученного Авиакомпанией воздушного судна иностранного производства Авиакомпания должна представить в ДВТ следующие документы: 1) заявление на выдачу свидетельства о государственной регистрации ВС; 2) документы, подтверждающие приобретение (получение в аренду) и прием-передачу ВС от предыдущего владельца; 3) копии сертификатов типа ВС и двигателя, выданного (признанного) Авиарегистром РФ или уполномоченным сертификационным органом РФ, с картами данных; 4) соглашение между авиационными властями государства-экспортера, ДВТ МТ РФ и Авиарегистра по определению процедур поддержания летной годности ВС и ответственности за летную годность (если оно есть); 5) документ организации, ответственной за типовую конструкцию данного типа ВС, об обеспечении эксплуатанта эксплуатационной документацией и изменениями, дополнениями к ней и Директивами летной годности; 6) экспортный сертификат (удостоверение) летной годности данного экземпляра ВС, выданный авиационными властями государства регистрации предыдущего владельца (эксплуатанта) ВС; 7) копию сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам) данного экземпляра ВС с последним продлением срока действия; 8) копию приказа ДВТ о допуске ВС данного типа к эксплуатации; 9) акт проверки технического состояния ВС и оценки его годности к полетам, составленный специалистами, обученными на данный тип ВС, с заключением заместителя начальника РУВТ по эксплуатации АТ; 10) утвержденный руководителем предприятия-эксплуатанта акт, подтверждающий выполнение на данном экземпляре ВС всех работ, предусмотренных бюллетенями о доработках конструкции и Директивами летной годности (с их подробным перечнем), сроки выполнения работ по которым истекли; 11) акт, подтверждающий соответствие конструкции <...> данного экземпляра ВС карте данных сертификата типа, выданного (признанного) Авиарегистром, с заключением руководителя РУВТ. Все остальные документы должны быть оформлены в соответствии с Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов. 5.3. Проект приказа о допуске ВС данного типа к эксплуатации и о распределении функций и ответственности отделов ДВТ за поддержание летной годности ВС готовится Авиакомпанией и представляется на подпись в ДВТ со следующими документами: а) документы, подтверждающие приобретение и прием-передачу ВС от предыдущего владельца настоящему; б) копия сертификата типа, выданного (признанного) Авиарегистром; в) копия свидетельства эксплуатанта; г) копии договоров на техническое обслуживание ВС (на языке оригинала и в адекватном русском переводе); д) копии договоров с изготовителями ВС и двигателей об обязательном направлении в ДВТ всех поправок к Руководствам по летной и технической эксплуатации ВС данного типа и всех эксплуатационных бюллетеней, Директив летной годности и др.; е) документы, подтверждающие подготовку специалистов Авиакомпании и Органов государственного управления на ВС данного типа. 5.4. В случае передачи ВС иностранного производства в лизинг российскому эксплуатанту без исключения из Реестра государства-арендодателя требуется оформить соглашение между ДВТ, Авиарегистром МАК и авиационными властями государства регистрации по процедурам обеспечения безопасной эксплуатации ВС и поддержания его летной годности. 5.5. Выдав эксплуатанту разрешение на эксплуатацию ВС, зарегистрированного в другом государстве на основании соответствующего соглашения, ДВТ обязан обеспечить контроль за поддержанием летной годности ВС. В случае обнаружения отступлений у эксплуатанта от требований нормативных документов государства регистрации и государства эксплуатанта ДВТ обязан потребовать устранения недостатков или приостановить действие свидетельства эксплуатанта и известить об этом авиационные власти государства регистрации. 5.6. При любом варианте регистрации ВС ОТЭРАТ ДВТ направляет авиационным властям государства-разработчика уведомление о том, что ВС эксплуатируется в российской Авиакомпании с целью реализации требования о направлении всех документов, касающихся эксплуатации ВС данного типа (бюллетени, Директивы летной годности и др.), для контроля их выполнения эксплуатантами.
6. Оформление удостоверений о годности ВС к полетам
Утратил силу. - Приказ Федеральной авиационной службы России от 01.12.1998 N 345.
7. Одобрение организаций для технического обслуживания ВС иностранного производства
7.1. Процедура одобрения зарубежных и российских Организаций по ТОиР для технического обслуживания ВС иностранного производства имеет свои особенности. 7.2. Зарубежные Организации по ТОиР, с которыми Авиакомпания, получившая ВС иностранного производства, планирует заключить договор на техническое обслуживание этого (этих) ВС, должна иметь одобрение (сертификат) авиационных властей своего государства и/или государства разработчика воздушного судна и получить одобрение Департамента воздушного транспорта на выполнение таких работ. Указанное одобрение реализуется: а) в форме признания Департаментом воздушного транспорта имеющегося у этой организации сертификата на право выполнения технического обслуживания ВС рассматриваемого типа, выданного авиационными властями другого государства, или б) в порядке сертификации данной Организации по ТОиР в соответствии с правилами, принятыми на ВТ РФ. 7.3. Признание сертификата Организации по ТОиР, выданного авиационными властями другого государства, подтверждается: а) межгосударственным (или межведомственным) соглашением авиационных властей РФ и соответствующего государства о взаимном или одностороннем признании таких документов, или б) на основании ознакомления с данной Организацией по ТОиР представителей Департамента воздушного транспорта. В таком случае оформляется протокол проверки, который подписывается представителями Департамента воздушного транспорта и проверяемой организации и при положительном заключении утверждается ДВТ, что является оформлением "одобрения" данной Организации по ТОиР для обслуживания рассматриваемого типа ВС российских эксплуатантов. 7.4. Проверка, предусмотренная п. 7.3 "б", должна проводиться за счет эксплуатанта ВС или Организации по ТОиР ВС. 7.5. Если зарубежная Организация по ТОиР, расположенная не на <...> работ ТО на ВС иностранного производства, используемых российскими Авиакомпаниями, она должна следовать процедурам сертификации Организаций по ТОиР в РФ, изложенным в соответствующих документах ДВТ. 7.6. Внешние линейные станции зарубежных Организаций по ТОиР, расположенные на территории РФ и желающие выполнять по договорам техническое обслуживание ВС иностранного производства, используемых российскими эксплуатантами, должны получить сертификат Департамента воздушного транспорта на право выполнения таких работ в соответствии с процедурами, изложенными в соответствующих документах ДВТ. 7.7. Российская Организация по ТОиР, как входящая в структуру Авиакомпании, получившей ВС иностранного производства, так и сторонняя, намечаемая для технического обслуживания этого (этих) ВС, должна пройти процедуру получения в ДВТ сертификата на право выполнения определенного вида работ по техническому обслуживанию ВС рассматриваемого типа: только оперативного ТО или оперативного и периодического ТО. Сертификационные требования к Организациям по ТОиР, а также порядок и процедуры сертификации определены нормативными документами ДВТ. Примечание. Следует иметь в виду, что в соответствии с положениями документов ИКАО наличие свидетельства эксплуатанта не освобождает Организацию по ТОиР этого эксплуатанта от необходимости пройти сертификацию и, более того, сертификация Организаций по ТОиР является одним из условий выдачи (продления) Авиакомпании свидетельства эксплуатанта.
7.8. Организация, выполняющая ТОиР ВС, должна: а) разработать детальное Руководство по техническому обслуживанию АТ иностранного производства; б) руководствоваться эксплуатационно-технической и ремонтной документацией организации, ответственной за типовую конструкцию авиационной техники, и документами по летной годности, относящимися к ВС данного типа; в) иметь программу обеспечения надежности ВС на весь срок его эксплуатации. 7.9. Проведение модификаций ВС, установка дополнительного оборудования в процессе эксплуатации ВС производится по документации организации, ответственной за типовую конструкцию, согласованной (одобренной) с ДВТ, специалистами фирмы-производителя или специалистами Организации по ТОиР, допущенными к выполнению таких работ в установленном порядке. 7.10. Изменения (при необходимости) периодичности или сроков выполнения форм ТО допускается только по согласованию с организацией, ответственной за типовую конструкцию, и ДВТ. 7.11. Порядок продления или увеличения ресурсов комплектующих изделий ВС согласовывается с организацией, ответственной за типовую конструкцию.
8. Договора на техническое обслуживание
8.1. Необходимость заключения договоров на работы и услуги по ТО ВС обуславливается отсутствием у предприятия-заказчика технических, организационных и других условий для выполнения соответствующих видов и объемов работ собственными силами либо соображениями экономической целесообразности. 8.2. Организация - исполнитель работ по договору должна иметь необходимые сертификаты (разрешения, одобрения), подтверждающие ее право выполнять работы на данном типе ВС. 8.3. Исполнитель работ по ТО и/или ремонту АТ должен иметь действующую (утвержденную) документацию по ТОиР данного типа ВС и действующие каналы получения дополнений и изменений к ней. 8.4. В текст договора в обязательном порядке должны быть включены пункты, связанные с обеспечением безопасности полетов и отражающие: а) наличие у сторон оформленных в установленном порядке свидетельств, сертификатов и других документов, в том числе на авиационную технику, являющуюся объектом договора; б) порядок информационного, материально-технического и другого необходимого обеспечения работ по ТО, ремонту ВС и их компонентов с отражением участия в нем субъектов договора - по объемам, срокам и т.п.; в) особенности выполнения положений руководящих документов ДВТ и изготовителя ВС при принятии решений о допуске ВС к дальнейшей эксплуатации (оформлении разрешения на вылет) в случаях, когда в их техническом состоянии обнаруживаются отклонения от установленных требований; г) особенности предъявления претензий при нарушениях условий договора и определение перечня обстоятельств, достаточных для признания или отклонения претензий; д) гарантии возмещения ущерба в случае его возникновения по вине одного из субъектов договора (подтверждение гарантий со стороны третьих лиц - предприятия-гаранта или страховой компании); е) возможность контроля со стороны эксплуатанта качества технического обслуживания его ВС во время непосредственного выполнения работ по ТО, а также оформления документации; ж) в соответствующих случаях - план постепенной передачи функций при переходе к самостоятельному ТО. 8.5. Договором должна быть определена применяемая при выполнении работ документация по ТОиР АТ. 8.6. Договором должны быть установлены процедуры оформления документации, сбора и передачи необходимой информации, а также принятых сторонами правил осуществления контроля за соблюдением договорных соглашений. 8.7. Договором должно быть определено участие обеих сторон в расследовании авиационных происшествий и инцидентов с ВС, техническое обслуживание которых является предметом договора, а также определен порядок привлечения исполнителя к участию в расследовании. 8.8. В договоре, раздельно по заказчику и исполнителю, должны быть указаны государственные органы управления, авиационные власти, в функции которых входит осуществление общего контроля за деятельностью субъектов договора. 8.9. Контроль за правильностью оформления договоров на техническое обслуживание ВС иностранного производства (с отметкой об этом в тексте договора) и последующий надзор за их реализацией возлагается на ДВТ. При этом эксплуатант ВС несет ответственность за своевременность и правильность представления в ДВТ всей необходимой информации. 8.10. В случае получения сведений от авиационных властей государства, контролирующего деятельность исполнителя работ по договору, о приостановке действия или отзыве сертификата Организации по ТОиР - исполнителя ДВТ имеет право в установленном порядке приостановить полеты эксплуатанта на ВС данного типа (с извещением об этом УВД) до заключения эксплуатантом новых договоров на ТО ВС с организацией, имеющей действующий сертификат. В случае приостановления действия или отзыва свидетельства эксплуатанта аналогичную информацию ДВТ направляет авиационным властям государства, контролирующим исполнителя работ по договорам. 8.11. При заключении договоров на техническое обслуживание ВС иностранного производства требуется предварительная экспертиза договоров в ДВТ для получения разрешения на дальнейшее оформление договора. 8.12. Вне зависимости от условий договора на техническое обслуживание ВС со сторонней Организацией по ТОиР за эксплуатантом ВС сохраняется ответственность за летную годность таких ВС.
9. Техническое обслуживание ВС в транзитных аэропортах
9.1. Техническое обслуживание воздушных судов в транзитных аэропортах может осуществляться тремя способами: а) в транзитных аэропортах должны находиться представительства Авиакомпании-эксплуатанта (группы транзитного технического обслуживания), включающие в себя специалистов, подготовленных в соответствии с гл. 3 настоящего Положения, а также имеющих все оборудование, необходимое для выполнения транзитного ТО в соответствии с эксплуатационной документацией на ВС данного типа. Группа может комплектоваться на специалистов транзитного аэропорта, допущенных к выполнению работ по ТО ВС данного типа в соответствии с гл. 3 настоящего Положения. При этом должны быть оформлены трудовые отношения между специалистами транзитного аэропорта и эксплуатантом ВС; б) допускается проведение ТО в транзитных аэропортах силами допущенного к самостоятельному ТО инженерно-технического персонала Авиакомпании, включенного в состав экипажа ВС; в) при ТО силами сторонних Организаций по ТОиР эта организация должна иметь сертификат ДВТ или признанный ДВТ сертификат, выданный авиационными властями другого государства, на право выполнения таких работ и стандартный договор ИАТА с эксплуатантом ВС, одобренный ДВТ.
10. Информационное обеспечение эксплуатации ВС
10.1. Информационное обеспечение технической эксплуатации ВС иностранного производства предусматривает: а) получение эксплуатантом полного комплекта действующей эксплуатационной документации при приемке ВС от организации, ответственной за типовую конструкцию, или предыдущего владельца ВС, что оформляется в акте приема-передачи ВС; б) обеспечение Авиарегистра, ДВТ, РУВТ и эксплуатантов текущими информационными материалами по изменениям и дополнениям эксплуатационной документации, по изменению конструкции, информацией об обнаруженных при эксплуатации ВС данного типа отказах и неисправностях, Директивами летной годности и т.п., которые должны поступать от организации, ответственной за типовую конструкцию, фирм изготовителей АТ и авиационных властей других государств; в) регулярное информирование российскими эксплуатантами фирм изготовителей авиационной техники и ДВТ о недостатках авиационной техники. 10.2. Получение от организации, ответственной за типовую конструкцию (для нового ВС), или от предыдущего владельца ВС полного комплекта действующей эксплуатационной документации должно оговариваться в договоре на приобретение, аренду ВС. 10.3. При решении вопроса обеспечения российских эксплуатантов и Департамента воздушного транспорта текущими материалами, указанными выше в п. 10.1 "б", нужно иметь в виду следующее: а) основные информационные материалы по ВС иностранного производства выпускают организации, ответственные за типовую конструкцию авиационной техники, и авиационные власти государства регистрации и государства разработчика ВС и авиадвигателей. Кроме того, обязательную информацию по поддержанию летной годности ВС могут выпускать: - авиационные власти государства регистрации, не являющегося государством разработчика, - в отношении ВС, зарегистрированных в этом государстве; - авиационные власти государства эксплуатанта - в отношении ВС, эксплуатируемых в этом государстве; б) поскольку Россия в отношении ВС иностранного производства не является государством изготовителя АТ, авиационные власти РФ должны установить процедуру реагирования на обязательную информацию по поддержанию летной годности ВС, получаемую от изготовителя и из других источников, и определить, будет ли эта информация рассматриваться как обязательная для российских эксплуатантов. При признании такой информации, обязательной к выполнению Авиарегистром, ДВТ будет либо требовать выполнения директив, выпущенных изготовителем АТ, либо выпускать свои обязательные документы. 10.4. Обеспечение ДВТ, РУВТ и российских эксплуатантов материалами, указанными в п. 10.1 "б", достигается путем: а) договоренности каждого из эксплуатантов с организацией, ответственной за типовую конструкцию ВС, о систематической поставке ими всех изменений и дополнений к эксплуатационной документации и других материалов по эксплуатации ВС конкретных типов, что должно подтверждаться письмом фирмы-изготовителя; б) заключения соглашений с авиационными властями государств изготовителей ВС и/или государств регистрации ВС с Авиарегистром и ДВТ о поставке ими издаваемых документов по эксплуатации ВС интересующих ДВТ типов, а также Директив летной годности по этим типам ВС; в) договоренности ДВТ с Авиарегистром о передаче в ДВТ поступающей в Авиарегистр информации об изменениях конструкции и эксплуатационной документации об опыте эксплуатации, а также Директив летной годности по ВС интересующих ДВТ типов; г) установления в ДВТ порядка передачи всем эксплуатантам получаемых ДВТ указанных информационных материалов по интересующим их типам ВС иностранного производства; д) регулярных проверок со стороны ДВТ выполнения Авиакомпаниями, эксплуатирующими ВС иностранного производства, Директив летной годности и рекомендаций фирм изготовителей АТ, а также соблюдения порядка учета и отчетности по ним. 10.5. Информирование государства-разработчика или организации, ответственной за типовую конструкцию, о недостатках авиационной техники, обнаруживаемых при ее эксплуатации в российских Авиакомпаниях, производится в соответствии: а) с методикой анализа надежности авиационной техники в эксплуатационных предприятиях ГА, введенной в действие указанием МГА от 13.12.79 N 23.1.7-122, которая определяет порядок сбора, обработки и оценки информации по надежности АТ; б) с Приказом ДВТ от 09.04.92 N ДВ-35; в) с "Руководством ИКАО по организации работ в области летной годности", Дополнение 4-А, раздел 3 (Дос 9335). 10.6. Эксплуатант ВС иностранного производства должен сообщать о каждом случае (или обнаружении) отказа, неисправности или дефекта, связанном по меньшей мере со следующими событиями: а) пожар во время полета; при этом необходимо установить, работала ли должным образом система пожарной сигнализации; б) пожар во время полета воздушного судна, не обеспеченного системой пожарной сигнализации; в) ложная сигнализация о пожаре во время полета; г) выхлопная система двигателя во время полета повредила двигатель, примыкающую структуру, оборудование или компоненты; д) компонент воздушного судна во время полета создал накопление или циркуляцию дыма, пара, токсичных и нетоксичных дымов в кабине экипажа или пассажирском салоне; е) самопроизвольная остановка двигателя во время полета; ж) остановка двигателя во время полета, когда происходит внешнее повреждение двигателя или конструкции воздушных судов; з) остановка двигателя во время полета в результате засасывания посторонних предметов или обледенения; и) остановка более одного двигателя во время полета; к) система флюгирования воздушного винта не способна предупредить превышение числа оборотов; л) топливная система (система слива топлива) во время полета не обеспечивает подачу топлива (вызывает опасную утечку); м) выпуск или уборка шасси либо открытие или закрытие створок шасси во время полета; н) компоненты тормозной системы привели к потере усилия тормозного привода во время передвижения воздушного судна; о) конструкция воздушного судна требует крупного ремонта; п) трещины, постоянная деформация или коррозия конструкции воздушных судов превышают уровень, максимально допустимый изготовителем или авиационными властями; р) компоненты или системы воздушного судна во время полета привели к аварийным действиям (за исключением выключения двигателя, о чем указано выше); с) каждое прерывание полета, незапланированная замена ВС на маршруте либо незапланированная остановка или изменение маршрута, вызванные неизвестными или подозреваемыми механическими помехами или неисправностями; т) количество случаев снятий двигателей раньше сроков из-за неисправности, отказа в работе или дефекта, указанных в инструкциях, касающихся конструкции, модели и типа воздушного судна, на котором они установлены; у) флюгирование воздушного винта во время полета в соответствии с инструкциями - с указанием типа воздушного винта, а также типов двигателя и ВС, на котором он установлен. 10.7. В дополнение к указанным выше сообщениям каждый эксплуатант ВС иностранного производства должен сообщать о любом другом отказе, неисправности или дефекте воздушного судна, которые имеют место или обнаруживаются в любое время, если, по мнению эксплуатанта, такой отказ, неисправность или дефект могут угрожать безопасной эксплуатации ВС. 10.8. Сообщение об эксплуатационных помехах должно производиться по форме, установленной ИКАО (приложение 3) <*>, и содержать следующую информацию (при ее наличии): а) наименование и адрес владельца воздушного судна; б) тип ВС и фирма-изготовитель; в) данные о том, является ли данный случай авиационным происшествием или инцидентом; г) расположение неисправных частей; д) относятся ли к данному случаю какие-либо эксплуатационные бюллетени, служебные письма, Директивы летной годности и их выполнение. ------------------------------------ <*> Не приводится.
10.9. Отчеты эксплуатанта должны представляться в ДВТ регулярно в письменной форме. 10.10. Важными являются сообщения, которые касаются: а) разрушения силового каркаса; б) отказа системы управления; в) пожара на воздушном судне; г) остановки двигателя; или д) любых других условий, рассматриваемых как неизбежная угроза безопасности полета. Такая информация подлежит немедленной передаче в РУВТ, ДВТ и организацию, ответственную за типовую конструкцию, по телефону или телексом. 10.11. Информация, содержащаяся в сообщении, переданном по телефону/телексом, должна быть занесена на форму (приложение 3) и дополнительно отправлена в ДВТ обычным способом как можно скорее после передачи по телефону/телексом. 10.12. Инструкция по заполнению сообщения об эксплуатационных помехах приводится в приложении 4 <*>. ------------------------------------ <*> Не приводится.
11. Материально-техническое обеспечение
11.1. До начала полетов на ВС иностранного производства российская Авиакомпания должна решить вопросы приобретения и/или получения запасных частей, комплектующих изделий, расходных материалов, наземного оборудования, инструмента и приспособлений для технического обслуживания этих ВС. Должны быть предусмотрены меры по обеспечению входного контроля поступающих от поставщиков запасных частей и комплектующих изделий. 11.2. Авиакомпания должна обеспечить помещения с соответствующими условиями для хранения запасных частей и агрегатов, инструмента и приспособлений, для работы контрольно-проверочной аппаратуры. 11.3. Для обеспечения наличия неснижаемого запаса запасных частей, агрегатов, комплектующих изделий и расходных материалов в Авиакомпании должен быть организован учет вышеперечисленного имущества. 11.4. На возможно более ранней стадии подготовки российской Авиакомпании к эксплуатации ВС иностранного производства должны быть приобретены все виды документации на ВС - нормативной, руководящей, эксплуатационно-технической и производственной. 11.5. До начала эксплуатации ВС иностранного производства в российской Авиакомпании должны быть подготовлены все необходимые помещения для размещения специалистов инженерно-авиационной службы Авиакомпании, представителей изготовителей ВС и двигателей, других служб ИАС.
12. Приемка воздушного судна иностранного производства новым владельцем (арендатором)
12.1. Приемка ВС иностранного производства складывается из двух этапов: а) ознакомление с документацией; б) оценка фактического технического состояния ВС. 12.2. При ознакомлении с документацией представители Авиакомпании, принимающей ВС, должны: а) убедиться в наличии свидетельства о регистрации ВС, экспортного сертификата, удостоверения о годности ВС к полетам (или сертификата летной годности экземпляра ВС), сертификата ВС по шумам (что подходит), сертификата типа; б) убедиться в наличии формуляров на ВС и двигатели, паспортов, аттестатов и т.п. на их компоненты (где это предусмотрено) и в их правильном оформлении; в) проверить наличие записей в формулярах (или наличие отдельных документов) об установленных воздушному судну, двигателям, их компонентам ресурсов и сроках службы до ремонта и до списания; при приемке ВС, находившегося ранее в эксплуатации, дополнительно: г) проверить ведение формуляров на предмет внесения в них записей о наработке АТ, заменах компонентов и о выполненных технических обслуживаниях и ремонтных, восстановительных работах; д) определить остаток ресурсов ВС и его двигателей до ремонта и до списания; е) проверить наличие в формулярах записей о выполнении всех бюллетеней по доработкам, Директив летной годности и других документов изготовителей АТ и авиационных властей государства предыдущей регистрации ВС (предыдущего владельца или арендатора ВС), сроки выполнения которых истекли к моменту передачи ВС; ж) проверить наличие и ведение бортового технического журнала экипажем и техническим персоналом, осуществлявшими предыдущую эксплуатацию ВС, а также ведение санитарного журнала. 12.3. Оценка технического состояния ВС производится комиссией, назначенной по согласованию между предыдущим и новым владельцами (арендаторами) ВС. В комиссию включаются специалисты, допущенные в установленном авиационными властями соответствующих государств порядке к техническому обслуживанию ВС данного типа. При отсутствии у нового владельца ВС специалистов, отвечающих данному требованию, он должен пригласить (нанять) таких специалистов из сторонней организации. Осмотр (инспектирование) ВС производится в объеме дефектации, предписанной для двухнедельного или эквивалентного ему базового технического обслуживания. Проверяется также фактическое наличие на ВС съемного имущества. Одновременно проверяется фактическое выполнение работ по доработкам конструкции согласно бюллетеням изготовителей АТ и по Директивам летной годности, срок выполнения которых истек. 12.4. Состав комиссии и результаты оценки технического состояния ВС отражаются в техническом акте, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается заместителем начальника Регионального управления ВС по эксплуатации АТ, к которому относится данная Авиакомпания.
13. Отражение в свидетельстве эксплуатанта получения ВС иностранного производства
13.1. В соответствии с Руководством по процедурам сертификации эксплуатантов ВТ получение эксплуатантом ВС иностранного производства должно быть отражено в свидетельстве эксплуатанта. 13.2. Если Авиакомпания, получившая ВС иностранного производства, уже имеет свидетельство эксплуатанта, то она после проведения подготовки к эксплуатации этих ВС обязана представить в ДВТ материалы, отражающие изменения, связанные с получением этих ВС, для внесения соответствующих изменений в свидетельство эксплуатанта и в приложения к нему. В состав этих документов входят: а) документы на воздушные суда - копии контракта и актов приема-передачи ВС, свидетельство о регистрации ВС; удостоверение о годности ВС к полетам, удостоверение о годности по шумам, перечень минимального оборудования для утверждения ДВТ; б) дополнения к "Руководству по техническому обслуживанию авиатехники Авиакомпании", связанные с получением ВС нового типа; в) дополнения к "Руководству по производству полетов ВС Авиакомпании", отражающие получение ВС нового типа; г) данные о летном составе и инженерно-техническом персонале, планируемых для эксплуатации ВС нового типа; д) копии контрактов и договоров на все виды обеспечения полетов Авиакомпании, в т.ч. на техническое обслуживание ВС, инспектирование и продление сертификата (удостоверения) летной годности ВС; е) копии страховых полисов на ВС, персонал, пассажиров и грузы, ответственности перед третьими лицами; ж) другие документы по решению ДВТ; з) подписанный руководителем предприятия-эксплуатанта и согласованный с ДВТ порядок расшифровки, анализа и использования информации средств объективного контроля для контроля соблюдения правил летной и технической эксплуатации, оценки работоспособности АТ и пр.; и) документы, подтверждающие одобрение Департаментом воздушного транспорта: 1) Обучающих организаций, осуществляющих подготовку авиационного персонала Авиакомпании для эксплуатации ВС данного типа; 2) Организаций по ТОиР, в которых производится стажировка инженерно-технического персонала Авиакомпании по техническому обслуживанию ВС данного типа; 3) Организаций по ТОиР, в которых или силами которых предполагается производить техническое обслуживание (при необходимости, раздельно: оперативное и периодическое) и ремонт ВС данного типа и/или его компонентов; к) руководство по производству полетов (или дополнения к нему) на ВС данного типа в Авиакомпании-заявителе; л) Руководство по техническому обслуживанию ВС данного типа, включая план ТОиР, данные о компонентах ВС с ограниченным ресурсом, методы обслуживания, образцы производственной документации и правила ее заполнения, организацию ТО ВС данного типа в базовом и транзитном аэропортах, систему контроля качества ТО; м) перечень минимального оборудования ВС данного типа - для его утверждения (согласования) Департаментом воздушного транспорта и/или Авиарегистра; н) копии договоров (или протоколов о намерении): на обучение и стажировку ИТП; на техническое обслуживание ВС и ремонт его компонентов; на получение аэропортовых и других услуг по обеспечению технической эксплуатации ВС. 13.3. Если Авиакомпания, получившая (получающая) ВС иностранного производства, не сертифицирована и претендует на первоначальную выдачу ей свидетельства эксплуатанта, то она, после проведения необходимой подготовки к эксплуатации ВС и в соответствии с п. 9 Общих положений Руководства по процедурам сертификации эксплуатантов ВТ, должна представить в ДВТ заявку на получение свидетельства эксплуатанта и все требуемые документы согласно приложению 4 к указанному Руководству, а также документы, отражающие особенности организации и обеспечения технического обслуживания ВС рассматриваемого типа. 13.4. На основании проверки представленной документации и, по усмотрению ДВТ, результатов инспектирования на месте ДВТ принимает решение о внесении изменений в свидетельство эксплуатанта или о выдаче свидетельства эксплуатанта. 13.5. Авиакомпания имеет право одновременно подавать документы на регистрацию полученного ВС иностранного производства и на получение свидетельства эксплуатанта или внесение дополнений в ранее полученное свидетельство.
14. Инспектирование Авиакомпаний и Организаций по ТОиР, осуществляющих эксплуатацию ВС иностранного производства
14.1. В соответствии с Приказом Минтранса от 10.12.93 N 106 и Приказом ДВТ от 16.03.94 N ДВ-23 эксплуатанты воздушного транспорта и Организации по ТОиР подлежат регулярному инспектированию со стороны Органов государственного управления ВТ. 14.2. Процедуры, объемы и повторяемость различных видов инспекционных проверок эксплуатантов ВТ определена в гл. 9 временного "Руководства по процедурам сертификации эксплуатантов ВТ в РФ". 14.3. Постоянный контроль за деятельностью сертифицированных Организаций по ТОиР является одним из элементов системы сертификации, а также формой ответственности государства за обеспечение безопасности полетов. Выполнение этой задачи осуществляется Департаментом воздушного транспорта и Региональными управлениями воздушного транспорта. Департамент воздушного транспорта, поскольку он несет ответственность за обоснованность выдачи сертификата на техническое обслуживание авиационной техники, имеет право и обязан осуществлять периодический инспекционный контроль Организаций по ТОиР, получивших сертификаты, за соблюдением ими условий, обязательных для производства технического обслуживания. 14.4. Инспекционный контроль Организаций по ТОиР имеет целью: а) установить, что Организация по ТОиР осуществляет и сохраняет способность осуществлять работы по ТОиР АТ в соответствии с утвержденной (введенной в действие) нормативно-методической и эксплуатационно-ремонтной документацией и отвечает тем требованиям, на соответствие которым данная Организация по ТОиР проверялась при первоначальной сертификации; б) убедиться, что все существенные изменения в деятельности и состоянии данной Организации по ТОиР, произошедшие с момента ее сертификации, своевременно и в полном объеме отражены в Руководстве (в дополнениях к Руководству) по ее деятельности и о них своевременно сообщено в ДВТ и РУВТ; в) установить, не следует ли - в случае обнаружения серьезных недостатков - приостановить действие сертификата или поставить вопрос о его аннулировании. 14.5. Права, обязанности, ответственность контролирующих органов, формы и методы проверок, проводимых ими, определяются Руководством "Порядок и процедуры сертификации Организаций по ТОиР", утв. ДВТ 28.12.94 N ДВ-6.1-110, а также Положениями о соответствующих подразделениях государственных Органов управления ВТ, Главной инспекции по безопасности полетов гражданских ВС и органов системы сертификации ТОиР. 14.6. Инспекционный контроль производится как в плановом порядке, так и внепланово - в случаях, указанных ниже. 14.7. Плановый инспекционный контроль Организаций по ТО. 14.7.1. ДВТ, Региональные управления ВТ планируют и проводят инспекционный контроль сертифицированных Организаций по ТОиР, расположенных на подведомственной территории, и осуществляют такой контроль с участием специалистов Органа сертификации ТОиР и независимых экспертов. Такие проверки должны проводиться не реже чем один раз в шесть месяцев. При этом особое внимание должно уделяться Организациям по ТОиР, получившим сертификат впервые или вновь созданным. 14.7.2. В процессе инспекционного контроля Организации по ТОиР проверяется: а) соблюдение сертификационных требований и сохранение Организацией по ТОиР способности выполнять эти требования в течение срока действия сертификата; б) соответствие структуры Организации по ТОиР, осуществляемых ею сфер деятельности, укомплектованности квалифицированными кадрами и "рабочей силой" в целом и пр. тем данным, которые отмечены в Руководстве по деятельности данной Организации по ТОиР; в) сроки действия и соблюдение условий по договорам на получение услуг от других предприятий по обеспечению ТОиР АТ; г) соблюдение порядка оформления договоров на ТОиР ВС других эксплуатантов. 14.7.3. Результаты проверки отражаются в протоколе по форме, предусмотренной Руководством по порядку и процедурам сертификации Организаций по ТОиР. 14.7.4. Если при инспекционном контроле Организации по ТОиР будут выявлены какие-либо недостатки в работе по обеспечению полноты и качества технического обслуживания, нарушение требований и условий, оговоренных при выдаче сертификата, или неспособность Организации по ТОиР выполнять эти требования, инспекторская группа, проводящая контроль данной Организации по ТОиР, должна оценить влияние обнаруженных недостатков на обеспечение безопасности полетов, проинформировать администрацию проверяемой Организации по ТОиР об обнаруженных недостатках, совместно с ней определить их причины, наметить меры (действия) по устранению этих недостатков и потребовать их реализации в сжатые сроки с последующим докладом в ДВТ или РУВТ. 14.7.5. Обнаруженные недостатки и нарушения, а также намеченные по их устранению профилактические мероприятия фиксируются в протоколе проверки. Для контроля выполнения таких мероприятий проводятся дополнительные проверки. 14.7.6. В случае обнаружения недостатков, влияющих на обеспечение безопасности полетов, ДВТ (РУВТ) может на основании доклада инспекторской группы и протокола проверки принять решение о приостановке действия или об отзыве сертификата данной Организации по ТОиР. 14.8. Неплановый (дополнительный) инспекционный контроль Организаций по ТОиР. 14.8.1. Неплановый инспекционный контроль Организаций по ТОиР проводится по решению ДВТ или РУВТ в случае, отмеченном выше в п. 14.7.5, а также если на основе текущей информации выявлено или предполагается: а) ухудшение обеспечения безопасности полетов ВС, обслуживаемых Организацией по ТОиР, в части, зависящей от ТОиР АТ; б) снижение требований к профессиональной подготовке инженерно-технического персонала, его значительное сокращение или большая текучесть кадров; в) недостатки в материально-техническом обеспечении ТОиР; г) истечение сроков или невыполнение договорных обязательств по обеспечению ТОиР со стороны других предприятий; д) другие нарушения и недостатки в деятельности Организации по ТОиР. 14.8.2. Порядок проведения непланового контроля аналогичен порядку проведения планового контроля. Программа контроля (перечень проверяемых вопросов) может быть ограничена в соответствии со специфическими задачами проверки. Результаты непланового инспекционного контроля отражаются в протоколе проверки с заполнением только необходимых разделов. 14.8.3. В случае, если при неплановом контроле, который проводится как дополнительная проверка после планового контроля, будет установлено, что предписанные после плановой проверки меры по устранению выявленных при ней недостатков Организацией по ТОиР не выполнены или же будут обнаружены другие нарушения, инспекторская группа обязана зафиксировать это в протоколе проверки и доложить об этом руководству Департамента воздушного транспорта, выдавшего сертификат, с рекомендацией о приостановке действия сертификата или о его аннулировании. 14.8.4. В случаях обнаружения недостатков в состоянии или деятельности Организации по ТОиР при неплановом контроле, который проводится на основании позиций "а" - "д" пункта 14.8.1, инспекторская группа должна оценить влияние обнаруженных недостатков на обеспечение безопасности полетов, незамедлительно проинформировать администрацию проверяемой Организации по ТОиР об обнаруженных недостатках, совместно с ней определить их причины, наметить меры (действия) по устранению этих недостатков и потребовать их реализации в сжатые сроки. Обнаруженные недостатки и нарушения, а также намеченные по их устранению и профилактические мероприятия фиксируются в протоколе проверки. Для контроля за выполнением таких мероприятий проводятся дополнительные проверки. 14.8.5. Если при неплановом контроле, который проводится на основании позиций "а" - "д" пункта 14.8.1, будут установлены грубые нарушения сертификационных требований, условий производства или одобренной сферы деятельности проверяемой Организации по ТОиР либо признана невозможность выполнять ею такие требования и условия, инспекторская группа, кроме фиксации этого в протоколе проверки, должна немедленно информировать об обнаруженных нарушениях ДВТ, выдавший сертификат, с рекомендацией о приостановке действия сертификата или о его аннулировании. 14.8.6. Рекомендация об аннулировании (отзыве) сертификата на выполнение определенного вида (комплекса) работ на ВС данного типа направляется инспекторской группой в ДВТ, его выдавший, также в случае, если будет установлено, что проверяемая Организация по ТОиР не выполняла разрешенное ей техническое обслуживание данного типа авиационной техники в течение двенадцати и более последних месяцев. 14.8.7. Все спорные решения по результатам инспекционной проверки могут быть обжалованы в 10-дневный срок в ДВТ.
Начальник ОТЭРАТ Г.Н.ГИПИЧ
Приложение 1
АКТ проверки технического состояния и оценки годности воздушного судна к полетам
Комиссия в составе: председатель _____________________________________________________ (должность, Ф.И.О.) члены комиссии ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ (должность, Ф.И.О.) "__" ______ г. изучила документацию и провела инспекторский осмотр воздушного судна ____________ с целью оценки его летной годности и установила.
1. Сведения о воздушном судне. а) воздушное судно выпущено с завода "__" _____________________ г. б) приказом (решением, бюллетенем) _______________________________ (дата и номер) воздушному судну установлен назначенный ресурс ____________ часов, ___________ полетов при календарном сроке эксплуатации _______ лет в) приказом (решением, бюллетенем) _______________________________ (дата и номер) воздушному судну установлен межремонтный ресурс ___________ часов, ___________ полетов при календарном сроке эксплуатации _______ лет г) налет ВС с начала эксплуатации __________ час. ___________ мин. д) количество посадок с начала эксплуатации ______________________ е) всего имел _______________ ремонтов, последний ремонт на заводе __________________________________________________________________ (где, дата) ж) налет ВС после последнего ремонта _________ час. _________ мин. з) количество посадок после последнего ремонта ___________________
2. Сведения о двигателях и воздушных винтах
+----------------------------------------+-----+-----+-----+-----+ | Двигатель,
воздушный винт | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | |- тип
двигателя | | | | | |- тип воздушного
винта | | | | |
Приказ Минтранса РФ от 30 ноября 1995 г. N ДВ-130 О введении в действие Положения о порядке принятия на эксплуатацию, организации и обеспечения технического обслуживания и контроля за поддержанием летной годности воздушных судов иностранного производства в авиапредприятиях России
|