|
УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ
Регулирование объема товарных запасов на торговом предприятии позволяет сократить расходы, увеличить прибыль и высвободить оборотные средства. Научиться управлять запасами и влиять на процесс товародвижения — задача любого менеджера. Для ее решения потребуются определенные экономические знания и использование методов управления.
Управление запасами можно считать успешным, если в каждый определенный момент времени предприятие располагает необходимым для реализации количеством нужного товара. Всем известно неуемное желание многих провизоров и руководителей торговых фирм иметь в ассортименте все зарегистрированные в Украине препараты в количестве, необходимом для месячной продажи, и именно этот показатель считать эталонным. Тем не менее, с экономической точки зрения это непозволительная и нецелесообразная роскошь для любой украинской фирмы. Формирование торгового ассортимента — сложная задача, при решении которой необходимо учитывать требования фармацевтического рынка, экономические возможности и маркетинговые цели фирмы. Эта тема требует отдельного рассмотрения. А эффективность регулирования запасов — это производная от эффективности выбора ассортимента. Поэтому в данном случае мы рассматриваем варианты решения проблемы регулирования запасов на базе выверенного ассортимента, будь то 100 или 1500 наименований препаратов. Таким образом, перед менеджером стоит задача — обеспечить, чтобы на складе товара было не больше и не меньше, а именно столько, сколько нужно. Предвидя реакцию провизоров, настаивающих на исключительности и неповторимости, специфичности фармацевтической продукции и, следовательно, нереальности такой ситуации, замечу, что не стоит изобретать велосипед специально для фармацевтической отрасли. Ведь с подобными проблемами (широкий ассортимент, большое количество производителей, поставщиков и торговых точек, ограниченный срок годности) сталкиваются и участники рынка косметических средств, и рынка продовольственных товаров. Нежелание учиться на чужих ошибках и использовать методы логистики и маркетинга искусственно продлевает «младенческий период» развития дистрибьюции на фармрынке. Приятно, когда склад заполнен товарами, готовыми к немедленной отгрузке. Дефектура кажется гораздо более сложной проблемой, чем затоваривание. Желание удовлетворить заказы на 100% отодвигает на второй план необходимость подсчета стоимости увеличения запасов, которые будут лежать на складе. Конечно же, нежелателен и слишком низкий уровень запасов. Из-за неизбежных задержек, связанных с размещением заказов среди поставщиков, с перевозками, складской обработкой товаров, нельзя закупать товары лишь в момент получения заказа от клиента. Поддержание запасов на определенном уровне в соответствии с прогнозом сбыта способствует устойчивости и ритмичности реализации. Оптимальный уровень заказов представляет собой нечто среднее между «слишком высоким» и «слишком низким» уровнями. Высокоэффективная торговля в настоящее время возможна только при условии: · системной организации сбыта; · управления запасами на основе научных методов; · организации управленческого учета; · компьютеризации учета, статистики, анализа, прогноза и обработки информации. Это позволит не только оптимизировать запасы, снизить расходы на хранение, высвободить оборотные средства, но и значительно ускорить обслуживание клиентов. Если рассматривать данную проблему комплексно, то можно сказать, что «тремя источниками и составными частями» стратегии управления запасами являются: бесперебойная торговля (1) при минимальных затратах (2) и максимальном удовлетворении спроса (3). Эти три понятия относительны, поэтому требуют установления количественных критериев оптимизации, то есть конкретных параметров, к достижению которых следует стремиться. Например, под бесперебойной торговлей подразумевается выполнение заказов в установленные сроки (доставка через 12, 18 или 24 ч). Достижение наименьших затрат возможно при соблюдении бюджета закупок путем размещения заказов по наиболее выгодной схеме. В этом случае при принятии решений рассматриваются такие варианты, как получение скидок при закупке крупных партий товара и экономия транспортных расходов при снижении оборачиваемости товаров (укрупнение заказов) или же дробление заказов для увеличения оборачиваемости товаров и высвобождения оборотных средств, а также сглаживания финансового потока. Расчет затрат при различных вариантах закупок и поиск «золотой середины» наиболее сложен. Максимальное удовлетворение спроса — это достижение определенного процента выполнения заказов по установленной номенклатуре. Полное удовлетворение спроса по всем зарегистрированным в Украине препаратам — это дорогое удовольствие, которое по карману отнюдь не многим. Но к удовлетворению спроса на 100% по установленной на данной фирме номенклатуре необходимо стремиться. Конечно, 100% — это нереальный показатель, так как деятельность фармацевтического звена зависит и от дефектуры заводов-производителей, и от разрешительной регистрационной системы. Это те внешние факторы, на которые оптовик повлиять не может. В его компетенции — снизить степень влияния других факторов для повышения показателя удовлетворения спроса, например увязать следующие технологические процессы: своевременное заключение или продление контрактов, в том числе внешнеэкономических, отработка регулярности и ритмичности поставок, управление оборачиваемостью товаров и т.п. Таким образом, на каждой фирме должен быть установлен конкретный показатель (%) удовлетворения спроса. Этот показатель в дальнейшем учитывают, не только анализируя ситуацию, но и как параметр стратегии управления запасами, влияющий на объем запасов и расходы по их содержанию. Но в этом случае более логично использовать не один общий показатель удовлетворения спроса, например 90% для всего товара, а различные показатели по группам товаров (например, группы А, В, С). Для группы А устанавливается более высокий показатель, например 97%, а для группы С — 70%. Таким образом, внимание специалиста, ответственного за закупки товара, будет сконцентрировано на группе наиболее важных для фирмы товаров. Эффективность управления запасами возможна только при: · комплексном использовании показателей, учитывающих все факторы, которые влияют на этот процесс; · соответствии целям предприятия.
Аналитический отдел
|