СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

Юридические услуги и консультации в области логистики

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом

Перевозка опасных грузов авиатранспортом

 

Реклама на сайте                   

 

 

Учесть товары будет проще

 

Стоимость товаров в бухгалтерском и в налоговом учете теперь можно сблизить. Такую возможность бухгалтерам торговых фирм предоставил Закон от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ. Новые возможности, безусловно, могут значительно облегчить работу бухгалтера. Однако для компании в целом они будут выгодными далеко не всегда.

 

Равняем «сопутствующие» расходы

Первая составляющая, всегда включаемая в стоимость товара, – это сумма, которую надо заплатить по договору поставщику. Это правило действует как в бухгалтерском (п. 6 ПБУ 5/01), так и в налоговом учете (подп. 3 п. 1 ст. 268, ст. 320 НК). Раньше совпадения между учетами на этом заканчивались.

Так, другие расходы, связанные с покупкой товара, в бухучете включают в фактическую себестоимость. А вот в налоговом учете сопутствующие затраты не увеличивали стоимость товара. Их учитывали как косвенные и списывали сразу в момент возникновения. В частности, это относится к затратам на информационные, консультационные и посреднические услуги. Налоговый кодекс предписывал относить их к прочим расходам (подп. 14, 15 п. 1 ст. 264 НК). Аналогичная ситуация была и с процентами по кредитам, полученным для закупки товаров или предоставленным поставщиками. В налоговом учете их нужно было включать в состав внереализационных расходов (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК).

В результате сблизить стоимость товара в бухгалтерском и налоговом учете было невозможно. Теперь ситуация изменилась. Новая редакция статьи 320 Налогового кодекса предоставила бухгалтерам возможность выбора. По новым правилам они могут самостоятельно выбрать способ учета расходов, связанных с покупкой товара. То есть их можно учитывать либо по-старому, в составе косвенных расходов, либо по-новому, включая в стоимость приобретения товара (ст. 320 НК).

Плюс этого нововведения в следующем. Выбрав новые правила налогового учета товаров, бухгалтер может избавить себя от трудоемкого «двойного» учета. Для этого нужно всего лишь записать в учетной политике по налогу на прибыль, что стоимость товаров в налоговом учете будет рассчитываться по правилам ПБУ 5/01.

Однако у такого «сближения» учетов есть существенный минус. Оно может привести к увеличению суммы налога на прибыль. Ведь все «сопутствующие» расходы, которые вы включите в стоимость товара, вы уже не сможете списывать сразу. Сделать это можно будет лишь после того, как товар будет продан.

 

Сближаем стоимость импорта

Стоимость импортных товаров в бухгалтерском и налоговом учете всегда была разной. Ведь от таможенных пошлин никуда не деться. В бухгалтерском учете таможенные пошлины и сборы, уплаченные при ввозе товаров, включают в их первоначальную стоимость (п. 5, 6 ПБУ 5/01). В налоговом же учете таможенные пошлины раньше относились к прочим расходам (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК).

Закон от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ изменил ситуацию. Теперь у торговых фирм есть выбор. Таможенные платежи можно либо включать в стоимость импортных товаров (ст. 320 НК), либо по-прежнему учитывать в составе прочих расходов. При этом первый вариант не приведет к расхождению между бухгалтерским и налоговым учетом, а второй позволит уменьшить налог на прибыль. Свой выбор фирма должна закрепить в учетной политике.

Распределяем транспортные расходы

С транспортными расходами дело обстоит так. Порядок их учета бухгалтер всегда мог выбирать сам. Во-первых, транспортные расходы можно включать в себестоимость товара (п. 6 ПБУ 5/01). А во-вторых, их можно считать в расходах на продажу (п. 13 ПБУ 5/01). О выбранном способе учета надо написать в учетной политике.

В налоговом учете такой возможности раньше не было. Теперь она есть (новая редакция ст. 320 НК). «Однако налоговый учет транспортных расходов не стал от этого более выгодным, – объясняет Алексей Беклемешев, директор аудиторской фирмы “Финстатус”. – Списывать транспортные затраты полностью в момент их возникновения, как и раньше, нельзя. Дело в том, что затраты на доставку товара в налоговом учете в любом случае будут считаться прямыми. И фирма сможет списывать их только по мере реализации товаров, к которым они относятся».

Более того, порядок распределения транспортных расходов между проданными и непроданными на конец месяца товарами в целом остался прежним (абз. 3 ст. 320 НК). То есть списывать их в налоговом учете в любом случае придется в особом порядке. Правда, законодатели немного исправили формулировку, которая была посвящена этому порядку в старой редакции статьи 320 Налогового кодекса.

Во-первых, они прояснили, по отношению к чему надо распределять прямые расходы. В старой редакции статьи 320 Налогового кодекса было сказано – к «остаткам товаров на складе». И было непонятно, входят ли в это понятие отгруженные, но не реализованные товары. Например, если стороны определили в договоре, что «товар будет поставлен покупателю, а право собственности сохраняется за продавцом до момента оплаты». Или если товары находятся в пути и на склад еще не оприходованы.

На практике бухгалтеры учитывали такие товары в «остатках товаров на складе». Чиновники из Минфина это поддерживали (п. 2 письма Минфина от 11 ноября 2004 г. № 03-03-01-04/1/105). При этом они разъясняли, что под «остатками товаров на складе» надо понимать все нереализованные товары, а не только те, которые действительно на данный момент находятся на складе. Теперь эта неточность в Налоговом кодексе наконец-то устранена.

Была в прежней редакции статьи 320 и еще одна некорректность. Из ее формулировки можно было сделать вывод, что распределять по среднему проценту нужно все прямые затраты. То есть не только затраты на доставку товара от поставщика, но и стоимость самого товара. В действительности же это правило имеет отношение только к транспортным расходам. А стоимость товара Налоговый кодекс предписывает списывать совсем другими способами (по средней стоимости, по стоимости единицы, ФИФО и ЛИФО). Эти способы перечислены в подпункте 3 пункта 1 статьи 268. Получалась путаница. Одна статья Налогового кодекса допускает четыре метода списания прямых расходов, а другая – один. Внеся уточнение, законодатели расставили все по своим местам. Товары можно списывать одним из четырех методов, а транспортные расходы – по среднему проценту.

 

Пример

ООО «Дельта» занимается оптовой торговлей. Остаток нереализованных товаров на начало января 2006 года – 300 000 руб.; сумма транспортных расходов, приходящихся на этот остаток, – 25 000 руб. За январь поступило товаров на сумму 900 000 руб. и реализовано на 1 000 000 руб. Затраты по доставке от поставщика до склада «Дельты» за январь – 90 000 руб. Определим сумму прямых транспортных расходов, приходящихся на остаток не реализованных за январь товаров:

 

1. Сумма остатка транспортных расходов на начало месяца и в течение месяца:

25 000 руб. + 90 000 руб. = 115 000 руб.

 

2. Стоимость остатка нереализованных товаров на конец января:

(300 000 руб. + 900 000 руб.) – 1 000 000 руб. = 200 000 руб.

 

3. Общая стоимость товаров, реализованных за январь и оставшихся:

1 000 000 руб. + 200 000 руб. = 1 200 000 руб.

 

4. Средний процент транспортных расходов:

115 000 руб. / 1 200 000 руб. x 100% = 9,6%.

 

5. Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товара на конец января:

200 000 руб. x 9,6% = 19 200 руб.

 

6. Сумма транспортных расходов, которая уменьшит базу по налогу на прибыль за январь:

25 000 руб. + (90 000 руб. – 19 200 руб.) = 95 800 руб.

 

Н. Базалей

январь 2006

Издательство «Бератор-Пресс»

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования