СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

Юридические услуги и консультации в области логистики

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом

Перевозка опасных грузов авиатранспортом

 

Реклама на сайте                   

 

 

Таможенный союз: июль уж близится, а кодекса все нет

 

Бизнес ждет наступления  первого июля при полном отсутствии уверенности в том, что все в едином таможенном пространстве начнет работать сразу и четко. Эксперты предсказывают огромные пробки на границе, неразбериху в использовании новых правил на практике, советуют участникам ВЭД сделать товарные запасы минимум на месяц. Еще большую напряженность в ситуацию привнесло заявление Владимир Путина о том, что Таможенный союз не сможет начать работать в полную силу с 1 июля. Главы правительств «тройки» не смогли согласовать вопросы касательно создания Таможенного кодекса

 

Помешали согласованию, по словам Владимира Путина, разногласия в вопросах, касающихся авто и авиапрома, таможенных пошлин, что собственно и ожидалось, а также разрешения на ввоз товаров физическими лицами для собственных нужд. Последнее, по опасениям премьер-министра, угрожает отечественной легкой промышленности.

 

Владимир Путин: «Скажем, в одной из стран, в Казахстане, действует норма, согласно которой физические лица могут завозить на свою территорию до двух тонн иностранного товара с пониженной таможенной ставкой – 0,6 евро. Две тонны – это немаленький объем. Каждое физическое лицо. Без ограничений по количеству этих завозов. Это чувствительно для нашей легкой промышленности, потому что значительная часть этих товаров, конечно, китайского происхождения… История всех интеграционных объединений – она очень сложна, и никому еще пока не удавалось быстро, "на ура", с наскока, решить эти вопросы. Все прошли очень сложный путь согласования позиции. Но как достигать компромисса, мы себе представляем, и я думаю, что мы пройдем по этому пути»

 

Тем не менее, по утверждению Владимира Путина, консультации по этим вопросам продолжаются, процесс ратификации Таможенного кодекса будет осуществляться на экспертном уровне. Кроме того, на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге глава правительства призвал вступить в Таможенный союз остальных членов организации. Напомним, что в Таможенный союз входят Россия, Белоруссия и Казахстан. А в составе ЕврАзЭС числятся также Киргизия и Таджикистан. Армения, Молдавия и Украина являются странами-наблюдателями.

Тем временем подготовка к «запуску» идет полным ходом. 26 мая ФТС утвердила перечень из 50 таможенно-логистических терминалов, которые необходимо создать в рамках формирования Таможенного союза, приняты решения о вступлении в силу важнейших международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза.

Информация о законотворчестве и уже ратифицированных положениях не с той скоростью, с которой хотелось бы, но поступает. Наибольшую активность в разъяснении буквально на глазах бизнеса создающихся новых правил проявил Экспертный Совет по таможенному регулированию при Комитете Государственной Думы по бюджету и налогам и его председатель Нариман Кутлубаев, который провел несколько встреч с топ-менеджерами компаний – участников ВЭД на площадке логистического провайдера STS Logistics.

Глава Аналитического управления ФТС России Владимир Ивин 14 мая выступил в РСПП с докладом на тему «Основные изменения, вносимые Таможенным кодексом таможенного союза в таможенное законодательство Российской Федерации». Вполне обоснованные опасения бизнеса в том, что с началом работы единого таможенного пространства практическое применение правил будет осуществляться легко и быстро, по крайней мере, можно компенсировать возможностью изучить и проанализировать информацию о положениях, которые уже ратифицированы, а значит, есть основания полагать, что будут применяться.

 

Изменения в терминологии

 

Владимир Ивин: «С вступлением в силу Таможенного кодекса таможенного союза с 1 июля 2010 года в практику таможенных органов Российской Федерации будут внедряться новые понятия, по-новому будут регулироваться ряд правоотношений. Для привычных таможенных процессов будет изменена их правовая природа и смысловое наполнение…»

 

Владимир Ивин призывает просто привыкнуть к ним. Например, содержание института таможенных брокеров не изменится, но сам таможенный брокер будет называться таможенным представителем. Но вот контейнеры отнесены к транспортным средствам, что, в свою очередь, называется простым изменением терминологии. В докладе Владимира Ивина читаем: «контейнеры отнесены к транспортным средствам, что позволит снять значительное количество проблем по контролю за временным ввозом контейнеров, которые сейчас у нас имеются». Однако странная путаница в том, является ли контейнер ТС, либо российская таможня может произвольно признать «ящик» товаром, уже принесла немало «головной боли» участникам ВЭД. Хотя еще в декабре 1972 года наиболее передовые страны подписали Таможенную конвенцию, касающуюся контейнеров, в преамбуле которой говорится: «Договаривающиеся Стороны, желая расширить и облегчить международные контейнерные перевозки, согласились о нижеследующем…».

В статье 6 Конвенции говорится о  применении режима временного ввоза для контейнеров без предъявления таможенных документов при их ввозе и вывозе, а также без представления гарантий. Тогда же было определено, что контейнер является «транспортным оборудованием» (п. 1.с.). . В СССР Конвенция вступила в силу с 6 декабря 1975 г. Согласно федеральному закону от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства – продолжателя СССР.

Ничего в докладе не сказано о понятии «взаимосвязанные лица», которое более расширено по сравнению с национальным действующим кодексом. Разъясняет это понятие Нариман Кутлубаев:

«Взаимосвязанные лица – те, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:

1) являются сотрудниками или директорами (руководителями) предприятий друг друга;

2) являются юридически признанными деловыми партнерами, то есть связаны договорными отношениями, действуют в целях извлечения прибыли и совместно несут расходы и убытки, связанные с осуществлением совместной деятельности;

3) являются работодателем и работником, служащим;

4) какое-либо лицо прямо или косвенно владеет, контролирует или является держателем 5 или более процентов выпущенных в обращение голосующих акций обоих из них;

5) одно из них прямо или косвенно контролирует другое;

6) оба они прямо или косвенно контролируются третьим лицом;

7) вместе они прямо или косвенно контролируют третье лицо;

8) являются родственниками или членами одной семьи».

То есть, партнеры – продавец и покупатель – могут рассматриваться как взаимосвязанные лица. Прямая и косвенная взаимосвязь даже через третье лицо в новых положениях контролируется.

 

Таможенный контроль

 

Таможенным кодексом таможенного союза предусмотрены новые формы таможенного контроля:

– учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

– проверка системы учета товаров и отчетности.

– вместо таможенной ревизии будет проводиться таможенная проверка, которая может быть камеральной и выездной.

В Таможенный кодекс таможенного союза включена глава, регламентирующая  порядок задержания товаров и документов на них при проведении таможенного контроля. Теперь таможенное декларирование будет производиться только в письменной и электронной формах с использованием таможенной декларации. Устная и конклюдентная формы декларирования исключены.

 

Конклюдентная форма декларирования – совершение действий (проход физического лица через специально обозначенное место – «зеленый коридор»), свидетельствующих о том, что в ручной клади и сопровождаемом багаже физического лица не содержится товаров, подлежащих декларированию в письменной форме

 

В целях содействия экспорту высокотехнологичных товаров установлен сокращенный и закрытый перечень документов при подаче декларации на товары для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров. Союзным кодексом предусмотрена возможность определения наднациональных областей рисков, которые чувствительны для всех государств-членов таможенного союза. Такие области рисков будут определяться Комиссией таможенного союза. Будут и изменения, требующие переосмысления принципов контроля и организации деятельности таможенных органов. Например, изменены сроки совершения таможенными органами различных операций.

Увеличены сроки:

– уплаты таможенных пошлин, налогов при ввозе товаров (стал равным сроку временного хранения);

– проведения постконтроля;

– предъявления товаров таможенному органу при предварительном декларировании (при несоблюдении данного срока таможенный орган отказывает в выпуске товаров);

– переработки товаров на таможенной территории (Комиссия таможенного союза для отдельных категорий товаров может определять более продолжительный срок переработки);

– срок, позволяющий помещать под таможенную процедуру реэкспорта товары, ранее помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Сокращены сроки:

– выпуска товаров, в том числе срок выпуска экспортируемых товаров (при этом установлен максимальный срок продления выпуска товаров – до 10 дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, и четко определены условия данного продления – необходимость проведения или завершения форм таможенного контроля);

– регистрации таможенным органом транзитной декларации.

Установлены сроки:

– организации таможенным органом таможенного сопровождения;

– регистрации или отказа в регистрации таможенной декларации (в Таможенном кодексе Российской Федерации данный срок исчислялся днем получения таможенной декларации таможенным органом);

– совершения таможенным перевозчиков и иными заинтересованными лицами операций, связанных с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием.

 

Применение таможенных процедур

 

Исключена процедура внутреннего таможенного транзита. Товары, перевозимые по таможенной территории, в том числе перевозимые от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа, помещаются под режим (процедуру) таможенного транзита. Прописана возможность осуществления перевозки от внешней границы таможенного союза сразу до места нахождения получателя независимо от государства, в котором он находится. К перевозчикам, в том числе таможенным, не применяется национальная транзитная процедура на территории каждого из государств-членов Таможенного союза.

Железнодорожный перевозчик освобождается от внесения обеспечения в качестве гарантии доставки товаров. Возможно одновременное помещение товаров под две таможенные процедуры – таможенного транзита и реэкспорта (в случае обязательности вывоза товаров) или таможенного транзита и экспорта (в случаях, установленных Комиссией таможенного союза).

 

Ведение реестров

 

Таможенные органы каждого государства-члена таможенного союза ведут реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. Комиссия таможенного союза формирует общие реестры этих лиц на наднациональном уровне. Ведение таможенными органами реестра банков, кредитных организаций и страховых организаций не предусмотрено.

Изменены условия включения лиц в реестры. Появились требования об отсутствии на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней и фактов привлечения в течение 1 года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела. Вместе с тем из условий включения лиц в реестр таможенных перевозчиков исключен договор страхования риска гражданской ответственности.

Национальное законодательство получает возможность устанавливать случаи и порядок приостановления и возобновления деятельности юридических лиц в качестве таможенных представителей, владельцев СВХ, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли, уполномоченных экономических операторов. Введен институт уполномоченного экономического оператора. Помимо уже имеющихся в Таможенном кодексе РФ упрощений для уполномоченного экономического оператора, в «кодексе тройки» предусмотрены:

– выпуск товаров до подачи таможенной декларации с уплатой платежей на момент подачи декларации (беспроцентная отсрочка платежа на срок от 10 дол 40 дней);

– возможность оформлять транзит товаров без внесения обеспечения уплаты таможенных платежей.

Размер обеспечения при получении статуса уполномоченного экономического оператора составляет 1 млн евро, а при условии соответствия лиц критериям, определяемым Комиссией таможенного союза, – 150 тысяч евро.

Изменения затронули ведение реестров не только лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, но и объектов интеллектуальной собственности. Помимо национальных реестров, предусмотрено ведение единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (дополнительно к национальным).

 

Оформление будет стоять

 

Очевидно, что официальная информация недостаточна для полноценного понимания грядущих изменений. На конференции 24 марта Нариман Кутлубаев предупредил участников о том, что всем руководителям таможенных органов дано негласное указание:

1. Все ввезенные и находящиеся на складах товары должны быть оформлены до 30 июня, чтобы не допустить их оформления после 1 июля.

2. Все специальные таможенные режимы (переработки, временного ввоза) постараться закрыть до 1 июля.

3. Если есть возможность передвинуть таможенное оформление ввезенных товаров на период после 1 июля, то эти товары уже будут оформляться по положениям нового законодательства.

4. Было дано указание усилить отделы дополнительным составом.

5. У сотрудников, которые занимаются оформлением, отменяются отпуска на период июнь-июль.

6. Принято решение об обучении персонала таможни и о разъяснении всем сотрудникам таможни понятий и положений Таможенного союза.

Несмотря на все эти меры, свидетельствующие о том, что ФТС переживает далеко не лучшие времена, участникам ВЭД было рекомендовано:

1. Отдавать себе отчет в том, что с 1 июля начинается новая эра. Инструкции, которые сейчас действуют, применяться не будут, поскольку будут изменены основополагающие моменты.

2. Сделать товарный запас, по возможности, на первые 2 месяца работы.

3. Выяснить, готов ли пост, брокер к работе с новым законодательством.

4. Выяснить заранее, какие могу понадобиться документы для подтверждения таможенной стоимости, какие сертификаты и т.д.

5. В случае необходимости стоит подготовить «запасной аэродром». Основные документы, в том числе инструкции порядка заполнения ГТД, появятся в июне. Скорей всего, оформление будет стоять.

6. Рассмотреть возможность перехода в поле уполномоченного экономического оператора. На текущий момент эту форму работы председатель Экспертного совета считает самой перспективной.

 

Елена Зотова

Главный редактор журнала «Логинфо»

«Логинфо» №6, июнь 2010

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования