|
Тяжеловесы уйдут в тень Очередная банальная кормушка Росавтодора
Цель данного приказа не фуры по расплавленному асфальту не пущать, а срубить бабла либо на этапе выдачи спец. разрешения, либо припугнуть водителя и с него денег стрясти.
Министерством Юстиции зарегистрирован Приказ Росавтодора от 23 мая 2011 г. N 53 "О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в летний период 2011 года", согласно которому на автодорогах общего пользования с асфальтобетонным покрытием, имеющих федеральное значение, временно ограничивается движение транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы. Эта мера действует с 15 июня по 15 августа 2011 г. при значениях дневной температуры воздуха свыше 32°С. Установлен перечень автодорог (их участков), на которых временно ограничивается движение. Указаны уполномоченные организации, обеспечивающие ограничение. В период, пока действует ограничение, в специальных разрешениях на перевозку тяжеловесного груза по соответствующим дорогам делается запись о том, что движение допускается с 21.00 до 9.00.
На первый взгляд, данный приказ Росавтодора вводит временное ограничение движения транспортных средств, осуществляющих только перевозки тяжеловесных грузов на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения. И абсолютно правильно считать с 25 июля с.г. тяжеловесом те транспортные средства, параметры которых превышают установленные значения в правилах перевозки грузов автомобильным транспортом. Т.е. как бы данное ограничение касается только тяжеловесов. Но вот это "как бы" и есть кормушка. Росавтодор делает все, чтобы повысить благосостояние своих придорожных чиновников и выдать им очередную кормушку. Осталось только в новой инструкции по перевозке тяжеловесных грузов прописать, что перевозка осуществляется только в светлое время суток, и все... Коррумпированный Минтранс пишет, а пипл хавает.
Есть период временных ограничений, значит, действует последний столбец таблицы 2, который в несколько раз больше, следовательно, и взятка в разы вырастает.
Согласно п.5 правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2009 г. N 934 размер платы в счет возмещения вреда в период ограничений определяется по последнему столбцу таблицы 2. "Размер вреда в период временных ограничений в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями". Временные ограничения в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями есть? Да есть, приказ вышел почти своевременно (опубликован: "Российская газета", N 125, 10.06.2011, вступает в силу по истечении 10 дней). Период есть? Типа есть: "…в период с 15 июня по 15 августа 2011 года…". Но есть уточнение: "…при значениях дневной температуры воздуха свыше 32 °C…" И вот это уточнение позволяет чиновнику двояко применять закон, и тем самым вымогать взятки. Как может дорожный чиновник, заранее выдающий специальные разрешения, знать какая будет температура, если он выписывает данное разрешение за 20 дней до предполагаемого события? Никак, но если занести ему мзду, то он посчитает по другому столбцу, а если не занести, то считать он будет без данного уточнения, по последнему. Но так как суммы в этом столбце астрономические, то либо в этот период никто покупать специальных разрешений не будет, а будут просто платить взятки на постах весового контроля, либо все-таки будут "заносить" чиновникам еще при расчете. Расчет платы осуществляется на безвозмездной основе? Не с этим Минтрансом.
Далее. Предположим, перевозчик, у которого нагрузка на ось чуть-чуть превышает по ведущей оси. Скажем, на 300 кг, что больше чем 2% дарованных Порядком осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 27 апреля 2011 г. N 125. Получается этому перевозчику необходимо получить специальное разрешение. Пошел, занес куда следует и скока надо, заплатил этому государству в счет возмещения вреда по минимуму, получил специальное разрешение, погрузил свой контейнер и…
…в специальных разрешениях на перевозку тяжеловесного груза по таким автомобильным дорогам в графе "Особые условия движения" делается запись следующего содержания: "движение разрешается в период с 21.00 до 09.00"…
На улице дождь, холод собачий, хочешь не хочешь, стой! Ибо согласно п.4 ст.12.21.1 КоАП РФ Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей. До стоянки полчаса ехать осталось, но часовой пояс сменился и на часах 21.02 по местному времени, а тут пост "самодвижущийся", расположенный в полосе отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог и отвечающий всем необходимым требованиям, соловей-взяточник на нем стоит… Короче опять мзду давай. Дело в том, что запрет движения прописывается в спец разрешении и независимо от того какая температура днем (хоть +19) запрет все равно действует. Должна была бы быть запись следующего содержания: "При значениях дневной температуры воздуха свыше 32 °C движение разрешается в период с 21.00 до 09.00". Но написано так, что фактически вводится запрет на весь период, ибо, например, 12 июня для Москвы Восход: 04:45 Заход: 22:13, итого в сутки машина может передвигаться только 1:13 + 4:15 = 5 часов 28 минут, т.к. согласно п.4.1 Инструкции КТГ перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов категории 2 по населенным пунктам осуществляется в период наименьшей интенсивности движения, а вне населенных пунктов - в светлое время суток. Скорее всего, такая норма останется и в новой инструкции.
Другая ситуация. Предположим, перевозчик, у которого нагрузка на ось вообще не превышает, везет контейнер с мяском. Едет себе такой довольный, в ус не дует, а тут пост "стационарный", соловей-взяточник на нем стоит… А весы то у соловья подкрученные… Соловей этому беззаботному перевозчику говорит: "Либо взятку плати и вали отсюда, либо сейчас оформим по п.1 ст.12.21.1 КоАП РФии с лишением". Ну, заплатил бедолага и дальше поехал. А через полгодика приходит ему повесточка. И сумма там, в иске, в счет возмещения вреда по крайнему столбцу рассчитана. И хотя соловей-взяточник протокол не оформлял, у весовщиков то все записи остались: и как проезжал, и как вешался, а в протоколе стоит запись: "Водитель от подписи отказался". Мне тут скажут, что типа это беспредел, и если взятку даешь, они весы и камеры выключают… ну забыли по недоумию или еще по какой причине… Перевозчику, то от этого что в самом гуманном и басманном суде легче будет? Суммы то во время ограничений нешуточные, за миллион рубликов зашкаливают…
Еще та же самая ситуация с перевозчиком, у которого нагрузка на ось чуть-чуть превышает, скажем, на 50 кг, что меньше чем 2% дарованных и предположим что даже весы не накручены. Но по неясным причинам дорогу после реконструкции перевели с нормативной осевой нагрузки транспортного средства 115 кН/11,5 тс на нормативную осевую нагрузку 100 кН/10 тс. В государстве РФия такое сплошь и рядом происходит. Короче перевозчик опять попал по полной программе.
В результате с вступлением в силу данного приказа на рынке тяжеловесных грузов будет устойчивая тенденция оттока легальных перевозок в теневую область, к черному налу на весовых. А официальная статистика будет свидетельствовать, что дороги разбивают грузовики с полной массой более 12 тонн, т.к. по данным чиновников за истекший период по данному участку трассы ни одного тяжеловеса не прошло. А то, что по этому же участку пролегает маршрут движения автотранспорта перевозящего лес, пиломатериалы, глинозем и другое сырье (как правило, около 40 тонн только груза), чиновники упорно продолжают не замечать, им это не выгодно. Кстати, в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 68-ФЗ с 1 января 2013 года вводится запрет движения транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами. А в КоАП будет добавлена статья 12.21.3 предусматривающая наложение административного штрафа на водителя указанного транспортного средства в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за движение указанного транспортного средства, - сорока тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - сорока тысяч рублей; на юридических лиц - четырехсот пятидесяти тысяч рублей. Проблема права имеет столь фундаментальный характер, а система извлечения выгоды из его отсутствия выросла за годы нефтяного бума до столь всеобъемлющих масштабов, что представить себе эволюционный переход в новое состояние довольно сложно. Гораздо более правдоподобным кажется, что переход к новому общественному договору, в основе которого будет лежать право, станет результатом кризиса или даже серии социально-политических кризисов, в результате которых право будет играть главенствующую роль в государстве, а общественный договор станет обоюдовыгодным.
И еще пара нюансов. В отличие от ограничений в весенний период, в которых есть ряд исключений (международные перевозки, перевозки продуктов питания, животных, лекарственных препаратов, горюче-смазочных материалов, семенного фонда, удобрений, почты и почтовых грузов и т.д.), в летний период никаких исключений не предусмотрено вообще. Все вышесказанное справедливо только лишь для автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п.2.1 ст.30 введен Федеральным законом от 21.04.2011 N 69-ФЗ). Так что, какие примочки придумают князьки на местах тока им и ведомо. А они теперь имеют законное право не только время, но и предельно допустимые массы с осевыми нагрузками ограничить.
Итого на текущий момент Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), плодя всяческие абсурдные приказы и активно пользуясь несовершенством законодательства, взыскивает завышенное возмещение вреда, а рядовые сотрудники весового контроля имеют мощный коррупционный инструмент для вымогательства взяток. И все это покрывается бездействием правительства.
Есть еще один аспект, на который стоит обратить особое внимание. Действия чиновников Минтранса во главе с Министром транспорта И. Левитиным можно квалифицировать как лоббистские в пользу железнодорожного транспорта и антисоциальные и в ущерб по отношению к целой отрасли автогрузоперевозок. На протяжении последних 10 лет у компании РЖД наблюдается отток грузов, например, спад погрузки за 7 лет составил 1,2%. Декларируемая железнодорожными чиновниками статистика увеличения грузопотока на самом деле не что иное, как статистические фокусы, искусно камуфлируемые ростом тарифов и изменениями параметров учета. При подсчете грузопотока, порожний подвижной состав учитывается как груз, а масса тары вагона – как вес груза. И все эти махинации только с одной целью – показать перспективность и важность железной дороги, как перевозчика грузов, для получения различных субсидий и дотаций из государственного бюджета. Отсутствие четких и прозрачных правил в области автогрузоперевозок, плачевное состояние автодорог и придорожной инфраструктуры, грабительские штрафы на водителей и пошлины на транспортные средства, акцизы на топливо, драконовская налоговая политика – все это и многое другое в области государственной политики Минтранса направлено на насильственный возврат грузопотока на Ж/Д, создание благоприятных условий для коррупционеров, на сдерживание развития отрасли автогрузоперевозок. Отрасли, которая даже не поименована в ФЦП "Развитие транспортной системы России 2010 - 2015 годы", где есть подпрограммы: "Развитие экспорта транспортных услуг", "Железнодорожный транспорт", "Автомобильные дороги", Морской транспорт", "Внутренний водный транспорт", "Гражданская авиация", но нет "Автомобильного транспорта". Отрасли, которая не благодаря, а вопреки стараниям Минтранса продолжает активно выполнять свою социальную функцию – доставку грузов конечному потребителю.
Итого со стороны властных структур есть огромное желание не строить дороги, все дорожные деньги осваивать под якобы ремонт того что от них осталось. Но при этом все силы направлены исключительно на усиление запретительных мер, на введение различных ограничений административными методами. Чем меньше дорогой пользоваться, тем меньше она изнашивается, меньше ее придется реально ремонтировать и затрачивать на это выделяемых средств, но при этом осваиваемая сумма остается неизменной, закладывается заранее и распиливается без особых хлопот. Запретительные меры, доведенные порой до абсурда и с учетом российской необязательности исполнения – непаханое поле для коррупции. А если еще учесть, что Министерство Транспорта РФ вообще не торопится исполнять свою первейшую функцию – создание четких и прозрачных правил, то в мутной воде чиновникам-коррупционерам от дороги живется вольготно и привольно.
Вот только продукты питания все дорожают и дорожают…
12/06/2011 Владислав Артамонов 6PL июнь 2011 г. Статья опубликована на Информационный портал о грузоперевозках cargo.ru
|